Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Схема Маршрута Экскурсии img-1

Образец Схема Маршрута Экскурсии

Рейтинг: 4.8/5.0 (1720 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как написать экскурсию

Совет 1: Как написать экскурсию

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему движения группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется экскурсия, сколько времени группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по городу с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и маршрут экскурсионного автобуса, выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации на дорогах.

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

В то же время помните, что текст должен быть не только информативным, но и не скучным, удерживающим внимание слушателей.

Когда текст экскурсии будет написан, состыкуйте его по времени с маршрутом, чтобы ваш рассказ о каждом экспонате занимал ровно столько времени, сколько экскурсионная группа должна будет провести возле него.

Совет 2: Как написать экскурсию

Другие статьи

Образец методической разработки экскурсии

Образец методической разработки экскурсии

экскурсовода» (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных А. С. Пушкина). Вариант логического перехода темы: «В. Л. Пушкин – оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта»

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки – 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончаниеIподтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в Полтаве одна из подтем носит название «Полтава в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, – «Шведы на Украине» и «Полтавская битва». В подтеме «Новь старого города» раскрываются основные вопросы: «Жилищное строительство в городе», «Развитие культуры и искусства», «Строительство спортивного комплекса». Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс «Хатынь» по объекту «Линия обороны 100-й стрелковой дивизии» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины. », «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов. » и т. д.).

ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги

ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг

Tourist services. Projection of tourist services

Дата введения 2011-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Национальный центр независимой экспертизы", Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации при участии ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования туристских услуг, в том числе входящих в туристский продукт.

Настоящий стандарт применяется юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристские услуги и/или услуги по разработке технических документов в сфере туризма.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования

ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества

ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.

3.2 комитмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения с полной или частичной предоплатой на определенный период времени (сезон).

3.3 метод обслуживания туристов/экскурсантов: Способ реализации туристских услуг, организационных и технологических мероприятий, осуществляемых в процессе обслуживания туристов.

3.4 модель туристской услуги: Набор требований, предъявляемых к туристской услуге и согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта, и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг.

3.5 "портфель экскурсовода": Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.

3.6 программа обслуживания туристов: Перечень предоставляемых услуг, посещаемых объектов показа и досуговых мероприятий, сформированный в определенной последовательности, с указанием времени, места и условий обслуживания.

3.7 технические условия (в туризме): Документ, устанавливающий технические, проектные и другие характеристики туристских услуг и процессов их оказания.

3.8 технологическая инструкция в туризме: Документ, устанавливающий порядок и правила выполнения отдельных операций при оказании конкретных туристских услуг.

3.9 технология процессов оказания туристских услуг: Комплекс составленных в определенной последовательности технологических операций, выполняемых во время предоставления туристских услуг.

3.10 технологическая карта туристского путешествия: Документ, отражающий содержание программы, описание последовательности выполнения операций и условий обслуживания туристов во время осуществления путешествия по конкретному маршруту.

3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.

3.12 туристский маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях.

3.13 соисполнители туристских услуг: Организации и предприятия туристской индустрии, а также частные предприниматели, оказывающие отдельные услуги (средства размещения, предприятия питания, транспортные предприятия, выставочные комплексы, музеи и т.п.), по договорам, заключаемым с туроператорскими компаниями при формировании туристского продукта.

3.14 стандарты работы персонала: Документы, разработанные для каждой категории работников туристской организации и содержащие описание технологических процессов оказания услуг, а также основные требования к квалификации, внешнему виду, правилам поведения в процессе оказания туристских услуг.

3.15 элотмент: Условия приобретения туроператором блоков мест/номеров в средствах размещения, предусматривающие бронирование определенного количества мест/номеров и оплату за конкретный период проживания определенной группы туристов.

4 Основные положения

4.1 Проектирование туристских услуг осуществляется туроператором или организацией, предоставляющей услуги по проектированию туристских услуг, а также саморегулируемой или общественной организацией, осуществляющей деятельность в сфере туризма, в целях определения основных параметров и характеристик новых туристских продуктов.

4.2 Проектирование туристских услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым туроператором с учетом следующих основных факторов:

- конъюнктуры рынка туристских услуг;

- запросов (требований) туристов/заказчиков туристского продукта (услуги);

- состояния и структуры объектов туристской индустрии;

- межрегионального кластерного подхода;

- результатов маркетинговых исследований;

- обеспечения безопасности туристских услуг;

- защиты прав потребителей туристских услуг;

- предоставления потребителям туристских услуг возможности компетентного выбора;

- соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

- наличия договоров на оказание туристских услуг с соисполнителями.

4.3 Порядок и основные параметры технического задания на проектирование туристского продукта/услуги утверждаются руководителем туроператорской компании/организации-соисполнителя туристской услуги.

4.4 Формирование туристского продукта осуществляется в соответствии с техническими и технологическими требованиями.

4.5 К техническим требованиям в туристской индустрии относятся:

- требования к документам, в том числе картам и схемам маршрутов путешествий, паспортам трасс туристских походов, схемам трасс маршрутов и т.п.;

- требования, учитывающие инженерные, геологические, геодезические, почвенные и гидрологические характеристики территории;

- регламенты использования технических средств, в том числе: паспорта объектов туристской индустрии, инструкции о правилах использования оборудования, туристского снаряжения, других технических изделий, чертежи, рисунки и т.д.

4.5.1 Технические требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, охраны окружающей среды, минимизацию рисков для потребителей туристских услуг, устанавливаются в соответствии с законодательством, а также по ГОСТ Р 50644 и ГОСТ Р 50690 .

4.6 К технологическим требованиям в туристской индустрии относятся:

- требования, установленные в технологических картах процессов оказания туристских услуг (туристских маршрутов, экскурсий и пр.);

- требования, предусмотренные в технологических инструкциях;

- требования, предусмотренные национальными стандартами, отраслевыми технологическими нормами;

- квалификационные требования, содержащиеся в должностных инструкциях, стандартах работы персонала и др.

5 Основные этапы проектирования туристских услуг

5.1 Проектирование туристских услуг осуществляется в несколько этапов:

- составление моделей туристских услуг;

- разработка технических требований и нормируемых характеристик услуг;

- установление технологических требований и определение технологии процесса оказания туристских услуг;

- определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг;

- утверждение документов на проектируемые туристские услуги.

5.2 При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:

- вид туристской услуги;

- основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);

- маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);

- перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);

- метод обслуживания туристов;

- перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).

5.3 Установление нормируемых характеристик/показателей для каждой туристской услуги осуществляют в зависимости от ее вида и назначения. Для каждой характеристики/показателя услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения.

5.3.1 Основными требованиями к туристским услугам и условиям обслуживания туристов являются:

- точность и своевременность исполнения;

Характеристики туристских услуг, указанные в проектных документах, должны соответствовать требованиям национальных стандартов.

5.3.2 Дополнительными требованиями к процессам оказания услуг являются:

- категория, тип, количество и пропускная способность объектов туристской индустрии (средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и др.), используемое снаряжение и оборудование;

- количество и компетентность необходимого персонала, обслуживающего туристов на каждом этапе оказания услуги, и необходимый уровень профессиональной подготовки;

- обязательства исполнителей и соисполнителей туристских услуг по надлежащему их оказанию в соответствии с заключенными договорами, включая условия возмещения ущерба.

5.4 Установление технических и технологических требований при проектировании туристских услуг осуществляется для процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

5.4.1 Результатом данного этапа проектирования являются проекты технических условий, технологических инструкций, технологических карт, стандартов работы персонала и других документов.

5.5 Определение методов контроля качества проектируемых туристских услуг проводят по показателям в соответствии с ГОСТ Р 52113. В документах, регламентирующих проведение контроля качества, устанавливаются методы и формы проведения контроля на соответствие запроектированным характеристикам.

5.6 Анализ разработанных проектов документов на туристские услуги проводится специалистами - представителями соответствующих функциональных подразделений туристской организации, в том числе с привлечением независимых экспертов.

5.6.1 Анализ проводится с целью подтверждения:

- соответствия установленных характеристик проектируемой услуги требованиям безопасности для жизни и здоровья туристов, а также охраны окружающей среды;

- соответствия требований к процессам обслуживания туристов запроектированным характеристикам услуг;

- эффективности методов контроля качества туристских услуг и объективности оценки их характеристик.

5.6.2 Анализ проектов документов направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий и может быть осуществлен методом верификации (инспекционное обследование маршрута, ознакомительный тур и др.).

5.6.3 Результатом анализа проектов документов является уточнение содержания технических документов на проектируемые туристские услуги.

5.7 Утверждение проектных документов на туристские услуги осуществляется руководителем туристской организации. В случае проектирования услуги по заявке заказчика технические документы на проектируемые туристские услуги согласовываются с заказчиком.

Внесенные в проектные документы изменения и дополнения утверждаются руководителем туристской организации и согласовываются с заказчиком, если проектирование проведено по его заявке.

6 Особенности проектирования отдельных видов туристских услуг

6.1 Проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую:

- разработку маршрута путешествия;

- формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и др.);

- установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем;

- формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов;

- разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга;

- определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута;

- установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы);

- определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов;

- определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации;

- разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др.

6.2 При проектировании услуг по организации выездного туризма дополнительно составляется перечень соисполнителей - зарубежных туроператоров с указанием их возможностей по приему и обслуживанию российских туристов.

6.3 Туроператор при формировании туристского продукта самостоятельно определяет схему сотрудничества с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги. Примеры схем приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Схемы взаимодействия с организациями, предоставляющими отдельные туристские услуги

1 Организация индивидуальных/групповых экскурсий.

2 Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионной организации

6.4 Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:

- карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;

- технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);

- информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);

- листок с дополнительной информацией;

- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- стандарты работы персонала.

Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997 .

6.5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы:

- проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;

- подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;

- расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;

- определение потребности в инструкторах-проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;

- подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;

- определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.

6.5.1 Разработка трасс туристских походов (маршрутов повышенной опасности) должна осуществляться на территориях с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным законодательством, а также учитывать реальные возможности для развития конкретного вида туризма на данной территории.

6.5.2 Документальной основой проектирования услуги "туристский поход" (маршрута повышенной опасности) является отчет о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода. Примерная структура и основное содержание отчета приведены в приложении В.

6.5.3 Результатом проектирования услуги "Туристский поход" (маршрута повышенной опасности) являются:

- паспорт трассы туристского похода (см. приложение Г);

- информационные материалы (памятки и др.);

- инструкции для туристов (о правилах пользования снаряжением и правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

- перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- инструкции для персонала;

- стандарты работы персонала;

- порядок регистрации в службах МЧС при выходе на маршрут.

6.6 Проектирование экскурсионных услуг предусматривает определение:

- тематической направленности экскурсий;

- объема и качества предоставляемой информации;

- способа перемещения по маршруту экскурсии.

6.6.1 Результатом проектирования услуги "Экскурсия" являются следующие технологические документы:

- технологические карты экскурсии (см. приложение Д);

- контрольный текст экскурсии;

- материалы "портфеля экскурсовода";

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии (см. приложение Е);

- перечень основного и вспомогательного персонала (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающего оказание экскурсионных услуг, с указанием требований к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;

- инструкции для экскурсантов (о правилах пользования снаряжением, правилах поведения в обычных и чрезвычайных ситуациях);

- инструкции для персонала;

- стандарты работы персонала;

6.6.2 Контрольный текст экскурсии - это технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.

Приложение А (рекомендуемое). Примерный образец технологической карты туристского путешествия Приложение Б (рекомендуемое). Примерный перечень дополнительной информации

1 Информация о возрастных ограничениях, обслуживании туристов с детьми, семейных маршрутах, ограничениях и рекомендациях для туристов с ограниченными физическими возможностями.

2 Специальная информация для туристских путешествий в соответствии с видом путешествия.

3 Прочая информация и рекомендации.

Примечание - Целесообразно отмечать, что лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.

Приложение В (рекомендуемое). Примерная структура и основное содержание отчета о проведении инспекционного обследования маршрута туристского похода


Текст отчета может содержать следующие разделы:

1 Справочные сведения о районе похода: особенности района похода определяют тактические и технические решения при подготовке и проведении похода.

2 Сведения о походе: содержат подробные данные о маршруте похода, его протяженности и продолжительности, перечень его отдельных этапов с различными способами передвижения.

3 Организация похода, в т.ч. обоснование выбора данного маршрута.

4 График движения и техническое описание похода, включая описание мер по обеспечению безопасности, возможным экстремальным ситуациям, способам ориентирования в условиях ограниченной видимости и т.п.

5 Итоги похода, выводы и рекомендации с описанием наиболее характерных особенностей района и похода.

6 Перечень использованных материалов, литературы, туристских отчетов и других источников информации при подготовке похода и составлении отчета.

- списки личного и группового снаряжения, рекомендации по комплектованию снаряжения и инвентаря;

- рацион питания в походе, информация о возможном пополнении продуктов в пути;

- масса продуктов и снаряжения на группу и на одного участника похода;

- смета расходов на поход;

- расписание работы транспорта, узлов связи, расположение пунктов медицинской помощи;

- фотографии (зарисовки) к отчету, характеризующие сложные участки маршрута похода, природу и достопримечательности района;

- обзорная карта района похода с нанесенным на ней маршрутом, его запасными вариантами, обозначенными направлениями движения, местами ночлегов, предприятиями и ориентирами, местами съемок основных фотографий. Карту дополняют эскизами наиболее сложных участков похода с указанием путей их преодоления.

Приложение Г (рекомендуемое). Примерный образец паспорта трассы туристского похода

Рекомендации по составлению паспорта:

1 Паспорт составляют отдельно на трассу каждого основного или тренировочного похода продолжительностью более 1 сут.

2 Паспорт составляет туристская организация, которая начинает организацию похода.

3 Сведения о климате и возможных стихийных явлениях в районе путешествия заносят по данным наблюдений гидрометеослужбы.

4 Паспорт направляют каждой туристской организации, участвующей в обслуживании туристов на трассе похода.

5 Изменения, возникшие в процессе эксплуатации трассы похода, должны быть в месячный срок внесены во все экземпляры паспорта. При необходимости заменяют отдельные листы или составляют новый паспорт.

Приложение Д (рекомендуемое). Примерный образец технологической карты экскурсий ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг

Методические рекомендации по разработке и проведению городской экскурсии

Методические рекомендации по разработке и проведению городской экскурсии.

Методические рекомендации включают две части. В первой рассматриваются общие вопросы подготовки и проведения городской экскурсии. Вторая часть представляет собой разработанный экскурсионный маршрут «Дубна – город науки». Пешеходная экскурсия предназначена для школьников и содержит весь набор необходимых материалов: технологическую карту, полный текс экскурсии, карту маршрута с указанием объектов показа, «портфель экскурсовода».

Данная разработка может быть использована классными руководителями, учителями, руководителями кружков, заместителями директоров по ВР. Представленные материалы помогут педагогам образовательных учреждений составлять экскурсионные маршруты по улицам города, а также научить этому учащихся.

Разработка экскурсионного маршрута ……………………….……………..4

Методическая разработка экскурсии «Дубна – город науки» …………….14

«Портфель экскурсовода» …………………………………………………. 33

Список источников и литературы ………………………………………. 44

Топ10 путешественника ……………………………………………………. 45

Шаблон для заполнения «Технологическая карта экскурсии» ……………47

Фрагмент методической разработки пешеходной экскурсии

«Памятники культуры Замоскворечья» …………………………………….48

В программе Всероссийского слёта юных туристов-краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (направление туристы-историки, этнографы) одним из обязательных зачётных видов соревнований является разработка историко-краеведческого (этнографического) маршрута (экскурсии).

Согласно условиям проведения группа 6 – 8 человек в течение установленного времени (4 – 6 часов) разрабатывает вариант экскурсии в пределах полигона, установленного судейской коллегией. Готовится необходимый картографический, иллюстративный и текстовый материал.

Основными критериями оценки являются умение составить карту-схему маршрута, выработать концепцию экскурсии, написать пояснительную записку, описать историко-краеведческие, этнографические объекты маршрута. Во время устной защиты маршрута, экскурсии оценивается владение экскурсионными приёмами рассказа и показа, логичность изложения материала.

Данные рекомендации составлены для подготовки команды Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Дубны к участию во Всероссийском слёте юных туристов-краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество».

Кроме этого, разработанные материалы помогут педагогам образовательных учреждений составлять экскурсионные маршруты по улицам города, а также научить этому учащихся.

Разработка экскурсионного маршрута.

Экскурсия – это наглядный процесс познания окружающего нас мира. Экскурсия связана с заранее подобранными объектами, которые служат основой для раскрытия темы. Организаторы экскурсии должны иметь четкое представление о том, что участник экскурсии должен увидеть, услышать и ощутить, к каким выводам он должен прийти в результате участия в данном мероприятии.

Протяженность по времени проведения.

Наличие экскурсионной группы.

4. Показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений.

Передвижение участников по заранее составленному маршруту.

Целенаправленность осмотра, наличие определенной темы.

По содержанию – два вида экскурсий: обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии. Как правило, многоплановые.

Обычно используются исторический и современный материалы.

Показ объектов, самых различных по форме и содержанию (памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и др.)

События излагаются «крупным планом».

Экскурсия дает общее представление о городе, крае, области, республике.

Хронологические рамки в большинстве случаев – время существования данного города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня.

Например: «Прошлое, настоящее и будущее Перми», «По историческим и памятным местам Великих Лук», «Горжусь тобой, мой край Смоленский».

Тематические экскурсии. Всегда посвящены раскрытию одной темы.

Например, «Исторические места Петрозаводска», «Их именами названы улицы и площади города».

Показ памятников далекого прошлого, обнаруженных в местах раскопок древних поселений, погребений, городищ и т.п. Экскурсии по древним русским городам.

По памятным местам, где проходили военные события; по местам, связанным с подвигами народных героев.

Подробный всесторонний показ одной – двух профессий, например, с целью профессиональной ориентации подростков.

Геологические – дающие представление о земной коре.

Зоогеографические – о животном мире данного района.

Ботанические – о жизни и развитии растений.

Гидрогеологические – знакомство с реками, озерами и другими водоемами края.

Ландшафтные – в парке, рощи, боры лесные массивы, расположенные в пригородах.

Театральные, историко-музыкальные, картинные галереи, музеи, выставочные залы, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности артистом и художников.

Например, «В.И. Суриков в Красноярске», «Здесь жил П.И. Чайковский», «К народным умельцам».

Литературно-биографические – по местам, которые хранят память о творчестве и жизни писателя. («Драматург А.Н. Островский в Москве»).

Историко-литературные – раскрывающие определенные периоды развития литературы в данном крае. («По литературным местам в Ярославле»).

Литературно-художественные – по местам, которые нашли отражение в произведении того или иного писателя. («По следам героев М. Шолохова»).

Показ памятников архитектуры определенного периода; творчество одного архитектора; планировка и застройка города.

По составу участников – экскурсии проводятся для взрослой аудитории и для детей; для местного населения и для приезжающих туристов и др.

По месту проведения – различают городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.

По способу передвижению – бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Пешеходные экскурсии создают благоприятные условия для показа и рассказа.

По форме проведения бывают экскурсия-прогулка (многие природоведческие экскурсии), экскурсия-обсуждение (в музеях, картинных галереях, выставках), экскурсия-концерт, экскурсионный спектакль (литературно-художественные экскурсии), учебные экскурсии.

Определение цели и задач экскурсии.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода.

Назовем некоторые из них:

патриотическое воспитание молодежи;

воспитание любви и уважения к Родине, к родному городу, краю;

эстетическое воспитание, художественное воспитание;

бережное отношение к бесценным сокровищам природы;

приобщение к народной культуре, традициям и обычаям.

Из цели вытекают задачи, стоящие перед экскурсией (не путать цели и задачи). Например, задачи – показать прошлое и настоящее в обзорной экскурсии города; рассказать об охраняемых растениях края; познакомить с памятниками истории и культуры; познакомить с памятными местами, рассказывающими о жизни и творчестве кого-либо.

Тема экскурсии – это то, что положено в ее основу, она направляет показ и рассказ, составляет предмет рассуждений и разъяснений. Каждая экскурсия должна иметь свою тему. Тема соединяет все объекты экскурсии в единое целое. Примеры тем смотри выше.

Тема и название не одно и то же. Например, тема «Москва – столица нашей Родины» может иметь различные названия: «Город восьми веков», «Москва и москвичи», «Москва вчера и сегодня». Задача названия экскурсии – привлечь внимание экскурсантов, заинтересовать их.

Примеры названий: «Помнят степи донские» (по местам боев Первой конной армии); «Путешествие в мир букв» (типография); «Путешествие в сказку», «В страну березового ситца» (природоведческие); «Дорогами огненных дней» (военно-историческая); «За каждым именем судьба, за каждым именем история» (по памятным местам); «Была на земле деревня Красуха» (этнографическая).

- Каждая экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную научно-обоснованную информацию о … (привести примеры по экскурсионным объектам).

- Экскурсантам дается определенный круг знаний. Например, по истории родного города или об архитектурных памятниках.

- Расширение кругозора в определенной отрасли знаний (истории, литературы, архитектуры, искусства, экономики, природоведения и др.).

Формирование интереса какой-либо отрасли знаний к определенной проблеме. Например, к творчеству какого-либо писателя, художника …

Используются воспоминания участников или очевидцев событий.

Демонстрация фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Посещение исторических мест, мемориальных сооружений.

Живое, конкретное изучение исторического прошлого.

- Использование различных игровых форм, викторин, загадок, и т.д.

Изложение материала понятно с учетом подготовленности аудитории.

Использование приема исследования, обсуждения.

Рассказ в виде беседы, в форме вопросов и ответов с обязательным участием в этом самих детей.

Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. Тема тесно связна с объектами. Требования к отбору объектов:

Отбирать объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме.

Местоположение объекта. По возможности отказаться от объектов, которые расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.).

Разнообразие демонстрируемых объектов.

Расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, обеспечивать устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии.

Познавательная ценность, т.е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры; материалы, которые могут обогатить знания экскурсантов.

Известность (популярность), которая может быть большей или меньшей.

Необычность (экзотичность) объекта, т.е. особенность, неповторимость памятника, здания, сооружения, исторического места. Необычность объекта может быть связана с особенностями конструкции здания, сооружения (мост построен методом электросварки), или с каким-либо историческим событием, которое произошло в данном месте (церковь царевича Дмитрия «на крови» в Угличе); или связана с какой-либо легендой.

Выразительность – внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие объекта с окружающими зданиями, природой.

Сохранность. Оценка состояния памятника в данный момент, его подготовленность к показу.

3. Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии – хорошо продуманный, связанный с процессом показа объектов, путь следования экскурсионной группы.

Требования к маршруту:

маршрут должен обеспечить показ объектов в логической последовательности, способствовать более глубокому раскрытию темы. С другой стороны, расположение памятников на территории, подлежащей показу, само по себе определяет последовательность маршрута;

- изучаемые объекты не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой;

переход между объектами не должен занимать более 10 – 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз при изложении экскурсоводом материала;

расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии;

избегать повторных проходов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту и пр.), так называемых «петель»;

следует избегать однообразия в выборе объектов. Например, неправильно, чтобы вся обзорная городская экскурсия была построена на таких памятниках, как скульптуры и монументы. Необходимо ввести в маршрут показ отдельных зданий и целых улиц, площадей, памятных мест, памятников природы.

Существуют три варианта построения маршрутов:

Хронологический. например, «По местам жизни и деятельности поэта И.С. Никитина», «Композитор П.И. Чайковский в Клину»;

Тематический. например, «Народные промыслы нашего края», «Литературные места Чудовского края»;

Тематико-хронологический. поэтому принципу построены все обзорные городские экскурсии. Последовательность изложения материала по хронологии соблюдается только внутри каждой подтемы.

При разработке маршрута экскурсии кроме выбора объектов необходимо продумать следующие важные моменты:

возраст участников экскурсии (школьники младшего возраста, среднего или старшего, взрослые экскурсанты);

протяженность маршрута (пешеходная часть);

время экскурсии, состоит из времени переходов между объектами и времени осмотра экскурсионных объектов (для школьников продолжительность 30 – 45 минут).

Разработка технологической карты экскурсии.

Технологическая карта экскурсии – это основной документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии с учетом группы экскурсантов. Технологическая карта экскурсии оформляется следующим образом (Приложения 2). На титульном листе располагаются данные: наименование учреждения; дата утверждения экскурсии; название темы экскурсии; вид экскурсии (по содержанию, по способу передвижения, по месту проведения, по составу и количеству участников), протяженность маршрута, продолжительность в академических часах; фамилии и должности составителей.

Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех граф. Размер технологической карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.

Графа «Объекты показа, темы и подтемы» содержит краткие записи. Перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. Называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее перечисляются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.

В графе «Методические и организационные указания» даются указания по использованию методических приемов на экскурсии, о логических переходах и «портфеле экскурсовода». Организационные указания включают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например, «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д.

Составление карты-схемы маршрута.

Карта маршрута представляет собой схематично оформленный путь следования экскурсионной группы с указанием экскурсионных объектов.

Подготовка текста экскурсии.

Требования к тексту:

краткость, четкость формулировок;

Схема маршрута экскурсии «Дубна – город науки»

Текст экскурсии «Дубна – город науки».

Гуляя по улицам и скверам, по набережным и паркам, можно не только насладиться красотой природы Дубны, но и узнать о людях, которые прославили её на весь мир. Много улиц названо в честь учёных – это улица Курчатова, Блохинцева, Жолио-Кюри, Понтекорво, Векслера, Франка, Вавилова, Флерова, проспект Боголюбова. Некоторым выдающимся физикам поставлены в Дубне памятники.

Для жителей всех уголков России Дубна в первую очередь ассоциируется с именами выдающихся учёных и инженеров. Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ) снискал славу одного из крупнейших мировых научных центров.

ОИЯИ как м еждународная межправительственная научно-исследовательская организация создан в 1956 г. Область деятельности – фундаментальные исследования в ядерной физики, физики элементарных частиц и физики конденсированных сред. В составе ОИЯИ семь лабораторий, каждая из которых по масштабам исследований сопоставима с большим институтом. Институт располагает замечательным набором экспериментальных физических установок. В настоящее время18 государств являются членами ОИЯИ.

Справка. ОИЯИ сегодня: уникальные ускорители и физические установки + мощныевычислительные средства + квалифицированные специалисты. 7 лабораторий ОИЯИ:

Лаборатория физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А.М. Балдина (ЛФВЭ)

Лаборатория ядерных проблем им. В.П. Джелепова (ЛЯП)

Лаборатория теоретической физики им. Н.Н. Боголюбова (ЛТФ)

Лаборатория ядерных реакций им. Г.Н. Флёрова (ЛЯР)

Лаборатория нейтронной физики им. И.М. Франка (ЛНФ)

Лаборатория информационных технологий (ЛИТ)

Лаборатория радиационной биологии (ЛРБ)

Дубна – единственный город в Московской области расположенный на берегах великой русской реки Волги. И пусть Волга у нас не широка и величава, как в низовьях, она одна из главных достопримечательностей города, создающая неповторимый дубненский пейзаж. И наша экскурсия начинается с осмотра набережной реки Волги.

Набережная им. Д.И. Менделеева

Волга делит город на две части – левобережную и правобережную, включающую районы Большая Волга, Чёрная речка, Институтская часть, а также Александровку, Ратмино, Юркино и Козлаки. На левом берегу расположены Дубненский машиностроительный завод и Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга», которые специализируются на разработке и производстве военной авиационной техники. Посмотрите на противоположный берег Волги. Перед вами развернулась картина нового района города – Особой экономической зоны, строительство которой началось 2005 году. Новая зона в Дубне родилась для создания и реализации научно-технической продукции, в том числе основанной на нанотехнологиях.

Набережная Волги излюбленное место прогулок горожан. Набережная радует глаз в любое время года. Весной цветут яблони и сирень, поют соловьи, летом тенистые аллеи и волжская вода манят отдохнуть, бодрящий осенний воздух способствует оздоровительным прогулкам по парковым тропинкам под шелест листьев, зимой набережная укрыта белым снегом, и можно совершать лыжные пробежки.

В канун 175-летия Менделеева его имя обрела набережная р. Волги в нашем городе. Памятная доска, посвященная этому событию закреплена на одной из двух беседок-ротонд, которые украшают набережную Волги. Это решение было не случайно. Как вам известно

Менделеев Дмитрий Иванович(1834-1907)– русский учёный-энциклопедист. Химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель. В 1869 г. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов. Работы по синтезу новых элементов в Дубне основаны на этом законе.

Как знак признания выдающегося вклада ученых Института в современную физику и химию можно расценить решение Международного союза чистой и прикладной химии о присвоении 105-му элементу Периодической системы элементов Д.И. Менделеева названия "Дубний". Учеными Дубны впервые в мире были синтезированы новые, долгоживущие сверхтяжелые элементы с порядковыми номерами 113, 114, 115, 116, и 118.

Справка: ротонда – архитектурное сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом .

Текст на памятной табличке: ««Набережная Д.И. Менделеева. Имя великого русского ученого – создателя Периодической таблицы химических элементов присвоено набережной в знак признания выдающихся заслуг ученых Дубны в деле синтеза новых сверхтяжелых элементов Периодической таблицы и развитии учения Дмитрия Ивановича Менделеева»

Обратите внимание на деревья, растущие вдоль дорожки. Кто знает, как они называются (примечание, в зависимости от времени года трудность этого вопросы будет различна). Эта яблоневая аллея была посажена при строительстве набережной и на протяжении десятилетий радует несколько поколений дубненцев цветущей кроной и пышной листвой. В настоящее время необходимо лечить постаревшие деревья, возраст которых около 60 лет, и постепенно заменять их новыми.

Теперь мы немного прогуляемся по набережной, любуясь Волгой.

Памятник М.Г. Мещерякову.

Перед нами памятник М.Г. Мещерякову – основателю институтской Дубны. Памятник установлен в сквере на набережной в 2010 году, скульптор Мамикон Сагателян.

Мещеряков Михаил Григорьевич(1910-1994)– советский физик. В 1947 г. был советским представителем Международной комиссии по наблюдению за испытанием американской атомной бомбы на Бикини. Руководитель работ по запуску синхроциклотрона (1948-49). С 1948 по 1956 годы директор ГТЛ (ИЯП АН, впоследствии ЛЯП ОИЯИ). Основатель Лаборатории вычислительной техники и автоматики (ЛВТА, в настоящее время ЛИТ – лаборатория информационных технологий) и её директор (1966-1988). Почётный гражданин г. Дубны.Названа улица (до 2002 часть ул. Инженерной).

Как же возник город учёных. В 1946 году было принято решение о строительстве ускорителя заряженных частиц (синхроциклотрона), с помощью которого советские ученые-физики собирались осуществить научные эксперименты по изучению структуры атомных ядер. Наиболее подходящим местом для строительства мощного ускорителя оказался район Волжского гидроузла. Малонаселенная лесная зона, наличие Иваньковской гидроэлектростанции, расположенность в 128 км от Москвы оказались решающими факторами в выборе места строительства исследовательского центра. И сегодня есть твердое мнение ветеранов строительства ускорителя в Дубне, что место для ускорителя выбирал сам Л.П. Берия. Официально строительство ускорителя называлось созданием «Гидротехнической лаборатории (ГТЛ)». Руководил строительством генерал-майор инженерно-технической службы Александр Павлович Лепилов. Основной рабочей силой, осуществлявшей строительство синхроциклотрона, были заключенные исправительно-трудового лагеря. Лагерь для заключенных располагался на территории нынешней набережной Волги до гостиницы «Дубна». Научным руководителем объекта был назначен М.Г. Мещеряков. Вот как он описывает свой первый приезд (март 1947 г.) на строительство, как тогда говорили, объекта:

«…Пришлось добираться на джипе военных лет – два часа ушло на то, чтобы по сильно разбитому шоссе доехать до Дмитрова, а затем еще около четырех часов тащились по дороге, местами устланной круглыми бревнами, до Большой Волги, откуда гусеничный трактор за каких-нибудь два часа приволок джип до места, где сейчас находится плавательный бассейн «Архимед». Кругом был сырой, без каких-либо просветов лес».

Вместе со строительством первого ускорителя началось возведение поселка для ученых на правом берегу Волги. Появилась первая улица Дубны, получившая название Центральная (ныне улица Жолио-Кюри). В 50-е годы началось строительство еще более мощного ускорителя – синхрофазотрона. Объекту дали название, очень мало говорящее непосвященному человеку: «Электрофизическая лаборатория Академии наук (ЭФЛАН)». 24 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Дубна, поселки Большая Волга и Александровка, село Ратмино, деревни Козлаки, Ново-Иваньково и Юркино были объединены в город Дубну областного подчинения.

Посмотрите на стену д/к «Мир» за памятником Мещерякову. Здесь выложено красивое панно с эмблемой Объединённого института ядерных исследований. На эмблеме изображено здание синхрофазотрона, символа Дубны. Панно выполнено фотохудожником Андреем Илларионовым в технике печати на панелях из композитных материалов.

С образованием города Дубны начал складываться его современный облик. На месте снесенных бараков лагеря для заключенных был заложен парк, и началось обустройство набережной. Для сотрудников Объединенного института ядерных исследований строились 2-х, 3-х и 4-этажные жилые дома.

Мы с вами позже будем иметь возможность увидеть, как выглядела Дубна тех лет, а пока ещё поговорим об учёных-физиках Дубны, для этого пройдём в самому новому и необычному памятнику в городе.

Памятник Б. Понтекорво и В.П. Джелепову.

Перед вами памятник двум выдающимся ученым, академику Бруно Понтекорво, одному из величайших гениев физики, и члену-корреспонденту РАН Венедикту Джелепову, который на протяжении многих лет возглавлял Лабораторию ядерных проблем ОИЯИ, где работали они оба. Открыт в Дубне в сентябре 2013 года.

Авторы памятника – скульпторы Дмитрий Ярмин и Вячеслав Сергеев – смогли в полной мере воплотить замысел коллег Б.М. Понтекорво и В.П. Джелепова по институту: представить их в простой жизненной ситуации, которую могли наблюдать многие в Дубне. Один с портфелем идет из лаборатории, второй по обыкновению едет на велосипеде, встретились на зеленой аллее в парке, обсуждают какие-то общие проблемы.

В этом году мы отмечаем 100-летие этих двух ученых. Конечно, нужно сказать, что имя Бруно Максимовича Понтекорво известно далеко за пределами нашего города, и сейчас его 100-летие отмечается во многих городах мира, особенно в Италии.

Понтекорво Бруно Максимович(1913-1993)– советский физик итальянского происхождения, академик. Окончил Римский университет. Ученик Э. Ферми. В 1950 г. тайно переехал в СССР из политических соображений. Жил и работал в Дубне. Основатель экспериментальной физики нейтрино. Был прекрасным экспериментатором, разработавшим уникальные методики физических экспериментов.Всего за эксперименты по идеям Понтекорво были присуждены три Нобелевских премии, но не ему.Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (бывшая ул. Калининградская).

Скульптурная группа, которую вы видите настолько живая, что является свидетельством того, как естественно Бруно Максимович влился в жизнь нашего города, фактически обрел здесь вторую родину. В Дубне он прожил более половины своей жизни. Это были наиболее плодотворные годы его творчества, здесь в полной мере расцвел его физический гений, здесь были предложены самые выдающиеся его идеи, которые до сих пор остаются в фокусе внимания мировых исследователей – физика нейтрино, нейтринная астрофизика, эксперименты по обнаружению реакторных нейтрино, солнечных нейтрино и т.д.

Для дубненцев этот памятник – олицетворение того времени, которое помнят многие люди, таким они видели в свое время Бруно Максимовича и теперь могут показать это своим детям. А их союз с Венедиктом Петровичем Джелеповым – выражение той атмосферы творческого содружества, которой богат наш институт, наш город.

Джелепов Венедикт Петрович(1913-1999)– советский физик, работал в ОИЯИ 33 года. Являлся одним из основных создателей первого в нашей стране ускорителя – синхроциклотрона (1949 г. Дубна). В 1984 г. он был под руководством Джелепова реконструирован в более мощный – фазотрон. С 1956 по 1989 гг. руководил Лабораторией ядерных проблем (ЛЯП). Был среди зачинателей новой в СССР физики частиц высоких энергий. С 1965 г. работал в области применения ядерной физики в медицине, создал первый в СССР медицинский протонный пучок для лечения онкологических болезней. Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (бывшая ул. Трудовая), ЛЯП имени В.П. Джелепова.

Бруно Понтекорво стал героем песни Владимира Высоцкого. В песне «Марш физиков» есть такие строки:

«Пусть не поймаешь нейтрино за бороду

И не посадишь в пробирку,

Но было бы здорово, чтоб Понтекорво

Покрепче взял их за шкирку».

Как же связаны между собой физик Понтекорво и лирик Высоцкий. Об этом вы узнаете, посетив следующий объект нашей экскурсии.

Памятник и мемориальная доска В.С. Высоцкому

В 60-е годы в городе сложилась особая духовная атмосфера. Молодая научная Дубна всегда славилась своей культурной жизнью. Знаменитые артисты посещали город с концертами и неофициальными визитами. Именно в Дубне поэты и художники, актёры и барды насыщались тем же воздухом свободы, которым дышали Флёров и Понтекорво, Блохинцев и Боголюбов, многие другие физики, составлявшие научный цвет Дубны. В свою очередь учёные Дубны всегда были и остаются людьми высочайшей культуры, многогранными личностями, которые прекрасно понимают искусство.

Одним из самых любимых исполнителей для дубненцев был и остаётся Владимир Высоцкий, начинавший в городе науки на заре 1960-х годов свою сольную концертную деятельность. Есть версия, что песня про “товарищей-учёных, доцентов с кандидатами” посвящена дубненским друзьям Высоцкого.

Высоцкий Владимир Семёнович(1938-1980)– советский поэт и автор-исполнитель песен, актёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно). Играл в Театре драмы и комедии на Таганке. Снялся в фильмах «Служили два товарища», «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Интервенция», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий неоднократно бывал в Дубне с концертами.

В 2003 году в Дубне была торжественно открыта аллея Высоцкого, и на здании Дома культуры «Мир», где проходили концерты установлена мемориальная доска.

«Аллея названа в честь русского поэта и актера Владимира Высоцкого (1938 – 1980 г.г.), который выступал в этом здании в 60 – 70 гг. ХХ века»

24 января 2008 года, в день 70-летия со дня рождения Владимира Высоцкого среди берёз, сосен и коттеджей наукограда занял своё законное место памятник Высоцкому работы скульптора Олега Яновского. Высоцкий навсегда вернулся в город, который любил.

Вот что рассказывал скульптор о своей работе над памятником: «…Я старался передать и характер Высоцкого, и характер нашего поколения. Владимир Высоцкий у меня полностью открыт людям, как будто говорит: я такой, какой есть. Водолазка, раздутые клёши – это всё детали того времени».

Этот памятник появился благодаря инициативе поклонников Владимира Высоцкого и на собранные ими средства. Памятник стал частью города и частью души каждого дубненца.

Друзья, кто из вас может назвать песню Владимира Высоцкого?

5. Мозаичные панно Нади Леже.

Одной из достопримечательностей нашего города являются мозаичные панно, с изображениями великих людей: советских летчиков-космонавтов на площади Космонавтов, деятелей искусства вдоль парковых дорожек около Дома культуры «Мир». Эта «картинная галерея» под открытым небом украшает наш город, и сейчас вы сможете увидеть всё своими глазами.

Автором уникальных мозаичных панно является французская художница, уроженка Белоруссии, Надежда Петровна Ходосевич-Леже.

Надежда Петровна Леже (Ходосевич) (1904 – 1982) – художница, ж ена французского художника Фернана Леже. В 1972 году Н. Леже сделала 65 портретов в технике мозаики для выставки в Париже. 60 из них были переданы ею в дар Советскому Союзу. В 1974 году Министерство культуры предложило организовать вставку работ Н. Леже в Дубне. Вследствие чего в Дубну было отправлено 28 мозаик, которые были выставлены на аллее перед домом культуры «Мир», как музей под открытым небом. В 1975 году часть дубненских мозаик были переданы в дар ОИЯИ. В настоящее время сохранилась лишь часть подаренных городу мозаик, 14 из них украшают наш город (10 перед д/к «Мир», 4 перед д/к «Октябрь»). Жители города с удовольствием любуются мозаиками.

Мозаики представляют собой панно размером 160 см х 220 см, вставленное в металлическую раму и укрепленное вертикально на подставках. Рисунок выложен из кусочков цветного стекла. Мы попытались сосчитать, сколько потребовалось автору стеклянных квадратиков, чтобы создать портрет Майи Плисецкой:

длина первого ряда по горизонтали составила 60 кусочков;

длина первого ряда по вертикали составила 82 кусочка;

простым умножением получаем приблизительно 4920 штук.

Вот какой это грандиозный труд. И это не просто выкладывание кусочков, а их художественный подбор. Автору было необходимо добиться портретного сходства с изображаемым человеком.

Дата повторной установки 1996 г. На мозаиках изображены:

М.М. Плисецкая (1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР.

З.А. Космодемьянская (1923 —1941) — красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл, партизанка

Л.Н. Толстой (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности.

Л.Б. Коган (1924 — 1982) — советский скрипач, педагог. Народный артист СССР.

Максим Горький (1868 — 1936) - русский писатель, прозаик, драматург.

В.В. Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ»

Р.К. Щедрин (р.1932) — российский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Член Межрегиональной Депутатской группы.

Марсель Кашен (1869-1958) – ф ранцузский коммунист, крупный деятель Социнтерна и Коминтерна. Сыграл ведущую роль в создании Французской компартии. Во время 2-й мировой войны и оккупации Франции ( 1940 — 1944 ) Кашен участвовал в Движении Сопротивления. В 1957 году за многолетнюю деятельность, направленную на укрепление дружбы народов Франции и СССР, награждён орденом Ленина.

П.И. Чайковский (1840 — 1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Д. Д. Шостакович (1906 — 1975) — советский российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР, Герой социалистического труда. Лауреат пяти Сталинских премий, Ленинской премии, Государственной премии СССР.

Ю.А. Гагарин (1934 - 1968) — первый советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.

В.М. Комаров (1927 — 1967) — лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Командир первого в мире экипажа из трёх человек.

Г.Т. Добровольский (1928-1971) – лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, подполковник ВВС.

В.Н. Волков (1935 – 1971) - советский космонавт, дважды Герой Советского Союза

Портфель экскурсовода: автопортрет Н. Леже, фотография мозаик Н. Леже с изображениями космонавтов.

Сейчас у вас есть 5 минут, чтобы внимательно осмотреть мозаики Нади Леже с изображениями деятелей мировой и отечественной культуры и истории, сфотографироваться у памятника Высоцкого.

Постарайтесь узнать кто представлен на мозаиках. Если будут затруднения, то задавайте вопросы, я подскажу.

Друзья, собираемся. Переходим дорогу по пешеходному переходу, будьте внимательны, не отставайте.

Памятник Г.Н. Флёрову.

Перед вами ещё один памятник дубненскому учёному. Вспомните три памятника, которые мы сегодня уже увидели – Мещерякову, Понтекорво и Джелепову, Высоцкому. Они относятся к виду скульптурных изображений. Памятник Георгию Николаевичу Флёрову выглядит иначе. Кто знает, как называется такой вид памятников? Правильно, это памятник-бюст. Такой тип памятников вы часто можете встретить в Дубне. А теперь послушаем, кто же был Г.Н. Флёров.

Флёров Георгий Николаевич (1913-1990)– советский физик, академик. В 1940 г. совместно с Петржаком открыл спонтанное деление ядер урана. В 1941-43 гг. в Советской армии, ушёл на фронт добровольцем. Известен широкой публике своим письмом (1942) Сталину по поводу атомной бомбы. В 1960-1990 гг. директор Лаборатории ядерных реакций (ЛЯР) ОИЯИ. Яркой страницей в научном творчестве Г.Н. Флёрова были работы по синтезу новых химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Под руководством Г.Н. Флёрова были разработаны методы идентификации новых элементов, рекордные по своей чувствительности и избирательности. Итогом этой сложнейшей работы в течение 1963 – 1975 гг. явился синтез новых трансфермиевых элементов с атомными номерами 102, 103, 104, 105, 106. Были изучены их физические и химические свойства. Г.Н. Флёров – почётный гражданин г. Дубны. Его именем названа улица (бывшая Советская), лицей №6, есть памятник (1999). ЛЯР имени Г.Н. Флёрова.

Автор памятника скульптор Мамикон Сагетелян. Установлен 03.06.1999 г.

Самые любознательные уже обратили внимание на табличку, которую установили на памятнике в 2013 году. Надпись сообщает о том, что 114 элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева назван флеровий. Такое предложение соответствует традициям и будет прославлять Лабораторию ядерных реакций имени Г.Н. Флерова, в которой эти сверхтяжелые элементы были синтезированы.

Памятник находится на пересечении улиц Флёрова и Векслера. Вы уже, наверное, заметили, что многие улицы Институтской части города носят имена учёных-физиков. Один из них Владимир Иосифович Векслер.

Векслер Владимир Иосифович(1907-1966)– советский физик-экспериментатор, академик, основоположник ускорительной техники в СССР. В 1944 г. он сформулировал принцип автофазировки, на основе которого предложил ряд мощных ускорителей нового типа. Создатель синхрофазотрона ОИЯИ на 10 ГэВ (гигаэлектронвольт – миллиарды электронвольт), вступившего в эксплуатацию в 1957 году и бывшего на то время самым мощным ускорителем в мире. В 1960 г. на этом ускорителе открыта новая элементарная частица – анти-сигма-минус-гиперон. Дубненский синхрофазотрон вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, как имеющий самый большой и тяжёлый в миремагнит – 36 000 тонн.

Портфель экскурсовода: фотографии В.И. Векслера, синхрофазотрона.

С улицы Векслера мы повернём на улицу Флёрова и прогуляемся по тихой зелёной улице, по которой ступали великие учёные-физики. В этой части города вы можете увидеть малоэтажную застройку 40-50-х годов 20 века, в частности одноэтажные коттеджи, которые строились для научных работников.

На улице Флёрова (д. 6) расположен Музей науки и техники ОИЯИ, который вы сможете посетить в свободное время.

Мы подошли к небольшому скверу с фонтаном. В двух сторон от сквера расположена небольшая улица, носящая имя Франка.

Франк Илья Михайлович(1908-1990)– советский физик, академик. Лауреат Нобелевской премии по физике (1958) за открытие и интерпретацию эффекта Вавилова-Черенкова (совместно с П.А. Черенковым и И.Е. Таммом). Директор Лаборатории нейтронной физики (ЛНФ) ОИЯИ со дня её основания и до конца 80-х годов. Его работы посвящены созданию и запуску импульсных реакторов на быстрых нейтронах ИБР-1 и ИБР-2. Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (прежде безымянная). ЛНФ имени И.М. Франка.

7. Дом учёных и памятник Н.Н. Боголюбову.

Пройдя через сквер мы вышли на небольшую площадь перед красивым зданием с колоннами. Перед вами Административный корпус ОИЯИ, который жители называют Дом учёных. А улица и площадь носят имя Жолио-Кюри. Напомню, что это первая улица научного городка.

Жолио-Кюри Фредерик(1900-1958)– французский физик и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по химии за открытие искусственной радиоактивности (1935 г. совместно с Ирен Жолио-Кюри). Член Коммунистической партии Франции. Во время войны активный член движения Сопротивления. С 1950 г. – председатель Всемирного совета мира. В СССР Жолио-Кюри был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».

Жолио-Кюри был с научным визитом в ОИЯИ. В 1958 г. его именем названа улица (бывшая ул. Центральная), на которой расположено административное здание ОИЯИ (Дом учёных). Автор афоризмов: «Правда путешествует без виз»; «Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии».

Кроме Дома учёных здесь расположен памятник-бюст академику Н.Н. Боголюбову. Подойдём к памятнику и поговорим об этом удивительном человеке.

Боголюбов Николай Николаевич (1909 – 1992)– советский математик, механик, физик-теоретик, академик. Он написал свою первую научную работу, когда ему всего было 15 лет. Основатель Лаборатории теоретической физики (ЛТФ) ОИЯИ. Директор ОИЯИ в 1965-1988 гг.По его инициативе было организовано широкое международное сотрудничество с ведущими научными центрами мира.

Интересный факт: один из величайших физиков ХХ века академик Н.Н. Боголюбов, имя которого стоит в одном ряду с Эйнштейном и Бором, был сыном протоиерея – настоятеля Владимирского собора в Киеве. Именно он своим авторитетом добился, чтобы ратминский храм Похвалы Пресвятой Богородицы сначала отреставрировали как памятник культуры. А затем в начале 1989 года на бланке Депутата Верховного Совета СССР написал письмо уполномоченному по делам религий при Совете Министров СССР с ходатайством о передаче церкви верующим.

Боголюбов Н.Н. – почётный гражданин г. Дубны. Его именем в Дубне назван проспект (бывшая ул. Первомайская), гимназия №8, есть памятник (2001), мемориальная доска на храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино. ЛТФ имени Н.Н. Боголюбова.

Автор памятника скульптор М.К. Мерабишвили, установлен 28.07.2001 г.

Портфель экскурсовода: фотографии Церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (1827 г.) в Ратмино и мемориальной доски.

Текст надписи на мемориальной доске: «Памятник архитектуры. Храм Пресвятой Богородицы построен в 1827 году. Восстановлен и возвращен верующим в 1989 году благодаря усердию директора Объединенного Института Ядерных Исследований академика Боголюбова Н.Н. Освещен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 20 декабря 2009 года. Памятная доска установлена в год празднования столетия великого ученого и православного христианина академика Боголюбова Н.Н. (1909 – 1992)»

Наша экскурсия подходит к концу. Свой рассказ мне хотелось бы закончить словами Леонида Якутина, известного в Дубне поэта и гражданина:

… Она начиналась со многого –

Красавица наша Дубна,

Но будет оценкой итоговой –

С людей начиналась она.

За то небольшое время, пока продолжалось наше путешествие по институтской части Дубны, мы вспомнили учёных с мировым именем, живших и работавших в нашем городе – Боголюбова, Мещерякова, Понтекорво и Джелепова, Флёрова и Франка, Векслера. Надеюсь, что вы запомнили имя художницы Нади Леже – автора мозаик, украшающих Дубну. А вернувшись домой, вы непременно послушаете песни Владимира Высоцкого, которого так любят жители Дубны.

А теперь давайте посмотрим на большой красочный баннер перед зданием Административного корпуса ОИЯИ и ответим на вопросы.

Что изображено в центре плаката? Элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева с номером 105 «Дубний»

Посмотрите на флаги стран-участниц ОИЯИ, сколько их? Назовите некоторые из них. 18 стран -Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Грузия, Казахстан, КНДР, Куба, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия.

Сегодня вы побывали на двух улицах города, носящих имена учёных – лауреатов Нобелевской премии. Назовите их. Франк Илья Михайлович, Фредерик Жолио-Кюри.

И самый сложный вопрос для знатоков родного города. Этот физик никогда не жил в Дубне, но длительное время был вынужден проживать в городе Горький (Нижний Новгород), тоже расположенном на Волге. Этот человек – один из создателей первой советской водородной бомбы и одновременно лауреат Нобелевской премии мира. Назовите улицу в Дубне, названную его именем. Подсказка: на этой улице находится известный дом с надписью «Атом – не солдат, атом – рабочий».

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) советский физик, академик, политический деятель, диссидент и правозащитник. Один из создателей первой советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира (1975). В 1980-86 годах находился в ссылке за правозащитную деятельность в городе Горький (Нижний Новгород) на Волге.

Мещеряков Михаил Григорьевич(1910-1994)

Джелепов Венедикт Петрович(1913-1999)

Понтекорво Бруно Максимович(1913-1993)

Надя Леже «Автопортрет»

Художница Надя Леже, 1956 год

Мозаики Н. Леже на площади Космонавтов.

Академик Флёров Георгий Николаевич (1913-1990)

Векслер Владимир Иосифович(1907-1966)

Топ 10 путешественника.

Такие рейтинги очень популярны в путеводителях. И мы постарались составить свой список из 10 вещей, которые надо сделать в Дубне.

Пройти по набережной реки Волги. любуясь открывающимися видами. Дубна – единственный город в Московской области, где протекает великая русская река, которая делит город на две части – правобережную и левобережную. Ширина реки здесь всего 200-300 метров. Набережная красива в любое время года.

Прогуляться по улицам Институтской части Дубны. которая сохранила вид научного городка 50-60-х годов прошлого века (обязательно пешком). Спокойно, малоэтажно, зелено и малолюдно. Здесь жили, работали, и также как вы, гуляли знаменитые учёные-физики, академики, первооткрыватели в области ядерной физики. Теперь их именами названы улицы, некоторым стоят памятники.

Увидеть памятник В.И. Ленина. подойти к подножию и удивиться громаде гранитного монумента. Высота вместе с постаментом — 25 метров, высота над уровнем воды — 30 м. Вес фигуры — 450 тонн. Памятник установлен в аванпорте шлюза №1 канала им. Москвы в 1937 г. автор – народный художник СССР С. Меркуров.

Пройти пешком в тоннеле и по плотине волжской ГЭС. Вы окажетесь под рекой Волгой и сможете оценить мощь сооружений канала им. Москвы, построенного в 30-х годах 20 в. Открываются прекрасные виды, если повезёт, то можно увидеть водосброс на плотине. Здесь хорошо сфотографировать Московское море (Иваньковское водохранилище) на закате с дамбы левого берега.

Если есть время, то можно осмотреть паромную переправу №1 через канал (и даже проехать на ней, в летнее время), аварийные ворота и большой волжский маяк.

Побывать в Ратмино, окунуться в историю города. Вы увидите место слияния рек Волги и Дубны, именно там располагалась древнерусская Дубна (1134 – 1216 гг.), церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1827 г.), памятник природы ратминский бор.

Найти два самолёта в Дубне – Ил-2 и МиГ-25, а также крылатую ракету Х-22.

Посетить мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на Большой Волге. Здесь в лесу находятся могилы бойцов, умерших от ран в полевом госпитале, который располагался неподалёку – в здании школы №2, стена памяти земляков, не вернувшихся с войны.

Поплавать в бассейне «Архимед». длина дорожки которого 50 м.

И бонус для зимнего времени – прогулка на лыжах по лесопарковой зоне на Чёрной речке и спуск на ледянках с пика Тяпкина.

Посетить (по предварительной заявке) легендарный синхрофазотрон в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ). С инхрофазотрон заработал 17 марта 1957 г. а магнит ускорителя зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса, как самый большой и тяжёлый в мире – 36 000 тонн.

И, наконец, объекты для фотографирования. не представляющие исторической ценности, но оригинальные, весёлые и позитивные. Стул, высотой 9,5 м, установлен перед въездом на фабрику «Экомебель» в качестве рекламы. Рядом находится фигурка лисы, которой можно потереть нос, и указатель «Центр европейской части России».

Паспорт экскурсионного маршрута (технологическая карта)

Наименование организации: ____________________________________________

Название туристского маршрута: ________________________________________

Автор маршрута: ______________________________________________________

Дата разработки маршрута: _____________________________________________

Тип экскурсии: _______________________________________________________

Общая протяженность маршрута ________________________________________

Продолжительность маршрута __________________________________________

от предыду-щей точки

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.