Руководства, Инструкции, Бланки

Методическая Инструкция Пример img-1

Методическая Инструкция Пример

Рейтинг: 4.9/5.0 (1748 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям

Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям

Примеры методических указаний к выполнению самостоятельной работы:

Пример 1. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям

Основной целью организации подготовки к практическим занятиям является развитие навыков узнавания и анализа стилистических приемов, встреченных в художественном тексте. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям, чтобы уточнить терминологию, найти аналогии анализируемым стилистическим приемам. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию приема или выразительного средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Изучение стилистики предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Студентам следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным со стилистикой междисциплинарными отношениями.

Самостоятельная работа по изучению курса лексикологии испанского языка предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

1. Подготовку к семинарским занятиям

2. Написание рефератов по предложенным темам

3. Написание курсовых работ и выпускных квалификационных работ

4. Подготовку к экзамену и зачету

Этапы подготовки к семинарским занятиям:

1.Просмотр записей лекционного курса

2.Составление резюме прочитанной главы соответствующего раздела рекомендуемого теоретического источника или учебника

3.Выполнение заданий по теме и их комментирование. Особо важным этапом является резюме прочитанного теоретического источника, так как это является важным условием подготовки к зачету и экзамену.

Пример 2. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

В курсе Страноведение Великобритании обобщаются сведения и углубляются знания о Великобритании, полученные студентами на I, II, III курсах при изучении практического курса английского языка. В ходе курса студенты получают знания о географическом положении, исторических и географических регионах Великобритании, о народе и его происхождении, о политическом устройстве государства, юридической системе, образовании, средствах массовой информации, религии, здравоохранении, искусстве, быте, национальных и культурных традициях страны.

Изучение курса Страноведение Великобритании в высшем учебном заведении имеет своей целью научить студентов ориентироваться в общественно-политической жизни, знать историю своей страны, уметь анализировать исторические процессы и вырабатывать собственную точку зрения на них. В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определённые навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям и экзамену, при выполнении контрольных работ, тестов и сообщений.

Во время лекций студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование п

редлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов и т.д.

Работа на семинарских занятиях.

Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар - активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций по Страноведению Великобритании, глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.

В основе подготовки к семинару по Страноведению Великобритании лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа с учебной, научной и популярной литературой.

В процессе изучения курса Страноведение Великобритании студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой по Страноведению Великобритании, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов своё отношение к конкретной культурологической или общественно-политической проблеме, определяет их гражданскую позицию.

Самостоятельная работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к семинарским занятиям.

Итогом самостоятельной работы студента является выступление с докладом, выполненным в форме реферата, на семинаре. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

Реферат должен состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т.д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата.

Не копируйте выложенное! Закажите уникальную работу!

Другие статьи

Стандарт предприятия

2.ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом по ОАО "Компания" от " " 20__ г. №

3.Требования СТП СМК _________соответствуют требованиям
стандарта ISO 9001:2008

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Определения и сокращения
4 Общие положения
5 Порядок разработки и введение в действие МИ
6 Требования к оформлению и содержанию МИ
7 Учет, внесение изменений, использование МИ
8 Ответственность за внедрение и контроль соблюдения требований МИ
9 Порядок внесения изменений
Приложение А Форма приказа о введении в действие СТП
Приложение Б Форма журнала регистрации МИ
Приложение В Форма первой страницы титульного листа
Приложение Г Форма второй страницы методической инструкции
Приложение Д Форма листа регистрации изменений
Приложение Е Форма страниц методической инструкции
Приложение Ж Форма последней страницы методической инструкции
Приложение И Извещение об изменении
Приложение К Форма журнала ознакомления с приказами и распоряжениями

Лист регистрации изменений

1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию методических инструкций (МИ) системы менеджмента качества (СМК), порядку их разработки, анализу, утверждению и актуализации, отмене и утилизации.
1.2 Стандарт обязателен для всех подразделений ОАО "Компания", в рамках системы менеджмента качества.

2 Нормативные ссылки
2.1 В настоящем стандарте предприятия учтены требования следующих документов:
ISO 9000:2005 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"
ISO 9001:2008 "Системы менеджмента качества. Требования"
ISO/TR 10013:2001 "Рекомендации по документированию систем менеджмента качества"

3 Определения и сокращения
3.1 Определения:
Стандарт предприятия - нормативный документ по стандартизации, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, утвержденный руководителем организации;
Заинтересованное подразделение - структурная единица предприя-тия, деятельность которой имеет отражение в рамках данной документированной.
Методическая инструкция - это документ, содержащий методику, правила, порядок, рекомендации, требования к разработке, составлению конкретного вида документов.
3.2 Сокращения:
СМК - система менеджмента качества;
СТП - стандарт предприятия;
МИ - методические инструкции;
ОАО - открытое акционерное общество;
ОТК - отдел технического контроля.

4 Общие положения
4.1 МИ разрабатывают отделы и службы, владеющие методикой, отвечающие за конкретные виды документов, контролирующие наличие и актуальность этих документов.
4.2 МИ корректируются при необходимости по обоснованному предложению сотрудников предприятия, по результатам внутренних аудитов СМК и по предложениям внешних аудиторов.
4.3 МИ должны быть написаны ясным, понятным языком и быть удобными в использовании персоналом.

5 Порядок разработки и введение в действие МИ
5.1 Необходимость разработки МИ СМК определяют руководители служб, отделов (4.2) совместно с отделом технического контроля.
5.2 Разработка проекта МИ.
Служба-разработчик методической инструкции:
- разрабатывает проект МИ, передает его на ознакомление в ОТК и другие заинтересованные подразделения;
- корректирует проект МИ с учетом полученных замечаний и предложений и составляет окончательную редакцию;
- согласовывает окончательную редакцию МИ со всеми участвующими в процедуре подразделениями;
- передает документ на утверждение генеральному директору.
5.3 Введение в действие МИ.
5.3.1 После утверждения МИ, служба-разработчик передает согласованный и утвержденный документ в ОТК вместе с электронной копией для учета и хранения.
5.3.2 Проект документа (МИ) хранится у ответственного за ведение документации СМК службы-разработчика 3 года.
5.3.3 Отдел технического контроля готовит приказ (Приложение А) о введении в действие МИ СМК (в этом же приказе устанавливается дата введения в действие МИ) и, при необходимости, план мероприятий по его внедрению (совместно со службами-разработчиками).

6 Требования к оформлению и содержанию МИ
6.1 Структура МИ СМК.
Методическая инструкция включает следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- наименование (заголовок);
- предисловие;
- содержание;
- область применения и сфера действия;
- нормативные ссылки;
- определения, обозначения и сокращения;
- общие положения;
- порядок разработки, согласования, утверждения и внедрения методической инструкции;
- порядок построения, изложения и оформления методической инструкции;
- учет, внесение изменений и использование методической инструкции;
- ответственность за внедрение и контроль соблюдения требований методической инструкции;
- приложения;
- лист регистрации изменений.
6.2 Первую страницу титульного листа методической инструкции оформляют в соответствии с Приложением В;
На второй странице помещают "Предисловие" (Приложение Г).
6.3 "Наименование" (заголовок).
6.3.1 "Наименование" методической инструкции должно четко указывать вид документа.
6.3.2 В "Наименовании" методической инструкции не допускается применять сокращения, римские цифры, математические знаки, греческие буквы.
6.3.3 Заголовок методической инструкции печатается прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая, используется шрифт Times New Roman, размер шрифта 16, межстрочный интервал полуторный.
6.4 "Предисловие".
6.4.1 Слово "Предисловие" записывают с прописной буквы посередине страницы;
6.4.2 Сведения, приводимые в "Предисловии", нумеруют арабскими цифрами и располагают в последовательности, указанной в Приложении Г.
6.5 "Содержание".
6.5.1 "Содержание" включает в себя порядковые номера и наименования разделов:
- область применения и сфера действия;
- нормативные ссылки;
- определения, обозначения и сокращения;
- общие положения;
- порядок разработки, согласования, утверждения и внедрения методической инструкции;
- порядок построения, изложения и оформления методической инструкции;
- учет, внесение изменений и использование методической инструкции;
- ответственность за внедрение и контроль соблюдения требований методической инструкции;
- приложения;
- лист регистрации изменений.
Приложения и лист регистрации изменений не нумеруются.
6.5.2 "Содержание" в методической инструкции размещают после "Предисловия", начиная с новой страницы.
6.5.3 Слово "Содержание" записывают посередине страницы с прописной буквы, выделяя полужирным шрифтом.
6.6 "Область применения и сфера действия".
6.6.1 Структурный элемент "Область применения и сфера действия" приводят для определения области распространения и, при необходимости, уточнения объекта стандартизации, размещают на первой странице методической инструкции и нумеруют единицей (1);
6.6.2 При уточнении области применения применяют следующую фор-мулировку: "Настоящая методическая инструкция обязательна для…".
6.7 "Нормативные ссылки".
6.7.1 Структурный элемент "Нормативные ссылки" содержит обозначения документов, на которые даны ссылки в тексте МИ СМК, и полное их наименование.
6.7.2 Перечень ссылочных документов начинают со слов: "В настоящей методической инструкции использованы ссылки на следующие докумен-ты:…".
6.8 "Определения, обозначения и сокращения".
Структурный элемент "Определения, обозначения и сокращения" содержит определения, необходимые для уточнения и расшифровки терминов и перечень обозначений и сокращений, применяемых в данной методической инструкции.
6.9 "Общие положения".
Структурный элемент "Общие положения" включает в себя:
- цель объекта документирования;
- задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленной це-ли;
- другие сведения, которые носят общий информационный характер.
6.10 "Порядок разработки, согласования, утверждения и внедрения методической инструкции".
Этот структурный элемент описывает: кто разрабатывает, с кем согласовывает, кто утверждает, как внедряется методическая инструкция.
6.11 "Порядок построения, изложения и оформления методической инструкции".
Структурный элемент "Порядок построения, изложения и оформления" описывает требования к построению, изложения и оформления методической инструкции.
6.12 "Учет, внесение изменений и использование методической инструкции".
Этот структурный элемент описывает: кто учитывает МИ, кто и как вносит изменения, кто ответственен за ознакомление персонала с методической инструкцией.
6.13 "Ответственность за внедрение и контроль соблюдения требований методической инструкции".
Структурный элемент содержит перечень ответственных лиц за внед-рение и контроль соблюдения требований методической инструкции.
6.14 "Приложения".
6.13.1 В элементе "Приложения" приводят все формы ведения записей, необходимых для функционирования каждой конкретной методической инструкции. Каждому "Приложению" присваивают название и буквенное обозначение.
6.13.2 "Приложения" обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением Ё, З, О, Ч, Ь, Ы и Ъ). После слова "Приложения" следует буква, обозначающая его последовательность. Если в методической инструкции одно приложение, то оно обозначается "Приложение А". Если в методической инструкции приложений больше, чем букв русского алфавита, то далее они нумеруются арабскими цифрами: 1, 2 и т.д.
6.13.3 Должен быть определен статус "Приложения". Статус "Приложения" может быть:
- обязательным;
- рекомендуемым;
- справочным.
6.15 Лист регистрации изменений.
Лист регистрации изменений обязателен для всех методических ин-струкций и является последней страницей методической инструкции, оформляется в соответствии с Приложением Д.
6.16 Требования к изложению методической инструкции.
6.15.1 Текст методической инструкции делят на разделы. Разделы могут делиться на пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. После номера раздела, пункта, подпункта точку не ставят.
6.15.2 Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами.
6.15.3 Разделы должны иметь заголовки, которые печатаются с прописной буквы без точки в конце и не подчеркиваются. Заголовки выделяются полужирным шрифтом.
6.15.4 Внутри пунктов и подпунктов могут быть перечисления. Перед каждой позицией ставят дефис или строчную букву, после которой ставится скобка.
6.15.5 Формулы, за исключением формул, помещаемых в "Приложении", должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в скобках. Одну формулу обозначают (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
6.15.6 Примечания приводят в методической инструкции, если необходимы поясняющие или справочные данные и их помещают непосредственно после текста, к которому они относятся. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставят тире и его не нумеруют, если несколько - то их нумеруют арабскими цифрами.
6.15.7 Сноски используются в тех случаях, когда необходимо пояснить отдельные данные и их обозначают подстрочным знаком.
6.15.8 Текст документа должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований и логически последовательным.
6.15.9 Первоначально формулируется деятельность, затем - кем она выполняется и сроки выполнения.
6.15.10 В документе не допускается:
- применение оборотов разговорной речи;
- применение синонимов;
- использование глаголов неопределенной формы.
6.17 Требования к оформлению страниц.
6.16.1 При односторонней печати нумерацию страниц проставляют в правом нижнем углу арабскими цифрами.
6.16.2 Страницы, на которых размещены "Предисловие", "Содержание", нумеруют римскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы "I" не проставляется.
6.16.3 Общая форма страниц стандарта представлена в Приложении Е. Для текстовой части МИ используется шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал полуторный.
6.16.4 Текстовую часть методической инструкции завершает лист подписей, который оформляется в соответствии с Приложением Ж.
6.18 Требования к обозначению методической инструкции.
Обозначение методической инструкции состоит из индекса МИ СМК - методическая инструкция, система менеджмента качества, далее номер, соот-ветствующий разделу ISO 9001:2008 и, через тире, присваиваемый ОТК регистрационный номер МИ, далее через тире год введения в действие МИ.
Пример: МИ СМК 4-001-2009 (4- номер, соответствующий разделу ISO 9001-2008; 001 - регистрационный номер МИ, 2009 - год введения в действие).
6.19 Требования к оформлению колонтитула.
Верхний колонтитул содержит три ячейки: в левой располагается то-варный знак ОАО "Сибэлектромотор"; в средней - в две строки "Методиче-ская инструкция ОАО "Компания"; в правой ячейке - в две строки обозначение методической инструкции и номер версии документа с начала существования СМК.
Нижний колонтитул содержит номер страницы (6.16.1, 6.16,2).

7 Учет, внесение изменений, использование МИ
7.1 Ведущий инженер по СМК ОТК регистрирует МИ в "Журнале регистрации МИ" (Приложение Б).
7.2 Рабочий экземпляр, утвержденной и введенной в действие МИ размещается на сервере предприятия по адресу: ________________и доступны только для чтения.
7.3 После печати рабочих экземпляров с сервера они автоматически становятся "Неучтенными копиями". На момент использования актуальность неучтенной копии должна быть установлена. Об актуальности свидетельствуют отсутствие записей или наличие идентичных записей в Листах регистрации изменений рабочей версии МИ и неучтенной копии.
7.4 Пересмотр и внесение изменений в МИ могут быть вызваны производственной необходимостью, существенными изменениями в технологии производства продукции, организационной структуре или по результатам аудитов. Внесение изменений в МИ, их актуализация осуществляется подразделением-разработчиком по инициативе руководства предприятия, заинтересованных подразделений или ОТК, при обязательном согласовании с подразделением-разработчиком, либо по инициативе подразделения-разработчика, с обязательным согласованием с руководителем предприятия, заинтересованными подразделениями, ОТК.
7.5 Внесение изменений в МИ производится заменой листов или введением новых дополнительных листов с обозначением на нем, что этот лист замененный. либо новый. Информацию об изменении МИ указывают в листе регистрации изменений, т.е. проставляется дата внесения последнего изменения, порядковый номер изменения, подпись лица вносившего изменение и регистрационный номер изменения.
7.6 При пересмотре и отмене МИ в новых МИ указывается, взамен каких они вводятся.
7.7 Внесение изменений происходит путем составления подразделением-разработчиком Извещения об изменении по форме из Приложения И. Извещения об изменении регистрируются ведущим инженером по СМК в "Журнале регистрации извещений об изменениях" и хранятся вместе с оригиналом стандарта.
7.8 Отмененные (аннулированные) оригиналы МИ, оставленные как информационный материал, хранятся в ОТК и имеют отметку об отмене (аннулировании). Аннулированные МИ хранятся в течение 2-х лет.
7.9 При пересмотре или изменении СТП ответственные за ведение документации СМК в подразделениях, на которые распространяется область применения СТП, по служебной записке уведомляются об этом, после чего обязаны оповестить персонал о введении нового СТП или изменении версии и способствовать тому, чтобы ознакомить персонал со стандартом предприятия и приказом о его введении в действие. Провести обучение (при необходимости, которую определяют руководители подразделений) по её выполнению на рабочем месте с записью в "Журнале ознакомления с приказами и распоряжениями по подразделению" (Приложение К).

8 Ответственность за внедрение и контроль соблюдения требований МИ
8.1 Ответственность за внедрение и соблюдение требований данного стандарта возлагается на руководителей служб и отделов (4.2) ОАО "Компания".
8.2 Контроль соблюдения требований данного стандарта возлагается на зам.директора по качеству - начальника ОТК и ответственных за ведение документации по качеству подразделений предприятия.

9 Порядок внесения изменений
9.1 Процедура внесения изменений в СТП регламентируется настоящим стандартом.

Ведущий инженер по СМК

Представитель высшего руководства в области качества

Начальник юридического отдела

Правила оформления методических инструкций

Правила оформления методических инструкций

Список используемой литературы

Методическая инструкция (МИ)-- документ, устанавливающий единые нормы и правила выполнения отдельных видов работ, поясняющий требования стандарта и не вошедшие в него в силу специфики работ, а также осуществление контроля по их выполнению[1]. Одной из главных проблем является то, что правила к методическим инструкция не нормированы какими-либо нормативными документами. Организации сами решают эту проблему. Целью моей работы является установление правил оформления, содержания, построения методических инструкций. Немаловажным является и то кем они могут разрабатываться и кем принимаются. Анализ технологии разработки таких нормативных документов как методическая инструкция позволит более глубоко понять все нюансы разработки более сложных документов, таких как технические условия, стандарты организаций, и, наконец, национальные стандарты. Так же, в своей работе я хочу установить отличие методических инструкций от стандартов организации. В ходе работы будут приведены примеры различных методических инструкций, а так же связанных с ними нормативных документов.

Разработка методической инструкции

Чаще всего методические инструкции регламентируют порядок проведения работ на предприятии, а стандарты организаций, в свою очередь, могут разрабатываться на продукцию, процессы и услуги, оказываемые в данной организации. В отличии от стандартов организации.

Методические инструкции разрабатываются непосредственно в организации по инициативе заинтересованных должностных лиц, в то время как разработчиком стандартов организации является отдел по стандартизации предприятия. Кроме того, руководство предприятия вправе поднять вопрос о необходимости разработки той или иной методической инструкции, и дать указания к разработке в соответствующее подразделение, к компетенции которых относится данный вопрос (в ряде случаев отдел по стандартизации предприятия). В данном случае оплата работ производится из бюджета предприятия. В случае необходимости руководство предприятия может привлечь к разработке методической инструкции специалистов сторонних организаций. Методическая инструкция может разрабатываться любым структурным подразделением предприятия. Разработчиком может являться как один работник структурного подразделения предприятия, так и группа работников. После принятия решения о разработке методической инструкции разработчиком издается распорядительный документ, устанавливающий цели, сроки и направления разработки методической инструкции[2]. Так же разработчик должен составить план работ по разработке методической инструкции, который утверждается руководителем структурного подразделения, на которого возложена ответственность за разработку инструкции. Разработчик в дальнейшем должен следовать составленному плану.

Далее разработчиком подготавливается проект методической инструкции с приведением технического и экономического обоснования необходимости разработки данной инструкции. Данный проект проходит экспертизу юридической службы предприятия либо подлежит внешнему аудиту (проверка независимыми экспертами). Так же проект обязательно должен пройти обязательную экспертизу экономической и технической обоснованности разработки, для установления затрат на внедрение, выгоды от внедрения, улучшения качества работы предприятия. Результат экспертизы может быть положительным или отрицательным.

При положительных результатах экспертизы, проект оформляется как действующая методическая инструкция. Инструкция должна быть утверждена руководителем предприятия либо руководителем структурного подразделения. Часто методическую инструкцию согласуют с техническим комитетом по стандартизации, за которым закреплено данное предприятие. Далее разработчик, за счет предприятия, распространяет копии методической инструкции в предназначаемые структурные подразделения. Оригинал же хранится в отделе по стандартизации, либо в службе по делопроизводству.

При отрицательных же результатах экспертизы, проект методической инструкции отклоняется и передается на доработку разработчику.

Если для внедрения методической инструкции необходимо изменить или отменить иные нормативные документы, действующие на предприятии, то руководитель разработки одновременно с разработкой проекта обеспечивает подготовку обоснованных предложений по пересмотру, изменению или отмене действующих нормативных актов.

При составлении методической инструкции, связанной с порядком работы на предприятии, разрабатываемый орган должен направить проект инструкции в профсоюз предприятий, отстаивающий интересы большинства служащих.

После принятия методической инструкции руководство предприятия обязано производить контроль над выполнением ее требований, и обеспечить ее своевременную актуализацию.

Оформление методической инструкции

В целом, методическая инструкция является одним из нормативных документов организации или предприятия. Поэтому, к ее оформлению предъявляются те же требования что и к другим нормативным документам. На организации могут быть созданы собственные правила оформления, но, зачастую, используются положения, изложенные в национальном стандарте ГОСТ Р 6.30 [3] Хочу отметить, в оформлении методической инструкции много общего с оформлением национального стандарта и стандартов организации. Несмотря на то, что правила оформления для методических инструкции нигде не регламентированы, разработчик чаще всего использует положения ГОСТ Р 1.5, но существует и ряд особенностей, которые далее я хочу рассмотреть.

Для оформления методических инструкции используют реквизиты, которые являются обязательными для бланка, предназначенного для оформления внутренних документов организации или предприятия. Банк методической инструкции должен содержать наименование организации, наименование документа, дату и место его подготовки. Справа над текстом располагают гриф утверждения. Гриф утверждения является обязательным для методических инструкций. Гриф утверждения ставится на титульном листе инструкции[3]. Стандарт ГОСТ Р 6.30 устанавливает следующий вид грифа утверждения:

По необходимости на титульном листе методической инструкции может размещаться гриф согласования. В обязательном порядке оба грифа должны быть заверены печатями организации.

Помимо грифа утверждения, на титульном листе должно указываться название организации, в которой применяется данная методическая инструкция и эмблема этой организации (если организация не государственная). По ГОСТ Р 6.30 эмблема организации размещается на документе согласно уставу организации (в рассматриваемом случае, чаще всего в левом верхнем углу титульного листа). Название должно быть указано полностью, с указанием адреса расположения и контактной информации. В названии организации не допускается использовать сокращения, должен присутствовать код организации по ОКПО, стоящий после названия организации. На титульном листе может указываться разработчик инструкции, его фамилия, имя и занимаемая должность. Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 2

Методическая инструкция может оформляться как на чистых листах, так и на бланках организации с нанесенными на него реквизитами. При оформлении методической инструкции на бланке организации должен использоваться бланк конкретного вида документов. ГОСТ Р 6.30 устанавливает, что каждый бланк организации должен иметь поля: 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее.

Название методической инструкции располагается в центре титульного листа. Чаще всего, аналогично с национальными стандартами, название выделяют жирным шрифтом. Под название, так же выделяя жирным шрифтом, указывают двухзначный номер методической инструкции. Номер присваивают в порядке издания методической инструкции. Год издания указывают после номера через дефис. На последней строчке титульного листа указывается город, в котором была принята данная инструкция и год ее опубликования.

При печати инструкций используются листы из белой, плотной бумаги формата А4. Текст инструкции должен хорошо читаться. С этой целью используется типографская краска черного цвета.

Текст методической инструкции дожжен быть выполнен с использованием гарнитуры шрифта Times New Roman. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту инструкции. Допускается использовать любые сокращения, любые символы и буквы любых алфавитов. Расстояние между заголовком раздела и предыдущим или последующим текстом, а также между заголовками раздела должно быть равно не менее чем четырем высотам шрифта, которым набран основной текст инструкции.(ГОСТ 1.5) Каждая страница, кроме титульного листа, должны быть пронумерована. В нумерации страниц допускается использовать любое расположение цифр, но предпочтительным является расположение в правом верхнем углу. Каждый новый раздел инструкции выделяется заглавными буквами и ему присваивается порядковый номер. Дополнительно к выделению заглавными буквами может добавляться выделение жирным шрифтом. Расположение названия раздела может быть произвольным: либо выровнено по левому краю, либо по центру. Название подраздела так же выделяется полужирным шрифтом, но не выделяется заглавными буквами. Располагается название подраздела строго по левому краю.

В методической инструкции допускается использовать приложения в виде графиков, таблиц, диаграмм, схем, формул и т.п. Приложения располагают после текста инструкции. Обозначение приложения используется те же правила, что и в обозначении разделов. Текст приложения не должен отличаться от текста методической инструкции. Приложения обозначаются буквами русского алфавита или арабскими цифрами. Отметку о наличии приложения указывают в содержании с указание номера страницы.

В методической инструкции обязателен раздел «Ознакомление» (Приложение 3). Его оформляют в виде таблицы, содержащую столбцы фамилии сотрудников, для которых предназначается данная инструкция, подпись и примечания.

методическая инструкция нормативный документ

Содержание и структура методической инструкции

Приступая к рассмотрению требований к содержанию методической инструкции, прежде всего, уточню, что под содержанием следует понимать всю включенную в документ информацию. В свою очередь, основным информационным компонентом инструкции является ее текст. Текст методической инструкции должен содержать достоверную информацию, не противоречить другим, ранее изданным документам предприятия, а так же нормативно-правовым документам, законодательству РФ. Текст инструкции должен быть структурирован и разделен на соответствующие разделы. Структурные элементы должны быть взаимосвязаны и отражать всю необходимую информацию о назначении, области применения и сущности инструкции. Так же в методической инструкции должны приводиться сведения используемых, при составлении, иных нормативных документов, стандартов, правил и норм. Текст инструкции может состоять из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел и пункт должен быть пронумерован арабскими цифрами. Содержание приложений может быть представлено в виде связанного текста, таблиц, анкет, графиков, иллюстраций или их комбинации. Выбор конкретного способа представления, как правило, определяется функциональным назначением приложения.

Текст методической инструкции можно разделить на 3 части: вводная часть, основная часть и заключение. Вводная часть содержит основную информацию об инструкции: область применения и распространения, используемые документы, назначение инструкции, указываются причины разработки (Предисловие, Область применения, Содержание, Нормативные ссылки). Основная часть - суть документа (Основные положения). Содержит основные нормативные положения методической инструкции, может быть представлена разделенной на несколько разделов, либо в виде одного раздела, разделенного на пункты. Заключительная часть методической инструкции представлена в виде приложений и элемента «Ознакомление». Название разделов, подразделов, пунктов могут иметь названия, выраженные именем существительным в именительном падеже, и должны в краткой форме отражать содержание соответствующих элементов. Названия подпунктов должны быть согласованы с названием пунктов.

Все части методической инструкции могут быть структурированы по абзацам и пунктам. Структуризация по абзацам характерна для основной части методической инструкции, а структуризация по пунктам - для вводной части и заключения. Структуризация приложения зависит от способа представления информации в составе приложения.

Текст методической инструкции составляют на русском или национальном языке в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о государственных языках.

В тоже время в международных организациях, действующих на территории РФ, текст инструкции может составляться на русском или английском языках или языке страны, в которой зарегистрирована организация[4].

Перейдем к подробному описанию составных элементов методической инструкции.

В предисловии методической инструкции приводят сведения об организации, в которой действует инструкция, сведения о данной инструкции, область распространения и документы, в соответствии с которыми она была разработана. «Предисловие» размещают на следующем листе после титульного листа. Данный элемент является не обязательным и чаще всего его объединяют с элементом «Область применения».

В разделе «Область применения» методической инструкции рекомендуется указать назначение инструкции, область ее применения, правовые основания разработки инструкции, порядок ее применения. В данном разделе могут указываться документы, в соответствии с которыми была разработана инструкция. Это могут быть документы системы менеджмента качества предприятия, нормативные документы предприятия, рекомендации или стандарты. Данный элемент размещается на следующем листе после титульного листа, либо, при наличии элемента «Предисловие», на следующем листе после элемента «Предисловие».

В элементе «Содержание» методической инструкции должны указываться наименования разделов и приложений, их обозначение и начальную страницу.

В данном разделе приводятся ссылки на все нормативные документы, используемые при составлении методической инструкции. Элемент «Нормативные ссылки» приводят если в тексте инструкции даны ссылки на стандарты, технические условия и другие документы. Порядок перечисления ссылок аналогичен со стандартами, то есть:

Другие нормативные документы (инструкции, рекомендации, правила)

Перечень ссылочных нормативных документов начинают со слов: «В настоящей методической инструкции использованы ссылки на следующие нормативные документы:» Все ссылочные документы должны быть указаны с полным наименование, обозначением и годом принятия. Нормативные ссылки располагают по старшинству: начиная с национальных стандартов, заканчивая рекомендациями и иными инструкциями. Названия нормативных документов располагают в алфавитном порядке.

Элемент «Нормативные ссылки» размещается после элемента «Область применения»

В этом элементе приводят по необходимости все термины и определения, применяемые в данной инструкции. Термины и определения могут быть как стандартизованными, так и не стандартизованными. Если термин и определения являются стандартизованными и используются в каком либо стандарте, то в скобках, после определения, указывают данный документ. По аналогии со стандартами, определения должны быть краткими и максимально точными.

Обозначения и сокращения

Если в тексте методической инструкции используется значительное количество обозначений и сокращений, то для их установления используют элемент «Обозначения и сокращения». Заглавными буквами обозначается сокращение или обозначение и через дефис приводится расшифровка. Чаще всего данный элемент объединяютс элементом «Термины, определения» и называют - «Термины, определения, обозначения и сокращения». Термины и определения должны располагаться в алфавитном порядке. Указание общепринятых и часто используемых сокращений не обязательно.

Основные положения методической инструкции могут оформляться в виде разделов, содержащих основные нормативные положения инструкции. Так же основные положения могут оформлять в один раздел «Основные положения» с разделением на пункты и подпункты. Раздел «Основные положения» является основным в инструкции, развернуто отражает все аспекты, установленные в разделе «Область применения». Положения данного раздела должны основываться на научных достижениях и на практическом опыте, должны соответствовать области распространения данной инструкции, обеспечивая выполнение задач поставленных перед разработчиком инструкции.

Данный раздел обычно представлен в виде таблицы, содержащей фамилии работников, которым предназначена инструкция, и их должность. Обязательным в таблице является столбец «Подпись». Работник обязан расписаться под своей фамилией после ознакомления и методической инструкцией. После подписания на работника возлагается ответственность по выполнению данной методической инструкции. Раздел «Ознакомление» может быть представлен как отдельный раздел в документе, так и в качестве приложения.

Материал, дополняющий основную часть документа, оформляется в виде приложения. В приложении материал приводится в виде таблиц, графиков, иллюстраций. Приложения пронумерованы либо озаглавлены буквами русского или латинского алфавитов. Каждое новое приложение начинают с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок. В тексте методической инструкции обязательны ссылки на приложения. По аналогии с национальными стандартами, по статусу приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Информация о статусе приложения должна указываться в скобках под номером приложения.

Изложение текста методической инструкции

Текст методической инструкции должен быть изложен в служебно-деловом стиле, точным, не допускать различных толкований и понятный для пользователей методической инструкции. Стиль изложения - это разновидность письменного изложения, а также совокупность присущих ему черт лексики, грамматики, фонетики, отличающих один стиль от других[4]. В контексте данного определения служебно-деловой стиль следует рассматривать как способ письменного изложения управленческой информации в составе соответствующих документов. Приведу наиболее характерные черты служебно-делового стиля:

Лаконичность, ясность и точность изложения

Нейтральный тон изложения, предполагающий отказ от разного рода «лирических отступлений», эпитетов и многословия.

Использование терминов в содержании инструкции должно быть по возможности ограничено областью распространения инструкции. То есть, используемый термин должен относиться только к той сфере, для которой была составлена методическая инструкция, причем применять их следует только в однообразном, общепринятом толковании. Недопустимо использовать различные определения термина, отступление от того определения, которое было дано в элементе «Термины, определения».

В тесте методической инструкции допускается использование сокращений, позволяющих обеспечить необходимую компрессию текста. Все используемые сокращения и их расшифровка, как было сказано выше, должны быть представлены в элементе «Обозначения и сокращения». Но, в то же время, следует отметить, что неумеренное использование большого количества сокращений может привести к перегрузке текста и усложнению его для восприятия. Общепринятые и часто используемые сокращения могут не приводится в элементе «Обозначения и сокращения» (МЧС, ТЭЦ, НИИ, ВУЗ и пр.). Однако, не допускается использовать слоговые сокращения (тех-ред, главбух, завсклад и пр.).

Основные положения инструкции должны четко соответствовать цели ее разработки, установленных в элементе «Предисловие». Текст элемента «Основные положения» должен касаться только области применения данной методической инструкции. Не должны присутствовать различные отступления.

Допускается разделение текста на подразделы. Каждый подраздел должен быть пронумерован и иметь название[5]. Опять же, текст раздел должен соответствовать своему названию. К примеру, в методической инструкции «Определение однородности партии пищевых продуктов и продовольственного сырья - продукции растениеводства и животноводства при проведении радиационного контроля» текст «Основных положений» разделен на 5 подразделов, содержание каждого соответствует его названию. Подраздел «Средства измерения» приводит перечень средств измерения, используемых для радиационного контроля продукции.

Поскольку текст инструкции носит характер указания, в ней рекомендуются четкие формулировки со словами, имеющими распорядительное значение, типа «должен», «следует», «необходимо», «имеет право», «не допускается», «рекомендуется», «запрещается» и т.д. Текст инструкции излагается от третьего лица (например, «Руководители или по их поручению другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций должны систематически анализировать, обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них практические замечания…») или в безличной форме (например, «Установленный факт неоднородности отмечается в журнале или протоколе испытаний и партия подлежит разделению на несколько однородных групп»)[6].

Подводя итог своей работы, хочу отметить, что в технологии разработки методических инструкций много общего с разработкой национальных стандартов. Это и оформление, как национальные стандарты так и методические инструкции оформляются согласно положениям ГОСТ 1.5, и порядок разработки, методические инструкции так же как и стандарты разрабатываются на основании приказа руководства и согласно плану работ. Аналогично методическая инструкция, как и стандарт организации, может быть использована иными предприятиями, но только с разрешением организации-разработчика. Методические инструкции и стандарты организаций даже излагаются в одинаковом стиле. Но существуют и различия, которые были мною установлены. Например методические инструкции, в отличии от стандартов организаций разрабатываются чаще всего на правила проведения отдельных видов работ ( методика определения однородности партии продукции; управление записями и тп), в то время как стандарты организаций разрабатываются на технологические процессы, проходящие на предприятии, услуги и выпускаемую продукцию. Так же, в отличии от стандартов организации методические инструкции разрабатываются любым структурным подразделением предприятия и любым лицом, а ответственность за разработку стандартов организации лежит на отделе по стандартизации на предприятии. Не существует определенных требований и к структуре методической инструкции. Обязательными элементами являются только титульный лист, область применения и лист ознакомления.

Список используемой литературы

ГОСТ 1.5 - 2002 Межгосударственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. - Введ. 2002-09-01. - М. Изд-во стандартов, 2002. - 160с.

ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - Введ. 2003-07-01. - М. Изд-во стандартов, 2003. - 19с.

Кадровик. Кадровое делопроизводство: информ. журн. / - М. Панорама, 2007 №2

Кирсанова М.В. Современное делопроизводство. - 3-е изд. - М. Инфра-м, 2008 г. - 320 с.

МИ 1.1. Порядок разработки положений о подразделении ЯГУ. - Введ. 2006-12-06. - Ярославль: Издательство ЯГУ, 2006. - 7с.

МИ 2.1 - 2006. Определение однородности партии пищевых продуктов и продовольственного сырья -продукции растениеводства и животноводства при проведении радиационного контроля. - Введ. 2006-12-17. - Гомель, Республика Белорусь: НИРУП «Институт почвоведения и агрохимии», Изд-во НИРУП «Институт почвоведения и агрохимии» 2006. - 28с.

МИ 4.2-СП1.МИ02-2008. Общие требования к структуре содержанию, оформлению и утверждению должностных инструкций. НГУ. - Введ. 2008-07-11. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2008. - 12с.

Положение о разработке и принятии локальных нормативных актов ОАО «Арго»: положение организации. - Введ. 2005-11-23. - Ржев: 2007 17с.

Рогожкин М.Ю. Справочник делопроизводства. - 3-е изд. - СПб. Питер, 2011г.-178с.

Санкина П.В. Правила составления и оформления инструкций / П.В. Санкина //журн. Справочник кадровика. - 2009. - №9

СТО СМК 4.2.01-10 Система менеджмента качества. Управление документацией. МЭИ (ТУ). - Введ. 2010-02-11. - М. Издательство МЭИ (ТУ), 2010. - 38с.

Порядок разработки методических инструкций

Оформление титульного листа методической инструкции

Структура текста методической инструкции