Руководства, Инструкции, Бланки

Должностные Инструкции Сотрудников Пфр img-1

Должностные Инструкции Сотрудников Пфр

Рейтинг: 4.1/5.0 (1748 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностные инструкции сотрудников пфр

Решение

Спасский районный суд Нижегородской области

Спасский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Спасский районный суд Нижегородской области в составе: судьи Люсовой Е.С.,

с участием помощника прокурора Спасского района Нижегородской области Корниенко А.Н.,

представителя ответчика Кудряшовой И.Н. действующей по доверенности, при секретаре Павлычевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации о понуждении к совершению действий

Прокурор Спасского района Нижегородской области Мисесин А.А. обратился в суд с исковым требованием в защиту интересов Российской Федерации об обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области о приведении должностных инструкций специалистов Управления в соответствие с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции».

В иске указано, что прокуратурой Спасского районав рамках

предоставленных действующим законодательством полномочий по осуществлению

надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции были

исследованы должностные инструкции специалистов УправленияПФР,

утвержденные начальником ГУ УПФ РФ по Спасскому району, на предмет их соответствия требованиям современного законодательства о противодействии коррупции.

Прокурор полагает, что должностные инструкции не соответствуют Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Прокурор мотивирует свои требования тем, что в силу ст. Раздел I > Глава 1. Основы конституционного строя > Статья 15' target='_blank'>15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона № 273 ФЗ работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, обязаны в соответствии со статьями 9-11 названного Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Закрепленный в ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ круг лиц и органов, подлежащих уведомлению работником анализируемой категории в случае обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, помимо представителя нанимателя (работодателя), законодательно устанавливает обязанность работника об уведомлении также органов прокуратуры или других государственных органов.

При этом в силу ч. 2 названной нормы уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, по прямому указанию Федерального закона является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а с учетом требований ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ - и работника, замещающего должность в учреждении Пенсионного фонда РФ.

По тем же основаниям на работника, замещающего должность в учреждении


Пенсионного фонда РФ, распространяются и требования ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым невыполнение работником исследуемой категории указанной выше должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция работника - это основной организационно-правовой документ, регламентирующий место и значение конкретной должности в структуре организации, производственные полномочия, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции основывается на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

По мнению прокурора, исполнение работником, замещающим должность в учреждении Пенсионного фонда РФ, обязанности по уведомлению органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, является обязательным, служит действенным инструментом в реализации мер по предупреждению коррупции и недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Прокурором указано, что исследованные должностные инструкции закрепляют обязанность работника, замещающего должность в учреждении Пенсионного фонда РФ, по уведомлению об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений лишь работодателя.

Он считает, что должностные инструкции в указанной части содержат нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ в разрезе требований ст. 11.1 данного закона.

В целях приведения Должностных инструкций в соответствие с требованиями федерального законодательства прокуратурой Спасского района в порядке ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на должностные инструкции были принесены протесты.

04.06.2012 из ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району поступила письменная информация о результатах рассмотрения протеста, в соответствии с которой в удовлетворении изложенных в нем требований прокурора отказано в связи с тем, что порядок в отношении лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, Пенсионным фондом РФ до настоящего времени не установлен.

Как полагает прокурор, отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району в удовлетворении протеста об устранении имеющих место в Должностных инструкциях нарушений требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ в разрезе требований ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ, обусловленный отсутствием подзаконного правового акта Пенсионного фонда РФ, противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному в ч. 2 ст. Раздел I > Глава 1. Основы конституционного строя > Статья 15' target='_blank'>15 Конституции РФ, и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности.

Не оспаривая изложенные в информации выводы Управления Пенсионного фонда РФ по Спасскому району об отнесении должностной инструкции работника к системе локальных нормативных правовых актов работодателя, прокурор полагает несостоятельными и противоречащими нормам действующего законодательства выводы Управления о распространении на работников, замещающих должности в учреждении Пенсионного фонда РФ, требований ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и, следовательно, заключение о том, что обязанность работника, замещающего должность в Пенсионном фонде РФ, по уведомлению органов прокуратуры и других государственных органов


обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений вытекает из правового положения сотрудника УПФР, то есть только исходя из приказа о приеме на должность и трудового договора. Полагая, что отказ в удовлетворении требований протеста является следствием неправильного толкования и применения норм материального права, в соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 4. Лица, участвующие в деле > Статья 45. Участие в деле прокурора' target='_blank'>45 ГПК РФ. прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, указав, что игнорирование ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району требований законодательства о противодействии коррупции влечет нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обеспечении верховенства закона, неукоснительного исполнения требований федерального законодательства, что в качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с чем прокурор просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области привести должностные инструкции лиц, замещающих должности в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 9 Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в разрезе требований ст. 11.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и установить ответчику в соответствии со ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 16. Решение суда > Статья 206. Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия' target='_blank'>206 ГПК РФ разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Корниенко А.Н. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Кудряшова И.Н. исковые требования не признала.

В письменных возражениях по иску представителем ответчика

Кудряшовой И.Н. указано, что согласно ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ,

в редакции ФЗ от 21.11.2011 г № 329-ФЗ, работники, замещающие должности в

Пенсионном фонде РФ, обязаны уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в

целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры

по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в

порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской

Федерации, что в настоящее время такой порядок в отношении лиц,

замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, Пенсионным фондом РФ не

установлен. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не

обязывает работодателя вносить изменения в должностные инструкции

сотрудников Пенсионного Фонда, так как обязанность по уведомлению

представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие

государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в

целях склонения его к совершению коррупционных правонарушения, закрепленная в

п.1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, вытекает из норм самого федерального закона, а

должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, на

том числе работники Управления ПФР по Спасскому району, осуществляют

профессиональную деятельность в рамках трудовых отношений путем заключения

трудовых договоров, а не в рамках законодательства о государственных и

муниципальных служащих, перечень должностейкоторых устанавливается

нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время перечень должностей,


замещаемых в Пенсионном фонде РФ, на которые в полной мере будут распространяться антикоррупционные стандарты, не определен. Представитель ответчика полагает, что прокурором преждевременно поставлен вопрос о распространении на работников Управления ПФР по Спасскому району законодательства о противодействии коррупции, поскольку речь в нем идет о государственных и муниципальных служащих, к которым работники территориальных органов ПФР не имеют никакого отношения, что обязанности по соблюдению законодательства о противодействии коррупции не распространяются на рядовых сотрудников территориальных органов ПФР. Считает выводы прокурора об обязательном распространении норм Федерального закона № 273-ФЗ на работников Управления ПФР по Спасскому району ошибочными, должностные инструкции работников Управления соответствующими нормам действующего законодательства и просит в иске прокурору отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ 27.12.1991 г. № 2122-1, определены цели и структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Согласно Положению о ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области, утвержденному постановлением Правления пенсионного фонда РФ № 151 от 11.09.2001, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде РФ, решениями правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения, а также настоящим Положением. (п.4 Положения).

Судом установлено, что начальником Управления Пенсионного фонда РФ по

Спасскому району утверждены должностные инструкции специалистов Управления,

а именно. главного специалиста-эксперта (юрисконсульта); старшего специалиста

финансово-экономической группы; начальника отдела назначения, перерасчета,

выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц; специалиста-

эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав

застрахованных лиц (клиентская служба); старшего специалиста отдела назначения,

перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц (двух

специалистов); специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты

пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц (двух специалистов);

главного специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и

оценки пенсионных прав застрахованных лиц;ведущего специалиста-эксперта

отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав

застрахованных лиц (двух специалистов); главного бухгалтера-руководителя

персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия

со страхователями и взыскания задолженности (двух специалистов) ; начальника

отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов,

взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;специалиста-

эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов,

взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;ведущего

специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;


главного специалиста-эксперта по автоматизации (всего 18 специалистов).

Все указанные инструкции дополнены пунктом следующего содержания. «работник обязан уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов».

Прокурор Спасского района в своем иске указывает на несоответствие данных инструкций ФЗ «О противодействии коррупции», в частности статьям 9-11 закона.

В силу ст. 11.1 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации. обязаны в соответствии со статьями 9-11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (часть 1). Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего (часть 2). Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3). Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем) (часть 5).

Из анализа приведенных статей следует, что работники Пенсионного фонда РФ обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Такой порядок нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации до настоящего времени не определен.

В силу ст. Раздел I > Глава 1. Основы конституционного строя > Статья 15' target='_blank'>15 ч.2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отсутствие подзаконного правового акта Пенсионного фонда РФ, определяющего порядок уведомления работниками, замещающими должности в Пенсионном фонде РФ, об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, закрепленному в ч.2 ст. Раздел I > Глава 1. Основы конституционного строя > Статья 15' target='_blank'>15 Конституции РФ, и не нарушает интересы Российской Федерации.

В своей деятельности сотрудники Пенсионного фонда РФ, в том числе работники Управления ПФР по Спасскому району Нижегородской области, руководствуются действующим законодательством, закрепленном не только в Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», но и другими федеральными законами, на


основании которых осуществляет возложенные на Пенсионный фонд РФ задачи и функции. При этом все эти функции и задачи сотрудники Пенсионного фонда РФ исполняют исходя из нормативных правовых норм действующего законодательства.

Должностные инструкции являются локальными нормативными актами работодателя, порядок составления должностной инструкции, внесение в нее изменений нормативными актами не урегулирован. Должностные инструкции составляются по каждой штатной должности и разрабатываются исходя из задач и функций, с соблюдением трудового законодательства.

Статьей Часть III > Раздел III. Трудовой договор > Глава 10. Общие положения > Статья 57. Содержание трудового договора' target='_blank'>57 Трудового кодекса РФ предусмотрено включение в трудовой договор обязательных условий ( о месте работы, трудовой функции, дате начала работы условиях оплаты труда, режиме рабочего времени и времени отдыха и иных условий), а также предусмотрено внесение в трудовой договор дополнительных условий.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора, с заблаговременным письменным уведомлением об этом работника, после чего вносятся изменения в инструкцию.

Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не обязывает работодателя вносить изменения в должностные инструкции сотрудников Пенсионного фонда РФ, так как обязанность по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры и другие государственные органы о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, закрепленная в п.1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, вытекает из норм самого федерального закона, который в соответствии с Конституцией РФ обязаны соблюдать должностные лица и граждане.

Кроме того, сотрудники Пенсионного фонда РФ, в том числе работники Управления ПФР по Спасскому району Нижегородской области, осуществляют свою профессиональную деятельность в рамках трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, а не в рамках законодательства о государственных и муниципальных служащих

Согласно пп. «в» п.2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от13.03.2012 г. Правительству РФ было поручено представить до 01.08.2012 года в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения о порядке распространения антикоррупционных стандартов, установленных для государственных и муниципальных служащих, на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации.

На момент разрешения искового требования прокурора Спасского района порядка распространения антикоррупционных стандартов, установленных для лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 г № 273 ФЗ, в редакции ФЗ от 21Л1.2011 г. № 329-ФЗ, на лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в Пенсионном фонде РФ, возложена обязанность представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.

Возложение иных обязанностей в рамках ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, законом не регламентировано. Учитывая вышеизложенное, требование прокурора Спасского района об обязании привести должностные инструкции лиц, замещающих должности в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району, в соответствие с требованиями 4.1 ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в разрезе требований ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ и об установления разумного срока для совершения указанных действий, является необоснованным. Положения, закрепленные в должностных инструкциях сотрудников Управления


не влекут нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обеспечении верховенства закона, неукоснительного исполнения требования федерального законодательства.

Оснований для признания должностных инструкций противоречащими действующему законодательству и для внесения в них каких-либо изменений не имеется.

В связи с чем прокурору в иске следует отказать.

исковые требования прокурора Спасского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области об обязании привести должностные инструкции лиц, замещающих должности в ГУ Управление ПФР по Спасскому району, в соответствие с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Спасский районный суд в месячный срок с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 06.08.2012 г.

Судья Е.С. Люсова

Суд:

Спасский районный суд (Нижегородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Люсова Елена Сергеевна (председательствующий судья) (подробнее)

Судебная практика по:

Другие статьи

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 20 августа 2013 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 20 августа 2013 г. № 189п “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации”

Обзор документа

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 20 августа 2013 г. № 189п “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации”

В целях повышения доверия общества к Пенсионному фонду Российской Федерации, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками системы ПФР должностных обязанностей, а также предупреждения коррупции в ПФР и его территориальных органах Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Управляющим отделениями ПФР, директору федерального учреждения «Информационный центр персонифицированного учета», руководителям структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР:

организовать ознакомление работников с Кодексом этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации;

при проведении аттестации и оценке деловых и моральных качеств работников ПФР учитывать соблюдение ими положений Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу постановление Правления ПФР от 02 сентября 2009 г. № 195п «Об утверждении Кодекса профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.

Кодекс
этики и служебного поведения
работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации
(утв. постановлением Правления ПФР от 20 августа 2013 г. № 189п)
I. Общие положения

1. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Настоящий Кодекс разработан с целью установления этических норм и правил служебного поведения работников системы ПФР для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности, а также укрепления авторитета работников Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных учреждений (далее - соответственно ПФР, система ПФР) и повышения доверия граждан и организаций к Пенсионному фонду Российской Федерации.

3. Настоящий Кодекс представляет собой свод общих профессиональных принципов и правил поведения, которыми надлежит руководствоваться всем работникам системы ПФР независимо от занимаемой должности.

4. Правовую основу настоящего Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правления ПФР.

5. Настоящий Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе ПФР, основанных на нормах морали, уважительном отношении к работе ПФР в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности работников системы ПФР, их самоконтроля.

6. Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики являются обязательными при проведении аттестации, включении в резерв кадров, назначении на вышестоящую должность, поощрении и награждении.

7. Лицу, поступающему на работу в ПФР и его территориальные органы, рекомендуется ознакомиться с положениями настоящего Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей трудовой деятельности, а каждому работнику принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.

8. Знание и соблюдение работником системы ПФР положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы профессиональной этики работника системы ПФР

9. Деятельность системы ПФР и ее работников основывается на следующих принципах профессиональной этики:

приоритет прав и интересов граждан Российской Федерации: пенсионеров, получателей социальных пособий и застрахованных лиц;

сохранность и прирост средств пенсионных накоплений граждан Российской Федерации;

эффективный внутренний контроль;

доверие, уважение и доброжелательность к коллегам по работе.

III. Общие принципы и правила поведения во время исполнения работником системы ПФР должностных обязанностей

10. Полностью осознавая свою социальную роль и ответственность перед государством, обществом и гражданами, работник системы ПФР призван:

добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные обязанности, соблюдая все требования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения эффективной работы ПФР и реализации возложенных на него задач; при принятии решения учитывать только объективные обстоятельства, подтвержденные документами;

исходить из того, что соблюдение и защита пенсионных и социальных прав граждан определяют основной смысл и содержание деятельности системы ПФР;

осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного учреждения;

не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды или влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ПФР;

придерживаться правил делового поведения и связанных с осуществлением возложенных на ПФР государственных социальных функций этических норм; поддерживать порядок на рабочем месте; в одежде соблюдать опрятность и чувство меры.

11. Работники системы ПФР, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должны быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, должны способствовать формированию в системе ПФР благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

12. Работник системы ПФР обязан:

уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, по акту с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Работник системы ПФР не имеет права:

злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, имеющим коррупционную направленность;

во время исполнения им должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.

IV. Конфликт интересов

14. В целях недопущения возникновения конфликта интересов в сферах деятельности ПФР, осуществление которых подвержено коррупционным рискам, работник системы ПФР обязан:

воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;

действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные нормативными актами ПФР и настоящим Кодексом;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.

15. В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника системы ПФР информацию, работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю или в структурные подразделения системы ПФР, обеспечивающие безопасность и внутренний контроль, которые имеют право инициировать или провести проверку поступившей информации.

16. Работодатель, если ему стало известно о возникновении у работника системы ПФР личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

17. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения работника системы ПФР, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

18. Регулирование вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов должностных лиц системы ПФР в процессе инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 г. № 113 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений».

19. Должностные лица системы ПФР, приступающие к осуществлению деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, или осуществляющие указанную деятельность, обязаны ежегодно информировать вышестоящего руководителя о наличии или об отсутствии предконфликтной ситуации с их участием. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты ее возникновения.

V. Ответственность за нарушение требований Кодекса

20. Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником системы ПФР должностных обязанностей, влечет одно из установленных федеральными законами дисциплинарных взысканий и (или) учитывается при принятии решения при проведении аттестации.

21. Вопросы обеспечения соблюдения работниками системы ПФР требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов рассматриваются комиссиями ПФР и его территориальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами ПФР.

22. Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно- опасной ситуации.

23. Работник системы ПФР в зависимости от тяжести совершенного проступка несёт дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Наложение дисциплинарного взыскания за нарушение установленных настоящим Кодексом правил поведения во время исполнения должностных обязанностей осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

25. Если работник системы ПФР не уверен, как необходимо поступить в соответствии с настоящим Кодексом, он должен обратиться за консультацией (разъяснениями) к своему непосредственному руководителю либо в кадровое или юридическое подразделение ПФР или его территориального органа, либо в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Обзор документа

Разработан новый Кодекс этики и служебного поведения работника системы ПФР.

Деятельность системы ПФР и ее работников основывается на определенных принципах. К ним дополнительно отнесены ответственность, объективность, доверие, уважение и доброжелательность к коллегам.

Как и ранее, работник системы ПФР обязан добросовестно и на высоком уровне исполнять свои должностные обязанности. Он не должен оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям. Не следует совершать действия, связанные с возможностью приобрести материальную или личную выгоду. Необходимо быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами. Требуется избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ПФР.

Предусмотрены обязанности сотрудника уведомлять о совершении коррупционных действий, представлять сведений о доходах, расходах (собственных, супругов и несовершеннолетних детей), сообщать о получении подарка стоимостью более 3 000 руб. и др.

Особое внимание уделено предотвращению конфликта интересов. Усовершенствован порядок привлечения к ответственности за нарушение требований Кодекса.

Прежний Кодекс профессиональной этики работников системы ПФР признан утратившим силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: