Категория: Бланки/Образцы
Ситуационный подход заключается в том, что при объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. В рамках ситуационного подхода разработаны четыре модели лидерства.
1. Ситуационная модель руководства Фреда Фидлера. Эта теория объединяет стили руководства и организационные ситуации. В конкретную ситуацию надо помещать руководителя, индивидуальный стиль которого соответствует характеру ситуации. Производится диагностика как стиля руководства, так и организационной ситуации. Основные стили руководства по этой теории: руководитель, ориентированный на задачу; руководитель, ориентированный на взаимоотношения. Ситуация характеризуется взаимоотношениями между руководителем и подчиненными (хорошие — плохие) структурой задачи (структурирована — не структурирована), должностной властью руководителя (большая — ограниченная) (табл. 1).
Из матрицы можно определить варианты ситуаций.
1. Хорошие — структурированная — большая.
2. Хорошие — структурированная — ограниченная.
3. Хорошие — неструктурированная — большая.
4. Плохие — структурированная — большая.
5. Плохие — структурированная — ограниченная.
6. Плохие — неструктурированная — большая.
7. Плохие — неструктурированная — ограниченная.
Варианты 1-2 характеризуют ситуацию как очень благоприятную, варианты 3-6 — как среднюю и варианты 7-8 — как очень неблаго- приятную.
В очень благоприятной и очень неблагоприятной ситуации наиболее эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. В средней ситуации наиболее эффективен руководитель, ориентированный на взаимоотношения.
3. Подход Теренса Митчелла и Роберта Хауса «путь—цель». Согласно этой теории, существуют четыре стиля руководства: стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий участие (партисипативный), и стиль, ориентированный на достижение. Ниже приводятся характеристики перечисленных стилей (табл. 2).
Ситуационными факторам в этой теории являются:
• личные качества подчиненных;
• требования и воздействия со стороны внешней среды.
3. Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. Согласно этой теории, самые эффективные стили руководства связаны с достигнутым подчиненными уровнем «зрелости». Зрелость — способность нести ответственность, желание достичь поставленной цели, образование и опыт в решении задачи (табл. 3).
4. Модель принятия решений руководителем Врума—Иеттона. Предполагает пять стилей: от автократического до полного участия. При выборе стиля внимание концентрируется на процессе принятия решений, т. е. что должен требовать руководитель и как вести себя с подчиненными при принятии решения (табл. 4).
Для оценки ситуации руководитель должен ответить на следующие вопросы.
• Имеются ли требования к качеству решения, позволяющие определить предпочтительность одного решения перед другим?
• Имеется ли достаточная информация для принятия качественного решения?
• Структурирована ли проблема?
• Существенно ли для эффективного выполнения решения согласие с ним подчиненных?
• Есть ли уверенность, что подчиненные поддержат решение, принятое руководителем самостоятельно?
• Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решая данную проблему?
• Не влечет ли принятое решение конфликт между подчиненными?
1. Как правильно: согласно приказа, договора, распоряжения или согласно приказу, договору, распоряжению?
Правильно: согласно приказу, договору, распоряжению, штатному расписанию и т. д.
Предлог согласно в современном русском языке требует дательного падежа, правильно: согласно чему, не чего. Уже в XIX веке конструкция согласно чего, то есть с родительным падежом, расценивалась как характерная примета официально-деловой, канцелярской речи. А в современном русском литературном языке она не является нормативной и для официально-делового стиля. Сейчас правильно только: согласно чему, то есть с дательным падежом.
2. На какой слог падает ударение в слове звонит?
Ударение падает на окончание во всех формах: звонИ т, звонИ м, звонИ шь, звонЯ т, то же в приставочных глаголах: позвонИ т, созвонИ мся, перезвонЯ т и т. д.
3. Как правильно: в городе Москва или в городе Москве?
Правильно: в городе Москве.
Правило таково: географическое наименование, употребленное с родовыми наименованиями город, село, станция, поселок, река и под. выступающее в функции приложения, согласуется с определяемым словом, то есть склоняется, если топоним русского, славянского происхождения или представляет собой давно заимствованное и освоенное наименование. Правильно: в городе Москве, в г. Санкт-Петербурге, в городе Владивостоке.
Обычай не склонять географические названия укоренился в профессиональной речи военных и топографов и под влиянием этого профессионально-терминологического языка широко распространился в современной речи, однако нормой его считать нельзя.
Подробно о склонении географических названий см. здесь.
4. Как правильно: на Украине или в Украине?
Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины.
В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативным следовало признать варианты в Украину (в Украине) и соответственно из Украины. Тем самым, по мнению украинского Правительства, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций на Украину и на окраину. Украина с предлогом в получала, по мнению Правительства Украины, лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств оформляются в русской традиции с помощью предлогов в (во) и из.
Однако литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине, – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий. Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср. в школе, в институте, в аптеке, в отделе, но: на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д. Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов.
5. Как правильно: дОговор или договОр? Как ставить ударение во множественном числе?
Литературная норма: договО р, договО ры. Впрочем, некоторые словари уже признают допустимым (но только в непринужденной устной речи!) вариант дОговор, договорА. Вот что пишет К. С. Горбачевич, автор «Словаря трудностей произношения и ударения в современном русском языке»:
Сейчас ещё трудно с уверенностью сказать, станет ли со временем ударение дОговор столь же нормативным и эстетически приемлемым, как договОр. Предпосылки для этого есть. Не только часть интеллигенции, но и некоторые современные известные поэты употребляют вариант дОговор: «Но ты не пугайся. Я договор наш не нарушу, Не будет ни слез, ни вопросов, ни даже упрёка» (О. Берггольц, Ничто не вернётся. ). В книге «Живой как жизнь» К. Чуковский предсказывал, что варианты дОговор, договорА станут в будущем нормой литературного языка.
6. С какой буквы пишется слово президент? Как пишутся названия должностей?
С прописной буквы пишутся названия высших государственных должностей и титулов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол и т. п.) в официальных текстах, например: Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина.
Однако в неофициальном употреблении (например, в тексте газетной статьи) эти слова пишутся со строчной буквы, например: президент России подписал указ, премьер-министр критиковал депутатов, генеральный прокурор выдвинул обвинение и т. п.
Название должности министр пишется со строчной буквы.
Такие названия должностей, как генеральный директор, президент компании, начальник отдела и т. п. также пишутся со строчной буквы.
7. На какой слог падает ударение в слове деньгами?
Литературная норма: деньгА м, деньгА ми, о деньгА х. Вариант дЕньгам, дЕньгами, о дЕньгах в словарях рассматривается как допустимый, однако устаревающий.
Ударение на первом слоге сохраняется в поговорке не в дЕньгах счастье, а также в названии пьесы А. Н. Островского «Бешеные деньги»: в «Бешеных дЕньгах» А. Островского.
8. Как правильно: скучаю по вам или скучаю по вас?
Возможны оба варианта, но предпочтительным пока следует считать вариант скучаю по вас.
Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Прежние лингвистические издания рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М. 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.
В справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.
А вот вариант скучать за кем-либо, о котором тоже довольно часто спрашивают, не является нормативным, выходит за рамки русского литературного языка.
9. Что означают слова гламурный, креативный, брутальный?
Гламур – от англ. glamour – ’обаяние, очарование’; ’романтический ореол’; ’чары, волшебство’, (разг.) ’роскошь, шик’. Гламурный – внешне привлекательный, обладающий внешним блеском, блистательный.
Креативный – творческий, созидательный. Кроме этого, у слова креативный есть такие оттенки значения: нестандартный, небанальный, свежий, талантливый.
Брутальный (от фр. brutal < лат. brutalis) – грубый, жестокий.
10. Какого рода существительное счет-фактура? Как склонять это слово?
Счет-фактура – существительное мужского рода. Правильно: счет-фактура выставлен, счет-фактура получен и т. д. При склонении изменяются обе части этого слова:
счёт-фактура счета-фактуры
счёта-фактуры счетов-фактур
счёту-фактуре счетам-фактурам
счёт-фактуру счета-фактуры
счётом-фактурой счетами-фактурами
о счёте-фактуре о счетах-фактурах
Источник: справочно-информационный портал "Русский язык"
Родственники популярного австралийского актёра Итана Хоука обнаружили в подвале своего дома письмо, которое их предок написал своим детям, изложив в них Правила рыцаря — уроки жизни, которые сэр Томас Лемюэль Хоук хотел передать своим детям.
Благодаря Итану Хоуку правила были опубликованы в книге под названием «Правила рыцаря». Актёр утверждает, что его собственная семья старается жить именно так, как завещал далёкий предок.
«Мне просто всегда нравилась идея рыцарства, — рассказал Итан. — Она означает, что быть хорошим человеком — круто. Или стремиться быть хорошим человеком — круто».
Фактрум передаёт слово самому сэру Хоуку их далёкого 15 века. «Сегодня, — начинает он, — я поделюсь с вами некоторыми из наиболее ценных историй, событий и моментов моей жизни, чтобы где-то глубоко в тайниках вашего воображения эти уроки и мой опыт сохранились и послужили вам».
20 правил рыцаря 1. ОдиночествоБывайте наедине с самим собой. Молчание — полезный инструмент в поиске мудрости и ясности собственного разума. Голос нашей души мягок, его не услышишь в шуме других голосов. Как нельзя увидеть своё отражение в мутной воде, так и с душой. В тишине мы можем ощутить спящую в нас вечность.
2. СмирениеНикогда не кричите о том, что вы рыцарь, просто ведите себя как рыцарь. Вы не лучше других, а другие не лучше вас.
3. БлагодарностьЕдинственный разумный ответ на текущий дар жизни — это благодарность. За всё, что было, рыцарь говорит: «Благодарю». Всему, что придёт, рыцарь говорит: «Да!»
4. ГордостьНикогда не притворяйтесь, что вы не рыцарь и не пытайтесь принизить себя, полагая, что тогда другим с вами будет комфортнее. Мы проявляем наибольшее уважение к другим, предлагая лучшее, что в нас есть.
5. ВзаимодействиеКаждый из нас идёт своей дорогой. Мы рождаемся в определённое время, в определённом месте и наши проблемы уникальны. Для нас, рыцарей, понимание и уважение самобытности жизненно важно в нашей способности использовать коллективную силу. Применение силы может быть необходимо для защиты в экстренной ситуации. Но только справедливостью, честностью и совместными действиями можно по-настоящему добиться успеха в руководстве людьми. Мы должны жить и работать вместе, как братья или погибнуть вместе, как глупцы.
6. ДружбаКачество вашей жизни в значительной степени будет определяться тем, с кем вы решили провести своё время.
7. ПрощениеКто не умеет легко прощать, тот не обретёт много друзей. Ищите в других лучшее.
8. ЧестностьБесчестный язык и бесчестный ум впустую тратят наше время, а значит, впустую тратят нашу жизнь. Мы здесь, чтобы расти, а истина — это вода, свет и почва, из которой мы поднимаемся. Броня лжи выкована из мрака, она скрывает нас не только от других, но и от нашей собственной души.
9. ХрабростьВсе, что даёт свет, должно стерпеть горение.
10. ИзяществоИзящество — это способность к восприятию изменений. Будьте открытыми и гибкими.
11. ТерпениеНет такого понятия как единственный шанс в жизни. Суетливый разум — это разум, сбитый с толку; он не способен ни ясно видеть, ни чётко слышать; он видит то, что хочет видеть, и слышит то, что боится услышать или многое упускает. Рыцарь превращает время в своего союзника. Наступает момент для действий, и с ясным разумом этот момент очевиден.
12. СправедливостьЕсть лишь одна вещь, которую не стерпит рыцарь: несправедливость. Каждый истинный рыцарь во все времена борется за человеческое достоинство.
13. ЩедростьВы родились, не владея ни чем, и ни с чем покинете эту жизнь. Будьте бережливы, тогда вы сможете быть щедрыми.
14. ДисциплинаНа поле боя, как и во всём остальном, вы преуспеете настолько, насколько подготовитесь. Практикуясь, вы строите дорогу к достижению своих целей. Превосходство коренится во внимании к деталям. Чем лучше рыцарь подготовлен, тем меньше он склонен будет сдаться.
15. ПосвящениеОбычные усилия — обычный результат. Каждый день прикладывайте усилия, чтобы лучше соблюдать эти правила. Удача — это следствие замысла. Будьте непоколебимы. Наковальня переживёт молот.
16. РечьНе говорите о других плохо. Рыцарь не распространяет новости, в которых не уверен, и не судит о вещах, в которых не разбирается.
17. ВераИногда, чтобы понимать больше, вам нужно знать меньше.
18. РавенствоДля каждого рыцаря равенство людей — непоколебимая истина. Рыцарь никогда не наблюдает за унижениями мужчин или женщин. Если он при этом присутствует, то должен остановить того, кто совершает обидные поступки или говорит оскорбительные слова.
19. ЛюбовьЛюбовь — это конечная цель. Это музыка нашей жизни. Нет такого препятствия, которое она не может преодолеть.
20. СмертьЖизнь — это длинная череда прощаний; удивлять могут только обстоятельства. Рыцарь благодарит за жизнь, которая ему дана. Он не боится смерти, потому что дело, которое начал один рыцарь, могут завершить другие.
В остальных правилах рыцаря подробнее рассматриваются изложенные идеи. Несмотря на то, что книга относится к разряду беллетристики, она полна размышлений на тему самосовершенствования и что значит быть родителем.
Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:
Предлагаемая вам далее методика самооценки стиля руководства основана на самостоятельном выборе испытуемым вариантов собственных действий в предлагаемых ситуациях. Прочтите ситуацию № 1, ознакомьтесь с возможными вариантами ответов, выберите тот вариант, который в наибольшей степени соответствует вашему мнению. Запишите или отметьте ваш ответ. Можно выбрать только один вариант из четырех возможных. Затем рассмотрите ситуацию № 2 и т. д. Если вы затрудняетесь с выбором варианта ответа, остановитесь на том, к которому вы склоняетесь в большей степени.
Ситуации для анализа
Ситуация № 1. Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает распоряжение Вашему подчиненному, который уже занят выполнением Вашего срочного распоряжения. Вы и Ваш непосредственный начальник считаете свои распоряжения неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант Ваших действий:
Ситуация № 2. Вы получили одновременно два срочных распоряжения: от Вашего непосредственного начальника и прямого (вышестоящего). Времени для согласования сроков и условий у Вас нет. Необходимо приступить к их выполнению. Выберите наиболее приемлемый вариант Ваших действий:
Ситуация № 3. Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает их успешной службе. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с тем, чтобы Вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Ваша позиция в этой ситуации:
Ситуация № 4. В самый напряженный период завершения планового мероприятия в коллективе нарушена служебная дисциплина, в результате чего допущен сбой. Начальнику неизвестен виновный или их группа. Однако выявить виновных и наказать их надо. Что предпринять в данной ситуации?
Ситуация № 5. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеются несколько кандидатур, характеризующихся описанными ниже качествами. Выберите одну из кандидатур.
Ситуация № 6. Ситуация аналогична предыдущей (№ 5). Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями во взаимоотношениях с непосредственным начальником:
Ситуация № 7. Когда Вам случается быть в праздничной компании, к чему Вы более склонны?
Ситуация № 8. Ваш подчиненный по причине недисциплинированности не выполнил распоряжение в установленный срок, хотя давал обещание. Ваша реакция:
Ситуация № 9. Ваш подчиненный игнорирует Ваши распоряжения, делает все по-своему, не устраняет того, что Вы велели исправить. Ваше поведение в отношении него?
Ситуация № 10. В уже сложившийся коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, назначается новый руководитель. Каким образом, по Вашему мнению, он должен разрешить имеющийся конфликт?
Ситуация № 11. Один из Ваших подчиненных внезапно заболел. Остальные очень заняты подготовкой важного мероприятия. Часть работы, порученная заболевшему, также должна быть выполнена в срок. Как Вы поведете себя в данной ситуации?
Ситуация № 12. У Вас создались натянутые отношения с сослуживцем. Допустим, что причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо. Что Вы предпримете для этого в первую очередь?
Ситуация № 13. Вы недавно назначены руководителем подразделения, в котором раньше работали на нижестоящей должности. Вы вызвали подчиненного для выяснения его частых опозданий на службу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Как Вы начнете беседу при встрече с подчиненным?
Ситуация № 14. Вы служите начальником отдела уже второй год. Подчиненный обращается к Вам с просьбой дать отпуск за свой счет на четыре дня по поводу бракосочетания. «Почему на четыре?» — с недоумением спрашиваете Вы. «А помните, когда женился Иванов, ему разрешили», — невозмутимо отвечает подчиненный. «Я могу отпустить Вас только на три дня, согласно действующему положению», — отвечаете Вы и подписываете документ. Однако подчиненный выходит на службу через четыре дня. Ваши действия в этом случае?
Ситуация № 15. Вы — начальник отдела. В нерабочее время один из ваших подчиненных выпил и в состоянии опьянения случайно испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь отремонтировать оборудование, получил легкую травму. Виновник звонит Вам после работы домой по телефону и спрашивает, что же им теперь делать. Как Вы ответите на этот звонок?
Ситуация № 16. Однажды Вы слышите, как несколько начальников спорят о том, как лучше обращаться с подчиненными. К какой из четырех точек зрения присоединились бы Вы?
Ситуация № 17. После реорганизации Вам необходимо срочно, согласно новому штатному расписанию, перекомплектовать в коллективе ряд отделов. Какой путь Вы выбираете?
Ситуация № 18. В Вашем коллективе имеется подчиненный, который скорее числится, чем служит. Уволить его нет юридических оснований, а загрузить функциональными обязанностями пока нет возможности. Что делать с этим подчиненным в дальнейшем?
Ситуация № 19. При распределении премии некоторые подчиненные посчитали, что их незаслуженно обошли, и обратились к Вам с жалобой. Что Вы им ответите?
Ситуация № 20. Вы недавно назначены начальником большого отдела. Еще не все знают Вас в лицо. Идя по коридору, Вы видите Ваших подчиненных, о чем-то оживленно беседующих и не обращающих на Вас никакого внимания. Возвращаясь через 20 минут, Вы застаете их за тем же занятием. Как Вы себя поведете?
Обработка и интерпретация результатов
В представленной далее таблице подсчитайте баллы за каждый из выбранный вами вариант в каждой из двадцати ситуаций. 1 балл оценивается в 5%, так как максимальное количество баллов по каждой шкале может равняться 20, что составляет 100%.
Подсчитывая сумму баллов по всем шкалам, можно сделать вывод о стиле руководства, учитывая, что равномерное распределение ответов (от 4 до 6 баллов) свидетельствует о гибкости руководителя, его способности активно адаптироваться к ситуации, об умении перестраивать стиль руководства.
Доминирующий стиль руководства по шкале фиксируется в случае, когда больше 50% ответов приходится на одну шкалу.
Стиль руководства незначителен или отсутствует, если руководитель не дает ответов по данному типу или их незначительное количество (до 2-3).
Сочетание у руководителя преобладающих выборов «Д» и «С» говорит о его инициативности. «О» и «К» характеризуют исполнительский стиль.
Отсутствие ответов по шкале «К» и преобладание ответов по шкалам «Д», «С», «О» характеризует руководителя с авторитарным стилем.
Наиболее универсальным считается гибкий стиль; остальные могут быть полезны в зависимости от требований служебной деятельности и уровня развития коллектива.
Таблица 1. Таблица для определения стиля руководства
Критерии классификации стилей руководства
Текстовой интерпретатор стилей руководства
Стиль «авторитарный». Характеризуется преимущественно жесткими способами управления, пресечением инициативы подчиненных, единоличным принятием решений. Преобладающие ориентации: на дело (цели, задачи, план); на себя (опора на личный опыт, склонность к риску, волевым решениям); на официальную субординацию (фактор власти, соблюдение установленных правил). Однако отсутствует ориентация на межличностный контакт, демократические и коллегиальные установки, что может отрицательно влиять на социально-психологический климат в коллективе.Ситуативное применение авторитарного стиля оправдано в случаях, когда в еще несформированном коллективе необходим строгий контроль, нет единства мнений, часты нарушения дисциплины или же предстоит выполнение ответственной задачи, но отсутствует активное ядро, на которое руководитель в полной мере мог бы положиться.
Стиль «демократический». Сочетает в себе ориентацию на дело и межличностные контакты с соблюдением официальных норм субординации. Применяется объективное оценивание подчиненных, стимулирование их труда в соответствии с их личным вкладом, разумное распределение ролей между неформальными лидерами, а также коллегиальность в обсуждении и принятии решений с уважением отдельного мнения и обязательностью принятого группой решения, делегирование необходимой доли полномочий заместителям или отдельным лидерам. Достоинством стиля является то, что он способствует установлению в коллективе деловых и товарищеских отношений в их гармоничном дополнении и проведению руководящих установок через ядро коллектива при необходимой мере контроля. Стиль наиболее приемлем в коллективах с высоким уровнем развития и на отдельных этапах его становления, что требует от руководителя определенной управленческой компетентности, реалистичности оценок результатов.
Стиль «не вмешивающийся». Руководитель осуществляет минимальное руководство. Стиль оправдан в ситуации руководства высокоразвитым коллективом профессионалов с высокими уровнями сплоченности, сотрудничества и взаимопомощи, при сознательной дисциплине, коллегиальности принятия группового решения и обязательности его выполнения каждым сотрудником. В остальных случаях невмешательство руководителя может приводить к негативным последствиям, проявлению анархии, формированию неблагоприятного морально-психологического климата в организации, явной или скрытой конфронтации, срывам в деятельности, текучести кадров, их неудовлетворенности условиями труда и профессией.
Стиль «гибкий». Характеризуется гармоничным сочетанием ориентации на дело, межличностные контакты и официальную субординацию, что позволяет руководителю легко приспосабливаться к требованиям ситуации, сохраняя за собой право решающего голоса при коллегиальном принятии решений. Руководитель склонен вдумчиво относиться к производственным и социальным вопросам, отстаивать интересы дела и коллектива, учитывать индивидуальные особенности подчиненных и проявления неформального лидерства в коллективе.
Стиль «односторонний». Характеризуется преобладанием акцентуации руководителя, что сопряжено с нанесением ущерба отвергаемой стороне его работы: доминирование ориентации на дело, как правило, приводит к трудностям в социально-психологической области руководства, поскольку ее игнорирование дестабилизирует коллектив вопреки явной заинтересованности руководителя в результатах труда. Аналогично, акцент на межличностные контакты без делового опосредования дает руководителю ограниченное представление об управляемых явлениях, вопреки его желанию наладить контактные и доверительные отношения с подчиненными: в его оценках отсутствует основной объективный компонент — результат труда и вклад в него как группы в целом, так и каждого отдельного подчиненного. Односторонняя акцентуация только на себя еще более явно свидетельствует о неблагополучном способе адаптации руководителя к требованиям своей профессии: неадекватности его уровня притязаний и самооценки, затруднениях в освоении управленческих функций и поведенческих ролей. Наконец, ориентация только на официальную субординацию делает вообще невозможным эффективное руководство в связи с явными пробелами в установках руководителя.
Стиль «инициативный». Стиль характеризуется одновременным преобладанием ориентации руководителя на дело и на себя. Такой руководитель очень инициативен и настойчив, превыше всего ценит деловые качества, способен добиваться хороших результатов в деятельности, своевременного и качественного выполнения задания всем коллективом (особенно если это подкреплено личным авторитетом). Однако ему необходимо помнить, что ориентация на чисто деловые отношения с подчиненными оказывает отрицательное воздействие на коллектив. Поэтому благоприятный социально-психологический климат в коллективе возможен, если его руководитель окажется способным периодически переключаться и на решение социально-психологических задач.
Стиль «исполнительный». Стиль руководителя отличается сочетанием преобладания официальной субординации и межличностных контактов. Данный стиль адекватен, если возглавляемый коллектив достиг высокого уровня развития коллективистских отношений, интеграции и единства мнений по поводу распределения ролей между формальными и неформальными лидерами, а руководитель выполняет строго по необходимости собственно управленческие функции. Такая ситуация достаточно редка. Руководителю в этом случае следует обратить внимание на отсутствующую в его представлениях об оптимальном стиле руководства ориентацию на дело и на самого себя (с учетом, прежде всего, своего реального положения в коллективе и характера межличностных и деловых предпочтений в нем). Вероятно, что ему недостает инициативности и решительности в принятии самостоятельных решений, способности к разумному риску, стремления к дальнейшему росту.
Стиль «невыраженный». Наблюдается в случае малой выраженности всех четырех стилей, что встречается довольно редко и преимущественно у начинающих руководителей, установки и личные ориентации которых еще не определены. Возможна связь этого явления с малой личной заинтересованностью руководителя в своей профессии или должности, отсутствием четкой регламентации деятельности групповыми нормами на начальных этапах становления коллектива, случайностью комплектования кадров подразделения.
© 1992—2016 «Психология и бизнес»