Руководства, Инструкции, Бланки

Индивидуальный Образовательный Маршрут Дошкольника По Фгос Образец img-1

Индивидуальный Образовательный Маршрут Дошкольника По Фгос Образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1777 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной. мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

  • определённые организационные формы обучения;
  • определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
  • содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

  • комплексную диагностику;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения. в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1 ):

  • общие сведения о ребёнке.
  • анамнестические данные
  • данные обследования специалистов
  • логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
    1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
    2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
    3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
  • изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
  • состояние игровой деятельности.
  • состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
  • состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
  • состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
  • особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
  • анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение № 2 )
  • заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).
  • основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

  • низкий уровень – 1 балл,
  • средний – 2 балла,
  • выше среднего – 3 балла,
  • высокий уровень – 4 балла.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3 ).

В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Ступенчатая диагностика.
  • Индивидуальный подбор педагогических технологий.
  • Систематический контроль и корректировка.
  • Наблюдение.
  • Пошаговая фиксация.

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка

  • повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
  • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
  • коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
  • направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачи определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

  • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
  • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
  • формирование элементов учебной деятельности;
  • формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4 ). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика. высокий уровень; положительная динамика. выше среднего уровень; относительно – положительная динамика. средний уровень; незначительная динамика. низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5 ).

Индивидуальная картасопровожденияразвития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

  1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
  2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
  3. Лаврова Г.Н. Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
  4. Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
  5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
  6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

Другие статьи

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

Примерные схемы ИОМ дошкольников 1 младшей группы

ФИО ребёнка: Миша

Группа: 1 младшая

Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - VII Студенческий научный форум

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников, логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.[2]

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Обеспечение в дошкольном учреждении реализации индивидуально-образовательных маршрутов воспитанников – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ребенка. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, что является педагогической поддержкой в коррекции речи конкретного ребенка.

Объект исследования: учебно-образовательный процесс воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут в познавательной деятельности воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Для выполнения данного исследования поставлена следующая цель:

раскрыть специфику и разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Изучить научную литературу по теме исследования;

Выявить специфику индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением речи;

Раскрыть методику разработки индивидуального образовательного маршрута.

Разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи.

Гипотеза исследования состоит в том, что, процесс коррекции ребенка с нарушением речи будет эффективен если:

-разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с учетом его диагностических данных;

-использовать различные методы и методики в исправлении ОНР.

Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.[5]

В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения.

В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». (А. С. Макаренко). Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.[2]

Некоторые педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.

Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.

Исследователи рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, М. Б. Утепов и др.), программу деятельности (С. В. Маркова), персональную траекторию освоения содержания образования (Е. А. Александрова, М. Г. Остренко) или содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий (С. А. Вдовина, А. С. Гаязов, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская), модель образовательного пространства (И. А. Галацкова, М. И. Лукьянова).

В результате разнообразия подходов к формулировке понятия возникает и множественность подходов к классификации индивидуальных образовательных маршрутов. Е. А. Александрова, синонимируя понятия индивидуальной образовательной траектории и маршрута, определяет воспитательные (личностно- и социально-ориентированные) и учебные (знаниево-, творчески- и практико-ориентированные) маршруты [2]. С. В. Воробьева, дифференцируя ИОМ, выделяет дифференцирующие факторы (внешние, внутренние и субъектный опыт), позволяющие говорить о типах и видах образовательных маршрутов [6]: типы – исходя из образовательной ступени (начального, основного и среднего общего образования), виды – исходя из области дифференциации (ФГОС, уровень психического развития, способности и т. д.). А. П. Тряпицына, классифицируя виды образовательных программ -образовательных маршрутов, возрастной критерий считает основным. В зависимости от ступени автор рассматривает базовое, компенсирующее, расширенное, интенсивное, индивидуальное, углубленное, гимназическое или лицейское обучение [4]. В исследовании И. А. Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута воспитанников [7]: с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении, с опережающими темпами развития; с ослабленным здоровьем; для одаренных детей со специальными способностями. А. С. Гаязов дифференцирует маршруты в соответствие с основной линией (в терминах автора) – линией роста, знаний, профессионального самоопределения [1], выделяя ИОМ адаптивного типа (для подготовки к современной социоэкономической и культурной ситуации); развивающей направленности (возможностей, способностей, творческого потенциала); созидательной направленности (целенаправленное использование особенностей и возможностей преобразования, построение себя). В целом, определяя различные дифференцирующие факторы, авторы не обосновывают причину выбора данных оснований. При этом процесс личностного развития нередко выступает в качестве вторичного фактора, а воспитание каких-либо личностных характеристик практически не рассматривается исследователями: воспитанник – мотивированный субъект деятельности, желающий получать знания, выполнять шаги по реализации ИОМ, достигать поставленные цели. Так, И. А. Галацкова подчеркивает, что дифференциация воспитанников на группы, соответствующие виду маршрута, не отражает строго психологических критериев классификации и нужна для помощи педагогу в выборе оптимальных форм и методов взаимодействия в ходе учебной деятельности [7]. Действительно, педагогу необходим подход к классификации, но с обоснованием выбора и учетом реальных условий.

Индивидуальный образовательный маршрут, как результат продуктивной деятельности ребенка с учётом личностно-ориентированной составляющей, осуществляемый при поддержке педагога, создающего для этого определённые условия.[5]

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут- это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Отсюда вытекает основная задача специалиста - предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и помочь ей сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

-особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-профессионализмом педагогического коллектива;

-возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников;

-возможностями материально-технической базы учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника может включать следующие составляющие:

-обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);

-перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;

-перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;

-перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;

-результаты психолого-педагогического мониторинга;

-необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.

При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л.С.Выготский), но и «горизонты развития»(Н.Н.Поддьяков), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и, как это ни парадоксально, недостижимой цели. Индивидуальная траектория развития каждого ребенка проектируется по принципу эпигенетического ландшафта(термин Ж.Пиаже), когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».

В многочисленных книгах и статьях о работе с детьми с особыми образовательными потребностями много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему - программу, или индивидуальный образовательный маршрут. [7]

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

-создать благоприятные условия для общего развития ребенка, в том числе путем удовлетворения потребности в самообразовании и получении дошкольного образования;

-работать над формированием умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

-развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;

-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;

-корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики;

-способствовать формированию у воспитанников положительную оценку себя и своих способностей;

-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения[3]

Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута:

-содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

-деятельностное (специальные педагогические технологии);

-процессуальное (организационный аспект).

Определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.[3]

Структура индивидуального образовательного маршрута

Включает следующие компоненты:

-целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

-содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

-организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Достигается это путем:

-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).[3]

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках дошкольников, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Таким образом, индивидуальные образовательные маршруты- это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дошкольного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

При составлении индивидуального образовательного маршрута, педагог должен ставить перед собой конкретные задачи, выбрать определенную структуру образовательного маршрута с учетом определенной специфики воспитанника, степени нарушения речи.

В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР(2-4) уровня, использовалась методика, предложенная Глуховым В. П. которая включает в себя шесть заданий, направленные на выявление:

- способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы; - способности детей составить предложение по трем картинкам; - возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; - возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов; -индивидуального уровня и особенности владения связной фразовой монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений; - полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе исследования данные подтверждают о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать логоритмику, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи связную речь в целом. На основе этих диагностических данных был разработан индивидуальный образовательный маршрут и применен на практике, представим в качестве примера фрагмент ИОМ Степана Л. В результате исследования связной речи Степан Л набрал 7 баллов.

В ходе диагностики которого были выявлены следующие проблемы.

-составление предложения по трем картинкам;

-пересказ рассказа был составлен по наводящим вопросам, связность изложения была нарушена;

-сочинение рассказа на основе личного опыта воспитанник не рассказал;

-рассказ-описание был составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображало многих его существенных свойств и признаков. Не отмечался какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.

Индивидуальный образовательный маршрут Степана Л (ФФНР, ДССТ ) на срок с 01.09.2014г по 17.10.2014г.

Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).Формирование полноценных представлений об окружающем мире

Дует через трубочку.

Показывает и называет геометрические фигуры.

Правильно катает мячик Су-джок. Мелкая моторика развита недостаточна(индив.р-та) Автоматизация звука [р],[с].

Считаем необходимым пояснить некоторые моменты реализации ИОМ Степана Л.

Со Степаном Л проводилась индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки». Большое внимание уделяла при работе со Степаном на составление рассказа по серии сюжетных картин, рассказа-описания, разучивала с ним пальчиковые гимнастики, игровые массажи, предлагала играть в дидактические и настольные игры по развитию связанной речи. Ребенок очень эмоциональный и подвижный, с трудом соглашался на проведение индивидуальной работы. По окончании исследования проводила диагностику по методике Лалаевой Р.И и выявила такой результат: Степан Л. набрал 10,5 баллов. Планируется проводить индивидуальные работы в течение учебного года.

Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, старательность, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа воспитанников, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности в рамках ИОМ.

Список используемых источников

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах — М. 1998, — 480 с.

Малофеев Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011 г./отв. ред. Е.И. Михайлова, д.п.н. редкол. А.А. Григорьева, д. п. н. и др.]. — Якутск: Офсет, 2011. — 276 с. — с. 31

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Аршинова И.Ю.

Никольская О.С. Баинская Е.Р. Либлинг М.М. Аутичный ребенок. — М. Теревинф, 2009, — С. 38—60.

Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательнаяпрограмма школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 211 с.

Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва: Вузовский учеб. 2012. - 390 с.

Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов.обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд. стер. - Москва: Академия, 2010. - 252 с.

Перейти к обсуждению работы

Пример составления индивидуального образовательного маршрута - МБ ДОУ «Детский сад № 252»

Дидактическая игра «Цифры заблудились»

Расставить цифры по порядку. Учить называть цифры по порядку в пределах первого десятка.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Учить называть числа предыдущее и последующее.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Дидактическая игра «Весёлый паровозик».

Учить образовывать последующее число путем прибавления числа 1.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Дидактическая игра «Поставь машину в гараж».

Закреплять навык образования последующего числа путём присчитывания 1.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Дидактическая игра « Почтальон».

Учить образовывать предыдущее число путём отсчитывания 1.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Дидактическая игра «Незнайка в школе»

Учить решать примеры на сложение и вычитание числа 1 в пределах 10.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Дидактическая игра «За грибами с ёжиком».

Учить присчитывать число 2.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Упражнение в счёте по 2 предмета в пределах 10.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание

Упражнение в обратном счёте предметов по2.

Ребёнок понял задание сразу, понадобилось повторное объяснение задания; выполнил задание быстро, выполнял долго;самостоятельно, с помощью воспитателя;старался, не старался; с интересом, без интереса;выполнил верно, допустил несколько незначительных ошибок, неверно; навык сформирован, не сформирован; повторить данное упражнение ещё раз, предложить задание с усложнением,предложить подобное задание