Руководства, Инструкции, Бланки

Пунктуационный Разбор Предложения Письменно Образец 5 Класс img-1

Пунктуационный Разбор Предложения Письменно Образец 5 Класс

Рейтинг: 4.3/5.0 (1787 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Синтаксический и пунктуационный разборы предложения

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 5-6 классы

Далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом пользоваться. Овладеть логикой применения того или иного теоретического материала всем без исключения учащимся помогают лингвистические алгоритмы.

Данный подход позволяет создать благоприятные условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и дает возможность получить достойное образование всем ученикам класса.

Ниже приводится образец алгоритма, помогающего анализировать и закреплять или систематизировать и обобщать новый учебный материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5-6 классах.

Скачать:

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

* Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В. Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами" конспект урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».Урок – практикум.Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому и пунктуационному разбору, нахо.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 6-7 классы

В 6(7) классе учащиеся знакомятся с новыми теоретическими понятиями «причастный оборот», «деепричастный оборот». В связи с этим при синтаксическом и пунктуационном разборах предложений у учеников возн.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 7-8 классы

В 7(8) классах учащиеся знакомятся с новым теоретическим понятием "односоставное предложение". В связи с этим схема разбора простого предложения претерпевает изменения. На первых порах школьники с тру.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 8-9 классы

В 8-9 классах учащиеся традиционно изучают такие разделы русского языка, как "Синтаксис" и "Пунктуация". Благодаря использованию на уроках алгоритма "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Готовимся к ГИА по русскому языку. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 9 класс

Систематизация и обобщение теоретического материала по русскому языку - важный шаг к успеху на ГИА в 9 классе. Организация самостоятельной работы учащихся, направленной на повторение основных теоретич.

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА".

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями.

Другие статьи

Пунктуационный разбор предложения письменно образец 5 класс

Русский язык
5 класс (ч.1)
§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения Порядок пунктуационного разбора
  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец пунктуационного разбора

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там. (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между определениями мшистым, топким ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

Письменный разбор

230. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.
  1. Ветер осенний в леса подымается,
    Шумно по чащам идёт,
    Мёртвые листья срывает и весело
    В бешеной пляске несёт.
  2. Зимние вьюги — предтечи* весенние.

231. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце показалось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны

Как делать пунктуационный разбор

Как делать пунктуационный разбор

Определите, какие виды знаков препинания встречаются в анализируемом предложении. Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо однородных членов. Знаки конца предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с запятой составляют группу отделяющих знаков.

Начинайте пунктуационный разбор с объяснения выбора знака препинания в конце предложения. Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит законченное сообщение, то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.

Установите, какая синтаксическая конструкция анализируется, простая или сложная. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения.

Определите, какую функцию выполняют знаки, встречающиеся внутри простого предложения или каждой синтаксической единицы в составе сложного. Для этого выясните, какие конструкции используются автором для передачи дополнительных смысловых оттенков. Таким образом объясните выбор выделяющих знаков (для обособленных членов предложения) и отделяющих (например, для рядов однородных членов).

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 7)

Схема пунктуационного разбора предложения

1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образцы пунктуационного разбора предложения

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун. 1 [который. 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).

1. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения

2. который (=бегун) привязывает

3. не бегать (главный член односоставного безличного предложения)

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение

Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное

Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.

Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).

1. Я слышал – грамматическая основа главного предложения

2. Гайдар чистил и ругал

3. ручка отвалилась

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

Я слышал – главное предложение

Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное

За что именно ругал? Ч то у того отвалилась ручка – второе придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом

Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения

2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).

4. он не в силах отнять

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)

1. пари заключается – грамматическая основа главного предложения

2. повелитель останется

3. вы должны исполнить

5. он не останется

Объяснение знаков препинания

1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:

Пари заключается в том – главное предложение

Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/

При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное

При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное

Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное

Исполнить что? То, /что я вам скажу / - четвертое придаточное

Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное

Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ - в обоих случаях смысл теряется)

3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного

3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

В составе сложного предложения нет осложненных простых.

Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:

- если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:

Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;

- если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):

Учтите и что он сказал, и как он это сделал;

- если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова: Он ушёл и не сказал куда.

Пунктуационный разбор предложения образец 5 класс ладыженская - Доступ открыт

Пунктуационный разбор предложения образец 5 класс ладыженская

Планируемые образовательные результаты: Предметные образовательные. обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»; знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения; формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения; наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами. Метапредметные. формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию; формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками; формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа. Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности; поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову. Словарь урока: синтаксический и пунктуационный разбор. Ресурсы урока. учебник — «Русский язык. Организационная структура урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент -Здравствуйте, уважаемые гости! Добро пожаловать на урок русского языка. Слайд 1 Самоконтроль готовности к уроку учебники, тетради, письменные принадлежностимобилизация внимания. Мотивация к учебной деятельности - Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает! Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое — то карточку красного цвета. Ученики наблюдают природу за окном. Работают с сигнальными карточками. Слушают учителя, вступают в диалог. Актуализация знаний Проверка домашнего задания: Упр. Какими частями речи они выражены? » - А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь — не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе. Дополнение — это… Определение — это… Обстоятельство — это… Подлежащее — это… Сказуемое — это… Обращение — это… Читают выразительно текст. Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самоконтроль и коррекция Формулируют правила, обосновывают свой ответ. Слайд 2 Работа в парах. Расположите их так, чтобы получилось предложение. Слайд 3 - Вспомните, что такое синтаксис, пунктуация? Проверь себя по рабочему листу. Цели урока: 1 познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; 2 научиться выполнять разборы; 3 уметь различать разборы; 4 повторить изученные орфограммы. Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре. Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Выстраивают цели урока и сверяют с образцом; корректируют тему и цели урока. Открытие нового знания - Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении. Слайд 4 -Какие виды предложений по эмоциональной окраске вы знаете? Слайд 5 - На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? Слайд6 -Чем может быть осложнено простое предложение? Слайд 7 Словарная работа: Слайд 4-7 повествовательное вопросительное побудительное восклицательное невосклицательное распространённое нераспространённое. Обсуждение и вывод - Сверим выводы с материалами учебника на стр. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Поздней осенью птицы улетают на юг. Слайд 8 - Р ебята, вы устали? Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5. На счёт «5» — вы откроете. Окружающий вас мир — большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Почему выделительные знаки так называются? Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Формирование навыка выполнения синтаксического разбора простого предложения, составления схем, построения логических рассуждений. Ученики осваивают навыки релаксации Построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Включение нового знания в систему знаний Упр. Работа с толковым словарём: предтечи. Работа с текстом Рабочий лист - Прочитайте выразительно текст. Групповая работа - Внимательно рассмотрите разборы. Определите, где синтаксический, а где пунктуационный разбор. Поставьте «+», если вы справились с заданием. Поставьте « - », если вы не справились с заданием. », если вы затруднялись. Формирование навыка выполнения пунктуационного и синтаксического разбора простого предложения. Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом. Построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Ученики совершенствуют навыки групповой работы и работы в паре. Рефлексия и оценивание -Удалось ли вам достигнуть целей урока? Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом. Оценки А нализ собственной учебной деятельности и самооценки. Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения. Пунктуация — это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. На пустынном полустанке мы выходим на перрон. Распрощался на стоянке с пассажирами вагон. Мы идём за ним по шпалам и сворачиваем в лес. Работа с текстом - Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. На стройных ножках стоят подб. Издали видны красные шляпки подосиновиков. Рыжики растут на полянках между мол. У ровн и оценивания своих знаний и умений 1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. Материалы для групповой работы Наступила золотая осень. Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое. В прибрежных камышах зашевелились утки и гуси. Материалы для работы в парах Узкая дорожка привела нас к речке. Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое. Вы любите осеннюю природу? Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое. Автор Дата добавления 01. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Образцовый налогоплательщик» в рамках Церемонии официального общественного признания «Элита национальной экономики». Вручение данной премии дает нам право размещать логотип «Национальный знак качества» на выдаваемых нами документах и наградных материалах для учителей. Участвуйте в вебинарах проекта «Инфоурок» и получайте ещё более весомые свидетельства:.

Написать комментарий

Персональный сайт - Пунктуационный разбор предложения

1) Пронумеровать знаки препинания.

2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 ( которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

- 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

- 7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

- 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

- 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

- 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Как сделать пунктуационный разбор предложения правильно?

Пунктуационный разбор

Как делать пунктуационный разбор предложения, чтобы раз и навсегда застраховать себя от нелепых ошибок во время письма? Если вы раз и навсегда запомните простые правила русского языка, можете не волноваться за свою репутацию грамотного переписчика. Как делать пунктуационный разбор, дети учат в пятом-шестом классе, но со временем уроки забываются и приходится восстанавливать знания.

Что такое пунктуационный разбор предложения?

На самом деле, ответ на данный вопрос кроется в самом названии термина. Это разделение предложения на определенные сегменты, которые отделены друг от друга знаками препинания, а также выяснение, какие именно знаки препинания подходят в том или ином случае. Это подробный анализ всех знаков расставленных знаков препинания в отдельном предложении.

Правильно выполнить пунктуационный разбор предложения значит не только грамотно расставить знаки препинания, но также объяснить, почему этот знак стоит именно здесь. Чтобы не запутаться и сделать все по порядку, необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

Схема действий

Пунктуационный разбор предложения делается по следующей схеме:

  1. Сперва определяется количество грамматических основ, присутствующих в предложении. Грамматической основой называется подлежащее и сказуемое. Если конструкция простого типа (с одной грамматической основой), следует внимательно посмотреть, какой частью речи выражено сказуемое или подлежащее. Зачастую именно от этого может зависеть расстановка знаков препинания. Так, если подлежащее и сказуемое выражены существительными, между ними будет стоять тире.
    Например: «Кофе – это напиток».
  2. Если конструкция сложная и состоит из двух грамматических основ, необходимо проследить, каким образом они связаны между собой. Связь может быть союзной и бессоюзной. Она определяет главную и придаточные части.
    Например: «Мальчик вышел погулять, потому что на улице хорошая погода» — союзная связь (союз «потому что»), первая часть главная, вторая – второстепенная.
    И наоборот: «На улице стояла хорошая погода, поэтому мальчик пошел гулять» — предложения соединены союзом «поэтому», но главная и второстепенная части поменялись ролями.
  3. Также при пунктуационном разборе предложения необходимо объяснить, почему в конце стоит тот или иной знак (точка, вопрос, восклицательный знак, троеточие). Для этого следует определить характер по цели высказывания.
    Предложения по цели высказывания могут быть повествовательными, восклицательными и вопросительными.
  4. В итоге необходимо указать, сколько простых предложений находится в составе сложного (если вы разбираете такой вариант), а также выполнить графическую схему разбираемой текстовой конструкции.

Как сделать пунктуационный разбор предложения знает каждый школьник, но по мере взросления поступающая информация порой вытесняет такие элементарные знания, и мы забываем о самых простых вещах. Чтобы восстановить былой опыт, попробуйте сделать пунктуационный разбор на различных примерах текста. Таким образом вы сможете всегда быть уверенным в своей безупречной грамотности.

div > .uk-panel'>" data-uk-grid-margin>

Поделиться с друзьями

Пунктуационный разбор - Русский язык без проблем

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 7)

Схема пунктуационного разбора предложения

  1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образцы пунктуационного разбора предложения

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 1 [который, 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).

  1. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения
  2. который (=бегун) привязывает
  3. не бегать (главный член односоставного безличного предложения)

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение

Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное

Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.

Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).

  1. Я слышал – грамматическая основа главного предложения
  2. Гайдар чистил и ругал
  3. ручка отвалилась

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

Я слышал – главное предложение

Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное

За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом

Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

  1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
  2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
  3. очки спадают
  4. он не в силах отнять

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)

  1. пари заключается – грамматическая основа главного предложения
  2. повелитель останется
  3. вы должны исполнить
  4. я скажу
  5. он не останется
  6. я исполню
  7. вы дадите

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:

Пари заключается в том – главное предложение

Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/

При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное

При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное

Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное

Исполнить что? То, /что я вам скажу / — четвертое придаточное

Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное

Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное

1 — запятая отделяет придаточное от главного;

2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ — в обоих случаях смысл теряется)

3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

В составе сложного предложения нет осложненных простых.

Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:

— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:

Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;

— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):

Учтите и что он сказал, и как он это сделал;

— если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:

Он ушёл и не сказал куда.