Руководства, Инструкции, Бланки

Архитектор Бланков Евгений img-1

Архитектор Бланков Евгений

Рейтинг: 4.6/5.0 (1705 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ООО - УК Народная

Иркутский период в творчестве архитектора Евгения Янко (1945-1954 гг.)

260

К истории советской архитектуры Иркутска послевоенного времени журнал «Проект Байкал» обращал­ся в номере 16, посвященном архи­тектурному наследию XX века.

К истории советской архитектуры Иркутска послевоенного времени журнал «Проект Байкал» обращал­ся в номере 16, посвященном архи­тектурному наследию XX века.

Недавно в редакцию журнала поступили новые материалы из Москвы от одного из старейших архитекторов России Евгения Федоровича Янко. Присланные вос­поминания и фотографии относятся к его архитектурному творчеству в Иркутске в период 1945-1953 годов. Редакция выражает призна­тельность Евгению Федоровичу за переданные материалы и публикует статью о работе этого замечательно­го мастера архитектуры в Иркутске.

Советская архитектура послевоенного десятилетия (1945-1955 годы) во многом продолжает оставаться мало­известной страницей в истории рус­ского зодчества XX века. Лишь в последние годы искусствоведы и исто­рики архитектуры обратились к изуче­нию данной темы и начали исследова­ния архитектурного наследия этого времени. Для архитектуры Иркутска период послевоенной, «сталинской» архитектуры имеет важное значение благодаря тому вкладу в реконструкцию и обновление центральных улиц города, который был сделан в 1947-1953 годах, а также благодаря строительству завершенных, целост­ных и, как мы сегодня уверенно можем утверждать, гармоничных архи­тектурных ансамблей в жилых рай­онах, созданных в это время - в цент­ре города, в Иркутске-2, поселке ГЭС и жилых кварталах близ аэропорта.

Особую важность в создании целостной картины архитектурной жизни этого времени играют свиде­тельства самих построенных зданий и воспоминания архитекторов - тех мастеров, которые создавали архитек­туру победного десятилетия - возвы­шенную, мажорную, несущую образ уверенности и проникнутую духом архитектурного порядка.

Архитектор Евгений Федорович Янко был одним из тех, кто проектиро­вал и строил новые здания в Иркутске в послевоенное время. С демобилиза­цией из рядов Советской Армии про­живает в Москве. Продолжает актив­ную творческую деятельность, уча­ствует в деятельности Союза архитекторов России, Международной ассо­циации искусств народов мира, Совета ветеранов Москвы.

Евгений Федорович прошел боль­шой творческий путь. Он проектиро­вал и строил не только в Иркутске, но также на Севере, в Москве и Московской области. Работал в веду­щих проектных организациях Москвы в должностях ГАПа - автором значи­тельных объектов. Он уже много лет назад оставил Иркутск, но никогда не терял связей с Иркутской организаци­ей Союза архитекторов.

Недавно Евгений Федорович вновь прислал свои воспоминания и мате­риалы по истории архитектуры Иркутска послевоенных лет в Музей архитектуры Иркутской организации Союза архитекторов. Присланные вос­поминания, а также материалы музея были использованы при подготовке этой статьи.

Евгений Федорович Янко родился в 1918 году в Кировограде, в семье потомственных железнодорожников. После окончания железнодорожной школы в Одессе он продолжает учебу в ФЗУ, а затем работает на том же заводе им. Январского восстания мастером по ремонту оборудования и инструментов.

Получив рабочую профессию, моло­дой специалист, однако, решает про­должить обучение и получить специ­альность строителя. В 1936 году он поступает в Одесский институт граж­данского и коммунального строитель­ства. Защитив дипломный проект «Дом обороны», он оканчивает инсти­тут в 1941 году, 22 июня, с присвоени­ем звания и специальности «архитек­тор». Евгений Федорович с теплотой вспоминает годы учебы. В институте его учителями были крупные на Украине мастера архитектуры - В. Земеук, Ф. Троупянский. В институте Евгений Янко полюбил занятия рисун­ком и живописью, и эта любовь сохра­нилась на всю жизнь. Преподавателями рисунка и художе­ственных дисциплин у него были художники Шовкуненко и Бершадский, а также художник Фраерман, приехавший из Франции.

С началом военных действий Евгений Янко находится в спецбаталь­оне по охране Одессы, а затем его направляют на строительство военных объектов Дальневосточного фронта. Находясь на службе в инженерных частях Советской Армии, Евгений Янко продолжает свое военное образование: в 1942 году он оканчивает воен­ное пулеметно-минометное училище в Хабаровске, а в 1944 году Высшие стрелково-тактические курсы «Выстрел» в Новосибирске.

В 1945 году старшего лейтенанта Евгения Янко выводят из войск артиллерии и переводят на службу в тыл, в Восточно-Сибирский округ, в Иркутск, на должность главного инженера в проектную организацию «Военпроект-12». Здесь он служит под руководством начальника «Военпроекта», сына известного сибирского архитектора Андрея Крячкова, архитектора Всеволода Андреевича Крячкова, который имел звание рядового.

Послевоенные годы для Иркутска и Иркутской области были временем индустриализации и интенсивного строительства. Летом 1947 года Иркутский областной исполнитель­ный комитет провел конференцию по изучению производительных сил Иркутской области. Конференция утвердила курс на масштабную и ком­плексную индустриализацию региона. Практическим результатом научных обсуждений и выводов были прави­тельственные решения о строитель­стве гидроэнергетических станций на Ангаре, создании новых заводов и строительстве новых городов.

Возрождение строительной дея­тельности в Иркутске после войны началось не сразу. Только в 1947 году был построен первый послевоенный капитальный дом на пересечении улиц Ленина и Горького (ул. Ленина, 24). Евгений Федорович Янко стал автором проекта этого замечательного здания.

Четырехэтажный жилой дом протя­женным восточным фасадом располо­жен вдоль улицы Ленина. Юго-восточная часть дома на первом этаже отве­дена под магазин. Автор использовал угловое расположение здания для того, чтобы подчеркнуть обществен­ный характер этой части дома. Главную роль здесь играет решение входа в магазин - две сходящиеся к углу здания арки, одна сторона кото­рых опирается на массивный угловой столб-опору. Фасад здания усложнен эркерами для акцента положения зда­ния на участке. Память о недавней войне, победный настрой времени отражены в декоративном оформле­нии дома - плоские лопатки, обога­щающие пластику фасадов в уровне 3-4-го этажей, украшены военной атрибутикой.

Этот дом стал заметным событием в архитектуре Иркутска как благодаря тому, что это был первый большой новый дом в городе в послевоенные годы, так и благодаря его торжествен­ной, «парадной» архитектуре.

К концу 1940-х годов новое строи­тельство в Иркутске вновь начало набирать темп. Строительная актив­ность заметно оживилась, и немного­численная группа иркутских архитек­торов была полностью загружена работой. Главным архитектором горо­да в это время был Андрей Семенович Бутенко. Опытный и энергичный архи­тектор Борис Михайлович Кербель занимал должность заведующего отде­лом архитектуры в администрации области, а также был председателем правления Иркутской организации Союза советских архитекторов и чле­ном архитектурной комиссии. Его влияние на решение вопросов плани­ровки города и архитектуры новых зданий было очень велико.

У Евгения Янко сразу сложились хорошие служебные и дружеские отношения с Борисом Кербелем. Молодой архитектор энергично вклю­чился в работу по преобразованию центральной части Иркутска.

Внимание архитекторов было сосредоточено на главных магистра­лях города. Проектирование объектов велось на основе тщательного анализа существующих строений. Архитекторы разрабатывали чертежи проектируе­мых зданий и составляли развертки центральных улиц. Проекты новых зданий и разверток представлялись на утверждение в городские и областные инстанции. Отличительной чертой проектов была цельность решений, поиск комплексного подхода к внеш­нему виду проектируемых кварталов. Самый большой объем проектных работ требовался для центральных улиц - для улицы Ленина, соединяю­щей сквер имени Кирова с нагорной частью Иркутска, для улицы Степана Разина и Вузовской набережной (ныне бульвар Гагарина).

Кроме дома № 24, на улице Ленина расположено еще два здания, в про­ектировании которых принимал уча­стие Евгением Янко, - здание треста «Лензолото» (ныне Управление геоло­гии) и жилой дом № 7 с магазином. Этот дом имел долгую историю строи­тельства. Он был начат еще до войны по проекту архитектора Заславского. Война прервала ход строительных работ, и недостроенные стены дома долгое время стояли на центральной улице города. Евгений Янко выполнил проект реконструкции этого дома и вел надзор за его строительством.

Два больших здания Евгений Янко спроектировал для другой централь­ной улицы Иркутска - улицы Карла Маркса. Это многоэтажные жилые дома под № 27 и 31.

Самой крупной и заметной построй­кой архитектора в Иркутске стал боль­шой четырехэтажный жилой дом с магазином «Детские мир» (ныне мага­зин «Мебель») по улице Дзержинского. Восточный фасад зда­ния занимает всю линию небольшого квартала между улицами Фурье и Чехова. Фасады здания решены в монументальных и одновременно сдержанных формах и украшены выразительным декором. Большую роль в композиции дома играют угло­вые эркеры, фланкирующие главный фасад в уровне 3-4-го этажей и воз­вышающиеся над уровнем общего карниза подобно башням. Здание закономерно выделяется в окружаю­щей застройке и является украшением всего района, прилегающего к Центральному рынку.

Также в центре города находятся два больничных здания, спроектиро­ванные Евгением Федоровичем в Иркутске. Небольшая двухэтажная поликлиника с цокольным этажом в переулке Пионерском и городская больница (ныне больница № 3) по ул. Тимирязева.

К числу работ архитектора относят­ся и два административных здания, построенные для размещения район­ных комитетов партии. Одно из них расположено в Октябрьском районе Иркутска, другое - в Ленинском. Оба здания имеют два этажа и приблизи­тельно одинаковые размеры. Однако трактовка фасадов зданий различна, и в обоих случаях автору удалось добиться строгого, делового и одно­временно пластически богатого обли­ка построек.

Перечень проектов и построек Евгения Янко в конце 1940-х - нача­ле 50-х охватывает более двадцати объектов. Архитектор находился в самом центре событий по благо­устройству и обновлению города. В 1947 году Евгений Федорович стал членом Союза архитекторов. Друзья и коллеги в Иркутске запомнили его энергичный, общительный характер, доброжелательное отношение к людям. Архитектор Нина Анатольевна Румянцева, работавшая в городе в те годы, вспоминала: «Евгений Янко все время ходил в военной форме. Всегда аккуратный, подтянутый. Он много проектировал и всегда тща­тельно наблюдал за ходом строительства. Он постоянно был на лесах». Заинтересованное отношение к делу, активная творческая позиция Евгения Федоровича была замечена его кол­легами, и они избрали его в 1950 году председателем правления Иркутской организации Союза совет­ских архитекторов.

Несмотря на напряженную работу, Евгений Янко находил время для занятий любимым делом - живопи­сью и графикой. Он успевал рисовать виды города, вновь построенные объ­екты, архитектурные памятники. В 1947 году архитектор принял участие во Всесибирской художественной выставке, посвященной 30-летию Октябрьской революции.

Евгений Федорович относился к живописи и графике так же серьезно, как и к архитектуре. Он занимался рисованием ежедневно, и в результа­те его работы сегодня находятся в музейных коллекциях Омска, Москвы, городов Подмосковья и Белоруссии.

Кроме жилых и общественных зда­ний на центральных улицах Иркутска, Евгений Янко выполнил проекты жилых и служебных зданий для командования военным округом, а также ряд общественных и админи­стративных построек в городе Черемхово и селе Баяндай.

В 1953 году Евгений Янко демоби­лизовался из рядов Советской армии и покинул Иркутск. Он переехал в Москву и работал в крупных про­ектных организациях, которые вели проектирование по всей стране. Тем не менее Евгений Федорович всегда сохранял связи с иркутскими архи­текторами. Долгое время он перепи­сывался с Борисом Михайловичем Кербелем и Мирой Яковлевной Ашихминой.

В Иркутске остались здания, спроектированные мастером, которые украшают город и в значительной степени формируют облик централь­ных улиц Иркутска.

Проект «байкал/ project baikal»№27 2011 год стр. 148-156

Другие статьи

АРХИНЖ» - Строительство, архитектура, проектирование, государственные программы

«Качественная архитектура-2008»: презентация 5-го ежегодного каталога и 10-летие журнала "Технологии строительства"

Cписок обладателей наград «Качественной архитектуры»-2008:

Жилые и общественные здания

1. Реконструкция жилого дома в 1-м Спасоналивковском переулке в Москве. Архитектурная мастерская «Александров и партнеры». Александров Дмитрий Всеволодович -руководитель

2. Центр социальной и физической реабилитации.Мастерская № 11, ОАО «Моспроект». Артюшенко Алла Владимировна - соучредитель арх. мастерской «АРТ-ПЛЮС», ГАП

3. Жилой дом-апартаменты с подземной автостоянкой в Брюсовом переулке. ООО «Мастерская архитектора Бавыкина». Бавыкин Алексей Львович -руководитель

Высотное жилое здание на Сельскохозяйственной улице в Москве. ООО «Мастерская архитектора Бавыкина». Бавыкин Алексей Львович -руководитель.

4. Бизнес-центр «Ваkег Р1аzа» в Тверском районе Москвы. Мастерская «Отраслевой центр технического творчества». Бархин Дмитрий Борисович - г.д. и главный архитектор

Офисный центр «Туполев-Плаза II» в Москве. Мастерская «Отраслевой центр технического творчества». Бархин Дмитрий Борисович - г.д. и главный архитектор

5. Отель в Геленджике. Проектная группа ООО «Б.С.Пост». Бланков Евгений Вадимович - ГАП

Крытый бассейн и летний павильон с барбекю в Подмосковье. Проектная группа ООО «Б.С.Пост». Бланков Евгений Вадимович - ГАП

6. Комплекс зданий Государственного детского театра эстрады. ГУП МНИИП Моспроект-4». Тараненко Александр Васильевич -архитектор Боков Андрей Владимирович -доктор архитектуры, генеральный директор

7. Школа-интернат для детей-сирот в Кожухове. АБ «Атриум». Бутко Вера Анатольевна - руководитель и ГАП. Надточий Антон Геннадьевич -руководитель и ГАП

Дом в Подмосковье. House in suburban. АБ «Атриум». Бутко Вера Анатольевна - руководитель и ГАП. Надточий Антон Геннадьевич -руководитель и ГАП

8. Вилла в Турции. ООО «ПАМ Виссарионова». Виссарионов Юрий Геннадьевич - руководитель, член СА России, профессор МААМ. Савкин Константин Михайлович - кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России, профессор МААМ, главный специалист архитектурной мастерской

9. Жилой дом со встроенными помещениями и автостоянкой Stella Maris. ООО «Евгений Герасимов и партнеры» г. Санкт-Петербург. Герасимов Евгений Львович - руководитель

10. Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко». ООО «Архитектура и культурная политика» ПН КБ. Гнедовский Сергей Викторович - директор

11. Деловой центр "Эрмитаж-Плаза" в Москве. ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Колеганова Людмила Николаевна - главный специалист Лабутин Владимир Сергеевич -ГАП, Никифоров Андрей Вячеславович -ГАП

Жилой дом по 2-му Труженикову переулку в Москве. ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Колеганова Людмила Николаевна - главный специалист Лабутин Владимир Сергеевич -ГАП, Никифоров Андрей Вячеславович -ГАП

12. Жилой дом переменной этажности с офисом холдинга «Совершенно секретно». мастерская №7, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Крышталь Михаил Валентинович - член Союза архитекторов России, заслуженный архитектор России, руководитель

13 Жилой комплекс ОМЕGА-house. ООО «АПЦ Мамошина» г. Санкт-Петербург. Горелкин Андрей Николаевич -московский партнер «Архитектурной мастерской М.А. Мамошина»

Застройка 130 квартала Санкт-Петербурга. ООО «АПЦ Мамошина» г. Санкт-Петербург. Горелкин Андрей Николаевич -московский партнер «Архитектурной мастерской М.А. Мамошина»

Жилой комплекс «Чкаловский». ООО «АПЦ Мамошина» г. Санкт-Петербург. Горелкин Андрей Николаевич -московский партнер «Архитектурной мастерской М.А. Мамошина»

14. Гостиница «Holiday Inn» в г. Самаре. ООО «АБ Пастушенко и Самогорова» г. Самара. Пастушенко Валентин - архитектор, Самогоров Виталий -архитектор

15. Дом-музей персональных работ академика Н.Б. Никогосяна. ООО «Мастерская архитектора Пепаняна», переименованная в ООО «АссНовА». Пепанян Размик Арминакович -архитектор, руководитель

16. Торговый центр в Нижнем Новгороде. «Творческая мастерская Пестова и Попова», г. Нижний Новгород. Пестов Евгений Николаевич - чл.-корр. РААСН, руководитель Попов Сергей -архитектор

17. Административный комплекс для размещения территориальных налоговых инспекций. ТПО «Резерв». Балашов Павел Александрович -инженер отдела «ВК» Плоткин Владимир Ионович — член правления МОСА. профессор МАА. главный архитектор

Комплекс административных зданий Федерального Арбитражного суда Московского округа. ТПО «Резерв». Балашов Павел Александрович -инженер отдела «ВК» Плоткин Владимир Ионович — член правления МОСА. профессор МАА. главный архитектор

18. Жилой комплекс в Борисоглебском переулке. АБ «Остоженка». Скокан Александр Андреевич - чл.-корр. РААСН, чл.-корр. Международной академии архитектуры, руководитель

19. ТРК «Глобал Сити». ОАО Институт «Роспромпроект». Скреденас Александр Владиславович -кандидат архитектуры, член союза архитекторов РФ, главный архитектор

20. Реконструкция аэровокзала внутренних линий аэропорта «Толмачёво». Группа компаний «АТТА», г. Новосибирск. Скреденас Александр Владиславович -кандидат архитектуры, член союза архитекторов РФ, главный архитектор

21. Многофункциональный административно-деловой комплекс «Башня на набережной». АМ Ткаченко, ООО «НАТАЛ». Лякишева Евгения Леонидовна -архитектор

22. Бизнес-центр «Северное сияние» на ул. Правды. АМ Ткаченко, ООО «НАТАЛ». Вельский Владимир Владимирович - архитектор

23.Жилой дом «Парус» на Ходынском поле. ГУЛ МНИИП «Моспроект-4». Уборевич-Боровский Борис Олегович — председатель архитектурного общества, член СМА, архитектор

Квартира на улице Улофа Пальме в Москве. ГУЛ МНИИП «Моспроект-4». Уборевич-Боровский Борис Олегович — председатель архитектурного общества, член СМА, архитектор

Усадебный дом в поселке Озёрный. ГУЛ МНИИП «Моспроект-4». Уборевич-Боровский Борис Олегович — председатель архитектурного общества, член СМА, архитектор

24. Жилой комплекс на Васильевском острове. ООО «Архитектурная мастерская Цыцина». Николаева Марина Леонидовна - ГАП, Цыцим Сергей Викторович - г.д и главный архитектор

25. Мостовой переход через Москву-реку со встроенным рестораном. ОАО «Метрогипротранс». Шумаков Николай Иванович - главный архитектор

Московский метрополитен. Станция «Маяковская» (второй выход). ОАО «Метрогипротранс». Шумаков Николай Иванович - главный архитектор

26. Спортивный реабилитационное оздоровительный центр в Крылатском. ООО «АрхИнж». Ким Ен Гир -руководитель

27. Офис архитектурной группы (be-tone). Архитектурная группа (be-tone). Белугина Наталья Евгеньевна -бакалавр архитектуры, руководитель и главный архитектор

28. Квартира в жилом комплексе «Воробьёвы горы». Гордина Елена Жановна - архитектор

29. «Прованский дом» в Москве. «Студия АРП». Федоров Олег Витальевич -архитектор, руководитель Куликов Олег -архитектор

30. Пентхаус на Шаболовке. ООО «АМ Сергея Эстрина». Эстрин Сергей Генрихович -руководитель

31. Индивидуальный жилой дом в Одинцовском районе. ООО «Гинзбург Архитектс». Гинзбург Алексей Владимирович - руководитель

32. Деревянный каркасный дом. АО «Архитектурный центр». Логвинов Виктор Николаевич -руководитель

33. Загородный дом «Линда». архитектурное бюро строительной компании ООО «ПАЛЕКС-СТРОЙ». Петунии Александр Валентинович -руководитель

34. Дом «Модерн» в Подмосковье. АБ «АРТЕЛЬ». Пряничников Георгий - член СМА, архитектор Городов Кирилл - профессор МАрхИ, член СМА, архитектор

35. Вилла в поселке «Сады Майендорф». ООО «Б.С.Пост». Ставрианиди Георгий Иванович -генеральный директор

36. Индивидуальный жилой дом в пос. Ильинское. АБ «Панаком». Токарев Никита Владимирович - член правления СМА, директор Леонович Арсений Александрович - архитектор, зам. директора

Контактная информация: 117105 г.Москва, ул.Нагатинская 1, стр.2
Тел. (495) 640-13-30, Факс: (495) 640-13-20

Архитекторы Асс

Концепция развития пространства для Музея Москвы

  • Концепция реконструкции с приспособлением под гостиничный комплекс

  • Таганский детский парк им. Н.Н. Прямикова

    Досугово-развлекательный павильон в парке Музеон

  • Выставочный павильон «Музеон-Центр»

  • Выставка Михаила Рогинского

  • Павильон ресторана в парке Музеон

  • Парк искусств Музеон

  • Гостиничный комплекс «Коровники»

  • Галерея In Artibus

  • Галерея «Наши Художники»

  • Вернисаж на Крымской набережной

  • Aнтикварная галерея в Москве

  • Проект реновации сквера и улицы в г.Сатка

  • Реконструкция театра и площади перед театром

  • Мемориал Бабий Яр

  • Универсальный зал для типовой школы

  • Торгово-деловой комплекс 'Платформа'

  • Жилой район в Краснодаре

  • Коттеджный поселок Ренесанс-парк

  • Развлекательный и деловой комплекс в Барвихе

  • Дом в поселке Гринфилд

  • Дом в Салтыковке

  • Галерея в посольстве Люксембурга

  • Выставка 'Дары вождям'

  • Генеральный план Пирогово

  • Застройка Завидкина мыса

  • Дом Е в Коктебеле

  • Галерея 'Наши художники'

  • Офисное здание компании 'Экология'

  • Реконструкция фасадов и концепция развития центра 'Биоинженерия' РАН

  • Культурно-деловой комплекс 'Бульварное кольцо'

  • Концепция развития Московского завода шампанских вин 'Корнет'

  • Вестибюль офисного центра

  • Площадь Крестянской заставы

  • Выставка 'Русское народное искусство'

  • Музей и общественный центр имени А.Сахарова

  • Выставка 'Московский Архитектурный Авангард 1954 - 1991,



  • Интервью на инновационной архитектуре

  • Финская архитектура: вид из Москвы
    (и наоборот)

  • После пространства.
    Фрагменты протоколов архитектурных испытаний

  • Чудовищное поражение русской архитектурной мысли

  • Пятое будущее Москвы.
    Архитектор как заложник

  • Сельская школа и другие мечты архитектора

  • Ледниковый период
    Александра Константинова

  • Архитектурное Случай Бродского

  • На пограничной полосе

  • Портрет архитектора
    и / или / как
    художника

  • Кого учить?
    Чему учить?
    И учить ли вообще.

  • Не хватает нежности

  • Объекты прямого действия

  • Кто строит Пирогово

  • Архитекторы Асс,
    К выпуску специального номера журнала 'Татлин'

  • Вперед, к природе

  • Горизонт Евгения Асса

  • С презентации
    'Архитекторов АСС'

  • Теневая архитектура эпохи теневой экономики

  • Художник и горизонт,
    или Тень архитектора



  • Архитектор Евгений Адольфович Левинсон

    Архитектор Евгений Адольфович Левинсон



    На выставке представлено более 20 авторских листов архитектурной графики одного из ведущих зодчих Ленинграда 1920—1960-х годов — Евгения Адольфовича Левинсона.

    Е. А. Левинсон (1894—1968) родился в Одессе. Учился в Петербурге в Институте гражданских инженеров (1915—1916) и на архитектурном факультете Академии художеств у И. А. Фомина (1924—1927).

    Ранние постройки Е. А. Левинсона — жилмассивы Совторгслужащих (1929—1932, Каменноостровский пр. 55, в соавторстве с А. М. Соколовым) и «Соцстрой» (1931—1936, Песочная наб, 20—ул. Профессора Попова, 43) выполнены в приемах конструктивизма. К блестящим образцам позднего конструктивизма относятся Первый жилой дом Ленсовета (1931—1935, наб. р. Карповки, 13, в соавторстве с И. И. Фоминым) и Дом культуры Промкооперации (1930—1938, Каменноостровский пр. 42, в соавторстве с В. О. Мунцем).

    Во второй половине 1930-х годов Е. А. Левинсон обратился к модернизации классического наследия, создав своеобразный вариант неоклассики. В этом стиле построены жилые дома на Петровской наб. 8 (1938—1940) и Московском пр. 145, 147 (1938—1948), здание Невского райсовета (1938—1940, пр. Обуховской Обороны, 163) и застройка Ивановской улицы (1938—1941).

    Большинство работ довоенного периода выполнено архитектором в соавторстве с И. И. Фоминым, с которым Е. А. Левинсон в 1934—1951 годах возглавлял архитектурно-планировочную мастерскую №3 «Ленпроекта».

    В годы Великой Отечественной войны Е. А. Левинсон возглавлял группу архитекторов, строившую оборонительные сооружения на ближайших подступах к Ленинграду. В декабре 1941 года он был эвакуирован в Свердловск и включен в Уральскую группу Академии строительства и архитектуры СССР. В 1942—1943 годах Е. А. Левинсон совместно с А. А. Олем и Г. А. Симоновым спроектировал новые кварталы в городе Магнитогорске, ставшие первым опытом капитального городского малоэтажного строительства.

    В послевоенный период в творчестве Е. А. Левинсона нарастают черты ретроспективизма и декоративности. В числе работ этого времени построенные в соавторстве с А. А. Грушке здание железнодорожного вокзала в городе Пушкине (1948—1950), жилой дом на ул. Пестеля, 1/12 (1947—1949), станция метро «Автово» (1959—1955), Ленинградский павильон на ВДНХ в Москве (1951—1954) и Мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище (1955—1960, в соавторстве с В. А. Васильевым).

    В 1950—1960-е годы Е. А. Левинсон активно работал в области массового жилищного строительства. Созданные под его руководством проекты кварталов 122-123 на Щемиловке стали первым в Ленинграде примером массового крупнопанельного жилищного строительства.

    Последний этап творчества Е. А. Левинсона связан с неоконструктивизмом 1960-х годов — возвращением к строгой функциональности и лаконизму четких объемных композиций: гостиница «Советская» (1963—1968, Лермонтовский пр. 43/1) и Дом культуры «Невский» (1964—1968, пр. Обуховской Обороны, 32).

    На выставке можно увидеть лучшие работы Е. А. Левинсона из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, представляющее разные этапы творческой деятельности архитектора: проекты жилого дома Совторгслужащих (1929), Проект Дома Трестов и Дома легкой промышленности (1933), гостиницы «Интурист» (1933), ДК Промкооперации (1932), станции метро «Автово» (1950), железнодорожного вокзала в г. Пушкине (1945, 1-й вариант) и др.

    Выставка организована совместно Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ».

    Российский архитектор Евгений Розанов: биография, работы

    Российский архитектор Евгений Розанов: биография, работы

    November 29, 2015

    Отечественная архитектура богата выдающимися зодчими. Но особую касту составляют архитекторы, работавшие в советский период, ведь они не только продуцировали новаторские идеи, но и могли их отстаивать в условиях жесткой идеологической цензуры. Ярким представителем советской архитектуры является Розанов Евгений Григорьевич, который смог создать настоящие шедевры и украсить пространство страны выдающимися зданиями и комплексами.

    Начало пути

    Где рождаются выдающиеся архитекторы? Чаще всего в обычных семьях. Так, Евгений Розанов родился в простой семье служащих, и ничто, казалось, не предвещало больших перспектив. Родился он в 1925 году – времена были трудные, на его взросление пришлись самые тяжелые испытания в стране: индустриализация и разрушительная Великая Отечественная война. Во время войны будущий архитектор работал слесарем на автозаводе, помогая фронту. Когда Евгению предстояло выбрать профессию, страна лежала в разрухе, ее нужно было поднимать и заново отстраивать, видимо, это и стало мотивом к выбору Московского архитектурного института, куда он поступает в 1945 году. В институте ему чрезвычайно повезло, так как его учителями был один из основателей знаменитого ВХУТЕМАСа Владимир Федорович Кринский, а также выдающиеся последователи великого И. Жолтовского – Григорий Алексеевич Захаров и Зинаида Сергеевна Чернышева. Они были самыми передовыми архитекторами того времени, истинными кумирами архитектурной молодежи Москвы. Учителя оказали значительно влияние на стиль и вкус архитектора Розанова.

    Путевка в жизнь

    По окончании института Евгений Розанов получает лестное приглашение от Григория Алексеевича Захарова поступить на работу в его мастерскую. Здесь архитектор проработал 5 лет и получил за это время неоценимый опыт, который помог ему быстро выйти в первый эшелон архитекторов страны. Такой высокий старт дал ему возможность несколько следующих лет возглавлять крупные проекты Моспроекта и Союзгипроторга, а также придти в родной институт в качестве преподавателя. За 10 лет после выхода из ВУЗа Евгений Розанов вырос в значительного архитектора, которому доверяли масштабные проекты.

    Выдающиеся сооружения

    За свою длинную и продуктивную творческую жизнь архитектор Розанов создал более сорока значительных сооружений и архитектурных комплексов, среди которых стоит отметить три небоскреба по 30 этажей для объединения «Наука» на московском проспекте Вернадского, которые определили застройку данного района города, пятитысячный спортивный зал «Динамо» на улице Лавочкина, обустройство Украинского проспекта. Он проектировал огромный комплекс площади Ленина в восстанавливающемся после землетрясения Ташкенте, крупные театры в Курске, Орле и Хабаровске, концертные залы в Ростове-на-Дону и Костроме, административные комплексы в Воронеже и Владивостоке и многие другие сооружения.

    Архитектор Евгений Розанов выработал свой индивидуальный почерк, что делает его проекты узнаваемыми, они отличаются масштабностью, элементами футуризма и конструктивизма, любовью к технологичным материалам: бетону, металлу, в них ощущается размах и человечность.

    Монументы и памятники

    Кроме зданий, архитектор Розанов принимал деятельное участие в создании различных монументов. Так, еще в 1956 году его первая профессиональная награда – первая премия в конкурсе, была присуждена ему за памятник А.В. Щусеву на Новодевичьем кладбище. Позже он создает выдающиеся композиции: памятник войскам противовоздушной обороны Москвы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на Площади Защитников неба, памятник 300-летию ВМФ в России, памятник А. С. Пушкину и его жене Н. Н. Гончаровой в Москве, памятник Ф. Нансену в Москве, монумент Народам Африки, борющимся за освобождение, в Луанде - столице Анголы. В своих работах Розанов стремился подчеркнуть величие человека, а также создать максимально выигрышную площадку для творения.

    Административная и общественная деятельность

    Выдающиеся архитекторы часто чувствуют высокую ответственность перед народом за то, какую среду они формируют, не был исключением и Розанов Евгений. Российский архитектор активно участвовал во многих проектах по сохранению исторического облика городов, по формированию комфортной и эстетичной среды для жизни людей. Так, он деятельно участвовал в восстановлении Храма Христа Спасителя, был в числе авторов проекта реконструкции Боровицкой площади в столице и здания Банковского бизнес-центра на московской Овчинниковской набережной.

    Большая часть жизни Розанова прошла в административной деятельности. Он в течение 8 лет руководил архитектурным проектированием и застройкой всей страны, за это время профессия архитектора вышла в ряд высокоуважаемых, также ему удалось на государственном уровне придать значимость проблеме застройки городов. Он является основателем Международной академии архитектуры, которая играет до сих пор важную роль в градостроительстве России.

    Розанов даже был народным депутатом с 1989 по 1992 год. Он много писал, и его работы помогают начинающим архитекторам постигать азы своей профессии. Розанов выполнял множество почетных обязанностей, он был вице-президентом Российской академии художеств, президентом и создателем отделения Международной академии архитектуры в Москве, действительным и почетным членом Российской академии архитектуры и строительных наук и иностранным членом Парижской академии архитектуры.

    Почетное звание и особые достижения

    Архитектор за свою плодотворную жизнь получил немало заслуженных наград, он участвовал во многих российских и зарубежных конкурсах и неоднократно побеждал в них. Он был награжден несколькими государственными премиями, семью орденами, имел Знак почета и золотую медаль ВДНХ СССР, имел две благодарности от президента России, а самое почетное звание «Народный архитектор» Евгений Розанов получил в 1981 году.

    Обычная жизнь творца

    Розанов Евгений Григорьевич, биография которого богата достижениями в архитектурном творчестве и общественной деятельности, все же оставался в жизни обычным человеком. Он очень любил классическую музыку, особенно Моцарта, Бетховена, Шостаковича, регулярно посещал концерты, которые вдохновляли его на творчество. Он активно занимался графикой, живописью и скульптурой, его работы регулярно выставлялись на выставках в России и за рубежом. Евгений Григорьевич был счастливо женат на архитекторе-реставраторе Ильенковой Аиде Васильевне, имел сына. Выдающийся архитектор ушел из жизни в 2006 году.

    Такими архитекторами, как Евгений Розанов, страна Россия по праву может гордиться. Он навсегда вписал свое имя в отечественную архитектуру, став настоящей легендой российского зодчества и градостроительства второй половины 20 века.