Руководства, Инструкции, Бланки

Образец График Работы Сменности Водителей img-1

Образец График Работы Сменности Водителей

Рейтинг: 4.5/5.0 (1794 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

График сменности водителя образец > - есть много бланков и презентаций

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ


Условные обозначения: в - выходной день; о - трудовой отпуск; у - учебный отпуск; 8 и 7 4 и 3 - количество часов работы в обыденный и предпраздничный день при работе на полную ставку полставки. Закон о недрах и недропользовании. Федеральный закон о военнослужащих. Кулик _30, ноября 2004. Поэтомуиногда информация, может бытьразличной к примеру, содержащаяся в графике и в табеле, в связи с болезнями работников, непредвиденными соц отпусками и тому схожее. В настоящее время нормативными правовыми актами не закрепленаединая форма графика работ сменности. Составление графика работ сменности не от ведения табеля учета использования рабочего времени. З дальше - тк рб трудовой распорядок для последующими локальными нормативными актами примечание: 1 правилами внутреннего трудового распорядка; 2 штатным расписанием; 3 должностными инструкциями работников; 4 графиками работ сменности; 5 графиками отпусков; 6 положениями и инструкциями по охране труда и техникебезопасности; 7 коллективными договорами, соглашениями; 8 иными локальными нормативными актами по вопросцам труда. Тк рб для работников, занятых наработах с вредными критериями труда, устанавливается рабочего времени - не наиболее 35 часов в недельку. При пятидневной рабочей недельке с 2-мя выходными каждодневной работы приравнивается 8 часам, пришестидневной рабочей недельке с одним выходным деньком - 6 часам 40 минуткам примечание. Закон о естественных монополиях. График график график график график график график график график график основная. Отличие меж этими 2-мя документами состоит в том, а в табеле - рабочего времени график составляется до пришествия, что в графике работ сменности фиксируется планируемая организация рабочеговремени в определенном отчетном периоде, а табель - в течение соответственного отчетного периода. Более обычный и всераспространенной формой организации рабочеговремени является работа в одну смену. Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - о веб-сайте. Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - составление графиков сменности водителей, а также расписаний и график график график график график график график график график график основная. Тк рб установлено, что полная рабочего времени не может превосходить 40 часов внеделю. Должность подпись расшифровка подписи дата. Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - положение о рабочем времени и времени отдыха водителей каров. Трудового кодекса рб от 26.07.1999. Потому наниматели вправеоформлять этот график в случайной форме, которая при этомпозволяет с точностью установить последующие показатели: количество смен; длительность смен; время начала и время окончания работы каждой смены; время перерыва для отдыха и питания и технологических перерывовв течение рабочей смены; количество рабочих и выходных дней дней отдыха в календарноммесяце; другая информация, имеющая значение для четкого определениярежима рабочего времени отдельных групп работников организации.

График сменности водителя образец

График сменности водителя образец

Группа: Пользователь
Сообщений: 14
Регистрация: 02.01.2014
Пользователь №: 17195
Спасибо сказали: 1 раз(а)

графика сменности водителя образец

Другие статьи

График сменности образец водителей - универсальные формы

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ


Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - о веб-сайте. Вкупе с тем при составленииграфика работ следует держать в голове о неких общих правилах. При пятидневной рабочей недельке график работ офисных работниковможет быть составлен последующим образом. Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - составление графиков сменности водителей, а также расписаний и график график график график график график график график график график основная. При составлении графиков работ сменности следует такжеучитывать, что согласно. Федеральный закон о бухгалтерском учете. Потому наниматели вправеоформлять этот график в случайной форме, имеющая значение для четкого определениярежима рабочего времени отдельных групп работников организации, которая при этомпозволяет с точностью установить последующие показатели: количество смен; длительность смен; время начала и время окончания работы каждой смены; время перерыва для отдыха и питания и технологических перерывовв течение рабочей смены; количество рабочих и выходных дней дней отдыха в календарноммесяце; другая информация. Должность подпись расшифровка подписи дата с графиком ознакомлены: бухгалтер ершов. Федеральный закон о правовом положении иностранных людей в рф N 115- федеральный закон. Трудового кодекса рб от 26.07.1999№ 296- з дальше - тк рб трудовой распорядок для р последующими локальными нормативными актами примечание: 1 правилами внутреннего трудового распорядка; 2 штатным расписанием; 3 должностными инструкциями работников; 4 графиками работ сменности; 5 графиками отпусков; 6 положениями и инструкциями по охране труда и техникебезопасности; 7 коллективными договорами, соглашениями; 8 иными локальными нормативными актами по вопросцам труда. При проверке соблюдения законодательства о труде у каждогонанимателя должны быть в наличии 1-ые 6 списка. Графики сменности водителей каров при разных режимах работы. Производств, профессий и должностей с вреднымиусловиями труда, утвержден постановлением госкомтруда рб от 29.07.1994, работа в которых дает право на рабочего времени и доп отпуск, цехов. Этот график нужен для успешнойорганизации производственного процесса, скоординированной работывсех подразделений и отдельных работников организации. Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - сборник нормативно - правовых материалов по обеспечению сохранности дорожного движения на авто транспорте, 1990. Тк рб для работников, устанавливается рабочего времени - не наиболее 35 часов в недельку, занятых наработах с вредными критериями труда. Пятидневная либо шестидневная рабочая неделька устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом. Фз 38 о рекламе. Минтрансом рсфср от 13.01.78 N - рекомендуемые графики сменности водителей каров при разных режимах работы, положение о рабочем времени и времени отдыха водителей каров, минтрансом рсфср от 13.01.78 N - закрыть. Это накладывает отпечаток на режим трудаи отдыха, на количество и длительность рабочих смен.

График сменности образец водителей

График сменности образец водителей

Группа: Пользователь
Сообщений: 9
Регистрация: 16.08.2012
Пользователь №: 15518
Спасибо сказали: 4 раз(а)

графика сменности образец водителей

Отработать два года опосля окончания обучения по приобретенной специальности, ежели обучение работника проводилось за счет средств работодателя. В случае увольнения до истечения двухлетнего срока опосля окончания обучения работник должен возместить издержки, понесенные работодателем на его обучение, пропорционально практически не отработанному времени опосля обучения. Не разглашать конфиденциальную коммерческую, индивидуальную информацию, ставшую ему известной в процессе воплощения трудовой функции, техно.

16.04.2016, 14:12
автор: vampir95

Единый налог при усн. Реквизиты для уплаты налога по усн.

03.04.2016, 11:25
автор: naxyi

Форма контракта соглашения законодательно не установлена. Указанные валютные средства должны употребляться обществом для воплощения его, деятельности, предусмотренной уставом. Потому при появлении судебного спора сделка может быть признана жалкой.

Составляем правильно график сменности водителей

Составляем правильно график сменности водителей - образец

График сменности водителей - образецего составления приводится ниже - важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график.

Что такой сменный график работы водителей?

График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.

Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.

В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.

Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.

Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.

Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.

График сменности водителей: образец

Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).

С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:

  1. Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
  2. Ф. И. О. сотрудника.
  3. Должность в соответствии с трудовым договором.
  4. Календарные дни, в которые он работал.
  5. Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
  6. При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.

В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:

  • рабочих смен было в месяце;
  • составляет продолжительность одной смены;
  • длится перерыв для отдыха;
  • имеется работающих водителей;
  • составляет норма рабочего времени.

Далее в графике, как правило, представляется таблица, которая фиксирует режим рабочего времени и отдыха для водителей. Она состоит из следующих граф:

  • указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
  • время выезда на маршрут;
  • время окончания смены;
  • перерыв, который используется для отдыха или питания;
  • время возвращения с маршрута;
  • окончание смены.

С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.

Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ - ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕ

Законодательная база Российской Федерации

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Составление графиков сменности водителей, а также расписаний и графиков движения в городском, пригородном и междугородном сообщениях производится на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.

При составлении графиков необходимо исходить из того, чтобы продолжительность времени работы водителей в часах за смену не превышала допустимой максимальной продолжительности смены, а количество смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.

Графики сменности могут быть использованы в грузовых и пассажирских автотранспортных предприятиях, автотранспортных цехах и гаражах предприятий с учетом специфики работы предприятий при различной продолжительности рабочей смены и с учетом организации бригадной работы.

Автотранспортные предприятия (цехи, гаражи) выбирают такие графики сменности, которые обеспечивают необходимую продолжительность работы автомобилей на линии в течение дня в соответствии с потребностью транспортного обслуживания предприятий и населения.

Следует иметь в виду, что продолжительность работы автомобиля на линии во всех случаях будет меньше продолжительности рабочей смены водителя на 0,3 часа, т.е. на нормативное подготовительно-заключительное время. На предприятиях, где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей, при составлении графиков сменности учитывается также нормативное время на предрейсовое обследование.

При работе водителей автомобилей по режиму шестидневной или пятидневной рабочей недели с общими выходными днями для них применяются графики работы, установленные для всех работников данного предприятия. При работе автомобиля в две смены для его обслуживания закрепляется два водителя.

Рекомендуемые графики рассчитаны для случаев суммированного учета рабочего времени за месяц. Они являются примерными и не исчерпывают всех возможных вариантов.

Средняя продолжительность рабочей смены водителей в графиках рассчитана по следующей формуле:

где Тсм - средняя продолжительность рабочей смены водителей;

Нч - нормальное количество рабочих часов одного водителя в данном месяце (по календарю);

Кв - количество водителей в бригаде, за которой закреплены автомобили;

С - общее количество рабочих смен на закрепленных за водителями автомобилях в данном

В расчетах принято нормальное количество рабочих часов за определенный месяц - 177 часов (например, в апреле 1977 года). При разработке графиков на другие месяцы расчет ведется исходя из нормы рабочих часов на эти месяцы.

В рекомендуемых графиках указано примерное время выезда автомобиля на линию и возвращения его в гараж. Время начала и окончания смены водителя определяется с учетом нормативного подготовительно-заключительного времени выезда и возвращения автомобиля и времени проведения предрейсового осмотра.

В графиках приняты условные обозначения:

В - день еженедельного отдыха (выходной день);

О - дополнительный день для межсменного отдыха;

Р - рабочий день;

1 - первая смена (утренняя);

2 - вторая смена (вечерняя).

Кадровый портал КАДРОВИК

Корпоративный семинар «Система профессиональных стандартов: готовимся к применению»
Реестр принятых профессиональных стандартов, законодательная база. Подготовка организации к применению профессиональных стандартов. Кадровые технологии, зависящие от введения профессиональных стандартов. Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов. Порядок приведения в соответствие наименований должностей в компании с профстандартами и квалификационными справочниками, корректировка должностных инструкций. Рекрутмент. Процедура отказа в приеме на работу. Изменение системы оплаты труда. Корректировка штатного расписания. Процедура подтверждения квалификации. Повышение квалификации работника в соответствии с профессиональными стандартами. Организация обучения работника в случае несоответствия профстандарту. Порядок перевода работника на другую должность или расторжение трудового договора по результатам оценки.

Сообщение об ошибке 404:
Страница не найдена по адресу http://www.kadrovik.ru Извините, но запрошенной вами страницы, http://www.kadrovik.ru, не существует на сайте " кадровый портал КАДРОВИК.РУ "

Общие ошибки:
Наиболее часто встречающиеся ошибки при работе с сайтом кадровый портал КАДРОВИК.РУ:
  • Url заканчивается на .htm - все страницы на сайте "кадровый портал КАДРОВИК.РУ" заканчиваются на .php
  • Вы использовали СИМВОЛЫ ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА - все имена на сайте используют нижний регистр

10 наиболее читаемых статей

Попробуйте перейти главную страницу: Вы может попробовать перейти на главную странизу сайта: кадровый портал КАДРОВИК.РУ И продолжить свой поиск оттуда.

© ВКК-Национальный союз кадровиков 2002-2016
Секретариат НСК тел. (495) 937 49 55
129164, Москва, а/я 23
e-mail: nsk@kadrovik.ru
При полном или частичном копировании материалов гиперссылка на страницу первоисточника обязательна.

веб-дизайн | оптимизация | продвижение

Время формирования страницы: 1475128996.286 сек.

Суммированный учет рабочего времени для водителей - Митрофанова Валентина

Митрофанова
Валентина

Если Вам требуется помощь ведущего российского бизнес-консультанта в области трудового права, то Вы нашли то, что искали, по 2-м причинам:

15 лет успешной практики.
Я специализируюсь на оказании не теоретической, а практической помощи. Мои клиенты ценят меня за оперативность, профессионализм и конфиденциальность. Из любой ситуации можно найти выход, опираясь на многолетний опыт. Я являюсь Учредителем группы компаний IPK Group – одной из самых динамично развивающихся и лидирующих компаний на российском рынке кадрового профессионального обучения, консалтинга, аудита, аутсорсинга. Моими постоянными клиентами являются крупнейшие российские и зарубежные компании.

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Водители — это особая категория работников в любой компании. Бесспорно, свою специфику имеют транспортные компании, в которых водители — персонал, создающий основной продукт. Тем не менее в компаниях, где водитель осуществляет перевозку только работников или руководства, понимают, что подобная работа отличается от той, которая проходит на стационарном рабочем месте.

Поскольку водитель работает с источником повышенной опасности — автомобилем — на него, кроме Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), распространяются требования Приказа Министерства транспорта России «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» от 20.08.2004 № 15 (далее — Приказ № 15). Данным документом установлены отдельные требования к режиму работы и учету часов работы водителей.

Если водитель не является водителем рейсового транспорта, установить режим его работы в жестком фиксированном диапазоне чаще всего бывает просто невозможно. На дороге случаются и пробки, и поломки, и аварии. Поэтому, если водителю, который развозит груз, невозможно установить стандартную пятидневную рабочую неделю, ему устанавливают либо сменный, либо ненормированный, либо гибкий режим работы.

Сменный режим работы. Устанавливается в том случае, когда нужно организовать

работу водителя круглосуточно или более 8 часов в день.

Ненормированный рабочий день. Устанавливается, если водитель возит работников (как правило, руководство) у которых тоже ненормированный рабочий день.

Гибкий график работы . Устанавливается тогда, когда запланировать начало и окончание рабочего дня водителя очень сложно.

Как правило, все эти три режима сопровождаются установлением суммированного учета времени позволяет отклоняться от нормальной продолжительности рабочей недели, при условии соблюдения нормы за учетный период. Статья 104 ТК РФ, которая регламентирует порядок установления суммированного учета рабочего времени, позволяет определять учетный период до одного года и, конечно, чем больше учетный период, тем больше возможностей у работодателя «перекрыть» переработки одной недели или месяца «недоработками» другой недели или месяца.

Однако, в связи с тем, что водители работают с источником повышенной опасности, именно для них вышеуказанный приказ устанавливает ограничение по учетному периоду не более одного месяца (п. 8 Приказа № 15). Это снижает эффективность применения суммированного учета рабочего времени по сравнению с годовым учетным периодом, но, тем не менее, является выгодным для работодателя.

Если по результатам специальной оценки труда рабочее место водителя оценено как допустимое (класс 2), или вредное (класс 3), но со степенью 1 или 2 (то есть 3.1 или 3.2), то нормальной продолжительностью рабочей недели для такого водителя будет являться 40-часовая рабочая неделя. Если в эту продолжительность рабочей недели уложиться нельзя, например, у работника гибкий график работы и рабочие часы у него все время разные (когда в одну неделю у работника может быть фактическая переработка свыше 40 часов, а в другую неделю — фактическая недоработка менее 40 часов), есть смысл установить суммированный учет рабочего времени.

В случае, если работодатель принимает решение установить водителям суммированный учет рабочего времени сначала данная возможность должна быть прописана в правилах внутреннего трудового распорядка с указанием учетного периода — один месяц. Работник, соответственно, должен быть согласен на введение суммированного учета рабочего времени. И тогда, если все документы оформлены надлежащим образом и у работника фактические часы работы по месяцу превысили месячную норму, ему будет оплачена сверхурочная работа по итогам месяца.

При организации фактической работы необходимо также учитывать и другие требования, установленные Приказом № 15, а именно: «При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п. 9 Приказа № 15)».

То есть максимальный рабочий день водителя возможен в количестве часов не превышающем 10. Это необходимо контролировать по путевым листам и табелю учета рабочего времени. Исключение сделано для отдельных категорий водителей, которым разрешено устанавливать продолжительность рабочего дня до 12 часов. К этому исключению относится, в том числе и персональный водитель руководителя организации.

«Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов (п. 12 Приказа № 15).

Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п. 16 Приказа № 15)».

Поэтому по нашему примеру водитель руководителя может работать 12 часов. При этом фактическое количество часов управления транспортным средством должно быть не более 9 часов. Это количество часов контролируется по путевому листу.

То есть у водителя есть две категории рабочего времени — само рабочее время (оплачиваемое) и время управления автомобилем.

При этом работодатель контролирует соблюдение норм по каждому времени водителя автомобиля. В пункте 15 Приказа № 15 прописано, что включается в рабочее время водителя.

Рабочее время водителясостоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах

при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 15 Приказа № 15)».

Таким образом, время управления автомобилем всегда меньше рабочего времени. И между ними не может быть равенства, поскольку, как минимум, в рабочее время водителя входят обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Поэтому и учет времени управления автомобилем и рабочего времени ведется отдельно.

Если бы в примере, который мы рассматриваем, водитель не был бы водителем руководителя, то на него распространялось бы ограничение, что продолжительность ежедневной работы не должна превышать 10 часов. При этом появилось бы еще одно ограничение, за которым работодатель обязан был следить — это непревышение общего количества часов работы за 2 недели подряд 90 часов.

«При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Приказа № 15)».

Итак, у водителя в нашем примере количество часов сверхурочной работы составило 12 часов по месяцу. Ограничения по количеству сверхурочных часов у водителей с суммированным учетом рабочего времени те же, что и для всех работников по статье 99 ТК РФ — это 120 часов в год.

«Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 ТК РФ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 23 Приказа № 15)».

Таким образом, так как в примере мы видим только итоговое количество часов сверхурочной работы по итогам одного месяца, задача работодателя контролировать, чтобы по итогам года суммарно сверхурочная работа не превысила 120 часов.

Если же водителю был установлен не гибкий график работы, при котором, как правило, графиков нет, а например сменный режим работы, то работодателю при установлении суммированного учета рабочего времени необходимо было бы еще разрабатывать графики сменности с учетом всех особенностей суммированного учета рабочего времени.

«Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 4 Приказа № 15)».

При разработке такого графика работодатель обязан был бы сделать его таким образом, чтобы согласно требованиям статьи 104 ТК РФ и Приказа № 15 в течение месяца работник отрабатывал норму часов, установленную по производственному календарю за этот месяц. То есть, если взять за основу указанный выше пример, работодатель должен был бы на этот месяц сделать график сменности с учетом нормы в 168 часов и не больше.

При этом, конечно, фактически работник может отработать больше того количества часов, которое запланировано в графике сменности, но это была бы уже работа либо в выходные дни работника, либо сверх дневной нормы, которая ему установлена. Поэтому если фактические часы работы превысили норму по графику сменности, сделанному на учетный период – месяц, работодатель также должен был бы оплатить ее как сверхурочную работу по статье 152 ТК РФ.

«Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письмен ному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников (п. 29 Приказа № 15)».

Если же в организации установлен такой график работы, что организация работает непрерывно, включая праздничные дни, то работодатель может сразу в график сменности планировать работу водителя в нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 ТК РФ. Тогда такие запланированные часы войдут в норму за учетный период. То есть, при разработке графика сменности норма по производственному календарю все равно не может быть превышена и запланированная работа в праздничные дни, которые по закону являются нерабочими должна быть в пределах этой нормы.

«Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включаются в норму рабочего времени учетного периода (п. 29 Приказа № 15)».

То есть, если норма по производственному календарю 168 часов в месяц и при этом в данном месяце есть нерабочий праздничный день, при котором необходимо чтобы водитель работал, то все равно график делается с учетом нормы в 168 часов, куда уже входит запланированная работа в праздник.

Кроме всего вышеуказанного, на водителей распространяются и дополнительные ограничения, связанные со временем отдыха, которые работодатель при разработке графика также обязан учитывать.

Первое: в регламентации количества и времени на перерывы для отдыха и питания.

«Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п. 24 Приказа № 15)».

Второе: в регламентации времени ежедневного (междусменного) отдыха.

«Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы (п. 25 Приказа № 15)».

Третье: в регламентировании порядка предоставления еженедельного непрерывного отдыха.

«Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов (п. 26 Приказа № 15).

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Приказа № 15).

Разработка режима и графика работы водителя, контроль за фактическими часами его работы требует особого внимания работодателя, поскольку все эти вопросы регулируются для водителей отдельно. Учитывая то, что водитель работает с источником повышенной опасности и в его работе не исключены аварии, соблюдение всех норм охраны труда водителя жизненно важно для каждой организации. Ведь как показывает практика, когда с водителем что-то случается во время работы, в отношении работодателя часто возбуждается уголовное дело по причине несоблюдения им норм режима работы этой особой категории.


Составляем график работ (сменности)

Понятие графика работ (сменности)

Режим рабочего времени - порядок распреде­ления нанимателем норм ежедневной и еженедель­ной продолжительности рабочего времени и вре­мени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

Продолжительность ежедневной работы (сме­ны) может определяться как правилами внутрен­него трудового распорядка, так и графиком работ (сменности). При этом наниматели обязаны со­блюдать нормы продолжительности рабочей не­дели, определенные на основании требований ст. 112-114 Трудового кодекса РБ (далее - ТК).

Сменная работа может иметь место тогда, когда длительность производственного процесса (рабо­ты) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также с целью более эффек­тивного использования оборудования, увеличения объема производства, работ, услуг (например, в торговле, медицине, ресторанном бизнесе и др.).

При сменном режиме работы и составляется график работ (сменности), который является ло­кальным нормативным правовым актом, опреде­ляющим режим рабочего времени: время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденно­го и других перерывов, последовательность чере­дования работников по сменам, рабочие и выход­ные дни (ст. 123 ТК).

График работ (сменности) составляется на оп­ределенный отчетный период, который не может быть меньше календарного месяца.

Основные правила составления графика работ (сменности)

На законодательном уровне типовой или при­мерной формы графика работ (сменности) не утверждено. Он разрабатывается нанимателем самостоятельно.

Тем не менее при составлении графика вам необходимо отразить в нем следую­щие сведения:

-время начала и окончания рабочей смены;

-время перерывов для отдыха и питания, а также технологических перерывов в течение рабо­чей смены;

-количество и продолжительность смен;

-последовательность чередования работников по сменам;

-количество рабочих и выходных дней (дней отдыха) в календарном месяце;

-любую иную информацию, имеющую зна­чение для точного определения режима рабочего времени.

Более того, при составлении графика работ (сменности) следует также помнить о некоторых правилах, предусмотренных нормами ТК:

-наниматель обязан соблюдать продолжи­тельность рабочего времени, установленную ТК (сверхурочные работы в графике работ (сменно­сти) не могут быть запланированы);

-работа в течение двух смен подряд запреща­ется (ст. 125 ТК);

-продолжительность одной смены не может превышать 12 часов.

Иная продолжительность рабочей смены для отдельных категорий работников устанавлива­ется постановлением Совета Министров РБ от 25.01.2008 № 104 «О продолжительности смены свыше 12 часов для отдельных категорий работ­ников».

Так, продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов может быть установ­лена работникам котельных организаций, а также рабочим и служащим следующих предприятий и организаций:

-военизированной охраны, военизирован­ных газоспасательных отрядов;

-обеспечивающих пожарную безопасность и (или) охрану объектов;

-здравоохранения и социального обслужи­вания, санаторно-курортных организаций, а так­же обособленных (структурных) подразделений подобного рода учреждений, работающих кругло­суточно, обеспечивающих и осуществляющих непрерывный процесс оказания медицинской по­мощи, в т.ч. и круглосуточный уход за больными и (или) гражданами, проживающими в организациях социального обслуживания;

-осуществляющих прием, обработку и до­ставку всех видов отправлений (в т.ч. и посылок) специальной связи, особой важности, совершен­но секретных и высокоценных при обслуживании межгосударственных и межобластных маршрутов;

-пунктов таможенного оформления и (или) пропуска, а также оперативно-дежурных отделов (служб) таможен;
осуществляющих и обеспечивающих про­ведение аварийно-ремонтных (восстановитель­ных, спасательных) работ (например, работникам служб МЧС);

-объектов придорожного сервиса с кругло­суточным режимом работы (в частности, работни­кам придорожных кафе, стоянок, автозаправоч­ных станций, отелей и т.п.);

-рабочим, обеспечивающим работу котель­ных в организациях.

Порядок утверждения и ознакомления с графиком работ (сменности)

График работ (сменности) утверждается при­казом руководителя (директора, генерального ди­ректора) по согласованию с профсоюзом (если таковой имеется в организации).

Поскольку график работ (сменности) - локаль­ный нормативный правовой акт, на нем в обяза­тельном порядке должен быть выполнен «Гриф утверждения» и «Гриф согласования», а также проставлена круглая печать нанимателя. Данные грифы должны быть выполнены по правилам дело­производства, основные положения которых нашли свое отражение в Инструкции по делопро­изводству в государственных органах и организа­циях Республики Беларусь, утвержденной поста­новлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4.

Установленный режим рабочего времени до­водится до сведения работников не позднее 1 ме­сяца до введения его в действие (часть шестая ст. 123 ТК).

Факт ознакомления работников с графи­ком работ (сменности) может быть подтвержден 2 способами:

-учинение собственноручной подписи ра­ботников на самом графике;

-ознакомление работников с приказом об ут­верждении графика работ (сменности) на тот или иной отчетный период, к которому прилагается ут­вержденный график. Хотя издание такого приказа - не обязанность, а право нанимателя, если только обратное не прописано в локальных нормативных правовых актах организации.

На наш взгляд, лучше всего ознакомить ра­ботников с графиком работ (сменности) первым способом, так как у работника в таком случае не будет основания сказать, что наниматель подменил график. Такая ситуация может иметь место, когда работник не придет на работу без уважительных причин и встанет вопрос об увольнении за прогул.

Порядок внесения изменений в график работ (сменности)

Необходимость внесения изменений в график работ (сменности) может возникнуть, например, при увольнении одного из работников либо когда одному из работников предоставили незапланиро­ванный отпуск, работник заболел и т.п. Изменения необходимо оформлять в том же порядке, как и сам график работ (сменности). Более того, работники должны быть ознакомлены с ними под роспись.

Это необходимо, чтобы у нанимателя было письменное доказательство того, что, во-первых, работник уве­домлен об изменении графика работ (например, на случай невыхода работника в нужную смену); во- вторых, работник согласен на произошедшие из­менения; в-третьих, при табелировании не нужно будет доказывать тот факт, что работник не само­вольно изменил график работ (сменности).

Если правильно не оформить изменения в гра­фике работ (сменности), возможно наличие сле­дующих ситуаций:

-работники начнут сами меняться сменами (кому-то нужно уйти, другой согласен заменить ушедшего работника и отработать вместо него);

-ответственный за составление табеля учета рабочего времени работник (на маленьких пред­приятиях это делает, как правило, кадровик или бухгалтер), полагая, что замена произошла с раз­решения руководителя предприятия, будет состав­лять табель учета рабочего времени по фактиче­ским данным;

-в свою очередь руководитель не будет знать, кто у него в действительности работает в ту или иную смену.

Если работника письменно не уведомить об изменении графика работ (сменности), а сделать это в устном порядке, он может не выйти на ра­боту, как положено по изменившемуся графику. В таком случае наниматель не имеет права привлечь работника к дисциплинарной ответственности за прогул (вплоть до увольнения с работы). В то же время самовольную замену сменами, установлен­ными графиком работ (сменности), без уважитель­ных причин законодатель признает прогулом.

Согласия работников на изменение графика работ (сменности) не требуется в нештатных ситуа­циях. Например, кто-то из работников заболел, его нужно кем-то заменить, чтобы в смену заболевше­го работника кто-то работал. В данном случае до момента внесения соответствующих изменений в график работ (сменности) будет иметь место про­изводственная необходимость - необходимость замены временно отсутствующего работника. По нормам ТК согласия работника на временный перевод, вызванный производственной необходимо­стью, не требуется. Однако срок такого перевода не может превышать одного месяца в течение ка­лендарного года. Если стороны договорятся, срок может быть продлен.

График работ (сменности) при суммированном и гибком учете рабочего времени

При сменном графике работы может приме­няться как суммированный учет рабочего време­ни, так и гибкий.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени вво­дится нанимателем по согласованию с профсою­зом и согласно положениям ст. 126 ТК приме­няется в тех организациях, где невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение уста­новленной ТК ежедневной (еженедельной) продол­жительности рабочего времени. Например, сум­мированный учет рабочего времени может приме­няться для работников охраны, продавцов (касси­ров) торговых организаций, работников сельского хозяйства, водителей и т.д.

При суммированном учете еженедельная продол­жительность рабочего времени может быть больше или меньше, чем продолжительность рабочего време­ни в неделю, установленная ст. 112-114 ТК, т.е. боль­ше или меньше нормальной продолжительности ра­бочего времени (40 часов в неделю) или сокращенной продолжительности рабочего времени.

ежедневная продолжительность не может превышать 12 часов;

сумма часов рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, год) не должна превышать нормы часов за учетный период, рассчитанной с применением ст. 112-117 ТК.

Пример составления графика работ (сменности) при суммированном учете рабочего времени на примере кассиров торгового предприятия смотрите в рубрике «По­лезная документация» на с. 25-27 журнала.

Режим гибкого рабочего времени

Режим гибкого рабочего времени - форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или целых структурных подразделений организации (отделов, управлений и т.п.) допускается в определенных пределах само­регулирование начала, окончания и общей продол­жительности рабочего дня.

При этом работники должны полностью отработать установленное ТК суммарное количество рабочих часов в течение учетного периода (рабочего дня, недели, месяца, квартала, года). Режим гибкого рабочего време­ни может применяться как при 5-дневной, так и при 6-дневной рабочей неделе, а также при других режимах работы. Если в организации пропускной режим, то в пропусках работников необходимо сделать соответствующую отметку или выдать спе­циальный вкладыш к пропуску.

Режим гибкого рабочего времени в отличие от суммированного устанавливается нанимателем по просьбе работника (работников) при соблюдении следующих условий:

-такой режим рабочего времени учитывает интересы производства;

-не приведет к осложнениям в работе орга­низации;

-не нарушит нормальную деятельность и рит­мичность производства;

-не нарушит внешние связи.

Введение режима гибкого рабочего времени - право нанимателя, которым он может восполь­зоваться по просьбе работника (работников), учи­тывая производственные интересы и возможности предприятия.

При переходе на гибкий режим рабочего вре­мени необходимо также учитывать следующие правила:

работников необходимо уведомить за один месяц, а также ознакомить с условиями и специ­фикой работы по такому режиму;

максимальная продолжительность работы в те­чение рабочего дня не должна превышать 10 часов;

сумма часов рабочего времени за учетный период должна быть равна норме часов за этот же период;

при выполнении работы вне организации (на­пример, при направлении в служебную командиров­ку, при участии работника в совещаниях и т.п.) ре­жим гибкого рабочего времени не применяется;

работников можно перевести на режим обычного рабочего времени при наличии опреде­ленных условий, установленных ст. 130 ТК.

Такими условиями, в частности, являются следующие:

нарушение работником режима рабочего времени. Перевод на обычный режим рабочего времени в таком случае может быть дополнитель­ной мерой ответственности помимо дисциплинар­ных взысканий (выговор, замечание).

Переведен работник может быть на обычный режим на срок до 3 месяцев, а в случае повторного нарушения - не менее 2 лет;

производственная необходимость. Перевод в данном случае также временный, и его срок не может составлять более месяца.

Эти 2 случая относятся к правам нанимателя. Если же работники структурного подразделения (отдела, управления и т.п.) систематически нару­шают правила гибкого рабочего времени, уполно­моченное должностное лицо нанимателя должно перевести такое структурное подразделение на общеустановленный режим работы. В данной си­туации согласно ТК это является обязанностью на­нимателя, а не правом.

Составные элементы гибкого рабочего времени

К составным элементам гибкого рабочего вре­мени можно отнести:

переменное (гибкое) время. Это время в на­чале и в конце рабочего дня (смены), в пределах которого работник по своему усмотрению вправе начинать и заканчивать работу;

фиксированное время. Это основная часть рабочего дня. Это время, когда все, кто работает по гибкому режиму рабочего времени, обязаны быть на работе;

перерыв для питания и отдыха. Это время, которое обычно разделяет фиксированное время на 2 части (примерно равные). Время перерыва не включается в рабочее время;

продолжительность (тип) учетного периода. Это календарный период (месяц, неделя, квартал, год), в течение которого работник должен отрабо­тать норму рабочих часов, установленную ТК.

В зависимости от продолжительности учетно­го периода по ст. 129 ТК может быть несколько ва­риантов режима гибкого рабочего времени.

Например, учетный период может быть равен:

рабочему дню (продолжительность учетно­го периода полностью отрабатывается в тот же день);

рабочей неделе (продолжительность отраба­тывается полностью в этой же рабочей неделе);

рабочему месяцу (месячная норма рабочих часов полностью должна быть отработана работ­ником в этот месяц).

Составление графика работ (сменности) при гибком рабочем времени на приме­ре сектора охраны торгового предпри­ятия смотрите в рубрике «Полезная документа­ция» на с. 27-28 журнала.