Руководства, Инструкции, Бланки

Лидерство И Руководство В Группе. Психология img-1

Лидерство И Руководство В Группе. Психология

Рейтинг: 4.5/5.0 (1764 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство и лидерство в группе

Руководство и лидерство в группе

Процессы лидерства и руководства относятся к проблеме интеграции группо­вой деятельности, а, следовательно, и ее эффективности. Кроме того, они описывают субъекта этой ин­теграции – руководителя (лидера) группы. Важно сде­лать, прежде всего, терминологические уточнения и развести поня­тия «лидерство» и «руководство» (рис. 6).

Рис. 6. Соотношение характеристик руководства и лидерства

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют, все-таки, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. В то же время, лидерство есть чисто психологическая характерис­тика поведения, а руководство как регламентированный обществом правовой процесс в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе.

Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Лидером является такой член малой группы, который выдвига­ется в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. стро­ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство – это групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть сис­тема отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Мера вли­яния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер должен ор­ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхож­дения лидерства.

«Теория черт» (иног­да называется «харизматической теорией») кон­центрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой чело­век, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

«Ситуационная теория лидерства» утвержда­ет, что лидерство в основном - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены груп­пы, которые превосходят других в каких-то качествах, которые особенно необходимы в данной ситуации.

Два столь крайних под­хода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот вариант представлен в так называемойсистемной теории лидерства, согласно которой лидер­ство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим про­цессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функ­ция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не долж­на сбрасываться со счетов.

Большинство отечественных исследований лидерства осущест­вляется в рамках, близких данной модели. Причем феномен лидерства в ма­лых группах рассматривается в контексте совместной групповой дея­тельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», а конкретные задачи групповой деятельности, в которых определен­ные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвиже­ния лидера. Идея ценностного обмена гласит: цен­ностные характеристики членов группы (значимые свойства лич­ности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде пред­ставлены такие качества, которые особенно значимы для группо­вой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигает­ся такой член группы, который как бы идентифицируется с наи­более полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Проблема изучения стиля лидерства в тра­диции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство», тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожа­лению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Попыток выделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сто­рон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так, существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментах Курта Левина, в соответствии с которой выделяются следующие стили:

1. Авторитарный стиль - характеризуется преимущественным использованием руководителем административно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличным принятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическим отсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации, планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позиция руководителя - вне группы (коллектива).

2. Демократический стиль - управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы и учета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в форме предложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другим работникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам; социально-психологическая позиция руководителя - внутри группы.

3. Попустительский стиль - характеризуется "псевдодемократической" позицией руководителя, когда всем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкого разграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя, его социально-психологическая позиция - незаметное пребывание в стороне.

Данная классификация не единственная. В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или заботу о людях выделяют пять типов руководителей (рис. 7).

Рис. 7. Типы руководителей

В практике экспериментальных исследований названы и такие типы лидеров, как: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоцио­нального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характерис­тик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего, не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляют­ся и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются год­ными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учиты­вая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.

Другие статьи

Вопрос № 67

Вопрос № 67. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии.В форме лидерства и руководства в группе может осуществляться социальная власть. Разведем понятия «лидер» и руководитель». По Парыгину:

1.Руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающие внутри группы психологическое влияние одного члена на других.

2.лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

3.лидерство можно констатировать в условиях микросреды, а руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

4.лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается целенаправленно;

5.явление лидерство менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

6.у руководителя есть система санкций, у лидера – нет;

7.процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, тогда как лидер принимает более непосредственные решения;

8.сфера деятельности лидера – в основном малая группа, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Но и лидер, и руководитель призваны стимулировать группу на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи были решены.

Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидера порождает структура взаимоотношений в группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер как тот, кто олицетворяет систему предпочитаемых группой ценностей и целей. Лидером принимается и считается тот, чью установки и ориентации становятся референтными

Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи, то есть, лидер выдвигается в конкретной ситуации для решения конкретной задачи, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с ним такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление, лидер немыслим в одиночку. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной.

Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального (направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана) и экспрессивного (эти деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение) вида. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерство – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, не вступая друг с другом в серьезные противоречия.

Руководство процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

В руководстве всегда присутствуют два аспекта – формально-правовой аспект власти и психологический аспект власти. Основным психологическим инструментом влияния руководителя на группу является его авторитет. Факторы, влияющие на авторитет: личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы, и наиболее существенный фактор – стиль управления.

Выделяют две основные модели руководства: директивную (в ее основе лежит единоналичие руководителя) и кооперативную (возможность активного коммуникативного взаимообмена между членами группы и их руководителем) модели.

Управление группой обеспечивает выполнение ею ряда задач, таких как: целеполагание (выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности), информирование (передача членам группы необходимого для их работы объема информации и сбор информации, поступающей от них), принятие решений (создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализацию принятого решения), контроль за деятельностью группы в важнейших сферах ее активности, обратная связь (поток информации, обеспечивающий взаимопонимание членов группы по важнейшим для группы проблемам).

Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства:

1. «Теория черт» (харизматическая теория) исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX века и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Согласно этой теории, лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных личностных черт. Многие авторы пытались выделить эти черты. Так, в 1940 году К. Бэрд составил список из 79 черт. Но быстро выяснилось, что эта затея бесполезна.

2. «Ситуационная теория лидерства» утверждает, что лидерство – продукт ситуации. В различных ситуация групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. То есть, лидер – тот, кто лучше других может актуализовать присущую ему черту в конкретной ситуации. Таким образом свойства личности оказались относительными, это снимало вопрос об активности лидера. Хартли для снятия этого противоречия предложил четыре «модели», дающие особую интерпретацию тому факту, почему все-таки одни становятся лидерами, а другие – нет. Во-первых, полагал Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, который работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

3. «Системная теория лидерства» рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как субъекта управления этим процессом. Здесь лидерство – функция группы, поэтому изучать лидерство надо сточки зрения целей и задач группы, не сбрасывая со счетов структуру личности лидера.

Большинство отечественных исследований осуществляется в рамках, близких данной модели, добавляя к ней рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы определяется не наличием у него особых черт, а наличием более высокого уровня влияния.

Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы как быв обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. То есть, лидером выдвигается тот, кто идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он обладает большим влиянием.

Стили лидерства. Выделяют три стиля лидерства (выделил К. Левин): авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

Каждый стиль имеет две стороны: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. тогда можно расписать каждый из трех стилей по двум характеристикам:

Лидерство и руководство в группах - Реферат, страница 1

2. Понятие о лидере и лидерстве

3. Соотношение понятий лидерства и руководства

4. Динамика лидерства. Способы достижения лидерства

5. Типология лидерства

6. Теории лидерства. Понятие о трансформирующем действительность лидерстве

7. Функции лидера

1. Лидерство как объект философских и социально-психологических исследований.

Лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом. В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффективного руководства и управления группой (будь то организация, политическое объединение).

Проблема лидерства исторически наиболее выпукло проявляется в таких сферах как политика и управление. Поэтому ее осмысление издавна осуществлялось в рамках философии, а позднее - в политологических, психологических, социально-психологических подходах.

Как полагали с древних времен, лидером может стать кто-то особенный, наделенный своего рода божественным даром вести за собой, руководить. С легкой руки Макса Вебера этот дар стали называть как харизмой, то есть особой способностью внушать людям веру, сродни религиозной. Если объяснить это явление обыденным языком, то речь идет о своего рода обожании, которое лидер может вызвать у толпы или массы.

Кто такой лидер? Лидер -- это избранник (не суть важно -- избран он Богом, гражданами или унаследовал легитимность от родителей-монархов). А раз так, то он выделяется среди обычных людей, он отличается от них. Возникает вопрос: почему, за счет каких качеств? Может быть лидеры -- некая особая порода людей?

Эти вопросы волновали мыслителей с незапамятных времен. Платон и Аристотель задумывались не только о том, как и почему человек берет в свои руки власть, но и о целях, которые он ставит перед собой, используя эту власть. Для этих философов не было сомнения в том, что хороший лидер должен стремиться к справедливости и честно служить государству. Аристотель особенно подчеркивал, что участие в политике для лидера -- высшая форма проявления человеческого достоинства. Примечательно, что античные мыслители, прежде всего, говорили не о «технологии», а о «нормативных аспектах» в исполнении лидерских ролей: о том, что должно знать тому, кто стремится получить власть.

В отличие от такого нормативистско-моралистского подхода к лидерству Н. Макиавелли акцентировал внимание на вопросе прагматического удержания власти лидером, особенно во времена перемен и нестабильности. Он был убежден, что хитрость и жестокость -- инструменты вполне дозволенные, если речь идет об удержании власти и применение их отодвигает вопросы справедливости и долженствования. Эти идеи сделали имя Макиавелли нарицательным для лидеров манипулятивного толка.

Начиная с середины 19 в. философы, социологи и социальные психологи в большей степени, чем Макиавелли сконцентрировали свое внимание на том, как лидеры возникают в группах и взаимодействуют с ними. Так, одним из наиболее влиятельных психологических механизмов, на которых основано воздействие лидера на своих последователей, была признана воля. Ницше одним из первых объявил волю к власти движущей силой истории. Он видел в воле к власти творческий инстинкт, который проявляется, прежде всего, у лидеров, которые не только ненасытно стремятся к проявлению власти и ее применению, но и преодолевают инерцию толпы, обладая сверхчеловеческими качествами.

Таким образом, Ницше впервые сформулировал два тезиса, которые в дальнейшем получили развитие в политической психологии. Первый тезис касается природы лидерства как иррациональной, инстинктивной силы, связывающей лидера и его последователей. Второй тезис приписывает лидеру выдающиеся качества, превращающие его в сверхчеловека. Этот подход был близок к трактовкам лидерства в европейской социальной психологии и социологии середины -- конца 19 в. Такие психологи, как Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, В. Вундт, каждый по-своему, но в целом сходным образом трактовали природу политического лидерства -- как иррационального феномена, объединяющего лидеров и последователей. Г. Лебон, как и Ф. Ницше, видел в воле лидера то ядро, вокруг которого «кристаллизуются и объединяются мнения». Пока этого не произойдет, лидер управляет толпой, как «раболепным стадом, которое не может обойтись без властелина».

В этом подходе к лидерству также имплицитно присутствуют представления о нем как о двойственном -- рационально-волевом и одновременно иррационально-инстинктивном феномене. При этом второй аспект преобладает над первым, сводя ведущую функцию лидера к вере, которой он заражает последователей. При этом Г. Лебон не видит особого отличия веры религиозной от политической, или социальной. Г. Тард добавляет к этой модели еще один инструмент воздействия -- подражание последователей своему лидеру.

Идея гипнотического, завораживающего воздействия лидера на массу, толпу или народ была подхвачена 3. Фрейдом, на которого книга Г. Лебона оказала столь сильное воздействие, что он написал специальную работу2, где вступил в полемику с Г. Лебоном. Полагая, что природа лидера связана с особыми качествами, сродни гипнотическим, Фрейд ищет истоки тех механизмов, которые делают подобное воздействие возможным, -- это потребность любого человека в поклонении авторитетам, идущей от тоски по отцу.

В отличие от социальных психологов, делавших акцент на психологической зависимости между личностью лидера и массой, социологи того же периода (В. Парето, В. Михельс, Г. Моска, М. Вебер) больше интересовались феноменом политической власти, объясняющим природу лидерства. Так, М. Вебер определяет саму политику через понятие лидерства, которое в свою очередь определяется через понятие власти -- как главной ценности для лидера.

Существенно важным для социологической трактовки лидерства является рассмотрение власти лидера как социального, а не только индивидуального феномена. Работа Г. Моски «Правящий класс» выразила этот подход наиболее отчетливо. В. Парето рассматривает эту проблему в динамическом аспекте, показывая зависимость стиля лидерства от социального запроса, который приводит к циклической смене «львов» на «лис» и наоборот. Другой важной особенностью социологической трактовки является выделение ситуации как фактора, определяющего поведение лидера.

Современные подходы к исследованию лидерства имеют не только различные истоки, но и различаются по своей дисциплинарной принадлежности. Это следует иметь в виду при поиске методологических ключей к исследованию. Так, следует прежде всего отметить вклад психологов, принесших в исследования лидерства различные варианты теорий личности. О вкладе психоаналитических концепций мы уже упоминали. Они наложили отпечаток на понимание личности лидера, его различных характеристик и качеств, позволяющих лидеру стать во главе организации, партии или государства. Психологи также много внимания уделяют отдельным структурным компонентам личности (мотивам, потребностям, воле, эмоциям, темпераменту, здоровью, характеру, стилю, Я-концепции, самооценке и др.)

Не менее существенным оказался и вклад социальных психологов, разрабатывавших теорию лидерства в рамках психологии групп. Прежде всего, стоит назвать многочисленные экспериментальные исследования поведения лидера в малых группах. Но есть и не мало (правда, в основном старых) работ по психологии массового стихийного поведения, где лидеру уделяется особое внимание.

В последние десятилетия мощным стимулом исследования лидерства стало развитие теорий менеджмента. Потребность практического использования социологических и психологических теорий лидерства для практический целей управления привело к разработке проблематики лидерства в рамках различных управленческих проектов. Один из наиболее известных специалистов по менеджменту Г. Саймон в своей книге «Административное поведение» (1965 г.) больше внимания уделяет институциональным, а не личностным аспектам лидерства, полагая, что последние используются тогда, когда нам не достает интеллектуальных инструментов для анализа организации. Личность лидера в теориях менеджмента присутствует, когда необходимо учесть и этот фактор с целью манипулирования организацией.

Таким образом, можно констатировать, что в современной социальной психологии, ни в других смежных гуманитарных областях нет единого подхода к изучению лидерства. Нет общепризнанного представления о его природе и функциях.

2. Понятие и определение лидерства

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. Ярошевского М.Г.)

Лидерство - один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. (Парыгин Б.Д. Социальная психология).

Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилие на достижение целей организации (Мескон М. Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента).

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе (словарь Психология).

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей (утвердившей его инстанцией, располагает строго определенными возможностями. Обладает формально регламентом).

3. Соотношение понятий лидерства и руководства

Б.Д.Парыгин в своих работах представляет сравнение феноменов лидерства и руководства. (См. Таблица)

Таблица: Сравнение признаков лидерства и руководства

Межличностные отношения, носящие неделовой характер

Регулирует институциональные отношения в рамках социальных институтов

В каких условиях проявляется?

Как возникает и преимущественно функционирует?

В результате целенаправленной и контролируемой деятельности целой системы социальных организаций и институтов. Избирается, назначается

В какой степени зависит от настроений и изменений в отношениях группы

Каким образом использует санкции

Используется в рамках норм.

Основан на личном влиянии

Определен официальным статусом

Какой характер принятия решений

Чаще имеет непосредственный характер

Имеет более опосредованный характер,

Какова сфера деятельности

Замыкается в микросреде, на неофициальных отношениях симпатии и оппозиции в отношениях между членами малой группы

Широка. Предусматривается управление психологическим климатом, системой МЛО, необходимость поддерживать внешние связи.

4. Динамика лидерства

Под динамикой лидерства подразумевают всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с масштабами лидерства, функционирующего как в социальной микро-. так и в макросреде.

Социальная психология шпоры Петрушихина

/ Социальная психология шпоры Петрушихина

В отечественной соц.пси. исследованием сплоченности занимался А.В. Петровский. Он использовал часть единой концепции, названной ранее "стратометрической концепцией групповой активности". Основная идея заключается в том, что структуру малой группы можно представить себе как состоящую из 3 страт (можно рассм. как 3 уровня развития гр. спл.): 1)внешний ур. эмоцион. межличн. отношения(эмоциональная часть); 2) ценностно-ориентационное единство(отношения как совместная деятельность, совпадение ценностей); 3) ур. ядро групп. структуры (разделение целей и мотивов, общность выбора в группе)

Эксперимент А.И.Донцова . Проведен в 14 московских шк. Цель. Выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике. Итог. 2 пласта сплоченности: 1) сплоч. при оценке "эталонного ученика"; 2) при оценке реальных учеников. Вывод. общность оценок реальных учеников выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем регистрируемая как совпадение мнений. Однако. при оценке коллег выше оказалось ценностное представление, чем оценка друг друга. Вывод. эталонный коллега в большей степени оказался общей ценностью, следовательно интеграция группы осуществляется в ходе совместной деят. Итог: возникнув благодаря внеш. обст. малая группа переживает длит. процесс становления в кач-ве псих. общности, т.к. гр. сплоч. развив-ся посредством усвоения ценностей чл. гр.

Билет 20. Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Различия лидера и руководителя: ( Б.Д.Парыгин ):

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Однако, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

К.Левин, Р.Липпит и Р.Уайт проводили эксперимент в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (что речь идет о взрослых руководителях) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: "авторитарный", "демократический" и "попустительский (либеральный)

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства; единоначалием в принятии решений; жестким контролем за деятельностью подчиненных. Сотрудники – исполнители приказов, причем им дается минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.

Методы руководства: приказы, распоряжения, замечания, выговоры, угрозы, лишения льгот. В общении с сотрудниками используются четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.

Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненным. Руководитель обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, стимулирует инициативу, информирует коллектив. Общение доброжелательное и вежливое.

Либеральный стиль характеризуется минимальной степенью участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложить свои функции и ответственность на других.

Подчиненные предоставлены сами себе, их работа контролируется редко. Общение с подчиненными руководитель ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов.

Билет 21. Процесс принятия группового решения

Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные.

Разработаны различные методы принятия групповых решений.

Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. Эта проблема была изучена Левиным.

Эксперимент был осуществлен в США в годы Второй мировой войны. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось кол-во пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались субпродукты, однако домохозяйки отказывались их покупать. Цель эксперимента состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы – выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссию. Было создано 6 групп, нескольким из которых были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по тем же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения, в группах с дискуссиями – 32%.

На лекции домохозяйки слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в групповую норму. Такой эффект стал возможным, потому что решение не было навязано, а было принято самой группой.

В ходе различных экспериментов были выявлены две важные закономерности :

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление разной инф-ции;
2) если решение инициировано группой, то оно явл. логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму.

Формы групповой дискуссии, стимулирующие принятие решения :

«брейнсторминг» («мозговая атака»)

метод синектики (соединения разнородного) и др.

Группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют только «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений по решению обсуждаемой проблемы. На этом этапе авторов никто не подвергает критике. На втором этапе вступают «критики», они начинают сортировать поступившие предложения. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Считалось, что группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Этот процесс усреднения групповых решений был назван процессом нормализации группы.

Можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафиксирован такой же факт нормализации, т.е. групповое решение должно оказаться усреднением решений отдельных членов группы. Но это положение не подтвердилось в тех случаях, когда в принимаемое решение включало в себя момент риска. Был обнаружен феномен, получивший название «сдвига риска».

В эксперименте испытуемым предлагается набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность («синица в руке»); либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность – ценность – высокая («журавль в небе»). Члены групп на первой фазе индивидуально выполняли задания; на второй проводили групповую дискуссию и принимали коллективное решение; на третьей снова принимали индивидуальные решения. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще, и при повторном индивидуальном решение также наблюдался сдвиг в сторону риска.

При групповом решении идет сдвиг в сторону риска (чаще выбирался «журавль в небе»).

Были предложены две гипотезы :

1) сдвиг в сторону риска обусловлен разделением (диффузией) ответственности;
2) риск вообще интерпретируется как ценность в обществе.

Но был обнаружен и обратный эффект: в ряде экспериментов был обнаружен сдвиг в сторону осторожности .

Проводимые эксперименты выявили важный факт. при принятии группового решения не обязательно происходит нормализация, решение не всегда явл. «средним».

Групповое решение приводит вообще к «сдвигу выбора», т.е. к поляризации мнений в группе. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами.

Существуют два объяснения поляризации :

1) нормативное – человеку свойственно сравнивать себя с другими, сохраняя при этом позитивный образ «Я». Осуществляется сдвиг в сторону ранее существовавшего мнения.

2) информационное – групповая дискуссия генерирует аргументы; если они в пользу какого-то члена группы, то он еще сильнее склоняется к своему, ранее сущ. мнению, т.е. оно поляризуется. Если же аргументы противоречат ранее сущ. мнению, то оно решительно сдвигается в противоположную сторону, т.е. опять осущ. поляризация.

Сравнение групп, принятия решений и индивидуального :

Установлено, что преимущество того или иного решения зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения. Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию.

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «группомыслие» - стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов принятия правильного решения.

Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группомыслия» явл.

очень высокая сплоченность группы

ярко выраженное наличие «мы-чувства»

изоляция группы от альтернативного источника инф-ции

высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы

Феномен «группомыслия» снижает качество групповых решений . т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблемы объективно; группа становится жертвой своего единодушия.

Билет 22. Проблема развития группы в социальной психологии .

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности.

для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их

включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа — именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия»

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом в американской, например, социальной психологии существует еще и «индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанный именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы, рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов. Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам.

23. Социально-психологическая структура малой группы

Кратко - малая группа - это группа, в которой обществ. отнош. выступают в форме непосредственных личных контактов.

Нижний предел малой гр. до сих пор вызывает споры ученых(диада или триада). в диаде формир. чисто эмоциональный контакт, тогда как в триаде появляется наблюдатель (3ий), что позволяет отличить межличностный конфликт(2оих) от деятельного начала. Но для аппарата математической теории игр подходит в большинстве случаев и диадическое взаимодействие.

Верхний предел Изначально этим пределом считалось "магическое число" 7+2(объем оперативной памяти мозга), предложенное Дж. Миллером. Но это не подтвердилось экспериментально, и на практике показано, что верхним пределом могут быть и 20 человек, а в исследованиях Морено, автора социо-метрической методики, упоминаются группы и по 30-40 человек(шк. классы).

3 Наиболее распространенные классификации . 1) первичные и вторичные; 2)формальные, неформальные; 3) группы членства и референтные группы. 1) Впервые было предложено Ч. Кули. первичные - семья, друзья, соседи; вторичные - общение через посредников(люди, средства связи) 2) Впервые предложено Э. Мэйо. формальные - четко заданы позиции членов, предписанные групп. нормами. Отношения опред. системой ролей и статусов( вертикаль власти); неформальные - складываются стихийно или в форм. гр. нет предпис. ролей и статусов, объединяет их общий интерес. 3) Впервые введена Г. Хайменом. Референтные гр. - такие гр, в кот. индвиды не включены реально, но принимают их нормы. В дальнейшем Г.Келли выделил 2 их функции: сравнительную (гр. как эталон сравнения с ней) и нормативную (для нормативной оценки индивида). В н. вр. реф группа - группа, противостоящая группе членства / возникающая внутри группы членства(особо значимый круг лиц, промежуточный ориентир). Это дает толчок к изучению вопроса о том, почему индивиды покидают свою группу членства( шк. класс, спортивная секция, семья) и начинают ориентироваться не на те нормы, которые в ней приняты.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между индивидами. Особое знач. - 1) положение, занимаемое индвидом в сис-ме коммуникаций. (доступ к инфе, циркулирующей в группе, объем важной инфы,); 2)направленность и интенсивность коммуникаций в группе. Комм. структуры бывают: централизованными (фронтальная, радиальная, иерархическая) ( общение через 1 центрального индивида, что способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач) децентрализованными (цепная, круговая, полная) (равномерное участие в коммуникации, успешное решение сложных, творческих задач)

Ролевая структура малой группы — это совокупность отношений между индивидами, распред гр. ролей(типичного поведения) Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора, «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т. д. В общем. роли, связанные с решением задач; роли, связанные с оказанием поддержки.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Типы соц. власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. в основе система связей и феномен лидерства.

24. Определение и классификация больших социальных групп.

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Большие группы разделяются на два вида: стихийные(толпа, публика, масса) и устойчивые(профессиональные, гендерные, этнические, возрастные) .

К стихийным группам относятся: толпа, масса, публика. Они различаются по степени организованности.

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

Основные характеристики больших групп:

-Психологический склад (социальный характер, обычаи, традиции, нравы)

- Эмоциональный склад( потребности, интересы)

Способы воздействия в больших группах:

25.Психологические проблемы стихийных групп и массовых движений .

Стихийные гр. - это кратковр. объединения большого числа лиц с различн. интересами, но по опред. поводу и демонстр. совместные действ. Общественное мнение - фактор формирования. Классификация: 1) Толпа(зеваки) - ежеминутна, часто приводит к агрессивным формам; 2) Масса(митинги, манифесты) - более устойчива, лидер заявлен сразу; 3) Публика - масса, собравшаяся ради опред. зрелища(матч, концерт), более менее соблюдает нормы, управляема, но чуть что, сразу "вспыхивает"

Побудитель к действию - сплав сплетен, слухов и суждений, происходит групповое стимулирование действий, личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.

Способы воздействия в стихийных группах:

1) Заражение (интегрирует массы людей - религиозные экстазы, психозы, ритуальные танцы) - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям; шокирующее известие(избыток или недостаток инфы про него) -- взаимное многократное отражение -- паника. Существует стимул заражения, который можно использовать для повышения эффективности воздействия и введения массы в экстаз.(аплодисменты)

2) Внушение( суггестия) - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Суггестор - внушающий, Суггеренд - внушаемый. Явление сопротивления внушающему называется контрсуггестией. Существует обратная зависимость внушения от возраста, чем старще человек, тем хуже он поддается внушению. И чем лучше себя человек чувствует, тем хуже он поддается внушению. Важную роль играет "эффект доверия " - если суггестор обладает опред. для вас авторитетом, ему легче будет вам что-нибудь внушить. Метод создания имиджа - строится на включении эмоциональных апелляций, и искусство рекламы/политики в том и состоит, чтобы обеспечить психологически действие суггестивных сторон имиджа.

3) Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Теория подражания принадлежит Г. Тарду - фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Прогресс и освоение новых технол. происходит путем подражания. Особое значение подр. имеет в развитии ребенка. Исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания(разраб.Н.Миллером, Д.Доллардом и А.Бандурой). А.Бандура описывает 3 способа следования подкрепленному поведению "модели", т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему. (связь механизмов подражания, заражения, внушения)

Соц конфликты - объясн. противореч. между возможными направлениями подражания. Их природа = природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Их анализ позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д.

Социальное движение (в рамках массовых движений) - достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. (за мир, за равноправие, за смещение авторитета и т.п.). Общие черты . 1)база- обществ. мнение; 2) имеет цель; 3) формулируется программа со ст. разработанности; 4) отдает себе отчет в использ. средствах(деньги, насилие); 5) реализуется в проявл. массового поведения(митинги, демонстрации и т.д.). Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация. которая и дает импульс возникновению движения.