Руководства, Инструкции, Бланки

План Мероприятий По Защите Персонала В Случае Радиационной Аварии Образец img-1

План Мероприятий По Защите Персонала В Случае Радиационной Аварии Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1701 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии образец

О разработке планов мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии

О разработке планов мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии

В соответствии с пунктом 6.4 санитарных правил 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) » администрация радиационных объектов обязана разработать, утвердить и согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии » к радиационным объектам относятся (среди прочих) радиационные источники, не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение (в том числе медицинские рентгеновские аппараты, рентгеновские дефектоскопы, досмотровые установки и др.).

Планировать защиту населения при наличии медицинских рентгеновских аппаратов не следует, т.к. при любом сценарии развития событий вредное воздействие на население оказано не будет. В соответствии с абзацем 2 пункта 6.4 ОСПОРБ 99/2010 план мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии разрабатывается органами местного самоуправления для радиационных объектов I-II категорий, которые в республике отсутствуют.

Какова структура плана? Согласно пункту 6.4 ОСПОРБ 99/2010 все планы мероприятий должны содержать следующие основные разделы:

  • прогноз возможных аварий на радиационном объекте с учетом вероятных причин, типов и сценариев развития аварии, а также прогнозируемой радиационной обстановки при авариях разного типа;
  • мероприятия по защите населения и окружающей среды и критерии для принятия решений о проведении защитных мероприятий;
  • организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий;
  • организация аварийного радиационного контроля;
  • оценка характера и размеров радиационной аварии;
  • порядок введения аварийного плана в действие;
  • порядок оповещения и информирования;
  • поведение персонала при аварии;
  • обязанности должностных лиц при проведении аварийных работ;
  • меры защиты персонала при проведении аварийных работ;
  • меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения;
  • подготовка и тренировка персонала к действиям в случае аварии.

    Санитарными правилами не предусматривается право хозяйствующих субъектов на замену одного пункта другим (например, вместо «Организаций, осуществляющих мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий », указывать организации, с которыми планируется взаимодействовать при возникновении аварии, и др.).

    Не следует писать не относящуюся к названию пункта информацию (например, в разделе «Организация аварийного радиационного контроля » необходимо указывать лишь мероприятия по радиационному контролю в соответствии с программой производственного контроля и СанПиН, т.д.).

    Разработанный план администрация радиационных объектов обязана утвердить и согласовать с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, то есть с Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл.

  • Другие статьи

    НП 075-06 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ

    Выдержка из документа: НП 075-06 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ НП 075-06 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ

    по экологическому, технологическому и атомному надзору

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

    Утверждены
    постановлением
    Федеральной службы
    по экологическому,

    Технологическому
    и атомному надзору

    от 19 декабря 2006 г. № 10

    ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

    ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ

    Введены в действие

    с 1 марта 2007 г.

    Настоящий нормативный документ устанавливает требования к содержанию разрабатываемого эксплуатирующей организацией Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках и определяет организационные мероприятия по обеспе­чению его выполнения.

    Разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также рекомендаций, приведенных в документе МАГАТЭ "Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации" (GS-R-2).

    Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 12.02. 2007 г. № 01/1103-АБ)

    *Нормативный документ разработан в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Ковалева В.Ф. Маклакова В.В. Остапчука В.П. Парамонова В.В. (НТЦ ЯРБ), Грачева М.И. Кочеткова О.А. (ФМБА России), Трофимова Н.Д.,(Росатом). При разработке учтены предложения специалистов ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ФГУП «ГНЦ НИИАР», ПИЯФ РАН.

    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИЯУ

    3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИЯУ

    3.1. Общие положения

    3.2. Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала

    3.2.1. Общие сведения об ИЯУ.

    3.2.2. Контроль радиационной обстановки.

    3.2.3. Радиационная обстановка.

    3.2.4. Организации, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ.

    3.2.5. Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" и состояния "Аварийная обстановка".

    3.3. Основные мероприятия по защите персонала

    3.3.1. Материально-техническое обеспечение.

    3.3.2. Организация оповещения и связи.

    3.3.3. Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии.

    3.3.4. Защита участников работ по ликвидации последствий аварии.

    3.3.5. Радиационная и общая разведка.

    3.3.6. Оказание медицинской помощи пострадавшим.

    3.3.7. Физическая защита ИЯУ.

    3.3.8. Обеспечение общественного порядка.

    3.3.9. Мероприятия по эвакуации персонала.

    3.3.10. Действия оперативного персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации при ликвидации последствий аварии.

    3.3.11. Организация работ по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения.

    3.3.12. Противопожарные мероприятия.

    3.3.13. Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ.

    3.4. Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию

    Приложение 1 (рекомендуемое)

    ПЛАН ПЛОЩАДКИ ИЯУ

    Приложение 2 (рекомендуемое)

    ПЛАН САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

    Приложение 4 (рекомендуемое)

    ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА ИЯУ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

    1.Авария локальная - авария, последствия которой ограничиваются одним помещением (зданием).

    2.Авария местная - авария, последствия которой ограничиваются территорией санитарно-защитной зоны.

    3.Авария общая - авария, последствия которой распространяются за пределы санитарнозащитной зоны.

    4.Неотложные работы - аварийные работы, направленные на спасение и поиск людей, оказание помощи пострадавшим (аварийно-спасательные работы), а также работы, направленные на:

    - устранение завалов, препятствующих проведению спасательных работ;

    - локализацию и тушение пожаров;

    - восстановление поврежденных защитных сооружений;

    - устранение причин, способствующих распространению радиоактивных веществ в окружающей среде и повторному возникновению пожаров, взрывов и пр.

    5.Разведка (общая и радиационная) - мероприятия, проводимые в зоне чрезвычайной ситуации с целью определения состояния и степени разрушения помещений, зданий и оборудования ИЯУ, выявления пожаров, завалов на путях подхода и подъезда пожарной и другой техники к месту аварии и местам пожаров (общая разведка) или с целью установления границ зон радиоактивного загрязнения территории, интенсивности радиационного излучения, состава радионуклидов, степени радиоактивного загрязнения помещений, зданий и оборудования (радиационная разведка).

    6. Режим повышенной готовности (состояние "Аварийная готовность") - режим функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в обстановке, сложившейся после нарушения нормальной эксплуатации ИЯУ и требующей оперативного вмешательства с целью предотвращения аварии.

    7. Режимчрезвычайной ситуации (состояние "Аварийная обстановка") - режим функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в обстановке, сложившейся после возникновения аварии на ИЯУ и требующей реализации мероприятий по защите персонала и (или) населения и окружающей среды.

    1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1.1. Настоящий нормативный документ устанавливает требования к содержанию Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (ИЯУ) и определяет организационные мероприятия, направленные на обеспечение его выполнения.

    1.2. Настоящий нормативный документ распространяется на сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ любого типа и любой категории потенциальной радиационной опасности.

    2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ МЕРОПРИЯТИЙ
    ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИЯУ

    2.1. План мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (далее - План мероприятий) разрабатывается эксплуатирующей организацией и должен быть утвержден ее руководителем после согласования со всеми организациями, участие которых может потребоваться при проведении работ по ликвидации последствий аварии на ИЯУ, включая:

    ■ для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности - с Региональным управлением Федерального медико-биологического агентства (РУ ФМБА России), с постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня;

    ■ для ИЯУ III и IV категорий потенциальной радиационной опасности - с РУ ФМБА России.

    2.2. План мероприятий следует разрабатывать, исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся наихудшими радиационными последствиями, и с учетом специфики предстоящего этапа жизненного цикла ИЯУ.

    2.3. План мероприятий для сооружаемых ИЯУ должен быть разработан и введен в действие до ввода в эксплуатацию ИЯУ.

    2.4. Эксплуатирующая организация, имеющая несколько ИЯУ, должна обеспечить разработку для каждой ИЯУ своего (объектового) плана мероприятий по защите персонала, являющегося составной частью Плана мероприятий и содержащего информацию, установленную в подразделах 3.2.1-3.2.3, 3.2.5, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.7, 3.3.9-3.11 настоящего нормативного документа.

    2.5. План мероприятий должен пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

    2.6. В случае ввода в эксплуатацию новых ИЯУ, после реконструкции действующих ИЯУ или введения в действие новых нормативных документов и по результатам проверки готовности
    эксплуатирующей организации к аварийному реагированию в процессе тренировок и учений в действующий План мероприятий должны вноситься необходимые изменения и дополнения.

    2.7. План мероприятий должен быть взаимоувязан в вопросах своевременного оповещения об угрозе (факте) аварии, объеме и периодичности передачи текущей информации и координации действий с Планом мероприятий по защите населения в случае аварии на исследовательских ядерных установках.

    3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
    ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА ИЯУ
    3.1. Общие положения

    3.1.1. Должно быть приведено краткое описание выполняемых в эксплуатирующей организации ядерно- и радиационно опасных работ, представлен перечень исследовательских реакторов, критических сборок и подкритических сборок, а также хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, других ядерно- и радиационно опасных участков, находящихся на площадках ИЯУ эксплуатирующей организации.

    3.1.2. Должно быть показано, что в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами в эксплуатирующей организации создана система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня, при этом:

    ■ определены соответствующим положением компетенция и полномочия комиссии по
    предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧСО), обеспечивающей организацию и руководство выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;

    ■ определены приказом руководителя эксплуатирующей организации персональный состав КЧСО и руководитель аварийных работ;

    ■ определены соответствующим положением компетенция и полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных ре­шать задачи по защите персонала от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне;

    ■ создана дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;

    ■ создана система связи и оповещения.

    3.1.3. Должны быть приведены состав, полномочия и компетенция экспертно-аналитической группы, сформированной из специалистов эксплуатирующей организации с участием (при необходимости) специалистов органа управления использованием атомной энергии, других организаций, обеспечивающих поддержку КЧСО при ее функционировании в состоянии "Аварийная готовность" и в состоянии "Аварийная обстановка", проведение оперативного анализа поступающей информации, подготовку предложений и рекомендаций по ликвидации последствий аварии.

    3.1.4. Должно быть показано, как планируется возможное повышенное облучение персонала, который может быть привлечен к неотложным работам, и в какое медицинское учреждение будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения.

    3.1.5. Должен быть определен порядок представления своевременной информации об аварии и ходе выполнения работ по ликвидации ее последствий средствам массовой информации.

    3.2. Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала 3.2.1. Общие сведения об ИЯУ.

    В подразделе должны быть приведены:

    ■ географические и административные характеристики размещения ИЯУ;

    ■ сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также водоемов и рек, план площадки ИЯУ и санитарно-защитной зоны (рекомендации по оформлению планов приведены в приложениях 1 и 2);

    ■ сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;

    ■ описание здания, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;

    ■ основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;

    ■ категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.

    3.2.2. Контроль радиационной обстановки.

    В подразделе должны быть приведены:

    ■ краткое описание системы радиационного контроля на ИЯУ;

    ■ информация о составе, возможностях и режимах функционирования автоматизирован ной системы контроля радиационной обстановки (далее - АСКРО) и технических средствах передачи информации по каналам АСКРО;

    ■ данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля, порядке ее Функционирования в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ и в условиях аварии на ИЯУ, а также информация, подтверждающая возможность экстренной оценки индивидуальных доз облучения персонала ИЯУ и лиц, принимающих участие в ликвидации последствий аварии.

    3.2.3. Радиационная обстановка.

    В подразделе должны быть приведены:

    1) радиационная обстановка в основных технологических помещениях ИЯУ и в санитарно-защитной зоне, определенная по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;

    2) результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;

    3) краткое описание сценариев возможных аварий, в том числе:

    ■ ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;

    ■ ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ и территории санитарно-защитной зоны;

    ■ возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;

    ■ возможное количество пострадавших, для которых потребуется медицинская помощь;

    4) оценка ожидаемой радиационной обстановки при вариации возможных погодных условий, в том числе при инверсии и конверсии, в отсутствии атмосферных осадков и при их наличии для запроектных аварий, последствия которых могут привести к необходимости реализации мероприятий по защите населения.

    3.2.4. Организации, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ.

    В подразделе должен быть приведен перечень организаций, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать при проведении неотложных работ в случае аварии на ИЯУ. Указанный перечень должен учитывать тяжесть последствий возможных аварий.

    3.2.5. Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" и состояния "Аварийная обстановка".

    Инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях при работе в рентгеновских кабинетах

    в аварийных ситуациях

    при работе в рентгеновских кабинетах

    «Типовая инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях при работе в рентгеновских кабинетах» разработана, в соответствии с требованиями СП 2.6.1.2612-10 «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», СанПиН2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», «Инструктивно-методические указания по служебному расследованию и ликвидации радиационных аварий» № 2206-80, «Правил пожарной безопасности (ППБ-01-93)», «Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений» № 3381 от 2002г. и регламентирует действия персонала в случае возникновения аварийной ситуации, для предотвращения ее развития и при ликвидации ее последствий.

    Радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников(персонала), стихийными действиями или иными причинами, которые могли бы привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.

    При работе в рентгеновских кабинетах или с рентгеновскими медицинскими аппаратами возможны следующие виды аварийных ситуаций:

    1. Сознательное использование или хранение рентгеновских аппаратов с наруше­нием санитарного законодательства или правил радиационной безо­пасности, создающее возможность облучения или приведшее к облучению персонала и (или) отдельных лиц из населения;

    2. Повреждение радиационной защиты аппарата или кабинета;

    3.Переоблучение персонала или пациентов;

    4.Короткое замыкание или обрыв в системах электропитания;

    5. Замыкание электрической цепи через тело человека;

    6. Механическая поломка элементов рентгеновского аппарата;

    7.Поломка коммуникаций систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции;

    8. аварийное состояние стен, пола и потолка;

    2. ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА

    ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

    2.1. При установлении факта радиационной аварии (нарушения) исполнитель работ (персонал) обязан:

    1. Прекратить работу.

    2. Поставить в известность администрацию учреждения.

    3. И принять экстренные меры по предотвращению развития аварийной ситуации с целью восстановления контроля над радиационным источником предотвращения облучения людей и загрязнения окружающей среды.

    4. Эвакуировать больного из помещения, закрыть защитную дверь, опечатать ее и вывесить табличку об аварийном состоянии.

    2.2. При нерадиационной аварии (несчастный случай или неисправность оборудования) персонал обязан:

    1. Отключить главный сетевой рубильник

    2. Запретить доступ посторонних лиц

    3. Поставить в известность заведующего отделением или ответственного за радиационную безопасность на объекте.

    2.3. При замыкании электрической цепи через тело человека:

    1. Выключить рубильник, питающий рентгеновскую установку

    2. Если этого сделать нельзя любым способом прекратить подачу тока к аппарату(оборвать подводящие провода сухой палкой или рукой обмотав ее полотенцем или халатом, прибегнуть к короткому замыканию проводов линии и к надежному заземлению их путем металлического соединения с водопроводом или заземляющим проводом).

    3. Если потерпевший касается только одного провода, то достаточно заземлить этот провод.

    4. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии после освобождения его от тока, необходимо приступить к искусственному дыханию, освободить от стесняющей его одежды, обеспечить приток свежего воздуха, если рот зажат – разжать его, язык вытянуть и немедленно вызвать врача.

    2.4. В случае возникновения пожара необходимо.

    1. Эвакуировать больного в безопасное место.

    2. Обесточить электрооборудование

    3. Вызвать пожарную команду, милицию, до прибытия дежурного караула принять все меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    4. Сообщить о пожаре заведующему рентгеновским отделением, администрации ЛПУ.

    5. По прибытию пожарной команды, проинформировать начальника караула о источнике ионизирующего излучения (рентгеновской установке).

    6. Оказать первую помощь пострадавшим при пожаре.

    7. Ответственному за радиационную безопасность объяснить радиационную обстановку объекта.

    8. После ликвидации пожара дверь закрыть опечатать.

    2.5. При поломке коммуникационных систем водоснабжения,

    канализации, отопления и вентиляции персонал обязан:

    1. Прекратить работу

    2. Ограничить доступ посторонних лиц в рентгеновское отделение.

    3.Поставить в известность администрацию для вызова

    соответствующих ремонтных служб.

    3. ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАЦИИ В СЛУЧАЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

    В каждой организации, в которой возможна радиационная авария, должна быть предусмотрена система экстренного оповещения о возникшей аварии, по сигналам которой персонал должен действовать в соответствии с планом мероприятий по ликвидации радиационной аварии и должностными инструкциями.

    Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация организации обязана немедленно поставить в известность:

    - вышестоящую организацию или ведомство;

    - органы государственной власти в том числе органы местного самоуправления;

    - ТУ Роспотребнадзора осуществляющие государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности по тел. 350-10-35, 350-10-37. в выходные и праздничные дни дежурные службы ТУ Роспотребнадзора по тел. 374-13-79;

    - провести служебное расследование под контролем ТУ Роспотребнадзора и внутренних дел.

    - людей с травматическими повреждениями или подвергшихся облучению в дозе выше 0,2 Зв. необходимо отправить на медицинское освидетельствование и лечение.

    Ответственность за последствия аварии и ее ликвидации несет администрация учреждения на котором произошла авария.

    4. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

    При проведении мероприятий, связанных с ликвидацией радиационных аварий и их последствий, основная задача состоит в том, чтобы в наиболее короткий срок осуществить следующие мероприятия:

    -предотвратить возможность дальнейшего воздействия ионизирующего излучения на персонал и отдельные лица из населения;

    -выявить все возможные очаги загрязнения и уточнить возможные пути распространения радиоактивного загрязнения;

    -ликвидировать источник радиационной аварии;

    -устранить последствия радиационной аварии;

    Радиационные аварии, связанные только с внешним облучением, возможны при нарушении технологического цикла работы с рентгеновскими аппаратами, при отказе блокировочных и сигнализационных систем, при нарушении требований радиационного контроля. В связи с этим нужно осуществить следующие мероприятия:

    -выявление причин, приводящих к радиационной аварии;

    -устранение неисправностей в радиационной техники, систем блокировки и сигнализаций;

    -ориентировочная оценка уровней облучения;

    При установлении факта аварии, руководителем объекта издается приказ о проведение служебного расследования и ликвидации аварии.

    В приказе должны быть определены:

    1. Состав комиссии

    2. Разработка мероприятий по ликвидации аварии

    3. Общие мероприятия по выделению необходимого количества персонала, оборудования, транспорта и т.д.

    План мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии образец

    1. Прогноз возможных аварий на радиационном объекте с учетом вероятных причин, типов и сценариев развития аварий, а также прогнозируемой обстановки при авариях разного типа


    СОГЛАСОВАНО Главный государственный санитарный врач

    По Могилевской области ______________ И.В.Гаевский

    «______»_____________ 2008 г.

    «_______»_____________ 2008 г.


    МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ

    от радиационной аварии и ее последствий

    План мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии в рентгенкабинете (отделении) разработан на основании требований Закона РБ "О радиационной безопасности населения" ст.17, Санитарных правил и норм 2.6.1.8-8-2002 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002)» п.273-284, ГН 2.6.1.8-127-2000 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000)», СанПиН 2.6.1.8.-38-2003 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгенкабинетов, аппаратов и проведению рентгеновских исследований», «Положение о единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения» (утверждено: постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19.09.2006г. №46), «Программа индивидуального дозиметрического контроля персонала лечебно-профилактических организаций Могилевской области» (утверждено: управлением здравоохранения Могилевского облисполкома от 19.01.2007г. приказом № 31)


    1. Прогноз возможных аварий на радиационном объекте с учетом вероятных причин, типов и сценариев развития аварий, а также прогнозируемой обстановки при авариях разного типа.


    Радиационная авария ( РА ) - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью повреждением оборудования, неправильными действиями работников ( персонала ),стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению персонала или населения при эксплуатации устройств генерирующих излучение.


    1.1.При выполнении работ с генерирующими источниками ионизирующего излучения (ИИИ) могут возникнуть следующие нештатные аварийные ситуации :

    а) радиационные аварии:

    - повреждение радиационной защиты аппарата или кабинета;

    - переоблучение персонала и пациентов:

    б) аварийные ситуации:

    - короткое замыкание и обрыв в системах электропитания;

    - замыкание электрической цепи через тело человека;

    - механическая поломка элементов рентгеновского аппарата;

    - поломка коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции

    - аварийное состояние стен, пола и потолка;

    1.2.По потенциальной радиационной опасности рентгеновские кабинеты относятся к 4 категории объектов, радиационное воздействие от которых ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения.

    1.3.С учетом применяемых генерирующих ИИИ по своим масштабам и последствиям радиационные аварии (РА) в медучреждениях относятся к категории локальных, при которых, облучению могут подвергнуться персонал и пациенты.

    1.4.В рентгеновском кабинете могут произойти радиационная авария 1-2 группы:

    1 группа РА - аварии, которые не приводят к облучению персонала, отдельных лиц из населения(выше предела доз) или загрязнению производственной и окружающей среды, не создают реальную опасность переоблучения или загрязнения и требующих расследования причин их возникновения.

    2 группа РА - аварии, в результате которых произошло внешнее облучение персонала и отдельных лиц из населения ( выше предела доз ).


    1.5.РА 2 группы могут привести к развитию детерминированных эффектов от внешнего облучения в случаях многолетнего облучения (катаракта, дерматиты) в основном при длительном нарушении стационарной и индивидуальной средств защиты.


    ^ 2. КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.


    2.1.При проведении вмешательств пределы доз, установленные приложением 1НРБ 2002 не применяются .

    2.2.Исходя из принципов обоснования и оптимизации при планировании защитных мероприятий на случай РА органами госсаннадзора устанавливаются уровни вмешательства ( дозы и мощности доз облучения ).

    2.3.Критерием для принятия решения о проведении защитных мероприятий в рентгеновских кабинетах является превышение допустимой мощности дозы (ДМД) рентгеновского излучения за стационарной защитой процедурной рентгеновского кабинета для помещений различного назначения :

    - в помещениях постоянного пребывания персонала ( процедурная. комната

    управления ,комната приготовления бария ,фотолаборатория. кабинет

    врача) - 13 мкГр/час. предел дозы - 20 мЗв/год ;


    - помещения, смежные по вертикали и горизонтали с процедурной рентгеновского

    кабинета без постоянных рабочих мест(холл, гардероб, лестничная площадка, коридор,

    комната отдыха, уборная ,кладовая и др.)- 2 мкГр/час, предел дозы - 1 мЗв/год;


    - помещения смежные по вертикали и горизонтали с процедурной рентгеновского кабинета имеющие постоянные рабочие места – 0,5 мкГр/час- предел дозы-1 мЗв/год


    - палаты стационара. смежные по вертикали и горизонтали с процедурной

    рентгеновского кабинета - 1,3 мкГр/час. предел дозы - 1 мЗв /год;


    - территория, прилегающая к наружным стенам процедурной рентгеновского

    кабинета - 2,8 мкГр/час. предел дозы - 1 мЗв/год;


    2.4. Решение о допуске персонала к проведению аварийных работ, планируемом повышенном облучении персонала выше установленных пределов доз принимается в соответствии с главой 5, пункт 27 НРБ- 2000 .

    2.5. Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями или, подвергшихся облучению в дозе выше 0,2 Зв необходимо направить на медицинское обследование и лечение .


    3 ^. ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, С КОТОРЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ .


    3.1. Могилевский областной центр гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья (Обл.ЦГЭ и ОЗ )468723,264660,264226;

    3.2. Районное управление по чрезвычайным ситуациям МЧС:

    3.4. «Госатомнадзор" 25-50-27

    3.5. Районный отдел внутренних дел 102 ;

    3.6 РУП. " Медтехника" 22-78-26. или другие сервисные организации


    ^ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНОГО РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.


    4.1. Основой расследования и ликвидации аварии является аварийный радиационный контроль ( РК ), задача которого состоит в оценки степени воздействия рентгеновского излучения на персонал и отдельных лиц из населения.

    При этом особое внимание должно быть обращено на :

    - выбор и оптимальное использование дозиметрической аппаратуры;

    - установление места нахождения пострадавшего по отношению к источнику

    излучения. время его пребывания в поле излучения;

    - объем радиационного контроля в зависимости от группы РА.

    4.2. Планирование радиационного контроля на случай возникновения радиационной аварии осуществляется с учетом перечня радиационных аварий и причин и возникновения. В рентгенкабинетах возможны РА 1-2 группы .

    4.3. При возникновении РА используется дозиметрическая аппаратура Обл.ЦГЭ и ОЗ. в учреждении отсутствует дозиметрическая аппаратура, за исключением ТЛД.

    4.4. Порядок радиационного контроля при радиационных авариях осуществляется в соответствии с приложением 1 данного "Плана мероприятий системы радиационного контроля. "


    ^ 5. ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА И РАЗМЕРОВ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ .


    5.1. При установлении факта аварии персонал действует в соответствии с "Инструкцией по действию персонала в аварийных ситуациях " и информирует главного врача об аварии .

    5.2. Первичная оценка характера и размеров радиационной аварии осуществляется администрацией на основании информации представленной ответственным за РБ.

    5.3. При оценке радиационной аварии необходимо пользоваться " Инструктивно-методическими указаниями по служебному расследованию и ликвидации РА" N 2206-80. В рентгенкабинете может произойти РА 1-2 группы. Более подробно эти группы РА рассмотрены в 1 разделе настоящего " Плана мероприятий. " .

    5.4. Директор учреждения на основании заключения комиссии утверждает план по ликвидации причин аварии, ее последствий и мероприятия по предупреждению РА.


    ^ 6. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ АВАРИЙНОГО ПЛАНА В ДЕЙСТВИЕ


      1. При установлении факта радиационной аварии выключается электропитание для рентгенаппарата с помощью рубильника

      2. Из кабинета удаляются пациент и лица его сопровождающие

      3. О выявлении РА информируется ответственное лицо за РБ и РК и директор

      4. Ответственный за РБ и РК информирует об аварийной ситуации согласно «Схемы экстренного оповещения об РА».

      5. При установлении факта радиационной аварии директор учреждения издает приказ о расследовании и ликвидации аварии.

    В приказе определяется :

    - разработка плана мероприятий по ликвидации аварии ;

    - общие мероприятия по составу аварийной бригады. оборудования и т.д;

    - план расследования и ликвидации аварии, согласовывается с облЦГЭ и ОЗ .

    6.6. Комиссия проводит расследование и на основании полученных данных устанавливает причины возникновения аварии, разрабатывает план мероприятий по ликвидации аварии и ее последствий, а так же разрабатывает мероприятия по предупреждению РА.

    6.7. Директор учреждения на основании заключения комиссии утверждает план по ликвидации причин аварии, а так же принимает административные меры к лицам виновным в возникновении аварии.


    ^ 7. ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ.


    7.1. Оповещение и информирование об аварии должностных лиц поликлиники, надзорных и контрольных органов. организаций которые задействуются в ликвидации аварии. осуществляется в соответствии с " Системой экстренного оповещения о возникшей аварии" .


    " Система экстренного оповещения о возникшей аварии ".


    При возникновении радиационной аварии :

    - персонал сообщает ответственному за РБ и РК ;

    - ответственный за РБ и РК сообщает об аварии директору тел.

    - директор информирует немедленно по телефону, письменное подтверждение в течение 7 суток:

    - Обл ЦГЭиОЗ Гаевский И.В. тел. 46-87-23, факс 26-46-60

    - «Госатомнадзор»" Левшунова О.Л. тел. 25-50-27

    по чрезвычайным ситуациям МЧС тел. 101

    - РУП«Медтехника» Щербина З.Ф тел.22-78-26

    ^ При возникновении не радиационной аварии :

    - персонал сообщает ответственному за РБ и РК.

    - ответственный за РБ и РК сообщает об аварийной ситуации директору

    - в зависимости от вида аварийной ситуации ответственный за РБ и РК информирует :

    -аварийно-спасательное подразделение МЧС тел 101

    - милицию – тел 102


    ^ 8. ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ПРИ АВАРИИ .

    8.1. Поведение и действия персонала при возникновении РА определяется " Инструкцией по действиям персонала в аварийных ситуациях ". утвержденной директором» (Приложение N 2 к " Плану мероприятий. ).


    ^ 9. ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНЫХ РАБОТ .

    9.1. Обязанности должностных лиц при проведении работ установлены в приложении 2 к " Плану мероприятий. " .


    ^ 10. МЕРЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНЫХ РАБОТ.

    10.1. Выключается электропитание рентгенаппарата с помощью рубильника.

    10.2. Ручки рентгенаппарата ставятся в исходное положение.

    10.3. Из кабинета удаляются пациенты и лица, сопровождающие их.

    10.4. Сообщается о случившимся ответственному за радиационную безопасность

    и радиационный контроль (РБ и РК).

    10.5. Ответственный за РБ и РК информирует об аварийной ситуации согласно

    "Системы экстренного оповещения о возникшей аварии".

    10.6. Действовать согласно "Плану мероприятий по защите персонала и населения

    в случае радиационной аварии".

    10.7. Допуск персонала к работам и планирование повышенного облучения осуществляется

    в соответствии с критериями установленными НРБ-2000, ОСП-2002.

    10.8. Контроль индивидуальных доз облучения персонала проводится методом

    термолюминесцентной дозиметрии ( ТЛД ) .

    10.9. Контроль за мощностью дозы облучения персонала осуществляется согласно “Системы или порядка аварийного радиационного контроля" (приложение 1 "Плана мероприятий. ").


    ^ 11. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ .

    11.1. При пожаре персонал должен :

    - сообщить в аварийно-спасательное подразделение МЧС о месте возникновения пожара по тел.101

    - отключить главный сетевой рубильник ;

    - вывести пациентов из рентгенкабинета

    - вызвать пожарную команду по тел. 101;

    - сообщить директору учреждения

    - до прибытия пожарной команды приступить к ликвидации пожара подручными

    - по возможности освободить помещение от сгораемых материалов ;

    - встретить пожарное подразделение и предоставить всю информацию о месте

    возгорания и наличию угрозы персоналу .


    ^ 12. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ .

    12.1. Устанавливается перечень лиц, контактирующих с источниками ионизирующего

    излучения (ИИИ) (персонала, работающего с ИИИ и пациенты).

    12.2. В рентгенкабинете осуществляется оценка радиационной обстановки и доз облучения лиц, контактирующих с ИИИ

    12.3. При превышении установленных критериев облучения пациентов 0,2 Зв решается вопрос о направлении их на медицинское обследование в УЗ «Могилевская областная больница»

    12.4. При установлении связи заболеваний с аварийным облучением УЗ оказывает содействие пострадавшим по их направлению на заседание экспертного Совета .


    ^ 13. ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ .


    13.1. Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим определяется перечнем

    - экстренные мероприятия по жизненным показаниям ( противошоковые ) ;

    - неотложные мероприятия (первая врачебная помощь, остановка кровотечения и т.д);

    - первоочередные ( квалифицированная помощь с элементами специализированной) .

    13.2. Направление пострадавших на медобследование осуществляется при дозах облучения превышающие критерии. указанные в разделе 2 данного " Плана мероприятий. " .


    ^ 14. МЕРЫ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ОЧАГОВ ( УЧАСТКОВ ) РАДИАКТИВНОГО

    При РА с источниками генерирующими ионизирующее излучение очаги радиоактивного загрязнения отсутствуют .


    ^ 15. ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА ПЕРСОНАЛА К ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ АВАРИИ .


    15.1. В рентген отделении разработана и вывешена на видном месте " Инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях ". а так же " Система экстренного оповещения о возникшей аварии "

    15.2. Проводится учеба 1 раз в месяц по соблюдению радиационной безопасности и действиям персонала при РА .

    15.3. Проводится 1 раз в квартал инструктаж персонала по радиационной безопасности о порядке предупреждения и способах ликвидации РА .

    15.4. Проводится 1 раз в полгода тренировка персонала по противоаварийным мероприятиям, само и взаимопомощи .

    15.5. Проводится проверка знаний по РБ персонала не реже 1 раза в год, руководящего состава не реже 1 раза в 3 года.


    Ответственный за РБ и РК.