Руководства, Инструкции, Бланки

Управление Руководство Людьми img-1

Управление Руководство Людьми

Рейтинг: 5.0/5.0 (1810 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

41 ТОП (лекции по психологии управления)

/ 41 ТОП (лекции по психологии управления)

Предмет, задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии

Основные понятия психологии управления.

Психология управления - ее синонимами являются понятия "менеджмент", "организационная психология", "психология организаций".

Американцы дают такое определение сущности управления: "Делать что-то руками других".

Менеджмент — это управление, руководство, дирекция, администрация. В основе понятия менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять".

Менеджер — это субъект, осуществляющий управленческие функции. Слово "менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубежного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение: "Кто управляет — не производит, кто производит — не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг).

Управление — совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: "Управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".

Известный американский ученый П. Друкер также дает определение понятию "управление". С его точки зрения "управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".

1. Структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей.

2. Одна из функций управления.

Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие, по меньшей мере, двух людей, которые считают себя членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели.

Приведенные требования были высказаны одним из классиков зарубежного менеджмента Ч. Барнардом в 30—40 гг. который первым дал определение организации.

Отправным пунктом управления является постановка организационных целей. Применительно к организации Цель — это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.

Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

Разумное использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат.

Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом .

Психологию управления называют "междисциплинарной" отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.

Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления.

Методы психологии управления.

Целенаправленное моделирование ситуации, позволяющее выявить и исследовать социально-психологические явления. Основные виды:

Лабораторный. Осознает свое участие в эксперименте. Используется упрощенная модель реальной ситуации. Широко применяется аппаратура.

Естественный. Проводиться в полевых условиях. Могут не осознавать участия в эксперименте. Модель приближена к реальности.

Индивидуальный и групповой эксперимент.

Другие статьи

Управление как вид профессиональной деятельности

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность – это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

“Все искусство управления сводится к двум вещам:

одарять и карать”

Магомет II (турецкий султан)

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность – это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Термин “управление ” обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: “Управление ? это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем ” [1].

Из приведенного определения следует, что понятие “управление ” и “руководство ” хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить – значит озабочивать других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление – воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять – значит озабочивать себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может играть роль как субъекта, так и объекта управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий “менеджер ” и “руководитель ”.

В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры – реализацией товара и т.п. Руководитель – это должностное лицо, который отвечает за профессиональные достижения персонала, организовывает и координирует усилия сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.

Руководствоэто всегдавласть. реальное возвышение над другими людьми, в чем и заключается его притягательная сила как для личности, незаурядной по природным данным и благородству намерений, так и для “недоброкачественных” натур. Для первой категории руководителей управленческая деятельность представляет собой деловую сферу своей личностной самореализации, эффективный фактор проявления своей общественной полезности. Для второй – обладание властными полномочиями не более чем счастливая возможность покомандовать людьми и, как правило, компенсация неудовлетворенного тщеславия.

Эффективное функционирование любой организации зависит от правильного распределения властных полномочий в организационной структуре. Объем властных полномочий руководителя определяется его должностными правами и обязанностями, которые должны обеспечивать реальность выполнения профессиональных функций руководителя. В структуре персонала организации можно выделить линейных (административных), функциональных (штабных) и полевых руководителей. Линейные руководители (рис. 1) большую часть своих усилий по управлению реализуют через подчиненных, а их профессиональная ценность состоит в умении ставить стратегические задачи, увлекать персонал работой, формировать взаимоотношения в трудовом коллективе. Функциональные руководители заняты профессиональной разработкой поручений линейных руководителей по узко специализированной, предметно-ориентированной функции управления и возглавляют функциональные подразделения организации. Полевые руководители имеют в подчинении низовые структурные подразделения (бригады, группы, участки, смены и т.п.).

Наибольшими властными, соответственно, должностными полномочиями обладают линейные руководители. Им принадлежит право определять стратегию и программу жизнедеятельности организации, решать проблемы и оценивать результаты работы персонала. Функциональные и полевые руководители действуют в пределах полномочий, делегированных им линейными руководителями. Вне зависимости от различия в должностных полномочиях линейных, функциональных и полевых руководителей их объединяет общая платформа управленческого поведения. Общими принципами управления являются: компетентность, гуманность, инновационность и прагматизм.

Властные полномочия могут существовать, но не использоваться. Власть как организационный процесс подразумевает, что:

- это потенциал в распоряжении пользователя власти, который существует не только тогда, когда применяется;

- существует взаимосвязь между пользователем власти и тем, к кому они применяется;

- тот, на кого направлены властные действия, имеет некоторую свободу действий.

Основой власти называют то, откуда она происходит, и различают ее личностную и организационную составляющие. Источник власти определяет через какие инструменты данная основа власти используется. Источники, составляющие личностную основу власти, включают в себя: экспертную власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. В группу источников организационной основы власти входят: принятие решений, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей (рис. 2 ).

Власть и властные отношения в организации тесно связаны с лидерством ? способностью эффективно использовать все имеющиеся источники власти для достижения целей социальной группы или организации в целом (о чем с пятого номера текущего года журнал “Российское предпринимательство” начал публиковать целую серию статей в разделе высшего образования для предпринимателей – ред .).

Об отношениях лидерства и руководства читайте в следующем номере журнала.

Источники:
1. Зигерт В. Ланг Л. Руководитель без конфликтов. Пер. с нем. – М. Экономика, 1990

Топ-5 лучших книг по управлению персоналом

Топ-5 лучших книг по управлению персоналом 1. Дэвид Майстер «Первый среди равных. Как руководить группой профессионалов»

Кейси Стенгел, прославленный менеджер бейсбольной команды New York Yankees, однажды сказал: «Собрать хороших людей не так уж и сложно. Намного сложнее заставить их играть вместе». Дэвид Майстер, признанный мировой авторитет в области управления людьми, рассказывает, как руководить командой уверенных в себе, талантливых и честолюбивых сотрудников, которых можно воспринимать скорее как равных, чем как подчиненных.

2. Джэффри Лайкер иДэвид Майер«Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota»

В компании Toyota разработана уникальная система управления людьми. Лидеры фирмы не полагаются на счастливый случай, который позволит найти врожденный талант, – такие находки редки. Технология TWI, в основе которой – хорошо продуманный стандартизированный процесс подготовки кадров, позволяет добиваться непревзойденных результатов с обычными людьми. Это быстрее и дешевле, чем все известные методики. Компания Toyota доказывает это на практике.

3.Маркус Бакингем«К черту недостатки! Как использовать свои сильные стороны»

Задумайтесь над тем, как Ричард Брэнсон, глава Virgin, использует свой внешний вид для целей своего бизнеса. Вот пример, как лидер представляет свои особенности в выгодном свете. Книга о том, как найти свои сильные стороны и сильные стороны своих сотрудников и максимально использовать их. Учитесь извлекать пользу из индивидуальности своих людей.

4. Эдвард Майклз«Война за таланты»

Руководитель проиграет, если не будет привлекать и удерживать талантливых людей. Эдвард Майклз, директор McKinsey & Company, рассказывает, как это делают лидеры 77 корпораций. Например, Джек Уэлч 30 дней в году возглавлял процесс оценки талантов в GE (знаменитая сессия Си). Уэлч очень ценил своих «звезд», но в то же время был уверен, что нужно организовать работу так, чтобы можно было найти замену любой «звезде» в течение восьми часов.

5.Клаудио Фернандес Араос«Выбор сильнейших. Как лидеру принимать главные решения о людях»

Как находить и расставлять «правильных людей по правильным позициям»? Этому мало где учат, а метод проб и ошибок обходится дорого. Поэтому часто топ-менеджеры перепоручают подбор кадров экспертам. Но это не выход. Основных сотрудников руководитель должен выбирать сам. Этот навык можно натренировать. Никакая другая инвестиция в свое развитие не даст такой высокой отдачи. Клаудио Фернандес Араос, партнер и член руководящего комитета компании Egon Zehnder International, специализирующейся на подборе высших руководящих кадров, рассказывает, как это сделать.

Все эти книги входят в Библиотеку «Главная мысль. Книги в кратком изложении». Для чтения каждой вам понадобится всего 15 минут!

Тренинг - Управление персоналом™

Тренинг "Управление персоналом™"

Когда применяется эта программа?

  • Когда необходимо приобрести компетенции руководителя;
  • Когда для достижения результатов необходимо действовать не только на основе личного опыта и интуиции, но и четко планировать работу подчиненных;
  • Когда необходимо людей организовать так, чтобы каждый человек достигал на своем рабочем месте максимальной эффективности и производительности;
  • Когда необходимо устанавливать понятные всем сотрудникам правила работы в компании;
  • Когда необходимо высвободить достаточно времени на решение стратегических вопросов за счет эффективного решения ряда проблем оперативного руководства;
  • Когда начинающие руководителю найдут необходима практичная информации, которая убережет его от множества типичных ошибок и поможет строить работу своего подразделения максимально эффективно;
  • Когда опытному руководителю необходимо взглянуть на свое управление со стороны, выйти за границы привычных решений, взглянуть по-новому на свой персонал и собственные методы управления, открыть для себя новые возможности.
Аудитория:

Тренинг предназначен для руководителей всех уровней (руководителей отделов, менеджеров среднего звена, топ-менеджеров, потенциальных руководителей), заинтересованных в повышении эффективности руководства, управления и взаимодействия с сотрудниками.

Цель тренинга:

Систематизировать существующие знания и навыки участников относительно 4-х основных функций руководителя (акцент - управления персоналом) в их логической взаимосвязи, а именно: постановка цели, мотивация, делегирование и контроль. Дать участникам конкретные инструменты, позволяющие эффективно реализовать 4 основные функции.

По окончании тренинга:

  • Научитесь эффективно организовывать работу своих подчиненных;
  • Ставить рабочие цели перед сотрудниками;
  • Узнаете, как отдавать распоряжения и ставить задачи так, чтобы их выполняли;
  • Изучите основные правила эффективной мотивации;
  • В рамках подхода ситуационного лидерства выбирать стиль управления и коммуникации при делегировании;
  • Узнаете, как эффективно выбирать оптимальный для данной задачи и данного сотрудника вид контроля;
  • Отработаете навыки предоставления обратной связи;
  • Научитесь вдохновлять и убеждать своих подчиненных.
  • Диагностика, которая включает в себя наблюдение и анкетирование участников;
  • Тренинг - 2 полных дня по 8 часов уникальной тренинговой программы, сочетающей в себе элементы навыкового тренинга и мотивационного, создающая у менеджеров реальную компетенцию в области создания и управления командой подчиненных, как в рамках функционального подразделения в компании, так и в рамках межфункционального проекта;
  • Рекомендации для каждого участника, которые включают особенности стиля руководства и подчинения, возможности для увеличения эффективности работы;
  • Послетренинговое сопровождение, включающее в себя: 1 встреча - через неделю после тренинга, 1 встреча - через месяц, 1 встреча - через 2 месяца, в течение всего этого времени - неограниченно обсуждение в закрытом форуме на нашем сайте всех вопросов, связанных с использованием навыков.
Описание тренинга:
  • Краткий рассказ тренера о содержании курса;
  • Что такое управление?;
  • История развития управления.
  • Функции руководителя: постановка задач, руководство командой, руководство людьми;
  • Руководство - управление деятельностью подчиненных с помощью методик контроля, анализа и планирования.

Различные подходы к управлению персоналом:

  • Управление с помощью сбалансированных систем показателей (Balanced Scorecard, BSC);
  • Управление результативностью (Perfomance Management);
  • Управление компетенциями (Competence Management);
  • Универсальная система показателей деятельности (Total Perfomance Scorecard, TPS);
  • Управление по целям (Management by Objectives, МВО).
  • Концепция управления по целям;
  • Критерии эффективности целей (SMART - цели);
  • Планирование работы сотрудников;
  • Определение приоритетов в работе сотрудников;
  • Формирование стандартов работы сотрудников.

Метод постановки задач:

  • Умение сформулировать рабочие задачи, максимально работающие на конечный результат;
  • Критерии правильно поставленной задачи и их использование на практике.

Оценка действий персонала:

  • Оценка количества и направления усилий сотрудников;
  • Оценка способностей и деловых качеств сотрудников.

Контроль, как управление исполнением:

  • Основные цели и функции контроля;
  • Стандарты контроля;
  • Контроль процесса и результата;
  • Виды контроля;
  • Выбор оптимального вида контроля (условия эффективного применения).

Оценка результатов труда:

  • Потребности сотрудников, основные факторы мотивации;
  • Позитивное общение как фактор мотивации.
  • Различные методы оперативного руководства;
  • Этапы и алгоритм дисциплинарных бесед;
  • Обратная связь подчиненным.

Обучение в процессе работы:

Принципы эффективного делегирования:

  • Передача подчиненному ответственности за результат, а не проговаривание задачи;
  • Основные задачи делегирования;
  • Анализ характерных препятствий на пути эффективного делегирования;
  • Критерии и условия успешности процесса 'Делегирования';
  • Что можно и нельзя делегировать;
  • Инструкция по делегированию.

Понимание эффективного сотрудничества и команды:

  • Определение понятий 'команда' и 'коллектив';
  • Критерии эффективной команды;
  • Стадии формирования команды и задачи по каждой стадии;
  • Инструменты эффективной командной работы.
Формы и методы проведения тренинга:

В ходе обучения используются такие практические методы работы как: индивидуальная работа, моделирование наиболее трудных ситуаций путем ролевой игры, с последующим подробным анализом результатов и нахождения путей выхода из возможного внутреннего конфликта; групповые дискуссии; стимулирование оригинальных идей со стороны обучающихся. Также программа включает в себя теорию и диагностические навыки.

Основные преимущества нашей программы:

Данная программа является комплексной: развитие структурных компетенций руководителя, лидерских, коммуникативных навыков, навыков мотивации, формирования команды, которые позволят вам овладеть всеми ключевыми компетенциями руководителя.

В ходе тренинга каждый участник получает возможность осознать свой индивидуальный стиль взаимодействия с сотрудниками и скорректировать его в соответствии с целями компании

Использование в рамках тренинга работы с личными целями обучающихся - раскрытие потенциала менеджеров, что повышает мотивацию в работе и объем используемых навыков после тренинга - также повышение эффективность инвестиций в обучение

На тренинге отрабатываются те навыки, которые будут с точностью воспроизводиться в основной деятельности

На тренинге предоставляются формы рабочих материалов, которые вы можете использовать в работе

Наша программа построена по принципу 'Long Term' и вы имеете возможность в течении двух месяцев получать консультации, что позволит вам закрепить полученные на тренинге навыки.

Записаться на тренинг

Руководство - это искусство управления людьми

Руководство - это искусство управления людьми

Главная функция руководства - это стимулирование людей работать с полной отдачей, целеустремленно и максимально эффективно. Это не просто управление группой людей путем раздачи заданий и указаний, но глубокое проникновение в тонкости выполняемой командой работы и ее конечной цели. Руководство может предполагать разные уровни, стили и подходы как к людям, так и к самой работе.

Существует много дискуссий о том, является ли руководство и управление одним и тем же, равно как руководство и менеджмент.

Рассмотрим этот вопрос с разных граней и определим главную задачу руководства.

Руководитель или менеджер?

В современной практике принято использовать понятие «менеджер» , которое своими английскими, а еще глубже латинскими корнями уходит к слову «manus» — рука. Очевидно, что происхождение слова связано с должностью, каторая давала человеку право отдавать приказы с помощью рук. Это отображает саму суть руководства как раздачу приказов и ценных указаний.

Несомненно, настоящий менеджер – это профессиональный руководитель, который способен управлять людьми. Эффективный менеджер способен одинаково продуктивно руководить как отделом в банке, так и тем же отделом в супермаркете. Он быстро разбирается в тонкостях дела и находит подход к персоналу. Менеджер может не знать той работы, которую выполняют его подчиненные, но эффективно руководить ими. Как метод работы он, конечно, может использовать практику «поставить себя на место подчиненного», чтобы лучше разбираться в основах дела.

Традиционное понимание руководства

Традиционное и, пожалуй, наиболее верное понимание руководства можно описать в нескольких функциональных направлениях.

Вот несколько основных направлений.

  • Руководство – это лидерство, показывающее пример и стимулирующее персонал к работе на высоком уровне. И тут имеется в виду не стимулирование угрозами, но справедливое и продуманное лидерство.
  • Руководство – это работа со структурой, а задача руководителя состоит в создании и поддержании такой структуры, где каждый знает свою роль, участок работы и цель. Это также умение принять решения, которые будут способствовать наиболее эффективному продвижению к успеху.
  • Руководство это процесс взаимодействия начальства и сотрудников, оно связывает и замыкает цепь вознаграждений и достижения цели. Создание команды, которая может эффективно взаимодействовать как друг с другом, так и с начальством.
  • Руководство это умение взращивать людей и разумно делегировать полномочия.
Руководство – дело стиля?

Поскольку руководство - это работа с людьми с использованием определенной власти и влияния, то разделяют несколько стилей такого влияния:

  • авторитарный стиль;
  • демократический стиль;
  • стиль невмешательства.

Рассмотрим эти стили подробнее, а также их положительные и отрицательные стороны.

Авторитарный стиль

Авторитаризм предполагает концентрацию всей власти в руках одного человека. Это подавляющий, неприкрыто властный тип руководства, которое сосредотачивается на решениях одного человека, не принимающего консультации своих подчиненных. Этот стиль достаточно жесткий, держащий людей в «ежовых рукавицах».

Плюсы: возможность быстро принимать решения, но только с условием достаточного опыта и наличия информации у руководящего лица.

Минусы: отсутствие стимула к развитию у подчиненных.

Демократический стиль

Демократия – управление, где властные полномочия делегируются на несколько уровней, а подчиненные не просто исполнители, но и активные участники процесса принятия решений. Предполагается меньшее давление на персонал, уверенность в их собственной самоорганизации и целеустремленности.

Плюсы: в условии квалифицированного персонала стимулирует к достижению целей, новшествам и карьерному росту.

Минусы: часто случается, что персонал не может быстро принимать решения или ведет себя недостаточно ответственно.

Существуют и другие стили руководства, например, стиль «невмешательства», который стимулирует весь творческий потенциал у подчиненных путем их полной самостоятельности. Если говорить о популярности, то первый стиль руководства используется все реже, тогда как демократический и подобные ему отвечают на запросы персонала и соответствуют современному способу мышления.

Можно ли научить руководству?

Если говорить об учебной дисциплине, которая должна подготовить человека к должности руководителя, то это менеджмент. Руководство - это и принятие решений, для чего нужно иметь основательную базу знаний. Менеджмент являет собой синтез знаний из разных областей: экономика и финансы, психология и социология, право и т. д. Разработаны и совершенно новые методы и схемы для управления людьми.

Но если говорить открыто, то руководство - это в менеджменте только теория, а на практике руководитель должен являться:

Но теория и практика - это две разные вещи, и многие теории бесплодны для решения практических задач по управлению людьми. Ведь руководство – это отношения с людьми, использование опыта различных сфер знаний, личностные качества и наличие стимула. Все перечисленное является продуктом жизненного опыта и соприкосновения с реальностью бизнеса или другой деятельности, но не теории.

Истинный руководитель способен организовать успешную команду, используя все вышеперечисленные качества.

Все ли менеджеры одинаково хороши?

В настоящее время в угоду модным веяниям или для придания значимости отдельным должностям, менеджером могут быть названы все – от расстановщика товара до начальника какого-либо отдела.

Более того, многие выпускники вузов получают корочку с заветным словосочетанием «менеджер. », но не имеют ни теоретической базы по управлению людьми, ни практических основ. Это всего лишь сосуды набора знаний, которые в большинстве случаев даже не научены их применять.

Искусство управления людьми

Искусство управления людьми Психология. Искусство управления людьми

Каждому приятно работать с обязательными коллегами, добросовестными подчиненными, объективными руководителями. Но не все и не всегда таковыми бывают. Тот излишне самолюбив, этот пассивен и апатичен. Одного не увлекает данная работа, другой вообще откровенный лодырь. А эти всегда работали хорошо, но вдруг почему-то "испортились". Один завистлив, другой не любит начальника - и оба весьма квалифицированно ставят ему палки в колеса и т. д. Всех случаев негативного поведения работников не перечесть.

Но результаты при этом всегда однозначны: конфликты, срывы сроков, некачественная работа, унылое отсиживание рабочих часов, текучесть кадров.

Бороться с подобными явлениями на первый взгляд просто - изживать, изгонять, воспитывать. Но каждому опытному руководителю известно, что на деле все это ох как сложно! Когда изживать, если работа уже завалена? Как изгонять, если нового работника на вакантное место найти с каждым годом все труднее, а количество работы не уменьшается? Да и каков будет этот новый - может, хуже старого?

Остается одно - воспитывать, предугадывая поведение нерадивых работников и нейтрализуя негативные проявления прежде, чем они приведут к тяжелым последствиям. И здесь очень многое зависит от стиля деятельности, характерного для каждого конкретного руководителя.

Итак, что в настоящее время чаще всего понимается под стилем управления коллективом?

Стиль управления коллективом - это интегральная характеристика индивидуальных особенностей и способности личности руководить, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые системно характеризуют ее способности и особенности решения управленческих задач.

В стиле – этой весьма емкой характеристике личности руководителя – находят отражение достоинства и недостатки, ее сильные и слабые качества.

В литературе по теории и практике управления коллективом мы находим весьма широкий спектр стилей современного руководителя. Дадим им краткую характеристику.

Авторитарный. Стиль, для которого характерно единоначалие руководителя в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут, что скажет "Иван Иваныч". При авторитарном стиле руководства инициатива и последнее слово, как правило, остается за руководителем, как и все наиболее значимые указания и распоряжения. Однако в авторитарном стиле имеются, как и в любом стиле, не только минусы, но и свои плюсы. Способность руководителя взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, - это несомненное его достоинство. Но авторитарный стиль подавляет инициативу и творческие начинания, которые идут снизу. В этом главный его минус.

Коллегиальный. Для руководителя, которому характерен этот стиль, главной установкой является: "Надо посоветоваться с коллективом". Последним словом в данном случае будет то, как и что решит коллектив. Наряду с очевидными достоинствами в рамках этого стиля имеются и недостатки. Суть их особенно проявляется в тех ситуациях, когда даже вопросы, не требующие детального обсуждения, часто выносятся на коллективное обсуждение.

Плановый. Для руководителя этого стиля главное - план, программа. Руководитель такого стиля очень много уделяет внимания всевозможным планам и программам. Управление на основе четко и глубоко проработанного плана – весьма положительное качество. Однако слишком точное, излишне пунктуальное следование плану часто создает и определенный тормоз для маневра, инициативы и оперативной перестройки деятельности.

Авральный. Это стиль спешки и компанейщины, когда цель часто достигается любой ценой. Способность руководителя мобилизовать себя на решение приоритетной задачи из блага превращается в бедствие для коллектива, который в условиях авральной работы заметно снижает ее качество. При таком стиле руководства с неизбежностью возникают и конфликтные ситуации.

Либеральный. Этот стиль часто не без основания еще называют и попустительским. При таком стиле руководства коллектив как бы "плывет по воле волн". Подчиненные преимущественно сами не только решают возникающие перед ними проблемы, но и имеют возможность не особенно считаться с мнением своего руководителя. При всех очевидных недостатках этого стиля положительным является то, что инициатива подчиненных не подавляется. Но либеральный стиль опасен тем, что он характеризует руководителя как беспринципного и не делового.

Регламентирующий, или его можно также назвать контролирующий. Для этого стиля, в противоположность либеральному, характерна постоянная регламентация того, что необходимо делать, как и в какие сроки. Для подчиненных постоянное регламентирование и контроль из блага превращаются в бедствие. Постоянная регламентация и контроль в коллективе создают нервозную обстановку.

Перестроечный. У руководителя этого стиля всегда масса идей и проектов. Он постоянно видоизменяет цели, задачи работы подразделений. Организация такого руководителя постоянно находится как бы в состоянии налаживания дел. При несомненном достоинстве и благих намерениях руководителя усовершенствовать работу его организации часто перестройка осуществляется ради перестройки.

Консервативный. Это стиль руководителя, который во главу угла ставит незыблемость традиций и раз и навсегда установленных ритуалов, принципов и способов решения управленческих задач. При, казалось бы, очевидном негативном характере данного стиля в нем есть и некоторые положительные элементы. Он несет уверенность в стабильности, устойчивости коллектива, но такой коллектив чаще всего плетется в хвосте событий.

Дипломатический. Руководитель этого стиля слывет в коллективе дипломатом, который способен договориться и решить проблему там, где, казалось бы, нет никаких реальных возможностей. Он делает главную ставку в принятии решений на личные контакты, а часто и личные связи. Однако гибкость его поведения в сложных ситуациях делового общения часто превращается в демагогию. Руководитель дипломатического стиля часто меняет свои требования, указания так, как ему это выгодно исходя из складывающейся ситуации.

Документальный. Руководитель этого стиля придает исключительно большое значение документам, письменным распоряжениям и как следствие скатывается к "бумаготворчеству". Тратя много сил и времени на подготовку различного рода документов и справок, такой руководитель стремится перестраховать себя на случай всяких проверок, но у него уже не остается времени на живое общение с коллегами, на непосредственное руководство коллективом. Позитивным моментом в этом стиле является тот факт, что у такого руководителя документы, различного рода планы и отчеты, деловая переписка всегда находятся в должном порядке.

Лидерский. Стиль характеризуется тем, что руководитель увлекает, вдохновляет коллектив на решение тех проблем, в которые он глубоко верит и в возможность решения которых ему удается убедить, если не всех, то большинство членов коллектива. Лидер уверен в себе и в реальности выполнения тех планов, программ, которые он выдвигает. Он, как правило, обладает оптимизмом и проявляет его в решении тех проблем, которые стоят перед коллективом. Если лидер к тому же имеет высокий уровень творческих способностей, то он становится творческим руководителем коллектива. К недостаткам лидерского типа следует отнести то, что лидер часто пренебрегает административными средствами руководства коллективом, и это, как правило, приводит к тому, что не все резервные возможности коллектива и особенно инициативных членов коллектива остаются использованными.

Административный. Стиль характерен для руководителей, которые строго следуют всем указаниям, распоряжениям, которые идут сверху и доводят их выполнение до логического конца, чего бы это ни стоило. Руководитель-администратор способен настоять на своем, преодолеть сопротивление "инакомыслящих", используя свое административное давление. Худший вариант административного стиля характеризуется административным манипулированием, комбинированием "дел", "разрешением конфликтных ситуаций", источником которых часто является не кто иной, как сам руководитель-администратор. Возможно, к некоторым позитивным элементам этого стиля руководства коллективом следует отнести то, что он владеет знанием механизма административного управления организацией, знанием должностных инструкций и прочих атрибутов власти.

Главная черта эффективного руководства – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен умело использовать преимущества того или иного стиля руководства и нейтрализовать его слабые стороны.

В своей повседневной деятельности современному эффективному руководителю необходимо опираться на свои сильные, наиболее развитые стилевые компоненты, качества, при этом постоянно развивая слабые. Помня при этом, что идеальным стилем управления коллективом является творческий стиль, для которого характерно, что руководитель в решении каждой новой управленческой задачи гибко, неординарно применяет тот или иной прием, способ, средство, являющиеся для складывающейся ситуации наиболее оптимальным и результативным. По существу творческий стиль управления коллективом - это применение разнообразных стилей в зависимости от реально возникающей управленческой ситуации, от целей и условий и средств ее разрешения.

Для творческого стиля управления в высшей степени характерно варьирование стилей в зависимости от новизны и самого характера возникающей управленческой проблемы.

Действительно, если коллектив только формируется, то авторитарный подход к делу на первых этапах работы даст больше, чем коллегиальный. И наоборот, чем выше уровень сформированности коллектива, тем более эффективным будет коллегиальный стиль в его руководстве. О современном, творческом, в своей основе диалектическом стиле управления коллективом можно было бы написать целую книгу. Ограничимся, однако, перечнем наиболее значимых умений руководителя, которые в большей мере характеризуют его способность мыслить диалектически и творчески:

1. Мыслить широко, масштабно, системно и комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач.
2. Быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных, но одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями.
3. Быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый научно обоснованный расчет.
4. Быть добрым и деликатным, но не добреньким, масштабным с точки зрения социальных запросов людей, но одновременно требовательным, когда это касается качества работы и дисциплины труда в коллективе.
5. В решении вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только причины удач, но тщательно анализировать причины поражений.
6. Умело и грамотно применять в своей повседневной деятельности следующие управленческие принципы:

Принцип инструкции. Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.
Принцип близости. Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.
Принцип оперативности. Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчинённые постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем
Принцип воспитания. Руководитель должен постоянно воспитывать подчинённых - словом и делом.
Принцип делегирования. Делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остаётся за руководителем.
Принцип терпения. Во взаимоотношениях с подчинёнными руководитель должен проявлять бесконечное терпение.
Принцип ответственности. Работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять.

Нарушение управленческих принципов приводит к нежелательным последствиям, разрушению психологического климата в коллективе. У каждого мастера есть свой инструмент. У хирурга скальпель, у художника кисть. У руководителя основным инструментом является строго последовательная цепочка действий, каждое звено которой представляет сложную управленческую функцию - операцию. Каковы же основные звенья этой цепи?

1. Диагноз и оценка микроситуации.
2. Планирование (долгосрочное, краткосрочное и оперативное).
3. Ориентация и диагностика текущей микроситуации.
4. Выработка и принятие решений.
5. Построение программы действий.
6. Организация передачи решений на исполнение.
7. Контроль, оценка и коррекция текущих и конечных результатов.

Узловые механизмы управленческого процесса: планирование - целеполагание - и принятие решения, по существу формируют модель результата и свернутую программу действий.

Принятие решений означает, прежде всего, разрешение проблемной ситуации, которая лежит у истоков этого узлового механизма психологии управления.

Психология рассматривает проблемную ситуацию в контексте интеллектуальной деятельности человека. Эта ситуация собственно инициирует процессы мышления человека. Она представляет собой такое взаимодействие человека как субъекта мышления и объекта, при котором возникает противоречие между имеющимися знаниями и способами действия на основе потребности в новых знаниях о внешних условиях и актуальных элементах среды. Далеко не всякая ситуация является проблемной. Последняя предполагает или включает следующие компоненты:

- познавательную потребность, и в том аспекте проблемная ситуация – это состояние субъекта;
- интеллектуальные возможности;


- неизвестные знания или проблему-задачу. Именно сочетание этих трех компонентов отличает проблемную ситуацию от других вариантов познавательных ситуаций. Выделяют три варианта таких ситуаций:

1) когда человек знает, что он знает; в этом случае нет проблем, нет и необходимости в мышлении;
2) когда он не знает, что он не знает; в этом случае можно говорить о будущих научных проблемах, которые еще не встали перед человеком;
3) когда он знает, что он не знает; в этом случае он имеет дело с подлинно проблемной ситуацией. Одна из ее особенностей и состоит в том, что человек может, опираясь на свои резервы, вычленить задачу или проблему и найти ее решение. Принять решение в управлении означает еще и сформулировать цель, поставить теперь эту задачу для субъекта исполнения, дать общее направление и наметить программу действий, открытую для коррекции.

Принятие решений в ряде случаев приобретает специфические признаки в зависимости от вида проблемной ситуации и условий управленческой деятельности. Различают три вида проблемных ситуаций:

1. Детерминированные. Это ситуации, в которых события и явления увязаны линейной причинно-следственной связью (самый простой пример: если солнце садится, скоро будет темно).
2. Вероятностные. Это ситуации, в которых наступление того или иного события, проявление свойства может осуществиться с той или другой степенью вероятности (например: падающая монета или кубик с цифрами).
3. Стратегические. Это ситуации, в которых определенное явление может или должно произойти в отдаленном будущем (например: выполнение годового плана, получение диплома, защита диссертации и т. д.).

В реальной жизни все эти виды ситуаций могут переплетаться между собой на оси времени и событий и определяют движение управленческой информации в разных конкретных циклах и стадиях. Управленческие решения могут различаться по ряду признаков. На их основе составляются варианты классификации решений. Составим одну из них по следующим признакам:

1) по степени охвата и сложности объекта;
2) по длительности времени, в течение которого действует принятое решение. В этой связи решения могут быть кратковременные, или оперативные, и долговременные. Можно говорить о том, что особенности поставленных целей обусловливают тактические и стратегические ориентиры управления;
3) по значению, месту и роли решения в жизни общества. Одни решения затрагивают коренные проблемы всего общества (пример: передача власти органам самоуправления), другие затрагивают отдельные стороны каких-либо сфер жизни регионов или подразделений;
4) по объему и направленности решений. Одни формируют общую цель, другие могут быть более конкретными и детализированными;
5) по степени директивности выполнения. В этом измерении решения могут варьировать от строго обязательных до советов и пожеланий.

Любое управленческое решение в процессе его выработки, принятия и передачи к исполнению должно отвечать некоторым важным требованиям, которые необходимо учитывать руководителям.

Выделим основные. Прежде всего, управленческое решение должно быть объективно и научно обоснованно. В этой связи давайте вспомним о строгости формирования информационной модели ситуаций, на уровне которой движение мысли начинает подчиняться сугубо интеллектуальным действиям ее переработки. Очень важно сохранить неразрывную связь с реальным положением дел, отражением которых и должна выступать информационная модель. Как уже отмечалось, другим критерием управленческих решений часто выступает их полнота. Она определяет, насколько в принятии решения охвачены, проанализированы и учтены все главные элементы ситуации. При отсутствии полноты анализа на ход и развитие ситуации могут неожиданно повлиять те факторы, которые не были спрогнозированы в рамках оперативных единиц мышления при формировании общей модели и последующих шагов управления. Именно в этом контексте можно говорить о том, что в управлении мелочей не бывает. Но относительность такого суждения заключается в том, что одни и те же факторы допустимо не учитывать на одном уровне решения и нельзя обходить вниманием на другой ступени анализа. Важным требованием к принятию решения является его своевременность. Всякое запаздывание назревшего решения как целеуказующего, так и корректирующего начальную модель результата, утрачивает эффективность управления и может привести к "эффекту бумеранга", который бьет субъекта, принявшего решение.

Культура управленческого труда формирует еще два немаловажных требования к субъекту власти. Это адресность (кому предпосылается решение) и сроки исполнения. Расплывчатые и безадресные решения, как и общие наставления в системе вертикальных отношений, вряд ли способствуют плодотворной деятельности.

Культура диалога отрицает псевдокультуру монолога в управленческих отношениях, предполагает обязательное соблюдение этих требований. Принятие решения представляет собой многоступенчатый процесс. Обозначим основные ступени, или шаги, этого процесса:

1) постановка цели решения;
2) установление критериев решения;
3) разделение критериев;
4) выработка альтернатив;
5) сравнение альтернатив;
6) определение риска;
7) оценка риска;
8) принятие решения.

Остановимся на их краткой характеристике.

Так, первый шаг определяется его тесной связью с ситуацией и предшествующими решениями. Он ставит вопрос о выборе, который надо сделать, и задает направление поиска альтернатив. Вместе с тем сама постановка цели как первый шаг в процессе принятия решений, определяя зону поиска, исключает возможные альтернативы, лежащие за ее пределами.

По мнению зарубежных специалистов, при постановке цели решения каждый руководитель должен ответить на три вопроса:

1. Какой выбор я пытаюсь сделать?
2. Почему эти решения необходимы?
3. Каким было последнее решение?

Убедившись в том, что решение принимается в нужной зоне, можно приступить к процессу выбора решения и установить критерии решения. Критерии решения исходят из полученных результатов. Они и составляют основу выбора. Главный вопрос заключается в следующем: "Какие факторы следует учитывать при осуществлении выбора?". Это второй шаг в рамках данной функции.

В ситуации группового решения все лица могут иметь возможности сформулировать совокупность этих факторов. Важно, чтобы каждый руководитель осмысливал ситуации и требования к прилагаемому решению не только с позиций тех требований, которые лежат в плоскости его функционального статуса, но и шире – с позиций общего результата.

Шаг третий – это разделение выделенных и сформулированных критериев на "жесткие" и "мягкие", то есть обязательные и желательные. С позиций дифференцированного набора критериев проводится выработка вариантов решения или альтернатив. В этом процессе и состоит четвертый шаг, или ступень, принятия решения. Пятый шаг заключается в сравнении этих наработанных альтернатив. Естественно, что анализ и сравнение осуществляются на основе составленных критериев.

Однако в анализе альтернатив важно определить и спрогнозировать степень риска. Определение риска составляет шестой шаг в принятии решений. Эта процедура основана на двух главных источниках. Первый обусловлен тем, что решения, как правило, принимаются в условиях дефицита времени. Второй источник состоит в том, что в анализе альтернатив не всегда удается учесть новую информацию, которой постоянно наполняется реальная ситуация.

Оценка риска, то есть прогноз негативных и нежелательных последствий, - седьмой шаг в процессе принятия решений. Любая идея в той степени конструктивна, в какой она прогностична. Вероятность оценки тех или других последствий при анализе, сравнении и отборе альтернатив решения - важная сторона культуры управленческого мышления. Опытный руководитель правильно распределяет свои интеллектуальные силы на восьмой шаг – процесс выработки и принятия решения. Он не уклоняется от риска, а просчитывает вероятностный ход событий и находит обоснованное решение на заключительной ступени этих ключевых механизмов управления.

Чтобы современные руководители обрели культуру оправданного риска, они должны заполучить соответствующую свободу действий с высоким индексом самостоятельности. Без нее голая теория остается имитацией стилей плавания на берегу.

А без этих изменений в структуре управления реформа в нашем государстве останется политическим фарсом над законами самоорганизации на новом витке цивилизации.

Исследования, проведенные психологами, выявили, что поведение руководителей в ситуациях с различными вариантами исхода обнаруживает широкий размах индивидуальных различий. Отмечается пять наиболее характерных типов поведения.

Первая из групп испытуемых показала относительно низкую гибкость мышления, привязанность к привычной информации. Во второй группе проявилась склонность принимать решение и строить поведение в русле ожидаемого хода событий вопреки их реальному развитию. Третья группа, наоборот, сравнительно быстро отказалась от первоначальных намерений при их диссонансах с динамикой реальных событий и пыталась адекватно изменить свои решения. Четвертая группа обнаруживала эффект "флюгера". Она часто меняла свое решение в жесткой зависимости от случайных изменений ситуации и потоков информации. Пятая группа, наоборот, жестко следовала принятой программе поведения и исключала какую-либо коррекцию с учетом новой информации.

Стиль поведения руководителя обнаруживает психологическую фактуру и при организации передачи решения на исполнение. Выработка и принятие решения не могут исключать ошибки. Ошибки в управлении дорого стоят и могут возникать в силу различных причин. Однако плохо, когда они становятся следствием устойчиво неадекватного стиля в принятии решений. Каждому руководителю следует развивать социальную рефлексию и сохранять открытым такой функциональный компонент "Я-концепции", как "зеркальное Я". Именно он обеспечивает открытость личности и позволяет видеть, как реагируют подчиненные на принятые решения, не терять из поля зрения экономические и организационные последствия управленческих решений.

Эффективность принятых решений определяется двояко. С одной стороны, насколько они адекватны объективному положению дел и динамике ситуации. С другой стороны, эффективность обусловлена тем, как реагируют на решения субъекты исполнения.