Руководства, Инструкции, Бланки

Должностные Инструкции Добровольного Пожарного Охранника img-1

Должностные Инструкции Добровольного Пожарного Охранника

Рейтинг: 4.7/5.0 (1807 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Добровольная пожарная дружина - Страница 2 - Поиск документов по пожарной безопасности - Форум инженеров по охране труда Беларуси - Страница 2

КристинаU 20 Янв 2016

В соответствии с п. 2 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1995 г. № 571 (п.2 Пожарные дружины создаются на всех объектах независимо от наличия других видов пожарной службы. При числе работающих на предприятии менее 15 человек пожарная дружина не создаётся, а обязанности на случай возникновения пожара распределяются между работниками), если в штате 16 человек, должна быть создана ДПД.

Издайте приказ о создании ДПД, работники, которые в ДПД, должны подать письменные заявления на имя командира ДПД.

С членами ДПД обязательно проводить занятия по программе пожарно-технического минимума для членов ДПД.

КристинаU 20 Янв 2016

А нужно ли создавать пожарно-техническую комиссию? и что входит в ее обязанности?

ryzptdcrbq 20 Янв 2016

А нужно ли создавать пожарно-техническую комиссию? и что входит в ее обязанности?

Все требования по составу, работе комиссии изложены в Постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1995 г. № 571.

О ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЯХ

1. В целях привлечения инженерно-технических работников, рабочих и служащих к участию в работе по проведению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повышению пожарной безопасности технологических процессов производства на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности (далее - предприятия), при наличии штатного инженерно-технического персонала создаются пожарно-технические комиссии (далее - комиссии).

2. Комиссия назначается приказом руководителя предприятия в составе главного инженера, заместителя директора (председатель комиссии), начальника пожарной службы (команды, дружины) объекта, инженерно-технических работников - энергетика, технолога, механика, инженера по технике безопасности, специалистов по водоснабжению, производственной и пожарной автоматике, других служб по усмотрению руководителя объекта.

В состав комиссии могут вводиться представители всех имеющихся на предприятии общественных организаций.

На крупных промышленных предприятиях (в объединениях) по усмотрению руководства и предложению местных органов Государственного пожарного надзора кроме общеобъектовой комиссии создаются цеховые комиссии.

3. Комиссия в своей практической работе руководствуется Законом Республики Беларусь "О пожарной безопасности", другими нормативными документами по этим вопросам, стандартами, нормами и правилами пожарной безопасности, приказами руководителя предприятия поддерживает постоянную связь с местными органами Государственного пожарного надзора.

4. Основными задачами комиссии являются:

4.1. выявление в технологических процессах производства, в работе машин, агрегатов, установок энергетического оборудования, систем отопления и вентиляции, а также при изготовлении и хранении выпускаемых веществ и материалов, продукции недостатков, которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии, и разработка мероприятий по их устранению;

4.2. внедрение научно-технических достижений в противопожарную защиту предприятия;

4.3. определение противопожарного режима в производственных цехах, на складах, в лабораториях, административных и других помещениях, содействие пожарной службе предприятия в проведении профилактической работы по поддержанию установленного администрацией противопожарного режима;

4.4. контроль за внесением в должностные инструкции и инструкции по безопасности на рабочих местах требований правил пожарной безопасности и их выполнением;

4.5. организация рационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности;

4.6. проведение массово-разъяснительной работы среди рабочих, служащих и инженерно-технических работников по соблюдению стандартов, норм и правил пожарной безопасности;

4.7. организация добровольных пожарных дружин, руководство их деятельностью в соответствии с положением о них;

4.8. организация работы кабинетов, классов по пожарной безопасности, систематическое обновление их технического оснащения и контроль за выполнением этой работы;

4.9. осуществление контроля за включением требований пожарной безопасности в разрабатываемые технические условия на подготовляемые к производству вещества, материалы и продукцию;

4.10. организация работы по размещению противопожарной рекламы на выпускаемых товарах народного потребления, упаковках к ним, в инструкциях по их эксплуатации;

4.11. вынесение вопросов противопожарного состояния для обсуждения на производственных, профсоюзных и других совещаниях и собраниях;

4.12. проведение пожарно-технических конференций с участием специалистов пожарной службы, научно-технических работников, профсоюзных и других надзорных и общественных организаций;

4.13. осуществление контроля за ходом освоения средств и материалов, выделенных на противопожарные мероприятия;

4.14. подготовка предложений по вопросам пожарной безопасности для включения их в коллективный договор;

4.15. осуществление контроля за выполнением предписаний органов Государственного пожарного надзора. Комиссия не имеет права отменять или изменять мероприятия, предложенные предписаниями Государственного пожарного надзора;

4.16. рецензирование проектов строительства объектов, модернизации технологического оборудования, расширения, перестройки и ремонта зданий и сооружений с точки зрения соблюдения правил пожарной безопасности.

ПОРЯДОК РАБОТЫ И ОБЯЗАННОСТИ КОМИССИИ

5. Комиссия не реже одного раза в полугодие проводит детальную проверку всех производственных, складских, лабораторных, подсобных, административных и других помещений, территории предприятия с целью выявить нарушения стандартов, норм и правил пожарной безопасности и разрабатывает мероприятия по их устранению.

6. Намеченные комиссией мероприятия оформляются актом, утверждаются руководителем предприятия и подлежат выполнению в установленные сроки.

7. Контроль за выполнением мероприятий, перечисленных в акте комиссии, возлагается на начальника пожарной службы (команды, дружины), либо службу охраны труда объекта.

8.1. разрабатывает положения о ежегодных общественных смотрах-конкурсах противопожарного состояния цехов, производственных участков на лучшую организацию изобретательской и рационализаторской работы по вопросам пожарной безопасности, соревнования расчетов добровольной пожарной дружины, проводит эти смотры и соревнования, вносит предложения по поощрению их победителей;

8.2. периодически, но не реже одного раза в течение года, проверяет наличие в производственных, складских, лабораторных, подсобных, административных и других помещениях инструкций по пожарной безопасности, их соответствие пожарной опасности объектов, знание требований инструкций инженерно-техническим составом, рабочими и служащими;

8.3. вносит администрации объекта предложения по организации противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума, разрабатывает по ним программы, определяет категории работающих, подлежащих обучению пожарно-техническому минимуму, и через пожарную службу либо службу охраны труда объекта организует проведение занятий и принятие зачетов;

8.4. готовит и представляет руководителю предприятия для включения в программы его экономического развития предложения по приобретению пожарной техники и средств пожаротушения, внедрению средств противопожарной автоматики и научно-технических разработок, направленных на снижение пожарной опасности технологического процесса, созданию структурного подразделения по проведению научно-исследовательских разработок в области пожарной безопасности, другим вопросам, требующим вложения капитальных затрат.

Прикрепленные файлы
  • Постановление Кабинета Министров № 571 от 13.10.1995 г. 1.doc160 Кб 256 Количество загрузок

Председатель ПК Директор МОУ Теченская СОШ

Сидякина О.В. ________________ Тайрер А. Г.

О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЕ

1.1. Настоящее Положение составлено для МОУ Теченская СОШ (далее – Учреждение) с целью обеспечения оптимального противопожарного режима в Учреждении.

1.2. Для проведения мероприятий по охране от пожаров в Учреждении организуется добровольная пожарная дружина (далее – ДПД ) из числа работников Учреждения.

1.3. Организация ДПД, руководство ее деятельностью и проведение массово-разъяснительной работы среди работников возлагается на ответственного за пожарную безопасность Учреждения.

1.4. Членами ДПД являются работники Учреждения, непосредственно участвующие на добровольной основе в деятельности по предупреждению и тушению пожаров.

1.5. Утверждение личного состава ДПД и ее численный состав определяет директор Учреждения своим приказом в начале каждого календарного года.

1.6. Руководитель добровольной пожарной дружины подчиняется директору Учреждения и выполняет свои задачи под руководством ответственного за пожарную безопасность Учреждения.

2.Задачи добровольной пожарной дружины

2.1. Осуществление контроля за соблюдением в Учреждении установленного правилами, инструкциями, приказами противопожарного режима (см. приложение).

2.2. Проведение разъяснительной работы среди работников с целью соблюдения противопожарного режима в Учреждении.

2.3. Надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов) и готовностью их к действию.

2.4. Вызов пожарных подразделений города в случае возникновения пожара и принятие немедленных мер по эвакуации воспитанников и работников, тушению пожара имеющимися в Учреждении первичными средствами пожаротушения.

3.Порядок организации работы добровольнойпожарной дружины

3.1. Численный состав ДПД определяет директор Учреждения.

3.2. ДПД организуется на добровольных началах из числа работников Учреждения в возрасте не моложе 18 лет.

3.3. Инструкция о порядке действий членов ДПД в случае возникновения пожара вывешивается в Учреждении на стенде «Пожарная безопасность».

3.4. Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписанию, утвержденному директором Учреждения, в свободное от работы время (не более 4 ч в мес.) согласно программе подготовки членов ДПД.

4.1. Обязанности руководителя добровольной пожарной дружины:

— осуществляет контроль за соблюдением работниками и воспитанниками установленного в Учреждении противопожарного режима, выполнением требований правил, приказов, предписаний, инструкций по пожарной безопасности;

— проверяет своевременное проведение соответствующими службами технического обслуживания и содержания в исправном состоянии систем противопожарного водоснабжения и противопожарной защиты;

— наблюдает за готовностью к действию всех первичных средств пожаротушения, имеющихся в Учреждении, и не допускает использования этих средств не по прямому назначению;

— ведет разъяснительную работу среди работников Учреждения о мерах пожарной безопасности;

— по окончании работы проводят проверку противопожарного состояния Учреждения, сообщает директору или ответственному по пожарной безопасности Учреждения о выявленных недочетах;

— обеспечивает явку на занятия членов ДПД;

— проводит занятия и тренировки с личным составом добровольной пожарной дружины;

— проверяет знания членами ДПД своих обязанностей и готовность их к действию;

— руководит тушением пожара в Учреждении до прибытия пожарной охраны;

— информирует директора Учреждения о нарушениях противопожарного режима;

— во время отсутствия руководителя ДПД все его обязанности выполняет заместитель.

4.2. Обязанности командира отделения добровольной пожарной дружины:

— следит за соблюдением противопожарного режима и готовностью к действию средств пожаротушения во время своей смены;

— по окончании работы проверяет противопожарное состояние Учреждения, принимает меры к устранению выявленных недостатков и передает заступающему командиру отделения ДПД средства пожаротушения;

— обеспечивает явку на занятия членов добровольной пожарной дружины отделения;

— проверяет в отделении знание членами ДПД своих обязанностей;

— руководит тушением пожара, эвакуацией людей до прибытия подразделений пожарной охраны.

4.3. Обязанности членов добровольной пожарной дружины:

— члены добровольной пожарной дружины обязаны знать, соблюдать сами и требовать от других выполнения правил установленного противопожарного режима в Учреждении и на рабочем месте;

— принимать активное участие в тушении пожара, эвакуации людей, знать и выполнять свои обязанности по плану действий при обнаружении пожара;

— следить за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, имеющихся в Учреждении, и обо всех обнаруженных неисправностях докладывать командиру отделения, ДПД, а при возможности лично устранять эти неисправности;

— выполнять возложенные на членов ДПД обязанности, распоряжения ее руководителя, командира отделения ДПД;

— повышать свои пожарно-технические знания путем посещения занятий, тренировок, предусмотренных учебно-тематическими планами, расписанием.

5.Права членов добровольной пожарной дружины

5.1. Руководитель добровольной пожарной дружины и его заместитель (командиры отделений ДПД) имеют право:

— требовать от работников Учреждения устранения недостатков, нарушений противопожарного режима;

— обращаться ко всем работникам, в том числе к директору Учреждения, за оказанием помощи в наведении должного противопожарного состояния;

— ходатайствовать о поощрении особо отличившихся членов ДПД.

5.2. Члены добровольной пожарной дружины имеют право:

— требовать от всех работников выполнения правил пожарной безопасности, соблюдения установленного противопожарного режима во всех помещениях Учреждения;

— информировать руководителя ДПД (командира отделения ДПД) о нарушении требований пожарной безопасности, предлагать мероприятия по их устранению.

Организационно-методические указания по изучению программы
подготовки членов добровольной пожарной дружины

1. На отработку материала, предусмотренного настоящей программой, отводится 23ч. в том числе:

— изучение вопросов организации службы ДПД – 1ч;

— правила по соблюдению противопожарного режима в Учреждении, возможных причин – возникновения пожара и мер их предупреждения – 8ч;

— средства пожаротушения – 6ч;

— обязанности членов ДПД – 4ч;

— основные правила тушения пожаров – 4ч.

2. На занятиях необходимо ознакомить обучающихся с основными положениями по организации ДПД, правами и обязанностями ее членов, содержанием возложенных на ДПД задач, с вопросами взаимоотношений ДПД с администрацией Учреждения.

3. Правила пожарной безопасности необходимо отрабатывать практически в учреждении путем разъяснения членам ДПД пожарной опасности помещений.

В ходе занятия руководитель должен ознакомить членов ДПД с установленными правилами пожарной безопасности, разъяснять и показывать, как правильно в противопожарном отношении содержать электрооборудование, установки, аппараты, приборы отопления, рабочие места, кладовые, проходы, выходы и пр. указывать на возможные и более вероятные причины возникновения и условия распространения пожара.

На занятиях основное внимание членов ДПД следует обращать на вопросы, которые им придется решать в практической работе. Поэтому членам ДПД в ходе занятия необходимо прививать также навыки в проведении профилактического осмотра.

4. Занятия по изучению средств пожаротушения следует проводить по отделениям непосредственно у мест размещения первичных средств пожаротушения и пожарной связи. При наличии плакатов их следует использовать как наглядные пособия для показа особенностей устройства изучаемого средства пожаротушения.

5. Занятия по отработке обязанностей членов ДПД необходимо проводить по отделениям, особое внимание обращать на порядок распределения бойцов по номерам боевого расчета, закрепление основного пожарного инвентаря за членами ДПД.

6. Основные правила тушения пожаров изучаются с членами ДЦД непосредственно в Учреждении применительно к обстановке, которая может сложиться при действительном пожаре.

На этих занятиях основное внимание следует обратить на привитие членам ДПД необходимых практических навыков по вопросам тушения пожара, спасения людей, эвакуации, вызова пожарной команды по телефону.

7. По окончании отработки вопросов настоящей программы с членами ДПД проводятся итоговые занятия. В дальнейшем занятия по пожарно-технической подготовке с членами ДПД проводятся по мере необходимости.

8. Лица, вновь зачисленные в добровольную пожарную дружину, проходят обучение по настоящей программе со всеми членами ДПД.

С инструкцией ознакомлен(а): _______________ ______________________

подпись расшифровка подписи

Дата «_____» _______________ 200___г.

Это то само собой. Но почему. только на мотопомпах и машинах. остальным че, рубашку из синтетики снимать и с голым торсом воевать.

НУ НЕПРАВИЛЬНО Ж ЗАРАЗА

Задача ДПД - провести эвакуацию и ликвидировать возгорание на НАЧАЛЬНОЙ стадии. Все остальное должны делать профессионалы, иначе может плохо закончиться. Врядли у вас члены ДПД проходили подготовку в боевых частях МЧС, соответственно и возлагать на них особых надежд не стоит. Кроме того, если уж вы хотите обеспечить боевками и сделать полноценные звенья, то надо и аппаратами обеспечивать - круглая сумма, потому что тот же самоспасатель - не серьёзно.

MVV 02 Сен 2016

Добрый день! Кто-нибудь может ответить на такой вопрос. Организация - Товарищество собственников. Численность 23 чел. Администрация 5 чел. Остальные (охранники, специалисты по оборудованию, дворники, уборщицы) работают посменно. Нужно ли создавать ДПД?

Ganni 02 Сен 2016

Добрый день! Кто-нибудь может ответить на такой вопрос. Организация - Товарищество собственников. Численность 23 чел. Администрация 5 чел. Остальные (охранники, специалисты по оборудованию, дворники, уборщицы) работают посменно. Нужно ли создавать ДПД?

1. Для проведения профилактических мероприятий по предупреждению и тушению пожаров на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности (далее - предприятия), организуются добровольные пожарные дружины (далее - пожарные дружины) и боевые расчеты (далее - расчеты) из числа рабочих, служащих, инженерно-технических работников этих предприятий.

2. Пожарные дружины создаются на всех объектах независимо от наличия других видов пожарной службы. При числе работающих на предприятии менее 15 человекпожарная дружина не создается. а в обязанности на случай возникновения пожара распределяются между работниками.

Постановление кабинета министров РБ №571 от 13 октября 1995г.

Т.е. в вашем случае, если штат 23 человека, то дружина должна быть (минимум 10 человек + обучение ПТМ).

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности

2. Специалист по пожарной безопасности должен знать:

2.1. Нормы Федерального закона “О пожарной безопасности”, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, иных правовых документов, регламентирующих вопросы пожарной безопасности.

2.2 Методики проведения внутреннего пожарного надзора.

2.3. Пожарную опасность объектов, технологии, продукции предприятия, материально-технических ресурсов, используемых при производстве продукции, отдельных видов работ.

2.4. Противопожарные требования строительных норм, правил и стандартов.

2.5. Правила разработки инструкций по пожарной безопасности, информирования персонала о правилах пожарной безопасности.

2.6. Нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

2.7. Средства пожаротушения.

2.8. Схемы действий персонала предприятия при пожарах.

2.9. Основы административной работы, педагогики и психологии.

2.10. Основы трудового законодательства.

2.11. Правила внутреннего трудового распорядка.

Специалист по пожарной безопасности:

1. Осуществляет планирование пожарно-профилактической работы на предприятии.

2. Анализирует состояние пожарной безопасности объектов (территорий, зданий, сооружений, помещений, наружной установки, складов, транспортных средств, открытых площадок), технологических процессов, технологического оборудования, продукции и материально-технических ресурсов предприятия.

3. Оформляет необходимые документы для получения заключения о соответствии объектов правилам пожарной безопасности.

4. Разрабатывает мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждения пожаров.

5. Проводит пожарно-техническое обследование объектов.

6. Разрабатывает инструкции о мерах пожарной безопасности в целом по предприятию, а также по каждому объекту предприятия.

7. Обеспечивает проведение противопожарных мероприятий, предусмотренных правилами, нормами и стандартами на строительные работы, технологические процессы и отдельные виды продукции.

8. Обеспечивает исправное техническое состояние средств пожарной автоматики и пожаротушения, систем противопожарного водоснабжения, дымоудаления, установок оповещения персонала предприятия при пожаре.

9. Представляет руководителю предприятия предложения по определению работников, ответственных за пожарную безопасность объектов предприятия, организует обучение и практические занятия с этими работниками.

10. Проводит занятия, инструктажи по пожарно-техническому минимуму с персоналом предприятия, по предупреждению и тушению возможных пожаров.

11. Проверяет исполнение персоналом предприятия положений Инструкции о мерах пожарной безопасности.

12. Представляет по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятии, в том числе о пожарной опасности производимой предприятием продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

13. Незамедлительно сообщает в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

14. Руководит действиями работников при пожаре (организует эвакуацию людей, дает указания по аварийной остановке технологического оборудования, отключению вентиляции и электрооборудования, организует применение средств пожаротушения и установок пожарной автоматики, организует эвакуацию горючих веществ и материальных ценностей, пр.).

15. Организует работы по содействию пожарной охране при тушении пожаров.

16. Организует предоставление пожарной охране при тушении пожаров на территории предприятия необходимых сил и средств.

17. Организует и принимает участие в работах по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятии.

18. Выявляет виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров.

19. Оказывает содействие государственным инспекторам по пожарному надзору при проведении проверок на территории предприятия, контролирует правильность оформления документов по результатам проверок (актов, протоколов, пр.), дает объяснения, высказывает свои замечания по действиям инспекторов и оформлению документов.

20. Получает информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе от органов управления и подразделений пожарной охраны.

21. Представляет интересы предприятия в государственных органах, в судах при рассмотрении дел о нарушении правил пожарной безопасности, представляет необходимые документы и дает объяснения.

Специалист по пожарной безопасности имеет право:

1. Давать работникам предприятия обязательные для исполнения указания по обеспечению мер пожарной безопасности.

2. Требовать остановки производственного оборудования, производственных операций, которые не отвечают правилам пожарной безопасности и могут привести к пожарам, взрывам, иным катастрофам.

3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Вносить представления о привлечении к ответственности руководителей подразделений, иных работников, нарушающих правила пожарной безопасности.

5. Инициировать и проводить совещания по пожарной безопасности.

6. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

7. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

8. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

9. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Аттестационный центр - безопасность труда - Положение о добровольных пожарных дружинах (командах) предприятия

Аттестационный центр - безопасность труда - Обучение, Аттестация, Экспертиза

о добровольных пожарных дружинах (командах) предприятия

1. Общие положения

1.1. Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) создаются на предприятии на основании правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93 (п.1.1.6 [2]).

1.2. ДПД могут быть общеобъектовыми и(или) цеховыми.

1.3. ДПД создаются на предприятии (в подразделении) с числом работающих от 30 человек и более.

1.4. Обязанности по созданию и организации деятельности ДПД на предприятии в целом возлагаются на руководителя предприятия, а по созданию и организации деятельности цеховых ДПД – на руководителей структурных подразделений.

1.5. ДПД создаются в целях обеспечения соблюдения требований действующих на предприятии правил, норм, инструкций пожарной безопасности, приказов и распоряжений руководителя предприятия (структурного подразделения), проведения мероприятий по предупреждению и тушению пожаров.

1.6. Добровольные пожарный команды (далее - ДПК) организуются из членов ДПД при наличии на предприятии мобильной пожарной техники (пожарные автомобили, пожарные мотопомпы) для обеспечения круглосуточного дежурства нештатных боевых пожарных расчетов.

1.7. При работе предприятия (подразделения) в несколько смен создаются отделения ДПД (нештатные боевые пожарные расчеты) по числу работающих смен.

1.8. В своей деятельности ДПД руководствуются законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, соответствующих субъектов Российской Федерации, нормативными и иными актами государственной противопожарной службы, ведомственными документами, приказами, распоряжениями и инструкциями по предприятию, регламентирующими пожарную безопасность предприятия, а также настоящим Положением.

1.9. Контроль за деятельностью ДПД осуществляется руководством предприятия (структурного подразделения), членами пожарно-технических комиссий, лицами, ответственными за пожарную безопасность предприятия (подразделений), а также должностными лицами органов (подразделений) Государственной противопожарной службы.

2. Основные задачи ДПД (ДПК)

2.1. Основными задачами ДПД являются организация предупреждения пожаров и их тушение, включающие в себя:

2.1.1. Контроль за соблюдением работающими и другими гражданами установленного на предприятии (на территории, в зданиях и сооружениях, при проведении технологических процессов) противопожарного режима.

2.1.2. Разъяснение работающим основных положений общеобъектовой (цеховой) инструкции о мерах пожарной безопасности.

2.1.3. Надзор за исправным состоянием средств противопожарной защиты и готовностью их к действию.

2.1.4. Дежурство в праздничные и выходные дни в противопожарных нарядах по предприятию (цеху).

2.1.5. Участие в проверке фактов пожаров, установлении их причин и последствий, а также в разработке противопожарных мероприятий.

2.1.6. Контроль за проведением временных взрывопожароопасных работ в подразделениях предприятий (сварка, окраска, применение открытого огня и т. п.).

2.1.7. Вызов подразделений пожарной охраны в случае возникновения пожара, принятие необходимых мер по спасанию людей, имущества и ликвидации пожара имеющимися на предприятии (цехе) первичными средствами пожаротушения.

2.2. Основной задачей добровольных пожарных команд (ДПК) является организация тушения пожаров и включает в себя:

2.2.1. Осуществление круглосуточного дежурства на мобильной пожарной технике.

2.2.3. Проведение технического обслуживания пожарной техники и оборудования, содержание их в постоянной боевой готовности.

2.2.4. Первоочередные боевые действия по тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны.

2.2.5. Выполнение боевых действий на пожаре по указанию прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны (руководителя тушения пожара).

3. Порядок создания и организации работы ДПД

3.1. ДПД организуются на добровольных началах из числа рабочих ИТР и служащих предприятия (подразделения) в возрасте не моложе 17 лет (по аналогии со статьей 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» [1]).

3.2. Все вступающие в ДПД должны подать на имя руководителя предприятия письменное заявление.

Руководитель предприятия обязан организовать проведение предварительного медицинского осмотра подавших заявление на предмет отсутствия у них противопоказаний для работы в пожарной охране (медицинская справка по форме 286).

3.3. ДПД организуются таким образом, чтобы в каждом подразделении (в каждой работающей смене) с числом работающих от 30 человек и более были отделения дружины.

Зачисление в ДПД и последующие изменения состава дружин (команд) объявляются приказом по предприятию.

3.4. Каждый член ДПД должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, а также должен иметь необходимые знания и навыки для осуществления обязанностей согласно табелю боевого расчета (приложение 1).

3.5. Члены ДПД допускаются к выполнению возлагаемых на них обязанностей после прохождения первоначального обучения по программе и в порядке принятыми территориальными (местными, объектовыми) органами управления (подразделениями) государственной противопожарной службы.

3.6. Последующее обучение членов ДПД осуществляется начальником ДПД (ДПК) предприятия (подразделения) по программе последующей подготовки членов ДПД (приложение 2).

Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписаниям, утвержденным руководителем предприятия (подразделения), в свободное от работы время (не более 4 часов в месяц).

В ходе последующей подготовки члены ДПД должны изучить документы. регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

3.7. Последующая подготовка членов ДПД должна планироваться таким образом, чтобы все члены дружины (команды) не менее одного раза в квартал практически отрабатывали действия по тушению условных пожаров на предприятии с использованием имеющейся в их распоряжении пожарной техники и первичных средств пожаротушения.

При подготовке членов ДПД к работе в задымленных при пожаре помещениях тренировка должна осуществляться с использованием средств защиты органов дыхания (изолирующих противогазов или противогазов на сжатом воздухе).

3.8. Начальники дружин и их заместители (начальники отделений) назначаются, как правило, из числа административно-технического персонала предприятия или его подразделений и подчиняются руководителю предприятия.

3.9. ДПК организуется из членов ДПД и может иметь в своем составе штатных работников. К штатным работникам могут относиться: начальник команды, начальник боевого расчета, шофер (моторист).

Штатные работники ДПК обязаны иметь соответствующую квалификацию.

3.10. Начальник ДПК предприятия должен иметь:

высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;

высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

4. Обязанности начальника и членов ДПД (ДПК)

4.1. Начальник ДПД (ДПК) обязан:

4.1.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на объекте, а также за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, систем пожарной автоматики, водоснабжения, имеющихся на предприятии, и не допускать использования этих средств не по прямому назначению.

4.1.2. Вести разъяснительную работу среди рабочих и служащих о мерах пожарной безопасности.

4.1.3. Проводить занятия с личным составом дружин (команд) и проверять боеготовность подразделений ДПД (ДПК).

4.1.4. Руководить тушением пожаров на предприятии до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

4.1.5. Информировать руководителя предприятия о нарушениях противопожарного режима.

4.2. Начальник отделения ДПД обязан:

4.2.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на объекте и готовностью к действию первичных средств пожаротушения.

4.2.2. Перед началом работы проверять присутствие членов отделения ДПД.

4.2.3. Проверить знание членами ДПД своих обязанностей.

4.2.4. По окончании работы проверять противопожарное состояние, принимать меры к устранению выявленных недочетов.

4.2.5. Обеспечить явку на занятия членов ДПД отделения.

4.2.6. В случае возникновения пожара руководить его тушением до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы или начальника ДПД (ДПК).

4.3. Начальник боевого расчета ДПК обязан:

4.3.1. Знать порядок управления боевыми действиями на пожаре и применения имеющейся пожарной техники и оборудования, места размещения пожарных водоисточников (водоемов, гидрантов, внутреннего противопожарного водопровода и пр.).

4.3.2. При заступлении на дежурство (на работу) принять имеющуюся пожарную технику и оборудование, средства связи и защиты органов дыхания; следить за их исправностью. Докладывать начальнику) ДПД или руководителю предприятия о выявленных недостатках.

4.3 3. Проверять знание членами ДПК своих обязанностей согласно табелю обязанностей боевого расчета.

4.3.4. При получении сообщения о пожаре выехать на тушение и действовать согласно табелю боевого расчета.

4.4. Члены дружин (команд) обязаны:

4.4.1. Знать, соблюдать и требовать от других соблюдения противопожарного режима на предприятии,

4.4.2. Знать свои обязанности по табелю боевого расчета и в случае возникновения пожара принимать активное участие в его тушении.

4.4.3. Следить за готовностью к действию систем противопожарной защиты, пожарной техники и первичных средств пожаротушения, имеющихся на предприятии, и о всех обнаруженных недостатках докладывать начальнику отделения ДПД (боевого расчета ДПК), а при возможности самому устранять эти недостатки.

4.4.4. Выполнять возложенные на членов ДПД обязанности, распоряжения начальника дружины (команды), повышать свои пожарно-технические знания и навыки тушения пожаров, посещать учебные занятия, предусмотренные расписанием.

5. Стимулирование деятельности ДПД

5.1. Членам ДПД предоставляется преимущественное право при приеме на работу в ГПС или ведомственную пожарную охрану.

5.2. Все расходы по содержанию ДПД осуществляются за счет предприятия.

5.3. Оплата труда членов ДПД за время их участия в ликвидации пожара или последствий аварии, проведении пожарно-профилактических мероприятий, а также учебной подготовки и дежурств производится из расчета среднемесячного заработка по месту работы.

5.4. Членам ДПД, принимающим активное участие в обеспечении пожарной безопасности на предприятии и тушении пожаров, предоставляются дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 6 рабочих дней в год, а также денежные премии и ценные подарки.

5.5. Страхование членов ДПД осуществляется за счет предприятия.

За семьей погибшего (умершего) члена ДПД сохраняется право на льготы, которыми он пользовался по месту работы.

6. Исключение из членов ДПД

6.1. Основаниями прекращения членства в ДПД являются;

6.1.1. Систематическое невыполнение или уклонение от выполнения членом ДПД обязанностей, предусмотренных настоящим Положением

6.1.2. Невыход на дежурство в соответствии с утвержденным графиком дежурств без разрешения соответствующего должностного лица, или самовольное оставление дежурства.

6.1.3. Нарушение дисциплины или совершение проступков, не­совместимых с пребыванием в дружине (команде).

6.1.4. Собственное желание.

6.1.5. Ликвидация ДПД на предприятии (в подразделении).

6.1.6. Перевод члена ДПД на работу на другое предприятие (подразделение).

6.1.7. Увольнение члена ДПД с предприятия (подразделения).

6.2. Решение об исключении из членов ДПД принимает руководитель предприятия, (подразделения).

6.3. Исключение из членов ДПД оформляется приказом по предприятию.

О добровольной пожарной охране (с изменениями на 13 июля 2015 года), Федеральный закон от 06 мая 2011 года №100-ФЗ

О добровольной пожарной охране (с изменениями на 13 июля 2015 года) О добровольной пожарной охране (статьи 1 - 22)

О добровольной пожарной охране

(с изменениями на 13 июля 2015 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ );
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130047).
____________________________________________________________________

Принят
Государственной Думой
20 апреля 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
27 апреля 2011 года

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 5) Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

2) добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

4) добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

5) работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны;

6) статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.

Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны


Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:

1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны;

3) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;

4) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;

5) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны


Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации. международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны


Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Глава 2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны (статьи 6 - 12) Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны

1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

4. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.

5. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

6. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

7. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица - общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

10. Общественные организации пожарной охраны и территориальные подразделения добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Общественная организация пожарной охраны

1. Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.

2. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

3. Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

Статья 8. Общественное учреждение пожарной охраны

1. Общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.

2. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

3. Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

4. На должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) назначаются работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.

5. Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

6. Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.

7. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации.

8. Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации.

9. Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

10. Руководитель объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях).

11. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).

Статья 9. Задачи добровольной пожарной охраны


Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны

1. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

3. Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны


Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Имущество добровольной пожарной охраны

1. Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.

3. Имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. В случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, передается на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных (статьи 13 - 19) Статья 13. Регистрация добровольных пожарных

1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.

Статья 14. Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;

6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 15. Обязанности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных


На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности:

1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

2) во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

3) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;

4) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

5) содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

Статья 16. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных

1. Учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.

2. Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (премий) добровольным пожарным устанавливаются учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.

Статья 17. Страхование добровольных пожарных


Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Статья 18. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

7. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Статья 19. Социальная защита членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных


Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного.

Глава 4. Организация службы добровольной пожарной охраны (статьи 20 - 22) Статья 20. Несение службы работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии у них документа о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

2. Режим несения службы (дежурства) работниками добровольной пожарной охраны и режим их отдыха устанавливаются трудовым законодательством.

3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 21. Подготовка работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

2. Профессиональное обучение работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

3. Физические лица, входящие в состав органов территориального общественного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности, проходят профессиональное обучение в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

Статья 22. Привлечение подразделений добровольной пожарной охраны к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

1. Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе пожарно-спасательного гарнизона и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ .

2. Выезд территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.

3. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождается от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ. По прибытии на пожар подразделений Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляет старшее оперативное должностное лицо Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Москва, Кремль
6 мая 2011 года
N 100-ФЗ


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О добровольной пожарной охране (с изменениями на 13 июля 2015 года)