Руководства, Инструкции, Бланки

Заключение Экспертизы Промышленной Безопасности Образец img-1

Заключение Экспертизы Промышленной Безопасности Образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1747 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор на проведение экспертизы промышленной безопасности объекта

Панель ручного поиска договоров

кол-во скачиваний: 139

Договор
на проведение экспертизы промышленной безопасности объекта

дата и место подписания

_________________, именуем__ в дальнейшем "Исполнитель", в лице _________________, действующ__ на основании _________________, лицензия N _____ от "__"__________ ____ г. с одной стороны, и _________________, именуем__ в дальнейшем "Заказчик", в лице _________________, действующ__ на основании _________________, с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель на основании задания Заказчика проводит экспертизу промышленной безопасности _________________, (наименование объекта с учетом п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ

"О промышленной безопасности опасных

расположенного по адресу: _________________ (далее "объект", "экспертиза"),

на предмет ___ (соответствия требованиям законодательства и т.д.) ___,

а Заказчик принимает и оплачивает результаты такой экспертизы.

1.2. Экспертизе подлежат:
- документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасногопроизводственного объекта;
- документация на техническое перевооружение опасного производственногообъекта (в случае, если указанная документация не входит в состав проектнойдокументации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе);
- технические устройства, применяемые на опасном производственномобъекте;
- здания и сооружения на опасном производственном объекте;- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составедокументации на техническое перевооружение (в случае, если указаннаядокументация не входит в состав проектной документации опасногопроизводственного объекта, подлежащей государственной экспертизе), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственногообъекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасногопроизводственного объекта.

Перечень документов и материалов, запрошенных Исполнителем, Стороны согласовывают в отдельном приложении.

1.3. Результатом экспертизы является заключение, которое, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.
_____ экземпляров заключения экспертизы выдаются Заказчику на руки или путем направления заказным письмом.

1.4. Порядок осуществления экспертизы и требования к оформлению заключения экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

1.5. Техническое задание экспертизы (Приложение N 1) готовит и передает для согласования Исполнителю сам Заказчик. Конкретный перечень работ согласовывается Сторонами в смете N _________________, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 2).

1.6. В случае изменения обстоятельств, возникновения дополнительных объемов работ, не учтенных техническим заданием и сметой, Исполнитель представляет Заказчику дополнительное соглашение на выполнение работ.

1.7. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить или Заказчик в предложенный срок их не устранил, Исполнитель вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и досрочно расторгнуть договор. Такой отказ Исполнитель направляет Заказчику с указанием мотивов.

1.8. Сроки выполнения работ определяются Календарным планом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 3).
Проведение экспертизы начинается после представления Заказчиком документов и материалов, запрошенных Исполнителем, а также поступления Исполнителю предоплаты.

Экспертиза завершается направлением (вручением) Заказчику заключения негосударственной экспертизы.

1.9. Экспертиза выполняется по месту нахождения Заказчика. В случае необходимости выезда специалистов Исполнителя в другие населенные пункты Заказчик дополнительно оплачивает затраты Исполнителя в соответствии с предоставленным расчетом.

1.10. Все расходы, связанные с выполнением настоящего договора и не согласованные Сторонами как расходы Заказчика, Исполнитель несет самостоятельно за счет своего вознаграждения.

1.11. Документы и материалы от Заказчика к Исполнителю и от Исполнителя к Заказчику передаются по актам.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. Выполнять работы в соответствии с техническим заданием и иными исходными данными, руководствуясь в части состава, содержания и оформления работ действующим законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Представлять Заказчику промежуточные результаты работ в ходе их выполнения.

2.1.3. Передать Заказчику оформленные надлежащим образом результаты экспертизы.

2.1.4. При необходимости совместно с Заказчиком, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, защищать экспертное заключение перед заинтересованными лицами.

2.1.5. Устранить выявленные при приемке работ замечания и недоработки.

2.2. Заказчик обязан:

2.2.1. Принять результаты работ и уплатить Исполнителю установленную цену выполненных работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

2.2.2. Передать Исполнителю по его требованию исходные данные, необходимые для выполнения работ по настоящему договору.

3. ЦЕНА РАБОТ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

3.1. Цена работ по настоящему договору составляет _____ (__________) рублей. В том числе НДС _____% - _____ (__________) рублей.

3.2. Вид расчетов - платежными поручениями на расчетный счет Исполнителя.

3.3. Заказчик в течение _____ (__________) календарных дней с момента подписания настоящего договора перечисляет на расчетный счет Исполнителя предоплату в размере _____% от цены работ - _____ (__________) рублей.
В том числе НДС _____% - _____ (__________) рублей.

3.4. Оплата в размере _____% от цены работ - _____ (__________) рублей, в том числе НДС _____% - _____ (__________) рублей, производится на основании подписанного Заказчиком промежуточного акта сдачи-приемки выполненных работ по _____ (__________) этапу в соответствии с календарным планом (Приложение N 3) в срок не позднее _____ календарных дней с момента оформления промежуточного акта сдачи-приемки выполненных работ.

3.5. Оплата в размере _____% от цены работ - _____ (__________) рублей, в том числе НДС _____% - _____ (__________) рублей, производится на основании подписанного Заказчиком промежуточного акта сдачи-приемки выполненных работ по _____ (__________) этапу в соответствии с календарным планом (Приложение N 3) в срок не позднее _____ календарных дней с момента оформления промежуточного акта сдачи-приемки выполненных работ.

3.6. Окончательная оплата в размере _____% от цены работ - _____ (__________) рублей, в том числе НДС _____% - _____ (__________) рублей, производится на основании подписанного Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ по _____ (__________) этапу в соответствии с календарным планом (Приложение N 3) в срок не позднее _____ календарных дней с момента оформления акта сдачи-приемки выполненных работ.

3.7. В случае нарушения сроков оплаты Исполнитель вправе требовать в суде досрочного расторжения договора, а также возмещения Заказчиком убытков, причиненных таким расторжением.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ, СДАЧИ И ПРИЕМКИ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТ

4.1. В течение _____ дней с момента заключения настоящего договора Стороны на основании Технического задания (Приложение N 1) в соответствии с действующей нормативной технической документацией определяют, а при необходимости уточняют объекты экспертизы, в том числе перечень необходимых материалов и информации, а также сроки проведения экспертизы.

4.2. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.3. На основании запроса Исполнителя Заказчик в течение _____ дней с момента его получения письменно подтверждает согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата.

4.4. Исполнитель приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.5. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы:
- данные о Заказчике и объекте экспертизы;
- проектная, конструкторская, эксплуатационная, ремонтная документация, декларация промышленной безопасности объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другая документация, имеющая шифры или другую индикацию, необходимые для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
- акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);
- образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям Исполнитель уведомляет Заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления Исполнителем уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный Заказчиком и Исполнителем срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются Заказчику.

4.6. Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

4.7. В отдельных случаях силами Исполнителя могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам. При необходимости Исполнитель может провести экспертизу с выездом на объект.

4.8. При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:
- компетентности сотрудников и руководителей Заказчика;
- пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;
- наличия надежных систем маркировки и идентификации;
- наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
- соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

4.9. По требованию Исполнителя или его экспертов Заказчик представляет ему необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.10. Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.
В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения экспертизы направляются Заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.11. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.12. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы Заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п. п. 4.3 - 4.10.

4.13. Заключение экспертизы может быть оспорено Заказчиком в установленном порядке.

4.14. Передача Заказчику оформленных в установленном порядке экспертного заключения и другой документации, выполненной в соответствии с настоящим договором, осуществляется Исполнителем по акту в количестве ___-х экземпляров на бумажном носителе и в одном экземпляре - на электронном носителе.
Дубликаты поставляются Заказчику за отдельную плату на их копирование.

4.15. При завершении работ по каждому из этапов Заказчику передается промежуточный акт сдачи-приемки выполненных работ, подписанный Исполнителем.

4.16. Подписанные Заказчиком промежуточные акты по _____ (__________) и _____ (__________) этапам должны быть направлены Исполнителю не позднее _____ (__________) банковских дней с момента их получения Заказчиком от Исполнителя, либо в указанный срок Заказчик должен представить Исполнителю мотивированные замечания.

4.17. Недостатки работ, предъявленные Заказчиком, Исполнитель устраняет в течение _____ дней с момента их получения Исполнителем.

4.18. В случае если направленные Заказчику промежуточные акты сдачи-приемки выполненных работ не оформлены Заказчиком и/или не возвращены Исполнителю или от Заказчика не получены мотивированные замечания в сроки, установленные в п. 4.16 настоящего договора, работа считается принятой.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Стороны несут ответственность за нарушение обязательств в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим договором.

5.2. За нарушение сроков выполнения работ Заказчик вправе требовать с Исполнителя уплаты неустойки (пени) в размере _____ процентов от стоимости не выполненных в срок работ за каждый день просрочки.

5.3. За нарушение сроков оплаты Исполнитель вправе требовать с Заказчика уплаты неустойки (пени) в размере _____ процентов от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

5.4. В случае прекращения действия договора по инициативе Заказчика оплата выполненных работ производится Заказчиком по фактическим затратам Исполнителя в срок не позднее _____-ти дней с момента расторжения договора.

6. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. При обмене документацией момент получения Стороной документации определяется:
- при отправке документации организацией почтовой связи - по дате получения согласно почтовому уведомлению о получении;
- при непосредственной передаче - по дате расписки уполномоченного представителя о получении документации.

6.2. Все споры по настоящему договору разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде.

6.3. Настоящий договор подписан в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

6.4. Документы, полученные посредством факсимильной связи, имеют силу оригинала до получения стороной подлинного экземпляра.

6.5. К настоящему Договору прилагаются:
- Приложение N 1 - Техническое задание;
- Приложение N 2 - Смета N _____;
- Приложение N 3 - Календарный план.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Договор считается заключенным с момента его подписания.

7.2. Настоящий договор прекращает свое действие надлежащим исполнением Сторонами своих обязательств.

8. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы.

Другие статьи

Образец документа

Образец заключения экспертизы промышленной безопасности проектов противопожарной защиты угольных шахт, опасных производственных объектов угольной промышленности

Приложение 1 к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности проектов противопожарной защиты угольных шахт, опасных производственных объектов угольной промышленности

ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Министерство энергетики РФ

Российский научно-исследовательский институт

горноспасательного дела (РосНИИГД)

На проект противопожарной защиты ОАО "Шахта Усинская" ОАО

"Междуреченская угольная компания"

1. Вводная часть

2. Перечень объектов экспертизы, на которые распространяется заключение экспертизы

3. Данные о заказчике

4. Цель экспертизы

5. Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах

6. Краткая характеристика и назначение объекта экспертизы

6.1. Характеристика проекта

6.2. Краткая характеристика шахты

7. Результаты проведенной экспертизы

7.1. Принятые отступления от требований нормативных документов с согласия контролирующих органов

7.2. Результаты рассмотрения пояснительной записки к Проекту противопожарной защиты

7.3. Результаты рассмотрения графической части к проекту противопожарной защиты

7.4. Соответствие требованиям нормативных и правовых документов разделов проекта

8. Заключительная часть

8.2. Рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Экспертиза проводилась на основании договора N 15-00-2000, заключенного между экспертной организацией Российский научно-исследовательский институт горноспасательного дела (РосНИИГД) и ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

Экспертиза проводилась лабораторией по предупреждению и борьбе с пожарами в угольных шахтах РосНИИГД.

Сведения об экспертах и наличии лицензии на право

проведения экспертизы промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности проводилась экспертной группой в составе:

РосНИИГД имеет лицензию Госгортехнадзора России N 070-2001/4296 от 11.04.96 на проведение экспертизы промышленной безопасности производств и объектов угольной промышленности.

Экспертиза промышленной безопасности проекта противопожарной защиты шахты выполнена в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Правил проведения экспертизы промышленной безопасности проектов противопожарной защиты угольных шахт, опасных производственных объектов угольной промышленности.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ, НА КОТОРЫЕ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Объектом экспертизы является проект противопожарной защиты ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

Проект разработан проектной группой ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

3. ДАННЫЕ О ЗАКАЗЧИКЕ

Наименование: ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

Юридический и почтовый адрес: 652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Нагорная, д. 30.

Телефон: 2-25-35, факс: 2-15-10.

4. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ

Цель экспертизы - установление полноты и соответствия принятых в представленном Проекте противопожарной защиты технических решений действующим нормам и правилам промышленной безопасности, обеспечивающих противопожарную защиту при эксплуатации ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

5. СВЕДЕНИЯ О РАССМОТРЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ

В процессе экспертизы рассмотрены:

Пояснительная записка к Проекту противопожарной защиты ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

Графическая часть к Проекту противопожарной защиты.

6. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА ЭКСПЕРТИЗЫ

6.1. Характеристика проекта

Проект противопожарной защиты представлен в соответствии с требованием Правил безопасности в угольных шахтах.

Пояснительная записка к Проекту представлена в сброшюрованном виде на 257 страницах, графическая часть выполнена на 13 листах. Пояснительная записка и чертежи подписаны директором ОАО "Шахта Усинская".

Пояснительная записка к проекту структурно состоит из следующих разделов:

1. Краткая характеристика шахты.

2. Противопожарная защита надшахтных зданий, сооружений и шахтных стволов.

3. Система подземного пожарного водоснабжения.

4. Централизованный контроль за давлением воды в пожарно-оросительном трубопроводе шахты.

5. Противопожарная защита горных выработок.

6. Дополнительные требования к противопожарной защите шахты, связанные с разработкой угля, склонного к самовозгоранию.

Согласно представленным для экспертизы материалам Проект противопожарной защиты предназначен для обеспечения противопожарной защиты при эксплуатации ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания".

6.2. Краткая характеристика шахты

Поле ОАО "Шахта Усинская" ОАО "Междуреченская угольная компания" ограничено по простиранию - целиками под рекой Ольжерасс с востока и рекой Усу с запада, по падению - целиком под рекой Уса с юга и горизонтом -50 м по пласту III с севера.

Горные работы в настоящее время ведутся на пласте IV - V мощностью 9 - 10 м, с углом падения 6 - 12 градусов. Угольная пыль взрывчата, угли пласта отнесены к первой (опасной) группе по самовозгоранию.

Пласт ниже гор. +145 м отнесен к опасным по горным ударам, а с глубины 520 м от поверхности - к опасным по внезапным выбросам. Абсолютная газообильность - 24,18 куб. м/мин. относительная - 23,66 куб. м/т сут. добычи.

Пласт IV - V вскрыт в западной части бремсберговой панели путевым и конвейерным уклонами. Западная панель пласта IV - V вскрыта с конвейерного уклона N 1 пласта III наклонным квершлагом, а также гезенком, пройденным с основного штрека пласта IV - V гор. +110 м до вентиляционного уклона N 1 пласта III.

Система проветривания шахты - единая, способ проветривания - нагнетательный, схема проветривания - комбинированная, центрально-фланговая. Подача свежего воздуха в шахту осуществляется по вентиляционному уклону N 1 пласта III при помощи двух вентиляторов ВОД-30 (рабочего и резервного).

Пласт IV - V отрабатывается наклонными слоями с обрушением кровли, с разделением пласта на 2 слоя. Выемочные столбы отрабатываются в нисходящем порядке от границ шахтного поля к центральным уклонам. Очистные забои оборудуются механизированными комплексами типа 4КМ-130. Подготовительные выработки проводятся комбайнами ГПКС.

Для транспортировки горной массы от очистных и подготовительных забоев до поверхности применяется конвейерный транспорт. Вспомогательные операции по наклонным выработкам выполняются при помощи одноконцевых канатных откаток, по горизонтальным выработкам - напочвенными дорогами.

Для хранения пожарного запаса воды на горе Лысая на расстоянии 180 м от промплощадки сооружен пожарный резервуар емкостью 500 куб. м. Превышение резервуара над уровнем промплощадки составляет 60,6 м, тем самым создается постоянный напор в трубопроводе более 0,6 МПа, насосная станция рядом с резервуаром не проектируется.

Основным источником водоснабжения для пожарных и технологических нужд шахты является техническая вода из очистных сооружений шахты им. В.И. Ленина, которая по трубопроводу диаметром 150 мм, длиной около 1,0 км подается насосами ЦНС 180/170 на промплощадку шахты "Усинская".

Резервным источником водоснабжения шахты являются две водозаборные скважины, вода из которых погружными насосами ЭЦВ 10-63-110 подается в емкости объемом 50 куб. м, расположенные в здании компрессорной станции. Из емкостей при помощи насосов К 100-65-25 (рабочего и резервного) вода подается в пожарно-оросительный трубопровод.

При затяжном пожаре для подачи воды в пожарный трубопровод может быть использована насосная перекачная станция шахты "Усинская", состоящая из четырех насосов У 900-90.

Для хозяйственно-питьевых нужд и пожаротушения зданий и сооружений административно-бытового комбината, подъемных машин вентиляционного уклона N 1, подстанции и здравпункта используется вода из городского водопровода.

Став пожарно-оросительного трубопровода проложен в шахту от сети поверхностного пожарного трубопровода по фланговому уклону, конвейерному уклону пласта IV - V и конвейерному уклону N 1 и закольцован через выработки гор. +100 м.

Для обеспечения нормативного напора в сети пожарно-оросительного трубопровода в шахте Проектом предусмотрена установка редукционных клапанов КР-3 в восточном, западном конвейерных и центральном вентиляционном уклонах пласта IV - V, а также повысительных насосов типа ЦНС и УН-55 в участковых выработках.

7. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В результате проведения экспертизы представленных материалов экспертным советом РосНИИГД выявлены следующие замечания по проекту противопожарной защиты ОАО "Шахта Усинская".

7.1. В Проекте имеются следующие отступления от действующих нормативных документов в части защиты поверхностных зданий и сооружений, согласованные заместителем начальника ОГПС N 9 г. Междуреченска:

не показана противопожарная защита зданий, расположенных на промплощадке: хранилища, пилорамы, стройцеха, столярки, цеха блоков, гаражей, складов;

нарушено требование СНиП 2.04.02-84 о необходимости обеспечения пожаротушения не менее чем от двух гидрантов для зданий: подъемной машины флангового вентиляционного уклона, подъемной машины путевого уклона пласта IV - V, компрессорной станции материального склада, гаража, - расход воды на пожаротушение которых составляет 15 л/с и более (см. табл. в п. 2.2);

пожарная защита зданий административно-бытового комбината, подъемных машин вентиляционного уклона N 1, подстанции и здравпункта ненадежна, так как их водоснабжение зависит от бесперебойной работы городского водопровода.

7.2. Пояснительная записка к Проекту противопожарной защиты.

7.2.1. Раздел 1 "Краткая характеристика шахты".

7.2.1.1. Не представлена копия лицензии Госгортехнадзора России, дающая право ОАО "Шахта Усинская" на разработку Проекта противопожарной защиты.

7.2.1.2. Отсутствует копия заключения института по безопасности о склонности пласта IV - V к самовозгоранию и длительности его инкубационного периода - нарушение требований параг. 577 ПБ.

7.2.1.3. Отсутствует информация о согласовании с институтом по безопасности работ и с территориальным округом Госгортехнадзора России проекта разработки пласта IV - V, склонного к самовозгоранию, вскрытого и подготовленного пластовыми выработками, - нарушение требования параг. 558 ПБ.

7.2.1.4. Не указано место дислокации (расстояние от промплощадки шахты) подразделений ВГСЧ и пожарной охраны, обслуживающих данную шахту.

7.2.1.5. Таблица раздела 1 названа "Характеристика шахтного водоотлива", однако приведены в ней только основные характеристики насосов (необходимо указать места установки насосов, емкость водосборников, нормальный и максимальный притоки в них).

7.2.2. Раздел 2 "Пожарная защита поверхности шахты".

7.2.2.1. Расход воды на внутреннее пожаротушение в здании АБК (таблица подраздела 2.2) занижен - нарушение требований СНиП 2.04.01-85.

7.2.2.2. Не предусмотрены дренчерные водяные завесы в местах примыкания транспортных галерей к зданиям и сооружениям техкомплекса - нарушение требований п. 8.24 СНиП 2.05.07-91.

7.2.2.3. Не приведено описание схемы проветривания склада ВМ, не связанного с выработками шахты.

7.2.2.4. В п. 2.4 не указан номер типового проекта пожарного резервуара на поверхности, который должен отвечать требованиям ГОСТ 2761-84* "Источники пожарного водоснабжения".

7.2.2.5. В проекте не подтверждена расчетами возможность заполнения пожарного резервуара от двух независимых источников - нарушение требования п. 8.13 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.2.6. Отсутствует заключение органов санитарного надзора о возможности использования воды из очистных сооружений шахты им. Ленина, водозаборных скважин и отстойников шахты "Усинская" для целей пожаротушения и пылеподавления - нарушение требований п. 8.13 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.2.7. В проекте не предусматривается подземный склад пожарного оборудования - нарушение требований п. 51 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3. Раздел 3 "Подземное пожарное водоснабжение".

7.2.3.1. При определении параметров магистрального трубопровода, проложенного по конвейерному уклону N 1 и наклонному квершлагу, не учтен расход воды на устройство водяной завесы для преграждения распространения пожара - нарушение требований п. 37 Инструкции к параг. 553 ПБ (принятая к применению в проекте автоматическая пожаротушащая установка типа УВПК защищает непосредственно только конвейер и не ставит водяной завесы по периметру выработки).

7.2.3.2. При определении параметров трубопровода по остальным основным выработкам (табл. 4 подраздела 3.1) не учтен расход воды на работу автоматических установок водяного пожаротушения - нарушение требований п. 38 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3.3. При определении параметров участкового трубопровода в выработках, оборудованных ленточными конвейерами, не учтен расход воды на устройство водяных завес - нарушение требований п. 38 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3.4. Принятая в проекте величина потерь напора на местных сопротивлениях (5% уровня потерь напора) занижена - нарушение требований СНиП 2.04.02-84 (должна быть в пределах 10 - 20%).

7.2.3.5. Гидравлический расчет противопожарного трубопровода в шахте и на поверхности выполнен на основании данных приложения 14 к пункту 120 Устава ВГСЧ по организации и ведению горноспасательных работ (М. Недра, 1986), утратившего силу с введением Устава военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности (Москва, 1997).

7.2.3.6. Не подтверждена расчетом возможность подачи воды на пожаротушение в шахту из резервуара объемом 500 куб. м самотеком - требование п. п. 16, 23 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3.7. Гидравлический расчет пожарно-оросительного трубопровода шахты выполнен без учета перспективы развития горных работ на 3 - 5 лет - нарушение требований п. 23 Инструкции к параг. 553 ПБ.

На основании вышеперечисленных замечаний (пп. 2.3.1 - 2.3.7) считаем, что гидравлический расчет пожарно-оросительного трубопровода шахты выполнен неверно, а выбор параметров трубопроводов не обоснован.

7.2.3.8. На участках трубопровода, обозначенных на расчетной схеме ПОТ участками 37 - 40, 39 - 50, 39 - 51, 56 - 57, 56 - 58, 66 - 67, 68 - 71, 87 - 92, 32 - 72, расчетное давление воды превышает 15 кгс/кв. см, однако в проекте не предусмотрено устройств, обеспечивающих снижение давления перед пожарными кранами, - нарушение требований п. 39 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3.9. В проекте не приведены технические характеристики редукционных клапанов КР-3. Неверно выбрано давление настройки клапана - 15 кгс/кв. см, в то время как расчетное давление в трубопроводе на входе в редукционный узел - 19,2 кгс/кв. см (точка 40 на расчетной схеме).

7.2.3.10. Отсутствует расчет толщины стенок трубопровода в зависимости от его диаметра и давления воды.

7.2.3.11. Не назначено рабочее давление для запорной и водоразборной арматуры, установленной в сети ПОТ, - нарушение требований п. 34 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3.12. В проекте не указаны места размещения подземных повысительных насосных станций и характеристики насосов повысителей.

7.2.3.13. Не предусмотрена защита пожарно-оросительного трубопровода в шахте от коррозии - нарушение требований п. 30 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.3.14. Установка УВПК, принятая в проекте для пожарной защиты ленточных конвейеров, обеспечивает только защиту приводной станции конвейера, что является нарушением требований параг. 576 ПБ, п. 45 Инструкции к параг. 553 ПБ.

На основании письма Госгортехнадзора России N 04-35/805 от 24.08.99 необходимо предусмотреть оборудование ленточных конвейеров стационарными автоматическими установками пожаротушения, защищающими конвейер на всем протяжении, включая пункт перегруза и натяжные станции (установки типа УАП конструкции ООО "НПП "Шахтпожсервис").

7.2.3.15. Для обоснования применения установок УВЗ-2 при локализации пожаров в выработках и исходящей вентиляционной струе, примыкающих к очистному забою, необходимо представить чертежи конструкции и расчет расхода воды, подаваемой установкой при пожаре.

7.2.4. Раздел 5 "Противопожарная защита горных выработок".

7.2.4.1. При размещении первичных средств пожаротушения в складе ВМ не выполнены требования п. 34 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.2.4.2. Пункт 5.4 Проекта необходимо дополнить сведениями о выработках, служащих запасными выходами при аварии, о продолжительности движения людей в самоспасателях из аварийного участка, о наличии пунктов переключения в резервные самоспасатели.

7.2.4.3. Пункт 6 "Мероприятия по безопасному выходу людей из шахты" составлен с нарушением требований параг. 76 ПБ и п. 18 Инструкции к параг. 45, 49, 51 ПБ - подготовка запасных выходов и ознакомление с ними должны быть произведены заблаговременно, до возникновения аварии.

7.2.4.4. В проекте отсутствует информация об оборудовании на шахте (на группе шахт) тренировочного комплекса для обучения рабочих пользованию первичными средствами пожаротушения и индивидуальной защиты.

7.2.5. Раздел 6 "Централизованный контроль за давлением воды в пожарно-оросительном трубопроводе".

7.2.5.1. Необходимо обосновать и привести в проекте полный перечень мест размещения датчиков давления, используемых для централизованного контроля в сети пожарно-оросительного трубопровода.

7.2.5.2. На основании писем ВостНИИ от 28.07.94 N 337-Э и Госгортехнадзора России от 28.01.2000 N 04-035/54 для централизованного контроля давления в пожарно-оросительном трубопроводе необходимо предусмотреть в проекте установку манометров сигнализирующих ДМ8017СгУ2 взамен принятых приборов ВЭ-16Рб (ДМ2005) как не соответствующих условиям применения.

7.2.5.3. В Проекте не предусмотрено оснащение выработок, оборудованных ленточными конвейерами, системами автоматического обнаружения пожаров в начальной стадии - нарушение требований параг. 574 ПБ.

7.3. Графическая часть к Проекту противопожарной защиты шахты.

7.3.1. План промышленной площадки.

7.3.1.1. Давление воды в городском водопроводе, показанное на плане (4,5 кгс/кв. см), не соответствует приведенному в п. 2.3 пояснительной записки (6 - 9 кгс/кв. см).

7.3.1.2. Отсутствует возможность восполнения использованного в аварийной обстановке пожарного запаса воды в резервуаре по мере ее расходования, так как подача воды из резервуара в шахту и заполнение резервуара от источников водоснабжения осуществляются по одному трубопроводу, - нарушение требований п. 17 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.3.2. Схема пожарной защиты.

7.3.2.1. В следующих выработках отсутствует пожарный трубопровод (нарушение требований параг. 577 ПБ и п. 34 Инструкции к параг. 553 ПБ):

в путевом уклоне пласта IV - V (длиной 160 м);

в верхней части путевого уклона N 1 пласта III (длиной 200 м);

в центральном вентиляционном уклоне (длиной 580 м).

7.3.2.2. Противопожарные арки не предусмотрены в следующих выработках (нарушение требований п. 47 Инструкции к параг. 553 ПБ):

в нижних частях капитальных уклонов:

путевой уклон N 1;

конвейерный уклон пласта IV - V;

фланговый вентиляционный уклон;

транспортный уклон пласта IV - V;

в верхних и нижних частях капитальных уклонов:

западные путевой и вентиляционный уклоны;

центральный вентиляционный уклон;

в выработках, оборудованных ленточными конвейерами:

конвейерный штрек 4-2-6;

конвейерный штрек 4-2-4бис.

7.3.2.3. На заездах путевого, транспортного, основного и главного вентиляционных штреков гор. +100 м не предусмотрены двойные противопожарные арки (нарушение требований п. 4.1.5 Инструкции по предупреждению и тушению подземных эндогенных пожаров в шахтах Кузбасса. Кемерово, 1989).

7.3.2.4. Расстояние между задвижками на трубопроводах, проложенных в восточном путевом уклоне, восточном вентиляционном уклоне, вентиляционном путевом и конвейерном уклонах пласта III, на главном вентиляционном штреке гор. +100 м, выбрано с нарушением требований п. 35 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.3.3. Расчетная схема пожарно-оросительного трубопровода.

7.3.3.1. Не показана перспектива развития горных работ на ближайшие 3 года - период проведения экспертизы проекта противопожарной защиты (срок действия экспертного заключения).

7.3.3.2. Не показана повысительная насосная станция, которая фигурирует в расчете пожарного трубопровода на потери напора, приведенного в табл. 5 рассматриваемого проекта.

7.3.3.3. Узлы редуцирования, изображенные на схеме, выполнены с нарушением требований п. 36 Инструкции к параг. 553 ПБ.

7.3.4. Пожарные арки и изоляционные перемычки (проекты 40 - 43).

7.3.4.1. Отсутствует привязка арок и перемычек к конкретным выработкам шахты.

7.3.5. В графической части отсутствуют:

7.3.5.1. Схемы устройства насосных станций (в том числе повысительных насосных станций) и пожарных водоемов.

7.3.5.2. Схемы электроснабжения насосных станций со схемами управления и автоматизации.

7.3.5.3. Схемы устройства узлов редуцирования и переключающих устройств.

7.3.5.4. Схемы привязки установок автоматического пожаротушения к конкретным объектам.

7.4. По всем остальным пунктам Проект противопожарной защиты соответствует требованиям норм и правил промышленной безопасности, обеспечивающих противопожарную защиту при эксплуатации ОАО "Шахта Усинская".

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На основании изучения представленных материалов экспертный совет РосНИИГД считает, что Проект противопожарной защиты ОАО "Шахта Усинская" не отвечает требованиям действующих Правил и норм по безопасности и противопожарной защите на предприятиях угольной промышленности и, следовательно, не пригоден для использования шахтой при осуществлении производственной деятельности.

8.2. Рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий.

В соответствии с отмеченными недостатками Проект необходимо доработать, укомплектовать графическую документацию в полном объеме и представить на повторную экспертизу.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности Термины и определения

Заказать проведение экспертизы

Что такое «экспертиза промышленной безопасности»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Экспертиза промышленной безопасности (далее - экспертиза) - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.»

Что такое «объекты экспертизы»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.»

Что такое «система экспертизы промышленной безопасности»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Система экспертизы промышленной безопасности (далее - Система экспертизы) - совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.»

Заказать проведение экспертизы

Что такое «лицензия»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю»

Что такое «экспертная организация»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Экспертная организация - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.» Что такое «заключение экспертизы»?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.»

Кто такой «эксперт» (применительно к промышленной безопасности)?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.»

Кто такой «заказчик» (применительно к промышленной безопасности)?ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заказчик - организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.»

Общие вопросы экспертизы промышленной безопасности

Какой нормативный документ федерального уровня регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

Является ли проведение экспертизы видом деятельности в области промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: «К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.»

Что является обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган акта приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.»

Подлежат ли экспертизе промышленной безопасности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.»

Что является обязательным условием принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.»

Подлежат ли экспертизе промышленной безопасности изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.»

Кто обязан обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;»

Что подлежит экспертизе промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
  • декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.»

Кто и за чей счет проводит экспертизу промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.»

Что является результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.»

Кто рассматривает и утверждает заключение экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.»

Кто устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.»

Может ли экспертиза промышленной безопасности осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.»

Что имеют право делать должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей?
ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте…»

Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности деклараций промышленной безопасности?
ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности»

Какой документ Ростехнадзора регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности?
ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности»

Процедура экспертизы промышленной безопасности Из каких этапов состоит процесс проведения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:
  • предварительный этап;
  • заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;
  • процесс экспертизы;
  • выдача заключения экспертизы.»
Из чего состоит предварительный этап процесса проведения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»: «Предварительный этап.
При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:
  • содержание и ход экспертизы;
  • подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);
  • составление календарного плана.
Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.» Что включает в себя заявка и другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы?ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.
Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.
В документах:
  • определяются договаривающиеся стороны;
  • определяются объекты экспертизы;
  • приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;
  • подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;
  • определяются сроки проведения экспертизы.
Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.» Из каких этапов состоит процесс экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Процесс экспертизы.
Процесс экспертизы включает:
  • подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;
  • назначение экспертов;
  • проведение экспертизы.»
Что включают в себя материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.
Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:
  • данные о заказчике и объекте экспертизы;
  • проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
  • акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);
  • образцы оборудования (в случае необходимости).
При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов. При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.»

Как происходит назначение экспертов?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Назначение экспертов.
Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией. Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.
В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.»

Экспертиза с выездом на место (к заказчику) Из каких частей состоит экспертиза с выездом на место (к заказчику)?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).
Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:
  • вводная часть;
  • непосредственно экспертиза на месте;
  • заключительная часть.»
Из чего состоит вводная часть экспертизы на месте?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
Вводная часть экспертизы на месте.
Задачи вводной части:
  • разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);
  • сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;
  • обсудить и определить объем работ;
  • определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;
  • разъяснить значение заключительной части;
  • утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.»
Как проходит непосредственно экспертиза на месте?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Непосредственно экспертиза на месте.
При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:
  • компетентности сотрудников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.»

Из чего состоит заключительная часть экспертизы на месте?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Заключительная часть экспертизы на месте.
Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.
Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.
Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.»

Заключение экспертизы Как осуществляется процесс выдачи заключения экспертизы?
ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
«Выдача заключения экспертизы.
Подготовка проекта заключения экспертизы.
  • Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.
  • В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.
  • Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заклчения экспертизы.
  • Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.
    Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.
    В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:
    • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);
    • о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.
    В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.» Что должно содержать заключение экспертизы?
    ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
    «Заключение экспертизы должно содержать:
    • наименование заключения экспертизы;
    • вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;
    • перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
    • данные о заказчике;
    • цель экспертизы;
    • сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
    • краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
    • результаты проведенной экспертизы;
    • заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;
    • приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).»

    Как оформляется заключение экспертизы?
    ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»:
    «Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.»

    Какой документ регламентирует утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности?
    РД 03-298-99 «Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности»:

    Экспертиза промышленной безопасности по отраслям промышленности

    Какие нормативные документы регламентируют проведение экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности?
    РД 15-04-2006 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности ленточных конвейерных установок»
    РРД 05-620-03 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов»
    РД 15-03-2006 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности шахтных копровых шкивов»
    РД 15-05-2006 «Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сосудов шахтных подъемных установок» РД 03-422-01 «Методические указания по проведению экспертных обследований шахтных подъемных установок»
    РД 05-432-02 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности»
    ПБ 05-351-00 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности проектов противопожарной защиты угольных шахт, опасных производственных объектов угольной промышленности»

    Какие нормативные документы регламентируют проведение экспертизы промышленной безопасности в горнорудной и нерудной промышленности?
    РД 03-427-01 «Методические указания по проведению экспертных обследований вентиляторных установок главного проветривания»
    РД 06-318-99 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности?
    РД 09-539-03 «Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности металлургических и коксохимических производств?
    РД 11-589-03 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности объектов газоснабжения?
    РД 12-608-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности объектов транспортирования опасных веществ?
    РД 15-489-02 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности объектов хранения и переработки растительного сырья?
    РД 14-531-03 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений?
    РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

    Какой нормативный документ регламентирует проведение экспертизы промышленной безопасности тепловых установок и сетей?
    РД 10-520-02 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды»

    Если Вы хотите узнать точную стоимость экспертизы и срок ее выполнения, отправьте запрос.
    Наш сотрудник свяжется с Вами в самое ближайшее время и сообщит все интересующие Вас подробности.