Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Приказа Об Исполнении Обязанностей Директора На Время Болезни img-1

Образец Приказа Об Исполнении Обязанностей Директора На Время Болезни

Рейтинг: 4.7/5.0 (1743 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Исполняющий обязанности приказ образец - Издание приказа - Каталог образцов - Бланки и образцы документов

Кто может подписывать приказы - дело-пресс
  • ЗС-КОНКУРС.РУ / view / Образец приказ о назначении исполняющим обязанности директора | Просмотров: 18404 | #80380

    ОПФ какая? ежели АО, то там быть может в ряде всевозможных случаев интеллигентен кратковременный ЕИО, раз ООО то нет и каким органом назначен, и какая формулировка? и содерржит ли указ, когда его издавал ЕИО требуемые возможности и реквизиты доверенности? ООО, гендиректор назначен совокупным собранием, возможности отнесены в указе как назначить ________ с предоставлением всех надлежащих возможностей образец приказ о назначении исполняющим обязанности директора. PARK\u00bb!", synopsis":" ". " CRAZY PARK. content":" 27 Bazelevs ". ", CRAZY PARK -. Назначить коммерческого директора Сидорова Сергея Сергеевича пока что выполняющим повинности гендиректора ООО Предприятие во время с 15 марта 2009 г: бланк резюме шаблон скачать. Вероятно ли устроить указ о возложении повинностей на период отпуска Перед.

  • Оформления выписки из устава в Примере 1. то отсутствующего руководителя можно. Об исполнении обязанностей генерального в связи с его .
  • 7 фев 2006 Например, если болеет и нет лица, которое на основании доверенности. Ли в таком случае участники его. Выданной доверенности + о временном исполнении ЕИО.
  • Нужно издать временно генерального. Карточки и порядок ее оформления утверждены Инструкцией .

    Когда уставом станет прикреплен таковой порядок выполнения повинностей гендиректора, то назначить выполняющим повинности недостающего управляющего станет возможно исключительно то должностное личико, которое предписано в уставе. Непосредственно в уставе организации фиксируется, какими правами наделен гендиректор и правление (коль скоро оно учтено). Исключение сочиняют указы по собственному составу, право подписи которых согласно с Трудовым кодексом РФ наверное отражено в локальных нормативных актах. R11. d3 2U d3 4U, d3 designer

    Основание составления приказа о временном исполнении обязанностей руководителя

    Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации (генеральный директор, директор, президент, председатель и т.п.) - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами, учредительными документами, локальными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

    При отсутствии руководителя организации на рабочем месте (например: в связи с отпуском, командировкой, болезнью, стажировкой и т.д.) должен быть назначен работник, временно исполняющий обязанности (И.О.) руководителя организации. И.О. руководителя организации несет ответственность за руководство всей организации.

    При назначении временного исполняющего обязанности руководителя следует опираться на нормы ст. 60.2 ТК РФ, из которой следует, что руководителю необходимо :

  • получить письменное согласие работника;
  • установить размер оплаты за временное исполнение дополнительной работы;
  • установить срок, в течение которого работник будет исполнять обязанности, их содержание и объем.

    Только руководитель организации или органы управления (например: общее собрание участников или акционеров и т.д.) вправе поручать работнику временно исполнять обязанности руководителя организации.

    Основанием для назначения работника временно исполняющим обязанности будет являться приказ.

    Содержание приказа о временном исполнении обязанностей директора (руководителя)

    Приказ о временном исполнении обязанностей директора не имеет унифицированной формы и составляется произвольно.

    Представленный образец приказа кроме основных реквизитов содержит следующие данные:

  • причина отсутствия директора на рабочем месте;
  • срок отсутствия;
  • сведение о директоре (ФИО, табельный номер, должность, структурное подразделение);
  • сведения о работнике, на которого возлагается ответственность временно исполнять обязанности директора (ФИО, табельный номер, должность, структурное подразделение);
  • срок временного исполнения обязанности директора;
  • размер доплаты;
  • и иные данные.

    Приказ о временном исполнении обязанностей директора подписывается руководителем организации.

    С приказом нужно ознакомить работника под роспись - в нижней части приказа работник должен расписаться и поставить дату ознакомления.

    Приказ о временном исполнении обязанностей директора регистрируется в журнале регистрации приказов и распоряжений по личному составу, и храниться в организации 75 лет .

    Образец - Приказ о назначении временно исполняющего обязанности директора (пример)

    1. Райко Григория Григорьевича, заместителя директора по коммерческим вопросам, назначить временно, на период отпуска Свиридова Н.О. исполняющим обязанности директора ООО Олимп в соответствии со статьей 67 Трудового кодекса Республики Беларусь.

    2. Предоставить Райко Г.Г. на период исполнения обязанностей директора ООО Олимп право подписи всех финансовых документов, а также бухгалтерской и налоговой отчетности.

    3. Установить Райко Г.Г. доплату в размере 50 % оклада по основной работе за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

    Приказ о назначении исполняющим обязанности другого сотрудника

    инженера по обеспечению и комплектованию

    от 09 ноября 2009 г. № ___

    В связи с очередным отпуском инженера по обеспечению и комплектованию Чернова Ф.И. с целью обеспечения предприятия бесперебойным снабжением материалом и выполнение задач, направленных на бесперебойную работу предприятия,

    1. Поручить заместителю директора по развитию Иванову А.И. на время отпуска Чернова Ф.И. ( с 09.11.2009 г. по 22.11.2009 г.) временно исполнять обязанности инженера по обеспечению и комплектованию с правами, предусмотренными для данной должности.

    3. Поручить инженеру по логистике Матвееву А.П. осуществлять содействие и помощь Иванову А.И. в осуществлении задач по обеспечению и комплектованию предприятия.

    4. Контроль исполнения приказа возлагаю на главного инженера Калину Е.Д.

    5. Довести содержание настоящего приказа до поименованных в нем сотрудников предприятия.

  • Другие статьи

    Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    nat, Вы не правы, с доплатой.
    Вот, гляньте Решение ВС

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 11 марта 2003 г. N КАС 03-25


    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
    председательствующего Федина А.И.,
    членов коллегии Ермилова В.М.
    и Толчеева Н.К.,
    с участием прокурора Федотовой А.В.


    рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2003 г. гражданское дело по заявлению Архангельской территориальной профсоюзной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в интересах физических лиц) о признании недействительными пп. "а" абзаца 3 и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
    Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И. объяснения представителя Министерства труда и социального развития РФ Ефремовой О.А. возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В. полагавшей решение суда подлежащим отмене, кассационная коллегия

    Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39 утверждено разъяснение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.12.86 N 521/30-18).
    В соответствии с пунктом 1 разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.
    Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии одновременно следующих условий:
    а) если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник.
    Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.
    Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Ермолиной Г.П. Плакидина В.Е. Познякова В.Е. Копенина С.А. Морева П.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными приведенных положений пункта 1 разъяснения в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, сославшись на то, что эти положения не соответствуют трудовому законодательству и ограничивают конституционное право работников - членов профсоюза на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
    Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
    В кассационной жалобе Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений нормативного акта федеральному закону.
    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.
    Согласно ст. 423 введенного с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ исходил из того, что оспоренные положения Разъяснения не противоречат Трудовому кодексу РФ.
    При этом в основу своего решения суд положил доводы представителя Министерства труда и социального развития РФ, заключающиеся в том, что должности штатного заместителя, помощника (при отсутствии должности заместителя) и главный инженер отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367 к должностям служащих.
    Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. И хотя Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались, однако это вызвано тем, что должностные обязанности этих работников, требование к знаниям и квалификации определяются на основании Тарифно-квалификационных характеристик по должности руководителя.
    При этом должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20% ниже оклада соответствующего руководителя (п. 3 Примечание к ЕТС).
    Поэтому, по мнению Верховного Суда РФ, в силу занимаемых должностей штатные заместители или помощники (при отсутствии должности заместителя), главный инженер (как являющийся по должности первым заместителем руководителя) без какой-либо доплаты обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие, исходя из квалификационных требований по должности, включающих такое заместительство в качестве основной трудовой функции.
    Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что оспоренные положения разъяснения не противоречат требованиям Трудового кодекса РФ.
    Однако с такими выводами суда Кассационная коллегия согласиться не может, так как они сделаны с неправильным применением норм материального права.
    Действительно, положения ст. 74 Трудового кодекса РФ, регулирующей вопрос о временном переводе на другую работу в случае производственной необходимости, и положения ст. 151 этого же Кодекса, регулирующей вопрос об оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, прямого отношения к рассматриваемому спору не имеют, если исходить из того, что в должностные обязанности указанных выше замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей этого работника.
    Однако принципиальное положение ст. 74 ТК РФ (имеющее определенное правовое значение и для рассматриваемого по настоящему делу случая) состоит в том, что оплата труда по фактически выполняемой работе при временном переводе на другую работу должна производиться за весь период такого перевода (до 1 месяца в течение календарного года).
    Аналогичное принципиальное положение относительно обязательного производства доплаты за совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы за весь период такого совмещения либо исполнения дополнительных обязанностей содержится и в ст. 151 ТК РФ.
    Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
    Оспоренные же положения разъяснения не соответствуют этим (изложенным выше) нормам трудового законодательства, поскольку допускают выплату заработной платы приведенным выше работникам за выполняемую работу в период отсутствия руководителя, в частности, не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда.
    Совершенно очевидно, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя), а также главным инженером работы в период отсутствия замещаемого работника намного выше, нежели в период, когда приведенные работники выполняют работу при работающем руководителе.
    Из материалов дела следует, что некоторые из заместителей руководителей выполняют работу в отсутствие руководителя в течение около 1 месяца в календарном году. Другие же заместители работают в отсутствие руководителей в течение длительного времени (до 8 месяцев в календарном году), однако в силу действия оспоренных положений разъяснения права на получение разницы в окладах в равной степени не имеют ни первая группа таких работников, ни вторая, что явно противоречит принципиальным положениям Трудового кодекса РФ о праве работника на получение заработной платы в соответствии не только со своей квалификацией, но и сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.
    Ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ на то, что, если руководитель отсутствует длительное (свыше 1 месяца) время, замещающему его работнику в действительности производится выплата разницы в окладах, не может быть учтена при разрешении настоящего спора, заключающегося в нормоконтроле при том, что в самих оспоренных положениях разъяснения ничего не говорится о необходимости такой выплаты в случае длительного замещения работником руководителя (более 1 мес. в календарном году).
    Как указано выше, в рассматриваемой редакции оспоренные положения разъяснения создают препятствия для реализации заместителям, длительное время замещающим отсутствующего руководителя, права на оплату труда в соответствии с его сложностью, а также с количеством и качеством выполняемой работы.
    Необоснованной является ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ и на то, что согласно пункту 3 Примечания к ЕТС, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 785 от 14 октября 1992 г. (приложение N 1), должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20% ниже оклада соответствующего руководителя, так как это правило признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 189 от 27 февраля 1995 г.
    Оспоренные положения разъяснения в существующей редакции противоречат и другим нормам закона.
    В самом разъяснении от 29 декабря 1965 г. N 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, и к работникам других организаций (коммерческих).
    В соответствии же со ст. 143 Трудового кодекса РФ Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы; тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единой тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
    Статьей 144 Трудового кодекса РФ за работодателем предусмотрено право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников; указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором и лишь в организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения доплат, надбавок, премий и других выплат устанавливаются Правительством РФ. В организациях же, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок и условия применения доплат устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
    Оспоренное ограничение в оплате труда работников, замещающих отсутствующего руководителя, в существующей в разъяснении редакции противоречит этим статьям ТК РФ.
    Противоречат оспоренные положения разъяснения в существующей редакции и ст. 145 Трудового кодекса РФ, согласно которой оплата труда руководителей, их заместителей в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления; размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей определяются по соглашению сторон трудового договора.
    Кроме того, представитель Минтруда России не представил суду в подтверждение довода об установлении штатным помощникам, заместителям и главным инженерам в случае выполнения ими обязанностей отсутствующего руководителя более высокого разряда по оплате труда и более высокой оплаты труда, и именно за выполнение ими обязанностей отсутствующего руководителя.
    По изложенным мотивам вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренных положений нормативного правового акта действующему трудовому законодательству и о том, что применение этих положений в существующей редакции не нарушает трудовые права и интересы работников, Кассационная коллегия считает ошибочным, сделанным в результате неправильного применения норм материального права.
    А поскольку нормативный акт в оспоренной его части противоречит закону и применение этого акта приводит к нарушению трудовых прав граждан, заявление профсоюзного органа подлежит удовлетворению.
    Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

    решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2002 года отменить.
    Вынести новое решение, которым признать не действующим со дня вынесения настоящего решения подпункт "а" (абзац 3) и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 (в редакции Постановления от 11.12.86 N 521/30-18) "О порядке оплаты временного заместительства" в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Виктор, ОГРОМНОЕ Вам спасибо!:)
    Сие событие прошло мимо меня как-то. Беда просто. Почти год с марта 2003 прошел!
    Спасибо.

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Коллеги, спасибо Вам за ответы.
    Тогда если написать в приказе "возложить обязанности директора на такого-то" как, например, в случае выдачи доверенности указывать его должность? Ведь нельзя написать вместо "Директор Иванов" (фактический) - "Диретор Петров" (на которого возложили обязанности?), нужно как-то указать, что Петров только на время замещает директора? И как это сделать, кроме как назвать его "исполняющим обязанности?

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    возложить обязанности с. по.

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Люба, в доверенности обычно пишется, кем она выдана. В доверенности от юр. лица пишется "Генеральный директор Иванов". Мой вопрос заключается в следующем: если возложить обязанности на Петрова, как его величать в доверенности, которую он будет выдавать вместо отсутствующего директора?

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Сергей, ну так и величать, как есть: главный инженер Петров, действующий на основании доверенности. ___ от "____" __________ 2003 г.

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Мне кажется, если у Вас АО или ООО, то существует еще одна коллизия - считаю, что директор не может своим приказом на кого-то возложить исполнение своих обязанностей, т.к. формирование исполнительных органов - прерогатива общего собрания или совета директоров

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Nat,
    речь идет не о передаче полномочий по доверенности, а о назначении приказом "исполняющим обязанности".
    Den, а как же тогда быть во время командировки директора?

    Re: Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Данную проблему еще не обдумывал. Сходу могу предложить указывать в решении об избрании директора лицо его заменяющее (во время командировок, отпуска, болезни. ). Но как объявлять такие периоды и нужно ли. )

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Den, вы имеете ввиду, что можно назначить заместителя директора по должности? Это было бы идеальным вариантом, но у нас, к сожалению, не предусмотрены заместители.
    А объявлять периоды нахождения в командировке и в отпуске, конечно, нужно - директор издает приказ сам для себя, как и для остальных сотрудников при направлении их в командировку.

    Re: Re: Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    В трудовом праве запрета издания такого рода приказов я не нашел, но с точки зрения гражданского права (п. 3 ст. 182 ГК РФ) и здравого смысла меня смущают формулировки (отправить себя туда, приказываю себе сделать то. ). Понимаю, что это не правовые аргументы.

    Re: Приказ о назначении исполняющим обязанности

    Ден, 182 здесь не лезет. )
    В трудовом генерал издает такие приказы.
    В банках у нас, например, вообще требуют именно приказ о вступлении генерального в должность, протокола ОСУ им, видите ли, недостаточно. )
    Вот и рисуем.
    Приказы такие об отпусках и командировках считаю правомерными. Просто руководитель и работник в данном случае совпадают в одном лице.
    Стараемся со здравым смыслом сформулировать. ) Типа: на прериод нахождения меня, Иванова И.И. в отпуске возложить обязанности на Сидорова С.С.
    С выдачей соответствующей доверенности.
    Сергей, в любом случае, помимо приказа, необходима доверенность на временного заместителя.
    Ибо руководитель - единственное лицо, которое может без доверенности, заключать, например, сделки. Приказа мало. Или приказ должен соответствовать всем требованиям ГК для оформления доверенности (ст. 185 ГК), т.к. формы "письменного уполномочия" ГК не устанавливает. Вполне м/б и приказ.

    Извините, у вас недостаточно прав для того, чтобы создавать темы или отвечать на этом форуме.

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2016.

    Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

    Исполняющий обязанности директора: правила игры

    Исполняющий обязанности директора: правила игры

    "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 10

    Исполняющий обязанности директора: правила игры

    Юристам компаний, организаций, предприятий, равно как и сотрудникам кадровых служб, часто приходится сталкиваться с различного рода документами, такими как приказы, договоры, распоряжения, которые могут быть подписаны лицом, указывающим должность как "исполняющий обязанности директора". О правовых нюансах и тонкостях передачи полномочий руководителя рассказывает данный материал.

    Назначение на должность

    Для правильного понимания статуса "исполняющий обязанности директора" мы обратимся к законодательству, регулирующему отношения такой наиболее распространенной организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, и начнем рассмотрение с момента назначения участниками общества гражданина на должность директора.

    Назначение на должность директора общества оформляется в соответствии с гражданским и трудовым законодательством. Согласно ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится вопрос о назначении единоличного исполнительного органа общества - директора. На основании решения общего собрания с кандидатом заключается трудовой договор, который в себе может содержать и нормы гражданского законодательства. Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" директор может выполнять следующие функции:

    1) без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы и совершать сделки;

    2) выдавать доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

    3) издавать приказы о назначении на должности, переводах и увольнениях работников общества, а также применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания;

    4) осуществлять иные полномочия, которые не отнесены к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества уставом общества и действующим законодательством.

    В трудовом же законодательстве нормы, регулирующие трудовые взаимоотношения с руководителями организаций, содержатся в гл. 43 ТК РФ.

    Вступление в должность

    Далее на практике вновь назначенный директор издает по обществу приказ, в котором указывает, что приступает к исполнению обязанностей директора общества.

    После этого директор общества на основании устава общества может без доверенности от имени общества вступать в различные взаимоотношения с третьими лицами. В частности, в банковских учреждениях оформляется его право на распоряжение расчетным счетом общества. Приступив к работе, директор общества может выдать другим работникам доверенности на право осуществления тех или иных функций от имени общества, издавать приказы (распоряжения), совершать любые действия, необходимые при управлении обществом в соответствии с уставом.

    Теперь перейдем непосредственно к должности "исполняющий обязанности директора" и определим, кто же обладает полномочиями назначения на эту должность:

    1) действующий директор общества;

    2) общее собрание участников общества;

    3) арбитражный суд.

    Руководитель назначает исполняющего обязанности

    Действующий директор может возложить выполнение своих функций на период своего отпуска или командировки. А также на период болезни, когда это заранее можно предусмотреть, например при направлении на плановую операцию в лечебное учреждение.

    В случае если директор идет в отпуск, то он своим приказом по обществу назначает "исполняющего обязанности директора" с указанием конкретных дат. Обычно исполнение обязанностей возлагается на одного из заместителей директора. Исполнение работником обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своих основных обязанностей допускается для замещения работника, за которым сохраняется место работы (должность), например, на время командировки, отпуска. Если внутри общества для работников достаточно приказа о назначении "исполняющего обязанности директора" для выполнения указаний, распоряжений исполняющего обязанности, то во взаимоотношениях с третьими лицами данного документа недостаточно. При представлении интересов общества в переговорах, при заключении сделок и т.п. у "исполняющего обязанности директора" в обязательном порядке должна быть в наличии доверенность, предоставляющая ему такие полномочия. Вступать в переговоры с третьими лицами без доверенности, а только лишь на основании приказа директора о назначении и устава общества, в котором отсутствуют специальные нормы, регулирующие назначение на должность исполняющего обязанности директора, с юридической точки зрения бесполезно, так как такое лицо не наделено необходимыми правами. Если все же допустить такую ситуацию, то фактически получается, что действующий директор подменяет своим приказом решение высшего органа управления общества - общего собрания.

    К сожалению, в судебной практике можно найти решения, где суд считает достаточным только одного приказа единоличного исполнительного органа о назначении на должность исполняющего обязанности директора.

    Пример. В Постановлении ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5 указано следующее:

    "Судом апелляционной инстанции верно указано, что издание единоличным исполнительным органом акта о назначении временно исполняющего обязанности (приказ от 20.02.2006 N 142, приказ от 28.08.2006 N 797-к) является достаточным основанием для передачи временно исполняющему обязанности полномочий единоличного исполнительного органа, включая право на расторжение договора".

    Работник, назначенный исполняющим обязанности директора, не может действовать без доверенности от имени общества, только на основании приказа, при отсутствии специальных норм в уставе общества. По статистике более 90% уставов обществ, прошедших через юридическую службу, как правило, не имеют специальных норм, регламентирующих назначение исполняющего обязанности. Суд в ряде случаев может усмотреть необходимость в проверке регламентации отношений по передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества.

    Пример. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2001 N КГ-А40/3573-01 суд кассационной инстанции указал нижестоящим судебным инстанциям на необходимость ознакомиться и исследовать устав общества, посчитав недостаточным наличие в материалах дела только приказа о назначении исполняющего обязанности. Согласно позиции суда устав необходим для того, чтобы сделать вывод о соблюдении законного порядка возложения обязанностей генерального директора.

    Решение собрания участников общества

    Общее собрание участников общества своим решением может возложить функции директора на другое лицо на период неожиданной (внезапной) болезни действующего директора. Также на практике часты ситуации, когда на должность директора назначают исполняющего обязанности в случае, если должность директора вакантна, но конкретная кандидатура еще не утверждена. Причем назначают на вакантную должность директора, "исполняющего обязанности", как штатного работника общества, так и гражданина, приглашенного со стороны.

    Для общества может возникнуть проблема, когда директор общества неожиданно заболевает (временная нетрудоспособность может быть длительной). В этом случае он не может издать приказ об исполняющем обязанности. Если у общества имеется только один участник, то вопрос о назначении исполняющего обязанности директора может быть решен довольно быстро. Участник общества своим решением назначает исполняющего обязанности на период временной нетрудоспособности директора. При наличии в обществе нескольких участников вопрос о назначении исполняющего обязанности может затянуться в связи с тем, что необходимо провести внеочередное общее собрание участников, на котором и будет решен данный вопрос. Процедура проведения внеочередного собрания, установленная Федеральным законом 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", может занять длительное время. Отсутствие директора может негативно сказаться на деятельности общества.

    Примечание. Полномочиями по назначению на должность и.о. директора обладают: действующий директор общества, общее собрание участников общества, арбитражный суд.

    Что же касается назначения исполняющего обязанности на вакантную должность директора, то в соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 N 820/39 (с изм. от 11.03.2003), назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Соответственно, назначение участниками общества на вакантную должность директора исполняющего обязанности директора будет нарушением норм трудового права. На практике при возникновении конфликтной ситуации суд, как правило, встает на сторону работника, назначенного исполнять обязанности директора по вакантной должности, и признает его полноценным директором общества.

    Когда в решение вопроса вступает суд

    Арбитражный суд может назначить на должность исполняющего обязанности директора в рамках дела о банкротстве, при непредставлении учредителями (участниками) новой кандидатуры на должность директора.

    Случай назначения арбитражным судом исполняющего обязанности руководителя (директора) является исключительным и регулируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Процедура назначения исполняющего обязанности регламентирована в п. 4 ст. 69 вышеуказанного Федерального закона. В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя (директора) должника и при непредставлении учредителями (участниками) должника кандидатуры руководителя должника возлагает обязанности руководителя на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.

    Факт представления учредителями (участниками) кандидатуры на должность руководителя должника и утверждения ее судом означает, что в обществе назначен новый руководитель (директор) вместо отстраненного.

    Здесь необходимо обратить внимание на смысловые различия словосочетания "исполняющий обязанности директора": в одном случае это будет относиться к работнику, исполняющему обязанности отсутствующего руководителя (директора), а в другом - к вновь назначенному руководителю (директору).

    Примечание. "И.о." может относиться как к исполняющему обязанности отсутствующего руководителя, так и к вновь назначенному руководителю.

    Рекомендации по оформлению

    Во избежание спорных ситуаций участникам общества необходимо заранее установить "правила игры":

    - в договоре с директором указать, что на период своего отсутствия он обязан назначать своим приказом исполняющего обязанности и выдавать ему доверенность на право представления общества;

    - участникам общества воздержаться от назначения на вакантную должность директора "исполняющего обязанности", поскольку это противоречит действующим нормам законодательства;

    - на случай возможной неожиданной болезни директора необходимо предусмотреть в уставе общества нормы, регулирующие процедуру назначения исполняющего обязанности директора.

    Пример. В качестве примера можно предложить пункт следующего содержания:

    ¦ ". В случае отпуска, командировки директора ООО "Мосгипротранс"¦

    ¦исполнение обязанностей директора возлагается на работника общества,¦

    ¦назначенного приказом директора, при обязательном оформлении¦

    ¦ При внезапной временной нетрудоспособности директора в случае¦

    ¦невозможности издания приказа действующим директором о назначении¦

    ¦исполняющего обязанности директора временное исполнение обязанностей¦

    ¦осуществляет заместитель директора. Исполнение обязанностей заместителем¦

    ¦директора производится в период временной нетрудоспособности либо до¦

    ¦назначения общим собранием участников общества исполняющим обязанности¦

    ¦другого лица (нового директора общества)". ¦

    Должность заместителя директора указана произвольно. Участники общества могут определить работника, которому считают возможным доверить исполнение обязанностей директора, занимающего любую другую должность в обществе.

    При наличии в уставе пункта об исполнении обязанностей директора в случае неожиданной болезни последнего заместитель директора издает приказ следующего содержания (см. ниже).

    ¦ "В связи с болезнью директора ______________________________ ¦

    ¦ в соответствии с п. 15 Устава ООО "Мосгипротранс" приступаю к¦

    ¦временному исполнению обязанностей директора на период его болезни. ¦

    ¦ в соответствии с п. 15 Устава ООО "Мосгипротранс" приступаю к¦

    ¦временному исполнению обязанностей директора до назначения участниками¦

    ¦общества исполняющим обязанности директора другого лица". ¦

    Приведенные рекомендации носят общий характер, поскольку каждое общество с ограниченной ответственностью индивидуально и необходимо учитывать имеющиеся внутренние локальные нормативные акты общества (штатное расписание, наличие либо отсутствие положения о директоре).

    Исходя из всего вышесказанного, необходимо помнить, что статус "исполняющего обязанности директора" всегда рассматривается в двух плоскостях:

    - непосредственно во взаимоотношениях с работниками внутри общества;

    - в представлении интересов самого общества при взаимодействии с третьими лицами.

    Знание случаев, когда от имени общества может выступать исполняющий обязанности, на практике позволит юристам при проведении экспертизы договоров, поступивших от контрагента и подписанных "исполняющим обязанности директора", избежать возможного признания их недействительными по причине подписания неуполномоченным лицом.

    Например, при определении полномочий лица, подписавшего договор как исполняющего обязанности директора от имени общества, находящегося на стадии банкротства (в период процедуры наблюдения), необходимо потребовать предоставления копии определения арбитражного суда о назначении исполняющего обязанности.

    Итак, мы рассмотрели вариант возложения полномочий руководителя (директора) на другое лицо на примере общества с ограниченной ответственностью. Однако правильный выбор порядка и способов такой передачи полномочий зависит от организационно-правовой формы юридического лица, а также от условий и причин передачи полномочий руководителя.

    Подписано в печать