Руководства, Инструкции, Бланки

Письмо О Бенефициарных Владельцах Образец img-1

Письмо О Бенефициарных Владельцах Образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1731 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец

Термин "Бенефициарный владелец" на английском языке - Beneficial owner.

За каждой коммерческой организацией стоит владельцы - физические лица. Владение может быть через несколько звеньев организаций, но всегда в конце стоят конкретные физические лица. Эти физические лица и называются как "Бенефициарный владелец".

100% уставного капитала ЗАО "Альфа" владеет Indigo Ltd.

В свою очередь 100% уставного капитала Indigo Ltd владеет Иванов.

Иванов - Бенефициарный владелец ЗАО "Альфа".

Цепочки владения, конечно же, могут более сложными и запутанными.

Выявление бенефициарного владельца может производиться контролирующими органами как в налоговых целях (выявление случаев уклонения от уплаты налогов через офшорные зоны), так и с целью выявление иных экономических преступлений.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит два близких определения понятию "Бенефициарный владелец":

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента - физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо (ст. 3);

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (п. 8 ст. 6.1.).

Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

В России введена обязанность юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах. Эта обязанность установлена статьей 6.1. закона и была впервые введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 215-ФЗ, который вступил в силу с 21.12.2016.

Так, указывается, что юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений:

фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Юридическое лицо обязано (п. 3 ст. 6.1.):

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации.

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 6.1.).

Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев (п. 4 ст. 6.1.).

Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных (п. 5 ст. 6.1.).

За нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах установлена ответственность статьей 14.25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

"Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, -

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей ."

Пример из судебной практики

В 2010-2011 гг. банк уплачивал проценты по договорам займа в пользу люксембургской сестринской компании и не удерживал налог у источника на проценты согласно Договору об избежании двойного налогообложения с Люксембургом.

Налоговые органы указали, что источниками средств по займам, выданным банку, были денежные средства, полученные люксембургской компанией от общего итальянского акционера, которому впоследствии было перечислено около 70 % от суммы процентов. Налоговые органы применили соглашение об избежании двойного налогообложения с Италией и обложили всю сумму выплаченных из России процентов по ставке 10%.

Решение арбитражного суда г. Москвы от 3.03.2016 г. № А40-241361/15-115-1953

Понятие "Бенефициарный владелец" было введено Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, путем внесения изменений в статью 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Другие статьи

Письмо Банка России от 28 января 2014 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т “Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев”

Обзор документа

Письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т “Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев”

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе согласованное с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу П.В. Ливадный) Информационное письмо по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев.

Приложение: на 6 листах.

Заместитель
Председателя Банка России

Информационное письмо
по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев
Глава I. Определение понятия “бенефициарный владелец”

В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее - Федеральный закон) под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (далее - организация), то организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов - как юридических, так и физических лиц.

В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем / участником клиента - юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;

- иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев, или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения).

В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В каких случаях бенефициарным владельцем клиента - юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента - юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента - сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев

Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях реализации требования подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организациям рекомендуется включать в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности:

- основания для признания физического лица бенефициарным владельцем (используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия “бенефициарный владелец”, установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом, формы (виды) контроля за действиями клиента);

- перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации;

- основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);

- порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

- порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;

- иные положения по усмотрению организации.

Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция. При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона, а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:

- включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;

- анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

- изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц;

- устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

- использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

- иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в том числе в анкете (досье) клиента.

При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:

перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;

решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента - юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

В случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце организация имеет возможность реализовать полномочия, определенные пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу идентификации бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Идентификация касается как владельцев-юрлиц, так и владельцев-граждан.

Если владение клиентом либо контроль за ним осуществляется через третьих лиц, то организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения либо возможность контроля.

Указаны факторы, с учетом которых организации принимают решение о признании физлица бенефициарным владельцем клиента.

Клиентом могут владеть как одно, так и несколько физлиц (в т. ч. родственники). В последнем случае организация должна рассматривать каждого из физлиц в качестве бенефициарного владельца.

Если бенефициарный владелец клиента-юрлица не выявлен, то таким владельцем признается единоличный исполнительный орган данной организации. Указаны особенности заполнения решения о признании и анкеты (досье) клиента в таких случаях.

В правила внутреннего контроля рекомендуется включать основания для признания физлица, единоличного исполнительного органа бенефициарным владельцем, перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию, порядок принятия решения о признании, правила фиксирования сведений, полученных в результате идентификации, и др.

Закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации в зависимости от уровня риска клиента или суммы операции.

Для идентификации можно предпринимать такие меры как включение в договор обязанности клиента представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах, анкетирование клиентов, изучение учредительных документов клиентов-юрлиц, устный опрос клиента с занесением данных в анкету (досье), использование внешних источников и др.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Федеральный закон 115-фз о ПОД

0:12, 03 февраля 2014 Лайк 0 156

Письмо ЦБ № 14-Т от 28.01.2014 — бенефициарный владелец

Банк России разработал Информационное письмо № 14-Т от 28.01.2014 По вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев.

Письмо 14-Т от 28.01.2014 разделено на две главы – «Определение понятия бенефициарный владелец» и «Порядок идентификации бенефициарных владельцев»

Глава I. Определение понятия «бенефициарный владелец» содержит ответы на следующие вопросы

  • В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?
  • В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?
  • С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?
  • Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?
  • В каких случаях бенефициарным владельцем клиента — юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев содержит ответы на следующие вопросы

  • Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?
  • Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне террористов и экстремистов?
  • Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?
  • Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?
  • Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?
  • Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

Предлагаем ознакомиться с текстом Информационного письма ЦБ от 28.01.2014 № 14-Т

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев

Глава I. Определение понятия «бенефициарный владелец»

В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон) под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (далее — организация), то организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов — как юридических, так и физических лиц.

В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем / участником клиента — юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае, если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:
— физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;
— физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;
— иные, самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе, лицами, имеющими родственные отношения).
В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В каких случаях бенефициарным владельцем клиента — юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента — юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента — юридического лица.
В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента — сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев

Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
В целях реализации требования подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организациям рекомендуется включать в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности:
— основания для признания физического лица бенефициарным владельцем (используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия «бенефициарный владелец», установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом, формы (виды) контроля за действиями клиента);
— перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации;
— основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);
— порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
— порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;
— иные положения по усмотрению организации.

Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень) либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция. При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона, а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:
— включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;
— анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);
— изучение учредительных документов клиентов — юридических лиц;
— устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;
— использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);
— иные меры по усмотрению организации.
Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.
Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться, в том числе, в анкете (досье) клиента.
При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:
перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;
решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;
информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;
решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента — юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

В случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце, организация имеет возможность реализовать полномочия, определенные пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона.

Бенефициарный владелец - это

Бенефициарный владелец - это. Идентификация бенефициарного владельца

"Бенефициарный владелец" - это понятие, использующееся для собрания и хранения определенной информации о компаниях, которые взаимодействуют с организациями, перечисленными в ст. 5 закона № 115-ФЗ. К этому перечню отнесены учреждения, осуществляющие разнообразные операции, связанные с имуществом и денежными средствами. Далее в статье подробнее остановимся на самом понятии, разъясним его смысл. Познакомимся также с рядом положений законодательства, которыми оно регламентируется.

Законодательная база

В соответствии с установленными нормами нововведение будет касаться практически всех организаций, которые осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг, обслуживаются в страховых компаниях и имеют счет в банке. По федеральному закону о производстве действий против осуществления легализации (отмывания) поступлений, полученных преступным способом, и финансирования терроризма, бенефициарный владелец - это субъект, не имеющий четкого статуса.

Вся собранная информация будет направлена ??на создание противодействия различным финансовым операциям, которые запрещены законом. Однако представители власти уже не раз озвучивали информацию, которая противоречит закону. Примером этого служит Бюджетное послание от Президента РФ "О бюджетной политике в 2010-м -2012-м годах" от 25.05.2009 к Федеральному собранию. В этом тексте размещены определенные рекомендации по закреплению механизма действий против использования договоров для снижения налогов и предотвращения двойного налогообложения в процессе осуществлении операций с зарубежными предприятиями в том случае, когда нерезидент страны, с которой заключен договор, является окончательным выгодоприобретателем.

Налоговая политика будущего

В планы государства на предстоящие годы включены определенные изменения. Некоторые из них указаны в налоговом кодексе РФ. Суть этих изменений заключается в создании противодействия нарушениям при использовании международных налоговых соглашений в недопустимых законом целях. На основании законодательных актов должно также осуществляться стимулирование организаций к переходу в юрисдикцию РФ из оффшорных зон мира. Налоговые льготы и преференции, которые указаны в международных договорах с Российской Федерацией, не будут применяться в том случае, если конечный бенефициарный владелец – это резидент страны.

Идентификация бенефициарного владельца

Вопрос раскрытия бенефициарного владельца уже несколько раз поднимался в современном российском бизнесе, однако из-за отсутствия четкого определения оставался нерассмотренным. Примером этого является поручение председателя правительства. Согласно этому документу, многие компании, в основном государственной формы собственности, разослали своим контрагентам требование предъявить информацию обо всех владельцах и конечных бенефициарах. Однако из-за отсутствия четкой формулировки этого понятия и правового регулирования процедуры раскрытия предоставить необходимую информацию было практически невозможно. Однако уже в июле 2013 года бенефициарный владелец клиента стал идентифицироваться банковскими организациями.

Перечень необходимых персональных данных

В соответствии с законом раскрыть информацию о бенефициарах-владельцах придется юридическим лицам, которые имеют счет в банке и являются клиентами предприятий, осуществляющих операции с денежными средствами. Общий объем, характер и процесс представления сведений должны соответствовать порядку, утвержденному Правительством РФ. Однако в связи с тем, что на сегодняшний день основные положения еще не опубликованы, вся информация будет передаваться в соответствии с Законом № 115-ФЗ и Положением, утвержденным в 2004-м году, 19 августа, Банком России. Он содержит сведения по идентификации кредитными компаниями выгодоприобретателей и клиентов в целях производства действий против осуществления легализации (отмывания) средств, полученных преступным способом, и финансирования терроризма. Опираясь на закон, для реализации процесса отождествления физического лица необходимо определить следующее:

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату рождения;
  • фактический адрес места жительства или временного пребывания;
  • персональный налоговый номер (при его наличии)
  • гражданство;
  • для иностранцев - реквизиты из документа, указывающего на право пребывания на территории РФ (миграционная карта) ;
  • реквизиты документа, подтверждающего личность.
Трактовка понятия "выгодоприобретатель"

В Законе № 115-ФЗ бенефициарный владелец - это не единственное новое определение. Вместе с ним использован термин "выгодоприобретатель". В Положении указана сама процедура проведения идентификации последнего. Им является субъект, для выгоды которого осуществляются определенные действия при проведении финансовых операций. Почему законодательно бенефициарный владелец - это учредитель? Выясним это. Идентификации подлежат участники, которые осуществляют свою деятельность на основании договора поручения, агентского договора и доверительного управления. Выгодоприобретателем может быть юридический или физический субъект. Именно так записано в законе. А вот бенефициарным собственником - только физическое лицо. Что это значит? Другими словами, бенефициарный владелец юридического лица - это учредитель предприятия.

Процедура установления

Руководствуясь законом, банковские учреждения должны требовать информацию для раскрытия выгодоприобретателя и бенефицарного владельца. Это, в свою очередь, может вызвать определенные трудности. Они связаны с тем, что идентификация бенефициарного собственника более понятно описана в законе. Но вот процедура его установки несколько запутана, ведь для этого его должны признать лицом, которое в законе указано как бенефициарный собственник. Законодательством не предусмотрено таких требований. В связи с этим банк не вправе запрашивать у клиента данные, которые не указаны в перечне идентификации бенефициарного владельца.

Сбор информации

Собирая сведения о бенефициарном владельце, банковские учреждения имеют право использовать любые документы, предоставленные клиентом. Что входит в их перечень? Обычно это анкета бенефициарного владельца, различного характера заявления и письма в банк. Что по этому поводу говорит закон? Нормативное положение утверждает, что если при идентификации владельцев собственник не будет обнаружен, им признается исполнительный орган пользователя.

Такое нововведение направлено на выявление фирм-однодневок. Скорее всего, оно будет применено к предприятиям, в которых бенефициарного владельца установить невозможно. К числу таких организаций можно отнести следующие:

1) некоммерческие компании, которые не имеют собственника, однако присутствуют выгодоприобретатели;

2) паевые инвестиционные фонды;

3) акционерные общества, имеющие несколько владельцев, каждый из которых не соответствует признакам бенефициарного.

4) общества, в составе которых есть участники, владеющие активами с использованием трастовых конструкций.

Отдельные (особые) категории предприятий

К категориям участников отношений, которым раскрывать сведения о бенефициарных владельцах не требуется, относятся следующие:

1) государственные учреждения;

2) органы местной власти;

3) внебюджетные фонды, которыми владеет государство;

4) организации или корпорации, в капитале которых более 50% акций находится в собственности у Российской Федерации, ее субъектов и различных муниципальных образований;

5) иностранное государство, международная организация или административно-территориальная единица иностранного государства, самостоятельно владеющая правоспособностью;

Утвержденные исключения

Как правило, для обработки персональной информации каждого человека, предприятия или субъекта предпринимательской деятельности требуется его письменное согласие. Однако ст. 6 закона № 152-ФЗ о персональных сведениях предусматривает обстоятельства, в которых согласие на обработку данных не нужно. К ним относятся такие:

1) обстоятельства, предусмотренные международными договорами или законами, которые позволяют достичь установленных целей;

2) определенные полномочия или функциональные обязанности, которые предоставлены законодательством Российской Федерации операторам функций.