Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкции По Антитеррору На Предприятии img-1

Инструкции По Антитеррору На Предприятии

Рейтинг: 4.0/5.0 (1774 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Действия по антитеррору (инструкции)

/ Действия по антитеррору (инструкции) Действия при получении угрозы террористического акта по телефону

а) Предупредительные меры (меры профилактики):

инструктировать персонал университета о порядке приёма телефонных сообщений с угрозами террористического акта;

после сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего, действовать в соответствии с "Порядком приёма телефонного сообщения с угрозами террористического характера";

оснастить городской телефон приемной ректора определителем номера.

б) Действия при получении телефонного сообщения:

не оставлять без внимания ни одного подобного звонка;

действовать в соответствии с инструкцией по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва, а именно:

постараться дословно запомнить разговор, а лучше записать его на бумаге;

запомнить: пол, возраст звонившего и особенности его речи голос: громкий или тихий; высокий или низкий; темп речи: быстрая или медленная; произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями;

обязательно постараться отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук телерадиоаппаратуры, голоса и т.п.);

отметить характер звонка - городской или междугородный.

зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

в ходе разговора постараться получить ответ на следующие вопросы:

куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;

какие конкретные требования выдвигает;

выдвигает требования лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;

на каких условиях он (она, они) согласны отказаться от задуманного;

как и когда с ним можно связаться;

кому вы можете или должны сообщить об этом звонке.

постараться добиться от звонящего максимального промежутка времени доведения его требований до должностных лиц или для принятия руководством решения;

еще в процессе разговора постараться сообщить о звонке руководству. Если этого не удалось сделать, то сообщить немедленно по окончании разговора;

не распространять сведения о факте разговора и его содержании;

при наличии в телефоне АОН, записать определившийся номер, что позволит избежать его случайную утрату;

при использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу после разговора извлечь кассету с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Обязательно установить на ее место другую кассету.

передать полученную информацию в правоохранительные органы;

при необходимости эвакуировать людей из здания согласно плану эвакуации;

обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т.д.

Действия при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде

Угрозы в письменной форме могут поступить в университет, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете и др.). При этом необходимо чёткое соблюдение персоналом правил обращения с анонимными материалами.

а) Предупредительные меры:

тщательный просмотр всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет и т.п. Цель проверки - не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта;

особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т.п. в том числе и рекламные проспекты.

б) Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта в письменном виде:

принять меры к сохранности и быстрой передаче письма (записки, дискеты и т.д.) в правоохранительные органы;

по возможности, письмо (записку, дискету и т.д.) положить в чистый полиэтиленовый пакет;

постараться не оставлять на документе отпечатки своих пальцев;

если документ в конверте, то его вскрытие производится только с левой или правой стороны путем отрезки кромки ножницами;

сохранить все: сам документ, конверт, упаковку, любые вложения. Ничего не выбрасывать;

не позволять знакомиться с содержанием письма (записки) другим лицам;

запомнить обстоятельства получения или обнаружения письма (записки и т.д.);

на анонимных материалах не делать надписи, подчеркивать, обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Запрещается их сгибать, мять, сшивать, склеивать;

анонимные материалы направить в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указать конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.д.), а также обстоятельства, связанные с их обнаружением или получением.

Действия при обнаружении взрывчатых веществ (устройств), радиоактивных, химических и иных предметов, представляющих опасность для жизни людей

Признаки, указывающие на наличие взрывного устройства:

наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоляционной ленты;

подозрительные звуки, щелчки, «тиканье» часов, издаваемые предметом;

от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;

наличие проводов, предметы перемотанные скотчем.

Причины, служащие поводом для опасения:

нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета

Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных телефонов, вблизи данного предмета.

Зафиксировать время и место обнаружения.

Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство. Предмет может иметь любой вид: сумка, свёрток, пакет и т.п. находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т.п.); на нем могут находиться провода, веревки, изолента, скотч и т.д.

Немедленно доложить по телефону в дежурную часть УВД по г. Абакану «02», 23-65-04, 23-65-05, 22-80-64 и МВД по Республике Хакасия 23-64-34, 22-60-04, 23-63-01, 23-63-02, дежурному службы правопорядка 22-41-35 (начальник смены) и руководству университета (24-30-18).

Организовать эвакуацию в безопасную зону.

Принять меры к оцеплению опасной зоны и запрещению прохода людей (рекомендуемые расстояния для оцепления приведены в Таблице 1).

При охране подозрительного предмета нужно находиться, по возможности, в защищенной зоне (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т.д.) и вести наблюдение.

Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.

Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.

Обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку.

Кроме того, необходимо:

Обеспечить беспрепятственный проезд к месту обнаружения подозрительного предмета автомашинам правоохранительных органов, бригады скорой помощи, противопожарной службы, а также сотрудников МЧС РФ, служб эксплуатации;

Установить лиц, обнаруживших находку записать их данные для снятия в дальнейшем свидетельских показаний и по возможности удерживать их до прибытия оперативно-следственной группы.

Не предпринимать самостоятельных действий с взрывчатым устройством или подозрительным предметом: не приближаться к находке, не трогать ее, не вскрывать и не перемещать, зафиксировать время ее обнаружения.

Категорически запрещается подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам (должностным лицам организовать их оцепление) ближе расстояния, указанного в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета похожего на взрывное устройство

Другие статьи

Инструктаж по антитеррористической безопасности на рабочем месте

Инструктаж по антитеррористической безопасности на рабочем месте Должны ли частные фирмы по закону проводить антитеррористический инструктаж?

В соответствии с п. 3.1 ст. 5 закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ российские ИП и юрлица обязаны выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов, используемых в коммерческой деятельности. В соответствии с п. «и» ст. 14 закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 № 68-ФЗ руководители организаций обязаны проводить работы, направленные на предотвращение подобных ситуаций (далее — ЧС) на территории своих организаций. Поскольку террористический акт может быть фактором возникновения ЧС, то данную норму закона правомерно трактовать как устанавливающую для частных фирм обязанность по предотвращению террористической угрозы.

Но есть один нюанс. С одной стороны, частным фирмам нужно работать над антитеррористической безопасностью, с другой — понятие «инструктаж» в контексте антитеррористической безопасности в законодательстве РФ не закреплено. Таким образом, схему проведения антитеррористического инструктажа организация, пока алгоритм решения соответствующей задачи не утвержден на уровне законодательства РФ, утверждает на уровне локальных нормативных актов.

Какие этапы инструктажа она может предусматривать?

Проведение антитеррористического инструктажа: основные этапы

Исходя из правовой аналогии с нормами регулирования иных сфер безопасности, таких как противопожарная безопасность, под антитеррористическим инструктажем может пониматься обучение работников мерам антитеррористической безопасности, которые направлены на:

  • доведение до сотрудников ключевых требований к антитеррористической защищенности предприятия;
  • информирование сотрудников об источниках террористической угрозы;
  • разъяснение сотрудникам последовательности действий в рамках реагирования на террористическую угрозу.

Если рассматривать антитеррористический инструктаж в рамках правовой аналогии с пожарным инструктажем, то его проведение должно быть инициировано руководством организации в соответствии со специальной программой. Кроме того, руководство фирмы должно назначить ответственного за проведение инструктажа. Каждый инструктаж имеет смысл регистрировать в специальном журнале.

Можно выделить следующие этапы проведения инструктажа по антитеррористической безопасности:

  1. Назначение ответственных сотрудников.
  2. Составление программы инструктажа.
  3. Проведение инструктажа с каждым из сотрудников фирмы (действующими и новыми).
  4. Отражение результатов инструктажа в журнале.

Рассмотрим особенности данных этапов подробнее.

Как назначить сотрудника, ответственного за антитеррористический инструктаж

Назначение сотрудника, который будет отвечать за инструктаж, должно производиться на основании приказа руководителя организации. При этом может потребоваться подписание заново должностной инструкции данного специалиста, а в некоторых случаях — заключение дополнительных соглашений к трудовому договору между ним и организацией. Главные задачи руководства фирмы в данном случае — определить сотрудника, чья компетенция в наибольшей степени соответствует специфике антитеррористического инструктажа, а также корректно отразить в его должностных обязанностях соответствующую функцию.

Безусловно, главный компонент инструктажа по антитеррористической безопасности — программа, в соответствии с которой это мероприятие и должно проводиться. Рассмотрим, в какой структуре она может быть представлена.

Программа антитеррористического инструктажа: структура документа

Программа антитеррористического инструктажа может содержать разделы, отражающие порядок предоставления инструктором сотруднику:

  1. общих сведений о деятельности фирмы, которые имеют значение с точки зрения террористической угрозы;
  2. сведений о факторах террористической угрозы применительно к конкретному рабочему месту, территории фирмы, близлежащим территориям, городу, региону;
  3. сведений о законах и подзаконных актах различных уровней, а также действующих на предприятии локальных нормативных актах, которые направлены на обеспечение антитеррористической защищенности работников;
  4. сведений о доступных для сотрудников информационных ресурсах, которые могут быть использованы в целях повышения уровня знаний об антитеррористической безопасности;
  5. сведений о ресурсах, которые могут использоваться сотрудниками в целях мониторинга факторов террористической угрозы, а также отслеживания реализуемых мер реагирования на нее силами предприятия либо внешними субъектами в случае возникновения такой угрозы;
  6. сведений об используемых предприятием инструментов для пресечения террористической угрозы, а также информации о возможностях задействования данных инструментов работниками;
  7. рекомендаций и предписаний:
  • в отношении действий работников, направленных на предотвращение террористической угрозы, а также тех, которые необходимо производить в случае возникновения террористической угрозы;
  • по способам взаимодействия работников предприятия между собой, с руководством, госорганами в рамках предотвращения террористической угрозы, реагирования на нее;
  • о поведении в ситуации возникновения террористической угрозы, мерах оказания помощи другим сотрудникам и гражданам в подобных ситуациях — на территории фирмы либо за ее пределами.

Рассмотрим теперь специфику каждого из отмеченных пунктов подробнее.

Раздел 1: общие сведения о фирме

В данном разделе программы следует определить, что сотрудник, отвечающий за антитеррористический инструктаж, должен рассказать инструктируемому лицу о том:

  • какие участки производства (зданий, территорий) подвергаются наибольшему риску разрушений при террористической угрозе;
  • что должен делать работодатель при террористической угрозе (например, если в фирме есть достаточные по площади помещения, они могут быть задействованы сотрудниками для временного размещения пострадавших граждан);
  • какова вероятность стать объектом террористической угрозы (например, если компания является разработчиком секретных военных технологий, то такая вероятность, определенно, будет выше, чем если бы она занималась гражданскими разработками).
Раздел 2: факторы угрозы

В данном разделе программы можно прописать обязательство инструктора рассказать сотруднику о том:

  • в связи с чем может возникнуть террористическая опасность на предприятии (например, в силу проникновения неустановленных лиц, которые могут совершить диверсию);
  • каким образом риски террористической угрозы могут повлиять на деятельность предприятия (например, если фирма не имеет автономного электроснабжения, то при теракте высока вероятность обесточивания систем).
Раздел 3: НПА и локальные акты

В данном разделе программы следует предписать обязанность инструктора ознакомить сотрудника с:

  • перечнем государственных НПА, изданных в целях борьбы с терроризмом;
  • разъяснениями ключевых положений соответствующих НПА;
  • перечнем локальных нормативных актов, направленных на повышение антитеррористической безопасности, а также с разъяснением их основных положений.
Раздел 4: информационные ресурсы

Здесь следует зафиксировать такую обязанность инструктора, как информирование работника о том, где в компании можно ознакомиться с различными обучающими материалами, инструкциями, схемами по антитеррористической безопасности (например, о том, с какого компьютера или сайта можно загрузить необходимые файлы, или же о том, где найти стенд с нужными схемами).

Раздел 5: ресурсы для мониторинга террористической угрозы

В данном разделе программы нужно указать, что инструктор должен проинформировать работника о том, каким образом и из каких источников он может получать сведения о текущем уровне террористической угрозы, степени защищенности предприятия от нее, а также о том, как осуществляется противодействие возникшей угрозе (например, это может быть обращение по телефонам горячей линии МЧС или звонок на контактный телефон группы реагирования, нанятой компанией-работодателем).

Раздел 6: инструменты пресечения угрозы

Здесь следует зафиксировать обязанность инструктора по информированию работника о том, что в его распоряжении имеются определенные средства предупреждения террористической угрозы (например, экстренное включение сигнализации при попытке диверсии, после чего диверсанты могут отказаться от намерения проникновения на объект и скрыться), а также реагирования на нее (например, удаленная блокировка всех дверей в офисах, позволяющая изолировать диверсантов либо не допустить их проникновения в кабинеты сотрудников).

Раздел 7: практические рекомендации

Один из важнейших блоков инструкции — тот, что содержит разделы, предписывающие инструктору предоставить инструктируемым лицам необходимый перечень практических рекомендаций в отношении:

  • предотвращения террористической угрозы и реагирования на нее;
  • взаимодействия с другими сотрудниками, руководством, органами;
  • собственных действий в случае террористической угрозы.

Примером рекомендаций по первому пункту может быть строжайшее соблюдение установленных в законах РФ и в локальных актах компании-работодателя предписаний (например, о немедленном сообщении в силовые структуры о подозрительных вещах, появлении посторонних лиц в районе предприятия, подозрительных переговоров с сотрудниками и т. д.).

По второму пункту инструктор может посоветовать работникам строго следовать установленным регламентам взаимодействия с коллегами и силовыми структурами — как правило, они прописаны на уровне должностных инструкций. Если же ранее это не было сделано, инструктору, как ответственному за антитеррористическую безопасность, следует прописать данные регламенты в должностных инструкциях и обратиться к руководству с просьбой утвердить обновленные документы.

По третьему пункту можно рекомендовать сотрудникам, прежде всего, не брать лишней инициативы на себя, если того явно не предполагает ситуация, избегать рисков для себя и других коллег, не поддаваться эмоциям и в то же время не игнорировать опасность, если она действительно возникнет.

Как провести антитеррористический инструктаж

Инструктаж имеет смысл проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Первый вариант оптимален для сотрудников, которые уже работают в фирме, второй — для тех, которые только приходят в нее. Для проведения обоих видов инструктажа работодатель должен, прежде всего, найти удобное помещение. Таковым может быть конференц-зал, оборудованный проектором и имеющий зоны для размещения стендов или плакатов с полезной информацией.

Антитеррористический инструктаж должен быть проведен в рабочее время сотрудников, но при этом оно не должно приходиться на обед. Поэтому сотруднику, ответственному за проведение инструктажа, предстоит поработать над комплектованием групп работников фирмы (либо составить график индивидуальных инструктажей) так, чтобы каждый из присутствующих смог на период инструктажа оставить свое рабочее место без ущерба для текущих производственных задач.

Как зафиксировать результаты инструктажа

Как мы отметили выше, результаты антитеррористического инструктажа — по аналогии с пожарным инструктажем или же, например, с тем, что направлен на повышение безопасности труда — могут фиксироваться в отдельном журнале. В графах данного документа желательно указывать даты проведения инструктажей, Ф.И.О. должности и подписи работников и инструкторов.

Итоги

Несмотря на то что понятие антитеррористического инструктажа не закреплено в законодательстве РФ, на основе правовой аналогии с иными видами инструктажа, осуществляемыми работодателями в целях соблюдения норм законодательства в сфере охраны труда, можно определить его содержание. Проведение антитеррористического инструктажа предполагает назначение ответственных за него лиц, написание программы, проведение мероприятий в рамках инструктажа, а также отражение сведений о них в специальном журнале.

Узнать больше о специфике задач, решаемых компаниями-работодателями в сфере охраны труда, вы можете в статьях:

Инструкции по антитеррору на предприятии

  • RSS
  • Посмотреть новое
Инструкции по антитеррору на предприятии

Инструкция руководителям предприятий, организаций и учреждений по действиям в экстренных ситуациях Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, Инструкция руководителям предприятий, организаций и учреждений по действиям в экстренных ситуациях Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм (в дальнейшем объектов), перед их руководителями встают задачи как по обеспечению их безопасности, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера. В качестве мер предупредительного характера рекомендуем: - ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи; - ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов; - периодическую комиссионную проверку складских помещений; - более тщательный подбор и проверку кадров; - организацию и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях; При заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду, в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориального подразделения. ФСБ: 8-495-996-56-09, МВД: 8-495-851-00-02 и МЧС: 8-495-421-83-17. До прибытия оперативно-следственной группы дайте указания сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета. В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно имеющемуся плану. Помните: в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников. - Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации. - Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных. - Во всех случаях дайте указания не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время её обнаружения. Ещё раз напоминаем: не предпринимайте самостоятельно никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

Скин и язык Статус выполнения
  • Текущее время: Mar 02 2016 11:47

Инструкция по антитеррору

Инструкция руководителям предприятий, организаций и учреждений по действиям в экстренных ситуациях

Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм (в дальнейшем объектов), перед их руководителями встают задачи как по обеспечению их безопасности, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера.

В качестве мер предупредительного характера рекомендуем:

- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

- ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

- периодическую комиссионную проверку складских помещений;

- более тщательный подбор и проверку кадров;

- организацию и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;

При заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду, в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориального подразделения.

ФСБ: 8-495-996-56-09, МВД: 8-495-851-00-02 и МЧС: 8-495-421-83-17.

До прибытия оперативно-следственной группы дайте указания сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.

В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Помните: в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.

- Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

- Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных.

- Во всех случаях дайте указания не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время её обнаружения.

Ещё раз напоминаем: не предпринимайте самостоятельно никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

Облако тегов

Инструкции по антитеррору на предприятии

Целью Типовой инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений (далее – ОУ). Инструкция подготовлена на основе федерального законодательства, требований законодательства Новосибирской области, нормативной правовой базы заинтересованных ведомств, а также накопленного практического опыта.

Типовая инструкция предназначена для использования руководителями ОУ всех типов (ВУЗы, СУЗы, школы, учреждения дополнительного и дошкольного образования) в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.

Типовая инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты ОУ, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.

Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Общие положения.

2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты ОУ несет его руководитель.

2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану ОУ.

2.1.3. Под охраной ОУ подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.1.4. Охрана ОУ может осуществляться милицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП) (далее – наряд охраны), штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств (ТСО) посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.

2.1.5. В ОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.

2.1.6. Для несения службы по охране ОУ подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.

2.1.7. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией ОУ о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны ОУ и правилах использования ТСО.

2.1.8. Руководитель ОУ обязан:

- организовать охрану ОУ и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнения сторонами обязанностей по договору;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны ОУ с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование ОУ ТСО;

- организовать разработку планов обеспечения безопасности ОУ (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);

- обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;

- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;

- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;

- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, персонала ОУ, обучающихся и воспитанников, действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур и персоналом ОУ для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.

2.1.9. Обязанности сотрудника охраны ОУ (далее – охранник) определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному режиму, планом охраны ОУ, разрабатываемых администрацией ОУ с учетом Типовой инструкции.

В них сотруднику охраны определяются:

Памятка по антитеррору

Памятка по антитеррору

Общие и частные рекомендации

1. По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.

2. Если Вас связали или закрыли глаза, попытайтесь расслабиться, дышите глубже.

3. Подготовьтесь физически и морально и эмоционально к возможному суровому испытанию.

4. Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успешности побега.

5. Запомните как можно больше информации о террористах, их количестве, степени вооруженности, особенностях внешности, темах разговоров.

6. По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих похитителей, т.е. в местах большей безопасности в случае, если спецподразделения предпримут активные меры (штурм помещения, огонь снайперов на поражение преступников и др.).

7. По различным признакам постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).

8. В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

9. Не возмущайтесь, если при штурме и захвате с Вами могут поначалу (до установления Вашей личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Будьте уверены, что милиция и другие спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры для Вашего освобождения.

Объясните детям, что необходимо сообщать взрослым или сотрудникам полиции:

Об обнаруженных на улице. О бесхозных вещах. О подозрительных подозрительных предметов в общественном предметах в подъезде, транспорте, дома или в ОУ.

Объясните детям, что во всех перечисленных случаях необходимо:

Не трогать, не вскрывать, не передвигать находку. Отойти на безопасное расстояние. Сообщить о находке сотруднику полиции.

Обязательно проводите с детьми разъяснительные беседы о недопустимости:

1. Пользоваться незнакомыми предметами, найденными на улице или в общественных местах.

2. Брать у незнакомых людей на улице сумки, свертки, игрушки и т.д.

Об опасности взрыва можно судить по следующим признакам:

1. Наличие неизвестного свертка или какой-либо детали в машине, на лестнице, в квартире и т.д.

2. Натянутая проволока или шнур.

3. Провода или изолирующая лента, свисающие из-под машины.

4. Чужая сумка, портфель, коробка, какой-либо предмет, обнаруженный в машине, у дверей квартиры, в подъезде.

Во всех перечисленных случаях заметив взрывоопасный предмет (самодельное взрывное устройство, гранату, бомбу и т.д.), не подходите близко к нему, немедленно сообщите о находке в полицию. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету и обезвреживать его в общественном транспорте. Совершая поездку в общественном транспорте обращайте внимание на оставленные сумки, свертки и др. бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите о находке водителю, машинисту поезда, работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.

1. Пользоваться найденными незнакомыми предметами.

2. Сдвигать с места, перекатывать взрывоопасные предметы с места на место, брать их в руки.

3. Обрывать или тянуть отходящие от предмета провода, предпринимать попытки их обезвредить.

4. Поднимать, переносить, класть в карманы, портфели, сумки и т.п. взрывоопасные предметы.

5. Ударять один боеприпас о другой или бить любыми предметами по корпусу или взрывателю.

6. Помещать боеприпасы в костер или разводить огонь над ним.

7. Собирать и сдавать боеприпасы в качестве металлолома.

8. Наступать или наезжать на боеприпасы.

9. Закапывать боеприпасы в землю или бросать их в водоем.

Заходя в подъезд дома, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывается в подвалах, первых этажах, около мусоропроводов, под лестницами.

руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной жизнедеятельности

В своей деятельности по обеспечению безопасности руководитель образовательного учреждения должен руководствоваться следующими положениями.

1.Знать требования руководящих документов по предупреждению проявлений и борьбе с терроризмом,а именно:

  1. Федеральный закон от 25.07.98 № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом";постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 "О мерах по противодействию терроризму";
  2. другие приказы и распоряжения по подготовке и проведению массовых мероприятий, организации выездов на экскурсии и мероприятия, по безопасному содержанию учреждений и зданий.

2. Организовать и лично руководить планированием мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности обучающихся и сотрудников вверенного учреждения:

  1. руководить разработкой и внесением соответствующих дополнений, изменений разделов Паспорта безопасности образовательного учреждения; Плана профилактических работы по предотвращению террористических актов;
  2. издать приказы по организации охраны, пропускного и внутреннего режима в учреждении, организации работы по безопасному обеспечению учебного процесса образовательного учреждения на учебный год;
  3. руководить разработкой и утвердить планы проведения тренировок и учений в учреждении по ГО по эвакуации людей и имущества; проведения мероприятий на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  4. руководить разработкой инструкций, памяток по обеспечению безопасности, противодействию терроризму, экстремизму;
  5. включить в годовые и месячные планы воспитательной работы мероприятия по проведению встреч коллективов образовательных учреждений с представителями правоохранительных органов, ОВД районов,
    УФСБ, ГО и ЧС, ГПС, руководством охранных предприятий, представителями органов местного самоуправления; беседы, диспуты, вечера на темы, раскрывающие сущность терроризма, экстремизма, методы
    организации и проведения ими своих зверских замыслов и акций; по повышению бдительности и умению распознать террористов, предупредить осуществление их замыслов.
  6. Определить порядок контроля и ответственных сотрудников за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, имеющихся и строящихся (находящихся в ремонте) зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества Исключить прием на работу в образовательное учреждение в качестве обслуживающего и технического персонала для проведения ремонтов, какого-либо другого обслуживания, непроверенных и подозрительных лиц,
    лиц, не имеющих регистрации на проживание. Допущенных к проведению каких-либо работ, строго ограничивать сферой и территорией их деятельности. Поручать надзор и контроль за их деятельностью, выполнением ими требований установленного режима конкретным ответственным лицам из администрации образовательного учреждения.
  7. Обязать педагогов учреждения проводить предварительную визуальную проверку мест проведения занятий с обучающимися на предмет взрыво- и другой безопасности.
  8. Все массовые мероприятия проводить после предварительного согласования вопросов обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности с ОВД района, а мероприятия, связанные с выездом, согласовывать с ГИБДД. Для охраны детей в период выездных мероприятий обязательно привлекать сотрудников милиции и охранного предприятия, обслуживающего учреждение, организовывать и поддерживать мобильную связь с каждой такой группой.

6. Для принятия мер по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности при проведении общешкольных мероприятий, руководствоваться паспортом безопасности. Лично проводить инструктажи должностных лиц, ответственных за закрепленные участки деятельности, лиц, обеспечивающих мероприятие, в т. ч. принимающих непосредственное участие в этом мероприятии родителей.

7.Усилить укрепленность въездов на территорию (воротами, шлагбаумами, противотаранными средствами), входов в здания и помещения, укрепить окна первых этажей металлическими решетками с обязательным
оборудованием не менее чем одного окна на комнату распашной решеткой, закрывающейся замок изнутри. Ключи от таких решеток хранить в помещениях в футляре в опечатанном виде.

  1. Запретить несанкционированный въезд, размещение автотранспорта на территории образовательных учреждений.

9.Исключить пользование территорией в каких либо целях (коммерческой, хозяйственной, для выгула животных, организации время препровождения и распития спиртных напитков) круглосуточно.

10.Установить и содержать постоянно жесткий пропускной режим в образовательное учреждение, особое внимание уделить исключению несанкционированного доступа лиц через хозяйственные входы. Для оказания
помощи в проведении контроля за массовым входом и выходом обучающихся и сотрудников учреждения, назначать в помощь охране дежурных педагогических работников. С началом занятий (по решению руководителя,
в зависимости от вида, образовательного учреждения) необходимо содержать входы закрытыми на устройство (засов, ограничитель открывания двери - цепочку или дублирующую дверь, закрывающуюся решетку).

11.Диалог с посетителями, в т.ч. лицами, прибывшими для проверки, начинать с проверки наличия у них документов, удостоверяющих личность, и предписания на право проверки. Допуск производить после соответствующего разрешения должностного лица, имеющего на это полномочия (определенного приказом по образовательному учреждению). Не разрешать посетителям бесконтрольно обходить учреждение, оставлять какие-либо принесенные с собой вещи и предметы.

12. Все запасные выходы содержать в исправном состоянии, закрытыми. Определить ответственных за их содержание и порядок хранения ключей, на случай экстренной необходимости эвакуации людей и имущества.

13.Иметь систему звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов и соответствующих команд, систему аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

14.Определить порядок, периодичность проверок, ответственных лиц за исправное содержание противопожарных средств.

15.В приказе по учреждению назначить нештатную пожарную группу из подготовленных сотрудников для ликвидации возгораний и борьбы с пожаром до прибытия пожарных команд, группу лиц, обеспечивающих организованную эвакуацию обучающихся и сотрудников.

16.Ежедневно контролировать состояние охраны, требовать надлежащего выполнения ими охранных функций.

17.Четко определить порядок посещения образовательного учреждения родителями, порядок сопровождения и места ожидания, встречи детей; порядок допуска детей, задержавшихся по каким-либо причинам.

18.Оборудовать и содержать в местах широкого доступа обучающихся и родителей наглядную агитацию по недопущению правонарушений и ответственности за ложные сообщения об угрозах террористических актов
("телефонный терроризм"), а также информацию об охранной организации и стоимости охранных услуг.

19.Организовать и постоянно поддерживать взаимодействие с правоохранительными органами, ОВД района, УФСБ, ГО и ЧС, ГПС, органами местного самоуправления.

20.О случаях обнаружения признаков подготовки или проведения возможных террористических актов, обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно докладывать в департамент, правоохранительные органы, дежурные службы ОВД района, ОФСБ.

И Н С Т Р У К Ц И Я

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРЕДМЕТА,

ПОХОЖЕГО НА ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО

1. Общие требования безопасности

1.1В целях предотвращения взрывов в учреждении:

  1. Установить прочные двери на подвалах и навесить на них замки.
  2. Проверить все пустующие помещения в ОУ.

1.2 Обращать внимание на незнакомых людей в здании; постоянному составу расспрашивать цель их прибытия, по возможности проверять документы. Любые подозрительные люди во дворе ОУ и любые странные события должны обращать на себя внимание постоянного состава и воспитанников.

1.3 В случае обнаружения подозрительных предметов: бесхозных (забытых) вещей, посторонних предметов – надо, не трогая их, немедленно сообщить администрации ОУ (администрация ОУ сообщает в полицию).

В качестве маскировки для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки, кошельки, банки из-под напитков и т.п. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с взрывными устройствами или предметами, подозрительными на взрывное устройство-это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

1.4 Ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов.

1.5 Запретить парковку автомобилей на территории.

1.6. Контейнеры – мусоросборники установить за пределами здания ОУ.

1.7 Довести до всего постоянного состава номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или угрозы террористического акта.

2.Требования безопасности перед началом работы.

-перед заступлением на дежурство осуществить обход и осмотр помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;

-при обнаружении подозрительного предмета сообщить администрации ОУ (по телефону) и в здание никого не допускает (до их прибытия);

-при приемке помещений, осуществлять проверку состояния сдаваемых помещений.

-Требования безопасности при обнаружении подозрительного предмета.

-Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство:

1.Признаки, которые могут указать на наличие взрывное устройство:

-наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

-подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

-от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

2.Причины, служащие поводом для опасения:

-нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета.

-не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет!

-пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место

-воздержаться от использования средств радиосвязи в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета;

-немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации ОУ;

-зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета;

-по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора)

2.Действия администрации ОУ при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на взрывное устройство:

-Убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройства.

-По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора).

-Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы

-Необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и обучающихся из здания и территории ОУ минуя опасную зону, в безопасное место.

-Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.

И Н С Т Р У К Ц И Я

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ УГРОЗЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

  1. Предупредительные меры (меры профилактики) при поступлении угрозы террористического акта по телефону:
  2. инструктировать постоянный состав о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта;
  3. после сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику;
  4. не распространять о факте разговора и его содержании;
  5. максимально ограничить число людей владеющих полученной информацией;
  6. Действия при получении телефонного сообщения об угрозе террористического акта:

При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера»

  1. реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
  2. постараться дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции по телефону № 02 о поступившей угрозе;
  3. при наличии автоматического определителя номера (АОН) записать определивший номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты;
  4. при использовании звукозаписывающий аппаратуры записать данный разговор и сразу же извлечь кассету (мини-диск) и принять меры к ее сохранности. Обязательно вставить на ее место другую;
  5. обеспечить беспрепятственную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и заведующей ОУ;
  6. при необходимости эвакуировать воспитанников и постоянный состав ОУ согласно плану эвакуации в безопасное место;
  7. обеспечить беспрепятственную работу оперативно – следственной группы, кино- логов и т.д.;
  8. Действия при принятии телефонного сообщения об угрозе взрыва.

Будьте спокойны, вежливы не прерывайте говорящего. Сошлитесь на некачественное работу аппарата, чтобы записать разговор. Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.

  1. Когда может быть проведен взрыв?
  2. Где заложено взрывное устройство?
  3. Что оно из себя представляет?
  4. Как оно выглядит внешне?
  5. Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
  6. Для чего заложено взрывное устройство? Каковы ваши требования?
  7. Вы один или с вами есть еще кто–либо?

4. О порядке приема сообщений содержащих угрозы террористического характера по телефону.

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По Ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий, (тихий), низкий (высокий);

- темп речи: быстрая (медленная);

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, с заиканием шепелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое)

Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- как и когда с ним (с ней) можно связаться?

- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет - немедленно по его окончании.

И Н С Т Р У К Ц И Я

при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде

1.Общие требования безопасности

-Угрозы в письменной форме могут поступить в ОУ как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете и т.д.)

-При этом необходимо четкое соблюдение персоналом ОУ обращения с анонимными материалами.

1.1.Предупредительные меры (меры профилактики):

-тщательный просмотр поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;

-особое внимание необходимо обращать на бандероли, письма, крупные упаковки, посылки, футляры упаковки и т.п. в том числе и рекламные проспекты.

-Цель проверки – не пропустить возможные сообщения об угрозе террористического акта.

2. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.

2.1. При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера выполнить следующие требования:

  1. обращайтесь с ним максимально осторожно;
  2. уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;
  3. постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
  4. если документ поступил в конверте, его вскрытие производится только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
  5. сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте;
  6. не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа,

2.2 Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их обнаружением или получением.

2.3. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

2.4. При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.

2.5. Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

И Н С Т Р У К Ц И Я

ПРИ ЗАХВАТЕ ТЕРРОРИСТАМИ ЗАЛОЖНИКОВ

  1. Общие требования безопасности.

1.1. Терроризм неотделим от захвата заложников. Наиболее часто жертвами бандитов становятся беззащитные дети, женщины и старики. Прикрываясь людьми как живым щитом, террористы получают возможность диктовать властям свои условия. В случае невыполнения выдвинутых требований они, как правило, угрожают убить заложников или взорвать их вместе с собой.

1.2. Предупредительные меры (меры профилактики):

-направлены на повышение бдительности;

-строгий режим пропуска;

-установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения;

-постоянный состав ОУ должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях.

Все это, поможет в какой-то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении организации.

2. При захвате заложников.

2.1. Действия при захвате заложников:

-о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и директору ОУ - по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;

- при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

- не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;

- обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;

- с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.

3. Что делать, если вас захватили в заложники?

3.1. Не поддавайтесь панике.

3.2. Ведите себя достойно - переносите заключение без слёз, жалоб и причитаний. Даже охранники, если они, конечно, не совсем потеряли человеческий облик, будут испытывать к вам уважение.

3.3. Спросите у охранников, можно вам читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.д.

3.4. Если вам дали возможность говорить по телефону с родственниками, держите себя в руках. Не плачьте, не кричите, говорите коротко по существу.

3.5. Обязательно ведите счет времени, отмечая с помощью спичек, камешков или черточек на стене прошедшие дни.

3.6. Постарайтесь вступить в эмоциональный контакт с бандитами, которые вас охраняют, Иногда бывает и так, что им строжайше запрещено отвечать на вопросы заложников. Тогда разговаривайте как бы самим с собой, читайте стихи или вполголоса пойте.

3.7. Постоянно тренируйте память. Вспоминая, например исторические даты, фамилии одноклассников, номера телефонов коллег по работе или учебы и т.д.

3.8. Не давайте ослабнуть сознанию. Если есть возможность, обязательно соблюдайте правила личной гигиены. Человек, который перестает чистить каждый день зубы бриться, очень быстро опускается морально.

3.9. Насколько позволяют силы и пространство помещения, занимайтесь физическими упражнениями.

3.10. Никогда не теряйте надежду на благополучный исход.

по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва.

Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего, включите магнитофон (если он подключен к телефону), сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.

От заявителя попытаться выяснить:

  1. Когда взрывное устройство должно взорваться?
  2. Где заложено взрывное устройство?
  3. Что за взрывное устройство, как оно выглядит?
  4. Если еще взрывное устройство?
  5. С какой целью заложено взрывное устройство?
  6. Какие требования он (они) выдвигает?
  7. Вы один или состоите в какой-либо организации?

Весь разговор задокументировать с указанием даты и времени.

Из разговора попытаться определить:

  1. личность говорящего (мужчина, женщина, ребенок, возраст);
  2. речь (быстрая, медленная, внятная, неразборчивая, искаженная);
  3. акцент (местный, не местный, какой национальности);
  4. дефекты речи (заикается, шепелявит, картавит, говорит в «нос»);
  5. язык (изъяснения: культурное, непристойное);
  6. голос (высокий, низкий, хрипловатый), другие особенности;
  7. манера (спокойный, сердитый, последовательный, сбивчивый, эмоциональный, насмешливый, назидательный);
  8. фон, шум (заводское оборудование, поезд, музыка, животные, смешение звуков, уличное движение, вечеринка).

После поступления информации сообщить:

Руководителю организации, полиции.

Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех, кому об этом необходимо знать в соответствии с инструкцией.

наблюдений при угрозе по телефону

1. Пол: мужчина, женщина.

  1. Возраст: подросток, молодой, средний, пожилой.

3. Речь: темп ____________________________________________

наличие акцента
________________________________________________

наличие дефектов
_________________________________________________

присутствие попыток изменения тембра
________________________________________________

4. Голос: громкость
________________________________________________

5. Предполагаемое психологическое состояние: возбужденное, вялое,

неадекватное, спокойное, иное
________________________________________________

6. Наличие звукового (шумового) фона
________________________________________________

о действии сотрудников

при совершении террористического акта

1. Общие положения.

1. Настоящая инструкция устанавливает основные требования о действиях сотрудников при совершении террористического акта, и является обязательной для исполнения педагогическим и техническим персоналом образовательного учреждения.

2. Все работники должны допускаться к работе только после прохождения инструктажа по охране труда с отметкой в журнале инструктажа.

2. Организационные мероприятия об усилении режима безопасности.

1. Руководитель обязан издать приказ об усилении режима безопасности.

2. На видных местах у телефонов должны вывешены таблички с указанием номеров телефонов вызова экстренной помощи.

3. Должна быть разработана и утверждена инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях.

3. В здании, объекте должны быть:

1 .Разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в экстренных случаев. План должен содержать текстовую часть и схему этажа, на которой наносятся пути и направления эвакуации, места расположения первичных средств связи.

2.С планом эвакуации должен быть ознакомлены весь персонал (работающие и обучающие в помещениях, указанных в плане).

3. План эвакуации утверждается руководителем и подписывается лицом, ответственным за безопасность.

4. Повысить уровень организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

5. Провести беседы с воспитанниками, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

6. Соблюдать спокойствие, максимальную организованность в поведении педагогов и детей.

7. В случае террористического акта создать спокойную обстановку среди педагогов и детей, держать в строгом контролем воспитанников, не создавая паники.

8. Выполнять меры безопасности для сохранения спокойного поведения, жизни и здоровья школьников.

9. Разработать и реализовать мероприятия, направленные на формирование у воспитанников детского сада знаний, умений и навыков, необходимых в ситуациях террористической угрозы.

10. Проведение систематических практических занятий с детьми на тему: «Действия в чрезвычайных ситуациях»

11. Поддержать акцию «Россия – против террора»

4. Действия работников при возникновении чрезвычайной ситуации.

1. Первоочередной обязанностью каждого работника является спасение жизни детей.

2. Каждый должен знать и выполнять правила поведения и действия по сигналу тревоги.

3. Преподаватель – организатор ОБЖ должен четко руководить эвакуацией детей, не допускать паники и беспорядка, обеспечить средствами защиты, инвентарем необходим для нормального жизнеобеспечения детей в период опасности.

4. Учителя начальных классов одевают и выводят детей из классов, проводят перекличку.

5. Фельдшер ФАП готовит необходимые медицинские средства и при необходимости оказывает первую медицинскую помощь.

6. Работники кухни и завхоз обеспечивают детей и сотрудников водой и продуктами питания.

«Об усилении режима безопасности в дошкольном образовательном учреждении»

В целях противодействия угрозам совершения террористических актов, а также необходимости осуществления оперативно-профилактических мероприятий на основании приказа министра образования РТ и министра внутренних дел РТ ЗГ 441/442 от 14 сентября 1999 года. «Об усилении режима безопасности в образовательных учреждения РТ»

1. Усилить пропускной режим в детском саду.

2. Активизировать разъяснительную работу среди сотрудников учреждения, родителей направленную на повышение уровня организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

3. Запретить пребывание в помещения детского сада персонала, посторонних лиц после предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка, режима рабочего времени.