Категория: Бланки/Образцы
Анализ лирического произведения.
а) изобразительно – выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и пр.)
б) приёмы поэтического синтаксиса (инверсия, градация, многосоюзие, бессоюзие и пр.)
в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и пр.)
г) приемы поэтической фонетики (ассонанс, аллитерация и пр.)
Анализ эпического произведения
План анализа художественного произведения
Схема анализа эпизода
а) социальное и материальное положение;
3. Своеобразие его мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей.
3.1. Характер деятельности и основные жизненные устремления.
3.2. Влияния на окружающих.
4. Область чувств:
а) отношение к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) предысторией или биографией;
д) через цель поступков;
ж) окружающей обстановкой;
7. Какая общественная проблема привела к созданию подобного образа?
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА
Конспект - более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между «узлами» темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.
Как написать конспект лекции
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА
Как написать конспект по параграфу учебника
- подчеркни основные понятия, термины, события, даты;
- перечитывая каждый пункт параграфа, на полях книги или в черновике отметь главную идею (возможно формулирование собственного мнения или выбор цитат, отражающих эту идею);
- составь план конспекта, для того чтобы не осталось пропущенного материала;
3. Отработанный устно материал, можешь отразить письменно в тетради.
4. Проверь свою работу на наличие ошибок, логически правильно
выстроенного текста параграфа.
Написания сочинения по литературному произведению
* Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами произведению.
* Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, её предстоит доказать.
* Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие.
* Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.
* Выразите личное отношение к проблеме и герою.
* Выберете, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.
* Составьте примерный план.
* Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.
* Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.
* Напишите черновик, прочитайте его в слух, сделайте нужные поправки.
* Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте оборотов и слов, в написании и значении которых сомневаетесь.
* Обратите внимание на оформление сочинения. Деления текста на абзацы должно быть логически оправдано.
* Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Эссе - мини- сочинение по представленной теме. Эссе должно восприниматься как единое целое, где четко выражена и понятна идея, не содержится ничего лишнего, лишь самая необходимая информация. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, собственные мировоззренческие идеи; содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме или позиции.
1. Начало (актуализация заявленной темы эссе; составляет 20% всего объема работы).
2. Основная часть (начинается с четко сформулируемого учеником тезиса; приводится 3 аргументированных доказательства или опровержение тезиса, выражающих личную позицию ученика; используется научный подход с необходимым набором научных терминов и понятий; составляет 60% от всего объема работы).
3. Вывод (заключительное суждение, отражающее личную позицию ученика, его взгляд и отношение на заявленную проблему; составляет 20% всего объема работы).
КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ
Прежде чем приступить к написанию эссе нужно:
вам раскрыть суть тезиса и собственные позиции.
Требования к написанию эссе:
При написании эссе:
композиционное построение эссе; логичность и последовательность).
Написания изложения, близкому тексту.
1.Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.Ответьте на вопросы. Данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
3.Сформулируйте тему и основную мысль текста.
4.Определите, к какому типу речи относится текст.
5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6.определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в предложении или пересказе.
7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
8.Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, за тем после проверки и исправления перепишите его.
Событие - явление, повторяющееся в ходе исторического развития общества.
Факт - явление никогда неповторяющееся в ходе исторического развития общества, единичное.
Доказательство состоит из аргумента, рассуждения, вывода.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ
Работа в группах подразумевает групповую кратковременную (1урок) или средневременную работу (от 2 до 4 уроков) по представленной учителем, заявленной самими учащимися или предусмотренной общеобразовательной программой учебной проблемы.
Структура творческой группы:
Для более успешной работы группа должна состоять из 4-5 человек. Роли распределяются в группе следующим образом: в 5-9 классах учитель определяет сам, в 10-11 классах учащиеся самостоятельно определяют роли.
Роли в творческой группе.
- руководитель группы, обеспечивающий слаженную, продуктивную работу группы;
- секретарь, обеспечивающий своевременное фиксирование изучаемого материала;
- выступающий, выражает в краткой, лаконичной, доступной форме наработанный группой материал;
- оппонент, поддерживает или опровергает выступление как представителей своей группы, так и представителей других групп (возможны 2 человека).
Время работы группы:
- кратковременная группа работает 1 урок (40 минут);
- средневременная группа работает 2-4 урока(80-160 минут).
- работа оформляется на листах А4;
- работа оформляется на листе ватмана;
- работа оформляется как коллаж;
- работа оформляется как брошюра или проспект.
Перед началом работы учитель проговаривает, в каком виде должна быть оформлена работа.
* Оценивание работы группы:
- оцениваются все участники группы одинаковой отметкой;
- оценивается только выступающий;
- оцениваются толь те участники, которые активно работали в группе.
Перед началом работы учитель проговаривает систему оценивания, чтобы не возникло недоразумения при оценивании в конце работы группы.
1.От какого глагола образовано
3.Каким членом предложения является.
Написания сжатого изложения.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы,но пропускаются излишние подробности.В тексте отбирается основное и существенное. исключается второстепенный материал и обобщение. При сжатии любого текста опускаются диалоги, описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи,а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста. Чтобы сжать текст нужно вычленить главную информацию, важно отобрать те действия. которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. Возможно преобразование стиля текста и его типа,.так как художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность .При сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив подробности.
Последовательность операций при сжатии текста.
1.Определить стиль исходного текста;
2.Уточнить тему и основную мысль ;при этом особое внимание обратить на заглавие и на подтекст;
3.Определить тип речи;
4.Проанализировать содержание текста (выявить микротемы. составить план.
уточнить центральную часть )
5.Выполнить черновой вариант;
6.Проверить собственный текст на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
7.Дважды прочитать собственный текст и отредактировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыКонспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015).
ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ. СХЕМА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ "Что такое природа?" (ОГЭ ЧАСТЬ 15.3)
Самой сложной при подготовке к экзамену является часть 15.
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол.
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке.
Подготовка к ОГЭ по литературе.
Презентация – тренажер по подготовке к ОГЭ по английскому языку. Устная часть ОГЭ 2016. Задания 1-3
Интерактивный тренажёр представляет собой презентацию, которая помогает подготовится к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку.
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность".
ОГЭ. Литература. Часть 2: задание с развёрнутым ответом (в объёме не менее 200 слов)
В чём трагизм судьбы Акакия Акакиевича? (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
Судьба человека. От чего она зависит? В чём трагизм судьбы Акакия Акакиевича?
Чтобы ответить на этот проблемный вопрос. рассмотрим внешние и внутренние обстоятельства жизни литературного героя.
Эпоха. Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов 19 века. Это было время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетённого и бесправного, живущего под гнётом крепостного права. Существовавшая социальная действительность наложила отпечаток на характеры и взгляды людей того времени. Социально-исторические черты присущи и скромному титулярному советнику Башмачкину.
Подумаем, какое образование и воспитание получил Акакий Акакиевич?
В постдекабристкой России в первую очередь была репрессирована идея свободы личности во всех её проявлениях, подавлена духовная жизнь человека. Характерно, что Башмачкин умеет «чистым, ровным почерком выписывать строки», но не способен даже «переменить глаголы из первого лица в третье». Очевидна авторская ирония по поводу «любви» к должности. Ничего от себя! Только переписывать, копировать, следовать бюрократическим инструкциям – таков был государственный образовательный стандарт в эпоху Николая 1, который начал своё царствование с кровавой расправы над вольнодумцами – декабристами. Трагизм целого поколения, который потом назовут «потерянным», заключается во внутренней и внешней несвободе, страхе инакомыслия.
В повести «Шинель» Гоголь развивает пушкинскую тему «маленького человека» и предвосхищает чеховского «человека в футляре». Башмачкин – «маленький человек» прежде всего по своему духовному развитию - ограниченному образованию и «полицейскому» воспитанию. В этом кроется внутренний трагизм его судьбы. От жестокого мира он, как в футляр, пытается укрыться под шинелью – вицмундиром - должностью. У него не хватило смелости даже создать семью. Только скромная должность безликого исполнителя даёт ему призрачную уверенность в завтрашнем дне и возможность проявлять подобие живых чувств…
Появление новой шинели нарушило застой в душе Башмачкина: ему захотелось расширить своё личное пространство, впустить в свою жизнь новые впечатления… Но долгие годы «футлярной» жизни предопределили его трагический конец. И никто не помог «маленькому человеку» в трудную минуту жизни, потому что «милость к падшим» и прочие «чувства добрые» в ту трагическую эпоху были отвергнуты. Бюрократическое общество видит только «чин», а человека – нет.
Критерии оценки выполнения задания второй части ОГЭ (ФИПИ):
Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений.
Пониманиепроблемы, предложенной в вопросе. Связь её с образом, мироощущением и позицией Автора.
Содержательный аспект– главный критерий. Если эксперт ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырём критериям НЕ оценивается.
Уровень владения теоретико-литературными понятиями.
Владениетеоретико-литературными понятиями, использование специальных терминов, необходимых для анализа литературного произведения.
Обоснованность привлечения текста.
Целесообразное использование и комментированиетекстадля развития своей мысли в рамках заявленной проблемы.
Композиционная цельность и логичность изложения.
Логичность (вступление, заключение), последовательность развития мысли.
Следование нормам речи.
Свободное владение речью: отсутствие речевых ошибок, разнообразие лексики и синтаксических конструкций.
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
Эпиграф
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
С.Есенин
Примерное вступление
Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе - может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное.
Примерное рассуждение
Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения.
Аргументация. Примеры из произведений русской литературы.
1 пример
Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…». Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!» Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.
Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты герой стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную и каждое существо. А.А.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за трелью соловьиной
Разносится тревога и любовь
Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием красоты природы, которая является источником вдохновения для человека.
2 пример
Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Примерное заключение
Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.
ИТОГО: 364 слова
ОГЭ по литературе: материалы и шпаргалки
Добавлены новые шпаргалки к ОГЭ по литературе. В них вы найдёте материалы для подготовки, а также шпаргалки по следующим темам:
? основные литературные направления ;
? 93 готовых сочинения. разобранных по авторам;
? анализ произведений;
? произведения в таблицах ;
? теоретический материал;
? терминологический словарь ;
? характерные черты в творчестве поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, М.И. Цветаева, А.Т. Твардовский );
? таблицы по курсу школьной программы (5-9 классы; теория; художественные системы )
? вся нужная теория (справочник).
Сборник включает: теоретические и справочные материалы, методические рекомендации, образцы решений и необходимое для оптимальной подготовки количество заданий, а также ответы ко всем заданиям. 5–10 новых вариантов в формате ОГЭ, а также ответы, решения и критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. Примерные варианты составлены с учётом обновлённых спецификаций и проектов демоверсий ОГЭ-2016. Сборник обеспечивает эффективный тренинг в формате предстоящего экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ 4
Особенности контрольно-измерительных материалов по литературе 4
Содержание и структура экзаменационной работы 5
Рекомендации по подготовке к выполнению заданий с развернутым ответом ограниченного объема 8
Рекомендации по подготовке к выполнению заданий, основанных на сопоставительном анализе произведений 12
Рекомендации по подготовке к написанию сочинения 15
ТИПОВЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА 19
Примеры заданий с развернутым ответом ограниченного объема для самостоятельного выполнения 19
Примеры заданий, основанных на сопоставительном анализе произведений, для самостоятельного выполнения 30
Примеры заданий для написания сочинения 44
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2016 45
Вариант 1 45
Вариант 2 49
Вариант 3 53
Вариант 4 58
Вариант 5 63
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ 67
Подготовка к экзамену по литературе - это систематическая эффективная деятельность на уроке, обязательное чтение художественных текстов, выполнение заданий учебника, кропотливая работа над сочинениями.
Задания государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по литературе в 9 классе разработаны таким образом, что знания теоретико- и историко-литературного характера проверяются не впрямую, а через умение применить их для анализа литературного произведения и создания собственного текста, отражающего понимание прочитанного.
Из сказанного выше следуют те особенности пособия для подготовки к ОГЭ, которые свойственны именно изданию по литературе:
- пособие дает полное представление о содержании и форме проведения экзамена, помогает методически правильно организовать систематизацию материала для выполнения письменных заданий; однако вы не найдете в нем каких-либо особенных заданий, непохожих на те, которые встречаются на уроках литературы;
- задания в пособии разработаны не только к тем произведениям, которые, включены в обязательный список для подготовки к экзамену, но и к тем, которые не выносятся на экзамен, но, согласно образовательному стандарту и программам, изучаются в основной школе. Это вызвано необходимостью расширить литературный контекст, так как каждое произведение литературы не существует изолированно, а связано многочисленными ассоциативными, содержательными, образными связями с другими текстами. Чем шире литературный контекст, доступный читателю, тем глубже он способен постичь художественное произведение;
- разработчики ОГЭ по литературе и авторы пособий принципиально отказываются от публикации готовых ответов на задания. Это дискредитирует предмет, не допускающий шаблонов в интерпретации текстов. Однако в данном пособии даны подсказки, помогающие выполнить задание правильно.
Хочется, чтобы работа по данному пособию была вам интересна и доставляла удовольствие, ибо только так следует изучать литературу.
На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ (ГИА) по литературе (9 класс) за 2009 - 2016 годы.
Демонстрационные варианты ОГЭ (ГИА) по литературе состоят из двух частей. В первой части работы требуется выбрать один из двух предложенных вариантов анализа произведения и выполнить 3 задания (4 - для 2010 и 2011 годов, 5 - для 2009 года), на которые нужно дать развернутый ответ ограниченного объема.
Во второй части экзаменационной работы демонстрационных вариантов ОГЭ (ГИА) по литературе за 2009 - 2011 годы сначала необходимо было выбрать одно из пяти предложенных заданий, а затем дать развернутый ответ в жанре сочинения.
В 2012 - 2016 годах во второй части работы требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов по одной из 4 предложенных тем.
В демострационном варианте ОГЭ (ГИА) 2016 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений нет.
Кроме предлагаемых заданий в демонстрационных вариантах ОГЭ (ГИА) по литературе приведены также критерии проверки и оценки выполненных заданий.
Приводим также рекомендованную Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ)
Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ (ГИА) по литературе за 2009 - 2016 годы представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.
Приглашаем школьников (можно вместе с родителями) на бесплатное тестирование по математике. позволяющее выяснить, какие разделы математики и навыки в решении задач являются для ученика «проблемными».
Запись по телефону (495) 509-28-10 .
Для школьников 8 и 9 классов, желающих хорошо подготовиться и сдать ОГЭ (ГИА) по математике, физике или русскому языку на высокий балл, учебный центр "Резольвента" проводит курсы подготовки к ОГЭ (ГИА).
У нас также для школьников организованы
МОСКВА, СВАО, Учебный центр "РЕЗОЛЬВЕНТА"Вводная статья, знакомящая со спецификой школьных сочинений, а также с особенностями их основных разновидностей — сочинения на свободную тему и сочинение на литературную тему. Для закрепления материала — два тренировочный задания. Читать
Типы сочинений по жанруПрочитав эту статью, вы узнаете о принципах создания текстов трёх классических жанров: сочинение-описание, сочинение-рассказ, сочинение-рассуждение. Закрепить материал поможет тренировочное задание. Читать
Структура сочиненияКлассическое школьное сочинение трёхчастно. Какова соразмерность его частей? Как написать введение? Что писать в заключительной части сочинения? Ответы на эти вопросы ищите в статье. И не забудьте выполнить тренировочное задание. Читать
Работа над сочинениемКак построить работу над сочинением, чтобы тема была раскрыта полностью? Рекомендуем работать над сочинением по этапам, рассмотренным в этой статье. Для закрепления — тренировочные задания. Читать
План сочиненияНужно ли писать план сочинения? Как писать простой и развёрнутый план? Ответы на эти вопросы читайте в статье. Научиться составлять план помогут тренировочные упражнения. Читать
Эпиграф к сочинениюДля чего нужен эпиграф в сочинении? Что должен отражать эпиграф и каковы требования к нему?Читаем и не забываем выполнять упражнения для закрепления. Читать
Как начать сочинениеДля многих школьников самым сложным этапом в работе над сочинением является написание его первых строк. Каким должно быть начало сочинения? Как справиться с комплексом «чистого листа»? Читать
Цитаты в сочиненииЧто такое цитата и почему в качественном школьном сочинении без цитирования не обойтись? Как правильно включить цитату в текст сочинения? Читать
Как написать сочинение по картинеУчителя нередко задают своим ученикам задание написать сочинение-описание картины. К сожалению, этот вид работы зачастую сводится к шаблонной характеристике того, что изображено на полотне. Как же писать сочинение по картине? Читать
Вместо предисловияМожно ли научить писать сочинения? Этот вопрос довольно спорный. Сочинение – непростая работа, которая предполагает наличие у пишущего определённых творческих способностей, воображения, умения размышлять, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Необходимы и навыки создания собственных оригинальных текстов. Да и без вдохновения не обойтись.
Многие преподаватели русского языка и литературы всерьёз утверждают, что научить писать сочинения нельзя: этому нужно не учить, а учиться. Именно учиться. то есть учить себя – самостоятельно, изо дня в день, на протяжении, возможно, не одного года.
Немалая доля истины в таком утверждении действительно есть: написание сочинения – дело индивидуальное, личное. А значит, и обучение ему должно быть в основном самостоятельным. Опытный преподаватель лишь направляет процесс обучения: указывает на ошибки и недочёты, даёт рекомендации, знакомит с классическими принципами создания оригинальных текстов.
О таких принципах и идёт речь в нашем учебнике. Он является чем-то наподобие школьных прописей: в нём рассказано и показано, как писать сочинения. в соответствии с какими принципами строить работу. А вот непосредственная работа над сочинением, выбор стиля, жанра, формы, изобразительно-выразительных средств останется делом личным, индивидуальным, творческим. Все мы когда-то учились писать буквы по образцам в прописях. Но то, насколько красивый почерк у нас сформировался, зависело от многих факторов, к прописям не имеющим отношения: от прилежания, трудолюбия, характера, наследственности, в конце концов…
Подборка из 130 вариантов написания сочинения-рассуждения. При подготовке по данным образцам удобно пользоваться поиском: "Ctrl+F", указывая ключевое слово или словосочетание.
Изучение готовых сочинений позволит сформировать правильное понимания выполнения данного задания ОГЭ, и справиться с ним эффективно и быстро на экзамене.
Пример.В учебнике русского языка утверждается, что "язык художественной литературы отличается образностью, в нем сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно-выразительные средства языка".
Эту фразу я понимаю так. Язык беллетристики предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, отличаются особой образностью. Приведу примеры из текста Е.И.Носова.
Во-первых, в предложении №1("Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица".) встречаю яркое сравнение "будто спугнутая птица", которое придает описанию особую наглядность, изобразительность. Во-вторых, под пером писателя окружающие его предметы, картины природы оживают.И все благодаря олицетворению!Так, в предложении №3 ("Косой шквальный дождь хлестал в стекла, глухо барабанил по крыше:")автор мастерски использует этот прием:дождь у него "хлестал" и "барабанил". Согласитесь, что олицетворение помогает писателю создать живую образную картину.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание, взятое из учебника русского языка, справедливо.
Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий (53)
Писатель И. А. Гончаров утверждал: "Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных".
Я понимаю эту фразу так. В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего или пишущего. Попробую доказать это, используя текст Ю. Яковлева.
Во-первых, Назаров использует в своей речи слова "здравствуйте" и "спасибо" (предложения №32 и №40), что говорит о его вежливости и воспитанности. А эти качества являются непременными спутниками нравственного человека.
Во-вторых, многоточие, поставленное в конце предложения №36, свидетельствует о незавершённости высказывания. Парень спас актрису Сергееву, вытащив её из ледяной воды, однако он не стал при всех напоминать ей об этом. Но мы понимаем, что Назаров - человек скромный.
Таким образом, могу сделать вывод, что по речи можно многое узнать о человеке. Следовательно, прав был И. А. Гончаров.
Пример.Сочинение по тексту Ф. Искандера. Почему герою-рассказчику весело, легко идти домой после прогулки по лесу? Ответ на этот вопрос содержится в тексте.
Во-первых, рассказчик считал, что дедушка будет только есть ягоды сам, а оказалось, что дед решил еще и угостить домашних. "Подожди-ка, - отвечает дедушка,- хочу наших угостить".
Во-вторых, мальчику понравилось то, что дед не стал его учить, как правильно надо делать, а показал на собственном примере, что надо заботиться о близких. Герою стало даже завидно, "что дедушка первый вспомнил о них" (близких).
Таким образом, мальчик возвращается с дедом из леса с чувством радости, с хорошим настроением.