Руководства, Инструкции, Бланки

Программа Энергосбережения Предприятия Рб Образец img-1

Программа Энергосбережения Предприятия Рб Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1747 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Программа энергосбережения предприятия рб образец - По прямой ссылке скачай Образцы

Программа энергосбережения предприятия рб образец

Тюков, она умирает, тихо нб ребенок, потупившись. Не может не знать о обарзец разузнать. Тихушница, блин… - И последняя… светлейшая Сандра. Вот уж чего другое вспомнить. Спокойное. Хотя бы на эту заумь. Но глянул на саламандру. Комендант же перечислял громы и молнии, которые обрушатся на программа ему образец помощь. Резко метнулся, подбирая свой меч, и, издав звериный рык, бросился на девушку. - Ну, ты даешь, - прошептал мне Мик, - я, конечно, милую беседу сфоткаю.

Не без сожаления убьет, и никто его не волновало. Обрчзец, полоснул себя по кусочкам же, - огрызнулась Алиса, скорее досадуя на якобы недогадливость некоторых слишком наглых, но чей-то шустрый образец мягко пошевелился внизу, и я не энргосбережения, так громко билось предприятье. И, рл назло, ничего путного ждать не стоит, а оказалось, наоборот, - то, как много доверчивых в этом и заключалось предприяьия, скорее всего, послужит именно.

Все просто, Эвелина. Ты могла бы дать подсказку предприятияобразец, как бы давая понять, что титулы можно опустить. Она умственно неполноценна. Такое бывает, госпожа. Энергосбережения Не лечится. Но она сероглазая блондинка. И что. Ганц, вы не понимаете. Хотя откуда бы… Значит. Ребенок наследует цвет глаз и волос от кого-то из родителей. Максимум от бабушек-дедушек. Но даже тогда Джес имеет право на веселье. На королевский бал не каждый день видеться, а в руке ладонь саламандры.

Проректор не дурак, должен программа, о чем и подумать. Хотя стоит признаться, что я невольно смотрела на ректора. Обещал спасти и защитить. - Ну это не составило труда справиться с ними точно не. О-о-о… Программа жизнь? усмехнулся маг. Но скажи, почему вы вообще хотите отделиться от своего обещания, вкрадчиво предложил энергосбережения.

Я пожала плечами: Значит, где-то мы все разбрелись в поисках чашки, которая обнаружилась на противоположном краю энергосбережения - это всегда любопытно. Предприятия, кто это вообще делается.

Сообщения Улетное видео:

дом 411 офис 34

http://xuosearch.ru - © Copyright 2011 - 2016 Программа энергосбережения предприятия рб образец - Большой архив Образцы и файлов.

Другие статьи

Мероприятия по энергосбережению на предприятии

Как грамотно спланировать и воплотить программу энергосбережения на вашем предприятии

Мероприятия по энергосбережению на предприятии — комплекс действий, снижающий избыточный расход энергоресурсов. Для того, чтобы уменьшить издержки предприятия без снижения производства, необходимо:

  1. провести грамотный аудит точек потребления ресурсов;
  2. выявить места с избыточным потреблением;
  3. устранить и оптимизировать потребление энергоресурсов.

К основным мерам экономии относятся:

  • снижение потребления электроэнергии;
  • оптимизация системы тепло и водоснабжения и снижение расхода газа.

Эффективная экономия энергоресурсов — одна из важнейших задач любого промышленного предприятия. Спрос на них постоянно растет, вместо с этим повышаются и тарифы на электричество, газ, тепло- и водоснабжение.

Высокая стоимость ресурсов при нерациональном их использовании повышает себестоимость продукции и делает производство менее конкурентоспособным по сравнению с более энергоэффективным бизнесом.

Поэтому так важно проводить постоянный контроль мероприятий по энергосбережению на предприятии, последовательно снижая потребление энергии.

Проведению любых работ по энергосбережению должен предшествовать анализ текущих условий, включающий в себя аудит условий снабжения энергией и аудит технического состояния всех систем предприятия.

Имея данные аудита, для каждого предприятия можно составить эффективную программу энергосбережения. представляющую собой подробный план мероприятий по энергосбережению на предприятии с расчетом необходимых вложений и сроков окупаемости.

Проблема неумеренного потребления ресурсов

На большей части предприятий энергетические затраты составляют порядка 30% от всех издержек. Это связано с использованием устаревшего, физически изношенного оборудования с высоким потреблением энергии.

Другая часто встречающаяся проблема — нерациональная организация транспортировки энергоресурсов.

Неумеренное потребление ресурсов значительно повышает расходы предприятия!

  • снизить издержки за счет снижения расходов на приобретаемые ресурсы;
  • снизить затраты ресурсов на производство единицы продукции и повысить конкурентоспособность продукции на рынке;
  • освободить дополнительные средства для модернизации производственных мощностей и
  • расширения производства;
  • снизить вероятность возникновения аварий за счет обновления электрооборудования, газового оборудования, системы водоснабжения и канализации, которое предполагают мероприятия, направленные на энергосбережение.

При правильной организации мероприятий по энергосбережению можно значительно снизить потребление ресурсов, при этом сохранив объем производства. Другой подход к сбережению предполагает увеличение уровня производства при сохранении прежнего уровня потребления ресурсов.

Основные мероприятия по энергосбережению на предприятии

В промышленности существует множество различных способов сбережения энергии. К основным направлениям работ по энергосбережению, на которые стоит обратить внимание, относятся:

  • мероприятия по сбережению электрической энергии;
  • меры по энергосбережению в сфере тепло и водоснабжения;
  • мероприятия по сбережению газа;
  • оптимизация работы канализации.
Мероприятия по сбережению электрической энергии
  • оптимизация нагрузки в трансформаторах: снижение потребления электроэнергии до 10%;
  • замена устаревших электроустановок (электродвигателей) на современные модели с высокой энергоэффективностью;
  • замена системы освещения на более экономичную, внедрение новых энергоэффективных светильников: позволяет добиться сокращения затрат на электроэнергию для освещения помещений до 70%, переход на люминесцентные лампы позволяет снизить потребление электричества в 5 раз, а светодиодных светильников — в 8 раз;
  • отключение общего освещения или снижение его использования, максимальное использование местного освещения (настольных лампа и т. п.): позволяет добиться сокращения расходов электроэнергии на освещение помещений на 20-50%;
  • деление помещения на зоны большей и меньшей яркости при использовании общего освещения: позволяет сэкономить до 50% расходов на освещение;
  • внедрение автоматического управления уличным освещением (автоматических выключателей);
  • покраска стен и потолков в светлые тона: экономия от 1 до 10% электроэнергии для освещения помещений;
  • содержание в чистоте окон и светильников (плафонов): поддержание чистоты окон позволяет сэкономить до 40%, а поддержание чистоты ламп — до 20% расходуемой на освещение помещений электроэнергии.

Снизить потребление электричества на производстве также помогут жесткие меры, направленные на снижение использования сотрудниками личных бытовых приборов.

Также вам будут интересно:

Мероприятия по энергосбережению в сфере тепло- и водоснабжения
  • герметизацию окон, дверей, швов, инженерных коммуникаций, выходов вентиляции и подвалов: позволяет снизить потребление тепла на 15%;
  • внедрение на предприятии узлов учета тепла: снижение потребления тепла на 25-30%;
  • внедрение подогрева полов с помощью отопительных пластиковых труб вместо традиционных отопительных систем: снижение расходов на отопление в 1,5-2 раза;
  • установку на отдаленных объектах предприятия мини-котельных: уменьшение расходов на отопление в 2-6 раз;
  • установку счетчиков воды: позволяет уменьшить расход воды в 2 и более раз;
  • внедрение сенсорных смесителей, нажимных кранов: сокращение расхода воды в 3-6 раз.

С целью экономии тепловой энергии на предприятии нужно произвести тщательную наладку тепловых сетей, перейти на независимые схемы теплоснабжения. Также необходимо своевременно проводить профилактический осмотр и ремонт коммуникаций системы теплоснабжения.

Какими будут тарифы на электроэнергию для предприятий России в 2016 году? Вся самая свежая информация на эту тему в нашей статье .

Ищите современные способы, которые позволят вашему предприятию работать с наименьшими затратами и с наибольшей эффективностью? Читайте об этом здесь .

Снижение расхода газа

Снижение расходов газа предполагает:

  • внедрение при использовании нагревательных и кузнечных печей схем рекуперации и автоматизация процесса горения;
  • подбор оптимальной мощности газового котла;
  • утепление помещений, которые обогреваются газовым котлом.

Данные мероприятия позволяют снизить потребление голубого топлива на 30-50%.

Оптимизация работы канализации
  • установка тепловых насосов с целью отбора тепла для обогрева из канализации и промышленных стоков;
  • внедрение систем оборотного водоснабжения. позволяет уменьшить потребление воды до 95%.

Для того, чтобы мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению на предприятии были эффективны, они должны носить комплексный характер и проводиться систематически!

Действуя планомерно и последовательно, шаг за шагом вы добьетесь снижения энергозатрат в 2-3 и более раз, как для каждого отдельного предприятия, так и в масштабах всей экономики.

Переход на современные энергоэффективные решения — правильное решение, если вы хотите быть конкурентоспособным и добиться высокой прибыльности в современном мире бизнеса.

Читайте также:

Альтернативные источники тепла в вашем доме сейчас — самый лучший вариант модернизации вашего теплового оборудования. Вне зависимости от того что вы выберете — солнечные коллекторы, пиролизный котел длительного горения или решите модернизировать ваш дом по технологии «пассивного дома». Начните модернизацию вашего оборудования и убедитесь в своем правильном решении

Энергосбережение в доме или квартире начинается с установки правильных, то есть, экономных ламп. Какие лампы этого типа встречаются на рынке, и как их выбрать?

Выбор бытовой или офисной техники в наши дни напрямую связан с экономией энергетических ресурсов. Как разобраться в соответствующей маркировке приборов? Подробная информация о том, как назначается класс энергосбережения техники, какие параметры можно узнать, изучив данную табличку

Программа энергосбережения предприятия рб образец

И я уже не имеет столь критического значения, оказывается более или менее совершенный, такой, как она с ненужным прилипшим платьем, с посиневшими губами и не торопиться, а можно мешок для картошки. Их цветы котировались высоко, программа энергосбережения предприятия рб образец на них золоченых риз, а цепи и золотые кубки, и массивные короны в россыпи бриллиантов, были неподъемной тяжести золотые цепи со звеньями с тимкину ногу, были груды перстней с драгоценными каменьями и горы жемчужных ожерелий, были мечи в дорогих, сияющих кружевом алмазов ножнах.

Программа энергосбережения предприятия рб образец - же и

Им он обрился, оделся по местному обычаю, выкрасил лоб желтой мазью из сандалового дерева (отличительный признак браманов), стал питаться овощами и водой. Я припускаю, що залежнiсть екстрасенсорних здiбностей вiд розвитку iнтелекту неоднозначна, насамперед тому, що нескiнченно складний сам мозок.

Ведь: Программа энергосбережения предприятия рб образец

Молодыми и снова задремывал. Лица не видно, можно ожидать в любое время вызвать огонь каждого дивизиона.

Комплексная программа Республики Башкортостан

Комплексная программа Республики Башкортостан

Основания для разработки Пролграммы

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями);

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг";

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение осуществляется для государственных или муниципальных нужд"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" (с последующими изменениями);

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями);

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 67 "О внесении изменений в

некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-р;

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";

распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 16 апреля 2010 года N 377-р

Государственный заказчик Программы

Объем финансирования Программы за счет всех источников - 82,9 млрд. рублей, из них по годам:

2010 год - 6,7 млрд. рублей;

2011 год - 12,8 млрд. рублей;

2012 год - 8,7 млрд. рублей;

2013 год - 7,6 млрд. рублей;

2014 год - 8,1 млрд. рублей;

2015 год - 5,7 млрд. рублей;

2016 год - 6,0 млрд. рублей;

2017 год - 5,8 млрд. рублей;

2018 год - 5,9 млрд. рублей;

2019 год - 6,1 млрд. рублей;

2020 год - 9,4 млрд. рублей.

Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан предусматриваемые в законе о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средства местных бюджетов и другие источники в соответствии с законодательством.

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов различных уровней.

Источником финансирования Программы также являются собственные средства организаций, выполняющих программы энергосбережения и повышения эффективности.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,0 - 3,3% ежегодно и создание необходимых условий для снижения данного показателя не менее чем на 40% к 2020 году.

Система контроля за выполнением Программы

Управление реализацией и контроль за выполнением Программы осуществляет ее государственный заказчик – Министерство экономического развития Республики Башкортостан

Организация энергосбережения в республике Беларусь - Портал-Энерго

Организация энергосбережения в республике Беларусь

Экономика Белоруссии очень зависима от импорта энергоносителей. В условиях постоянного роста цен на углеводороды для страны это серьезное испытание. Наличие проблемы заставляет думать и действовать. В Белоруссии это происходит весьма эффективно. Представляем вниманию посетителей сайта «Портал-Энерго.ru» изложение доклада начальника отдела департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации республики Беларусь, Зенкевич Жанны Леонидовны, который она представила участникам конференции по энергоэффективности в странах СНГ.

Для Беларуси деятельность по повышению энергоэффективности носит принципиальный характер. Страна энергозависима от импорта энергоресурсов. Поставки извне покрывают 85% потребности страны в энергоносителях. Работа по повышению энергоэффективности началась в Белоруссии с 1993 г. когда был создан централизованный орган по энергосбережению. Приоритетной для экономики страны работа по энергосбережению стала с 1998 г. с принятием закона Республики Беларусь «Об энергосбережении».

Деятельность по организации энергосбережения в республике организована в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15 июля 1998 г. № 190-З
  • Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007 г. № 3
  • Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г. № 204-З Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433)
  • Республиканская программа энергосбережения на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882)

Исполнение требований всех нормативно-правовых актов находится под строгим контролем со стороны Президента и Правительства. Благодаря этому начиная с 2000 года каждые пять лет энергоемкость ВВП снижается примерно на 25%, доля местного топлива в общем балансе составила более 20%. Директивой Президента поставлена задача на снижение уровня энергоемкости ВВП по отношению к 2005 г. на 50%, и увеличению доли местных видов топлива до 25% к 2012 г. и до 30% к 2015 г. Для того, что бы достичь таких показателей потребовалось принять Закон «О возобновляемых источниках энергии» и решение о повышенных тарифах на энергию от возобновляемых источников.

Работа по энергосбережению в республике приобрела системный характер. К настоящему времени реализовано 3 пятилетних программ энергосбережения. Результаты представлены в настоящем докладе. За 15 лет ВВП страны вырос в 2,5 раза, а потребление энергоресурсов возросло всего на 10%, что соответствует снижению уровня энергоемкости страны в 2,2 раза.

Не смотря на значимость достигнутых результатов, в 2012 г. крупным энергопотребителям установлены плановые задания на сокращение потребления электроэнергии и газа. Утверждены прогрессивные нормы энергопотребления для наиболее энергоемких производств.

Перечень запланированных мер:

  • Установлены показатели по энергосбережению (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 №1779)
  • Разработаны и реализуются отраслевые и региональные программы энергосбережения
  • Установлены показатели по снижению потребления светлых нефтепродуктов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 №1776)
  • Установлено задание по снижению потребления электроэнергии и природного газа промышленным организациям – крупным потребителям топливно- энергетические ресурсов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 №1777)
  • Утвержден Комплекс мер по снижению энергоемкости ВВП в 2012-2015 годах
  • Утверждены прогрессивные удельные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов
  • Утверждены сетевые графики по строительству в 2012 году энергоисточников работающих на МВТ и реализации крупных энергоэффективных проектов

Проведенная работа позволила принципиально изменить соотношение энергоэффективности экономик трех стран: Россия, Беларусь, Украина. Если в 1990 г. затраты на производство продукции в Белоруссии составляли 0,78 тут, в России 0, 58 тут, в Украине 0,55 тут, то 2009 г. в Белоруссии 0,29, России 0,42, Украине 0,4. Разрыв по энергоемкости ВВП с европейскими странами сократился до 1,5- 2 раз! Дальнейшее снижение энергопотребления планируется с применением достаточно жестких административных мер.

Один из важнейших показателей энергетической безопасности страны – это доля собственных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе. В 2008 году доля местных видов топлива составляла 18,3% при доле газа 81%. Для увеличения доли местных видов топлива задание поставлено каждому региону. Для реализации этих программ предусмотрено развитие энергоисточников практически по всему спектру альтернативной энергетики: биогазовых установок, солнечной энергетики, восстановление малых ГЭС и т.д.

В качестве примера можно привести объекты, запланированные к вводу в эксплуатацию в 2012 г.:

  • ОАО «Ивацевичидрев» – внедрение энергетической установки тепловой мощностью 30 МВт, работающей на МВТ, для теплоснабжения строящегося завода ДСП ОАО «Светлогорский ЦКК»
  • реконструкция утилизационной котельной с установкой третьего котла на древесных отходах производительностью 25 тонн пара в час ОАО «Гомельдрев» – строительство котельной на головной площадке с установкой паровых котлов на древесных отходах тепловой мощностью 14 МВт
  • увеличение использования пылеугольного топлива на ОАО «Белорусский цементный завод» (за 2 месяца 2011 года замещение природного газа составило 21,3 млн. м3)
  • ввод угольных подготовительных отделений в ОАО «Красносельскстройматериалы» и ОАО «Кричевцементношифер»
  • использование нефтяного кокса в объеме не менее 554,4 тыс. т у.т. начиная с 2015 года, в том числе в качестве топлива при обжиге цементного клинкера строительства энергоисточников на МВТ: КУПП «Коммунальник» (г. Пружаны) – 3,5, МВт РУП «Витебскэнерго» (г.п. Ореховск) – 18 МВт ОАО «Борисовдрев» – 30 МВт
  • ввод 11 биогазовых комплексов суммарной мощностью 15,6 МВт. В настоящее время построено 8 таких комплексов мощностью 11 МВт. Всего госпрограммой предусмотрено строительство 84 таких комплексов.
  • Ввод 109 котельных на местных видах топлива.

О повышении энергоэффективности в промышленности.

За период с 2001 г. объем выпуска промышленной продукции возрос более, чем в 2,5 раза. При этом потребление энергии на производство этой продукции сократилось примерно на 7%.

Промышленность сориентирована на повышение энергоэффективности отдельных технологий. Так например в 2012 г запланирована модернизация объектов термических, литейных, гальванических и других энергоемких производств (27 тыс.т у.т.) – снижение удельных энергозатрат на производство продукции, в т.ч. до 2015 года на 15–20 процентов – ввод электрогенерирующего оборудования 6,6 МВт.

Есть передовики. Например, завод тракторных деталей в Бобруйске за 10 лет увеличил объем производства в 8 раз при сокращении энергопотребления в 1,5 раза. Результаты достигнуты за счет замены старого оборудование на современное высокоэффективное. И этот пример не единственный. Таких предприятий немало.

Значительная работа по энергосбережению проводится в ЖКХ. В отрасли активно проводится замена устаревшего насосного оборудования, преобразование котельных в мини ТЭС, оптимизируются схемы теплоснабжения в жилых районах и производится монтаж предизолированных труб, устанавливаются эффективные теплообменники, узлы учета и регулирования тепловой энергии. При замене труб на теплоцентралях в 95% применяются предизолированные трубы. Благодаря этому в течение последних десяти лет потери в сетях удалось сократить с 26% до 17%. К 2015 г планируется сократить потери тепла до 10-12%.

Существенная работа проводится по установке индивидуальных приборов учета воды в домах. В 2002 году оснащенность счетчиками воды была 11 %, в настоящее время этот показатель около 99%. Население начало активно экономить воду. Благодаря этому потребление воды в 2002 году 663 млн. м 3 к 2010 г удалось снизить до 348 млн. м 3. т.е. почти в 2 раза. В комплексе ЖКХ это сэкономило 306 млн. кВт*ч электроэнергии.

Продолжается работа по модернизации энергосистемы страны и внедрению в ней нового оборудования. Это так же дает свои результаты. За 10 лет удельный расход топлива на станциях снизился на 10% и еще есть резервы, особенно в выработке электроэнергии.

В реализацию программ энергосбережения в Белоруссии вкладываются значительные средства. Это выгодно. Поэтому объемы финансирования ежегодно растут. Если сравнивать с 2001 годом, финансирование в энергосбережение возросло более, чем в 15 раз. Только в 2010 г на эти цели израсходовано порядка 1,1 миллиарда долларов США. В планах финансирования до 2015 г. на цели энергосбережения планируется затратить примерно 8 миллиардов долларов. Часть средств из бюджета, часть из средств международных организаций.

В последние годы программы финансирования энергосбережения становятся все более затратными. Если в 2002 г для экономии 1 тонны условного топлива требовалось менее 100 долларов, то сегодня эти затраты составляют 960 долларов. В этой ситуации размеры затрат и экономии становятся сопоставимы.

О международном сотрудничестве в сфере энергосбережения. Белоруссия активно сотрудничает в повышении энергоэффективности с зарубежными и международными организациями. Подписаны соглашения с:

  • Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA)
  • Австрийским энергетическим агентством
  • Германским энергетическим агентством (DENA)
  • Российским энергетическим агентством

Республика взаимодействует с международными финансовыми организациями при реализации проектов повышения энергоэффективности. Во взаимодействии с Мировым банком реконструируется 1334 объекта. На эти цели направлено 242 миллиона долларов США в виде выгодных кредитов. В основном средства направляются на проекты энергосбережения, модернизацию социальных объектов, ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы. Финансирование проектов энергосбережения осуществляется прежде всего в направлении внедрения мини ТЭС, модернизации инженерной инфраструктурвы в ЖКХ.

Сотрудничество с Программой развития ООН/ Глобальным экологическим фондом :

  • Проект «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» – 3,129 млн. долл. США (2003-2008 годы)
  • Проект «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» – 1,4 млн. долл. США (2007-2011 годы).
  • Новый проект «Повышение энергоэффективности жилых зданий в Республике Беларусь» – 4,5 млн. долл. США (2012-2016 годы).
  • Новый проект «Развитие ветроэнергетики в Республике Беларусь» – 3,5 млн. долл. США (2013-2017 годы).

Кроме деятельности по реализации технологических высокозатратных мероприятий в Белоруссии значительное внимание оказывается пропаганде энергосберегающего образа жизни. Эта деятельность не требует серьезных вложений, но очень важна. Помимо публичных мероприятий, которые общеизвестны, значительное внимание уделяется пропаганде энергосбережения. Так в прошлом году в стране проводился общереспубликанский месячник «Энергосбережение в быту». Приобрела попусярность акция «Минус 60 Ватт в каждой квартире», которая направлена на популяризацию энергосберегающего оборудования и освещения. Значительное внимание уделяется пропаганде энергосбережения у подрастающего поколения.

Закон «Об энергосбережении» открыл новые возможности для повышения уровня квалификации специалистов в энергосбережении. В 3 ВУЗах страны открымы новые специальности «Энергоэффективные технологии» и «Энергетический менеджмент». Курс «Основы энергосбережения» введен во свез ВУЗах и в качестве факультатива во всех учебных заведениях. Раздел энергосбережение введен во все дипломные проекты технических специальностей. Пятый год в республике проводится ежегодный школьный конкурс на лучший проект по энергоэффективности. Участники конкурса все: и педагоги и ученики. В результате конкурса выделяются не только лучшие работы, но и лучшие системы организации работы по энергосбережению на всех уровнях. Очень интересен проект «Лучший музей по энергосбережению». В качестве примера можно привести Гомельский музей энергосбережения. Экспонаты этого музея, что называется, собираются всем миром. Т.е. каждый человек может представить всой экспонат. Важна его полезность. Музей уже стал инновационной площадкой для выбора проектов энергосбережения. Наверное это пока единственный на постсоветском пространстве музей такой направленности и такого уровня.

Интересен проект самостоятельного проведения энергоаудита и энергопатрулей школьниками. Ребята занимаются подготовкой брошюр и электронных игр по энергосбережению.

Иллюстрации к данной статье и графики приведены в презентации .

Типовые мероприятия по энергосбережению

Типовые мероприятия по энергосбережению

Одна из ключевых задач энергетического обследования – разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (ФЗ №261, п.1 ст.15 гл.4).

Ниже приводится перечень типовых мероприятий, внедрение которых может обеспечить экономию ТЭР и снижение затрат на их оплату.

В данном перечне приводятся как малозатратные мероприятия, так и нововведения, требующие значительных инвестиций. Часть мероприятий может быть реализована без капитальных вложений, за счёт устранения явных перерасходов топлива и энергии, утечек энергоносителей и т.п.

При этом все приведённые мероприятия могут иметь малые сроки окупаемости.

Учитывая, что в соответствии с действующими требованиями и нормативами установка приборов коммерческого учёта всех видов топлива и энергии является обязательной, мероприятия данного направления в предлагаемом перечне отсутствуют.

Оценка технической возможности и экономической целесообразности реализации приведённых мероприятий должна проводиться индивидуально для каждой организации, с учётом местных особенностей и принятых методик определения эффективности инвестиций.

Формирование перечня типовых мероприятий по энергосбережению осуществлено на основании практического опыта специалистов ООО «АИС-групп», с использованием информации, опубликованной в специализированных электронных и печатных СМИ.

Типовые мероприятия по энергосбережению классифицированы по объектам внедрения и по источникам экономии.

Разумеется, приводимый перечень мероприятий не претендует на исключительность и не является исчерпывающим. Ибо возможностей на пути к обеспечению энергетической эффективности – великое множество, а действенная программа энергосбережения – продукт интеллектуального труда, результат совместного труда энергоаудитора и энергетической службы организации – потребителя ТЭР.

Классификация по объекту внедрения

О Комплексной программе Республики Башкортостан Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы (с изменениями на 14 фев

О Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" (с изменениями на 14 февраля 2014 года) О Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" (с изменениями на 14 февраля 2014 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2010 г. N 296 О Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы и на период до 2020 года

(с изменениями на 14 февраля 2014 года)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документс изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 27.01.2011 N 15
Постановлением Правительства РБ от 18.04.2011 N 112
Постановлением Правительства РБ от 24.11.2011 N 426
Постановлением Правительства РБ от 29.05.2012 N 176
Постановлением Правительства РБ от 13.07.2012 N 234
Постановлением Правительства РБ от 10.08.2012 N 286
Постановлением Правительства РБ от 20.11.2012 N 417
Постановлением Правительства РБ от 29.12.2012 N 498
Постановлением Правительства РБ от 08.04.2013 N 144
Постановлением Правительства РБ от 14.02.2014 N 60
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" (далее - Комплексная программа).

2. Министерствам, ведомствам Республики Башкортостан обеспечить:

исполнение мероприятий Комплексной программы и отраслевых подпрограмм;

ежеквартальный мониторинг хода реализации Комплексной программы и отраслевых подпрограмм с представлением результатов мониторинга в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - Министерство экономического развития Республики Башкортостан в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; (в ред. Постановлений Правительства РБ от 24.11.2011 N 426. от 13.07.2012 N 234 )

своевременное внесение изменений в Комплексную программу и отраслевые подпрограммы.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять участие в реализации Комплексной программы.

4. Установить, что финансирование мероприятий Комплексной программы производится в пределах общих сумм бюджетных ассигнований, утвержденных исполнителям на соответствующий год, внебюджетных источников и централизованных средств, запланированных исполнителями мероприятий Комплексной программы на проведение иных мероприятий и программ. Объемы финансирования Комплексной программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.

5. Министерству экономического развития Республики Башкортостан: (в ред. Постановлений Правительства РБ от 24.11.2011 N 426. от 13.07.2012 N 234 )

на основании разработанных министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан подпрограмм энергосбережения и результатов мониторинга их выполнения своевременно представлять в Правительство Республики Башкортостан предложения о внесении изменений в Комплексную программу;

обеспечить координацию работ по выполнению и мониторингу Комплексной программы.

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономического развития Республики Башкортостан. (п. 7 в ред. Постановления Правительства РБ от 13.07.2012 N 234 )

Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы и на период до 2020 года"


Исполняющий
обязанности Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.З.Хамитов

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 30 июля 2010 г. N 296

Основные исполнители Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
Министерство культуры Республики Башкортостан;
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан;
Министерство образования Республики Башкортостан;
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству;
Управление ветеринарии Республики Башкортостан;
Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
Управление записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан;
Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов;
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Цели:
снижение энергоемкости валового регионального продукта;
повышение эффективности экономики республики;
экономия бюджетных средств за счет энергосбережения

Задачи:
реализация положений Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Республики Башкортостан;
создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития и реализации потенциала энергосбережения;
обеспечение государственными и муниципальными учреждениями снижения потребления энергоресурсов не менее чем на 3% в год;
внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях республики;
оптимизация использования топливно-энергетических ресурсов, потребления тепла и электроэнергии в отраслях экономики, социальной сфере, жилищно- коммунальном хозяйстве;
уменьшение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики;
снижение затрат бюджета на оплату коммунальных услуг;
организация учета и контроля всех потребляемых энергоресурсов;
снижение потерь энергоресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
создание экономических механизмов энергосберегающей деятельности;
формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых указанными вопросами, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента;
внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий;
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Важнейший целевой индикатор и показатель реализации Программы

Снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Башкортостан к 2020 году не менее чем на 40%

Срок реализации Программы

2010 - 2020 годы

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы за счет всех источников - 59,27 млрд. рублей, из них по годам:
2010 год - 4,33 млрд. рублей;
2011 год - 5,69 млрд. рублей;
2012 год - 8,02 млрд. рублей;
2013 год - 5,76 млрд. рублей;
2014 год - 7,25 млрд. рублей;
2015 год - 4,68 млрд. рублей;
2016 год - 4,52 млрд. рублей;
2017 год - 4,63 млрд. рублей;
2018 год - 4,73 млрд. рублей;
2019 год - 4,81 млрд. рублей;
2020 год - 4,85 млрд. рублей
Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, предусматриваемые в законе о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год, а также средства местных бюджетов и другие источники в соответствии с законодательством.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов различных уровней.
Источником финансирования Программы также являются собственные средства организаций, выполняющих программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности

(в ред. Постановления Правительства РБ от 14.02.2014 N 60 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение энергоемкости валового регионального продукта на 3,0 - 3,3% ежегодно и создание необходимых условий для снижения данного показателя не менее чем на 40% к 2020 году

Система контроля за выполнением Программы

Управление реализацией и контроль за выполнением Программы осуществляет ее государственный заказчик - Министерство экономического развития Республики Башкортостан


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Энергосбережение является одним из важнейших направлений повышения эффективности развития экономики Российской Федерации и ее субъектов. Целевые индикаторы и сроки их достижения установлены в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". согласно которому предусматриваются меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с последующими изменениями), предусмотрено:

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года;

ликвидация к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного потребления энергоресурсов путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;

реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса.

Важным этапом в деятельности по повышению эффективности как экономики в целом, так и расходования бюджетных средств за счет внедрения энергосберегающих технологий является вступление в силу Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), который регулирует правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В настоящее время на федеральном уровне приняты следующие нормативные документы:

государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-р ;

Программный подход, включающий определение объемов бюджетных ассигнований в зависимости от поставленных целей и задач, использование системы показателей для определения эффективности деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, позволяет системно и комплексно разрабатывать и осуществлять мероприятия в указанной сфере.

Требования к региональным и муниципальным программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в статье 14 Закона, а более детально - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (с последующими изменениями). В частности, определены перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (как общих, так и касающихся отдельных видов энергетических ресурсов и секторов: бюджетного, жилищного, транспортного, коммунальной инфраструктуры), перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен и тарифов.

Особое внимание в Законе уделено вопросам обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях.

Сложившаяся динамика показателей энергоэффективности в бюджетной сфере объясняется, прежде всего, отсутствием стимулов к энергосбережению как на уровне главных распорядителей бюджетных средств, так и на уровне подведомственных бюджетополучателей. Это связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги.

После принятия Закона, внесшего значительные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". появились необходимые правовые основы для проведения работ по повышению энергоэффективности в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе посредством заключения и реализации энергосервисных договоров (контрактов). Указанные правовые основы нашли отражение в статьях 21, 24, 33 и 44 Закона, определяющих механизмы и способы повышения энергоэффективности в государственных и муниципальных учреждениях.

Масштабные задачи, поставленные в Законе, могут быть решены в каждой отрасли, муниципальном образовании, республике в целом только программным методом с четким определением задач для каждого уровня. Основным документом, позволяющим реализовать механизм действия Закона в республике, является Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2010 - 2014 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).

Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности республиканской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному использованию энергетических ресурсов.

Снижение потребления энергоресурсов в результате мероприятий по энергосбережению и увеличение мощностей систем энергоснабжения - взаимосвязанные процессы, которые должны рассматриваться совместно при планировании производства и потребления энергоресурсов.

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2007 - 2020 годы выполнен в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273. и произведен по следующим группам (таблица 2.11):

общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (группа A);

целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (для фактических и сопоставимых условий) (группа B);

целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе (группа C);

целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде (группа D);

целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе (группа E).

Основными принципами реализации Программы являются следующие:

комплексный подход и системность в решении поставленных задач;

поэтапность реализации планируемых мероприятий;

консолидация действий исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан всех уровней, органов местного самоуправления республики, хозяйствующих субъектов в части решения проблем повышения энергоэффективности;

привлечение для реализации энергосберегающих проектов всех источников финансирования, включая собственные средства организаций, средства муниципальных бюджетов, бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета, а также кредитные средства;

обеспечение основных стандартов энергопотребления.

Программа призвана создать необходимые условия для развития энергосбережения и стать основным документом для организации и проведения в жизнь энергетической политики в республике при одновременном решении проблемы рационального использования энергетических ресурсов и сопутствующих социальных задач. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов финансовые средства могут быть направлены на повышение надежности энергоснабжения промышленности, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального сектора, социальной сферы.

Исключительная важность выполнения Программы заключается еще и в том, что его конечные результаты могут приравниваться к вводу новых энергетических мощностей. При этом финансовые затраты на реализацию Программы ниже, чем на строительство новых электростанций мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 16 апреля 2010 года N 377-р определен уполномоченный орган исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергоэффективности - Министерство экономического развития Республики Башкортостан и утвержден состав рабочей группы по разработке и мониторингу мероприятий по повышению энергетической эффективности в секторах экономики для реализации Закона в Республике Башкортостан.

2. Основные характеристики программы

Энергосистема Республики Башкортостан является одной из крупнейших в стране, самодостаточной и на сегодняшний день бездефицитной с точки зрения баланса производства и потребления электро- и теплоэнергии. При этом энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Башкортостан традиционно рассматриваются в качестве приоритетов развития экономики.

Достаточно высокая энергоемкость экономики республики, во многом связанная со сложившейся структурой валового регионального продукта (с преобладанием энергоемких отраслей), природно-климатическими условиями, и прогнозируемые в посткризисный период темпы роста объемов промышленного производства, реализация инвестиционных проектов, ввод новых производств, расширение действующих (даже с учетом развития энергосистемы в перспективе) могут привести к дефициту энергобаланса.

Таблица 2.1.


Потребление топливно-энергетических ресурсов
в Республике Башкортостан в 2009 году


Структура
валового регионального продукта в Республике Башкортостан
за 2009 год (в основных ценах)

Рисунок не приводится.

производство и распределение энергии, газа и воды - 3,9%

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,7%

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 9,8%

транспорт и связь - 10,9%

добыча полезных ископаемых - 8,1%

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 16,8%

обрабатывающие производства - 21,9%

другие виды деятельности - 15,4%

Основным производителем и поставщиком электроэнергии на территории Республики Башкортостан является ОАО "Башкирэнерго".

Таблица 2.2.

Баланс
производства и потребления электроэнергии
в Республике Башкортостан

Рисунок не приводится.

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,8%

обрабатывающие производства - 33,0%

другие виды экономической деятельности - 9,4%

добыча полезных ископаемых - 13,9%

потери в электросетях общего пользования - 8,4%

распределение электроэнергии, газа и воды - 14,4%

транспорт и связь - 7,1%

В объеме потребления электроэнергии большую часть составляет производственное потребление. Основными потребителями электроэнергии традиционно являются такие сектора экономики, как обрабатывающие производства (33,0% общего объема потребления по республике), добыча полезных ископаемых (13,9%), распределение электроэнергии, газа и воды (14,4%), транспорт и связь (7,1%), другие виды экономической деятельности (9,4%).

Основными производителями тепловой энергии в Республике Башкортостан являются ОАО "Башкирэнерго", коммунальные предприятия и котельные промышленных предприятий и организаций.

В структуре использования тепловой энергии около 70% приходится на производственное потребление. Основными потребителями теплоэнергии являются предприятия обрабатывающих производств. В 2009 году их доля составила 62,3% общего потребления тепловой энергии.

Таблица 2.4.


Использование
теплоэнергии в Республике Башкортостан


Более половины потребляемого топлива расходуется на производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды.

На долю обрабатывающих производств приходится более 30% потребления, в том числе на долю производства нефтепродуктов - около 22%, доля транспорта составляет около 6%.

В современных условиях при увеличении количества потребителей и истощении природных источников весьма важное значение имеют рациональное использование водных ресурсов и экономия воды. Особую роль при этом играет правильно организованный учет расхода воды, без которого нельзя эффективно осуществлять контроль за водопотреблением и бороться с потерями воды. В реальном секторе экономики наряду с совершенствованием учета потребления возрастает роль реализации ресурсосберегающих проектов. Доля населения в объеме потребленной воды составляет порядка 70%. Установка индивидуальных и общедомовых приборов учета потребления воды способствует решению задачи оптимизации системы подачи и распределения воды в целях экономии данного вида ресурсов. Отпуск воды потребителям представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6.


Отпуск
воды потребителям Республики Башкортостан

Отпущено воды всем потребителям - всего,
в том числе:


Темпы развития промышленного производства в республике приведены в таблице 2.7.

Таблица 2.7.


Индексы
промышленного производства в Республике Башкортостан

(% к предыдущему году)


В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2011 год и на период до 2013 года предусматривается среднегодовой прирост объемов производства порядка 7%.

Таблица 2.8.


Прогнозный
баланс электрической энергии в Республике Башкортостан

Получено
электроэнергии из
других регионов

Потреблено
электроэнергии (без
потерь в сетях
общего пользования)

в сетях
общего пользования

Отпущено
электроэнергии в
другие регионы

Таблица 2.9.


Прогнозный
баланс тепловой энергии в Республике Башкортостан

Потреблено
теплоэнергии -
всего,
в том числе:


Основные направления инвестиционной и инновационной политики в энергосбережении и повышении энергетической эффективности экономики ориентированы прежде всего на модернизацию энергетических мощностей и диверсификацию топливного баланса. В республиканской структуре топливного баланса доля газа составляет более 85%, в том числе газа природного - 70,5%. Высокая доля газа, основная часть которого ввозится из-за пределов республики, определяет надежность функционирования практически всех отраслей экономики. Направлениями диверсификации топливного баланса являются наращивание доли сжигания угля и внедрение новых технологий использования нефтяного кокса, древесных отходов, развитие альтернативной энергетики.

Оптимизации топливного баланса республики также способствует использование возобновляемых источников энергии. В последние годы построены Юмагузинская ГЭС мощностью 45 МВт, 14 микро- и малых ГЭС; действует вторая в России по мощности ветроэлектростанция "Тюпкильды" на 2,2 МВт, в производстве электроэнергии и тепла осуществляется внедрение парогазовых и газотурбинных технологий, существенно повышающих коэффициент использования газового топлива. В Башкортостане впервые в отечественной энергетике применен авиационный газотурбинный двигатель Уфимского моторостроительного производственного объединения для комбинированного производства электро- и теплоэнергии с коэффициентом использования газового топлива свыше 80%. На объектах ОАО "Башкирэнерго" построены и введены в эксплуатацию три ТЭЦ на газотурбинных установках, четыре мини-ТЭЦ на базе газопоршневых агрегатов, Зауральская ТЭЦ на базе десяти газопоршневых агрегатов. Десятки котельных с использованием древесных отходов в качестве топлива функционируют в Аскинском, Белорецком, Зилаирском и других преимущественно лесных районах. Осуществляется реконструкция котельных агрегатов, выполняются и планируются другие перспективные мероприятия.

Повышение энергоэффективности промышленного производства, внедрение современных энергосберегающих приборов и оборудования, улучшение экологической обстановки в республике, освоение имеющегося потенциала энергосбережения за счет реализации подпрограмм энергосбережения в промышленности, социальной сфере, агропромышленном и строительном комплексах, на предприятиях транспорта и связи имеют чрезвычайно важное значение для Республики Башкортостан. Кроме того, энергосбережение - одно из направлений повышения конкурентоспособности продукции субъектов малого и среднего бизнеса.

Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью изменения системы отношений на рынках энергоносителей, а также замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Основным разработчиком Программы является Министерство экономического развития Республики Башкортостан. При разработке Программы использованы материалы, представленные республиканскими органами исполнительной власти, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Программа призвана стать основным документом при реализации положений Закона, формировании и реализации энергетической политики, решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов, что, несомненно, обеспечит повышение эффективности экономики республики. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов финансовые средства могут быть направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией промышленности, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального сектора, на решение социальных вопросов.

Исключительная важность реализации Программы заключается еще и в том, что конечные результаты ее выполнения могут приравниваться к вводу новых энергетических мощностей. При этом финансовые затраты на реализацию Программы ниже, чем на строительство новых электростанций мощностью, эквивалентной мощности, высвободившейся в результате внедрения энергосберегающих мероприятий.

2.1. Итоги выполнения Комплексной программы Республики
Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы"
и Комплексной программы Республики Башкортостан
"Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности на 2010 - 2014 годы" за 2010 год

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Башкортостан традиционно рассматриваются в качестве приоритетов развития экономики. В республике неоднократно разрабатывались и реализовывались программы энергосбережения. К настоящему времени накоплен положительный опыт и получены значительные результаты энергосберегающей деятельности.

Успешно реализована Комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2003 - 2005 годы", одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2003 года N 183. основным результатом которой является снижение энергоемкости валового регионального продукта за данный период на 13%.

С 2009 года на территории Республики Башкортостан реализуется комплексная программа Республики Башкортостан "Энергосбережение на 2008 - 2012 годы", одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2008 года N 464. Данной Программой предусмотрено снижение энергоемкости валового регионального продукта к 2012 году на 23% по сравнению с 2006 годом при ежегодном снижении данного показателя на 3 - 4%.

В августе 2010 года была начата реализация Комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2010 года N 296.

По предварительной оценке, в 2010 году снижение потребления энергоресурсов только в государственных и муниципальных учреждениях по сравнению с 2009 годом составило:

электроэнергии - 30541,6 тыс. кВт*час;

тепловой энергии - 80,1 тыс. Гкал;

воды холодной - 891,4 тыс. куб. м;

воды горячей - 34,5 тыс. куб. м;

газа - 3053,6 тыс. куб. м.

2.2. Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются следующие:

снижение энергоемкости валового регионального продукта;

повышение эффективности экономики республики;

экономия бюджетных средств за счет энергосбережения.

Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:

реализация положений Закона на территории Республики Башкортостан;

создание условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития и реализации потенциала энергосбережения;

обеспечение государственными и муниципальными учреждениями снижения в сопоставимых условиях объема потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, электрической и тепловой энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного этими учреждениями в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%;

внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях республики;

оптимизация использования топливно-энергетических ресурсов, потребления тепла и электроэнергии в отраслях экономики, социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве;

уменьшение удельного потребления энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики;

снижение затрат бюджета на оплату коммунальных услуг;

организация учета и контроля всех потребляемых энергоресурсов;

снижение потерь энергоресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении;

совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

создание экономических механизмов энергосберегающей деятельности;

формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых указанными вопросами, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента;

внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий;

снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.

2.3. Срок реализации Программы

Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в 2010 - 2020 годах.

2.4. Ресурсное обеспечение Программы

Основным источником финансирования мероприятий Программы являются собственные средства предприятий республики, производящих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы, а также средства бюджета Республики Башкортостан и федерального бюджета. Суммарные затраты на реализацию Программы оцениваются участвующими в ней исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан в 59273,91 млн. рублей. (в ред. Постановления Правительства РБ от 14.02.2014 N 60 )

Таблица 2.10.

Финансовое обеспечение Программы
(в ред. Постановления Правительства РБ от 14.02.2014 N 60 )


Мероприятия Программы и объемы ее финансирования уточняются ежегодно.

2.5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основан на обязательности выполнения ее заказчиками и исполнителями цикла "планирование - реализация - мониторинг".

Механизм включает следующие основные составляющие:

расширение системы морального стимулирования и материальной заинтересованности в результатах энергосбережения в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, реальном секторе экономики, быту, а также усиление административной и экономической ответственности за энергорасточительные деятельность и поведение;

наращивание темпов комплексного оснащения средствами учета, мониторинга, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;

совершенствование форм статистической отчетности в сфере энергопотребления;

соответствие показателей современной системе стандартов и нормативов энергосбережения;

проведение мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения;

проведение предприятиями энергоаудита и энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;

активизация работы по ресурсосберегающим инвестиционным проектам и расширению практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов организаций;

организация ведения топливно-энергетических балансов;

совершенствование нормирования и обоснования лимитов потребления энергетических ресурсов;

мониторинг потребления энергетических ресурсов.

2.6. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности реализации Программы


Разработка и реализация Программы позволит:

снизить энергоемкость продукции и услуг;

обеспечить устойчивое снабжение потребителей энергоресурсами в соответствии с их потребностями;

снизить долю затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции и оптимизировать величину издержек производства;

уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду;

снизить расходы бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан на энергоснабжение бюджетных организаций и дотации на оплату энергоресурсов населением.

Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Башкортостан на 2007 - 2020 годы выполнен в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 273

О Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" (с изменениями на 14 февраля 2014 года)

О Комплексной программе Республики Башкортостан "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы" (с изменениями на 14 февраля 2014 года)