Руководства, Инструкции, Бланки

План График Закупок Бюджет На 2016 Год По 44 Фз Образец Заполнения img-1

План График Закупок Бюджет На 2016 Год По 44 Фз Образец Заполнения

Рейтинг: 4.1/5.0 (1707 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План закупок: новая обязанность с 1 января 2016

План закупок: новая обязанность с 1 января 2016

Статья: Что нового в планировании закупок? (Шадрина Т.) ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 9) <КонсультантПлюс>

Мы с вами знаем, что законодательство в области закупочной деятельности постоянно совершенствуется: периодически вносятся изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Правительством РФ, Минэкономразвития, Федеральным казначейством и Минфином принимаются нормативные правовые акты. Совсем недавно Правительство РФ утвердило четыре постановления, связанные с планированием закупок. О том, что ждет казенные учреждения в данной области, расскажем сегодня.

В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ каждая государственная или муниципальная закупка должна быть запланирована. Закупки планируются исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

Статьи 16 - 19. ч. 1 - 10. 12 - 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ о планировании закупок вступают в силу 01.01.2016 (ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ). Для того чтобы учреждения могли исполнить требования законодательства в области закупок, 05.06.2015 Правительство РФ приняло четыре Постановления:

  • N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";
  • N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";
  • N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг";
  • N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования" (вместе с Правилами обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Рассмотрим эти нормативные акты.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия:

  • федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ;
  • муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Отметим, что требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг для таких заказчиков были утверждены еще в 2013 г. <1>. А вот аналогичного нормативного акта, но по составлению плана закупок для федеральных нужд не было. 5 июня 2015 г. Правительство РФ, утвердив Постановление N 552, устранило данный пробел.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043.

К сведению. Правила формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд мы рассматривали в статье "Актуальные вопросы применения Закона о контрактной системе", N 11, 2014.

Итак, каковы же правила составления плана закупок для федеральных казенных учреждений?

Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением N 552, планы закупок на очередной финансовый год и плановый период формируются казенными учреждениями в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета.

Так, учреждения должны сформировать планы закупок исходя из целей осуществления закупок и представить их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок. При необходимости такой план может быть скорректирован в процессе составления проектов бюджетных смет или федерального бюджета.

После уточнения планов закупок федеральные казенные учреждения должны утвердить этот документ в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. О таком утверждении необходимо проинформировать главного распорядителя.

Обратите внимание! План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода (п. 8 Правил).

В планы включается информация о закупках, осуществить которые предстоит по истечении планового периода. В этом случае информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок.

Отметим, что утвержденные планы закупок могут быть изменены. Основания для внесения изменений названы в ч. 6 ст. 17 Закона N 44-ФЗ и п. 11 Правил, среди них:

  • приведение планов закупок в соответствие утвержденным изменениям для осуществления закупок, а также выполнения установленных требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций федеральных органов государственной власти (государственных органов) и подведомственных им казенных учреждений;
  • изменение доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • использование согласно законодательству РФ экономии, полученной при осуществлении закупки.

В силу ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В план закупок включается информация о закупках:

  • извещение об осуществлении которых планируется разместить либо приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде;
  • у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода;
  • осуществление которых планируется по истечении планового периода (в этом случае информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок).

Отметим, что план закупок должен иметь приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Постановлением N 555.

План закупок представляет собой единый документ, который составляется по форме согласно приложению к Правилам, утвержденным Постановлением N 552. В нем указываются информация о наименовании заказчика, его месте нахождения, идентификационном номере налогоплательщика, коде ОКОПФ и иные подобные сведения. Также план закупок должен содержать сведения о целях закупок. При этом в плане закупок отражается наименование мероприятия государственной программы РФ, в том числе федеральной или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования РФ с указанием ожидаемого результата реализации такого мероприятия.

В плане закупок отдельными строками приводятся общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренные для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановый период и последующие годы (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода).

Другие статьи

Планы закупок

Одним из важнейших пунктов экономии бюджетных средств является качественная работа по формированию плана закупок и плана-графика на 2016 год .


Наш центр на практическом опыте наблюдает следующие проблемы у большинства государственных заказчиков:

  • заявленные в планах-графиках даты процедур в 40-50% не выполняются (при этом сотрудники на местах не могут указать причину отмены или переноса);
  • начальная максимальная цена (НМЦ) в 30-45% случаях не корректна (неточность обоснования цены нарастает от начала к концу года, что влечет за собой несостоявшиеся процедуры и увеличение бюджета закупки);
  • повторные проводимые процедуры часто приводят к сговорам и коррупции;
  • в ноябре, декабре массовые закупки по всей стране для освоения бюджета.

Из вышеуказанной информации следует вывод: многие государственные заказчики субъектов РФ и муниципальных образований, в особенности школы, детские сады, медицинские учреждения, не готовы к профессиональному выполнению работы по формированию плана закупок на 2016г.


«Центр координации продаж и закупок» предлагает безвозмездную, некоммерческую помощь по подготовке информации для заказчиков Вашего региона. Предлагаемая услуга не противоречит ни одному федеральному закону в сфере государственных закупок, также не влияет на конкурентоспособность и открытость будущих торгов.


Планирование является начальным элементом осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон №44-ФЗ предусматривает планирование закупок в двух формах: формирование плана закупок и более развернутого плана-графика. В отличие от плана-графика, формируемого на один календарный год, план закупок составляют на срок действия закона (решения) о соответствующем бюджете, который равен трем годам (ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).


Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 554
"О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг"
  • Уполномоченный орган (например, представительный орган муниципального образования) рассматривает внесенный проект закона (решения) о бюджете.
  • Определяется объем прав в денежном выражении.
  • Согласно утвержденному плану закупок заказчик формирует план-график на очередной финансовый год. Срок устанавливают главные распорядители средств соответствующего бюджета. При этом план следует предоставить не позднее даты, установленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией).
  • При необходимости сформированные планы-графики уточняют и утверждают.
  • В течение трех дней после утверждения план-график подлежит размещению в единой информационной системе.

Бюджетные учреждения должны сформировать и утвердить план-график в течение 10 рабочих дней с даты утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, а казенные – в течение 10 рабочих дней с момента доведения бюджетных ассигнований.

Есть несколько моментов, на которые следует обратить особое внимание .

  • Во-первых, в план-график вносят начальную (максимальную) цену контракта, прошедшую обоснование (согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
  • Во-вторых, при закупке лекарственных средств в плане-графике указывают их международное непатентованное наименование.
  • В-третьих, в план-график включают все закупки заказчика, даже если для них определены разные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Наиболее часто встречающейся ошибкой при формировании планов-графиков, наряду с неточным, неполным, недостаточным внесением в них необходимых данных, является планирование закупочной деятельности не на весь финансовый год, а только на первое полугодие или два-три квартала. В связи с этим при формировании планов-графиков после утверждения соответствующего бюджета необходимо максимально полно предусматривать все нужды учреждений на весь финансовый год.


Другим серьезным вопросом является внесение изменений в утвержденные планы-графики. Изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполнения контракта. Сроки внесения изменений необходимо учитывать в соответствии с Приказом 182/7н от 31.03.2015г. За нарушение указанных сроков установлена административная ответственность в виде штрафа в зависимости от длительности нарушения срока и способа осуществления закупки.


Кроме того, исходя из многочисленных обращений, на практике нередка ситуация, когда заказчиками были заключены контракты до 100 тыс. руб. не внесенные в план-график. Заключение таких контрактов является нарушением. В соответствии с законодательством план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения всех процедур, в том числе путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В отношении таких контрактов в плане-графике заполняются следующие разделы: КБК, суммы и способ осуществления закупки, т.е. отсутствует информация о дате заключения и сроке исполнения контракта. Суммы закупок у единственного поставщика следует правильно отражать в плане-графике, так как они необходимы для расчета совокупного годового объема закупок, а невключение их в план-график исказит реальную ситуацию по каждому заказчику.


В отличие от планов-графиков для размещения заказов на 2015 и 2016 годы, в последующие годы понадобится более детальный план. Форма плана-графика содержится в Постановлении № 1044. Приведенные в ней сведения соответствуют ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Так, в отношении каждой закупки указывают :

  • идентификационный код закупки;
  • наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара (объем выполняемой работы, оказываемой услуги), планируемые сроки, периодичность поставки товара (выполнения работы или оказания услуги), начальную (максимальную) цену контракта (цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена его выплата), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и его обоснование;
  • дату начала закупки;
  • информацию о размере предоставляемого обеспечения заявки и исполнения контракта;
  • сведения о применении критерия стоимости жизненного цикла товара (созданного в результате выполнения работы объекта) в случае применения указанного критерия при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информацию о банковском сопровождении контракта.


В связи со сложившейся ситуацией в сфере государственных закупок «Центр координации продаж и закупок» предлагает следующие безвозмездные услуги:

  • помощь в разработке плана закупок;
  • помощь в разработке плана-графика;
  • помощь в определении и обосновании начальной максимальной цены (НМЦ);
  • помощь в подготовке изменений для внесения в план закупок;
  • помощь в приглашении принять участие и определение поставщика;
  • помощь в предоставлении технического задания;
  • помощь в проведении экспертизы.

«ЦКПЗ» в октябре–ноябре месяце внедряет инновационную, авторизированную программу для государственных заказчиков по составлению планов закупок.

Мы предлагаем заключить типовое соглашение о сотрудничестве (Соглашение о сотрудничестве )

Вы можете ознакомиться с типовым документом "План-график" (План-график ).
А так же с инструкцией по его заполнению (Инструкция ).

План-график закупок на 2016 год - Помощь в ГосЗакупках

Новости госзакупок

В правила составления плана-графика закупок по 44-ФЗ на 2016 год внесено не так много изменений. Но из года в год для руководителей бюджетных учреждений вопрос составления и размещения плана-графика закупок по-прежнему остается актуальным. Законодатель настолько часто вносит изменения и поправки в нормативные акты в сфере закупок, а их количество растет словно снежный ком, что неспециалисту достаточно сложно сориентироваться в актуальных правилах составления плана-графика закупок.

Какими нормативными актами нужно руководствоваться при составлении и размещении плана-графика закупок?

Стоит отметить, что отменены правиласоставления плана-графика закупок . установленные в следующих документах:

  • Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (прекратило свое действие – с 09.06.2015 года);
  • Приказ Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 года (прекратил свое действие – с 22.05.2015 года).

По-прежнему действуют следующие нормативные акты, и ими следует руководствоваться при составлении иразмещении плана-графика закупок на 2016 год:

  • Приказ Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 года. В данном документе размещена форма плана-графика закупок и основные правила его заполнения, но его стоит применять с учетом особенностей, которые отражены в следующем нормативном акте.
  • Приказ Минэкономразвития России № 182, Казначейства России N 7н от 31.03.2015 года.

Обратите внимание! Принято новое Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 554, которое регулирует правила составления и размещения плана-графика закупок для муниципальных нужд и нужд субъектов РФ и содержит его новую форму (в отношении федеральных заказчиков действует аналогичное Постановление Правительства № 552). Но оно начинает действовать только с 01.01.2016 года, соответственно использовать его нормы нужно будет только при работе с планом-графиком на 2017 год.

При составлении плана-графика закупок на 2016 год используйте форму, которая установлена в приказе от 27.12.2011 года, там же установлены и основные правила заполнения плана-графика. Но обратите внимание на те особенности и дополнения, которые отражены в пункте 5 приказа от 31.03.2015 года. Например, в данном пункте содержится указание на необходимость включения в строку ОКАТО (данные о заказчике) кода ОКТМО.

В каком виде нужно размещать план-график закупок на 2016 год?

До конца 2015 года можно работать (размещать, вносить изменения) с планами-графиками закупок как в структурированном, так и в неструктурированном виде. Соответственно, план-график закупок на 2016 год можно по своему усмотрению заполнить на сайте или прикрепить отдельным документом. Такое мнение высказано в письме Минэкономразвития РФ от 09.06.2015 года №Д28-1643.

Но уже с начала 2016 года работа с планами-графиками должна проводиться только в структурированном виде .

Сроки размещения плана-графика закупок

Данный документ необходимо разместить на сайте госзакупок не позднее 1 месяца после того, как был принят закон о соответствующем бюджете (для федеральных заказчиков – о федеральном бюджете, для муниципальных учреждений и учреждений субъектов РФ – закон о муниципальном бюджете и региональном бюджете).

Ответственность за неразмещение плана-графика закупок

Законом предусмотрена административная ответственность за срыв сроков размещения плана-графика закупок:

  • 500 тысяч рублей для организации и 50 тысяч рублей для должностного лица, если план-график вообще не был размещен;
  • 50 тысяч рублей для организации и 15 тысяч рублей для должностного лица, если план-график был размещен с нарушением норм законодательства о контрактной системе.

Обратите внимание! Бюджетное учреждение не может работать с той закупкой, которая не отражена в плане-графике закупок.

План закупок и - план-график по - 44-ФЗ в - 2016 году

План закупок и план-график по 44-ФЗ в 2016 году

В 2015 году мы составляли планы-графики по привычным правилам, т.к. законодатели отложили вступление в силу некоторых положений 44-ФЗ до 2016 года. Что мы будем делать с января 2016 года по-новому?

Требования к форме планов закупок и к форме планов-графиков устанавливает Правительство РФ (Постановления от 5 июня 2015 г. № 552, 553, 554, 555).

Однако некоторые требования перечислены непосредственно в № 44-ФЗ.

Что включать в план-закупок по 44-ФЗ?

В план закупок, в числе прочего, должны включаться (ч.2, ст.17):

  • наименование объекта закупки и его описание;
  • объем финансового обеспечения;
  • сроки закупок;
  • объем закупаемых ТРУ;
  • обоснование закупки.

«Управление государственными и муниципальными закупками » – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что включать в план-график по 44-ФЗ?

В план-график, в числе прочего, должны включаться (ч.3, ст.21):

  • наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик;
  • количество;
  • начальная цена;
  • обоснование закупки;
  • дополнительные требования к участникам закупки;
  • способ закупки.

Как видите, требования довольно подробные, а сроки подготовки очень жесткие — в течение десяти рабочих дней после получения объема бюджетных обязательств (ч.7, ст.17 и ч.10, ст.21).

План-график закупок по 44-ФЗ образец

А так выглядит план график закупок по 44-фз заполненный. Этот шаблон является приложением к совместному приказу Минэкономразвития России и Федерального казначейства, где прокомментирован порядок заполнения.

Изменения в планах-графиках закупок с 2016 года:

Следует отметить, что положения № 44-ФЗ о планах и планах-графиках, а также об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2016 (п.2, ст.114 № 44-ФЗ). Чтобы все положения закона заработали, необходимо дождаться принятия еще многих нормативно-правовых актов. Светлое будущее? Совсем скоро, в 2016 году. А сейчас мы можем только представить, каким образом будут использованы результаты мониторинга.

  1. Мониторинг закупок ведется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации (п.3, ст.97).
  2. Порядок ведения мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4, ст.97).
  3. Результаты мониторинга закупок за год оформляются в виде сводного аналитического отчета (п.5, ст.97).
  4. В ходе мониторинга будет проводиться оценка обоснованности закупок (п.4, ст.18). По результатам мониторинга закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (п.5, ст.18). Необоснованная планируемая закупка может быть отменена, лиц, ответственных за нарушение, привлекут к административной ответственности.
  5. На основе отчета определяются меры по совершенствованию законодательства в сфере закупок (п.6, ст.97).

Следует отметить, что мониторинг планов и планов-графиков закупок, а также обоснование закупок будет осуществляться не ранее 1 января 2017, так сами положения № 44-ФЗ о планах и планах-графиках, об обосновании вступают в силу с 1 января 2016 (п.2, ст.114 № 44-ФЗ).

Кроме того, по-прежнему ждем:

  1. Введения в эксплуатацию Единой информационной системы (ЕИС).
  2. Порядок и форму обоснования закупок, установленные Правительством РФ (п.7, ст.18).
  3. Требования к содержанию, срокам и порядку подготовки сводного аналитического отчета, определенные Правительством РФ (п.5, ст.97).
  4. Требования к форме планов закупок и к форме планов-графиков и порядок их размещения в ЕИС, установленные Правительством РФ (ч.5, ст.17, ч.6, ст.21).

Планирование закупок на 2017 год и внесение изменений в планы-графики по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов.

Какие изменения действуют в сфере закупок с 2016 года

Какие изменения действуют в сфере закупок с 2016 года

С 1 января 2016 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Какие именно правила начали действовать, указано в части 2 статьи 114 Закона № 44-ФЗ. В частности, законодатель впервые ввел положения, которые регулируют следующие аспекты:

Порядок планирования закупок

Заказчики должны планировать закупки на основании плана закупок и плана-графика (ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

План закупок – это документ, который определяет цели проведения закупок, для каких нужд они требуются заказчику. При этом закупки должны отвечать требованиям статьи 13 Закона № 44-ФЗ, то есть быть направлены на:

  • реализацию государственных, муниципальных и международных программ;
  • исполнение международных обязательств РФ;
  • выполнение функций и полномочий заказчиков как государственных и муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами.

В плане закупок также отражаются сведения о средствах, выделенных для обеспечения нужд заказчика. Сами закупки и предполагаемые объемы финансирования могут стать предметом общественного обсуждения, по итогам которого план закупок в случае необходимости может быть изменен.

Правительство РФ в настоящее время не утвердило случаи обязательного общественного обсуждения закупок. Этот инструмент обеспечения прозрачности закупок будет реализован только с 1 января 2017 года, когда вступит в силу статья 20 Закона № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

Однако механизм общественного обсуждения закупок уже апробируется. Так, с 1 января 2016 года общественному обсуждению подлежат госзакупки, в которых начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, превышает один млрд руб. Обсуждение проводится в ЕИС или в виде очных публичных слушаний. По результатам обсуждения заказчик может внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке или отменить закупку (приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей»).

Контрактная служба заказчика проводит разработку плана закупок, подготовку изменений для внесения в него, а также размещает его (и внесенные в него изменения) в единой информационной системе (далее – ЕИС) (п. 1 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

С 1 января 2016 года в ЕИС размещается информация о ценах, которые складываются на товарных рынках (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Есть риск, что заказчика привлекут к административной ответственности, если он не сможет доказать, что закупка проводится для обеспечения целей, указанных в законе.

Заказчики должны доказать соответствие планируемых закупок целям, указанным в статье 13 Закона № 44-ФЗ. На практике это означает, что закупки должны быть максимально экономными и отвечать тем целям, ради которых они проводятся, в частности, для обеспечения работы государственных и муниципальных заказчиков. В противном случае есть риск, что:

  • ФАС России привлечет заказчика к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ;
  • прокурор возбудит дело об административном правонарушении (в защиту прав публичного образования, от имени которого действует заказчик) по статье 7.29 КоАП РФ.

Контролирующие органы могут ограничиться предписанием на первый раз, а могут и привлечь к административной ответственности, поэтому заказчикам лучше не рисковать. Полученное предписание нужно либо исполнить, либо обжаловать, поскольку в противном случае оно вступит в законную силу и станет обязательным для исполнения. За его неисполнение или ненадлежащее исполнение контролирующий орган может привлечь заказчика к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.

Важно отметить, что меры административного характера по КоАП РФ могут применять только контролирующие органы, но не сам заказчик. Он не вправе подменять собой их, а также облекать свои требования по контракту в форму предписания, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые функции для поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные статьей 19.5 КоАП РФ (определение Верховного суда РФ от 8 декабря 2014 г. по делу № 305-КГ14-16, А40-9701/2013).

Если говорить в целом, за нарушение Закона № 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность по статьям 7.29–7.32 КоАП РФ.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг (далее – Требования к плану закупок) вступили в силу 1 января 2015 года, они утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043.

Правила формирования . утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552, вступили в силу 1 января 2016 года. См. подробнее: Нормативные документы, которые регулируют правила, требования и формы в планировании и обосновании закупок .

1. Формирование плана закупок

Заказчик должен включить в план закупок сведения, указанные в пункте 2 статьи 17 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, органы власти дополнительно могут определить информацию, которую заказчику необходимо включить в план закупок (п. 3 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

План закупок представляет собой единый документ, в который включается информация, указанная в пункте 1 Требований к форме планов закупок товаров, работ, услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043; далее – Требования к форме планов закупки). Заказчик должен заполнить форму плана закупок . которая указана в приложении к Требованиям к форме планов закупок.

Заказчик должен сформировать план закупок на срок, равный сроку действия закона о бюджете соответствующего уровня, в котором закладываются необходимые затраты на проведение закупок (п. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Государственные и муниципальные заказчики формируют планы закупок в течение 10 рабочих дней после доведения до них объема финансирования (п. 3 Требований к плану закупок).

Заказчик при необходимости может скорректировать план закупок (п. 4 Требований к плану закупок). Необходимость корректировки плана закупок может быть вызвана, например, сокращением объема финансирования. В такой ситуации заказчик обращается к главному распорядителю бюджетных средств и согласовывает с ним коррективы, которые размещаются в ЕИС.

До какой даты заказчик должен сформировать план закупки и представить его главному распорядителю бюджетных средств?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является заказчиком.

Государственные и муниципальные заказчики. К ним относятся государственные и муниципальные заказчики, действующие от имени субъектов РФ и муниципальных образований (например, от имени города или области): администрация города, муниципальная школа.

Заказчик формирует план закупок с учетом объема доведенного до него финансирования и представляет его в срок:

  • до 1 июля текущего года главному распорядителю бюджетных средств субъекта РФ;
  • до 1 августа текущего года главному распорядителю средств местного бюджета (для муниципальных заказчиков).

Главные распорядители бюджетных средств формируют ассигнования на проведение закупок.

Такие правила указаны в подпункте «а» пункта 4 Требований к плану закупок.

Бюджетные учреждения. К ним относятся учреждения, созданные субъектом РФ или муниципальным образованием (например, школа или больница, имеющие статус учреждения).

Такие заказчики формируют планы закупок и представляют их на утверждение своим учредителям (субъект РФ или муниципальное образование) в срок:

  • до 1 июня для учреждений, которые созданы субъектом РФ;
  • до 1 июля для учреждений, созданных муниципальным образованием.

При этом планы закупок представляются на утверждение лицам, которые выполняют полномочия их учредителей (например, главе муниципального образования со стороны муниципальной больницы). При необходимости (например, сокращение финансирования или появление незапланированных расходов) заказчик может скорректировать или уточнить план закупок.

Такие правила указаны в подпункте «б» пункта 4 Требований к плану закупок.

Юридические лица. К ним относятся две группы юридических лиц:

1. Автономные учреждения, указанные в подпункте «в» пункта 3 Требований к плану закупок (например, государственное автономное учреждение независимой экспертизы, созданное при администрации субъекта РФ).

Такие заказчики формируют планы закупок после принятия решений:

  • об осуществлении капитальных вложений в объекты недвижимости;
  • о приобретении объектов недвижимости для субъектов РФ или муниципальных образований за счет субсидий.

При необходимости такие заказчики уточняют планы закупок, утверждают их после заключения соглашений о предоставлении субсидий.

Такие правила указаны в подпункте «в» пункта 4 Требований к плану закупок.

2. Бюджетные и автономные учреждения, указанные в подпункте «г» пункта 3 Требований к плану закупок (например, городская больница).

Данные заказчики после согласования проектов решений принимают участие:

  • в подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
  • в приобретении объектов недвижимости для субъектов РФ и муниципальных образований.

При необходимости они также могут уточнять планы закупок.

Такие правила указаны в подпункте «г» пункта 4 Требований к плану закупок.

2. Утверждение плана закупок

Заказчик утверждает план закупок в течение 10 рабочих дней после доведения до него объема финансирования (т. е. после того как заказчик понимает, на какие средства он может рассчитывать) (ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ) и уведомляет об этом главного распорядителя средств бюджета.

3. Действия заказчика после утверждения плана закупок

После утверждения плана закупок заказчик размещает план закупок в ЕИС в течение трех дней с момента его утверждения. Заказчик может (но не обязан) разместить план закупок на своем сайте, а также опубликовать его в любых печатных изданиях. Такие правила указаны в частях 9 и 10 статьи 17 Закона № 44-ФЗ.

Совет. Использование заказчиками плана закупок позволит коммерческим организациям:

  • ознакомиться заранее с их потребностями в конкретных товарах, работах и услугах;
  • оценить выгодность тех или иных заказов;
  • соотнести размер вознаграждения со своими возможностями.

Для всего этого необходимо выполнить подготовительные мероприятия, в частности, привлечь финансирование, персонал, закупить оборудование, материалы.

4. Ведение плана закупок

Заказчик ведет план закупок в соответствии с положениями:

  • Закона № 44-ФЗ;
  • Требованиями к плану закупок.

Об этом сказано в пункте 8 Требований к плану закупок.

Можно ли изменить утвержденный план закупок?

Заказчик при необходимости может изменить план закупок, но только в случаях, указанных в пункте 6 статьи 17 Закона № 44-ФЗ. Это исключительные случаи, такие, например, как реализация решений, поручений высших органов власти (Президента РФ, Правительства РФ), приведение планов закупок в соответствие с новыми целями закупок, в соответствии с Законом о внесении изменений в бюджет.

Для внесения изменений в утвержденный план закупок заказчик обращается к главному распорядителю бюджетных средств, представляет ему изменения в план закупок, указывает причины, чем это вызвано. После утверждения главным распорядителем изменений они размещаются в единой информационной системе.

В Требованиях к плану закупок нет порядка изменения, поэтому нужно руководствоваться общей концепцией того, как формируется и утверждается план закупок.

План-график – это документ, который содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок.

Контрактная служба заказчика осуществляет разработку плана-графика, подготавливает изменения для внесения в него, а также размещает план-график (и внесенные в него изменения) в ЕИС (п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Коммерческие организации при планировании своей деятельности должны ориентироваться на планы-графики, поскольку именно данные документы являются основанием для проведения закупок. Проведение закупок в противоречии с планами-графиками является нарушением Закона № 44-ФЗ, на что можно пожаловаться в ФАС России.

Правительство РФ установило разные требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения:

1) федеральных нужд. Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, Форма плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553;

2) нужд субъекта РФ и муниципальных нужд. Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, Форма плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 554.

Обоснование закупок

Эта процедура необходима для того, чтобы установить соответствие планируемой закупки целям ее проведения. Она применяется при формировании плана закупок и плана-графика (ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

1. При формировании плана закупок заказчик должен обосновать каждый объект закупки исходя из того, соответствует ли он:

  • целям, указанным в статье 13 Закона № 44-ФЗ;
  • требованиям, которые предъявляются к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене), и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика.

Такое правило установлено в части 2 статьи 18 Закона № 44-ФЗ.

По итогам проведенных аудита и контроля закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047) начали действовать с 1 января 2015 года.

2. При формировании плана-графика заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России проводит оценку обоснованности закупок, осуществляя их мониторинг, аудит и контроль, по результатам которой они могут быть признаны необоснованными. Это является основанием для выдачи предписания на устранение допущенных нарушений, а также основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ.

Нормирование закупок

Нормирование закупок означает, что уполномоченный орган устанавливает:

  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам (в т. ч. предельные цены);
  • нормативные затраты на обеспечение деятельности государственных и муниципальных заказчиков, то есть такие затраты, перечень и объем которых регламентирован в нормативном документе и не может быть изменен заказчиком по своему усмотрению.

Такие правила указаны в части 1 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Нормирование закупок необходимо для исключения коррупционной составляющей в процедуре размещения заказов. Нередко на практике недобросовестные заказчики нерационально расходуют бюджетные средства, закупая дорогостоящее имущество по завышенным ценам (товары класса люкс). Посредством нормирования закупок, законодатель будет устанавливать требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг. Нормирование закупок позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, что не приведет к закупкам товаров, работ, услуг, имеющим избыточные потребительские свойства или являющимся предметами роскоши (п. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Кто устанавливает правила нормирования в сфере закупок?

Правила нормирования устанавливают органы государственной власти.

Правительство РФ определяет общие правила нормирования закупок, а именно:

  • общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг и к определению их нормативных затрат. Указанные нормативные затраты Правительство РФ устанавливает в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов».

Такие правила установлены в части 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, в том числе:

  • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений. Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утверждены постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084.

Такие правила установлены в части 4 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные органы и органы управления внебюджетными фондами:

  • утверждают правила нормирования закупок, в том числе предельные цены товаров, работ и услуг, а также нормативные затраты на обеспечение своей деятельности;
  • размещают правила нормирования закупок в ЕИС.

Такие правила установлены в частях 5 и 6 статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Идентификационный код закупки

Идентификационный код закупки представляет собой цифровой, машиночитаемый код, включающий код закупки, класс, подкласс и др.

Заказчик должен будет указывать идентификационный код закупки в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах о закупке, обеспечивая их взаимосвязь (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Идентификационный код закупки формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг и может включать в себя иную информацию. Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь следующих документов (ч. 2 ст. 23 Закона № 44-ФЗ):

  • плана закупок;
  • плана-графика;
  • извещения об осуществлении закупки;
  • приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • документации о закупке;
  • контракта;
  • иных документов.

Порядок формирования идентификационного кода закупки (утв. приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422) вступает в силу с 1 января 2016 года.

Заказчик обязательно должен указать идентификационный код закупки в соглашении между организаторами закупок при проведении ими совместных конкурсов или аукционов (п. 1.1 п. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Расширение круга функций и полномочий контрактной службы, контрактного управляющего

Контрактная служба, контрактный управляющий (в дополнение к существующим функциям и полномочиям) должны разрабатывать планы и планы-графики закупок, готовить изменения в них, размещать их (и внесенные в них изменения) в ЕИС.

Это установлено в пунктах 1 и 2 части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик должен решить, кто проводит закупки

Органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) должны решить, как они и подведомственные им субъекты будут осуществлять полномочия заказчика:

  • самостоятельно;
  • привлекут уполномоченные органы и учреждения.

Если принято решение остановиться на последнем варианте, то нужно решить вопрос о передаваемых полномочиях, а именно:

  • передать только функцию определять поставщиков либо
  • осуществлять закупки в целом.

Такое требование установлено в части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.