Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Психолога В Реабилитационном Центре img-1

Должностная Инструкция Психолога В Реабилитационном Центре

Рейтинг: 4.0/5.0 (1748 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Новая страница 1

Муниципальное учреждение УТВЕРЖДАЮ

«_____» _____________ 2004 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На должность воспитателя стационарного отделения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю от 2 до 5 лет, или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю от 5 до 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 1 года.

1.2. Прием на работу воспитателя стационарного отделения, перевод и увольнение производится приказом директора учреждения.

1.3. На время отсутствия воспитателя стационарного отделения его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.4. Воспитатель стационарного отделения подчиняется заведующему стационарным отделением.

1.5. Воспитатель стационарного отделения должен знать:

1.5.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других вышестоящих органов управления по делам молодежи, касающиеся работы с воспитанниками;

1.5.2. Законы и постановления на федеральном, региональном, местном уровнях; другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания;

1.5.3. Конвенцию о правах ребенка;

1.5.4. Основы трудового законодательства;

1.5.5. Правила и нормы охраны труда, ТБ, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.5.6. Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

1.5.7. Основы социальной политики, права и семейного законодательства;

1.5.8. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;

1.5.9. Работу органов и учреждений социального обслуживания;

1.5.10. Основы доврачебной медицинской помощи;

1.5.11. Теорию и методику воспитательной работы;

1.5.12. Основы государственной молодежной политики;

1.5.13. Основы гражданского законодательства;

1.5.14. Правила внутреннего трудового распорядка.

1.6. Воспитатель стационарного отделения в своей деятельности руководствуется:

1.6.1. Уставом муниципального учреждения « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота»;

1.6.2. Настоящей должностной инструкцией.

1.7. Воспитатель стационарного отделения имеет в своем непосредственном подчинении младшего воспитателя.

1.8. Воспитатель стационарного отделения должен обладать чувством ответственности, деловитостью, дисциплинированностью, исполнительностью, с уважением и заботой относиться к каждому ребенку, проявлять выдержку и педагогический такт в общении с детьми.

Воспитатель стационарного отделения:

2.1. Проводит повседневную работу с детьми, создавая условия для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

2.2. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания, планирует и осуществляет образовательно-воспитательную работу в тесном контакте с другими специалистами Центра.

2.3. Осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями к охране жизни и здоровья детей.

2.4. Планирует и проводит с воспитанниками на основе изучения их индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

2.5. Обеспечивает совместно с медицинскими работниками сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.

2.6. Следит за выполнением воспитанниками режима дня, приготовлением ими домашних заданий, оказывает им помощь в обучении.

2.7. Изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей.

2.8. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.

2.9. Совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре готовит праздники, развлекательные, спортивные занятия.

2.10. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдению ими правил по охране труда, технике безопасности, участию в общественно-полезном труде.

2.11. Своевременно информирует заведующую отделением, медицинский персонал об изменении в состоянии здоровья детей, проводит работу по профилактике отклонений в поведении, вредных привычек.

2.12. Соблюдает морально-правовые нормы профессионального общения, выполняет требования трудовой дисциплины.

2.13. Проходит медицинский осмотр строго по графику.

2.14. Взаимодействует с родителями воспитанников, или лицами их заменяющими.

2.15. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

2.16. Изучает опыт работы других учреждений социальной направленности по вопросам, касающимся его деятельности.

2.17. Вести соответствующую документацию.

Воспитатель стационарного отделения имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений, служб и отдельных специалистов необходимую информацию.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им обязанностей.

3.3. Требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Воспитатель стационарного отделения несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления соей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовными гражданским законодательством РФ.

4.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

_____________ Ю.Н. Силуянова

Другие статьи

Разработка должностных инструкций персонала организации - Курсовой проект стр

Вам нужна оригинальная работа? Разработка должностных инструкций персонала организации

ик или холерик (с отработанными показателями агрессивности).

Уровень интеллекта: средний.

2. Сенсорно-перцептивные свойства.

Предпочитается полинезависимый тип восприятия, с преобладанием зрительного и слухового видов. Отличный и хороший уровень внимания по показателям: устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

3. Особенности мышления и памяти.

Предпочитается комбинированный тип памяти. Отличный уровень понятийного и творческого мышления. Высокие требования к быстроте и гибкости.

4. Моторные свойства.

Требования к речевой функции: лаконичность и четкость.

3.3 Разработка должностной инструкции психологаОАО

Областной реабилитационный центр

Используя данные профессиограммы психолога ОАО ОРЦ разработана должностная инструкция психолога данной организации.

Должностная инструкция психолога ОАО Областной реабилитационный центр

1. Общие положения

1.1. Психолог является штатным сотрудником организации. Участок работы отделение психологической реабилитации Областного реабилитационного центра. Подчиняется заведующему психологического отделения, а при его отсутствии вышестоящему руководству, а именно главному врачу ОАО Областной реабилитационный центр.

1.2. Назначается на должность и увольняется приказом генерального директора в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ и условиями договора.

1.3. На должность психолога может быть принят специалист с высшим психологическим образованием по специальности Психология, и стажем работы не менее 2 лет по данной специальности.

1.4. Психолог должен владеть различными методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Должен знать:

- основы работы на персональном компьютере на уровне пользователя;

- правила эксплуатации оргтехники;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- приказы и распоряжение руководителя организации и непосредственного руководителя;

- нормативные документы, регулирующие работу организации.

1.5. В своей работе руководствуется:

- Законом Российской Федерации О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения;

- правилами трудового распорядка; приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Основной целью деятельности психолога является оказание психологической помощи. В частности:

- осуществлять комплекс психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, направленных на восстановление психического здоровья реабилитантов, а также нарушений в семьях реабилитантов

- проводить работу с сотрудниками ОРЦ iелью повышения компетентности в области психологии, психологической оптимизации лечебной среды в стационаре, разрешения конфликтных ситуаций, разрешения психологических профессиональных проблем сотрудников.

1.7. Психолог должен обладать следующими личностными качествами:

1.7.1. Моральными: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, честность, порядочность, принципиальность, справедливость, воспитанность, скромность, жизнерадостность, терпимость, способность воспринимать критику.

1.7.2. Деловыми: исполнительность, трудолюбие, целеустремленность, организованность, коммуникабельность, диiиплинированность, умение доводить порученное до конца, умение слушать людей, широта кругозора, организаторские способности.

1.7.3. Отсутствие проблем с правоохранительными органами, не злоупотреблять любыми психоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак). Отсутствие пристрастий к любым другим видам патологических аддикций (азартные игры и т д.).

2. Функциональные обязанности:

2.1. Проводит психодиагностические исследования и длящиеся диагностические наблюдения за пациентами.

2.3. Совместно с медицинским психологом разрабатывает развивающие психокоррекционные программы с учетом половых, возрастных факторов. Выполняет работу по профориентации пациентов с учетом их ценностных установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов.

2.4. Осуществляет мероприятия по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию при оказании помощи пациентам и их родственникам в решении личностных, бытовых, психологических проблем.

2.4.1. Обучение навыкам диагностики (распознания) и борьбы с психическим влечением к наркотику (тягой).

2.4.2. Выработка способов здорового поведения, умения избегать ситуаций, в которых существует опасность приема наркотиков (соблюдение границ безопасности), а также умения справляться с ними (инструменты трезвости)

2.4.3. Помощь в достижении реабилитантом психологической зрелости:

- умение самостоятельно принимать решения, основанные на правильном понимании реальности, а также нести ответственность за последствия своих действий).

- умение планировать свою жизнь и осуществлять планы.

- понимание своих психологических проблем и навыки их решения.

Должностная инструкция психолога

Должностная инструкция психолога, должностные обязанности психолога, образец должностной инструкции психолога

Должностные обязанности психолога зависят прежде всего от того, в какой организации он работает. Если речь идет о школе, то точное название должности такого специалиста скорее всего будет педагог-психолог, и для этого случая у нас разработана соответствующая должностная инструкция педагога-психолога. Данный образец должностной инструкции психолога предназначен для специалиста, занимающегося работой с персоналом. Поэтому среди должностных обязанностей психолога – адаптация и мотивация сотрудников, участие в формировании корпоративной культуры и пр.

Должностная инструкция психолога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1.1. Психолог относится к категории специалистов.
1.2. Психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Психолог подчиняется непосредственно генеральному директору / директору по персоналу.
1.4. На время отсутствия психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование (психологическое) и стаж работы от двух лет.
1.6. Психолог должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом;
- структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития;
- кадровую политику и стратегию предприятия;
- системы и методы оценки персонала;
- основы общей психологии, социальной психологии, психологии труда, психологического консультирования;
- основы профессиографии, профориентационной работы.
1.7. Психолог руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2.2. Выявляет наиболее актуальные вопросы и проблемы, требующие решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
2.3. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
2.4. Готовит предложения руководству и участвует в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда и удовлетворенности трудом.
2.5. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
2.6. Разрабатывает и применяет на практике методики оценки организационной культуры, морально-психологического климата и стилей управления в компании и предоставляет руководству систематизированную информацию и рекомендации по результатам изучения.
2.7. Участвует в реализации мероприятий по формированию и транслировании корпоративной культуры и улучшению социально-психологического климата в коллективе.
2.8. Консультирует руководителей подразделений по вопросам психологии управления, рекламы, ведения переговоров, работы с персоналом и клиентами.
2.9. Отбирает адекватные поставленным задачам методы и методики диагностики персонала и проводит диагностику, дает качественный анализ и интерпретацию результатов диагностики и рекомендации руководителям подразделений.
2.10. Проводит собеседования с соискателями и увольняющимися сотрудниками.
2.11. Систематически проводит анализ обратной связи по результатам реализации проводимых мероприятий, вносит изменения в проводимые мероприятия.
2.15. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Должностная инструкция социального педагога в реабилитационном центре - интересные подробности

Должностная инструкция социального педагога в реабилитационном центре

На должность социального педагога стационарного отделения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю свыше 10 лет. Прием на работу социального педагога стационарного отделения, перевод и увольнение производится приказом директора учреждения. На время отсутствия социального педагога стационарного отделения его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Социальный педагог стационарного отделения подчиняется заведующему стационарным отделением. Социальный педагог стационарного отделения должен знать: 1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других вышестоящих органов управления по делам молодежи, касающиеся работы с воспитанниками; 1. Законы и постановления на федеральном, региональном, местном уровнях; другие нормативно-правовые акты, касающиеся проблем образования, семейной политики, проблем детства; 1. Конвенцию ООН о правах ребенка; 1. Основы трудового законодательства; 1. Правила и нормы охраны труда, ТБ, производственной санитарии и противопожарной защиты; 1. Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; 1. Основы социальной политики, права и семейного законодательства; 1. Общую и социальную педагогику; 1. Работу органов и учреждений социального обслуживания семьи и детей; 1. Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; 1. Основы валеологии и социальной гигиены; 1. Социально-педагогические и диагностические методики; 1. Правила внутреннего трудового распорядка. Социальный педагог стационарного отделения в своей деятельности руководствуется: 1. Уставом муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота»; 1. Социальный педагог стационарного отделения осуществляет методическое руководство по воспитательной и реабилитационной работе над воспитателями стационарного отделения. Социальный педагог стационарного отделения должен обладать чувством ответственности, умением работать с людьми, деловитостью, дисциплинированностью, исполнительностью, умением влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в стационарном отделении. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Социальный педагог стационарного отделения: 2. Изучает условия жизни и микросреды детей, их личностные психолого-медико-педагогические способности. Осуществляет социальный патронаж детей из неблагополучных семей. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью воспитанников и учреждением, семьей, средой проживания, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Содействует нормализации отношений родителей и детей, участвует в создании в семье благоприятного для детей морально-психологического климата. Совместно с педагогом-психологом разрабатывает программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников. Организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ. Способствует установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Осуществляет работу по трудоустройству, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство. Изучает опыт работы других учреждений социальной направленности по вопросам, касающимся его деятельности. Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Способствует улучшению взаимоотношений воспитанников с окружающими людьми. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты. Координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, органов по делам молодежи, службы занятости. Взаимодействует с родителями лицами, их заменяющимиучителями, специалистами социальных служб, различными органами и учреждениями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, лишении родительских прав, опеке и попечительстве. ПРАВА Социальный педагог стационарного отделения имеет право: 3. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений, служб и отдельных специалистов необходимую информацию. Вносить на рассмотрение директора учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся ее обязанностей. Требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Социальный педагог стационарного отделения несет ответственность: 4. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовными гражданским законодательством РФ. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

В своей работе руководствуется инструкциями о мерах пожарной безопасности, обеспечивая строгое и точное соблюдение противопожарного режима.

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей

[число, месяц, год]

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:

- Конвенцию о правах ребенка;

- национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;

- теорию и методику социальной работы;

- программно-методическую литературу по социальной работе;

- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

- педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

- методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.

2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.

2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.

2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.

2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.

2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.

2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.

2.12. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[число, месяц, год]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
Вы ищете должностная инструкция психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

1 Утверждены Постановлением Комиссии по делам. * по технологии проведения комиссиями по делам несовершеннолетних и. в органах внутренних дел Смоленской области – центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. медико- социального, социально- реабилитационного процессов;. должностные инструкции;.Рекомендации Рекомендации по проектированию кризисных. * Целью создания КЦ является оказание психологической, социальной. семьи несовершеннолетних и совершеннолетних женщин, оказавшихся в кризисной ситуации. 3.4. центр для женщин, пострадавших от насилия ( далее КЦ-2). 3.9. реабилитационная (психолого-коррекционная, медицинская. Квалификационные требования и должностные обязанности. * Квалификационные требования и должностные обязанности. условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. по охране прав несовершеннолетних; правила и нормы охраны труда. библиотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров).Программа "Социально-педагогическое сопровождение. * Настоящая программа призвана содействовать: социальной защите прав ребёнка;. “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних п. Положение о социально-психологической службе;; Положение о Совете. о проведении рейдов;; Должностные инструкции социального педагога. 12.Нормативные правовые документы для педагогов-психологов. * О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего. по фактам совершения попыток суицида несовершеннолетними. служб в системе образования (медицинской, реабилитационной, социальной и др.). 5.Отчёт о работе педагога – психолога реабилитационного. * 12 сен 2013. реабилитационного центра для несовершеннолетних. Творческий отчёт воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Должностная инструкция педагога-психолога.Рекомендации Рекомендации по проектированию социально. * Государственное учреждение Социально-реабилитационный центр для. социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним. Аттестация отдельных групп специалистов и руководителей. * отделение экстренной психологической помощи граждан пожилого возраста;. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Сделать в формате должностной инструкции (или схемы действий, алгоритма). Дубровина И.В. Психологическая реабилитация детей и. * Социально-психологическая помощь детям, проживающим в пострадавших от Чернобыльской аварии районах детский реабилитационный центр: структура и содержание. Должностная инструкция детского практического психолога. Программа профилактики школьной дезадаптации подростков и. Бланки: Должностная инструкция педагога-психолога. * Бланки: Должностная инструкция педагога-психолога учреждения образования. профориентации, занятости учащихся (воспитанников) и их социальной защиты;. реабилитационной, консультативной психологической помощи; 2.3. участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся. IX. ПРИЛОЖЕНИЯ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО. * Он быстро освоил все обязанности и отлично выполнял их. Иметь соответствующее образование; знать основы психологии личности, обладать знаниями в. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Читать * Центром временного содержания для несовершеннолетних. в учреждения социальной реабилитации – 7 подростков;. ГСУ СО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних. разработать типовые должностные инструкции психолога и старшего оперуполномоченного ЦВСНП;.Положение о стационарном отделении (социальная гостиница) * «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР. должностные инструкции сотрудников отделения;. оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным. Документы, сопровождающие деятельность школьных и. *. 2007 - 2010 гг». © АНО «Центр социально-психологической помощи населению». «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Перми»). Должностные инструкции руководителей служб, специалистов,.Специфика работы психологической службы "Центра. * I. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних. для обеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных. В обязанности психолога «Центра социальной помощи семье и детям» входят также:.ГКУ «Социально-реабилитационный центр для. * ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Маячок». работы в целях устранения различных психологических факторов и причин. Утверждение должностной инструкции Директора ЦЕНТРА. 7.3. 5.Нормативные документы, регламентирующие работу учителя. * У психолога 36 (18 методических), 18 часов - с детьми, с группами, с родителями. Работаю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Например,в реабилитационном центре специализированном с. и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Полезная книжка (выпуск № 2) * в состав которых входят специалисты: Центра социальной помощи семье и. социально-педагогической и социально-психологической поддержки их направлена. для детей – Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних. С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(на).Порядок и условия предоставления социальных услуг. * Социальная реабилитация – это система мероприятий, направленных на. «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и. с должностной инструкцией и индивидуальной программой социальной реабилитации;. оказание психологической помощи, том числе беседы, общение. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ * Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на. Заведующий социально-реабилитационным центром принимается и. психологической реабилитации инвалидам с учетом требований

Скорость: 9662 Kb/s

Специфика работы психолога в условиях учреждения социальной защиты населения

Специфика работы психолога в условиях учреждения социальной защиты населения

1. Характеристика учреждения

2. Специфика работы психолога в условиях учреждения социального обслуживания

Список использованных источников

Практическое обучение - важная часть профессиональной подготовки будущего специалиста.

Тема практики: Специфика работы психолога в условиях учреждения социальной защиты населения.

Дата начала и продолжительность практики: с 17.01 по 30.01.2012 г.

Практика проходила в Краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» Управления социальной защиты населения (КГБУ СО СРЦН «Зеленогорский») г. Зеленогорска Красноярского края, в качестве помощника педагога-психолога.

1. Познакомиться со спецификой организации психологической службы в учреждении для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

2. Применение теоретических знаний, навыков и способностей, полученных в ходе обучения, на практике.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с персоналом учреждения;

- знакомство с работой психолога в данном учреждении, с его функциональными обязанностями, планом и условиями работы, документацией;

- изучение основных направлений деятельности психолога;

- знакомство с современными методами работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения;

- помощь педагогу-психологу в осуществлении работы по психологическому просвещению, профилактике, диагностике, консультированию в соответствии с его планом.

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» (Центр) находится по адресу Красноярский край, город Зеленогорск, ул. Комсомольская 32Б.

Целями деятельности центра являются - реализация государственной семейной политики, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении и детей-сирот.

Центр осуществляет следующие виды деятельности:

- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в социальной помощи;

- принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказывает помощь в восстановлении социального статуса по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

- оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

- внедряет в практику новые формы и методы работы с дезадаптированными несовершеннолетними и их семьями;

- разрабатывает и реализует индивидуальные программы и тренинги социальной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

- проводит индивидуальную профилактическую работу с семьей, как основным институтом социализации детей и подростков, в первую очередь - с семьями, находящимися в социально опасном положении;

- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

- содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В Центре есть все необходимое для комфортного проживания, развития, социализации детей и подростков. В Центре действуют отделения:

- Отделение социально-правовой помощи.

- Отделение социально-педагогической диагностики и реабилитации.

Принцип формирования группы - разновозрастные. Дети обучаются в обычной школе. Занятия с детьми дошкольного возраста проводят воспитатели Центра. Профессиональные специалисты создают благоприятный микроклимат для воспитанников. Состав Центра насчитывает более 30 работников. Основу коллектива составляют педагоги со стажем работы от 20 до 30 лет. Качественный состав кадров в табл. 1.

психологическая служба социальное учреждение

Таблица 1 - Кадровый состав Центра

Специалисты Центра: педагоги, психологи, воспитатели, юристы и др. тесно общаются с семьей и школой, взаимодействуют со всеми службами города, от кого зависит судьба детей. Специалисты Центра постоянно совершенствуют свои знания через курсы повышения квалификации, активно участвуют в разнообразных тренингах и семинарах, осваивают новые технологии и внедряют их в жизнь.

2. Специфика работы психолога в условиях учреждения социального обслуживания В современном мире профессия психолога становится все более и более востребованной. Работа психолога в системе социальной помощи - это очень сложная миссия. Здесь важны многие качества человека как личности и как специалиста в области психологии. В органы социальной защиты входит много учреждений, мы рассмотрим работу психолога в таком учреждении как Центр социальной помощи семье и детям. В КГБУ СО СРЦН «Зеленогорский» работают психологическая служба, в которую входят: 2 специалиста-психолога и 2 социальных педагога. Центр призван оказывать социальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству.

Организационно-методической формой деятельности отделения социальной реабилитации является социально-медико-психолого-педагогический консилиум (СМППК). Основные задачи СМППК:

- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического обследования;

- координация деятельности разных специалистов Центра;

- выбор оптимальных для социальной реабилитации ребенка коррекционно-развивающих программ;

- мониторинг развития несовершеннолетнего в воспитательной группе;

- определение эффективности проведенной реабилитационной работы и корректировка дальнейшей.

Принцип формирования группы: Группы разновозрастные.

Обучение детей: Дети обучаются в обычной школе.

Лечение детей: В учреждении оказывается первая и специализированная медицинская помощь. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, осуществляет деятельность согласно лицензии.

Летний отдых: Летом дети отдыхают в санаториях, оздоровительных лагерях, в учреждении проводится оздоровление по программе «Будь, здоров!».

Общение детей: Общаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами учреждения, переписываются с родственниками и друзьями. Для них организуют поездки и экскурсии. Несовершеннолетние участвуют в выставках детского творчества, районных праздниках.

В период пребывания в Центре дети и подростки зачисляются на полное государственное обеспечение (обеспечиваются продуктами питания, медикаментами по нормам, одеждой и обувью).

Должность педагога-психолога при работе с детьми в учреждении социального обслуживания одна из самых важных.

Организационно-методическое обеспечение работы педагога-психолога:

- должностные инструкции педагога-психолога в учреждении (Приложение 1).

- рабочая документация педагога-психолога (Приложение 2).

Деятельность всех специалистов Центра по комплексной реализации индивидуального плана реабилитации каждого ребенка и его семьи осуществляется на основе «Комплексной программы социальной реабилитации», состоящей из подпрограмм.

Работа психолога в Центре многогранна, требует индивидуального подхода к работе с различными категориями семей и детей. Планы работы педагога-психолога в Приложении 3.

Итак, ребенок, поступивший в Центр, получает медицинскую психологическую, педагогическую поддержку:

- проводит социальное диагностирование с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществляет контроль за их реализацией, обеспечивает защиту законных прав и интересов несовершеннолетних;

- обеспечивает реализацию программ социальной реабилитации несовершеннолетних;

- оказывает содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении образования и специальности;

- оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь;

- разрабатывает индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних.

Медицинская реабилитация является составной частью общей реабилитации. На каждого ребенка заведена медицинская карта, куда внесены данные анамнеза, данные медицинского осмотра, результаты обследования, также записи консультаций специалистов, намечен план получения квалифицированной медицинской помощи, профилактических и реабилитационных мероприятий.

Психологическая реабилитация. С поступившими воспитанниками проводится углубленная психологическая диагностика, с целью изучения их личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения. По результатам диагностики, дети, имеющие психологические проблемы, включаются в коррекционные группы. Специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками « Я уверен в себе», «Победи свой страх», «Я сильный, помогаю слабым», « Я все смогу», «Веселые придумщики», «Психологический КВН». Все занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня. Для детей разработаны программы индивидуальной профилактической работы:

- Программа коррекции эмоционально-волевой сферы;

- Программа развивающих занятий на этапе первичной психологической адаптации воспитанников Центра в первом классе «Первый раз в первый класс»;

- Программа коррекции познавательных процессов;

- Программа групповых занятий по психогимнастике для дошкольников и младших школьников и др.

Психологическая реабилитация также осуществляется через кабинет психологической разгрузки. В работе используются сеансы релаксации, музыкотерапия, сказкотерапия, используются элементы игротерапии и арттерапии.

Основные направления индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками: коррекция эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, личностных особенностей.

Воспитанники центра, достигшие школьного возраста обучаются по программе общеобразовательной средней школы. Социально-педагогическая реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи, различных видов деятельности подростков, поддержку детского движения, его развития. Разработаны индивидуальные коррекционные и развивающие программы, направленные на формирование математических, временных, зрительно-пространственных представлений, развитие графических навыков. Социальные педагоги, совместно с психологом и воспитателями, разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие занятия по следующим направлениям:

1.Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.

2.Формирование навыков общения.

3.Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

4.Формирование антинаркотического и антиалкогольного поведения.

5.Интеллектуальное развитие несовершеннолетних.

6.Нравственно-патриотическое воспитание детей.

7.Формирование навыков экологической культуры.

8. Формирование эстетической культуры.

В Центре работает отделение социально-правовой помощи, с которым тесно работают психологи Центра для защиты прав и законных интересов воспитанников; для оказания содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, проживающих в учреждении, в семью, интернатное учреждение, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.д.; для организации социально-психологической, педагогической, правовой подготовки к приему в семью несовершеннолетних; для подготовки документов с целью передачи в семью несовершеннолетних.

Сложный процесс проведения индивидуальной работы с семьями группы риска решается за счёт межведомственной координации, предполагающий консолидацию сил и ресурсов всех учреждений и органов системы профилактики беспризорности и безнадзорности. С родителями поступивших воспитанников проводится психологическая диагностика, оформлены карты психологической реабилитации семьи. На протяжении всего периода с родителями психологом Центра систематически проводятся индивидуальные беседы, консультации, тренинги, направленные на повышение их психологических знаний и культуры, на развитие способности к эмпатии, пониманию состояния и интересов ребенка, способности к предотвращению и разрешению возникших конфликтных ситуаций (Приложение 4).

На каждую семью заводится индивидуальное дело по работе с семьей. В него входят следующие документы: план работы (Приложение 5), социальный паспорт семьи; договор с семьей; индивидуальная реабилитационная программа семьи; карта реабилитации семьи, в которой отражается вся реабилитационная работа; акты обследования семьи (Приложение 6).

В учреждении действует психолого-медико-педагогический консилиум, решающий в комплексе проблемы конкретной семьи. Таким образом, каждый специалист имеет возможность использовать для оказания помощи семье не только потенциал учреждения, но и возможности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Итоги мониторинга по изучению вопроса охвата детей, находящихся в социально опасном положении, систематическими видами занятости во внеурочное время в Приложении 7.

В Центре работает «Консультативный пункт», который создан с целью снижения психологического дискомфорта, формирования атмосферы психологической и правовой защищенности населения. Основными направлениями деятельности являются:

- психологические консультации по вопросам семьи и детства;

- решение проблем воспитания и обучения детей;

- решение личностных проблем;

- социально-правовая помощь в решении кризисной ситуации и др.

Кроме того, «Телефон доверия»» решает следующие задачи:

- обеспечение доступности своевременной педагогической, психологической и социальной помощи по телефону;

- помощь в мобилизации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

- снятие первых психологических последствий насилия у пострадавшего;

- осуществление консультативной социально-правовой помощи в разрешении кризисной ситуации и др.;

Вместе с тем обратившиеся по «Телефону доверия», имеют возможность получить консультативную поддержку. Помощь осуществляется специалистами Центра в рабочие дни с 14 до 16 часов 30 минут в рабочие дни.

Таким образом, психолог в условиях данного учреждения принимает активное участие в работе организации, направленной на обеспечение всестороннего личностного и психического развития детей. С помощью психодиагностики, психопрофилактики, психолого-педагогической коррекции, консультирования психолог оказывает помощь детям и их родителям, а также педагогам и воспитателям в решении вопросов воспитания и развития детей. Работа психолога заключается и в помощи в проведении различных мероприятий, в подборе и проведении различных методик, разрешении конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы.

Я проходила практику в КГБУ СО СРЦН «Зеленогорский» г. Зеленогорска Красноярского края в качестве помощника педагога-психолога. Сложный характер проблем детей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требуют особого принципа организации работы с данными категориями населения. За время прохождения практики узнала специфику деятельности психолога в условиях данного учреждения, его обязанности, основные функции, а также специфику работы психологической службы в Центре. Ознакомилась с основными направлениями деятельности педагога-психолога по работе с несовершеннолетними детьми их семьями, с необходимой документацией; с планом работы педагога-психолога.

Здесь психологи проводят с детьми или взрослыми (родителями) первичную работу, определяя психологическое состояние ребенка. Деятельность психологов в Центре направлена на: разрешение трудной жизненной ситуации в семье, предупреждение и устранение конфликтов, отчуждения в отношениях родителей и детей, профилактику здорового климата в семье; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; содействие органам опеки и попечительства в устройстве этих детей на патронажное воспитание в семью, защите их прав и интересов, в профилактик социального устройства, воссоединении воспитанников с родителями.

В Центре проводятся как индивидуальные, так и групповые виды работы (консультации, тренинги, уроки, беседы и пр.). В процессе психологической практики в мои обязанности входила помощь в подготовке и проведении консультаций, коррекционных занятий с детьми, помощь в подборе литературы для проведения лекций. Проводила также работу по психологическому просвещению родителей. На заключительном этапе я оформила отчетную документацию. Все намеченные задачи были выполнены. В процессе прохождения практики иногда возникали вопросы, которые быстро разрешались с помощью специалистов Центра.

Список использованных источников

1. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. Сборник. - М. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2010. - 49 с.

2. Консультационно-методический ресурс Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socialforum.ru, свободный.

3. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» Управление социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Зеленогорска. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.szn72.ru/ content/soc/336/, свободный.

4. Мониторинг воспитательно-реабилитационного процесса: методические рекомендации / сост. Ю.Ю.Бочарова, Т.А.Хацкевич. - Красноярск, КГУ СОН «КСРЦН», 2008. - 72 с.

5. Социальная поддержка семей с детьми в Красноярском крае / Сборник нормативных правовых актов. - Красноярск: ООО ИПЦ «КАСС», 2008. - 52 с.

Приложение 1. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания

Требования к психологу

Иметь соответствующее образование: знать основы психологии личности, обладать знаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психотерапии, психопрофилактики. консультативной психологии, профориентационной работы; знать методы социально-психопогаческого обслуживания населения; знать основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации в области социальной защиты населения.

Обеспечивать психологическую защищенность клиентов учреждения, предоставлять им социально-психологические услуги в соответствии со своей специализацией.

Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт клиентов учреждения:

а) формировать психологическую культуру клиентов учреждения в сфере межличностного, семейного, родительского общения;

б) осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психологическую помощь в преодолении конфликтов;

в) оказывать психологическую помощь клиентам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в мобилизации творческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов людей для выхода из кризисного состояния;

г) проводить профилактическую исследовательскую и методическую работу в области психологии;

д) использовать в своей работе научные методы и технологии психологической диагностики, анализа, консультирования и коррекции;

е) соблюдать принципы и нормы профессиональной этики;

ж) проводить психодиагностику различного профиля и назначения и психологическое консультирование.

Участвовать в проводимой учреждением реабилитационной деятельности.

Участвовать в деятельности по психологической реабилитации и супервизорской поддержке работников учреждения.

Приложение2. Документация для деятельности педагога-психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Международные: Конвенция ООН о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании»;

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;

Приказ № 463/1268 от 31.08.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждения образования РФ»;

Приказ МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.1995 г. «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационной категории…», приложение (Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников образования…»;

Постановление правительства РФ от13.09.94 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений»;

Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;

Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;

Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России;

Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Региональные: Закон «О защите прав ребенка в Красноярского края»; Положение о службе практической психологи образования Красноярского края; Положение о Центре службы практической психологии образования Красноярского края; Статус практического психолога образования Красноярского края; Требования к оформлению кабинета педагога-психолога; Обязательные формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

Документация психолога, обеспечивающия содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации психолога относятся:

Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

Карта психического развития ребенка - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

В организационно-методическую документацию входят: Хронометраж рабочего времени практического психолога. График работы. Годовой план работы. Дифференцированный план работы на месяц. Бланки психологических запросов.

Журналы учета видов работы:- диагностика;- консультирование; - развивающая и коррекционная работа (индивидуальная); - развивающая и коррекционная работа (групповая); - просветительская работа; - организационно-методическая работа; - экспертная работа.

Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

Альбом диагностических методик.

Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

КОМПЛЕКТ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, рекомендовано использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:

- План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1).

- План работы на месяц (Форма № 2), рабочую неделю (Форма № 2 А)

- Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)

- Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж): Диагностика (А); Консультирование (Б); Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В); Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г); Просветительская работа (Д); Организационно-методическая работа (Е); Экспертная работа (Ж).

- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 вариант 1 и вариант 2). Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 А).

- Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А - Г).

- Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7).

- Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8).

- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9).

- Требования к авторским программам (Форма № 10).

- Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

- Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.

- Сводные таблицы по скринингу.

- Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.

- Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.

- Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).

- Запрос в районную детскую поликлинику.

- Выписка из медицинской карты (Форма № 13).

- Форма регистрации применяемых диагностических методик (Форма № 14).

- Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).

- Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с родителями (Форма № 16).

Приложение 3.Годовой план работы педагога-психолога

КГБУ СО СРЦН «Зеленогорский »

Тренинг с воспитателями

Цель: понимание и принятие другого человека с его системой ценностей.

На первую букву своего имени назвать себя каким-либо прилагательным.

2. Тест «Дом моей мечты».

«Представьте дом своей мечты, вы заходите в него и видите перед собой лестницу. Куда она ведет: наверх или вниз? Она освещена или нет? Какое место в вашем доме самое грязное? (туалет, ванная, коридор, кухня).

Интерпретация: лестница - это жизненная цель; освещение - насколько она видна, осознанна, либо насколько она тревожит; чистое место - нет проблем; грязное место - есть проблемы; туалет - деньги, ванна - здоровье, коридор - друзья, близкие, коллеги, т.е. окружение, кухня - семья.

Обсуждение: Были ли такие ответы, что есть проблемы в семейном окружении или в общении с окружающими?

Как вы думаете, почему они возникают?

Вы правы, нам бывает трудно принять позицию другого человека, его взгляды, жизненные убеждения.

3. Упражнение: «Подстройка».

Инструкция. Выберите того человека, с которым вы хотели бы работать в паре. Определите: кто будет номер 1, а кто - 2. Номер один танцует под музыку как хочет, а второй - подстраивается, копирует движения первого. Танец в паре, смена три раза.

Обсуждение: Что было легко? трудно? Что хотели сделать, поменять, как справились с желанием?

Разбейтесь на тройки. Первый с открытыми глазами - ведет, остальные с закрытыми - следуете за паровозом.

Обсуждение: Какое место в паровозе вам понравилось занимать больше всего?

На каком месте чувствовали себя некомфортно и почему?

Какие чувства вы испытывали и что вам хотелось сделать (что делали)?

Что помогло вам справиться со своим состоянием?

В жизни возникают ситуации, в которых нам приходится вести себя иначе, по-другому, не привычно, не так, как мы привыкли себя вести. Эти ситуации вызывают дискомфорт. Как поступать в таких ситуациях? Самый легкий способ - убегать от таких ситуаций. Как долго мы можем бегать? Другой способ - принять ситуацию и подумать, как действовать в ней, попробовать новый способ поведения, поэкспериментировать.

Сейчас вы можете попробовать себя в разных ролях, заметьте - что вы чувствуете и что помогает вам эту роль выполнять (пережить это состояние).

Упражнение: «Ведущий - ведомый».

Танцуют в паре, держась за руки и смотреть глаза в глаза. Один ведет, другой подстраивается. Интуитивно меняться ролями.

Прогон с двумя парами.

Обсуждение: Что сложно? Легко?

Как чувствовали, что вам отдают или забирают инициативу?

Хотели ли забирать, отдавать инициативу?

Какие новые эмоции, ощущения испытали, играя незнакомую вам роль?

Инструкция вы единый организм. Вам важно сохранить его целостность. Под музыку вы двигаетесь так, как вам хочется, идете, куда хочется, сохраняя при этом целый единый организм.

Обсуждение: Удалось группе выполнить задание?

Что помогло? Мешало?

Что чувствовали, когда приходилось делать то, что делали? Не то, что хотели? Когда заставляли возвращаться на свое место? Идти со всеми?

Что было лично для вас открытием? Что поняли для себя? Какие новые ощущения испытали?

Пытались ли вы понять, почему человек в связке ведет себя именно так?

Какую роль вы брали на себя в связке: управления или подчинения?

Иногда мы играем одновременно две роли: ведущую и ведомую. Насколько это комфортно или некомфортно и как справляться в такой ситуации?

Когда другие люди ведут себя по-другому, не так как нам хочется, раздражает ли это нас? Как часто мы встаем на их позицию и пытаемся понять, зачем они так себя ведут, не критикуя их поступки. Какие эмоции владеют нами или мы ими?

Иногда бывает полезнее понять и принять другого человека, чем давить на него и устанавливать свои правила. С чего начинается принятие другого человека? Чтобы принять другого человека, нужно принимать себя. Сделаем это.

Упражнение: «Я такая».

Вспомните все, что вы сегодня делали в кругу. Какие вы испытывали чувства сначала, потом, сейчас. Вспомните, что для вас было знакомым, что - открытием, что было значимым? Поделитесь с нами.

Дата занятия _____________

1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало быть включенным в занятие: ____________________________________________________

2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: __________________________________________________

3. Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие: ________________________________________

4. Твои замечания и пожелания ведущим (по содержанию, по форме занятия и т.п.):

Тренинг с родителями

Тренинг проходил два дня в селе Орловка. На нем присутствовали семьи зарегистрированные в Центре.

Цель тренинга: раскрытие внутренних ресурсов, их активизация и оптимизация.

Цель: знакомство с новой формой работы, раскрепощение, сплочение, поиск и раскрытие внутренних ресурсов.

Приветствие. В парах - презентация друг друга. -Как зовут? -Любимое блюдо? -Любимое дело? -Что во мне мне нравиться? (1 минута).

Обсуждение и принятие правил «Здесь и сейчас», «Уважение друг к другу».

Упражнение: «Круг удовлетворенности».

Инструкция: «Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности по пятибалльной шкале, 1 - меньше всего, 5 - больше всего). Соедините точки.

Обсуждение: Это колесо вашей жизни. Посмотрите, далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем куда-то уехать? Что мешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают? (Именно эти сферы мешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало ровное? Что вы можете для этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не хватает?).

Упражнение: «Меняются местами те, кто …»

Упражнение: «Точка опоры».

Инструкция: «у каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем, любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это «точкой опоры», ведь, действительно, эти качества помогают нам в трудную минуту. Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы составите список своих сильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены». Озвучивание в кругу своего списка. Группа дополняет список каждого участника.

Обсуждение: Что было легче: дополнять другого или определить свои черты? Не важно, трудно определять в себе или в другом сильные стороны, в любом случае, в каждом человеке есть ресурсы, которые помогают решать проблемы.

Инструкция: Выберите круг, в центре поставьте стул. Возьмите лист бумаги, подпишите его красиво, сделайте красивый узор и т.д. Это - непростой круг, а волшебный. Когда вы будите сидеть на этом листе - вспомните ситуации, когда вы были успешными, когда вы решили какие-то проблемы, вам удавалось достичь чего-то. (5 минут). Сейчас сложите лист конвертом и положите к себе в карман. Носите этот лист всегда с собой и, когда вам будет трудно, достаньте лист и посидите на нем.

Упражнение: «Лев». Участники садятся спиной в круг.

Инструкция: «Давайте поучимся у животных. Представьте себя сильной выносливой неуязвимой львицей или львом. Сядьте как это животное. Выпрямите спину. Сделайте осанку гордой и грациозной. Взгляд спокойный и уверенный. А теперь рыкните как львица. Громко. Еще раз. Как можно громче и увереннее заявите о себе».

Упражнение: «Я первый».

Инструкция: «У вас были ситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей деревни (а может даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например: первыми купили магнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили школу, водить автомобиль и т.д. Вспомните, что вы сделали первым» (5 минут).

Работа в парах: Поделиться друг с другом ситуациями. Были ли ситуации, которые были только у вас?

Работа в кругу: выявляются несколько индивидуальных ситуаций. «Вы были первыми! Молодцы! Здорово, что есть ситуации, когда вы можете крикнуть «Вау! У меня это получилось!» тогда, глядя на вас могут потянуться и другие, веря, что у них тоже получится.

Подведение итога: сегодня вы узнали, свои сильные стороны, вспомните ситуации, где вы были первыми, успешными. А зачем вам эти знания? Что дает вам уверенность? Зачем она вам нужна? Давайте вернемся к началу нашего занятия и посмотрим на то колесо, которое вы делали. Где вы поставили себе меньшую оценку? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?

Согласна, что не все зависит только от вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Завтра мы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы эти факторы вам помогали.

Цель: трансформация детских негативных переживаний в ресурсное состояние; постановка цели на ближайшее время; усиление и расширение внутренних ресурсов.

Приветствие. Здравствуйте, мы рады сегодня вас сегодня вас видеть. Мы начинаем 2-й день и хотели бы, что бы вы поделились своими впечатлениями о вчерашнем вечере и сегодняшнем утре. Что изменилось за это время? Как вы себя чувствуете?

Упражнение: «Машина стиральная».

Инструкция: Представьте себя в каком-либо образе. Все мы - волшебная стиральная машина, которая может постирать абсолютно все.

Обсуждение: Вы всех стирали одинаково? От чего зависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас стирали?

Инструкция: Выберите любое место в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас будет звучать музыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем я буду говорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать - плачьте.

Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили себя 5-6 - летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то, на кого-то сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитный человечек, который остался один на один со своими тревогами, обидами, проблемами. Вы зареванный и заплаканный стоите один и думаете - как несправедливо с вами поступили. Этот маленький ребенок чувствует нехватку любви и внимания, заботы мамы и папы. Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить по дому, пока не нашли тихий уютный уголок. Вы забрались в кресло…или на диван…может быть это кровать или…место под столом… вы удобно устроились, поджав ноги под себя или свернувшись калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, что этого маленького обиженного ребенка нежно гладит и прижимает к себе большой сильный взрослый. Это вы. Вы берете этого ребенка на руки, прижимаете к своей груди, успокаиваете его и говорите ему: «Какая ты замечательная девочка или замечательный мальчик, я так сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надо переживать. У нее все будет хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной и покинутой. Вы выполните это обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда не испытает тревогу, унижения, горечь, обиду, несправедливость. И будет чувствовать только радость, заботу, спокойствие, успех, уважение, защиту, счастье… С этого дня вы обещаете заботиться о нем, любить его, уважать, называть только хорошими словами, слышать его, понимать его. С этого момента этот ребенок чувствует только любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание, потому что рядом с ним всегда есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый… понимающий… любящий… Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность… надежность… стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеете любые преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.

Инструкция: Сейчас молча, не разговаривая, садимся, берем кисточку, краски, бумагу и рисуем. Рисунок может быть любым, по вашему желанию.

Инструкция: Посмотрите на рисунок, который перед вами. Каким представляется вам человек, который это нарисовал? Напишите, что думаете об этом человеке.

Далее участники зачитывают свои характеристики.

Сейчас, я хочу, чтобы вы прочитали то, что написали не вслух, для себя. И подумайте, что из написанного напоминает вас.

В каждом человеке мы видим те качества, которые есть в нас самих. Они нам могут нравиться или нет, но они есть. И когда мы обращаемся за помощью к другому, мы думаем, что он нам может помочь. Когда вы ищите помощи или поддержки у других, теперь вы знаете, что можете обратиться к себе, потому что вы - взрослый, сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.

Инструкция: все стоят в кругу. Ведущий щелкает пальцами - остальные присоединяются, строго по очереди. Далее идут другие движения (хлопки по плечам, хлопки по коленям, хлопки по плечам, щелканье пальцами, умолчание).

Упражнение: «Мои цели».

Инструкция: подумайте и пропишите цель (цели), которую вы хотели бы достичь в течении года. пяти лет,… десяти лет … (7 минут).

Выберите какую-либо цель, которую вы поставили себе на год. Пропишите ее более подробно: при помощи каких шагов вы можете ее достичь, пропишите также временные рамки для каждого шага (8 минут).

Инструкция: Каждый участник в кругу проговаривает: а) при помощи каких ресурсов он может достичь своей цели, что поможет (ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске),

б) что мешает достичь своей цели, как работать с тем, что мешает достижению (ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске).

Общее обсуждение: как устранить помехи, при помощи каких ресурсов можно достичь поставленную цель.

(ресурсы прописываются на доске)

Инструкция: у вас есть ровно одна минута для того, чтобы высказаться. Вы можете говорить о чем угодно, но у вас есть ровно одна минута.

Прощание. Пожать друг другу руки и сказать «Встретимся осенью!»

Тренинг с педагогами

Цель: Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и чувствам воспитанников. Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и профессиональной деятельности в целом, ориентирующих педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми.

Задачи: Знакомство с собой и своими личностными особенностями - ресурсами воспитания. Осмысление своих личностных интересов, ценностей. Нахождение путей реализации своих интересов в воспитательной работе с детьми.

Вступление: сейчас все педагоги увлекаются новыми технологиями, стараются их применять в своей работе. И это, безусловно, важно… Но именно личность педагога - это важнейший инструмент воспитания. Для того, чтобы ваши личностные особенности стали тем самым инструментом в воспитании, необходимо знать свои ресурсы (достоинства) и умело применять их. Педагогам, которые хотят познакомиться и принять свои личностные особенности, применить их в своей педагогической деятельности, адресован сегодняшний тренинг

«Призвание - педагог». Игра-приветствие: Разделить участников на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые - внешним. Первые номера остаются на месте, вторые - передвигаются по часовой стрелке после каждой фразы стихотворения-приветствия и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! - Здороваются за руку. Как ты тут! - Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? - Дергают за ушко друг друга. Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! - Разводят руки в стороны. Хорошо! - Обнимаются.

Упражнение: «Грецкий орех». Высыпаются грецкие орехи (по числу участников) и предлагается каждому участнику взять себе один. «Рассмотрите внимательно свой орешек, изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные черточки, потрогайте его на ощупь, можете понюхать его». Затем орехи вновь собираются в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника: найти свой орех.

Обсуждение. - Кто как свой орех запомнил? - На что вы больше опирались: на тактильные ощущения, зрительные или может быть на что-то другое? Вывод: на первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что они очень разные и невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные и запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Упражнение: «Никто не знает, что я …».

Упражнение: Подчеркивание общности». Бросаю мяч и говорю участнику, что меня объединяет с этим человеком «Я думаю, нас с тобой объединяет …». Участник отвечает «Я согласен» или «Я подумаю»,если не согласен, и бросает мяч другому.