Руководства, Инструкции, Бланки

Приказ О Разработке Должностных Инструкций В Соответствии С Профстандартами img-1

Приказ О Разработке Должностных Инструкций В Соответствии С Профстандартами

Рейтинг: 4.8/5.0 (1731 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Профстандарты для кадровиков: обязательны ли они? Митрофанова Валентина

Митрофанова
Валентина

Если Вам требуется помощь ведущего российского бизнес-консультанта в области трудового права, то Вы нашли то, что искали, по 2-м причинам:

15 лет успешной практики.
Я специализируюсь на оказании не теоретической, а практической помощи. Мои клиенты ценят меня за оперативность, профессионализм и конфиденциальность. Из любой ситуации можно найти выход, опираясь на многолетний опыт. Я являюсь Учредителем группы компаний IPK Group – одной из самых динамично развивающихся и лидирующих компаний на российском рынке кадрового профессионального обучения, консалтинга, аудита, аутсорсинга. Моими постоянными клиентами являются крупнейшие российские и зарубежные компании.

Профстандарты для кадровиков: обязательны ли они?

«*Позиция автора не является позицией Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом».

Кампания по разработке профстандартов началась в 2012 году. Минтруд России регулярно утверждает новые профессиональные стандарты в раз-личных сферах деятельности. Большинство профстандартов вступило в силу с 1 января 2015 года. Вот-вот будет принят стандарт специалиста по управлению персоналом. В связи с этим давайте разберемся, какие требования скоро будут предъявлены к кадровикам, как профстандарты влияют на кадровую работу и др.

Какие требования предъявляет профстандарт к кадровикам

Любой профессиональный стандарт содержит описание трудовых функций, выполняемых по данному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, осуществляющих эти функции (п. 6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н). В первом разделе профстандарта для специалиста по управлению персоналом определена цель этого вида деятельности. Он обеспечивает работодателя качественным персоналом, который способен 

выполнять возложенные на него трудовые функции, чтобы достигнуть целей организации (раздел I проекта профстандарта кадровика).

В стандарте предусмотрено девять основных трудовых функций (раздел II проекта профстандарта кадровика). Для каждого из этих направлений требуется определенный уровень квалификации, наличие соответствующего образования, а иногда и опыт практической работы (таблица на стр. 49).

Например, такую функцию, как документационное обеспечение работы с персоналом, будут выполнять специалист по кадровому делопроизводству, менеджер по персоналу (раздел III проекта профстандарта кадровика). Их задачи в свою очередь подразделяются на более детализированные: ведение организационно-распорядительной документации по кадрам, по учету кадров, подготовка документации для представления госорганам и др.

Указывать иные наименования должностей сотрудников, которые имеют право

на льготы, можно, если тождественность наименований должностей, представленных в профстандартах, установлены Правительством РФ (ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).

Чтобы выполнять обязанности, сотрудник не обязательно должен иметь высшее образование. Достаточно среднего профессионального, дополнительного образования по программам профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Требований к опыту работы нет. Для этой функции установлен пятый уровень квалификации.

Для выполнения обязанностей по кадровому делопроизводству нужно знать трудовое законодательство, законодательство по защите персональных данных, архивное законодательство, нормативно-правовые и локальные акты, регулирующие порядок ведения кадровой документации, и др.

Как применять профстандарты

По общему правилу, Трудовой кодекс не обязывает работодателей соблюдать профстандарты. Однако если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то должности нужно указывать в соответствии с профстандартами (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).

Также профстандарты учитываются при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, при установлении тарифных систем оплаты труда (ч. восьмая, девятая ст. 143 ТК РФ). При разработке системы оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений (ч. пятая ст. 144 ТК РФ); при приеме на подземные работы (ст. 330.2 ТК РФ).

Госдума приняла в первом чтении поправки в Трудовой кодекс, которые обяжут применять профстандарты2:

2 Законопроект № 537948-6 «О внесении изменений в статью 195-1 Трудового кодекса Российской Федерации (в части законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями)»

Право и практика

- государственные бюджетные организации, органы исполнительной власти;

- государственные корпорации, государственные компании и иные организации, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципаль-ного образования превышает 50 процентов.

Это значит, что госорганы и госкомпании в скором времени будут обязаны использовать положения профстандартов при определении трудовой функции работника, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, подготовке, переподготовке и аттестации персонала и др. В связи с этим уже сейчас необходимо:

- отслеживать принятые профстандарты, проверять должностные обязанности работников (в том числе службы персонала) на соответствие трудовым функциям и действиям, прописанным в соответствующем профстандарте, и, если потребуется, вносить изменения в трудовой договор, должностные инструкции;

- проводить аттестацию работников, в ходе которой проверять их соответствие квалификационным требованиям, прописанным в профстандарте. Если уровень знаний сотрудника будет ниже, то можно ему предложить получить дополнительное образование и подобрать программу обучения.

Валентина МИТРОФАНОВА, кандидат экономических наук, генеральный директор Института профессионального кадровика (Москва).

Для того чтобы сотрудник соответствовал профстандарту, направьте его на обучение

Курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки проводят образовательные организации со статусом дополнительного профессионального образования. Учебная организация должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (ч. 7 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (далее - Закон № 273-Ф3)). То, что работник получил дополнительное образование, соответствующее проф¬стандарту, будет подтверждено дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации (ч. 15 ст. 76 Закона № 273-Ф3).

Несмотря на то что для коммерческих организаций профстандарты пока

носят рекомендательный характер, они могут ориентироваться на них при формировании кадровой политики, аттестации сотрудников и т. д. (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Важно учесть, что уволить сотрудника, который не соответствует профстандарту, нельзя.

1. До тех пор, пока профстандарты носят рекомендательный характер, организации не обязаны корректировать должностные инструкции.

2. Работодатели могут по собственной инициативе проверить сотрудников на соответствие профстандартам.

3. Даже если сотрудник не соответствует профстандарту, уволить его только по этому основанию нельзя.

Видео

Другие статьи

Портал Lean-center

Ошибка 404 К сожалению, запрашиваемой Вами страницы не существует на нашем сайте.

Возможно, это случилось по одной из этих причин:

  • Вы ошиблись при наборе адреса страницы (URL)
  • перешли по «битой» (неработающей, неправильной) ссылке
  • запрашиваемой страницы никогда не было на сайте или она была удалена

Мы просим прощение за доставленные неудобства и предлагаем следующие пути:

  • вернуться назад при помощи кнопки браузера back
  • проверить правильность написания адреса страницы (URL)
  • перейти на главную страницу сайта

Если Вы уверены в правильности набранного адреса страницы и считаете, что эта ошибка произошла по нашей вине, пожалуйста, сообщите об этом администратору на почту support@lean-center.ru .

Новости LEAN-CENTER Календарь ближайших событий

Наши партнеры

Применение профстандартов

Применение профстандартов Вопрос

Вопрос связан с обязательностью применения работодателем - коммерческой организацией профессиональных стандартов. В каких конкретно случаях работодатель (коммерческая организация) обязан применять именно профстандарт, а не ЕТКС? Должен ли работодатель - коммерческая организация, издать приказ о том, что он будет применять у себя - профстандарт или ЕТКС? Как быть, если ЕТКС и профстандарт не совпадают - например, не совпадает наименование должностей или профессий, в особенности в тех случаях, когда необходимо соблюсти требование ст. 57 ТК РФ, о том, что наименования профессий и должностей, по которым предусмотрены льготы, компенсации или ограничения, должны соответствовать ЕТКС или профстандарту? Может ли работодатель применять по одним профессиям или должностям профстандарт, а по другим - ЕТКС, необходимо ли документально (приказом) оформлять такое решение работодателя? Или же работодатель должен применять только что-то одно, а в случаях обязательности профстандарта, - последний? Если можно, просьба привести пример профессий или должностей, по которым обязательным является применение работодателем (коммерческой организацией) профстандарта.

Ответ

Коммерческие организации будут обязаны применять профстандарты только к некоторым сотрудникам: для которых установлены льготы, компенсации и, если требования к квалификации установлены законодательством. Применение квалификационных справочников также обязательно в случае, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения.

Например, к аудиторам, главбухам АО, педагогам и медработникам надо будет применять профстандарт как только таковые будут утверждены (см. см. Перечень утвержденных профессиональных стандартов ).

В отношении иных сотрудников применять профстандарты и квалификационные справочники не обязательно.

Пока не утверждены профстандарты по профессиям, для которых связано применение льгот, надо использовать квалификационные справочники. После утверждения – профстандарты. Издавать для этого какой-либо приказ не требуется, просто требования к должности и наименованию должны соответствовать профстандартам или квалификационным справочникам.

Ответственность за несоблюдение профстандартов и квалификационных справочников теми организациями и в отношении тех должностей, которые обязаны соблюдать, предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания

«При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3. утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ*. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:

Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:

3. Ситуация: Какие организации обязаны применять профстандарты

«Какие организации обязаны применять профстандарты

В настоящий момент обязанность применять стандарты в части наименований должностей возникает, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ ). То есть в этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом, а если стандарт еще не утвержден, то в соответствии с квалификационными справочниками.

С 1 июля 2016 года обязанность применять профстандарты не только в части наименований должностей, но и в части требований к образованию, знаниям и умениям появится еще у ряда работодателей. Обязательность применять стандарты появится, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами* (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников*:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53. 56. 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ );
  • аудиторов (ст. 4. 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ );
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ );
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ,ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ );
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ );
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ );
  • медиков и фармацевтов (ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ );
  • педагогов (ст. 331 ТК РФ. ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ );
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 38. ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 ).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер*. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 30 декабря 2015 г. № 14-0/В-1190. Кроме того, в настоящее время Минтруд России разрабатывает нормативный акт, который будет определять особенности применения профстандартов для госучреждений и госкорпораций с долей государства более 50 процентов.

Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8. 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ ).

Вопрос из практики: Может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

Да, может. Требования в профстандарте – это минимум, которым должен обладать сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ ).

Проверка на соответствие требованиям стандарта

Вопрос из практики: Как будет проходить проверка сотрудника на соответствие требованиям профстандарта

Законодательство не регламентирует данный порядок, исходя из чего каждый работодатель определяет его самостоятельно исходя из потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации и фиксирует этот порядок в своих локальных актах (ст. 8 ТК РФ ). То есть провести оценку на соответствие персонала стандартам, утвержденным в отрасли, работодатель может самостоятельно, создав специальную комиссию. Итогом работы такой комиссии станет отчет о соответствии работников профстандартам, а также рекомендации по обучению тех работников, чья квалификация либо знания и умения не соответствуют требованиям утвержденного профстандарта. При этом признание сотрудника несоответствующим требованиям профстандарта по итогам работы комиссии не может стать основанием для увольнения< тек рек на новую 131: Можно ли уволить работника не соответствующего профстандарту > такого работника.

В помощь работодателям будут организованы специальные центры оценки, в которых в добровольном порядке сотрудники как по собственной инициативе, так и с подачи работодателя смогут пройти экзамен на соответствие профстандарту. В настоящий момент для таких центров оценки только разрабатывается нормативная база».

Применение пофстандартов в HR-работе

? Что значит применение профстандартов для работодателя и HR-службы: 6 главных вопросов

Применение профстандартов на деле работодатели и HR-ы понимают по-своему. Одни принимаются судорожно соображать, кого придется уволить, вторые скурпулезно изучать должностные инструкции, думать о смене названий должностей. Что делать и чего не делать HR-департаменту в контексте принятого закона «О профстандартах»? Разбираемся вместе с экспертом на HR-Director.ru.

Из материала вы узнаете:
  • Для каких категорий работников применение профстандартов обязательны;
  • Какова методика для работодателя введения в действие и применения профстандартов;
  • Надо ли менять или вводить в оборот кадровые документы в связи с принятием закона о применении профстандартов;
  • Нужно ли переименовывать должности специалистов в соответствии с формулировками, приведенными в профстандартах;
  • Увольнять ли работников, не соответствующих профстандартам.

Екатерина Шестакова. кандидат юридических наук, генеральный директорООО «Актуальный менеджмент»

Применение профстандартов: что такое профстандарты

Профестандарт – это обобщенная характеристика квалификации, требуемой сотруднику для определенной профессиональной деятельности.

Применение профстандартов актуально для следующих категорий организаций и в таких случаях:

  • для работодателей при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • для образовательных организаций профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ), в соответствии с которыми устанавливается следующее:

  1. Если нормативно-правовые акты устанавливают требования к квалификации, необходимой сотруднику для реализации конкретной рабочей функции, то профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части таких требований.
  2. Если характеристики квалификации не обязательны, то профстандарт в любом случае применяется в качестве основы для определения требований к квалификации.
  3. Если у работодателей возникают вопросы о нормативно-правовом регулировании сферы труда, то им нужно обратиться в федеральный орган исполнительной власти за разъяснениями по вопросам применения профстандартов.

Если в нормативном акте установлена обязанность применения профстандарта, применять его необходимо.

Есть в нормативном акте обязанность по применению профстандарта отсутствует, применять стандарт можно в качестве рекомендаций, основы для определения требований к квалификации.

Для каких групп сотрудников обязательно применение профстандартов

Профстандарты обязательно применяются для групп сотрудников, для которых квалификационный стандарт установлен нормативным документом. Кроме того, профстандарты обязательны для ряда организаций госсектора:

  • государственных внебюджетных фондов,
  • государственных и муниципальных учреждений,
  • унитарных предприятий,
  • государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) уставного капитала принадлежат государству или муниципалитету.

В каждом конкретном случае особенности применения профстандартов устанавливает Правительство РФ.

Комментарий в журнале

Начните с HR-службы – оцените ее сотрудников по профстандартам. Разработайте ЛНА

Апробируйте новую методику оценки на подчиненных. Сначала разработайте и утвердите новый локальный акт, в котором пропишите правила оценки сотрудников HR-службы. В нем, как требует Минтруд, укажите:

– вероятные наименования должностей – как в профстандарте;
– требования к уровню подготовки (образования), опыту работы специалиста в зависимости от уровня задач;
– навыки, ожидаемые на конкретной должности;
– уровни квалификации с описанием полномочий и ответственности, характера знаний и навыков.
После этого вносите изменения в должностные инструкции и трудовые договора, заключите допсоглашения с работниками.

Также важно учесть: если профессия или позиция работника связаны с предоставлением льгот и компенсаций либо для успешных действий на этой должности есть ограничения, требования к такой профессии или должности должны соответствовать квалификационному справочнику или профстандарту.

Например, в настоящий момент утверждено большое количство профстандартов (см. таблицу ниже).

Таблица. Примеры установленных профстандартов

Применение профстандартов обязательно в следующие периоды:

  • с момента, указанного в нормативно-правовом документе. К примеру, профстандарт «педагог» применяется с 1 января 2017 года (утверждено Письмом Минобрнауки «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» от 10.08.2015 № 08-1240);
  • с момента, который установил сам работодатель.

Так, если компания сделает обязательным применение профстандартов с 1 июля 2016 года (с момента вступления в силу закона о профстандартах), то они будут обязательны с этой даты.

Методика введения в действие профстандартов

В настоящее время законодательно не установлена методика введения в действие профстандартов. Для того чтобы ввести профессиональный стандарт в компании, необходимо разработать механизм внедрения.

Возможно, в частности, воспользоваться следующим алгоритмом введения в компании профессиональных стандартов.

Алгоритм введения в действие профессиональных стандартов

Понимания профессиональных стандартов нет пока даже у профессионалов. У работников существует страх, что с введением профессиональных стандартов они просто лишатся работы. Поэтому стоит на уровне компании проводить адаптационные семинары, знакомить с профессиональными стандартами, вводить новую систему обучения работников. Профессиональные стандарты составлены с учетом требований времени, поэтому мало просто сделать новые должностные инструкции и переименовать должности, важно понимать, для чего они нужны, каким образом перестроить работу и как повысить квалификацию работников .

Если сотрудник не соответствует профстандарту, предусмотрите его переобучение.

Кроме того, если существенным образом меняется трудовой договор с работником, о предстоящих изменениях необходимо уведомить работника. Согласно ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Соответственно, в уведомлении должны быть указаны основание принятия решения об изменении условий договора и дата их вступления в силу с учетом двухмесячного срока предупреждения.

На данном этапе очень важно пояснить сотруднику, почему произошли подобные изменения, почему работнику пришло уведомление об изменениях в трудовой договор и что существенным образом на организации работы профессиональные стандарты не отразятся.

Однако стоит помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ, если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель должен предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Вакансии в других местностях он обязан предлагать, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 ТК РФ работник должен поставить подпись:

  • под правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
  • коллективным договором.

Также работодатель вносит изменения в трудовые договоры и должен ознакомить с данными изменениями работников.

Надо ли менять или вводить в оборот документы в связи с принятием закона о применении профстандартов

Если стандарт обязателен для применения, например, это обязательно для компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, то в этом случае необходимо разработать документы, регулирующие применение стандарта в компании.

Если стандарт не обязателен, то и документы менять не обязательно.

Какие это документы?

Это локальные акты, регулирующие квалификацию работника. В разных компаниях перечень документов может быть различным:

  • должностная инструкция;
  • трудовой договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • корпоративные стандарты;
  • положение об оплате труда .

Если должность в профессиональном стандарте называется по-другому и компания решила применять профессиональный стандарт, то необходимо поменять все документы, в которых указана данная должность:

  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • договор с работником и иные.

Однако профессиональные стандарты не являются догмой, в них содержатся рекомендации, которые должны содержаться в квалификационных требованиях. Профессиональные стандарты служат для целей выработки кадровой политики компании .

Нужно ли переименовывать должности специалистов в соответствии с формулировками, приведенными в профстандартах

Обязанность переименовать должности в соответствии с профессиональными стандартами отсутствует напрямую в законодательстве. Но если компания планирует применять профессиональный стандарт, то должность стоит привести в соответствии с таким стандартом. Для этого необходимо издать соответствующий приказ.

Кроме того, с предстоящими изменениями нужно ознакомить тех сотрудников, которые задействованы в мероприятиях по переходу на профессиональные стандарты. При этом стоит обратить внимание, что законодательство не обязывает применять профессиональные стандарты в отношении всех сотрудников сразу, а, следовательно, переход на профстандарты можно сделать поэтапным и плановым.

Увольнять ли работников, не соответствующих профстандартам

В Трудовом кодексе отсутствует такое основание для увольнения работника, как «несоответствие профессиональным стандартам». Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен по инициативе работодателя в связи с его несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).

Ранее также существовала практика увольнения работника в связи с недостаточной квалификацией. Увольнение производилось по результатам аттестации.

Напомним, что аттестация в компании может проводиться двух видов:

Аттестация проводится в соответствии с положением об аттестации. В соответствии с утвержденным Положением подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для проведения аттестации, составляет списки подлежащих аттестации работников. Необходимо подготовить график проведения аттестации, список аттестуемых работников, одним из этапов подготовки к аттестации является составление характеристики, аттестационного листа или иного документа. Кроме того, важно составить вопросы, на которые сотрудники будут отвечать при проведении аттестации. Важно, что целью аттестации является не увольнение работников, а признание соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе, а также профессиональным стандартам.

Сама аттестация может проводиться в различных формах:

  • написание ответов на вопросы;
  • тестирование;
  • беседа, интервьюирование.

Если уровень квалификации работника не соответствует профессиональным стандартам и занимаемой должности, то работодатель может перевести работника на более низкую должность или даже уволить по результатам аттестации. Но сначала работодатель обязан предложить работнику все вакантные должности или работу, в том числе и нижестоящие или нижеоплачиваемые имеющиеся у него в данной местности, если иное не предусмотрено коллективным и трудовыми договорами, соглашениями (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Но все-таки, поскольку увольнение не предусмотрено при переходе на профстандарты, то целесообразно повысить квалификацию работников, скорректировать их работу в соответствии с профстандартами, ведь судебная практика в настоящее время не сформирована, а законодательство не предусматривает основание для увольнения – «несоответствие профессиональным стандартам».

В заключение необходимо отметить, что переход на профессиональные стандарты может вызвать достаточно много вопросов, поэтому лучше продумать постепенный переход на профессиональные стандарты, пересмотреть трудовые договоры и локальные акты, продумать мероприятия, которые позволят сделать переход на профстандарты безболезненным для сотрудников.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям

  • Профстандарт специалиста по управлению персоналом.pdf
  • Положение о службе персонала (бланк).doc

Приказ о разработке должностных инструкций в соответствии с профстандартами

Голосование: Профстандарты

На всех кадровых сайтах это страшное слово ПРОФСТАНДАРТ Все или безграмотны, или банально на этом наживаются.

Вот прекрасный пример откровенного вымогательства денег: http://профстандарт-бухгалтера.рф/
Ребята выдают типа сертификаты соответствия профстандартам. Не делают они при этом ничего вообще. Никакого обучения, ничего. Они просто просят вас принести им диплом и трудовую с опытом, и на основании этих документов дают вам бумаажку, что у вас есть образование о опыт работы. Наглость запредельная просто. Но кто-то ж ведется.

А для госорганизаций, как и для всех прочих после 01.07.2016 ничего изменится скорее всего (во всяком случае в проекте постановления правительства по применению профстандартов бюджетниками в части обязательности применения профстандартов дублируются нормы ТК). Мы государственная бюджетная организация, учредитель Минсельхоз и в срок до 20.05 должны представить им план-график перехода на профстандарты с указанием сроков перехода по отдельным категориям работников. Кроме того, еще и план на 2 года по переподготовке кадров, чьи квалификационные требования не соответствуют требованиям ПС.
Вот и думайте сами, изменится для госорганизаций что-то с 01.07 или нет. Приходится во все это вникать, внедрять, да еще и отчитываться будем каждый год. Вот так вот.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Мы государственная бюджетная организация, учредитель Минсельхоз и в срок до 20.05 должны представить им план-график перехода на профстандарты с указанием сроков перехода по отдельным категориям работников И? Ваш учредитель дал Вам указание использовать профстандарты. Это решение Вашего учредителя. Он полностью в своем праве. Так может поступить и учредитель любой коммерческой организации. Из этого вовсе не следует, что закон предусматривает безусловную обязанность для кого-либо применять профстандарты.

С тем же успехом завтра Ваш учредитель может установить для вашего учреждения обязанность брать на работу только специалистов, владеющих языком суахили. Это тоже его право. Но это вовсе не значит, что такая обязанность следует из закона.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

И? Ваш учредитель дал Вам указание использовать профстандарты. Это решение Вашего учредителя. Он полностью в своем праве. Так может поступить и учредитель любой коммерческой организации. Из этого вовсе не следует, что закон предусматривает безусловную обязанность для кого-либо применять профстандарты.

С тем же успехом завтра Ваш учредитель может установить для вашего учреждения обязанность брать на работу только специалистов, владеющих языком суахили. Это тоже его право. Но это вовсе не значит, что такая обязанность следует из закона. ну, во-первых, это не прихоть нашего учредителя, а прихоть Правительства РФ. и делают это все государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, я ведь и не говорю, что мне это все нравиться и кажется логичным, не из тупого подчинения и собственной безграмотности это делается.
Мыслите шире. Придумали наши законодатели всю эту канитель, столько денег, времени и трудозатрат. И что? На полку это сложить пылиться? Им ответная реакция нужна, а от кого её ждать? От шаражек-монтажек всяких, ООО и т.п. Нет, конечно, чихали они на законы (да простят меня сотрудники таких шаражек. Не все такие, но мне приходилось сталкиваться с такиииим беспределом, ну не об этом). Ответочку можно дождаться, а точнее в приказном порядке добиться, от госсектора. Запросы разослали и попробуй, не сделай. Бюждетик на следующий год пострадать может, да и как на официальный запрос не ответить? Вот и плюхаемся.
А мое личное мнение. Я 16 лет работаю в кадрах, и переход с КЗоТ на ТК, и с тарифной сетки на НСОТ пережила, но такого идиотизма еще не было. Но процесс запущен и кто-то будет заниматься этой, простите, хренью всё-равно. Не рассосется само никак.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

ну, во-первых, это не прихоть нашего учредителя, а прихоть Правительства РФ Покажете мне соответствующий нормативный акт Правительства РФ? Если нет (а я Вам и так скажу, что его не существует), то вопрос считаю закрытым. Более Правительство РФ как раз таки в силу полномочий, предоставленных ему ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, имеет возможность устанавливать особенности особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. То есть Правительство могло предусмотреть на нормативном уровне обязанность государственных учреждений применять профстандарты. Однако оно этого не сделало и, судя по проекту соответствующего нормативного акта, размещенного на регулейшене, делать не планирует. Это к вопросу о Ваших способностях "мыслить шире".

И да, я в курсе актуальных трендов в вопросах применения профстандартов госучреждениями. И про разработки планов-графиков их внедрения до 20 мая - тоже. Только еще раз повторяю, не надо путать требования по внедрению профтсандартов, исходящие от учредителя, с требованиями по применению профстандартов, установленные законом. Эти требования имеют совершенно различные правовые последствия. В том числе в части инструментов, которые работодатель вправе применять для их исполнения.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

ну, во-первых, это не прихоть нашего учредителя, а прихоть Правительства РФ Покажете мне соответствующий нормативный акт Правительства РФ? Если нет (а я Вам и так скажу, что его не существует), то вопрос считаю закрытым. Более Правительство РФ как раз таки в силу полномочий, предоставленных ему ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, имеет возможность устанавливать особенности особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. То есть Правительство могло предусмотреть на нормативном уровне обязанность государственных учреждений применять профстандарты. Однако оно этого не сделало и, судя по проекту соответствующего нормативного акта, размещенного на регулейшене, делать не планирует. Это к вопросу о Ваших способностях "мыслить шире".

И да, я в курсе актуальных трендов в вопросах применения профстандартов госучреждениями. И про разработки планов-графиков их внедрения до 20 мая - тоже. Только еще раз повторяю, не надо путать требования по внедрению профтсандартов, исходящие от учредителя, с требованиями по применению профстандартов, установленные законом. Эти требования имеют совершенно различные правовые последствия. В том числе в части инструментов, которые работодатель вправе применять для их исполнения. Нормативный акт Правительства, как раз таки существует. Отправила бы, но не на работе. И никто из них не требует применять профстандарты, не обязательные к применению, просто просят отчитаться за их внедрение. И учредитель это просит по поручению Правительства.
И да, я ничего не путаю. Мы так и планировали, внедрять только обязательные для применения, хотя и таковых у нас не мало, но, похоже, не отделаемся только этим. Завтра учредитель наш проводит консультационный семинар, после него станет яснее, что они задумали. По крайней мере, я на это надеюсь. А Вы, похоже, знаете обо всем этом только из статей в инете. И, явно, не в госучреждении работает. Посмотрела бы я, как Вы стали бы с пеной у рта доказывать Правительству, что ничего не должны делать.
Спасибо за диалог, но имею желание его прекратить, так как разговариваем мы "на разных языках".

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

ну, во-первых, это не прихоть нашего учредителя, а прихоть Правительства РФ Покажете мне соответствующий нормативный акт Правительства РФ? Если нет (а я Вам и так скажу, что его не существует), то вопрос считаю закрытым. Более Правительство РФ как раз таки в силу полномочий, предоставленных ему ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, имеет возможность устанавливать особенности особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. То есть Правительство могло предусмотреть на нормативном уровне обязанность государственных учреждений применять профстандарты. Однако оно этого не сделало и, судя по проекту соответствующего нормативного акта, размещенного на регулейшене, делать не планирует. Это к вопросу о Ваших способностях "мыслить шире".

И да, я в курсе актуальных трендов в вопросах применения профстандартов госучреждениями. И про разработки планов-графиков их внедрения до 20 мая - тоже. Только еще раз повторяю, не надо путать требования по внедрению профтсандартов, исходящие от учредителя, с требованиями по применению профстандартов, установленные законом. Эти требования имеют совершенно различные правовые последствия. В том числе в части инструментов, которые работодатель вправе применять для их исполнения. Нормативный акт Правительства, как раз таки существует. Отправила бы, но не на работе. И никто из них не требует применять профстандарты, не обязательные к применению, просто просят отчитаться за их внедрение. И учредитель это просит по поручению Правительства.
И да, я ничего не путаю. Мы так и планировали, внедрять только обязательные для применения, хотя и таковых у нас не мало, но, похоже, не отделаемся только этим. Завтра учредитель наш проводит консультационный семинар, после него станет яснее, что они задумали. По крайней мере, я на это надеюсь. А Вы, похоже, знаете обо всем этом только из статей в инете. И, явно, не в госучреждении работает. Посмотрела бы я, как Вы стали бы с пеной у рта доказывать Правительству, что ничего не должны делать.
Спасибо за диалог, но имею желание его прекратить, так как разговариваем мы "на разных языках".

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Нормативный акт Правительства, как раз таки существует. Я Вам даже больше скажу: существует много нормативных актов Правительства. Не существует нормативного акта, который бы устанавливал обязанность по применению профстандартов.

Мы так и планировали, внедрять только обязательные для применения, хотя и таковых у нас не мало, но, похоже, не отделаемся только этим. Если профстандарты обязательны для применения, то их надо не внедрять, а применять, причем уже сейчас, а не с 1 июля. С 1 июля в этой части ничего не изменится. 122-ФЗ никаких новых случаев обязательности применения профстандартов не устанавливает.


Посмотрела бы я, как Вы стали бы с пеной у рта доказывать Правительству, что ничего не должны делать.
Спасибо за диалог, но имею желание его прекратить, так как разговариваем мы "на разных языках".
Это не мы разговариваем на разных языках, это Вы очень плохо читаете текст, написанный вроде как на русском. Иначе я не могу объяснить, где Вы в моих ответах нашли указание на то, что ничего не нужно делать. Если Ваш учредитель поручил Вам обеспечить внедрение профстандартов - Вы обязаны выполнить поручение учредителя. Я лишь указыванию на тот факт, что установленная законом обязанность по применению профстандартов и поручение учредителя по их внедрению - это разные вещи и имеют они различные правовые последствия. Если какого-то из этих слов в Вашем языке не хватает, я могу попробовать пояснить.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Эти профстандарты уже все нервы вытрепали! Как понапридумывают. В своей организации пока в соответствие с профстандартом приводим должность Специалиста по охране труда. Она давно уже должна была так называться, но спохватились только сейчас. В общем, коллеги, помогите, кто чем сможет, в разборе.
Если я изменяю в должностной инструкции лишь требование к образованию, ну и так чуток подкорректирую некоторые места. В целом основная функция остается такой же. То процедуру можно оформить как просто переименование должности, так ведь? Ведь в данном случае профстандарт используется только в части требований к образованию, ну и наименование должности, остальное на наше усмотрение?
Если же все таки нужно делать переводом, то скажите - уведомлять работника о таком переводе нужно за 2 месяца? или просто за пару недель предупредить, заключить доп.соглашение, приказ и дело сделано?
Запуталась в конец.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Если в Вашей жизни пошел дождь, сосредоточьтесь на цветах, которые зацветут благодаря этому дождю.

Она давно уже должна была так называться Нет такой обязанности.

То процедуру можно оформить как просто переименование должности, так ведь? Как изменение условий трудового договора.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.


Нет такой обязанности. Так лагерь поделился на двое. Ст. 217 ТК РФ говорит о том, что к специалисту по ОТ применяется требование в части образования. Это значит что наименование должности такого специалиста должно соответствовать классификатору или Профстандарту, а так же в части образования этого специалиста применение профстандарта обязательно. Это пишут и ГИТ и "на каждом углу" можно сказать. Есть четкое указание в ст. 195.3 тк рф на то что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.Есть требование к образованию - все, значит встряли использовать ПС в части образования и должность обозвать как в справочнике или этом самом ПС.
Ну в общем ладно, если вы решили, что применять не нужно, то не применяйте. Я делаю это только там, где уж точно надо.


Как изменение условий трудового договора. То есть все таки как переименование должности. В ШР просто переименовали, с работником ДС заключили и ладушки?

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Если в Вашей жизни пошел дождь, сосредоточьтесь на цветах, которые зацветут благодаря этому дождю.

Ст. 217 ТК РФ говорит о том, что к специалисту по ОТ применяется требование в части образования Ну там вообще, весьма своеобразная формулировка, если Вы ее читали.

Есть четкое указание в ст. 195.3 тк рф Начнем с того, что ст. 195.3 покамест даже не действует.

Есть требование к образованию - все, значит встряли использовать ПС в части образования и должность обозвать как в справочнике или этом самом ПС. Ну, вообще-то, это значит совсем не это. Если в законе есть требования к образованию, то профстандарт обязателен в части именно этих, установленных законом требований. Это вовсе не значит, что все требования из профстандарта от этого становятся обязательными.

Это пишут и ГИТ и "на каждом углу" можно сказать. Серьезно? А мужики-то и не знают.


Работаю в ГКУ инженером по технике безопасности с 2011 года. В штате 94 человек - 8 водителей, 2 тракториста, 65 уборщиков территории. Встал вопрос о том, что моей должности нет в справочнике по профессиям. Что делать? Как переименовываться? Начальник считает, что её и не должно быть, т.к. у нас нет производства. Что делать?

Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. В остальных случаях работодатель вправе самостоятельно определять наименования должностей в штатном расписании.
По должности "специалист по охране труда", которая предполагает выполнение функций по обеспечению соблюдения требований охраны труда, осуществлению контроля за их выполнение, специальных гарантий и льгот не предусмотрено. Поэтому в настоящее время Вы можете не предпринимать действий, направленных на изменение штатного расписания и трудового договора в части наименования должности.
При этом, учитывая, что работа по должности в соответствии со штатным расписанием является трудовой функций работника, изменение наименования должности (с "инженер по технике безопасности" на "специалист по охране труда") осуществляется по соглашению между работником и работодателем.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.


В связи с изменением с 01.07.2013 в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) названия должности "Инженер по охране труда" на "Специалист по охране труда" обязано ли предприятие переименовывать у себя эту должность? Правомерно ли требование организации, проводящей специальную оценку труда - "привести в соответствие с ЕКС название указанной должности?

Работодатель не обязан изменять наименование должности, поскольку с должностью специалиста по охране труда не связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Требование организации, проводящей СОУТ, вероятно основано на том, что должность специалиста по охране труда указана в ТК РФ (в частности, в ст. 217 ТК РФ). При этом полагаем, что требование о переименовании должности не обязательно к исполнению.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.


Институт дополнительного профессионального образования оказывает образовательные услуги по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области охраны труда. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 559н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", в котором прописаны квалификационные требования к руководителям и специалистам служб охраны труда, данная категория работников должна иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям), либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда. Но в этом же Приказе (п. 5) - говорится и о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. В Постановлении Минтруда РФ от 08.02.2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" (с изменениями и дополнениями согласно приказу Минтруда РФ от 12.02.2014 г. N 96), п. 17 "На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда)". Нужно ли руководителям и специалистам служб охраны труда на промышленных предприятиях и организациях проходить профессиональную переподготовку по охране труда, если у данной категории нет специального профессионального образования по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям). Какой из документов является основным и чьи рекомендации (Минздравсоцразвития России или Минтруда РФ) для нас будут являться основополагающими в решении данного вопроса?

1. Необходимость подготовки (переподготовки) работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Квалификационные характеристики по должности "специалист по охране труда", указанные в приказе Минздравсоцразвития от 17.05.12 N 559н, могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
2. Квалификационные требования к должности должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Поскольку с должностью "специалист по охране труда" не связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то квалификационный справочник в отношении квалификационных требований к указанной должности носит рекомендательный характер.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14 содержит указанные рекомендации, в том числе в отношении квалификационных требований по должности специалиста по охране труда.
С учетом изложенного, полагаем, что работодатель вправе руководствоваться обоими нормативными актами, но, по сути, они носят рекомендательный характер.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
На основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 217 ТК РФ).
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (п. 17 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14).
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н) установлены следующие требования к квалификации по должности "Специалист по охране труда":
Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
В соответствии с п. 1, 4, 5, 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В соответствии с п. 2 раздела 1 приказа Минздравсоцразвития от 17.05.12 N 559н квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Согласно п. 5 раздела 1 приказа Минздравсоцразвития от 17.05.12 N 559н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.


Со мной был заключен трудовой договор при приеме на работу в качестве инженера по охране труда до 01.07.2013 г. В связи с вступлением в законную силу приказа Минздравсоцразвития РФ N 559н обязан ли работодатель изменить формулировку в трудовом договоре на специалиста по охране труда? Каким документом при этом руководствоваться? Каким образом может повлиять формулировка инженер по охране труда в трудовой книжке при выходе на пенсию, если с 01.07.2013 г. квалификация инженера по охране труда отменена?

Работодатель не обязан изменять наименование должности в связи с утверждением квалификационных характеристик должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда. Это следует из ст. 57 ТК РФ. Поскольку должность специалиста по охране труда не поименована в списках должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, наименование должности инженера по охране труда никак не повлияет при назначении пенсии по старости по достижении Вами пенсионного возраста.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательным условием для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.


Таким образом, из представленных суду материалов следует, что в ООО "Аэропорт Бугульма" на момент проверки имелась служба (группа) охраны труда и имелся действующий специалист службы охраны труда - инженер по охране труда и окружающей среды, должностная инструкция которого представлена суду.

Само по себе иное наименование должности специалиста по охране труда при идентичных специалисту по охране труда должностных обязанностях не является нарушением правил охраны труда и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. "данные изъяты" ст. "данные изъяты" КоАП РФ.
Решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 06 марта 2014 г. по делу N 12-38/2014

Я делаю это только там, где уж точно надо. А, ну если точно, тогда конечно.

То есть все таки как переименование должности. В ШР просто переименовали, с работником ДС заключили и ладушки? Если работник согласится. Ну и если вы что-то меняете в ди в части выполняемых работником обязанностей, то это, очевидно, тоже должно быть предметом соглашения.

Резюмируя, получается, что коммерческой организации нужно сделать:
1. Взять штатку и проверить наличие профстандартов для все должностей (профессий), которые в ней имеются.
2. Для тех должностей (профессий), трудовая функция которых описана в профстандартах, прописать в должностную инструкцию требования об образовании.
3. Далее приказы-шмриказы и т.д.
Так? Это всё, что я смогла вычленить из Ваших разговоров и из прочитанной литературы и НПА. Что-то еще?

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Nimphelos, научите, ради Бога, нас, неграмотных!

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Да ничего не надо делать нового по сравнению с тем, что уже и так делается сейчас. Ни один профстандарт, ни в одной части не станет обязательным с 1 июля, если он не является обязательным уже сейчас. Коммерческой организации нужно читать закон и смотреть, есть ли в нем указания на обязательность применения профстандартов напрямую. Так, например, такая обязанность установлена для всех образовательных организаций в отношении всех работников. Для всех организаций в отношении работников, занимающих должности, по которым законом установлены льготы и ограничения. Кроме того, всем работодателем уже сейчас необходимо выполнять требования законов в отношении квалификации работников, если такие требования установлены. Ничего нового с 1 июля в этой части опять же не случится. Профстандарты нужно будет исполнять только в части тех требований, которые и так уже сейчас установлены законом, который, блин, нужно выполнять. Все.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться .

© 2006—2016, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Кадровые решения».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.