Руководства, Инструкции, Бланки

Приказы Бланки Образцы img-1

Приказы Бланки Образцы

Рейтинг: 4.2/5.0 (1775 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ: примерные и типовые образцы документов

Приказ: образцы по теме

Распорядительный документ от руководства. Приказы обычно выпускают со следующими целями:
• Урегулировать организационные вопросы (например, реорганизация);
• Решить производственные задачи (например, итоги проверки);
• Распорядиться кадровыми делами (например, оформление командировки).
Издаются приказы при особой необходимости. Отменить приказ или внести в него изменения может только другой приказ. bЭтапы подготовки приказа:
• Исследование вопросы и нормативных документов, регулирующих ту сферу деятельности, в отношении которой готовится приказ;
• Подготовка текста;
• Согласование;
• Подписание;
• Ознакомление с приказом исполнителей.

Популярные бланки документов:

Новое за 29 сентября 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Другие статьи

    Бланки приказов

    Бланки приказов

    U428114 - пт, 2013-06-28 18:36

    Приказ – распорядительный документ, созданный руководителем предприятия или лицом его замещающим, который содержит поручения обязательные к выполнению определенных должностных лиц, структурных подразделений или всех сотрудников предприятия в зависимости от цели создания документа.

    Текст приказа в обязательном порядке должен быть написан в официально-деловом стиле, не содержать аббревиатур и иного рода сокращений. Следует использовать простые предложения, в то же время четко формулировать цель составления данного распорядительного документа. Приказ после составления должен быть завизирован кругом уполномоченных лиц: начальник структурного подразделения, подготовившего приказ, главный бухгалтер, а так же юрисконсульт. С момента подписания документ вступает в силу.

    В зависимости от целей, данный документ подразделяется на приказы по организационным вопросам, по кадрам организации и приказы по основной производственной деятельности. Перечень широко используемых в различных организациях приказов:

    С приказом должны быть ознакомлены все лица, упомянутые в нем. В подтверждение этого, сотруднику необходимо проставить соответствующую запись: «с приказом ознакомлен» в нижнем поле документа, а так же проставить подпись и дату ознакомления.

    Приказ об объявлении выговора образец

    Приказ об объявлении выговора

    Выговор — это одна из форм дисциплинарного взыскания, применяемая к работнику за определенные нарушения. Объявление выговора работника производится на основании приказа. Приказ формируется руководителем организации на основании проведенного расследования случившегося.

    Трудовой кодекс устанавливает, какие именно дисциплинарные наказания могут быть применены к работнику — замечание, выговор и увольнение. Увольнение — это крайняя мера. Работодатель самостоятельно решает, нужно ли наказывать сотрудника и какую меру наказания применить. Трудовой кодекс требует, чтобы работодатель обязательно выслушал виновного сотрудника.

    Решение о применении взыскания должно применять только при наличии письменного объяснения сотрудника или акта об отказе писать объяснительную.

    Независимо от того, какое наказание выбрано, составляется приказ о дисциплинарном взыскании. Приказ об объявлении выговора работника предлагаем скачать ниже.

    Другие образцы приказа о дисциплинарном взыскании:

    Как составить правильно?

    Следует указать причину для объявления выговора работнику — нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, прогул, опоздание, невыполнение должностных обязанностей, ошибка в работе или иная причина.

    На основании этой причины пишется распоряжение руководителя объявить выговор. Указывают ФИО работника и его должность.

    Также в приказе нужно перечислить документы, подтверждающие вину работника — докладная записка начальника подразделения, объяснительная записка работника, акт.

    Приказ подписывается руководителем.

    При регистрации приказа в специальном журнале для приказов по личному составу. приказ получает номер, который вместе с датой указывают вверху бланка, там же пишется наименование компании.

    Работник должен быть под роспись ознакомлен с содержимым приказа. Сам приказ включается в личное дело работника (если оно имеется). В трудовую книжку обычно информацию об объявлении выговора не вносят. Исключением является вариант, когда работнику не только объявляется выговор, но его и увольняют при этом по инициативе работодателя.

    Приказ об объявлении выговора образец — скачать .

    Где посмотреть образец приказа о предоставлении до

    Где посмотреть образец приказа о предоставлении до.выходного за отработанное время?

    приказ о предоставлении дополнительного выходного дня за ранее отработанное время (вся информация, образец) Это кадровый приказ или по предприятию?

    Ответ

    Вместо повышенной оплаты за работу в выходной или праздничный день сотрудник может взять другой день отдыха (отгул), написав соответствующее заявление. На основании заявления работодатель издает приказ и знакомит с ним сотрудника под подпись. Приказ составляется в свободной форме и может выглядеть следующим образом:

    «Альфа »
    ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423

    полное наименование организации, идентификационные коды (ИНН, КПП, ОКПО)

    ПРИКАЗ № 10-01
    о предоставлении сотруднику другого дня отдыха за работу в выходной день

    В связи с привлечением менеджера А.И. Иванова к работе в выходной день (3августа 2014года)

    Предоставить А.И. Иванову другой день отдыха – 10сентября 2014года (без дополнительной оплаты).

    Основание:
    – приказ «О привлечении к работе в выходной день » от 2августа 2014г. № 12-пр ;
    – заявление А.И. Иванова от 5августа 2014г.

    С приказом ознакомлен:

    В этом случае работу в выходной или праздник оплачивают в одинарном размере, а заменяющий день отдыха оплате не подлежит.

    Отказать в предоставлении отгула работодатель не может. так же как и не может предоставить отгул по своему усмотрению вместо двойной оплаты, если сотрудник заявление о предоставлении отгула не подавал. Исключение составляет случай, если с сотрудником заключен трудовой договор на срок до двух месяцев включительно. В такой ситуации работу в выходной или праздник компенсируют только дополнительной оплатой. Возможность предоставить такому временному сотруднику отгул за внеурочную работу в законодательстве не предусмотрена.

    О своем желании использовать другой день отдыха сотруднику следует сообщить в момент оформления согласия на работу в выходной или праздничный день. Иначе при расчете зарплаты за текущий месяц, в который осуществлялась внеурочная работа, бухгалтерия должна будет начислить ему доплату. При этом, оформляя согласие на работу в выходной или праздник, сотрудник не обязательно должен указывать конкретную дату будущего дня отдыха. Указать ее можно и позднее – при оформлении заявления на отгул.

    Воспользоваться отгулом работник может:

    • в текущем месяце, когда была оформлена работа в выходной или праздник;
    • в любом из последующих месяцев. См. особенности расчета зарплаты при предоставлении отгула в следующем периоде.

    Подробнее об этом см. в п. 3 доп. материалов.

    Данный приказ является кадровым приказом по личному составу.

    – по личному составу;

    – по основной деятельности;

    – по административно-хозяйственной деятельности.

    К приказам по личному составу нужно отнести приказы, при помощи которых документируют трудовые отношения – прием, перевод, перемещение, увольнение, отпуска, командировки, предоставление дополнительных выходных дней и т. п.

    Подобная классификация приказов находит свое отражение в статье 19 перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.

    1.Ситуация:Какие приказы относятся к приказам по личному составу, а какие – к приказам по основной деятельности

    К приказам по личному составу нужно отнести приказы, при помощи которых документируют трудовые отношения – прием, перевод, перемещение, увольнение, отпуска, командировки и т. п.

    Срок хранения приказов по личному составу и прилагающейся к ним документации составляет 75 лет. Исключение предусмотрено для приказов о дисциплинарных взысканиях, предоставлении очередных и учебных отпусков, дежурствах, краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках. Срок хранения таких документов составляет пять лет. Об этом сказано в статье 19 перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 .

    Остальные приказы отнесите к приказам по основной деятельности. Их необходимо хранить в организации постоянно, до ее ликвидации. Об этом сказано в статье 19 перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 .

    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    Работа с приказами по личному составу – одно из самых распространенных направлений в деятельности кадровых служб. Вместе с тем на практике возникает еще много вопросов по процедуре создания этого документа. Сегодня мы расскажем о том, как подготовить проект приказа по личному составу, как придать ему юридическую силу, как правильно организовать текущее и архивное хранение этого документа.

    Любой приказ – это распорядительный документ, издаваемый единолично руководителем организации и содержащий обязательные для исполнения предписания. В делопроизводстве выделяют два вида приказов: по основной деятельности и по личному составу.

    Приказы по личному составу регулируют правоотношения между работником и работодателем. Этим видом документов оформляют такие процедуры, как прием на работу, перевод на другую работу, увольнение, предоставление отпусков, командирование, изменение фамилии, поощрение и взыскание.

    Приказы по личному составу относятся к наиболее важным документам, образующимся в кадровом делопроизводстве, и являются основными в деятельности кадровой службы любой организации, независимо от формы собственности. В соответствии с трудовым законодательством, а также законодательством о бухгалтерском учете на основании приказов осуществляются практически все действия, совершаемые работодателем в сфере работы с кадрами. Ведутся учетные формы, личные дела, трудовые книжки и другие документы работников. Документы-основания к приказам по личному составу либо включаются в личное дело работника, либо образуют самостоятельное дело приложений к приказам по личному составу.

    В каждом приказе по личному составу должна обязательно содержаться ссылка на документ, послуживший основанием для издания данного приказа. Давайте посмотрим, какие основания существуют для издания того или иного приказа (таблица ниже).

    Приказы в организации: виды и особенности оформления

    Приказы в организации:
    виды и особенности оформления

    Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа).
    Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным.
    Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

    Виды приказов в организации

    О бычно весь массив приказов организации принято разделять на два потока: по основной деятельности и по личному составу. За первые отвечает служба ДОУ, вторые, как зеницу ока, бережет отдел кадров. Помимо функционального назначения между этими видами приказов есть еще одно существенное различие, а именно – срок их хранения.

    Обратимся к Перечню типовых управленческих архивных документов (см. ниже по тексту его фрагмент со статьей 19; далее – Перечень 2010 года). И увидим, что приказы по основной деятельности хранятся постоянно, тогда как по личному составу, за редким исключением, 75 лет. И тут же обнаруживается, что Перечень выделяет третий вид приказов – по административно-хозяйственным вопросам, хранить которые предлагается в течение 5 лет.

    При этом ни один из российских нормативных актов по ДОУ не содержит информации, касающейся различий между приказами по основной деятельности и приказами по административно-хозяйственным вопросам. Приказы по личному составу тоже не всегда легко отделить от приказов по основной деятельности. У делопроизводителей возникает закономерный вопрос: к какой категории отнести тот или иной приказ? Ведь от этого зависят срок, место и условия хранения документа.

    Вновь обратимся к Перечню 2010 года. Его раздел 10 целиком посвящен административно-хозяйственным вопросам. Целесообразно определить круг тем соответствующих приказов на основе этого раздела.

    Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558)

    Перечень к ним относит:

    • соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;
    • эксплуатацию зданий, помещений;
    • транспортное обслуживание, внутреннюю связь;
    • обеспечение безопасности организации.

    При этом не стоит забывать, что первый пункт данного списка тесно связан с трудовыми отношениями с работниками. Так, если решено привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение упомянутых правил, то приказ об этом уже будет относиться к категории «по личному составу».

    Задача приказов по личному составу – отразить решения руководителя, касающиеся кадровой политики организации. Все приказы по трудовым отношениям с работником (работниками). являются приказами по личному составу, они отражают прием, перемещение и увольнение, поощрения и наказания, персональные данные и т.п.

    Обратите внимание на один важный момент:

    • До 2013 года многие кадровые приказы составлялись по утвержденным Госкомстатом унифицированным формам (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Если утвержденной формы не было, то такой приказ оформлялся в произвольной форме.
    • Но с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (за малым исключением). В этой ситуации унифицированные формы кадровых документов подпали под общий порядок и более не действуют. Многие организации, понимая, что специалисты по кадровому делопроизводству привыкли к используемым ранее формам, просто утвердили их для дальнейшего применения в своих организациях. Таким образом, данные формы продолжили свою легальную жизнь, только поменяли утверждающий документ в своей «шапке». Мы всем рекомендуем поступить аналогичным образом!
    См. статью «Как утвердить формы документов внутри организации? »

    А далее в статье речь пойдет только об оформлении приказов по общим правилам, сложившимся для организационно-распорядительных документов. По ней всегда составлялись приказы по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам. Эту форму в отношении кадровых приказов называли раньше «произвольной» (ведь часть из них и до 2013 года составлялась по ней).

    Перечислить тематику приказов по основной деятельности не представляется возможным: она слишком обширна и во многом зависит от специфики деятельности организации. Основные категории таких приказов и примеры к ним мы привели в Таблице 1.

    Основные категории приказов по основной деятельности и примеры к ним

    Таким образом, для определения вида приказа остается метод исключения: если документ составлен не по административно-хозяйственному вопросу и не документирует трудовые отношения с работником или группой работников, то он считается приказом по основной деятельности.

    Регламентация создания приказов

    Правила создания приказов на федеральном уровне описаны в документах:

    • имеющих добровольный порядок применения:
      • ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
      • «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003» (далее – Методические рекомендации к ГОСТу Р 6.30-2003);
    • либо обязательных только для определенной категории организаций, в основном для госструктур, например:
      • Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (далее – Рекомендации для органов исполнительной власти);
      • Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утв. приказом ФТС от 18.10.2004 № 160 (далее – Инструкция ФТС).

    Однако никто не запрещает коммерческим компаниям пользоваться всеми этими документами, чтобы довести качество своих делопроизводственных процессов до должного уровня. На основе перечисленных документов рекомендуется составить собственные правила подготовки приказов и закрепить их в Инструкции по делопроизводству (см. Пример 1).

    В указанной нормативной базе содержится состав реквизитов приказа и правила их оформления. Рекомендации для органов исполнительной власти и Инструкция ФТС разъясняют также порядок подготовки совместных приказов.

    Фрагмент Инструкции по делопроизводству организации, посвященный созданию приказов

    5. Подготовка и оформление приказов

    5.1. Приказами оформляются решения по оперативным, организационным, кадровым, административно-хозяйственным и другим вопросам внутренней работы ООО «Скала» (далее – Компания).

    5.2. Проекты приказов подготавливаются структурными подразделениями Компании как на основании указаний генерального директора, так и в инициативном порядке. Проекты приказов по кадровым вопросам подготавливает отдел кадров Компании на основании соответствующих представлений.

    5.3. Приказы подписываются генеральным директором Компании, а в его отсутствие – лицом, замещающим его. В случае инициативного представления проекта приказа он сопровождается справкой, которая содержит краткое изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также информацию о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован.

    5.4. Проекты приказов печатаются на бланках установленной формы (Приложение 1) в двух экземплярах.

    5.5. Приказ имеет следующие реквизиты: наименование организации; вид документа (ПРИКАЗ), дата, регистрационный номер, место составления (издания) документа, заголовок к тексту, текст, подпись должностного лица, визы согласования, отметка об исполнителе.

    5.5.1. Заголовок к тексту приказа должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится.

    5.5.2. Текст приказа отделяется от заголовка 2-3 межстрочными интервалами и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    5.5.3. Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

    В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами «в целях», «во исполнение» и др. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа, наименование органа, издавшего документ, дата, регистрационный номер и заголовок к тексту.

    Преамбула отделяется от распорядительной части словом «приказываю», которое пишется с новой строки прописными буквами. После него ставится двоеточие.

    Распорядительная часть приказа содержит поручения с указанием исполнителя (исполнителей) и сроков исполнения.

    Распорядительная часть приказа делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Один пункт должен соответствовать одному поручению. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения Компании или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части содержит сведения о должностном лице, на которое возлагается контроль исполнения приказа.

    Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта начинается словами «Признать утратившим силу…».

    5.5.4. Визы включают должности визирующих лиц, личные подписи, расшифровку подписей и дату. Визы проставляются на обороте последнего листа приказа или на отдельном листе согласования (визирования).

    5.5.5. Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия). Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия – от правой границы текстового поля.

    5.5.6. Отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа и внутренний четырехзначный номер его телефона. Отметка об исполнителе располагается на оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

    5.6. Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

    5.7. Приложения к приказу визируются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект. При наличии нескольких приложений они нумеруются.

    5.8. Приказ печатается шрифтом Times New Roman. Размер шрифта для всех реквизитов, кроме наименования организации и наименования вида документа, – 12. Наименования организации и вида документа набираются прописными буквами и выравниваются по центру; размер шрифта – 16, начертание – полужирное.

    5.9. На обороте последнего листа проекта приказа, представленного на согласование, проставляется виза исполнителя и руководителя структурного подразделения, которое разрабатывает данный проект.

    5.10. Все проекты приказов проходят юридическую (правовую) экспертизу в юридической службе Компании.

    5.11. Проекты приказов, затрагивающие финансовые правоотношения, подлежат согласованию с бухгалтерией Компании.

    5.12. Структурные подразделения рассматривают проекты приказов в течение двух рабочих дней, следующих за днем их поступления на правовую (юридическую) экспертизу или согласование.

    5.13. Возражения и замечания к проекту приказа излагаются на прилагаемой к проекту справке. Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.

    5.14. Внесение изменений в подписанный приказ, а также в согласованный проект документа не допускается.

    5.15. Ответственность за качественную подготовку проектов приказов, их правовую (юридическую) экспертизу и согласование несут руководители структурных подразделений Компании, которые разрабатывают проекты приказов.

    5.16. Контроль правильности оформления проектов приказов осуществляет канцелярия.

    5.17. Подписанные генеральным директором приказы направляются в канцелярию для регистрации. Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года. Приказы по основной деятельности, личному составу и административно-хозяйственным вопросам нумеруются отдельно с присвоением номерам буквенных индексов:

    ОД – приказы по основной деятельности,

    ЛС – приказы по личному составу,

    АХ – приказы по административно-хозяйственным вопросам.

    Буквенные индексы пишутся после порядкового номера приказа и отделяются от него косой чертой, например: 123/ОД.

    Датой приказа является дата его подписания.

    5.18. Один экземпляр приказа передается исполнителю. Второй остается в канцелярии и помещается в дело.

    5.19. Ответственность за составление указателя рассылки приказа всем заинтересованным лицам несет руководитель структурного подразделения, которое разработало проект приказа. Ответственность за ознакомление с приказом заинтересованных работников, согласно указателю рассылки, несет начальник канцелярии.

    Бланк и реквизиты приказа

    По расположению реквизитов бланк приказа может быть продольным или угловым (центрированным или флаговым). Подробно со всеми этими вариантами оформления мы разбирались в предыдущем номере журнала. А далее в этой статье будем придерживаться продольного расположения реквизитов, чтобы уделить больше внимания другим важным аспектам оформления.

    Варианты грамотного оформления различных видов бланков и правила работы с ними описаны в статье «Фирменный бланк организации по всем правилам делопроизводства »

    В Примере 2 показан бланк приказа, образец которого содержится в ГОСТе Р 6.30-2003 на рисунке Б.5.

    Бланк приказа по ГОСТу Р 6.30-2003

    В Примере 2 мы видим бланк приказа:

    • в него входят следующие реквизиты:
      • наименование организации,
      • наименование вида документа,
      • место составления или издания документа;
    • здесь имеются отметки для проставления реквизитов «Дата документа» (слева) и «Регистрационный номер документа» (справа).

    Кроме того, ни один приказ не обходится без следующих реквизитов:

    • заголовок к тексту;
    • текст документа;
    • подпись.

    Реже в приказ вносятся:

    • эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
    • отметка о наличии приложения;
    • визы согласования документа;
    • отметка об исполнителе.
    Наименование организации

    В бланке приказа указывается полное наименование организации (в т.ч. полностью организационно-правовая форма), а ниже в скобках – сокращенное наименование, если таковое имеется и закреплено в Уставе (в Примере 2 это аббревиатура «ВНИИДАД», в Примере 4 – ЗАО «СПК-Самара»).

    Если имеется вышестоящая организация (или приказ издается обособленным подразделением), то ее сокращенное (или полное, если нет сокращенного) наименование указывается над наименованием организации-автора (в Примере 2 это «РОСАРХИВ»). Желательно наименование вышестоящей организации и автора документа все-таки отделять друг от друга пустой строкой (как в Примере 4).

    При издании одного совместного приказа несколькими равнозначными организациями их наименования располагаются на одном уровне (Примеры 3 и 16). Если одна из организаций вышестоящая, то она указывается на приказе выше нижестоящей (Пример 17).

    Заполнение реквизита «Наименование организации» при издании совместного приказа равнозначными организациями

    Наименование вида документа

    Наименование вида документа (слово «ПРИКАЗ») принято писать по центру прописными буквами через 2–4 межстрочных интервала после наименования организации.

    Место составления документа

    Этот реквизит располагается ниже отметок для регистрационного номера и даты документа и используется в том случае, если в название организации не включено место ее расположения (сравните фрагменты, выделенные оранжевым в Примерах 4 и 5). Аналогичным образом данный реквизит опускается в письмах, т.к. место издания документа там детализируется в справочных данных организации (в виде ее полного адреса местонахождения, вплоть до дома или офиса).

    Буква «г.» перед названием города опускается только у Москвы и Санкт-Петербурга, т.к. они являются еще и субъектами РФ.

    Место составления документа следует из названия организации-автора

    Реквизит «Место составления документа» указывается самостоятельно

    Заголовок к тексту

    Заголовок к тексту документа должен отражать его содержание. Согласно Методическим рекомендациям к ГОСТу Р 6.30-2003 заголовок приказа отвечает на вопрос «о чем?» («о ком?»). В это короткое предложение следует уместить предмет приказа (тему, вопрос) и действие, которое следует произвести над ним. Образцы заголовков представлены выше, в Таблице 1.

    Заголовок набирается шрифтом того же размера, что и основной текст приказа, точка в конце не ставится.

    Что касается выравнивания заголовка, то мнения ГОСТа Р 6.30-2003 и Методических рекомендаций для органов исполнительной власти разошлись. Первый предлагает выравнивать заголовок по левому краю, второй, как и Инструкция ФТС, – по центру (при условии использования продольного бланка). Учитывая добровольный характер применения этих нормативных документов, организации вправе выбрать тот способ расположения заголовка, который им нравится (федеральных органов исполнительной власти, таможенной службы и учреждений, на которых распространяются правила делопроизводства в упомянутых органах, это не касается). По нашему мнению, краткие заголовки лучше смотрятся выровненными по левому краю, а длинные, занимающие несколько строк, – центрированными.

    Текст приказа

    Текст приказа принято делить на две части: констатирующую и распорядительную. В констатирующей части содержится обоснование к приказу либо описание причин его создания. Если приказ создается во исполнение нормативного документа, об этом необходимо упомянуть в констатирующей части:

    Образцы констатирующей части приказа

    «В целях оптимизации системы делопроизводства» или

    «Во исполнение п. 4.3.12 приказа Министерства транспорта от 01.11.2013 № 123-4»,

    «В целях приведения работы по приему, регистрации и направлению в работу обращений граждан в соответствие с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    За констатирующей частью текста следует слово «ПРИКАЗЫВАЮ» («ПРИКАЗЫВАЕМ» в совместных распорядительных документах). Оно набирается прописными буквами («ПРИКАЗЫВАЮ») или же строчными вразрядку («п р и к а з ы в а ю») с новой строки. При этом запятая перед этим словом не ставится (если ее наличия не требует пунктуация констатирующей части текста), а после него следует двоеточие.

    Распорядительная часть приказа состоит из нескольких пунктов. Каждый их них содержит описание какого-либо действия в рамках достижения цели документа. Действия могут иметь форму поручения с указанием конкретного исполнителя и срока исполнения.

    Подчеркнем: в каждом пункте приказа должно содержаться одно задание, у которого должен быть только один исполнитель и только один срок. Если поручение дается группе работников (рабочей группе), ответственным назначается ее руководитель. Когда поручение носит регулярный характер, срок исполнения и ответственное лицо не указываются.

    В последнем пункте обязательно называется должностное лицо, которому поручается контроль исполнения приказа. Если приказ касается всей организации, контроль оставляет за собой подписант – генеральный директор (см. Примеры 15 и 16).

    Оформление приложений

    В отличие от деловых писем, в распорядительных документах ссылку на приложение принято помещать прямо в текст документа, например:

    Ссылка на приложение делается в приказе в распорядительной части его текста

    1. Утвердить и ввести в действие с 09.01.2014 Инструкцию по делопроизводству (Приложение № 1).

    Встречаются разные способы указания приложений в скобках прямо в тексте приказа, все они корректны. Просто стремясь к единообразию, лучше выбрать какой-то один вариант и придерживаться его в своих документах, закрепив, например, в Инструкции по делопроизводству:

    • (приложение 1),
    • (Приложение 1),
    • (Приложение № 1),
    • если у приказа есть только одно приложение, то после его упоминания в тексте можно написать «(прилагается)».

    Что касается оформления самого приложения, то в правом верхнем углу первого листа ставится отметка «Приложение №», а далее указывается, к какому распорядительному документу оно относится. Если у приказа только одно приложение, то оно не нумеруется. Допускается набирать слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами, а отметку на прилагаемом документе центрировать относительно самой длинной строки (см. Пример 8).

    Способы оформления данных основного документа на приложении

    Если же приложение утверждается распорядительным документом, то, казалось бы, можно оформить в его «шапке» и гриф утверждения, но тогда появляется бессмысленное задвоение информации об утверждающем документе. Поэтому в данных случаях избавляются от отметки с номером приложения (показанной в Примере 8) и оставляют только гриф утверждения (показан в Примере 9).

    Гриф утверждения на приложении к приказу

    Отметка об исполнителе

    Нормативные документы не требуют размещения в приказах реквизита «Отметка об исполнителе». Практика, в свою очередь, показывает, что работникам организации зачастую нужно связаться именно с исполнителем, а не с подписантом распорядительного документа. В самом деле, топ-менеджерам крупных компаний для подписания приказов (особенно однотипных) достаточно наличия всех нужных виз согласования, а в суть вопроса они могут и не вникать. Рядовым же сотрудникам может потребоваться консультация именно того коллеги, кто работал над текстом. Для совместных приказов значение отметки об исполнителе еще более возрастает. Поэтому мы считаем оправданным введение организацией в свои приказы реквизита «Отметка об исполнителе» и предлагаем располагать его в нижнем левом углу оборотной стороны документа, набирая более мелким шрифтом относительно основного. Указать достаточно инициалы, фамилию исполнителя и номер его телефона (для приказов по организации достаточно и внутреннего) (см. Пример 15).

    Согласование приказа

    Зачастую перед подписанием генеральным директором распорядительный документ проходит процедуру согласования.

    В результате внешнего согласования на документе оформляют гриф согласования. а в результате внутреннего согласования у должностных лиц своей организации – визу. Виза содержит краткую должность (без указания организации), подпись с расшифровкой визирующего лица и дату (Пример 11); а гриф согласования – еще и слово «СОГЛАСОВАНО», должность в нем указывается полностью, включая наименование организации (Пример 10). Распорядительные документы обычно проходят внутреннее согласование.

    Визы и грифы согласования ГОСТ Р 6.30-2003 рекомендует оформлять ниже подписи на лицевой стороне приказа .

    Гриф в результате внешнего согласования

    Виза в результате согласования внутри организации

    Но есть и иные варианты их размещения, например, на обороте приказа (см. Примеры 15 и 16). Если там же располагаются подписи об ознакомлении с изданным приказом, то перед группой виз тоже следует написать слово «Согласовано». Если список визирующих известен заранее, то при подготовке проекта документа рекомендуем указать их должности и фамилии, чтобы им осталось только расписаться и поставить дату. Согласование проект проходит сначала у нижестоящих должностных лиц и постепенно «поднимается» выше, чтобы вышестоящие лица видели мнения своих подчиненных.

    Допускается оформлять визы на отдельном листе – так называемом листе согласования (его образец см. в Примерах 13 и 14).

    Если же проект приказа не согласован должностным лицом, то он не оформляет визу до внесения в проект нужных ему исправлений либо оформляет ее ниже текста замечаний или фразы «Замечания прилагаются» (в последнем случае они оформляются на отдельном листе). Проект считается согласованным, когда замечаний к нему у согласующих лиц не осталось. Хотя наличие виз – это только информация/сигнал для того, кто подписывает документ. Его судьбу решает подписант (лист согласования прилагается к проекту распорядительного документа, передаваемого на подпись уполномоченному лицу).

    Виза в результате согласования внутри организации

    Многие СЭД автоматизируют процедуру согласования, проводя ее в электронном виде, а результаты распечатываются из программы (получается все тот же лист согласования) и заверяются подписью уполномоченного специалиста. Если кто-то из состава согласующих лиц не имеет доступа в СЭД, то на распечатанном отчете он может оформить визу от руки (см. Пример 14).

    Лист согласования проекта приказа в рамках «бумажного» делопроизводства

    Подпись

    Оформление реквизита «Подпись» на распорядительных документах происходит стандартным образом. В его состав входит наименование должности подписанта, личная подпись и расшифровка, в которой первыми указываются инициалы, затем фамилия (Пример 15).

    В совместных приказах подписи располагают на одном уровне. Логично выстроить подписи в том же порядке (слева направо), в каком в «шапке» приказа фигурируют стороны, его составившие (см. Пример 16). Допускается также выстраивать последовательность подписантов по алфавиту.

    Регистрация приказа

    После подписания приказ подлежит регистрации: документу присваивается регистрационный номер и фиксируется дата его подписания.

    Дата традиционно оформляется двумя способами:

    • цифровым (например, 15.11.2013) или
    • словесно-цифровым (15 ноября 2013 г.).

    Регистрационный номер может быть простым порядковым номером документа по журналу регистрации, а может и дополняться различными буквенными и (или) цифровыми индексами (например, номером дела по номенклатуре, индексом подразделения-автора и т.п.). Если организация предпочитает отдельно регистрировать приказы по основной деятельности и по административно-хозяйственным вопросам (не говоря уже о приказах по личному составу, отдельная регистрация которых вменяется в обязанность), к номерам могут присоединяться соответствующие буквенные сокращения: ОД, АХ, ЛС. Индексы отделяются от порядкового номера косой чертой или дефисом.

    Совместным приказам каждый автор присваивает свой номер, а дата регистрации у них, как правило, совпадает (см. Пример 16). При этом на приказе номер первого автора (он расположен выше или левее второго) указывается до косой черты, а номер второго – после.

    В будущем, ссылаясь на приказ (как, впрочем, и на любой другой документ), необходимо писать: «приказ ООО «Трансформатор» от 17.01.2014 № 11», т.е. сначала воспроизводить дату регистрации и потом номер, а не наоборот. На совместный приказ ссылка будет такой: «приказ ООО «Дом мебели» и ООО «Персонал» от 20.01.2014 № 43 / 12», при этом у ООО «Дом мебели» данный документ зарегистрирован под № 43, а у ООО «Персонал» – под № 12.

    Внутренний приказ (с визами согласования и результатами ознакомления на обороте)

    Оборотная сторона внутреннего приказа

    Ознакомление с приказом

    Со многими распорядительными документами должны быть ознакомлены те работники, которых непосредственно касается изданный приказ. Например, если создается рабочая группа, с изданным приказом нужно ознакомить всех ее членов, а с некоторыми приказами требуется ознакомить абсолютно всех работников организации. Этого требует, в частности, Трудовой кодекс РФ: согласно ст. 22 работодатель обязан знакомить работников под личную подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

    Если ознакомить с приказом нужно всего нескольких человек, это можно сделать прямо на оригинальном экземпляре документа. Тогда при подготовке проекта на его оборотной стороне можно заранее подготовить место для ознакомления (см. Примеры 15 и 16). Если число лиц значительно, то можно составить отдельный лист ознакомления.

    Ознакомление заинтересованных работников с приказом нужно произвести как можно быстрее после того, как документ будет зарегистрирован.

    Совместный приказ равнозначных организаций (с результатами согласования и ознакомления на обороте)

    Оборотная сторона совместного приказа

    В нашей организации существует единая регистрация приказов по основной деятельности, можно ли дать право частичной регистрации приказов по основной деятельности структурному подразделению

    Ответить – Свернуть ветку + Развернуть ветку (1 сообщение)