Руководства, Инструкции, Бланки

Профессиограмма Педагога Психолога Образец img-1

Профессиограмма Педагога Психолога Образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1779 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Профессиограмма педагога-психолога ДОУ

1.Название должности: педагог-психолог ДОУ

2.Организация: НОУ «ЮНЭК»

3. Квалификационные требования: На должность педагога-психолога ДОУ назначается специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы.
Знания, необходимые педагогу-психологу ДОУ:
- Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.
- Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики, психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.
- Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
Умения, необходимые педагогу-психологу ДОУ:
- Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).
- Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.
- Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.
- Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.).
- Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.
- Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека

4.Функциональные обязанности:
Основными задачами психологической службы в ДОУ является создание комфортных условий для естественного развития детей, укрепление психологического здоровья детей и сотрудников, развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-змоционального мира.
1.Проводит работу в ДОУ, направленную на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей.
2.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования, оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении личных, профессиональных и других конкретных проблем.
3.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа образовательной программы.
4.Совместно с воспитателем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.
5.Своевременно выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью определения их в учреждения по назначению.
6.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников.
7.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе.
8.Ведет работу по преемственным связям со школой, работает в тесном контакте со школьным психологом.
9.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.
10.Соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
11.Соблюдает правила внутреннего распорядка.
12.Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.
13. Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.

5. Критерии успешности:
- успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;
- своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей;
- открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные;
- общий психологический комфорт в коллективе;
- составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.

6. Условия работы:
Психолог-педагог ДОУ в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными фактами:

6.1.1. контакт со специфическими детскими заболеваниями
6.1.2 работа в группах и на улице во время прогулок

6.2.1 высокая вовлеченность и сосредоточенность
6.2.2 физическая нагрузка
6.2.3 высокая эмоциональная нагрузка

6.3.1 ответственность за жизнь и здоровье детей
6.3.2 профессиональное выгорание


тип коммуникации
Педагогическая и психологическая

уровень руководства
Пихолог-педагог является специалистом, и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через консультации.

В соответствии с должностными обязанностями зам. начальника ОКУ должен обладать следующими качествами:
Педагогическое мышление.
Педагогическая рефлексия.
Педагогическая наблюдательность.
Педагогическая эрудиция.

Когнитивные качества
модальности:
зрительная – 4
слуховая – 4
тактильная – 4
обоняние – 2
вкус – 3

Внимание
устойчивость – 4
концентрация – 4
переключение – 5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей)
распределение – 4
произвольное – 4

Память
вербально-логическая – 4
наглядно-образная – 4
долговременная – 4
оперативная – 4
кратковременная – 5

Мышление
вербальное – 5 (работа предполагает вербальные контакты)
образное – 5
продуктивное – 3
репродуктивное – 4

Личностные характеристики
Внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка.
Педагогический оптимизм (подход к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в резервы личности).
Эмпатия.
Стремление к саморазвитию
стремление к познанию себя и других
широта интересов и независимость взглядов
способность эмоционально притягивать к себе людей
повышенное чувство ответственности за свои слова и действия
осознание границ своей компетентности
общая эрудиция
гибкость
работоспособность
стрессоустойчивость
эмоциональная уравновешенность
порядочность
честность
морально-нравственная чистоплотность.

Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.

Составила психолог Костина С.В.

Другие статьи

Поисковая профессиография

Поисковая профессиография

Вдогонку материалу о выборе профессии хотел бы ещё предложить вашему вниманию уникальную программу "Профессиография", которая как раз и помогает с выбором профессии, с изучением предмета труда и специфики той или иной деятельности.

Программа далеко не новая, она разработана специалистами Федеральной службы занятости России еще в 1996 году. Основная задача программы – это построение профессиограмм. Что такое профессиограмма? – можете спросить вы. Ну, это примерно так же, как тестирование личности – по определенным критериям выводится заключение, – только в данном случае исследованию и заключению подвергается та или иная профессия.

В понимании профессии человек, как правило, не идет дальше названия профессии и основной ее функции. Журналист пишет статьи. Диктор диктует. Милиционер ловит. Пчеловод разводит. Моряк плавает. А кого разводит и куда плавает, – мысль уже не заруливает. Разводит – и все тут. Кроликов.

Так что вы можете очень удивиться, обнаружив, что та или иная профессия подлежит подробному описанию, примерно на страницу текста, а то и больше. Дальше я приведу вам наглядный пример описания профессиограммы школьного психолога. Ну а вы уже, если скачаете эту программу, можете познакомиться со всеми остальными 114 профессиограммами – начиная от вышивальщицы на вышивальных машинках и полуавтоматах и заканчивая программистом или даже экологом.

Информационно-поисковая система Профессиография

Программа Профессиография работает в операционной системе Windows. Так как в 1996 году Windows XP не было в помине, то предполагаю, что программа будет уверенно и без проблем работать в Windows 95 и Windows 98. Совершенно точно работает в Windows 2000 (проверил лично), никаких проблем в работе, ошибок, окон предупреждения и всяких других досад я не обнаружил. На вид программа не очень казистая, но свое дело она делает, а больше нам ничего и не нужно.

После инсталляции программа выводит сплошным списком листинг из 114 профессий (это видно на скриншоте выше): вы можете выбрать любую из них и посмотреть на составленную профессиограмму данной профессии. Подробное знакомство с профессией состоит из трех выборов: это профессиограмма (характеристика профессии), профессиокарта (содержание труда) и аннотация (это краткое описание сути профессии).

Посмотрим это на примере школьного психолога, который есть в списке профессиограмм.

ПРОФЕССИОГРАММА: ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

1. Общая характеристика профессии

Работа в системах "человек-человек" (обслуживание людей и групп) и "человек-знак" (использование разнообразной литературы, обработка результатов обследований, подготовка заключений). Определяет готовность детей к школе, проводит их обследование при приеме в 1 класс. По результатам обследования совместно с учителем разрабатывает программы индивидуальной работы с детьми, дает конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в подготовке к школе.

По запросам педагогов, родителей или самих учащихся – проводит исследование интересов, способностей, склонностей детей.

Разрабатывает и участвует в реализации развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности школьников и задачи их развития на конкретном возрастном этапе.

Проводит групповые и индивидуальные консультации учащихся по вопросам обучения, личностного развития, профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Орудия и средства труда

Использует компьютер, диагностические и развивающие методики.

Многочисленные контакты со школьниками, учителями, родителями, администрацией школы.

Пути получения профессии

Факультеты психологии университетов, психологические отделения педагогических институтов, курсы по переподготовке специалистов с высшим педагогическим образованием.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Эмоционально-волевая устойчивость, развитое словесно-логическое мышление, толерантность к многочисленным контактам.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, имеющим: нервно-психическими заболеваниями (неврозы и др.); значительное снижение остроты слуха; ярко выраженные дефекты речи.

Описания немного суховаты и, я бы сказал, скучноваты, но это явные издержки профессионального подхода при создании программы. Впрочем, веселит и воодушевляет нас только реклама, здесь же никто ничего не рекламирует, показывается суть профессий, сформулированная четко и ясно, без всяких двусмысленных толкований.

Осуществляет наблюдение за обучением и развитием школьников. Определяет причины и разрабатывает индивидуальные программы коррекции неуспеваемости, нарушений общения со взрослыми и сверстниками. Консультирует учащихся по вопросам личностного развития, профессионального самоопределения, взаимоотношений.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать теорию психологии и современные психологические методики, основы дидактики, педагогики, методики преподавания и дефектологии, нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.

При желании результат профессиограммы можно распечатать на принтере (если таковой имеется), так что если вы надумаете распечатать все 114 профессий, то у вас получится целая книжка по самым разным профессиям с подробными их описаниями.

Для удобства в программе используется целый ряд фильтров, которые облегчают выбор тех или иных профессий по определенным критериям. Например: человек-человек. Или человек-техника. Всего есть пять разных фильтров. Здесь, я думаю, все ясно и понятно: фильтр делает выборку профессий на основе заданного вами критерия, и если это будет критерий "человек-человек", то в списке окажутся профессии бармена, гувернера, коммерческого агента, менеджера, массажиста и так далее.

Фильтр по предмету труда

А есть еще и отраслевой фильтр. То есть можно выбирать профессии, относящиеся к государственной службе. Или к здравоохранению. Или к жилищно-коммунальной сфере. Есть еще промышленность, образование, воспитание, наука, бизнес, сельское хозяйство и некоторые другие. Удобно. К тому же вы можете создавать новые отраслевые описания, если вам чего-то не хватает.

Фильтр по отрасли

Изюминка программы – это возможность добавлять свои профессиограммы. Например, в списке профессий нет психотерапевта. Нет логиста. Нет адвоката. И многих других профессий. Так что при желании вы можете составлять свои собственные профессиограммы, пополняя базу данных коллекции профессий. Можно также пользоваться уже готовыми профессиограммами, которые сейчас можно найти в сети.

Для примера – две дополнительные профессиограммы: учитель-дефектолог и психолог .

Программа бесплатная: во всяком случае, никаких упоминаний о ее стоимости я не нашел. У меня вот стоит совершенно даром, пользуюсь с удовольствием, и подумываю, чтобы составить десяток другой собственных профессиограмм. Немного повеселее и поувлекательнее.

Желаю удачного выбора профессии!

Профессиограмма педагога психолога

Профессия у человека обычно одна, так как она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, искать новые сферы приложения своих возможностей. В профессии человек стремится реализовать все лучшее, что у него есть. Настоящий профессионал утверждает самого себя как состоявшуюся личность и индивидуальность.

Профессия психолог появилась в XX в. Процесс формирования профессии психолога неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Постепенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов. Профессия психолога становится необходимой только тогда, когда в его знаниях появляется потребность. В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной.

Активно развиваются и другие направления: экономическая, юридиче­ская, спортивная, военная и др. Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической деятельности. Выбор профессии психолога предполагает ярко выраженную ориентацию на человека с его проблемами, помощь в их решении.

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно психология связана чрезвычайно многообразными узлами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале 19 века), то опять усиливалась (как в середине 20 века).

Свой вклад в развитие психологии внесли многие люди.

В Античный период.

Платон (428 – 348 г. до н.э.). Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма.Ученик Сократа. Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений. Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. В своих учениях он ориентировался на математику. Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий.

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. В своих учениях он ориентировался на биологию.Душа

Это целесообразно работающая органическая система.

Неотъемлемое начало органической жизни, но не материального мира в целом.

Способ организации материального тела.

Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел. Выделил четыре функции души:

Питательная, вегетативная – растительный мир.

Сенсомоторная – животный мир

Сенсомоторная – животный мир

Разумная – человеческий мир, человек.

Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект. Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью. Учился у Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении. Колебался между материализмом и идеализмом; идеи:

внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них;

источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум»;

ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек.

«ум», разум, отличает человека от животного.

Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность.

Демокрит (460 – 370 г. до н. э.). Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других.

Он отвергал бессмертие души. Один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

Период феодального строя.

Ибм – Сине (980 – 1037). Поддержка учения о психофизиологических функциях.

Выделил две психологии:

В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель “Канона”. Продвигал идею о независимости психики от мозга.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Период учения XVII - XVIII века.

Френсис Бэкон (1561 – 1626). Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту. Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.

Декарт (1596 – 1650). Определил новые понятия:

тело – автомат – система, организованная по законам механики.

душа – упорядочивание автомата – системы.

Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления.

Чарлз Белл (1774 – 1842). Создатель проекта «Новая анатомия мозга». Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

Э.Г. Вебер (1795 – 1878). Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920). Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу.

Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905). Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы. Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат изиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

З. Фрейд был создателем психоанализа. Он начал свои исследования как физиолог и врач - невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. Особую роль он отводил бессознательному ядру психологической жизни. Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение больного и здорового человека бессознательными психологическими силами.

Этические принципы и правила работы практического психолога образования Об утверждении Положения о службе практической психологии образования и статуса практического психолога России.

Вестник образования, №7, 1995.

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.

11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Педагог – психолог должен быть рассудительным, проницательным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. Он должен иметь высокие умственные способности, должен любить работу с людьми, радоваться социальному признанию ( одобрению), великодушным к людям, хорошо запоминать имена, любезен, тактичен, дипломатичен в общении, совестливый, добросовестный, с чувством долга и ответственности, энергичный, должен уметь подчинять себе людей, уметь быстро решать практические вопросы. Педагог – психолог должен быть эмоциональгн устойчив, выдержан, спокоен, устойчив к стрессу, должен уметь реальн взвешивать обстановку. Он не должен давать клиентам таких обещаний, которые не может выполнить. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях которых обследует.

К средствам труда педагога - психолога относя приборы, компьютерную технику, знаковые средства, системы правил логического мышления, моральной и этической оценки. Для нормальной работы психологу необходим отдельный кабинет и помещение для групповых занятий с клиентами. Кабинет оборудуется автоматизированным рабочим местом психолога, включающим как минимум – компьютер с программным обеспечением, аудио- и видеоаппаратуру, фонд психодиагностических методик, телефон доверия, закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера. Кабинет педагога – психолога должен содержать в себе мягкий ковер, мягкий диван, стол, 2 – 3 стула(школьных стандартов),1 – 2 подушки неправильной формы, либо мягкие плоские игрушки (черепахи, змейки и пр.), СР проигрыватель, магнитофон, компакт- диски, либо кассеты с разнородными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности, оптимальный материал ( набор методик и тестов ), технический материал ( цветная бумага, ножницы, карандаши, краски, бумага для рисования и т. п. ), вспомогательный материал ( геометрические формы, мозаики, конструкторы, маски оппозиционных героев (заяц – волк, царевна – Баба-Яга ), яркие игрушки соответственно половых различий ( кукла, машина ), детские книги, журналы, книги-раскраски и т. д. ), анкетные бланки, опросники, вспомогательная литература с информацией о смежных специальностях ( психоневролог, психиатр, логопед ) и специализированных детских учреждениях ( центры, консультации, больницы, поликлиники ). Также в кабинете должен находиться рабочий стол, сейфовый шкаф, компьютерный комплекс, писчая бумага, средства для обеспечения компьютера, нормативная и специальная документация. Литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.

Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 часов не может превышать 6 часов. При пятидневной рабочей недели она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени. Время начала и окончания ежедневной работы определяются правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установления индивидуального графика работы.

Также педагог-психолог должен обладать педагогическими умениями – обучать других умение помогать людям, прикладным умением и навыкам, повседневным жизненным навыкам, умению воздействовать на подопечного, либо группу средствами педагогической техники, уметь доступно, логично, образно, выразительно излагать материал.

Педагог – психолог имеет статус независимого эксперта – консультанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.

Педагог – психолог должен знать: Закон РФ « Об образовании », Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.

В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессиональной подготовке педагогов-психологов:

- непрерывное пятилетнее специализированное (специализация в какой-либо сфере психологии с начала обучения)

- непрерывное пятилетнее общее (обучение начинается с общего психологического образования)

- прерывающееся специализированное образование (первые 3 года – общее педагогическое образование, затем происходит прерывание, продолжить своё образование можно по другой специальности в другом учебном заведении)

Обучение по специальности «Педагогика и психология» даёт психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждений различного типа, может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающие, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительная и управленческая.

Оплата труда педагога-психолога разделяется на несколько разрядов: 7-8 разряд – высшее и среднее профессиональное образование, а также профессиональная переподготовка по практической психологии( без стажа работы); 9 разряд - работа с проективными методиками, составление характеристики ученика по результатам психодиагностики, консультирование учащихся их родителей и педагогов(стаж работы не менее 2-х лет);

10 разряд – составление комплексных психологических характеристик учащихся, проведение занятий по психологической саморегуляции детей и учителей, знание основ компьютерной грамотности( стаж – 2-5 лет);

11 разряд – составление программ для развития познавательных, процессов младших школьников, использование, обработка и интерпретация теста М. Люшера, разработка и реализация программы психологического наблюдения за детьми, работа в группе общения(стаж – более 5-и лет);

12 разряд – участие в конкурсе «Психолог года», составление программ по коррекции психических процессов, проведение социально- психологических тренингов, самостоятельная разработка технологий психологической работы с детьми и подростками(стаж – не менее 1-го года)

13 разряд – выполнение работ с группами детей и подростков, повышение свей профессиональной компетентности, руководство работой научно-практических семинаров психологов в регионе, проведение экспертиз профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов(стаж – не менее 2-х лет); 14 разряд – публикации по проблемам практической психологии, выполнение сложных видов психолого-педагогических услуг, разработка оригинальных моделей, методов, технологий и программ психологической работой в учебных учреждениях(стаж – не менее 3-х лет или наличие ученой степени).

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью, индивидуальностью. К принципам профессиональной этики психолога относят: принцип профессиональной компетентности, принцип не нанесения ущерба испытуемому, принцип объективности, принцип уважения клиента, соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Федеральное агентство по образованию

Славянский-на-Кубани педагогический институт

Автор: Студентка факультета Педагогики и психологии Группы 08-П Колесникова Людмила Руководитель: Яшкова Лариса Александровна

Профессиограмма психолога

Профессиограмма психолога. Главные моменты

Профессиограммы профессий являют собой информационные сводки о тех или иных видах занятости, которые описывают их, а также включают в себя нормы и требования, предъявляемые к претенденту на определенную должность. Их используют для того, чтобы работа определенного специалиста была эффективной и правильной. Такие сводки могут быть составлены для любой профессии (к примеру, может быть составлена профессиограмма инженера, политика, слесаря, учителя и т.д.). В данной статье речь пойдет о профессиограмме психолога, то есть о том, чем занимается такой специалист, какие виды деятельности доминируют в его работе, какие качества обеспечивают успешность выполнения его должностных обязанностей, а также о многом другом.

Итак, профессиограмма психолога к доминирующим видам деятельности относит исследование уровня развития человеческой психики и связанных с ее функционированием процессов, изучение общих норм и закономерностей психического развития детей и составление программ обучения, изучение поведения людей и их внутреннего мира, рассмотрение вопросов, которые связаны с творчеством и восприятием окружающего. Кроме того, психолог нередко изучает особенности труда индивида, его поведение в стрессовых ситуациях. Часто эти специалисты проводят психологические консультации, организовывают групповые мероприятия, ведут тренинги, лекции и семинары, обеспечивают профилактику неблагоприятных проявлений психики и укрепление положительных психологических качеств. Кроме вышеперечисленных видов деятельности, они занимаются и многими другими, которые будут отличаться в зависимости от места и целей работы.

Профессиограмма психолога также описывает качества, которым должен обладать этот специалист, чтобы его профессиональная деятельность была успешной. Если говорить о способностях, к ним можно отнести следующие:

- высокую концентрацию и внимательность;

- умение переключать, правильно распределять внимание, выполнять несколько действий одновременно;

- хорошо развитую образную и словесно-логическую память и соответствующие им типы мышления;

- способность запоминать большой объем информации;

- умение слушать и ясно выражать свои мысли;

- способность контролировать себя.

Что касается личностных качеств, профессиограмма психолога, как правило, включает ответственность, терпимость, уважение к другим, желание развиваться и учиться новому, находчивость и оригинальность, тактичность, инициативность, целеустремленность, творческое начало, умение хранить тайны, а также другие положительные качества.

Отмечаются и качества, которые препятствуют эффективности работы: неуравновешенность, агрессивность, нерешительность, замкнутость, неумение ставить себя на место другого человека и понять его позицию. Не сможет стать психологом и человек с ригидным мышлением, низким интеллектуальным уровнем развития.

Профессиональные знания этого специалиста применяются в самых разных областях, о чем расскажет любая профессиограмма психолога. Такие люди могут работать и в социальных организациях, и в образовательных учреждениях, и в больницах, и в различных службах или фирмах. Многие психологи работают на телефоне доверия, в службе спасения, МЧС, военных организациях.

Профессиографический метод

Профессиографический метод. Профессиограмма педагога

Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. В [2, с. 96] описаны профессиограммы профессий, включающие следующие разделы — общая характеристика профессии, ее значение; описание трудового процесса, выполняемые работы; требования профессии к личности; условия труда; необходимые знания; требуемые умения и навыки; где можно получить специальность; экономические условия труда.

Существует и Профессиографический метод изучения личности и деятельности современного учителя [3].

Профессиограмма — это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены:

• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

• знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Исходя из этого понимания смысла понятия «Профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Вместе с тем Профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [4].

Такое представление о профессиограмме складывалось в предшествующие десятилетия. Так, можно говорить о профессиограмме классного руководителя, составленной Н. И. Болдыревым [5].

Н. И. Болдырев выделил приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения :

устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

информационные умения и навыки;

умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);

умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Немаловажную роль Н. И. Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:

работать с родителями (общественностью);

планировать воспитательную работу;

отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;

правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;

выявлять и организовывать актив;

осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:

играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);

выразительно читать (художественно-литературные),

ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).

А С Макаренко во вступительном слове к «Книге для родителей» написал «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем» [6, с 438].

Если идти от функционального принципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующая классификация функций учителя:

информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);

• развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);

• ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

• мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);

• конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое),

• коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);

• организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);

• исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т д ).

Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога — в широком смысле слова

В учебниках педагогики прошлых лет [7, с. 276—279] авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя :

• организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);

• воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);

• стимулирующую (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);

• координационную (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;

• работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).

Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании — терпение и контроль над своим поведением.

Психолог В. А. Крутецкий в учебнике «Психология» [8, с 323—333] предлагает структуру профессионально-значимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю. Если профессионально-значимые качества личности учителя мы вслед за В. А. Крутецким представим в виде совокупности четырех блоков (частей или подструктур) (1 Мировоззрение личности, 2 Положительное отношение к педагогической деятельности, 3 Педагогические способности, 4 Профессионально-педагогические знания, умения и навыки), то получим достаточно целостное представление о тех требованиях, которые предъявляются к профессии учителя и другим педагогическим профессиям.

Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.

1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное — любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются — или нет — в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря — педагогические способности) — это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл. 1).

4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).

В. А. Сухомлинский [9, с. 53—66] упоминает о четырех признаках педагогической культуры. Кратко его мысли можно выразить так. Необходимо: 1) чтобы у педагога были академические знания, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; 2) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологическую, публицистическую и т. д.); 3) чтобы педагог знал богатство методов изучения ребенка; 4) обладал речевой культурой.

Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:

понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики);

имеет качества (способности), помогающие становлению учителя — профессионала;

проявляет интерес к профессии (косвенно интерес может проявляться в педагогической эрудиции);

имеет профессионально-педагогическую направленность (в частности, до поступления в высшее учебное заведение работал в школе или учился в педагогическом классе, училище);

проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т. д.).

Вопросы для самоконтроля

1. Мысленно представьте себе структуру личности, предложенную К. К. Платоновым (образно в виде модели строения атома, которую вы изучали в школе); изобразите ее схематически (графически), подпишите названия предполагаемых «уровней».

2. Что мы условились понимать под профессиограммой? Как вы думаете, что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю? Что вы можете сообщить по данному вопросу?

3. Какие функции выполняет учитель (педагог), воспитатель в школе, в других образовательных учреждениях?

4. За 45 минут на 2—3-х страницах формата А-4 (на одной стороне листа) напишите сочинение (возможно, эссе) «Один день учителя (педагога, воспитателя) в школе (в детском саду)», отразив возможно большее количество функций, которые он должен выполнять.

5. Какие профессионально-значимые качества личности важно иметь педагогу?

6. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.

7. Какие профессионально-значимые качества личности педагогов отражены в их «портретах» в главе 1.