Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Инструкция По Пропускному Режиму На Предприятии img-1

Образец Инструкция По Пропускному Режиму На Предприятии

Рейтинг: 4.3/5.0 (1719 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме на предприятиях и в организациях системы Министерства пищевой промышленности СССР

О ПРОПУСКНОМ И ВНУТРИОБЪЕКТОВОМ РЕЖИМЕ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ

МИНИСТЕРСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации пропускного и внутриобъектового режима на предприятиях и в организациях системы Министерства пищевой промышленности СССР.

2. Пропускной и внутриобъектовый режим вводится на всех предприятиях и в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением или реализацией материальных ценностей, в том числе в цехах, на участках, заготовительных пунктах, базах, складах и других местах хранения сельскохозяйственного и промышленного сырья, материалов, продукции, тары, инвентаря, оборудования, находящихся вне основной территории этих предприятий и организаций.

3. Объекты, на которых вводится пропускной и внутриобъектовый режим, должны быть соответствующим образом огорожены и оснащены необходимыми техническими и противопожарными средствами и весоизмерительными приборами.

Ответственность за организацию пропускного и внутриобъектового режима, обеспечение объекта весоизмерительными приборами, техническими, противопожарными и другими средствами охраны возлагается на руководителей объектов, а за осуществление пропускного и внутриобъектового режима - на соответствующие подразделения охраны. Руководство объекта совместно с охраной несет полную ответственность за сохранность объекта, находящихся на нем материальных ценностей и проведение в жизнь мероприятий, обеспечивающих надежную охрану.

4. Лица, нарушающие пропускной и внутриобъектовый режим, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

II. ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ

А. Контрольно-пропускной пункт (КПП)

5. Пропуск на территорию и с территории охраняемого объекта рабочих, служащих предприятий, посетителей, транспортных средств и грузов производится через специально оборудованные контрольно-пропускные пункты в установленное администрацией время.

Контрольно-пропускные пункты размещаются изолированно от производственных помещений и других служб, не имеющих отношения к охране, и должны быть удобными для прохода людей, проезда транспорта, проверки пропусков и контроля за ввозом и вывозом (выносом и вносом) товарно-материальных ценностей. Они оборудуются охранной сигнализацией, внутренней и городской телефонной связью, специальными металлическими ящиками (сейфами) для хранения ключей, штампов, документов и другими средствами, обеспечивающими осуществление возложенных на охрану обязанностей, а также стендами с образцами постоянных, временных, разовых, материальных пропусков и путевых листов на пропуск автотранспорта на территорию объекта и обратно.

При необходимости на контрольно-пропускных пунктах должны быть установлены автовесы.

Б. Пропуск граждан на территорию и с территории

6. Рабочие, служащие и посетители пропускаются на территорию объекта только по пропускам установленной формы.

Разовый пропуск (см. Приложение 1) с момента выдачи и до момента прохода на предприятие действителен 30 мин. после чего теряет силу.

7. Личный состав охраны предприятия (организации) проходит на территорию объекта по постоянным (см. Приложение 2) или временным (см. Приложение 3) пропускам.

8. Допу ск в сп ециальные производственные помещения: конструкторские бюро, лаборатории, кассы и т.д. - возлагается на руководителей охраняемого объекта. Эти помещения оборудуются запорами, средствами сигнализации и смотровыми окошками. Такие помещения должны иметь телефонную или иную связь с охраной.

9. В выходные и праздничные (нерабочие) дни допуск лиц на территорию объекта производится только по особому разрешению руководителя объекта или его заместителей.

10. Правом прохода на объект без пропусков по предъявлению удостоверения личности (служебного удостоверения) пользуются:

а) члены ЦК КПСС, ЦК КП союзных республик, члены правительства СССР, союзных и автономных республик, секретари краевых, областных, городских и районных комитетов КПСС, председатели кра й( обл )исполкомов и гор(рай)исполкомов;

б) прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей, городов и районов и их заместители;

в) заместители министра пищевой промышленности СССР, заместители министров пищевой промышленности союзных республик и заместители руководителей других органов управления пищевой промышленностью союзных и автономных республик, кра й( обл )исполкомов, а также начальники отраслевых управлений и отделов министерств, их заместители, начальники главков, трестов, директора фирм, объединений, предприятий и их заместители на все подведомственные им предприятия;

г) начальники УВД кра й( обл )исполкомов и их заместители, начальники управлений - отделов КГБ по краям и областям и их заместители, оперативно-начальствующий состав органов государственной безопасности и милиция, следователи в связи с расследованием преступления, руководящий и инспекторский состав управлений, отделов (отделений) вневедомственной охраны по территориальности;

д) работники комитетов народного контроля, инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора. госпожнадзора. а также работники органов по регулированию, использованию и охране водной системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР;

е) работники внутриведомственного контроля учреждений и организаций системы Министерства пищевой промышленности СССР, начальники контрольно-ревизионных управлений, отделов и их заместители, а также главные, старшие ревизоры и ревизоры, если им поручено проведение ревизии или проверки, работники инспекции при министре пищевой промышленности СССР, министрах пищевой промышленности союзных республик и руководителях других органов управления пищевой промышленностью союзных республик.

11. На территорию охраняемого объекта не допускаются лица, находящиеся в нетрезвом состоянии. В случае нахождения таких лиц на территории они должны быть оттуда немедленно удалены представителями администрации и работниками охраны.

В. Пропуск на территорию и с территории объекта

транспортных средств без грузов

12. Автогужевой транспорт (без грузов) охраняемого предприятия (организации) пропускается на территорию объекта и обратно по предъявлении водителем его пропуска и путевого листа.

13. Автогужевой транспорт (без грузов) других предприятий и организаций пропускается на территорию объекта по предъявлении водителем пропуска с указанием в нем вида транспорта, номерного знака и удостоверения личности (паспорта).

В том случае, если на автогужевом транспорте других предприятий (организаций) имеются предметы (баллоны, бочки, брезент и т.д.), подлежащие обратному вывозу, то они указываются в разовом пропуске водителя или лица, сопровождающего груз.

Железнодорожный транспорт без грузов пропускается на территорию объекта и обратно в порядке, установленном руководителем предприятия (организации).

14. Пожарные и аварийные автомашины с расчетом при пожарах, взрывах и других авариях, а также милицейские автомашины при происшествиях пропускаются на территорию объекта беспрепятственно, а при отсутствии каких-либо происшествий - на общих основаниях.

15. Санитарные машины вместе с медицинскими работниками пропускаются на территорию объекта при несчастных случаях беспрепятственно. О вызове санитарной машины постовой ставится в известность. При выезде контроль производится по усмотрению охраны.

16. Аварийные бригады из рабочих и служащих предприятий при чрезвычайных происшествиях (пожар, авария и т.д.) допускаются к месту происшествия в порядке, установленном руководителем объекта.

Г. Порядок ввоза (вноса) на территорию и вывоза (выноса)

с территории охраняемого объекта материальных ценностей

17. Вывоз (вынос) с территории и ввоз (внос) на территорию охраняемого объекта сельскохозяйственного и промышленного сырья, материалов, продукции, инвентаря, оборудования и других ценностей (в том числе возвращаемой на предприятие продукции) разрешается только при наличии на эти грузы надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных, фактур и других сопроводительных документов установленной формы.

Запрещается ввоз и вывоз (внос и вынос) с объекта ценностей по устным распоряжениям, запискам и другим не предусмотренным настоящей Инструкцией документам.

18. Сопроводительные документы должны быть написаны на бланках установленной формы, иметь номер, дату и содержать сведения о наименования материальных ценностей, их количества, массе (объеме), виде упаковки и количестве мест.

Документы на право вывоза (выноса) материальных ценностей подписываются руководителем объекта (заместителем руководителя) или лицом, уполномоченным на то приказом по объекту, а также главным бухгалтером или его заместителем и лицами, отпустившими и получившими ценности.

Материальные ценности (кроме поступающих на объект железнодорожным и водным транспортом) по этим документам могут быть вывезены или ввезены (внесены, вынесены) только один раз в день их выписки.

19. На контрольно-пропускном пункте проверяется соответствие наименования и количества ввозимых и вывозимых ценностей наименованию и количеству, указанным в документе, и при их соответствии оба экземпляра погашаются штампом "Погашен" (см. Приложения 4 и 5 (приложения 5 - 18 не приводятся)) и регистрируются в книгах регистрации ввозимых или вывозимых материальных ценностей (см. приложения 6 и 7). Один экземпляр документа передается лицу, сопровождающему груз, а другой - в бухгалтерию под расписку в книгах регистрации ввозимых (вывозимых) материальных ценностей или в бюро пропусков для последующей передачи в бухгалтерию.

Примечание. В тех случаях, когда проверка товарно-материальных ценностей на контрольно-пропускном пункте затруднена, их погрузка должна производиться под контролем выделенного для этой цели работника охраны.

20. Работникам охраны предоставляется право осматривать пропускаемые на территорию и с территории объекта с грузом и без груза железнодорожные вагоны, цистерны, контейнеры, автомашины и другие транспортные средства, вскрывать ящики, пакеты, бочки и другую тару с материальными ценностями, требовать в необходимых случаях перекладки или выгрузки их с транспортных средств.

21. В случае несоответствия оказавшегося при проверке груза записям в сопроводительном документе работники охраны:

указывают об этом в книге регистрации нарушений пропускного режима (см. приложение 8);

совместно с администрацией, представителями общественных организаций объекта и сопровождающими груз лицами составляют в трех экземплярах акт выявленных расхождений (см. приложение 9).

Один экземпляр акта передается администрации охраняемого объекта, второй - предприятию-поставщику и третий экземпляр подшивается к документации охраны.

22. О всех случаях ввоза и вывоза материальных ценностей без сопроводительных документов, а также в больших или меньших количествах, чем указано в этих документах, работники охраны обязаны поставить в известность руководителя объекта и местные органы внутренних дел.

23. Ввоз, вывоз (внос, вынос) материальных ценностей из одного цеха в другой, которые расположены на разных территориях одного предприятия, а также для производства работ вне территории объекта производится в порядке, установленном пунктом 19 раздела II настоящей Инструкции.

24. Сопроводительные документы на ввозимые или вывозимые грузы не дают права на проход и проезд через контрольно-пропускной пункт граждан и действительны только при наличии у них постоянного, временного или разового пропуска.

25. При наличии сигналов о хищениях товарно-материальных ценностей работники охраны по указанию руководителя предприятия производят досмотры отдельных работников предприятий и посетителей. Подозреваемое лицо приглашается в отдельное помещение, где ему предлагается возвратить похищенное. После категорического отказа задержанного исполнить это требование охраны в присутствии двух понятых производится досмотр. Досмотры производятся лицами одного пола с теми, кто подвергается досмотру. При обнаружении похищенного составляется акт (см. приложение 10), а случай хищения регистрируется в книге задержаний (см. приложение 11).

Изъятые у задержанных похищенные материальные ценности учитываются в охране и сдаются на склад по накладкой, один экземпляр которой передается в бухгалтерию предприятия, второй остается в делах охраны. Форма накладной и порядок сдачи на склад изъятых ценностей устанавливаются администрацией объекта.

Руководитель и главный бухгалтер охраняемого объекта должны ежемесячно сообщать вышестоящей хозяйственной организации о всех случаях задержаний и принятых мерах по предотвращению нарушений пропускного режима.

III. ВНУТРИОБЪЕКТОВЫЙ РЕЖИМ

26. Руководитель объекта обязан определить распорядок рабочего времени по всем цехам и участкам, маршруты и правила движения транспорта и пешеходов по территории объекта; обеспечить ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для жизни людей, оборудование специальных мест для курения, складирования сырья, готовой продукции, личных вещей рабочих, служащих и посетителей; оснастить объекты техническими средствами (связь, сигнализация, ограждение, замки, блок-посты для караульных собак, весоизмерительное хозяйство и т.д.); установить персональную ответственность начальников цехов и отделов за сохранность материальных ценностей, состояние противопожарной, противоаварийной безопасности и соблюдение во вверенных им цехах и отделах установленного режима.

27. На территории объекта могут находиться только лица, работающие в данной смене, и лица, имеющие разовые пропуска, в установленное для них время.

28. Запрещается хранение на территории охраняемого объекта принадлежащих работникам предприятия и другим лицам автомашин, мотоциклов, велосипедов, домашнего и другого имущества.

Личные вещи рабочих, служащих и посетителей (свертки, портфели, хозяйственные сумки, чемоданы и другие предметы), за исключением спецодежды, должны сдаваться в камеру хранения.

29. Культурно-просветительные и другие помещения (клубы, общежития, жилые дома, магазины, торговые палатки, ларьки и т.д.) должны быть размещены вне территории объекта.

30. Окна нижних этажей производственных и складских помещений следует оборудовать металлическими решетками или сетками. Защита оконных проемов этих зданий и помещений металлическими решетками производится по согласованию с органами государственного пожарного надзора.

IV. ПРОПУСКА И ПОРЯДОК ИХ ОФОРМЛЕНИЯ

31. Бланки пропусков, книг и других документов, указанных в настоящей Инструкции, изготовляются типографским способом за счет предприятия. Все виды пропусков должны отличаться друг от друга.

Учет, хранение и уничтожение бланков пропусков производится в порядке, установленном для бланков строгой отчетности.

Все пропуска, за исключением материальных (см. приложение 12), учитываются, оформляются и выдаются в бюро пропусков, а там, где они не предусмотрены, учет, оформление и выдача пропусков возлагаются на отделы кадров предприятий.

Материальные пропуска (товарно-транспортные накладные) учитываются, хранятся и выдаются бухгалтерией предприятия. Эти пропуска хранятся в кассе предприятия, а их выдача регистрируется в книге учета выдаваемых пропусков и в карточке.

32. Пропуска по срокам действия подразделяются на постоянные, временные и разовые, а по назначению - на личные и материальные.

33. Постоянные пропуска выдаются рабочим, служащим и инженерно-техническим работникам, принятым на постоянную работу. Основанием для выдачи является приказ (распоряжение) руководителя объекта о приеме данного лица на работу. Срок действия постоянных пропусков устанавливается руководителем объекта.

Временные пропуска выдаются лицам, принятым на предприятия временно, на срок до 6 мес.

В случае утраты пропуска лицо, его утерявшее, обязано заявить об этом руководителю объекта или в бюро пропусков. Выдача пропуска взамен утерянного производится после расследования факта утери.

У лиц, уволенных с работы, пропуска отбираются при производстве с ними расчета, о чем делается отметка в книге учета и выдачи пропусков.

34. Разовый пропуск выдается отдельным лицам или на группу лиц по распоряжению руководителя предприятия (организации) или лиц, им на то уполномоченных, для однократного посещения объекта в день выдачи и в указанное в пропуске время. Разовые пропуска выписываются при наличии у посетителя документа, удостоверяющего его личность.

Начальником бюро пропусков, а при его отсутствии представителем администрации, которому поручена выписка разовых пропусков, ведется книга регистрации выдаваемых разовых пропусков. В книге должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы, номер и дата выдачи служебного удостоверения, удостоверения личности, паспорта посетителя, по чьей заявке выписывается разовый пропуск, его номер, дата и время выдачи.

Иностранные делегации могут пропускаться на объект с разрешения руководителя без пропусков в сопровождении представителя администрации предприятия.

Разовые пропуска отбираются работником охраны на контрольно-пропускном пункте при выходе посетителя с территории объекта. На обратной стороне пропуска должна быть подпись лица, принимавшего посетителя, и отметка о времени посещения, заверенные печатью предприятия (цеха).

В конце рабочего дня разовые пропуска сдаются в бюро пропусков или в отдел кадров, где хранятся в течение 3 мес. после чего уничтожаются комиссией по акту.

35. Пропуском на вывоз (вынос) с территории объекта материальных ценностей является экземпляр товарно-транспортной накладной с цветным оттиском по диагонали.

Полученные от работников охраны материальные пропуска (товарно-транспортные накладные с цветным оттиском по диагонали) сверяются в бухгалтерии с другими экземплярами этих документов и хранятся вместе с ними в течение срока, установленного для хранения материальных и денежных документов.

36. На контрольно-пропускном пункте должны быть образцы всех видов пропусков, оттисков печатей, штампов, а также подписей лиц, которым предоставлено право подписи пропусков, товарно-транспортных накладных, счетов - материальных требований и других документов, подлежащих проверке охраной при пропуске на территорию и с территории охраняемого объекта лиц и транспортных средств.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БЮРО ПРОПУСКОВ.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОХРАНЫ

37. Бюро пропусков может быть создано на предприятиях с численностью свыше 500 работающих.

Начальник бюро пропусков подчиняется начальнику охраны объекта или начальнику военизированного подразделения. Дежурные подчинены непосредственно начальнику бюро пропусков.

38. Начальник бюро пропусков несет личную ответственность за работу бюро и обязан:

знать охраняемый объект, его руководство, начальников цехов и служб;

выполнять действующие на объекте инструкции, указания и приказы по вопросам внутриобъектового и пропускного режима;

совместно с руководителем и начальником охраны объекта разрабатывать и осуществлять мероприятия по совершенствованию пропускного режима и охраны предприятия;

вести учет нарушителей пропускного режима и лиц, задерживаемых с похищенными материальными ценностями;

своевременно производить заказы на изготовление бланков всех видов пропусков, печатей, штампов, книг регистрации ввозимых и вывозимых ценностей, организовывать учет и хранение этих документов.

39. Дежурный бюро пропусков:

отвечает за сохранность штампов, печатей, ключей, пропусков и других документов, а также имущества, находящегося в помещениях бюро пропусков;

ведет ежедневный учет пропусков и их бланков;

в соответствии с приказами и распоряжениями руководителя предприятия оформляет на работников объекта постоянные или временные и на посетителей разовые пропуска. Перед оформлением пропусков проверяет документы, предъявляемые в качестве основания для выписки пропуска, и документы, удостоверяющие личность или служебное положение получателя пропуска;

при выдаче пропуска разъясняет владельцу порядок хранения и предъявления пропуска и ответственность за его утерю или передачу другому лицу;

ежедневно принимает от работников охраны использованные разовые пропуска, проверяет правильность сделанных в них отметок о пребывании посетителей на объекте и сличает с книгой регистрации выдачи (см. приложение 13) и в конце рабочего дня сдает их начальнику бюро пропусков;

ежедневно принимает от работника охраны использованные пропуска на ввоз (внос) и вывоз (вынос) материальных ценностей, проверяет в пропусках правильность записей и отметок, наличие на них штампов и сдает их главному бухгалтеру объекта под расписку в книгах регистрации ввозимых (вывозимых) материальных ценностей;

по окончании дежурства докладывает начальнику бюро пропусков о проделанной работе и имевших место происшествиях;

во время массового пропуска работающих, а также транспортных средств начальник и дежурный бюро пропусков оказывают помощь постовым в организации службы на контрольно-пропускном пункте.

40. Постовой при несении службы на контрольно-пропускном пункте обязан:

при заступлении на пост принять по описи служебную документацию, а также инвентарь, проверить исправность пломб, замков, запоров, освещения, связи и сигнализации. При обнаружении неисправностей доложить об этом начальнику охраны объекта (караула), бригадиру или в отдел (отделение) охраны;

точно и своевременно выполнять настоящую Инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режиме, приказы и распоряжения начальника караула (бригадира), руководителей охраны предприятия и отделов (отделений) ведомственной или вневедомственной охраны местных органов внутренних дел;

проявлять бдительность и принципиальность, предупреждать факты хищений и злоупотреблений, задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти или ввезти (вывести, внести) материальные ценности, а также нарушителей общественного порядка и пропускного режима. Немедленно докладывать об этом руководителю объекта, начальнику охраны объекта, военизированного подразделения, бригадиру, органам ведомственной (вневедомственной) охраны;

уметь пользоваться противопожарным инвентарем, обеспечивать соблюдение правил противопожарной безопасности на посту и прилегающей к нему территории. В случае загорания немедленно сообщать об этом руководителю объекта, в ближайшую пожарную команду, начальнику караула (бригадиру), дежурному по отделению милиции и принять меры к ликвидации загорания, спасению людей и имущества.

Формы других необходимых документов приведены в приложениях 14 - 17.

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНСТРУКЦИИ О ПРОПУСКНОМ

И ВНУТРИОБЪЕКТОВОМ РЕЖИМЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

41. В целях профилактики и осуществления действенного контроля за ввозом и вывозом (вносом и выносом) материальных ценностей бригадир, начальник охраны объекта, начальник отряда (команды, группы), инспектор службы, руководство отдела (отделения) охраны совместно с руководством охраняемого объекта периодически проводят контрольные проверки с перевесом, перемером и пересчетом количества продукции, проходящей через контрольно-пропускной пункт.

Контрольные проверки должны планироваться и предусматриваться в планах работы подразделений охраны. Они должны проводиться квалифицированно, с участием специалистов по качеству сырья и продукции, с широким привлечением общественности и актива предприятия (организации).

Выявленные контрольной проверкой отклонения оформляются актом (см. приложение 18), который передается администрации или в органы милиции для принятия соответствующих мер.

В случае расхождения массы или количества мест, указанных в документе, выписывается новый расходный документ. При этом первоначальный документ погашается как недействительный и приобщается к акту контрольной проверки товаров, о чем сообщается в бухгалтерию.

42. При проведении документальных ревизий вышестоящие хозяйственные организации проверяют на подведомственных предприятиях выполнение Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме на предприятиях и в организациях системы Министерства пищевой промышленности СССР, состояние противопожарной безопасности и охраны объекта, а также производят проверку материальных приходно-расходных документов и сличение их с пропусками и книгами регистрации ввозимых и вывозимых (вносимых и выносимых) с объекта материальных ценностей.

В необходимых случаях такие проверки должны производиться в любое время.

43. Настоящая Инструкция распространяется на все организации, предприятия, учреждения системы Министерства пищевой промышленности СССР и в соответствии с Типовым положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел и Типовым договором об охране объектов обязательна также для работников вневедомственной охраны.

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА РАЗОВОГО ПРОПУСКА

Корешок-заявка N ___ Разовый пропуск N ___ Контрольный талон к

На "__" На "__" пропуску N ________

19__ г. 19__ г. на "__"

Время выдачи _____ ч Время выдачи ______ ч 19__ г.

Фамилия ____________ Фамилия ________________

Имя ________________ Имя ____________________

Отчество ___________ Отчество _______________

Кто заявил _________ В цех, отдел ___________

Вид и N документа ______

Размер пропуска 15 x 12 см

Другие статьи

Контрольно-пропускной режим на предприятии

Контрольно-пропускной режим на предприятии

Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.

Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.

В данной статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
  • рост прибылей предприятия;
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.

Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.

Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Подготовка исходных данных

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контрольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумный баланс между необходимыми ограничениями и интересами предприятия.

Разработка мероприятий и нормативных документов контрольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:

1. Организационная структура предприятия, расположение его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:
  • выделить объекты, площадки, здания и помещения, на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
  • определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников и транспортных средств.
2. Оценка "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей), проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода (проезда) на охраняемые территории. 3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.

Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:

  • условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;
  • предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
  • наличие и вид физической охраны;
  • виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.

Разработка инструкции о пропускном режиме

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения. В этом разделе указываются:

  • нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
  • определение контрольно-пропускного режима и цель его введения;
  • должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
  • санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
  • требования к оборудованию различных помещений.

2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется:

  • перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
  • изложить требования к оборудованию КПП;
  • установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные помещения;
  • определить права и основные обязанности контролеров КПП;
  • установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.

3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются:

  • порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
  • порядок въезда и стоянки на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
  • порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
  • порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
  • правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.

4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются:

  • виды пропусков, их количество и статус;
  • описание пропусков;
  • порядок оформления и выдачи пропусков;
  • порядок замены и перерегистрации пропусков;
  • мероприятия при утрате пропуска сотрудником.

5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.

Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.

Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.

Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование пропускных пунктов

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

  • исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

КПП для прохода людей

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.

Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метра. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.

В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:

  • электродвигатели, привод ворот;
  • концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
  • магнитные пускатели электродвигателей;
  • электрооборудование светофоров;
  • кабельные, силовые линии.

Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:

  • работники прокуратуры;
  • работники милиции по территориальности;
  • инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
  • должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.

Категории лиц, имеющих право прохода на объект без пропуска (по служебным удостоверениям), должны быть четко отражены в инструкции о контрольно-пропускном режиме.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.

Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.

Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.

Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.

В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.

Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.

Естественно, создание интегрированной системы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают устойчивое экономическое развитие предприятия и сводят к минимуму возможные потери.

К тому же процесс создания интегрированной системы безопасности может быть растянут во времени с учетом материальных возможностей предприятия и условий его деятельности на рынке.