Руководства, Инструкции, Бланки

Анализ Воспитательной Работы Классного Руководителя За Год Образец img-1

Анализ Воспитательной Работы Классного Руководителя За Год Образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1740 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка на тему: Схема анализа воспитательной работы классного руководителя

Методическая разработка на тему:
Схема анализа воспитательной работы классного руководителя
Предварительный просмотр:

Воспитательной работы классного руководителя за год

  1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:
    - приоритетные воспитательные задачи года, целесообразность их постановки;
    - соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
    - правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
    - возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
    - результаты решения поставленных задач; расхождение целей и реальных результатов, их причины.
  2. Анализ развития коллектива класса:
    - социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
    - степень сформированной и уровень сплоченности коллектива;
    - традиции класса;
    - особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
    - особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
    - преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
    - доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
    - негативные явления, замеченные в жизни коллектива;
    - наличие конфликтов, их разрешение;
    - степень вовлечения учащихся в жизнидеятельсть класса, уровень их включенности в процесс планирования, организация и анализ совместной деятельности;
    - развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованности, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.
  3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
    - участие учащихся в работе кружков, секций, клубов, творческих объединений;
    - участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
    - степень вовлеченности и заинтересованности учащихся в жизнедеятельности школы;
    - активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.
  4. Анализ работы органов самоуправления:
    - участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
    - эффективность самоуправления;
    - периодичность и сменяемость органов самоуправления;
    - влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.
  5. Анализ развития учащихся класса:
    - степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него деятельность;
    - уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
    - наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
    - влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников)и занятий в кружках, секциях и других объединениях;
    - изменения состава класса, происшедшее в течении года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация интеграция в классном коллективе;
    - индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.
  6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:
    - использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетания общих, групповых и индивидуальных форм работы;
    - соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности;
    - удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятия (указать мероприятия, в которых учащиеся учувствовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально; к которым учащиеся остались равнодушными);
    - от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
    - новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
    - методы воспитательного воздействия. формы работы и средства педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшее на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);
    - мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.
  7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
    - с одаренными детьми;
    - со слабоуспевающими и не проявляющими интересами к учебе;
    - с «трудными»: количество стоящих на учете, причины поставки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.
  8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:
    - взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
    - взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
    - проведение открытых мероприятий, их результативность.
  9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
    - влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
    - вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;
    - организация совместных с родителями мероприятий;
    - изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
    - тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.
  10. Выводы:
    - главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации и воспитании учащихся класса; накопленный положительный опыт;
    - негативные моменты в воспитательной работе;
    - нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
    - перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;
    - новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.
  11. Приложение:
    - психолого-педагогические характеристики учащихся;
    - материалы по изучению личности учащихся;
    - результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
    - информация о проведении и результатах отдельных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы классного руководителя

Задача проблемного анализа состояния воспитательной работы-конкретизировать и структурировать прблему и определить пути решения. Анализ работы мною проводится ежегодно с тем, чтобы определить задачи н.

анализ воспитательной работы классного руководителя

Анализ воспитательной работы классного руководителя 6 класса за 2011 - 2012 учебный год.

Анализ воспитательной работы классного руководителя

В этом документе вы можете ознакомиться с анализом плана воспитательной работы классного руководителя на основе поставленных в начале года целей и задач, а также прочитать как проходила работа с класс.

Анализ воспитательной работы классного руководителя 5 класса.

В анализе воспитательной работы попыталась в системе рассмотреть такие вопросы:- адаптация пятиклассников в основной школе,- какие задачи ставились на начало учебного года и чего удалось достичь (над.

В материале представлен анализ воспитательной работы по критериям локального акта общеобразовательного учреждения.

В ____ уч.году ставила цель: сформировать в каждом ребёнке личность творческую, самостоятельную, гуманную. Способную ценить себя и уважать других. Для достижения поставленной цели ставила следую.

Схема анализа воспитательной работы классного руководителя за год

Использование данной схемы позволяет классному руководителю проанализировать все аспекты своей работы с классным коллективом и написать побробный анализ своей работы.

Видео

Другие статьи

Материал (8 класс) по теме: Анализ воспитательной работы 2013-2014 учебный год

Материал (8 класс) по теме:
Анализ воспитательной работы 2013-2014 учебный год

Исходя из анализа работы за2012-2013 учебный год и выявленных проблем, в новом учебном году(2013-2014) цель ВР была сформулировала следующим образом:

становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основные задачи работы с классом:

Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования.

Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

Развитие общей культуры школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся данного возраста. За прошедший год были проведены тематические классные часы, беседы, не только по плану, но и внеплановые. Данные мероприятия носили различную тематику и были направлены на развитие личности учащихся. Проводились занятия по гражданскому воспитанию, эстетическому воспитанию и этикету, экологическому воспитанию, нравственно-эстетическому воспитанию, занятия направленные на формирование здорового образа жизни, занятия по трудовому воспитанию. Кроме того, проводились беседы по правилам дорожного движения ,безопасности жизнедеятельности детей, нарушениями техники безопасности в быту. [см.Программа учебно-воспитательной деятельности с уч-ся 8 класс на 2013-2014уч. год]. Поставленные перед классным коллективом в прошлом учебном году задачи, можно считать выполненными.

2. Анализ развития коллектива класса.

Класс нельзя назвать дружным, так как наблюдается деление на условные микрогруппы. В классе имеется и такой ученик (Билюстин А), который часто оказывается вне коллектива, и это является следствием его эмоциональных и психических особенностей, а не неприятия его классным коллективом. Сам по себе мальчик очень добрый и отзывчивый. Класс не функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек не всегда являются ровными и доверительными.

Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год изменился незначительно.
Несмотря на то что постоянно проводится работа по вовлечению учащихся в общественные дела класса и школы, у некоторых учащихся, к сожалению, проявляется стремление увильнуть от работы, совместных дел класса. Необходимо отметить, что проблема формирования коллектива не снята и продолжает оставаться одной из самых важных. Требуется продолжение работы по сплочению коллектива.
В классе не происходит борьбы за лидерство. Учащиеся- лидеры оказывают влияние на основную часть коллектива. Большинство ребят имеют систему собственных взглядов. Ребята уважительно относятся к основной части учителей и работе школы.

Количество детей, вовлеченных в жизнедеятельность класса участвующих в творческих делах класса, анализе и планировании классных дел -7 человек (41%).

3.Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

Основными мотивами участия детей в общешкольных мероприятиях является повышение интереса к общению. К сожалению в большинстве школьных мероприятий участвуют не все ребята. Учащиеся участвующие в подготовке и проведении мероприятий делают это с интересом, проявляют себя.

В прошедшем учебном году многие учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам- 15 человек (78%). Не задействованы во внеурочной деятельности (Дубс. А. Конюхова А.). Билюстин А. Хайрулимов Ж, Рогознова А. Исаев Д. Дубс А. Валухов Ю. Хегай Е. Горшенин Д. - не принимают активного участия в мероприятиях класса и общешкольных мероприятиях.

Учащиеся класса стали более активно и ответственно относиться к дежурству по школе и классу, уборке территории и субботникам.

4.Анализ работы органов самоуправления.

В начале учебного года все учащиеся получили свои обязанности и задания. Но не все отнеслись к этим поручениям серьёзно. Президентом класса бала выбрана Елекова Н. Не имея авторитета среди одноклассников и задатков лидера, Наташа не справилась со своими обязанностями. Очень часто не принимала участия в обсуждении и решении важных для класса проблем. Учащиеся остались недовольны её работой и неоднократно предлагали провести перевыборы. Со своими обязанностями полностью справились Сулейменов Р. Чумичева А. Амельченко А. Турсунов Д. Субботина А.

В целом, п о итогам года, уровень социокультурного развития учащихся повысился, благодаря развитию самоуправления в классе. Ребята стали значительно чаще принимать участие в различных классных и общешкольных мероприятиях, принимать участие в организации классных часов и открытых мероприятий. Учащиеся научились анализировать развитие своего коллектива, планировать дальнейшее развитие.

5. Анализ развития учащихся класса:

На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся. Уровень воспитанности, как показала анкета «Определение уровня воспитанности учащихся», возрос незначительно, по сравнению с началом учебного года.

Анкетирование учащихся на выявление системы познавательных интересов показало, что некоторые ребята определились с выбором будущей профессии, и их познавательная деятельность ориентирована на те предметы, которые будут необходимы им при поступлении.

Следует отметить, что ещё не у всех учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все учащиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Но есть в классе ребята, которые серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, они ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца(Сулейменов Р. Субботина А. Турсунов Д. ) В классе есть такие учащиеся, которые агрессивно воспринимают критику со стороны как учителей, так и своих сверстников, не признают своих ошибок, не реагируют на замечания окружающих.(Хегай Е.) Считаю необходимым на следующий учебный год организовать работу в этом направлении. В социально- культурном развитии нельзя однозначно сказать, что уровень воспитанности повысился. Так как некоторые учащиеся или же не изменили показатель воспитанности, или же он стал ниже(Хегай Е. Пфляум Я.) Отмечены положительные учащиеся у которых повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми (Дубс А.). Также имеется группа учащихся, у которых уровень воспитанности остался по прежнему высоким(Сулейменов Р. Субботина А, Турсунов Д. Шульбах В. и др ). Большинство учащихся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям.

В этом году не все учащиеся принимали участие в различных творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсах школы и района. Личные достижения некоторых учащихся (Субботина А. Турсунов Д. Сулейменов Р. Арнгольдт Л. Чумичева А.) значительно повлияли на их развитие и рост мотивации к развитию активности всего класса. По результатам общешкольных мероприятий класс несколько раз занимал призовые места.

На начало учебного года произошли изменения в составе класса. Прибыло двое новых учащихся: Дубс А. - оставлен на повторное обучение, Арнгольдт Л.- прибыла из МОУ-СОШ с. Водопьяново. В период адаптации и интеграции в коллектив класса проблем и конфликтов не возникло.

6.Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

Наибольший интерес учащихся в прошедшем учебном году вызвали следующие мероприятия:

1. Участие в районном конкурсе "За ЗОЖ" 2 место

2. Организация мероприятий по подготовке к Новому году, Дню матери,

3. Поездка в г. Саратов, отдых на природе.

7.Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.

Отношения учащихся с окружающим их социумом адекватные. Детей, стоящих на учете ПДН нет. В классе двое детей стоят на внутришкольном контроле (Билюстин А. Рогознова А.) Причина постановки - частые пропуски и отставание в учебе. Неоднократные беседы с Билюстиным А. и его мамой результатов не принесли. Из-за частых пропусков и неуспеваемости по предметам Саша оставлен на повторное обучение. В результате беседы с мамой Рогозновой А. пропуски не прекратились, но Настя исправила оценки по некоторым предметам.

8.Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом.

Воспитательное взаимодействие класса осуществлялось при помощи классного руководителя, учителей предметников и администрации школы.

9.Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.

Существует ряд проблем, связанных с взаимодействием с родителями. Посещение родительских собраний невысокое - 20-30%. Родители практически не оказывают влияния на воспитательный процесс в классе, полагая, что это исключительно прерогатива школы, многие родители не охотно идут на контакт, не интересуются жизнью школы и класса. Учащиеся также избегают проведения различных мероприятий совместно с родителями, что обусловлено особенностями подросткового возраста.

Так как в следующем году ребята будут учиться в выпускном классе и помощь родителей будет необходима, требуется усилить взаимодействие с семьями учащихся.

Исходя из анализа воспитательного процесса в 2013-2014 учебном году, учитывая весь отрицательный и положительный опыт работы, считаю необходимым поставить цели и задачи работы в предстоящем году. В следующем учебном году необходимо сделать упор на развитие органов самоуправления в классе и самостоятельную организацию жизнедеятельности класса в соответствии с установленными правилами, обеспечения демократического уклада жизни класса.

1. Организация взаимного сотрудничества с родителями и педагогами, направленного на повышение мотивации к самообразованию, на осознанный выбор профессии учащимися и успешное прохождение итоговой аттестации.

2. Формирование способности к самоопределению и умению выстраивать собственную жизненную траекторию.

Организовывать совместное творчество детей и родителей. Разнообразить формы взаимодействия с семьей, вовлекая родителей в воспитательный процесс.

Наладить работу родительского комитета.

Организовать совместные мероприятия, ориентированные на профориентацию учащихся.

Развивать органы самоуправления в классе и стимулирование к участию в школьных органах самоуправления.

Вовлекать в активную социально-значимую внеклассную деятельность через проекты.

Анализ классным руководителем воспитательной работы

Анализ классным руководителем воспитательной работы. Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 и 3 класса за год

Сложно представить деятельность учебного заведения без календарного и перспективного плана, программы подготовки и проведения мероприятий, рабочих проектов руководителя и так далее. Разработка этой документации позволяет не только существенно уменьшить неопределенность в развитии образовательной системы. Планирование способствует обеспечению преемственности действий на краткосрочную и долгосрочную перспективу, упорядочению процесса обучения и воспитания детей. Педагогическая деятельность предполагает не только непосредственную передачу знаний школьникам. Особое место в ней занимает воспитательная работа. Рассмотрим далее, на каких принципах она строится и как оцениваются педагогом ее результаты.

Особенности планирования

Разработка программы воспитательной деятельности предполагает совместное определение классным руководителем, детьми и их родителями содержания, целей, способов организации этого процесса. В его основу положено моделирование. Это обусловлено тем, что планирование воспитательной работы представляет собой схему одного из фрагментов предполагаемого процесса. Для успешного планирования необходимо соблюсти следующие принципы:

  1. Системность.
  2. Конкретность.
  3. Диалог.
  4. Оптимальность.
  5. Научность.
  6. Индивидуальность.
  7. Непрерывность.

Немалое значение в разработке программы имеет и анализ воспитательной работы классного руководителя за год.

Системность

Составляя план на предстоящий период и давая оценку деятельности за прошедшее время, участники рассматривают процесс как сложную структуру, которая состоит из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов. К ним, в частности, относят:

  1. Классного руководителя.
  2. Учащихся.
  3. Родителей.
  4. Педагогов школы и прочих взрослых.

Анализ классным руководителем воспитательной работы предполагает изучение коллективных и индивидуальных интересов, ценностных ориентиров, потребностей участников планирования. В процессе разработки программ устанавливаются принципы, цели, содержание, способы организации и формы совместной деятельности, отношений и общения.

Конкретность

Анализ классным руководителем воспитательной работы за прошлый период позволяет выявить и учесть потребности и интересы своего коллектива. Педагог исследует уровень развития и перспективы роста учеников. Это особенно важно при планировании работы с детьми младшего возраста. Правильность выбора конкретных методов и форм совместной деятельности во многом будет зависеть от понимания специфики педагогической ситуации в данной учебной группе, а также от того, насколько глубоко и всесторонне был проведен анализ воспитательной работы классного руководителя за год.

1 класс считается в определенной степени ознакомительной ступенью. На этом этапе потребности детей в сфере образования выражены не так явно. Происходит постепенное привыкание к школе, режиму, правилам поведения. В этой связи анализ классным руководителем воспитательной работы должен строиться с учетом особенностей развития каждого ребенка и всего коллектива в целом. В этом случае целесообразно обратиться к рабочим планам ДОУ, их оценкам и выводам. Соблюдение принципа конкретности предполагает введение в программу определенных действий, четких сроков.

Оптимальность

Этот принцип касается трех важных обстоятельств, присутствующих в планировании воспитательной работы:

  1. Педагогу необходимо найти наиболее подходящий вариант участия взрослых и детей в коллективной деятельности.
  2. Итогом совместной работы должны быть модельные представления о наилучшем способе построения взаимоотношений в классе и воспитательных мероприятий в нем.
  3. Педагогу необходимо выбрать оптимальную структуру и форму самого плана. Это обеспечит удобство при его каждодневной деятельности.
Диалог

Анализ воспитательной работы классного руководителя предполагает выявление мнений, мотивов, выводов участников процесса. Имея в распоряжении эти сведения, можно не только объективно оценить деятельность педагога, но и совместно с ним разработать оптимальный вариант плана на предстоящий период. Анализ мнения каждого участника, учет разных взглядов на тот или иной вопрос способствует выявлению максимального количества возможных способов и путей организации предстоящих мероприятий.

Индивидуальность

Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 класса за год должен включать в себя оценку личностных качеств детей. За предыдущий учебный период должны быть выявлены наиболее сильные стороны школьников, а также проблемы, с которыми они столкнулись, придя в образовательное учреждение. Педагог должен понимать ценность индивидуальности каждого ребенка и ставить процесс ее становления в качестве одной из ключевых задач своей деятельности. Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 класса за год позволит разработать общие подходы к развитию всего коллектива и каждого отдельного ученика.

Принцип научности

Анализ классным руководителем воспитательной работы должен включать в себя изучение общих теоретических представлений о движущих силах, сути и закономерностях процесса развития личности ребенка. В своей деятельности педагогу следует руководствоваться положениями современных образовательных концепций, учитывать методические рекомендации как отечественных, так и зарубежных ученых.

Непрерывность

Планирование, как и анализ воспитательной работы классного руководителя, должно быть постоянным. Это одно из основных условий успеха всей деятельности педагога. По завершении каждого учебного периода должны обобщаться данные, собранные на его протяжении. В течение нового года будут появляться различные непредвиденные ситуации, которые невозможно учесть в плане. В этой связи необходимо сформировать фундамент взаимодействия, определить максимально возможное количество решений той или иной проблемы. Это особенно важно для директора образовательного учреждения. При наличии базовых сведений, планов, программ, обобщенных результатов деятельности педагогов за прошлые периоды намного легче провести анализ воспитательной работы классного руководителя за год. 3 класс условно считается завершающим этапом для детей в процессе перехода от младшего к среднему школьному возрасту. Здесь больше внимания уделяется образовательному процессу, интенсивности усвоения учениками знаний. Между тем зачастую развитие личностных качеств отодвигается на второй план. Выявить такую несбалансированность позволит анализ воспитательной работы классного руководителя за год. 3 класс для многих детей становится определенным порогом, на котором они выбирают свое дальнейшее поведение в школе. Для педагога важно не пропустить этот момент и максимально содействовать детям в принятии правильного решения.

Составление перспективного плана

При разработке программы следует опираться на определенный алгоритм. К основным его пунктам можно отнести:

  1. Определение педагогом порядка и сроков, в которые будут осуществляться действия по планированию.
  2. Оценка состояния и результатов предыдущей деятельности. К примеру, выполняя анализ воспитательной работы классного руководителя 7 класса за год, родители как участники процесса планирования могут обозначить достигнутые показатели, указать на пункты, которые не были выполнены или реализованы не в полной мере.
  3. Уточнение, корректировка и конкретизация замысла педагога. В данном случае предполагается обсуждение с участниками планирования проекта программы на предстоящий период. К примеру, проведя анализ воспитательной работы классного руководителя 9 класса за год, родители, дети и сам педагог выделяют ключевые аспекты, добавляют к ним элементы с учетом специфики предстоящего периода, вводят в программу конкретные мероприятия по реализации задуманного.
  4. Оформление плана.
Важность оценки деятельности

Анализ зачастую воспринимается как крайне трудоемкое и далеко не самое необходимое направление работы классного руководителя. При его проведении от педагога требуются значительные временные, интеллектуальные и физические затраты. Вместе с этим не всегда очевидна практическая польза оценки предыдущей деятельности. Тем не менее, как показывает исследование планов работы, составленных классными руководителями, анализ их воспитательной программы может, а в ряде случаев должен стать базой для планирования на предстоящий год. Такое имеет место в определенных ситуациях. В частности, если:

  1. Анализ выполнен неформально.
  2. Педагогическая оценка представляет собой не разнородное соединение разных фактов и суждений, а отличается четкой структурой. При этом она должна осуществляться в соответствии с конкретными методическими принципами.
  3. Анализ выполняется согласно разработанным критериям.
  4. Оценка является содержательной и информативной.
  5. Классным руководителем было учтено все многообразие мнений большинства участников образовательного процесса.
Подходы

В современной практике анализ воспитательной деятельности может быть:

  1. Описательным. В этом случае излагаются и оцениваются явления и события, имевшие место в коллективе.
  2. Полярно-оценочным. При этом подходе определяются и анализируются отрицательные и положительные результаты процесса, их причины.
  3. Системным. В этом случае предполагается целостная оценка образовательного процесса во взаимодействии его элементов.
  4. Проблемным. Такой подход предусматривает выделение, исследование и структурирование сложностей и противоречий.
  5. Личностно-ориентированным. Этот способ используется сегодня в инновационных учебных заведениях. С его помощью проводится, к примеру, анализ воспитательной работы классного руководителя 10 класса за год.
Виды оценок

Типы анализа выбираются в зависимости от традиций воспитательной работы и организационной культуры учебного заведения. Сегодня применяются:

  1. Оценка достижения целей и реализации задач. Педагог анализирует уровень реализации целевых установок, которые были определены на начало периода.
  2. Оценка основных событий и ситуаций. При проведении такого анализа необходим определенный объем информации. В качестве одной из распространенных форм накопления сведений выступают справки. В них указываются мероприятия, которые были проведены, ответственные за них лица, результаты, которые были достигнуты в итоге.
Заключение

В аналитической работе классного руководителя выделяют три ключевых этапа. Большое значение имеет первый – подготовительный. Он состоит в определении цели и предмета анализа, составлении программы. На основном этапе осуществляется сбор и обобщение сведений о воспитательном процессе, обнаружение отрицательных и положительных его аспектов, прогнозирование, обозначение наиболее актуальных проблем и противоречий. На завершающей рефлексивной стадии педагог оценивает выполненную аналитическую работу, ликвидирует стилистические и фактические неточности, вносит необходимые дополнения и коррективы.

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

“Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

В моей работе есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу основываю на Программе воспитательной деятельности Новохарьковской СОШ, которая носит название “Истоки” - духовно-нравственное воспитание учащихся на основе обычаев и традиций нашей Родины. Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:
  • Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  • Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  • Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  • Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  • Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  • Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую направления программы: “Наша Родина”, “Человек”, “Здоровье”, “Семья”, “Труд”, “Культура”, “Труд”.

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение последних двух лет были проведены следующие мероприятия:

- 1 место в конкурсе “Самый зеленый класс”.

Основные положения моей воспитательной системы:
  1. Индивидуальный подход в воспитании.
  2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
  3. Системность в работе.

Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю седьмой год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах.

3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина. Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа, систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в городских спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение В. Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования) - Похвалите меня!

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, но до выпускного бала у нас еще есть время, а главное силы, возможности и энтузиазм.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.

Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы. Но на смену им придут малыши-пятиклассники. И снова все повторится сначала…

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!