Руководства, Инструкции, Бланки

Синтаксический Разбор Простого Предложения Образец 5 Класс img-1

Синтаксический Разбор Простого Предложения Образец 5 Класс

Рейтинг: 4.0/5.0 (1790 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Синтаксический разбор простого предложения

§ 44. Синтаксический разбор простого предложения Порядок синтаксического разбора

1. Вид предложения по цели высказывания.
2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).
3. Грамматическая основа (главные члены) предложения.
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
5. Второстепенные члены (если есть).
6. Однородные члены (если есть).
7. Обращения (если есть).

Образец синтаксического разбора

На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения — снег (подлежащее), упал (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Снег (какой?) ранний — определение. Упал (куда?) на землю — обстоятельство. На землю (какую?) сухую, твёрдую, мёрзлую — однородные определения, произносятся с интонацией перечисления.

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

227. Разберите устно предложения. Составьте их схемы (см. образец выше). К научному или разговорному стилю речи вы отнесёте свой устный разбор?

1. На пустынном полустанк. мы выходим 2 на перрон. 2. Распрощался на стоянк. с пассаж..рами вагон. 3. Мы идём за ним по шпалам и св..рачиваем в лес. 228. Разберите письменно предложения.

1. Ночь уход..т. 2. Поредел над сопками туман. 3. Реки и озёра засверкали. 4. Над Москвою розове..т дали. 5. Утро начинается в Москве. 6. Я горжусь тобой, друг! 7. Не работа сушит, а забота. 8. Не печь кормит, а руки.

229. Рассмотрите картину Ф. Решетникова «Мальчишки» (см. репродукцию в конце учебника). Кто изображен на картине? Что вы можете сказать о выражении лиц героев, их позах? Как вы считаете, что привлекло внимание школьников? Опишите картину или придумайте на её основе рассказ на одну из тем: «Мечты о будущем», «О тайнах звёздного неба», «Что там, в глубинах Вселенной?»

Другие статьи

Материал по русскому языку (5 класс) по теме: порядок синтаксического разбора простого предложения

Материал по русскому языку (5 класс) по теме:
порядок синтаксического разбора простого предложения

Синтаксис – наука о строении предложения и словосочетания

Пункуация – свод правил о постановке знаков препинания

Знаков препинания 10: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Они делятся на знаки завершения предложения. разделительные и выделительные.

Предложение ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ бывает:

  1. повествовательное (содержит сообщение)
  2. вопросительное (содержит вопрос)
  3. побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)

Предложение ПО ИНТОНАЦИИ бывает:

  1. невосклицательное
  2. восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)

По КОЛИЧЕСТВУ ОСНОВ предложение бывает

простое – содержит одну грамматическую основу

сложное – состоит из двух или более простых предложений

ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ В ОСНОВЕ:

двусоставное – такое, в основе которого есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое

односоставное – такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, или сказуемое

ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ предложения бывают:

распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)

нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)

Предложение может быть осложнено ОБРАЩЕНИЕМ, ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ и т.д.

ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. вид предложения по цели высказывания
  2. по интонации
  3. по количеству грамматических основ – ПРОСТОЕ
  4. по наличию главных членов в основе
  5. по наличию второстепенных членов
  6. осложнения (если есть)

Плейкаст «Синтаксический разбор предложения образец 5 класс»

Плейкаст «Синтаксический разбор предложения образец 5 класс» Синтаксический разбор предложения образец 5 класс

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок возьмите прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в именительном падеже женского рода единственного числа. Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? В первом предложении подлежащее-Наврузбике, сказуемое - сидела, в тарантасе где? Толковое, стоит, слово, целкового. Какие затруднения вы испытывали? Работа по составлению схем предложений. Порядок синтаксического разбора простого предложения.
По наличию второсте- распространённое пенных членов нераспространённое Учитель. По составу двусоставное грамматической основы односоставное 4. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Укажите причины постановки знаков препинания. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Деревенские силачи занимаются перетягиванием каната. Доброе слово человеку что дождь в засуху. Синтаксический разбор простого предложения Простое предложение разбирается по следующей схеме: Подчеркнуть члены предложения. Развивать связную речь учащихся.

Синтаксический разбор предложения образец 5 класс

Синтаксический разбор простого предложения Простое предложение разбирается по следующей схеме: Подчеркнуть члены предложения. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. По образцу разберите предложение: Праздник всем понравился. Составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий.


По составу двусоставное грамматической основы односоставное 4. Прочитайте и определите части речи в нём.

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов .

Просмотр плэйкаста.
Введите ссылку или номер.

Социальная сеть Cсылка HTML-код BB-код Отправить на Email

Для отправки плейкаста, выберите социальную сеть, в которой находится ваш друг:

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:

1) Каково данное предложение по цели высказывания. (Повествовательное, побудительное или вопросительное).

2) Какова эмоциональная окраска предложения. (Восклицательное или невосклицательное).

3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).

4) Односоставное предложение или двусоставное. (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).

5) Распространенноепредложение или нераспространенное. (Есть ли второстепенные члены предложения ?).

6) Осложненное предложение или неосложненное ?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)

7) Какими частями речи выражены все члены предложения. Подчеркните все члены предложения .

8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.

Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.

4) Какая связь имеется в сложном предложении. союзная или бессоюзная?

5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация ?

6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное ?

7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.

Пример синтаксического разбора простого предложения.

В букете были розы и лилии.

Устный разбор простого предложения .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были ; распространенное, осложнено однородными подлежащими .

Письменный разбор простого предложения.

Повест. невоскл. прост. двусост. г/о розы и лилии были, распростр. осложн. однород. подл.

Пример разбора сложного предложения.

В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.

Устный разбор сложного предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были ; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились. распространенное, не осложнено.

Письменный разбор сложного предложения.

Повеств. невоскл. сложн. сложносоч. с союзом но. 1-е ПП: двусост. г/о розы и лилии были, распр. осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост. г/о: тюльпаны нравились, распростр. не осложн.

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения. 5 класс

Раздел науки о языке, изучающий части речи - … (морфология)

Раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов, словосочетаний и предложений - … (синтаксис)

Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком и отвечает на вопросы кто? или что? - … (подлежащее)

Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет, какой он, каков он, кто такой или что такое предмет? - … (сказуемое)

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой, чей. зависит от существительного, может быть выражен прилагательным, местоимением, существительным - … (определение)

Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей - … (дополнение)

Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину, цель, поясняет сказуемое и выражается существительным с предлогом или наречием, отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? - … (обстоятельство).

Учащиеся отвечают устно, затем записывают ответы на карточках.

Яблоня в моём саду

Гнётся сильно на ветру.

Наклонилась вправо, влево,

Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.

Ветки вниз и вверх опять!

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька уснёт.

V. Фронтальный опрос.

Игра «Кто быстрее»

- Назовите предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)

- В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. (пример)

- В повествовательном предложении содержится сообщение (пример).

- В вопросительном предложении содержится вопрос (пример).

- Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательным (пример).

- Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа.

- По наличию второстепенных членов предложения бывают – распространенные и нераспространенные (пример).

VI. Объяснение нового материала.

Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого предложения» (запись темы урока в тетрадях).

- Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока).

- Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора предложения. Откройте учебники на с. 89, § 44. (Работа по учебнику, чтение образца устного разбора, запись в тетрадях).

VII. Закрепление учебного материала.

- Работа в парах. Дети выходят к доске, снимают заранее прикрепленные на доске задания (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор) и выполняют самостоятельно.

1. Берег п..крывали камыши и осока.

2. В саду растут вишни, яблони и груши.

3. Дуб теплолюбивое растение.

4. Со..нце светит но (не) греет.

5. Ребята берегите природу!

- Из набора слов составить предложение и разобрать.

1. Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила. (На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)

2. Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и, покрывалом белым. (Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)

VIII. Самостоятельная работа.

а) Над цветами кружились пчелы. (Дуплексив!)

б) Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои песни.

в) Сережа, твой поплавок стремительно утонул.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор простого предложения. 5-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Уметь проводить синтаксический разбор простого предложения.
  • Конструировать простое предложение по заданной схеме.
Организационный момент. Повторение изученного.

Игра «Кто я?» - инсценировка теории заранее подготовленными учениками.

  1. Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
  2. Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
  3. Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
  4. Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
  5. Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
  6. Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют?
    А как называют предложение с 2 грамматическими основами?
  7. Я – предложение. Состою только из главных членов. Как меня называют?
  8. Я – предложение. Во мне есть не только главные члены, но и второстепенные. Как меня называют?
Объяснение нового материала.

Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?

  1. Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
  2. Указать, какими частями речи они выражены.
  3. Дать характеристику предложению.

Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».

Синтаксический разбор простого предложения.

1. По цели высказывания:

  • повествовательное,
  • побудительное,
  • вопросительное.

2. По эмоциональной окраске:

3. По количеству грамматических основ:

4. По наличию второстепенных членов:

Работа по теме.

Конструктор. Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.

Добавить подлежащее из предложения

Взять существительное, выступающее в роли дополнения:

Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.

Опустились лёгкие снежинки на тропинки.

Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Соответствует ли данное предложение схеме?

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет…

Работа с текстом.

Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.

1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2.Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.4. Как красиво вокруг! 5. Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина.

  1. Как можно озаглавить данный текст?
  2. Какова основная мысль текста?
  3. Как вы понимаете значение слова ВРАЧЕВАТЕЛЬ? Какими близкими по значению словами его можно заменить?
  4. Как вы понимаете значение слова СУЕТА?
  5. Найдите в предложении №1 слова, в которых звуков больше, чем букв, букв больше, чем звуков.
  6. В каких словах буква Г обозначает звук В? (№1) Звук К (№4)? Звук Г (№7,8)?
  1. Выполните синтаксический разбор предложения №5.
  2. Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №7
  3. Найдите в тексте восклицательное предложение, побудительные предложения
  4. В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?
  1. Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
  2. Найдите в предложениях
  • №2,3 - глаголы с Ь после шипящих
  • №8 – слова с приставками, которые не изменяются на письме
  • №5 - слова с проверяемой безударной гласной в корне, слова с непроверяемой гласной в корне №7 – слова с непроизносимой согласной в корне слова
Работа с текстом.

Какого известного русского художника по праву называют певцом русского леса?

Иван Иванович Шишкин – певец русского леса, великий художник. И.И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Живописец раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие.

Его большие полотна рассказывали о жизни рощ, дубрав, полей, сосен. Художник безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, обнажённые корни, валуны, пятна солнечного света.

И.Шишкин половину своей долгой и трудолюбивой жизни провёл в любимом сосновом лесу.

Работа в парах.

Разгадайте ребусы. Подсказка: слова, зашифрованные в ребусах, являются названиями картин И.Шишкина.

Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и напишите небольшой рассказ по ней или составьте несколько предложений по картине.

О каких фразеологизмах напомнили вам картины Шишкина?

Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.

Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.

Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения.

С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало. О случайном подборе, составе людей.

Проверочная работа.

Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания.

Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.

Итоги урока. Домашнее задание.

Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

На память об уроке у вас останутся фигурки - ёлочки и солнышки со стихотворением о природе, которое написала ученица 7 класса Жукова Светлана. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Голубые речки,
Светлые полянки.
Местная плотина -
Города краса.
На полях цветут ромашки,
Незабудки - у ручья.
Колодец у тропинки,
В нём чистая вода.
А в тенистом парке
Есть заросший пруд.
Хорошо тут летом
Соловьи поют!

Желающие могут написать своё стихотворение о природе.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Синтаксический разбор двусоставного предложения §1. Предложения. Состав простого предложения

Вспомним, что предложение – это основная единица языка.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью. т.е. представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения. Предложение имеет грамматическую основу. состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Например: Идет снег. – в предложении есть и подлежащее и сказуемое.

А в предложении Вечереет. – есть только один главный член.

По строению грамматической основы простые предложения делятся на:

· односоставные (один главный член)

· двусоставные (два главных члена)

Кроме того, в предложении могут быть и второстепенные члены. По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на дополнение. определение и обстоятельство.

Все эти характеристики будут интересовать нас с точки зрения синтаксического разбора предложения. Вспомним, что в учебниках и сборниках упражнений предложения, рекомендуемые для синтаксического разбора, отмечаются цифрой 4.

§2. Классификация предложений

Итак, по цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – простые предложения делятся на повествовательные. вопросительные и побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте. В устной речи в повествовательном предложении голос повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Например: Снег в этом году быстро сошел.

Вопросительные предложения выражают вопрос. Вопрос часто бывает заключен в вопросительных местоимениях, наречиях, частицах. Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией, т.е. с повышением голоса на вопросительном слове и к концу предложения.

Например: Как вы относитесь к его новой идее?

В побудительных предложениях выражаются различные побуждения к действию – приказ, просьба, призыв, совет и другие. В побудительные предложения нередко включаются обращения. В побудительных предложениях сказуемые выражаются глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряженно.

Например: Ребята, подготовьтесь к контрольной работе.

Простые предложения по интонации делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательные предложения выражают эмоции, чувства говорящего, пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания.

Например: Как чудесно весной в саду!

Поскольку сейчас мы говорим о синтаксическом разборе простого двусоставного предложения, это необходимо отражать в характеристике предложения. Параллельно вспомним, что простое предложение имеет только одну грамматическую основу, а в двусоставном предложении присутствуют оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое.

§3. Виды предложений

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные. Нераспространенные предложения в своем составе имеют только главные члены, например:

Распространенные предложения кроме грамматической основы имеют еще и второстепенные члены, например:

По наличию или отсутствию членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения налицо и в которых присутствует смысловая полнота.

Например: На востоке уже зарождался день.

или: Постепенно темнело.

В неполных простых предложениях пропущен какой-либо член – главный или второстепенный. Но пропущенный член легко восстанавливается из контекста. Но не нужно путать неполные предложения с односоставными. смысл которых не изменяется и без контекста. Об односоставных предложениях речь пойдет на других уроках, а сейчас рассмотрим пример неполного предложения: Утром мама идет на работу, а я – в школу.

Кроме того, предложения могут быть осложнены однородными членами (главными или второстепенными), обращениями. обособленными членами. Например: Пахнет печеным хлебом. вкусным дымком березовым и блинами.

§4. Графическое выделение членов предложения

Также при выполнении синтаксического разбора предложения необходимо помнить о графическом выделении членов предложения. подчеркивании.

Подлежащее подчеркиваем одной чертой,

определение – волнистой линией,

обстоятельство – пунктиром с точкой.

Итак, обобщим информацию и разберем предложение.

§5. Порядок синтаксического разбора простого двусоставного предложения

Повторим порядок разбора простого двусоставного предложения:

Для начала необходимо найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

Затем, назвать тип предложения : по цели высказывания (повествовательное, побудительное или вопросительное); по интонации (восклицательное или невосклицательное);

После этого рассказать о строении предложения (пока мы говорим только о двусоставных): нераспространенное или распространенное; полное или неполное; осложненное или не осложненное.

Далее разобрать предложение по членам, указать, чем они выражены (причем, сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).

В завершение, объяснить расстановку знаков препинания.

§6. Пример синтаксического разбора предложения

Потренируемся на конкретном примере: А затем она увидела ленточку реки.

Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, не осложненное.

Грамматическая основа – она увидела. Она – подлежащее, выражено личным местоимением 3 лица. Увидела – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к сказуемому (входят в состав сказуемого, подчинены сказуемому, распространяют сказуемое). Увидела что? – ленточку реки – прямое дополнение, выражено словосочетанием. Увидела когда? – затем – обстоятельство времени, выражено наречием.

1. Тростенцова Л.А. Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение.

2. Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М. Дрофа.

3. Гольдин З.Д. Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000

4. Тростенцова Г.А. Запорожец А.И. Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

5. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

6. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012

7. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012

8. Нефедова Е.А. Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997

9. Гольдин З.Д. Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000

Решать тестовые задания могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Синтаксический разбор предложения (5 класс) - презентация по Русскому языку

Презентация Синтаксический разбор предложения (5 класс)

Обучение синтаксическому разбору предложения поможет учащимся отработать грамотное написание текста и правильную расстановку знаков препинания. Данная презентация предлагает современный подход к изучению темы синтаксического разбора – организацию активной учебно-познавательной деятельности на уроке и закрепления полученных знаний с использованием ряда визуальных приемов.

В состав показа вошли 18 слайдов, на которых расположены наглядные материалы:

- Задания для актуализации полученных ранее знаний о предложениях,

- Повторение классификации предложений по разным признакам,

- Главные члены предложения – названия, вопросы, обозначения,

- Виды и отличительные особенности второстепенных членов,

- Порядок характеристики и синтаксического разбора предложения,

- Наборы заданий для отработки новой темы и на дом,

- Странички целей урока, оформления физминутки и рефлексии.

Кадры имеют единое оформление и дополнены яркими иллюстрациями, повышающими уровень мотивации и эффективность восприятия информации.

Пособие создано для проведения планового урока и индивидуальной работы с учениками младшей школы.