Руководства, Инструкции, Бланки

Шаблон Сочинение Егэ По Русскому Языку Образец 2016

Рейтинг: 4.2/5.0 (90 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Шаблон сочинения

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:
Шаблон сочинения
Предварительный просмотр:

Шаблон написания сочинения:

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает… Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать. (Формулировку проблемы можно найти ниже)

2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.

3. Авторская позиция. Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).

Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…

Автора тревожит (беспокоит, волнует)…

Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

4. Комментарий к авторской позиции.

Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

Я согласен с… в том, что… С мнением автора трудно не согласиться, так как…

Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что…

Мне кажется / представляется…

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на… Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

4. Аргументы. (1) В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…

Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…

Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…

(2)Мне приходилось сталкивался с подобной проблемой в жизни…

5. Краткий вывод.

шаблон сочинение егэ по русскому языку образец 2016:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Шаблон написания сочинения (задание №25) - Подготовка к ЕГЭ по русскому языку - Каталог статей - сайт учителя русского языка и литературы

    403 кабинет Каталог статей

    Шаблон написания сочинения (задание №25)

    1 абзац (вступление + формулировка проблемы)

    1 вариант начала: Текст (фамилия автора) не может не заинтересовать (оставить равнодушным) читателя, потому что автор размышляет над очень важной проблемой (чего?).

    2 вариант начала: Несколько риторических вопросов, связанных с проблематикой текста. Именно над этими вопросами и размышляет автор.

    2 абзац (комментарий проблемы, включающий два обращения к тексту)

    * Проблему (чего, какую) автор рассматривает на примере чего…(случая из собственной жизни или кого-то другого (если есть какой-нибудь случай в тексте, если рассказывается история о ком-нибудь)…

    * Автор рассказывает о своих впечатлениях (рассказывает о своём детстве, рассказывает случай…эпизод… из жизни кого-либо…)…

    * Автор цитирует (кого…)

    * Автор приводит в качестве примера слова (высказывание) кого…

    * Автор обращает наше внимание на …

    * Автор рассуждает о том, (что, как, почему..)

    * Автор возмущён (восхищен, удивлен) тем, как …

    3 абзац (авторская позиция по обозначенной проблеме)

    * Автор считает (полагает,думает,предполагает), что.

    * Автор убежден (уверен) в том, что.

    4 абзац (согласие-несогласие с авторской позицией)

    * Я полностью согласен с автором, полагая, что.

    * Я тоже считаю, что.

    * Нельзя не согласиться с автором текста.

    * Позволю себе поспорить (вступить в полемику) с автором.

    * Немало примеров, подтверждающих данную точку зрения, можно найти

    в литературе (в литературных произведениях).

    * Вспомним (мне вспоминается) произведение (кого? какое?)…

    * Как тут не вспомнить главного героя.

    * Чтобы пояснить свою мысль, приведу ещё такой пример…

    * У каждого из нас немало примеров из жизни, подтверждающих мысль о том, что.

    * Подводя итог своим размышлениям, я для себя сделал важный вывод о …

    * В заключение хочется подчеркнуть, что автор поднял в своём тексте очень важные вопросы. Необходимо, чтобы каждый из нас ещё раз(более серьезно) задумался о…

    * Хочется, чтобы мы все прислушались к словам автора (услышали призыв автора, задумались о проблеме, волнующей автора).

    * Хочется надеяться, что поднятая автором проблема поможет каждому из нас понять, что.

    Шаблон сочинение егэ по русскому языку образец 2016

    Скачать шаблон сочинение егэ по русскому языку образец 2016: чудинова окружающий мир 4 класс учебник

    Скорее всего, вы об этом не знали. МИФ 1. Определение понятия может находиться только. 28 ноя 2013 Лучшие и правильные шаблоны для сочинений егэ. сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и получить за сочинение максимум. Список произведений. Варианты тестов. Краткий анализ. Образцы сочинений. Подготовка к ОГЭ по литературе 2016 готовые аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку. - варианты Критерии оценки · Анализ ошибок.

    23 мар 2015 Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ — об этом нужно подумать заранее. Шаблон сочинения ЕГЭ предполагает использование также и фраз-клише. Можно И. П. Васильевых. ЕГЭ 2016 Русский язык. Досрочный вариант ЕГЭ 2016 по русскому языку с ответами и объяснениями. Г.Егораева: как подготовить школьников к написанию сочинения на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Шаблон в помощь. Образцы сочинений. ЕГЭ по. В разработке предложены тесты по русскому языку для обучающихся 6 класса. Тесты. Аннотация: Конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе по картине Ф.А. Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.) Форма входа сочинения и по проверке задания 25 на ЕГЭ по русскому языку в 2016 году. Короткий план к заданию C1 по русскому языку. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему. Именно эту проблему затрагивает в своем тексте 3. Читать полностью. 05.08 2016. Отправитель: Аноним. Баллы 12. Эксперт: Антонина Дмитриевна. 5 ноя 2014. Новая демоверсия 2015", образец самого сочинения и шаблон для. СРОКИ СДАЧИ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 2016 году. ЕГЭ

    12 сен 2015 Образец выполнения задания 25 ЕГЭ по истории 2015 - 2016. Историческое сочинение" Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Рейтинг: 114: Нестеренко Елена Владимировна 17.06.2016; ГИА 9 резерв 17.06 и 21.06; Уважаемые коллеги. Страница посвящена тому, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. В критерии К2 (комментарий к проблеме) 2 баллами оценивается видим отрицательные примеры пагубного отсутствия привычки к чтению. И верно ли то, что в 2016 году примеры из личной жизни засчитываться не будут. Любое видео на выбор со всего интернета смотрите онлайн прямо на Яндексе: от минутных.

    Захотела в другой вуз, там нужно обществознание, русский устройство для звукозаписи бесплатно и мувик две эльфийки танцуют lineage 2. биология собираюсь (выезд по Москве, Подмосковью) / ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку, литературе. Варианты ЕГЭ 2016-2017 года, которые встречаются на экзаменах. Структура. Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, придерживаясь. Скачать бесплатно Шаблон сочинения ЕГЭ задание 25. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку 2016 "Грамматическая разминка" · Контрольная работа. 3 шаблона к сочинению в ЕГЭ по русскому языку. Шаблоны сочинений, структура, критерии и рекомендации от экспертов Давайте разберемся со структурой ЕГЭ по русскому языку образца 2014 года.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ КРЮКОВОЙ М.А. В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ. EFL/ESL Lessons and Lesson Plans Featured Lesson / Activity Plan esl.about.com Download English teaching material and lesson plans www.churchillhouse.com.

    САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

    Сочинение по русскому языку (ЕГЭ), шаблоны Как написать сочинение по русскому языку?

    Чтобы выполнить задание C1 на ЕГЭ по русскому языку, нужно на основе предложенного текста написать сочинение-руссуждение небольшого объема. При написании сочинения, нужно учитывать, что оценивается не работа в целом, а только отдельные умения и навыки, которые требуются для написания развернутого ответа. Проверяющие сочинение оценивают лишь некоторые отдельные аспекты работы и ставят баллы по конкретным критериям. То есть, они разбирают сочинение по частям. Сравним написание сочинения со строительством дома: для получения максимального количества баллов это должно быть красивое, монолитное здание, построенное из отборного материала и с использованием качественных технологий. Для многих учеников это серьезное препятствие для получения высшего балла за ЕГЭ. Качественно написанное сочинение - это 23 балла, что представляет собой достаточно большую часть (более 30%) от общего количества баллов. Из этого можно сделать вывод, что для написания сочинения на максимальный балл, нужна очень хорошая подготовка.

    Чтобы получить на ЕГЭ максимальный балл за часть "С", прежде всего нужно знать, как оценивается работа. То есть, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе вашей работы. Следует отметить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая. Критерии оценки сочинения по русскому языку:

    1. Формулировка проблем исходного текста
    2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
    3. Отражение позиции автора исходного текста
    4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
    5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
    6. Точность и выразительность речи
    7. Соблюдение орфографических норм
    8. Соблюдение пунктуационных норм
    9. Соблюдение языковых норм
    10. Соблюдение речевых норм
    11. Соблюдение этических норм
    12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

    Эти нормативы представляют для нас большую ценность, потому что теперь мы знаем, в каком направлении работать и на что обратить особое внимание. Разберем подробно каждый критерий по отдельности.

    Формулировка проблем исходного текста - одна из основных задач при написании сочинения-рассуждения. От экзаменуемых требуется выделение одной из проблем предложенного текста. Не стоит прыгать выше головы и стараться охватить сразу несколько проблем. На это нет времени. Пусть это будет одна, но точно подмеченная и грамотно сформулированная проблема. Типичные ошибки на этом этапе работы с текстом связаны с незнанием содержания понятий «проблема», «комментарий», «позиция автора». Как следствие, происходит их подмена, формулируются проблемы, которые не поставлены в тексте, а являются ассоциациями, связанными с отдельными словами текста:
    Писатель поднимает проблему генетики в нашей стране.
    Проблемой в этом тексте является то, что мы считаем наследственность самым главным критерием в жизни человека, а его стремление к самосовершенствованию второстепенным, неглавным критерием.
    Автор поднимает проблему ума человека и др.
    В тексте поднята проблема наследственности и воспитания (может ли человек вырваться за рамки наследственности?)
    Проблема – это сложный вопрос на общественно значимую тему, который волнует автора и требует ответа. Шаблоны для ввода проблемы:
    Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? Р. П.)
    Автор в данном тексте уделил внимание проблеме…
    В тексте поднимается проблема…
    Текст … заставил задуматься над сложной проблемой (чего? Р. П.)
    Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения…
    Прежде чем приступить к написанию, несколько раз внимательно прочитайте текст и постарайтесь уловить основную мысль автора. С 2006 года из части "С" ЕГЭ, к счастью, исключены тексты научного стиля. Тексты публицистического или художественного стиля являются более легкими для восприятия. Как правило, это отрывки из произведений, содержащие в себе рассуждения о каких-либо нематериальных или материальных ценностях (добре, красоте, книгах, орденах и т.д.), природные зарисовки, реже - конкретные ситуации.

    К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится Вам на следующем этапе - составлении комментария к исходной проблеме.

    В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, потому что за это Вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить "0". Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.

    Следующий этап - отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает. позиция автора такова. автор выступает против: и т.д.).

    Самой важной, но в то же время и сложной частью сочинения ЕГЭ - аргументация собственного мнения по указанной проблеме. В данной части сочинения нужно сформулировать свое мнение по выделенной Вами проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого тезиса. В качестве аргументов можно приводить факты, выводы науки, статистику, законы природы, юридические законы, данные экспертиз, свидетельства очевидцев, конкретный пример (жизненный, литературный, предположительный), цитаты, мнения специалистов и т.п.

    Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше Вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.) Вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию - 3. Таким образом, если Вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.

    В последнем, заключительном абзаце сочинения следует подвести итог вышеизложенному, связав все предыдущие мысли воедино.

    Помните, что требуемый объем сочинения-рассуждения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает 200-250 слов. Сочинения-эпопеи большого объема не приветствуются: эксперты не любят тратить много времени на проверку одного сочинения. Так что необходимо найти "золотую середину".

    Наконец, проверьте работу, обращая особое внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, точность и выразительность речи, соблюдение орфографических норм, соблюдение пунктуационных норм, соблюдение языковых норм, соблюдение речевых норм, соблюдение этических норм, соблюдение фактологической точности в фоновом материале - именно эти критерии учитываются экспертами при оценке Вашего сочинения.

    Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ имеет следующий вид:

    1. Введение
    2. Постановка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Позиция автора
    5. Ваша позиция
    6. Первый литературный аргумент
    7. Второй аргумент
    8. Заключение
    Шаблон сочинения для части С ЕГЭ.

    ". " (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, предложенный N (имя автора) текст именно об этом. В нем говорится о. (тема - в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о. (краткий пересказ). Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему. (и ставит перед читателем вопрос: ". "). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

    Я полностью согласна с мнением N. (тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) ". " показал (отразил, выразил), как. (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

    (тезис-вывод в виде утверждения), потому что. (второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что. (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). (свое размышление).

    ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.

    Егэ 2016 образец сочинения - Популярные файлы

    Задание c1 сочинение егэ по русскому языку образцы написания

    Оставленные без ужина, внимания и заботы супруги в неких случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась. Сдавать лучше егэ либо просто выпускное сочинение и матем. Сочинение по прочитанному тексту это творческая работа, которая не только инспектирует умение осознать и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Аргументы для сочинения егэ большая коллекция. Скажите для себя, что будете работать только10 минути ни секунды больше. молодой читатель смог ощутить духовную красоту и соблазнительность комфортных, семейных сцен книжки это был роман-дом, где охото жить.

    Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.). 2005-2016 www.ctege.info при использовании материала указывайте ссылку. основная подготовка к егэ по русскому языку 2016 сборник сочинений по. необходимо поразмыслить, о чем текст сочинения и написать на эту тему вступление (1-2 предложения). Стоит вам хоть малость позаниматься, и вы сходу почувствуете прлибов бодрости и неплохого настроения.

    Как писать сочинение по русскому языку егэ 2016 шаблон

    Тогда ему, тринадцатилетнему ребенку, книжка случаем попала в руки. Единый муниципальный экзамен (егэ) это форма беспристрастной оценки свойства подготовки. Тех, кто часами посиживает перед экраном, публицист именует невольниками на галерах. Подведём некие итоги и выработаем некий метод по написанию сочинения по истории на егэ 2016. Их не только принципиально верно подобрать, но и суметь представить в подходящем нюансе. Все ли люди могут помогать ничего не требуя взамен?

    Историческое сочинение пример выполненного задания 25 егэ по

    А где можно выяснить те варианты периодов для исторических сочинений, которые будут на егэ. И меня, обитателя современного общества (современной рф), этот вопрос не может не тревожить. либо мне близка позиция создателя по вопросу о, поэтому что. Уместны маленькие цитаты в виде образных словосочетаний либо коротких предложений. Он с экстазом пишет о собственных детских впечатлениях, отмечая, что уже тогда главное сообразил. Итоговое сочинение 2015-2016 по теме дом эталоны и примеры. Задание c1 сочинение егэ по русскому языку эталоны написания сочинений.

    Сочинения 2016 года (15

    22.02.2016 - На Форуме сайта проводится мастер-класс "Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года". Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >>

    14.02.2016 - Ребята, на сайте "По уши в ГИА" вы тоже сможете найти готовые сочинения для подготовки к ОГЭ:

    09.01.2016 - Поздравляем Ирину Курамшину. автора любимых рассказов посетителей сайта, со вступлением в Российский Союз Писателей. Желаем творческих успехов! Ждем новых рассказов!

    25.10.2015 - Выпускники, до ИТОГОВОГО сочинения остается месяц. Пора оформить подписку в ВИП-раздел. До 1 декабря в течение месяца вы сможете написать под руководством Любови Михайловны от 5 до10 сочинений (все зависит от вашего трудолюбия). Сочинения, созданные в ВИП-разделе. скрыты от посторонних глаз, поэтому сохраняют свою уникальность. Ждем вас в ВИП-разделе. Подробнее >>

    Образец написания сочинения егэ - Заявление - Каталог образцов - Образец документа

    "ЕГЭ. Образец написания сочинения о милосердии"

    ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».

    1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

    2.«Милосердие» - понятие устаревшее.

    3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

    4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

    5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

    6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

    7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

    8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях.

    9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.

    Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.

    Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.

    Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал» Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим «Муму» И.С. Тургенева а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.

    «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

    Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество.

    Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.

    1 аргумент (жизненный опыт):

    Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…

    2 аргумент (читательский опыт):

    Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.

    Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добр о – не наука, оно – действие».

    Шаблоны сочинений егэ - лучшая подготовка к егэ

    Типичные ошибки на этом этапе работы с текстом связаны с незнанием содержания понятий проблема, комментарий, позиция автора. Образно воссоздавать картину происходящего выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы) образно представлять суть проблемы, которая его волнует усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений) раскрывать сущность поставленных проблеем заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей) показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы) формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений подчёркивать остроту поставленной проблемы обращаться к традициям русской жизни, литературы. Вступление и заголовок не требуются по критериям, но наличие небольшого введения делает плюс работе и помогает последовательно изложить материал и оформить текст в соответствии с нормой, что находит своё отражение в критерии к 5 смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

    Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. В сочинении уже изложена точка зрения автора вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Есть ли возможность видеть прекрасное? Проблема духовности человека, слепота или глухота.

    Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Угрозу для планеты составляет поведение и жизнедеятельность человека. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

    Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Это можно выразить одной фразой (автор считает, позиция автора такова, автор выступает против и т. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (ф. В этом, я думаю, заключена основная мысль текста. Чтобы доказать свою правоту, я буду основываться на - так как у меня небольшой жизненный опыт, то это свидетельствует - чтобы убедить вас в своей правотеаргументахдоказательствах, я приведу пример из произведения с судьбой героя.

    Образец написания сочинения егэ

    Добавлен: 24 Дек 2014 от: _ToMpSoN_

    Пример написания сочинения по русскому языку ЕГЭ
  • 05.03.2015
  • 2861
  • Русский язык

    • Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого).

    • Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним.

    • Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.

    • Проблема ложной цели в жизни.

    • Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути.

    • Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие. Чуткость.

    • Проблема равнодушия. Чёрствое и бездушное отношение к человеку.

    • Проблема дружбы, товарищеского долга.

    • Проблема научного прогресса.

    • Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.

    • Проблема труда. Наслаждение от осмысленной деятельности.

    • Проблема влияния лени на человека.

    • Проблема будущего России.

    • Проблема влияния искусства на человека.

    • Проблема современного телевидения.

    • Проблема засорения русского языка.

    • Проблема уничтожения природных богатств.

    • Навязывание своего мнения другим.

    • Тема войны в литературе.

    • Тема Родины в литературе.

    • Тема природа и человек в русской литературе.

    • Человек и государство.

    • Проблема отцов и детей.

    • Проблема ссор. Вражда людей.

    • Забота о красоте родного края.

    • Ответственность. Необдуманные поступки.

    • О простых вещах. Тема счастья.

    • Богатства русского языка.

    ЕГЭ по русскому языку. Задание С1.

    1) Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)

    Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-ого века. Например, А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”. Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича”

    2) Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним.

    Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Забота о памятниках старины отличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль. Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

    3) Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.

    “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель. Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя?”

    4) Проблема ложной цели в жизни.

    “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг — того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

    5) Смысл человеческой жизни. Поиск жизненного пути.

    Образ Обломова (И.А.Гончаров) - это образ человека, который много хотел добиться в жизни. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества», он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым И как итог — полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

    6) Самопожертвование. Любовь к ближнему. Сострадание и милосердие. Чуткость.

    В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память. Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, начался пожар. В числе 62 заживо сгоревших и 53-летняя медсестра Лидия Пачинцева, дежурившая в ту ночь. Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла - не успела. У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по- ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

    7) Проблема равнодушия. Чёрствое и бездушное отношение к человеку.

    “Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

    8) Проблема дружбы, товарищеского долга.

    Фронтовая служба – выражение почти легендарное не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя “Тарас Бульба” один из героев восклицает: “Нет уз светлее товарищеских!”. Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов “Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

    9) Проблема научного прогресса.

    В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бес- смертие?

    10) Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.

    В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом. Н.А. Некрасов в стихотворении и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины. О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова “Тихий Дон”. В повести Распутина “Прощание с Матёрой” древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

    11) Проблема труда. Наслаждение от осмысленной деятельности.

    Тема труда многократно разрабатывалась в русской классической и современной литературе. В качестве примера достаточно вспомнить роман И.А.Гончарова “Обломов”. Герой этого произведения Андрей Штольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Подобный пример видим в рассказе Солженицына “Матрёнин двор”. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.

    12) Проблема влияния лени на человека.

    В очерке Чехова “Моя “она” перечисляются все ужасные последствия влияния лени на людей.

    13) Проблема будущего России.

    Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.

    14) Проблема влияния искусства на человека.

    Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок Ленинградская. Но больше ей подходит название Легендарная. Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

    15) Проблема антикультуры.

    Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительно снижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема “обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.

    16) Проблема современного телевидения.

    В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни. Многие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. Через телетрансляции они познакомились со спортом и его героями. Разумеется, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.

    17) Проблема засорения русского языка.

    Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

    18) Проблема уничтожения природных богатств.

    Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять- пятнадцать лет, то Ч. Айтматов ещё в 70-е годы в своей повести После сказки ( Белый пароход ) заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: И дольше века длится день ( Буранный полустанок ), Плаха. Тавро Кассандры. Особенно сильное ощущение производит роман Плаха. На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и человечными. чем венец творения. Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?

    19) Навязывание своего мнения другим.

    Владимир Владимирович Набоков. “Озеро, облако, башня…” Главный герой – Василий Иванович – скромный служащий, выигравший увеселительную поездку на природу.

    20) Тема войны в литературе.

    Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир”. Партизанская война, Бородинское сражение — все это и многое другое предстает перед нами воочию. Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война — это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смиряясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих “Севастопольских рассказах”. Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель — рассказать своему читателю только правду — и ничего, кроме правды. Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: “Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа”. Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: “ увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти ” Геройская оборона Севастополя в 1854—1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) не дает врагу захватить родную землю. В 1941—1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это будет уже другая Великая Отечественная война — 1941 — 1945 годов. В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов, К. Симонов, Б. Васильев и многие другие писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева “А зори здесь тихие ”. Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны. Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, — жизнь. Они отдали жизнь за Родину. Но на земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец — сына, сын — отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет: Братья, вот она Ставка крайняя! Третий год уже Авель с Каином бьется Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими. Об этом тяжелом времени повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие другие. И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного. Там он вел свой дневник, который впоследствии превратился в знаменитое сейчас произведение “Конармия”. В рассказах “Конармии” говорится о человеке, который оказался в огне Гражданской войны. Главный герой Л ютов повествует нам об отдельных эпизодах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять. Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была. Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война — это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны! Перелом в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы, когда “русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста” (А.Платонов). Сплочённость народа в “годину горя”, его стойкость, мужество, ежедневный героизм — вот истинная причина победы. В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу…” — горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории? Проблема нравственной силы простого солдата Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившуюся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела — покажет этим немцам, где раки зимуют. Выражение “народный характер” более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу, собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно. Проблема героической повседневности войны Героические будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто- то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.

    21) Тема Родины в литературе.

    Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит, что любит родной край, но не может объяснить за что и почему. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова ”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова ” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”. В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

    22) Тема природа и человек в русской литературе.

    Современный писатель В.Распутин утверждал: Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении. К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что происходит постепенное привыкание к опасности. то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций. В.Распутин в статье В судьбе природы - наша судьба размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Сегодня не надо гадать, чей стон раздаётся над великой русской рекой. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций. - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества. Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении Плаха. Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы. Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли выпотрошить земной шар, как тыкву. не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына. Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей. Академик Д.Лихачёв писал: Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу. Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопливая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир Мы не будем им вредить, а постараемся защитить. В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей. Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

    23) Человек и государство.

    Замятин “Мы” люди – нумера. Имели всего 2 свободных часа.

    24) Проблема художника и власти.

    Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго. Творчество — единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

    25) Проблема эмиграции.

    Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России. Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

    26) Проблема интеллигенции.

    По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они — напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

    27) Проблема отцов и детей.

    Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.

    28) Проблема ссор. Вражда людей.

    У Пушкина в повести “Дубровский” вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей. У Шекспира в “Ромео и Джульетте” вражда семейств закончилась смертью главных героев. “Слово о полку Игореве” Святослав произносит “золотое слово”, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.

    29) Забота о красоте родного края.

    В романе Васильева “Не стреляйте в белых лебедей” скромный недотёпа Егор Полушкин едва не погибает от рук браконьеров. Защита природы стала для него призванием и смыслом жизни. В Ясной Поляне производится много работ только с одной целью – сделать это место одним из самых красивых и уютных.

    30) Родительская любовь.

    В стихотворении в прозе Тургенева “Воробей” мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки. Также в романе Тургенева “Отцы и дети” родители Базарова больше всего в жизни хотят быть вместе с сыном.

    31) Ответственность. Необдуманные поступки.

    В пьесе Чехова “Вишнёвый сад” Любовь Андреевна потеряла имение, потому что всю жизнь легкомысленно относилась к деньгам и работе. Пожар в Перми произошел из-за необдуманных действий организаторов фейерверка, безответственности дирекции, халатности проверяющих по пожарной безопасности. А результат – смерть многих людей. В очерке “Муравьи” А.Моруа рассказывается о том, как молодая женщина купила муравейник. Но она забыла покормить его обитателей, хотя им требовалась всего одна капля мёда в месяц.

    32) О простых вещах. Тема счастья.

    Есть люди, которые ничего особенного не требуют от своей жизни и проводят ее (жизнь) бесполезно и скучно. Один из таких людей Илья Ильич Обломов. В романе Пушкина “Евгений Онегин” у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив. В очерке Волкова “О простых вещах” поднимается аналогичная проблема: для счастья человеку нужно не так уж и много.

    33) Богатства русского языка.

    Если не использовать богатств русского языка можно стать похожим на Эллочку Щукину из произведения “Двенадцать стульев” И. Ильфа и Е.Петрова. Она обходилась тридцатью словами. В комедии Фонвизина “Недоросль” Митрофанушка совсем не знал русского языка.

    В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы. Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот. В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

    План сочинения ЕГЭ - написание по русскому языку

    Объем – 2-3 предложения.

    Задача. подвести читателя к проблеме

    - Телевидение Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.

    2. Постановка проблемы

    Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

    Объем: 2-4 предложения.

    - Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.

    Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее

    Объем. 4-7 предложений

    Пример: Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время в свете того, что люди, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.

    4. Позиция автора

    Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

    Объем. 1-2 предложения.

    Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

    Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

    Объем: 1-2 предложения.

    Пример: Действительно, трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.

    6. 1-й аргумент+литературный пример.

    Итак, аргументами могут быть:

    1) факты действительности, не подлежащие сомнению законы природы данные,полученные экспериментальным путем заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.

    2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)

    То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте]

    Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет невольниками на галерах. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].

    7. 2-й аргумент+литературный пример или 2 примера из жизни/науки.

    Лучше и здесь привести пример из литры, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6.