Руководства, Инструкции, Бланки

Декларация Заинтересованного Лица По Виду Разрешенного Использования Бланк img-1

Декларация Заинтересованного Лица По Виду Разрешенного Использования Бланк

Рейтинг: 4.4/5.0 (1744 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 февраля 2011 г

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 февраля 2011 г. № Д23-464 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка и сообщает следующее.

Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В случае, если правила землепользования и застройки приняты, то в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка (пункт 58 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412), и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618).

Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента. В декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.

Необходимо отметить, что между видом разрешенного использования земельного участка «для ведения огородничества» и «для ведения личного подсобного хозяйства» существует принципиальная разница.

Так, под огородничеством понимается выращивание ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории) на предоставленном или приобретенным гражданином земельном участке.

Ведение личного подсобного хозяйства может осуществляться на земельном участке в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельном участке за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В случае, если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки, то необходимо осуществить внесение изменений в правила землепользования и застройки, которое осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется путем уточнения содержания градостроительного регламента.

Заместитель директора
Департамента недвижимости

Другие статьи

О видах разрешенного использования земельных участков, Письмо Росреестра от 27 февраля 2015 года №14-исх

О видах разрешенного использования земельных участков

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 27 февраля 2015 года N 14-исх/02673-ГЕ/15


[О видах разрешенного использования земельных участков]

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии письмом от 22.09.2014 N 14-исх/10686-ГЕ/14 запросила мнение Минэкономразвития России о порядке применения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, в том числе в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, ответ на данный запрос направлен письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 10.11.2014 N Д23и-3952 .

В названном письме Департамент недвижимости Минэкономразвития России отмечает, что:

государственные или муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют специальную правоспособность и могут осуществлять на земельном участке только предусмотренные учредительными документами виды деятельности, в связи с чем говорить о выборе названными юридическими лицами вида разрешенного использования земельного участка не приходится;

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки указанным юридическим лицам предоставляется возможность выбора одного или нескольких видов разрешенного использования земельного участка; отсутствие выбранных и видов разрешенного использования означает, что правообладатель вправе использовать земельный участок в соответствии с любым из основных видов разрешенного использования, при этом в указанном случае закрепление выбора видов разрешенного использования земельного участка в государственном кадастре недвижимости не осуществляется, а достигается путем установления целевой правоспособности организации - правообладателя земельного участка.

В связи с тем, что содержащиеся в письме выводы, по мнению Росреестра, не корреспондируются между собой, и в таком виде рекомендации до филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" в связи с невозможностью их однозначного толкования и применения доведены быть не могли, в Минэкономразвития России направлен дополнительный запрос (письмо от 25.12.2015 N 14-исх/15083-ГЕ/15), в ответ на который Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщил (письмо от 26.01.2015 N Д23и-179 ), что основания осуществления кадастрового учета в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования, а также состав необходимых для этого документов, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2007* N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". является исчерпывающим.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 24.07.2007". - Примечание изготовителя базы данных.


По нашему мнению, рассматриваемый вопрос требует концептуального решения, в том числе в целях направления органу кадастрового учета четких рекомендаций относительно отражения в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости. утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны.

При этом до 30.06.2014 (до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 N 121. внесшего изменения в Порядок) пункт 70 Порядка предусматривал в качестве обязательного условия наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о выбранном виде разрешенного использования земельного участка.

Учитывая, что при ведении государственного кадастра недвижимости не устанавливается связь (и соответствующая информация не включается в него) между правовым режимом земельного участка и правоспособностью его правообладателя, представляется правильным отражение в государственном кадастре недвижимости сведений обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка (при наличии градостроительного регламента).

вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

в таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка указывается в межевом плане при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

В этой связи усматривается, что пункт 52 Требований противоречит пункту 70 Порядка. не предусматривающему с 30.06.2014 указание в государственном кадастре недвижимости выбранного вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем полагаем целесообразным привести Требования в соответствие с Порядком. (Более того, названная в пункте 52 Требований декларация - ее форма, содержание не предусмотрены иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством о градостроительной деятельности.)

Одновременно необходимо отметить и ряд иных проблем, связанных с вышеизложенным вопросом.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах (при наличии утвержденного градостроительного регламента) или сведений о местоположении границ земельных участков ставит под сомнение возможность, корректность отражения в государственном кадастре недвижимости сведений, предусмотренных пунктом 70 Порядка. поскольку однозначно определить принадлежность конкретного земельного участка к соответствующей территориальной зоне в названных случаях не представляется возможным (в частности, ни адрес земельного участка, ни номер кадастрового квартала не позволяют в данном случае корректно определить, в какой территориальной зоне расположен земельный участок).

Также, учитывая пункт 70 Порядка. полагаем, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, составной частью которых является градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, виды разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости только на основании таких градостроительных регламентов (за исключением случаев, если градостроительным регламентом не предусмотрено иное). Акты же органа государственной власти или органа местного самоуправления могут служить основанием для внесения сведений о виде разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости либо в случаях, при которых градостроительные регламенты не устанавливаются, или в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, либо в предусмотренных градостроительным регламентом случаях.

На основании изложенного, учитывая, что обозначенный в настоящем письме вопрос требует разрешения, просим проинформировать Росреестр о позиции Минэкономразвития России для формирования четких рекомендаций органу кадастрового учета. (При этом, учитывая, что вопрос продолжает быть актуальным, в территориальные органы Росреестра, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы для сведения направлены копии настоящего письма, а также писем Росреестра и ответов Минэкономразвития России на них, ссылки на которые содержатся в настоящем письме.)


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О видах разрешенного использования земельных участков

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка Изменение на основании декларации вида разрешенного использования земельного участка

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента. В декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 08.

МБУ «МФЦ» МО Красноармейский район

(полностью Ф.И.О. заявителя)

паспорт серии _______ номер _____________, выдан «____» ________ ______ г.

____________________________________________________________________ (каким органом выдан)

код подразделения _____________, контактный телефон ___________________,

проживающий (ая) по адресу: __________________________________________ ____________________________________________________________________

(полностью место фактического проживания)

дата рождения «___» ____________ ______ г.

Министерство экономического развитияРоссийской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20.02.2013 № ОГ-Д23-652

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Расчет суммы земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка в течение года

Комментарий к Определению ВС РФ от 21.09.2015 № 304-КГ15-5375.

Как рассчитать сумму земельного налога, если у земельного участка в течение года изменился вид разрешенного использования и, соответственно, кадастровая стоимость? На протяжении нескольких лет существовало два варианта ответа на данный вопрос.

Вариант 1 заключался в том, что изменение вида разрешенного использования и кадастровой стоимости не влияет на расчет налога за текущий год, а учитывается при начислении налога в следующем году.

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Часто задаваемые вопросы

О праве правообладателя земельного участка самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, а также о документах, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования.

Смена вида разрешенного использования земельного участка

Смена вида разрешенного использования земельного участка – это изменение правового статуса данного земельного участка, а также режима и целей его использования.

Изменение назначения участков земли становится со временем все более актуальным вопросом. Однако сама процедура смены вызывает немало трудностей и часто требует профессиональной юридической помощи. В некоторых случаях для получения согласований требуется не только собрать полный комплект документов на землю, но и участвовать в публичных слушаниях.

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Здравствуйте, при изменении вида разрешенного использования земли в течение налогового периода сумма земельного налога не пересчитывается?

Вопрос. У нашей организации есть в собственности земельный участок с незавершенным объектом строительства. В течение налогового периода (года) изменился вид разрешенного использования этого участка и, соответственно, его кадастровая стоимость.

Здравствуйте, где найти бланк декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка при его разделе

Примерная форма декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка

В филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»

по Чувашской Республике — Чувашии

Я, ____________________________, (__________________________________,

(Фамилия, имя, отчество собственника земельного участка) (реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия, номер

__________________________________), сообщаю, что принадлежащий мне, наименование органа, выдавшего документ, дата выдачи документа)

на праве _________________________ земельный участок с кадастровым номером

_______________________, расположенный в ______________________________,

(местоположение в соответствии с документами)

из земель _________________________, площадью _______ кв.

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Смена вида разрешенного использования земельного участка

Смена вида разрешенного использования земельного участка – процесс трудоемкий и требующий хороших знаний земельного законодательства и действующих административных регламентов. «Иркутская земельная компания» — эксперт в оформлении земли с 11-летним стажем работы – проводит все работы по смене видов разрешенного использования земель.

Сложные случаи уплаты земельного налога

Земельный налог рассчитывается просто: налоговую базу нужно умножить на ставку. Однако, чтобы определить, какую ставку и базу применить, бухгалтеру иногда приходится учитывать не только нормы НК РФ, Земельного, Жилищного и Гражданского кодексов, но и все изменения, которые происходят в «жизни» участка.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), которые владеют земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (п.

Your description goes here

У мужа больше года в собственности находится участок на земле населенного пункта сельскохозяйственного назначения для дачного строительства (так написано в кадастровом паспорте на землю). К нашему участку примыкает земля сельхозназначения, но не относящаяся к земле населенного пункта, с другой стороны — земля под ИЖС на земле того же населенного пункта.

Горячия линия Телефон доверия

1 сентября – День знаний

1 сентября – День государственности Кабардино-Балкарской Республики

2 сентября – День воинской славы – День окончания Второй мировой войны (1945)

2 сентября – День российской гвардии

2 сентября – День патрульно-постовой службы полиции

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом

4 сентября – День специалиста по ядерному обеспечению России

6 сентября – День работников нефтяной, газовой и топливной промышлености (День нефтяника)

8 сентября – Международный день солидарности журналистов

8 сентября – День воинской славы России – День Бородинского сражения (1812)

8 сентября – День финансиста в России

8 сентября – День Новороссийского военного-морского района

О смене фирменного наименования и изменении адреса (местонахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица

Открытое акционерное общество «Энергосбыт Ростовэнерго» уведомляет о смене фирменного наименования, приведении наименования в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и изменении адреса (местонахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица на основании Решения об изменении фирменного наименования и утверждении Устава Общества в новой редакции, принятого годовым Общим собранием акционеров ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» 26.

Министерство экономического развития Российской Федерации - Обращения граждан

Министерство экономического развития
Российской Федерации
Минэкономразвития России Об осуществлении государственного кадастрового учета изменений категории и (или) вида разрешенного использования земельных участков

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20.02.2013 № ОГ-Д23-652

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Согласно положениям пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42 (далее – Порядок), пункта 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 58 Требований в случаях, когда вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования такого образуемого земельного участка указывается в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» межевого плана при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

При этом, исходя из положений части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. № 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества», постановка на государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, внесение изменений в сведения государственного кадастрового учета осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

Таким образом, в случае если в соответствии с актом органа местного самоуправления изменен вид разрешенного использования исходного земельного участка, по мнению Департамента недвижимости, возможно два варианта действий:

1) вначале осуществить государственный кадастровый учет изменений исходного земельного участка, после чего осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате его раздела;

2) вначале осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела исходного земельного участка, затем осуществить государственный кадастровый учет изменений исходного земельного участка.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости могут быть поданы одновременно.

Изменение на основании декларации вида разрешенного использования земельного участка

ИЗМЕНЕНИЕ НА ОСНОВАНИИ ДЕКЛАРАЦИИ ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента. В декларации заявителя должен быть указан тот вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен градостроительным регламентом.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 08.02.2011 N Д23-464.

Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В случае если правила землепользования и застройки приняты, то в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в орган кадастрового учета заинтересованное лицо представляет соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего такое изменение сведений о земельном участке.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка ( п. 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412) и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618).

Необходимо отметить, что между видами разрешенного использования земельного участка ''для ведения огородничества'' и ''для ведения личного подсобного хозяйства'' существует принципиальная разница.

Так, под огородничеством понимается выращивание ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории) на предоставленном или приобретенном гражданином земельном участке.

Ведение личного подсобного хозяйства может осуществляться на земельном участке в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельном участке за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) ( п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ ''О личном подсобном хозяйстве'').

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В случае если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки, то необходимо осуществить внесение изменений в правила землепользования и застройки, которое осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется путем уточнения содержания градостроительного регламента.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Статья «Кадастровый учет сведений о разрешенном использовании земельного участка» - журнал «Земельный Вестник Московской области», выпуск № 6

Кадастровый учет сведений о разрешенном использовании земельного участка

В письме от 17 декабря 2010 года №2269 директора ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области Виктора Шило содержится разъяснения по вопросам внесения в государственный кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка.

В связи с обращениями, поступающими в Федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата» по Московской области по вопросам внесения в документы государственного кадастра недвижимости (далее - Кадастр) сведений о разрешенном использовании земельных участков, предлагаем учитывать следующее.

1. По вопросу о порядке внесения в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка

В соответствии с частью 8 статьи 15, частями 2, 3 статьи 16, пунктом 9 части 1 статьи 22, частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) внесение в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка может осуществляться в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ для:

1.1 государственного кадастрового учета земельных участков (далее - Кадастровый учет), осуществляемого на основании представляемого в орган кадастрового учета заявления об осуществлении кадастрового учета и иных необходимых для кадастрового учета документов. В таком случае в составе необходимых для кадастрового учета документов, предусмотренных статьей 22 Закона № 221-ФЗ, представляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка;

1.2 кадастрового учета, осуществляемого на основании документов, представляемых в порядке, установленном для информационного взаимодействия при ведении кадастра. При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о разрешенном использовании земельного участка, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. Порядок информационного взаимодействия при ведении кадастра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 618;

1.3 исправления ошибок, допущенных при ведении кадастра (в случае наличия таких ошибок). При этом в качестве оснований изменения сведений кадастра выступают документы, предусмотренные статьей 28 Закона № 221-ФЗ.

Независимо от применения того или иного порядка внесения в кадастр сведений о разрешенном использовании земельного участка, установленного Законом № 221-ФЗ, необходимо учитывать положения пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42 (далее - Порядок), об основаниях внесения в Реестр объектов недвижимости (далее - Реестр) соответствующих сведений.

В частности, в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т. п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Кроме того, необходимо учитывать положения пункта 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 (далее - Требования), согласно которому указываемый в межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать сведениям кадастра о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения к межевому плану).

2. По вопросу об основаниях определения разрешенного использования земельного участка до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 191-ФЗ) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также в иных случаях, указанных в статьях 4 и 4.1 Закона № 191-ФЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в вышеуказанной норме пункта 3 части 1 статьи 4 Закона № 191-ФЗ не определено, какой уровень органов местного самоуправления следует понимать в словосочетании «местная администрация».

Однако с учетом того, что разработка и утверждение правил землепользования и застройки, определяющих в общем порядке разрешенное использование земельного участка, осуществляются администрацией поселения (городского округа) (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), данные полномочия могут осуществляться органами местного самоуправления поселения (городского округа), в границах которого расположен земельный участок.

Такая позиция о полномочиях органов местного самоуправления на принятие решений в вышеуказанных случаях изложена, в частности, в письмах Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления (письмо от 13 августа 2009 года № 3.4-32 / 581), Прокуратуры Московской области (письмо от 28 августа 2009 года № 7 / 3-877-2009) и Минэкономразвития России (письмо от 27 сентября 2010 года № Д23-3850).

Кроме того, в соответствии со статьей 4.1 Закона № 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в Московской области - Правительством Московской области в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Московской области № 23 / 96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области»). В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенного пункта земельных участков.

Таким образом, в указанном случае в качестве оснований для изменения сведений кадастра о разрешенном использовании земельного участка могут рассматриваться копии актов органов власти, уполномоченных принимать решения об определении разрешенного использования земельных участков.

3. По вопросу об основаниях определения разрешенного использования земельного участка при наличии утвержденных в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, выбор вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки.

3.1. При определении лиц, уполномоченных выбирать соответствующий вид разрешенного использования земельного участка, полагаем возможным учитывать следующее.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

При этом, исходя из разъяснений Минэкономразвития России от 24 сентября 2009 года № Д23-3118, правообладателями являются юридические либо физические лица, которым земельный участок принадлежит на соответствующем вещном праве. В соответствии с положениями главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации разновидностями вещных прав на землю являются право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Поскольку обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, то обладатель сервитута не вправе распоряжаться земельным участком, в том числе определять его юридическую судьбу путем выбора того или иного вида разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, исходя из положений статьи 307 и 432 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка не вправе самостоятельно изменять разрешенное использование земельного участка (выбирать соответствующий вид разрешенного использования), поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды. Такое изменение договора возможно по взаимному согласию сторон договора на основании соответствующего обращения собственника земельного участка. Данная позиция излагалась в письме Минэкономразвития России от 1 октября 2009 года № Д23-3201.

3.2. Сведения о выбранном правообладателем земельного участка виде разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов могут включаться в кадастр в рамках осуществления кадастрового учета изменений соответствующего земельного участка на основании заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона № 221-ФЗ.

При этом, исходя из разъяснений, изложенных в письме Минэкономразвития России от 16 декабря 2009 года № 22058-ИМ / Д23, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки в качестве копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в орган кадастрового учета может быть представлено извлечение из градостроительного регламента, подтверждающее возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка (далее - Извлечение из градостроительного регламента).

Также необходимо принимать во внимание, что пунктом 70 Порядка определено, что обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка в случае внесения в Реестр сведений обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка.

Таким образом, наряду с извлечением из градостроительного регламента в качестве документов, подтверждающих вышеперечисленные условия о выборе вида разрешенного использования земельного участка, могут, в частности, представляться декларация о выбранном виде разрешенного использования, составленная в простой письменной форме лицом, к полномочиям которого в соответствии с законодательством относится принятие такого решения (что вытекает из пункта 58 Требований и разъяснялось в письме Минэкономразвития России от 9 июля 2009 года № Д23-2154).

Настоящее письмо имеет информационно-справочный характер, не содержит общеобязательных правовых норм, официальных разъяснений законодательства и не может рассматриваться препятствующим непосредственному применению нормативных правовых актов.