Руководства, Инструкции, Бланки

Трудовой Договор С Курьером Разъездной Характер Работы Образец img-1

Трудовой Договор С Курьером Разъездной Характер Работы Образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1710 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ВЫЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ ИЛИ КОМАНДИРОВКА - Главная тема - Каталог статей - Электронный журнал ГК ФИН-АУДИТ

Каталог статей

Трудовой кодекс РФ в некоторых своих нормах упоминает о таком характере работы, как "разъездной, подвижной, в пути", а также "другой характер работы".

Впервые речь об этом заходит в ст. 57 ТК РФ об условиях, которые указываются в трудовом договоре. Так, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), обязательны для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Однако подробно данные понятия ТК РФ не расшифровывает.

Как правило, разъездной считается работа. при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации, но у него есть стационарное рабочее место, он получает задание и отчитывается в месте расположения организации. Обычно сотрудник выполняет свои должностные функции на близлежащей территории, поэтому у него есть возможность каждый день возвращается к месту своего проживания. Типичные профессии с разъездным характером работы: курьер, страховой агент, торговый агент, торговый представитель, водитель и пр.

Подвижной характер работы характеризуется мобильностью рабочего места, перемещаемого в пространстве. При подвижном характере работы рабочее место работника перемещается, но трудовая функция выполняется не в пути, а на различных отрезках пространства. При этом для данных видов работ одинаково характерны как наличие возможности ежедневного возвращения к месту жительства, так и отсутствие такой возможности (в данном случае речь может идти о вахтовом методе работы). Примеры таких работ: строительство дорог, трубопроводов и пр.

Работа в пути характерна для профессий, основные функции которых выполняются при самом движении транспортного средства. Кроме того, у работника, как правило, отсутствует возможность каждый день возвращаться к месту проживания. Типичные профессии, связанные с работой в пути: проводник поезда, контролеры пассажирского транспорта, кондукторы, водители, постоянно работающие на междугородних перевозках, производители путевых работ, рабочие, занятые на путевых работах, начальники экспедиций специальных морских проводок речных судов, инженеры-инспекторы речных инспекций и пр.

На практике, возникает вопрос как быть с такими должностями как юристы, помощники и советники руководителя, консультанты, ревизоры, аудиторы и др, которые в силу своих должностных обязанностей вынуждены часто находится вне своего постоянного места работы например, присутствовать на конференциях, судебных заседаниях, заседаниях круглого стола, выездных семинарах, проверках и пр. которые далеко не всегда находятся в том же населенном пункте, что и месторасположение работодателя и место жительства работника.

Выездной характер работы предполагает:
- частые командировки-выезды работника за пределы расположения организации, в том числе как с возможностью ежедневного возврата к месту проживания, так и без таковой;
- выезды, связанные с необходимостью осуществления части трудовых функций работника;
- количество, дальность поездки, количество времени отсутствия заранее запланировать удается нечасто, в связи с чем такую работу нельзя соотнести с плановым заданием работника на определенный период (квартал, например);
- выезды могут (в зависимости от обстоятельств) осуществляться как на служебном транс-порте, так и на личном транспорте работника или общественном.

Если таких выездов немного, то речь идет об обычном характере работы с наличием командировок. Но что делать, когда выезды занимают более половины рабочего времени?

В данном случае можно говорить о таком характере работы, как выездной. Но возникает вопрос как соотнести данный характер работы с каждым из вышеуказанных характеров, которые мы рассмотрели выше. Необходимо ли отражать данный характер работы в трудовом договоре, а также предоставлять работнику различные гарантии и компенсации?

Законодатель не закрепляет императивно характер работы за конкретными профессиями или должностями, а предоставляет работодателям право самостоятельно определить в своем локальном акте (коллективном договоре, соглашении), работа каких работников в силу их трудовых функций, должностных обязанностей носит разъездной характер, характер работы в пути или подвижной характер. Примечательно, что установленная градация будет действовать только в рамках указанного конкретного предприятия. У другого работодателя те же работы или должности могут быть отнесены (или не отнесены) к другим видам характера работы.

Как назвать выездной характер работы в трудовом договоре и локальном акте?

Перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работников, работающих в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).

Нормы ч. 2 ст. 57 ТК РФ, требуют указывать в трудовом договоре работника условия, оп-ределяющие в необходимых случаях характер работы, и в качестве примера приведен не-полный, открытый перечень ". подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы. ". Однако указание «другого характера работы» - в нашем случае выездного - в дальнейшем может создать препятствия в применении положений ст. 168.1 ТК РФ о возмещении понесенных расходов сотрудником, так как используемое значение выездного характера не соответствует общепринятому значению.
Использование собственного понятия для особого характера работы может создать трудности в обосновании организацией расходов по возмещению работникам расходов, связанных со служебными поездками. Поэтому, исходя из более близкого по смыслу значения выездной характер работы можно и целесообразнее отнести к разъездному характеру работы.

При рассмотрении критериев признания работы разъездной интерес представляет Письмо Роструда от 12.12.2013 N 4209-ТЗ, в котором указывается, что, если трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах, работодатель вправе установить такому работнику разъездной характер работы с возмещением соответствующих расходов, предусмотренных ст. 168.1 ТК РФ.

Что придется компенсировать работнику с выездным/разъездным характером работы?
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Из положений ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ следует, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Как правило, работникам в локальном акте устанавливается надбавка за указанный характер работы в твердой денежной сумме по каждой из указанных в локальном акте должностей.

Чем грозит неотнесение должности с постоянными служебными выездами к разъездному характеру работы?

Риск 1:постоянное оформление командировок такому работнику практически на каждый выезд в другой населенный пункт.

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

Мало того, что оформление командировки каждый раз требует временных и трудовых затрат (согласования с руководством, выделения денежных средств и т.д.), работнику и работодателю придется заняться еще и сбором различных документов, подтверждающих расходы работника. Поскольку это будет происходить очень часто, велика вероятность путаницы, утраты части документов, ошибок в подсчетах и, как следствие, привлечения работника к материальной ответственности.

Риск 2:судебный спор работника с работодателем об обязании возместить расходы,указанные в ст. 168.1 ТК РФ (чаще всего - о взыскании надбавки за разъездной характер работы).

В случае невыплаты надбавки работнику по должности, предусмотренной в локальном акте, который регулирует доплаты и надбавки за работу с разъездным характером (то есть расходы, предусмотренные ст. 168.1 ТК РФ), может возникнуть риск обращения работника в суд с иском о доначислении и взыскании надбавки за разъездной характер работы по фактически выполняемым функциям (обратите внимание на Апелляционное определение Орловского областного суда от 03.07.2014 по делу N 33-1429).

Какие риски возникают при неоформлении командировок на выезд работника и одновременном неотнесении должности к разъездному характеру работы?

Риск 1:судебный спор о взыскании командировочных расходов.Если командировка работодателем вообще никак не оформлялась, работнику будет чрезвычайно сложно доказать свои финансовые требования даже при доказанности нахождения его вне своего рабочего места и выполнении там своих служебных обязанностей (обратите внимание на Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.08.2014 по делу N 33-10968/14).

Риск 2:отказ работника от выездасо своего непосредственного рабочего места с аргументацией, что его трудовым договором и должностной инструкцией не предусмотрено выполнение должностных обязанностей за пределами офиса, на территории сторонних организаций, а командирование его туда ничем не подтверждается. И в этом работник окажется прав. Такой отказ может не только сорвать производственные планы работодателя, но и спровоцировать конфликт между работодателем и работником, последствия которого трудно предугадать.

Что ждет работодателя при невключении условия о разъездном характере работы в трудовой договор работника?

Риск 1:работодатель рискует быть привлеченным к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 настоящей статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до 5000 руб. на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (Обратите внимание на Решение Московского областного суда от 24.06.2014 по делу N 21-590/2014).

Риск 2:ошибочная выдача предписания государственным инспектором труда.

Усмотрев отсутствие условия о разъездном характере работы в трудовом договоре с работником, государственный инспектор труда может квалифицировать недоплату работнику расходов, связанных с командировкой (предусмотренных ст. 168 ТК РФ). Между тем работодателю придется приводить иные доказательства того, что фактически работнику производится доплата надбавки за разъездной характер работы, производимой в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ (Обратите внимание на Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.05.2012 по делу N 33-4695/2012).

Видео

Другие статьи

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы ( разъездная работа, подвижной характер работы, работа, осуществляемая в пути ) и место рабо

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Трудовое право Как правильно указать в трудовом договоре характер работы ("разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути") и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

Как правильно указать в трудовом договоре характер работы ("разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути") и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работа водителя, занятого на регулярных междугородных перевозках, носит характер осуществляемой в пути. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 57 и частью второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовым договором. Законодательного определения понятий "разъездная работа", "подвижной характер работы", "работа, осуществляемая в пути" нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы. Однако содержание указанных понятий не раскрывает.
В отраслевых актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы (смотрите, например, примечание к п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3; п. 1 и п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, смотрите также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).
На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоянного, стационарного рабочего места, но есть возможность ежедневного возвращения к месту жительства. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители. При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Местом работы в этом случае является какая-либо территория. Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников и т.п.
В рассматриваемой ситуации работа водителя заключается в управлении движущимся транспортным средством и перевозке грузов на дальние расстояния, в результате чего он не имеет возможность ежедневного возвращения к месту жительства, поэтому его работа носит характер осуществляемой в пути. Аналогичное положение содержится в приложении N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков", где водители грузовых автомобилей, работающие на регулярных междугородных перевозках, отнесены к работникам, постоянная работа которых протекает в пути.
Что касается условия трудового договора о месте работы, то согласно абзацу второму части второй ст. 57 ТК РФ оно является одним из обязательных для включения в трудовой договор. Также частью четвертой ст. 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, в том числе и об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте.
Из чего следует, что уточнение места работы до его конкретного местонахождения является правом, а не обязанностью сторон. В общем же случае трудовой договор в качестве условия о месте работы должен содержать лишь условие о местности (определенный населенный пункт в соответствии с утвержденным административно-территориальным делением), в которой находится работодатель.
Также трудовое законодательство различает понятия "рабочее место" и "место работы". Рабочее место - это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации, то есть где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть шестая ст. 209 ТК РФ). То есть транспортное средство является рабочим местом водителя.
При этом, как указывалось выше, обязательным для включения в трудовой договор является лишь условие о месте работы (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Таким образом, указывать в трудовом договоре марку, регистрационный номер автомобиля не требуется. В трудовом договоре водителя в качестве условия о месте работы необходимо указать определенную местность, в которой находится работодатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

20 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Разъездной характер работы

Разъездной характер работы

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12

Согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути), подлежат обязательному включению в трудовой договор. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение работы, имеющей разъездной характер. Кто же такие "разъездные работники"? Курьеры? Водители? Или, может, экспедиторы? Попробуем разобраться.

Признаки разъездного характера

Как известно, служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Сразу же напомним определение служебной командировки. Это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
Теперь рассмотрим те нормативно-правовые акты, где приведена хоть какая-то характеристика разъездной работы. Так, согласно п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС (утв. Приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3) разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Теперь обратимся к Положению о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87. В нем указано, что подвижной характер работ связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. При этом разъездной характер работ устанавливают сотрудникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.
Среди специалистов бытует и такое определение разъездной работы: это работа, выполнение которой связано с перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам либо от одного населенного пункта к другому.
С точки зрения чиновников, работа в следующих должностях и отраслях может носить разъездной либо подвижной характер:
- некоторые работники эксплуатационных предприятий и организаций связи (Перечень должностей, профессий и категорий работников эксплуатационных предприятий и организаций связи, которым выплачивается надбавка за разъездной характер работы, утвержденный Приказом Минсвязи СССР от 14.02.1961 N 88);
- некоторые работники речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог (Перечни профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579);
- экспедиторы; работники, занятые на техобслуживании и ремонте автотранспортных средств на линии; работники, непосредственно занятые организацией и контролем за работой транспорта на строительных объектах (Перечень профессий, должностей и категорий работников автомобильного и железнодорожного транспорта, занятых в строительно-монтажных организациях Министерства энергетики и электрификации СССР, которым выплачиваются надбавки за разъездной характер работы и за служебные поездки в пределах обслуживаемых ими участков, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.10.1988 N 554/25-39);
- экипажи судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности (Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2007 N Ф03-А24/07-2/1487, ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2007 N А42-2218/2006, а также ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2006 N Ф08-801/2006-351А);
- менеджеры-экспедиторы (Постановления ФАС Московского округа от 12.10.2006 N КА-А40/9961-06, 22.09.2006 N КА-А40/9065-06).
Учтите, что разовые поездки сотрудников к разъездному характеру работы не имеют никакого отношения. Например, поездки водителей грузовых автомобилей, которые не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, следует рассматривать как служебные командировки (Письмо Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168).
Получается, что отличие разъездной работы от командировок в следующем: разъездная работа непосредственно входит в составную часть трудовой функции работника.
На основании сказанного определим, что разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок. Таким образом, "разъездными" работниками являются курьеры, снабженцы, торговые агенты, почтальоны и т.д.
К работе, осуществляемой в пути, относится работа, выполняемая при движении транспортного средства. Работниками "в пути" считаются, например, проводники, экспедиторы, кондукторы.
Подвижной характер работы связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. Поэтому "подвижными" работниками можно назвать лесозаготовителей, строителей, монтажников и т.д.

Согласно ст. 168.1 Трудового кодекса РФ конкретный перечень работ, профессий, должностей разъездных работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (см. пример 1). На наш взгляд, лучше всего закрепить этот перечень в приказе, поскольку внести изменения в тот же коллективный договор гораздо сложнее.

Общество с ограниченной ответственностью "КУРЬЕР"
ООО "КУРЬЕР"

Об утверждении перечня должностей работников, постоянная работа которых имеет развернутый характер или протекает в пути.

Во исполнение положений ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер, считать:
- курьера.
2. Работниками, постоянная работа которых протекает в пути, считать:
- экспедитора по перевозке грузов.

Генеральный директор Аношкин С.В. Аношкин

Учтите, что на разъездной характер служебной деятельности работника должно быть указание и в его должностной инструкции (либо в приложении к трудовому договору, содержащем перечень должностных обязанностей работника). Такой вывод сделали чиновники в Письме ФНС России от 18.05.2005 N 04-2-03/67.

Судебно-арбитражная практика. Для арбитров Московского округа подтверждением разъездного характера деятельности сотрудников УП "Мосгортепло" послужили должностные инструкции указанных лиц. Представители организации отметили, что деятельность, которую осуществляет теплоснабжающее предприятие, предполагает большое количество поездок работников в пределах города для заключения договоров теплоснабжения, снятия показаний счетчиков, мелкого ремонта тепло- и электросетей, что и было зафиксировано в должностных инструкциях работников (Постановление ФАС от 02.02.2006 N КА-А41/14222-05).

Подведем небольшой итог сказанному. Итак, если в организации работают "разъездные" сотрудники, то при проверке трудовые и налоговые инспекторы могут потребовать:
- трудовой договор, где указано на разъездной характер работы;
- должностные инструкции, в которых прописаны обязанности сотрудника, связанные со служебными поездками;
- приказ, где закреплен перечень "разъездных" работников;
- коллективный договор или положение о поездках работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, где утверждены конкретные размеры и порядок возмещения затрат, связанных со служебными поездками.

Для некоторых категорий работников Трудовой кодекс предполагает некие гарантии и компенсации, связанные с "нестандартными" условиями их работы. Поскольку "разъездных" работников по праву можно отнести к таким "особым" категориям, для них существует два вида компенсационных выплат (см. схему).

Первые - это выплаты, связанные с особыми условиями труда, которые являются элементами оплаты труда (ст. 129 ТК РФ).
Второй вид компенсаций - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
Рассмотрим их подробнее.

Еще в 2004 г. Постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60 был отменен единственный нормативный акт, регулирующий порядок выплаты и размер надбавок за подвижной и разъездной характер работы. Речь идет о Постановлении от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации".
В настоящее время размеры надбавок зависят исключительно от "щедрости" руководства организации. Правда, при установлении "разъездных" доплат работодателям, не отказавшимся от присоединения к отраслевому соглашению, придется еще учесть и его положения (ст. ст. 8, 45 и 48 ТК РФ).

Перечень Отраслевых соглашений, в которых прописаны
положения о доплатах и надбавках за разъездной характер
работы


Старцев
Ответственное лицо: ------------- В.И. Старцев

Милохов 16.12.2008
Проверил: Начальник отдела N 2 ------------- С.А. Милохов ----------

Нередки случаи, когда работникам вменяется заполнение отчетов о служебных поездках. Все эти документы организация разрабатывает самостоятельно с учетом своих потребностей.

Справка. Учтите, что документы, для которых не предусмотрена унифицированная форма, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"):
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.

Для учета денежных средств, связанных со служебными поездками, достаточно составить авансовый отчет по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55. Далее этот отчет проверяется в бухгалтерии и утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. При этом остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации, а перерасход выдается подотчетному лицу.

Справка. Не забывайте, что компенсация расходов сотрудников, чья работа носит разъездной характер, не может быть произведена на основании командировочного удостоверения (Письмо Минфина России от 25.10.2007 N 03-03-06/1/735). Ведь, как мы уже писали, служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

С.С.Полятков
Главный бухгалтер
ЗАО "Инс-ТРЕЙД"
Подписано в печать
28.11.2008

Оглавление:
Признаки разъездного характера
Оформляем документы
Компенсационные выплаты
Надбавки
Возмещаемые расходы
Порядок возмещения

Источник публикации
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12
Название документа
Статья: "Разъездные" проблемы
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 12)
Номер в ИБ
120599

Разъездной характер работы

Трудовой договор при разъездном характере работы

Какая работа носит разъездной характер? Что писать в трудовом договоре работника, который трудится вне стен офиса и постоянно разъезжает? Разбираемся вместе.

Из этой статьи вы узнаете:
  • как составить доп соглашение о разъездном характере работ;
  • где найти образец доп соглашения о разъездном характере работ;
  • где скачать трудовой договор при разъездном характере работы.
Характер работы в трудовом договоре: как описать?

Есть виды работы, которая на постоянной основе осуществляется вне стен офиса. Это так называемый разъездной характер работы. В трудовом договоре об этом так и пишут: «Работник принимается к Работодателю для выполнения работы в качестве водителя легковых автомобилей (разъездной характер работы)».

Зарегистрируйтесь. чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 кадровых документов

Другие виды работы с разъездным характером – это, например, труд наладчиков производственного оборудования, работников связи, городского хозяйства, курьеров и т. п.

Таким образом, разъездной характер работы предполагает труд на объектах, значительно удаленных от места размещения работодателя; или многочисленные периодические поездки в пределах населенного пункта – на основании поручений работодателя.

Условие о разъездном характере работы является определяющим. Поэтому, согласно статье 57 Трудового кодекса, является обязательным и всегда прописывается в трудовом договоре. Трудовой договор при разъездном характере работы будет содержать все те же пункты, что и «обычный» трудовой договор. Единственные отличия – дополнительные пункты о том, что это разъездной характер работы в трудовом договоре и утвержден особый порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками. Поэтому нет особого смысла искать и скачивать образец трудового договора с разъездным характером работы или образец дополнительного соглашения о разъездном характере работы. Достаточно прописать в разделе «Характер работы»:

  • разъездной характер работы (см. выше приведенную формулировку);
  • порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками (см. пример).

Образец трудового договора с разъездным характером работы может содержать следующий раздел о характере работы (выдержка):

«5. Характер работы.

5.1. Работнику устанавливается разъездной характер работы.

5.2. При выполнении Работником трудовой функции он осуществляет служебные поездки в пределах Москвы и Московской области.

5.3. Порядок оформления служебных поездок Работника, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками, установлены локальным нормативным актом, действующим в ООО «Альфа», – Положением о разъездном характере работы, утвержденном 30 июня 2012 года.

5.4. Поездки Работника, осуществляемые за пределами городов, перечисленных в пункте 5.2 настоящего трудового договора, считаются служебными командировками и оформляются в порядке, установленном законодательством России».

Возможна ситуация, когда характер работы изначально не был отражен в трудовом договоре. Как поступить кадровику в таком случае? Ответ на вопрос содержится в статье 57 ТК РФ. Можно отсутствующее условие прописать в приложении к трудовому договору или оформить дополнительное соглашение о разъездном характере работы.

Трудовой договор при разъездном характере работы

Поскольку при разъездной работе работодатель обязан компенсировать работнику его расходы, связанные с дорогой (ст. 168.1 ТК РФ ), необходимо оформить документально:

  • перечень работ, профессий и должностей, связанных с разъездным характером работы (как приложение к коллективному договору или отдельный локальный нормативный акт);
  • порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками в случае разъездного характера работы (в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре).

Что писать в трудовом договоре по поводу разъездного характера работы, мы уже разъясняли. Поэтому дадим объяснение, как оформить доп. соглашение о разъездном характере работ.

Образец доп. соглашения о разъездном характере работ может содержать следующий дополнительно вносимый раздел о характере работы (выдержка):

«Альфа» («Альфа»), именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице директора Львова Александра Владимировича, действующего на основании устава, с одной стороны, и Зайцева Валентина Николаевна, именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили соглашение о следующем:

1. Изложить раздел 5 «Характер работы» в следующей редакции»:

«5.1. Работнику устанавливается разъездной характер работы.

5.2. При выполнении Работником трудовой функции он осуществляет служебные поездки в пределах Москвы и Московской области.

5.3. Порядок оформления служебных поездок Работника, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками, установлены локальным нормативным актом, действующим в ООО «Альфа»,– Положением о разъездном характере работы, утвержденном 30 июня 2012 года.

5.4. Поездки Работника, осуществляемые за пределами городов, перечисленных в пункте 5.2 настоящего трудового договора, считаются служебными командировками и оформляются в порядке, установленном законодательством России».

Вам также будут полезны материалы:

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ И ИНЫЕ АНАЛОГИЧНЫЕ РАСХОДЫ:

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

Специфика профессии оказывает значительное влияние на труд работника. В частности, для работников транспорта, дорожных служб, строителей, страховщиков, торговых агентов и т.д. характерным является разъездной характер работы. Понятно, что такие условия труда связаны с определенными неудобствами для работников, кроме того, они зачастую требуют еще и дополнительных затрат в виде оплаты проезда, стоимости жилья, питания и т.д. Такие расходы работника работодатель обязан компенсировать. Помимо этого, за разъездной характер работы фирма может предусматривать и надбавки к заработной плате.

В статье мы рассмотрим такие виды компенсационных выплат, порядок их учета и налогообложения.

Отметим, что российское законодательство сегодня не дает официального понятия того, что признается работой в пути или разъездным характером работы. В то же время практика показывает, что под работой в пути обычно понимается труд работников, осуществляющих регулярные служебные поездки, не имеющих возможности возвращаться домой ежедневно. В качестве примера можно привести водителей-дальнобойщиков, экспедиторов, членов экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, проводников железнодорожных поездов, стюардесс и т.д.

В свою очередь, под разъездным характером работы понимается работа, связанная с постоянными разъездами работников, возвращающихся домой ежедневно. К таковым относятся курьеры, торговые агенты, страховые консультанты, работники сервисных служб и пр.

Работников, чей труд протекает в пути, и тех, кто имеет разъездной характер работ, объединяет одно - и в том и в другом случае имеются регулярные служебные поездки. Причем из ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) прямо вытекает, что служебные поездки таких работников не признаются командировками.

Исключение регулярных служебных поездок из состава командировок означает, что у работодателя нет необходимости по возмещению командировочных расходов, состав которых определен ст. 168 ТК РФ.

Тем не менее возмещать расходы, связанные с разъездным характером работы или с работой в пути, работодатель обязан. На это указывают положения ст. 168.1 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан возместить работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, следующие расходы, связанные со служебными поездками:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Обратите внимание! В силу того, что перечень возмещаемых расходов, предусмотренный ст. 168.1 ТК РФ, является открытым, он может быть и расширен.

Чтобы иметь возможность выплатить работнику компенсацию "разъездных" расходов, работодателю необходимо соблюсти ряд условий.

Отметим, что если в командировку работодатель вправе послать любого работника (за некоторым исключением), то разъездной характер работы присущ только определенным категориям работников организации. В силу этого работодателю следует определить перечень работ разъездного характера, профессии или должности работников, которым фирма будет возмещать "разъездные" расходы. Этот перечень следует закрепить в коллективном договоре, соглашении либо в ином локальном нормативном документе компании, например в Положении о разъездном характере работы.

Обратите внимание! Так как законодательно перечень работ разъездного характера не определен, то при отнесении видов работ в состав работ разъездного характера организация вправе руководствоваться собственными критериями.

Там же, помимо указанного перечня, следует закрепить размеры и порядок возмещения "разъездных" расходов, определяемых компанией самостоятельно.

Кроме того, условие о выплате таких компенсационных сумм необходимо включить и в трудовой договор, заключаемый с работником. Тем более что ст. 57 ТК РФ обязывает в таких случаях условие о характере работы работника (подвижной, разъездной, в пути, иной) включать в трудовое соглашение, заключаемое с ним.

Отметим, что трудовое законодательство России делит все виды компенсационных выплат на две категории. Первая категория компенсационных выплат, связанных с условиями работы, на основании ст. 129 ТК РФ рассматривается как элемент труда работника, т.е. включается в его заработную плату.

Вторая на основании ст. 164 ТК РФ представляет собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Возмещаемые "разъездные" расходы работникам представляют собой именно компенсации, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей. Такие разъяснения следуют из Письма Минфина России от 18 августа 2008 г. N 03-03-05/87, а также из Письма ФНС России от 10 сентября 2008 г. N ШС-6-3/643@.

Отметим, что помимо возмещения "разъездных" расходов организация своим коллективным договором может предусмотреть и выплату надбавки за разъездной характер работы. Нужно сказать, что выплата таких надбавок характерна для организаций, присоединившихся к своему отраслевому соглашению (если таковое имеется).

Так, например, п. 3.6 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы, утвержденного 13 марта 2008 г. предусмотрено, что в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет:

- 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, выплачивается надбавка в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада;

- менее 12 дней в месяц - до 15% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.

В дорожных организациях за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере:

- до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда в нерабочее время от места нахождения дорожной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет не менее трех часов;

- до 15% - если время проезда составляет не менее двух часов.

Размер выплачиваемой надбавки также указывается в трудовом договоре, заключаемом с работником. Эти компенсационные выплаты с точки зрения трудового права являются элементами оплаты труда работника и, соответственно, включаются в его заработную плату.

Выплата установленной надбавки к заработной плате не требует какого-либо документального подтверждения от организации, ведь основанием для ее начисления являются нормы коллективного (трудового) договора и ее закрепленный размер, "привязанный" к тарифной сетке или окладу работника.

В отличие от надбавок за разъездной характер работ компенсации, подлежащие выплате по данному основанию, необходимо документально подтвердить. Однако какими документами это подтверждается, действующее законодательство умалчивает.

В начале статьи мы уже отметили, что регулярные поездки работников, чей труд проходит в пути или носит разъездной характер, командировками не признаются. Следовательно, применять унифицированные формы документации, оформляемые при командировании, нет оснований. Более того, сами финансисты в Письме от 19 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/250 говорят о том, что компенсация "разъездных" расходов не может быть произведена на основании командировочного удостоверения!

Но ведь любые расходы организации требуют документального подтверждения, в т.ч. и расходы, связанные с выплатой "разъездной" компенсации.

Отметим, что среди обычных фирм чаще других с компенсациями "разъездных" расходов приходится сталкиваться организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния.

По мнению автора, в такой ситуации перевозчику следует в учетной политике предусмотреть состав документов, которыми организация будет подтверждать свои "разъездные" расходы. Так, в своем внутреннем регламенте, которым компания руководствуется в целях ведения бухгалтерского и налогового учета, организация может предусмотреть, что для этих целей используется приказ (распоряжение) руководителя, в котором указывается цель служебной поездки, а также пункт назначения. При этом можно закрепить положение о том, что основанием для начисления суточных водителю является табель учета рабочего времени и путевой лист, подписанный руководителем организации. Кроме того, в состав документов, подтверждающих "разъездные" расходы, следует включить и письменный отчет водителя с приложением к нему авансового отчета. содержащего оправдательные документы о фактически произведенных расходах.

Отметим, что при наличии работников, чей труд осуществляется в пути или имеет разъездной характер работы, организациям, как правило, приходится использовать механизм подотчета, ведь компенсация выплачивается в размере фактически осуществленных расходов, размер которых заранее определить невозможно. Поэтому работникам, осуществляющим регулярные служебные поездки, организация вначале выдает денежные средства, предназначенные для покрытия указанных расходов, под отчет.

Имейте в виду, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из поездки предъявить в бухгалтерию компании отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Как следует из п. 16 ПБУ 10/99, для признания расхода в бухгалтерском учете необходимо выполнение следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Разъездной характер работы и налог на прибыль

Если расходы организации, связанные с "разъездным" характером работ сотрудников, обоснованны, связаны с деятельностью, приносящей доход, и документально подтверждены, то организация вправе их учесть и для целей налогообложения. Это вытекает из п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Причем из положений гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ вытекает, что учесть такие расходы организация может либо в составе расходов на оплату труда, либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В составе расходов на оплату труда они могут учитываться на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, в составе прочих расходов - на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Причем единого варианта налогового учета указанных расходов нет даже у самих контролирующих органов, на что указывают Письма Минфина России от 7 мая 2008 г. N 03-03-06/1/302. от 18 августа 2008 г. N 03-03-05/87.

По мнению автора, здесь налогоплательщик вправе самостоятельно решить, в составе каких расходов он будет учитывать данные суммы, выплаченные своим работникам. Применять собственную классификацию этих расходов ему позволяет п. 4 ст. 252 НК РФ.

Вместе с тем, по мнению автора, если речь идет о компенсациях, то их следует включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а при выплате надбавок за разъездной характер работы логичнее воспользоваться расходами на оплату труда.

Если организация принимает решение учитывать данные компенсационные выплаты в составе расходов на оплату труда, то при использовании метода начисления они включаются в состав расходов на оплату труда в том отчетном периоде, в котором они возникли. В соответствии с п. 4 ст. 272 НК РФ расходы по оплате труда признаются организацией ежемесячно.

В том случае, если данные компенсационные выплаты включаются в состав прочих расходов, то датой признания "разъездных" расходов налогоплательщика будет служить дата утверждения отчета сотрудника о служебной поездке. На это указывают положения пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Разъездной характер работы и НДФЛ

Выплата за разъездной характер работы производится в пользу работника организации - физического лица, который, как известно, признается налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, следовательно, бухгалтеру, производящему такие выплаты, следует определить, нужно ли удерживать налог с выплачиваемых сумм.

Как уже было указано, в силу ст. 164 ТК РФ возмещение работнику "разъездных" расходов признается компенсационной выплатой.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в т.ч. с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Следовательно, выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками категорий работников, чей труд осуществляется в пути или имеет разъездной характер, производимые в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в Письме Минфина России от 4 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/230.

Как известно, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ в состав возмещаемых "разъездных" расходов включены суточные. Однако для целей НДФЛ нормированию подлежат лишь суточные, выплачиваемые при командировках, на это прямо указано в п. 3 ст. 217 НК РФ. Так как служебные поездки сотрудников, чей труд осуществляется в пути или имеет разъездной характер, не признаются командировками, то "разъездные" суточные, установленные внутренними нормами компании, не облагаются НДФЛ даже в том случае, если они выплачиваются в размере, превышающем нормы суточных при командировании.

Напомним, что сегодня командировочные суточные, не облагаемые налогом, составляют:

- 700 руб. в сутки - при российских командировках;

- 2500 руб. в сутки - при поездках за рубеж.

Несколько иначе дело обстоит с налогообложением НДФЛ надбавок, выплачиваемых организацией за разъездной характер работы. По мнению финансистов, изложенному в Письме от 4 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/230, надбавки за подвижной и разъездной характер работ, установленные коллективным или трудовым договором, не могут рассматриваться в качестве компенсаций, предусмотренных ст. 164 ТК РФ. Они представляют собой компенсационные выплаты, являющиеся элементом оплаты труда работника, в силу чего обложение их НДФЛ производится в общем порядке. Такой же вывод следует из Писем Минфина России от 18 августа 2008 г. N 03-03-05/87. от 3 октября 2007 г. N 03-04-06-02/196. а также из Письма УФНС России по г. Москве от 17 октября 2007 г. N 21-11/099218@.

Разъездной характер работы и страховые взносы

на обязательные виды социального страхования

С 1 января 2010 г. организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов:

- на обязательное пенсионное страхование;

- на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- на обязательное медицинское страхование.

Порядок исчисления и уплаты указанных взносов регулируется нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам, признаются объектом обложения страховыми взносами.

При этом, как сказано в ст. 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для организаций и предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц по трудовым договорам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных работодателем за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (у организаций и коммерсантов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в т.ч. с выполнением работником трудовых обязанностей.

Как уже было отмечено, обязанность работодателя по выплате таких компенсаций установлена ст. 168.1 ТК РФ, ею же определен и состав "разъездных" возмещаемых расходов. Причем порядок их выплаты и размеры возмещения определяются фирмой самостоятельно и закрепляются в коллективном договоре, соглашении или ином нормативном документе компании, кроме того, эта информация вносится и в трудовой договор, заключаемый с работником.

На основании п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ у организации, производящей выплаты компенсации расходов, связанных со служебными поездками, в размерах, закрепленных внутренними нормами компании, не возникает обязанности по начислению сумм страховых взносов на обязательные виды социального страхования. Если же возмещение выплачивается в большем размере, то суммы возмещения, превышающие внутренние нормы компании, облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Выплачиваемые надбавки за разъездной характер работы облагаются указанными страховыми взносами в общем порядке. Основанием для такого вывода служит Письмо Минфина России от 3 октября 2007 г. N 03-04-06-02/196. Правда, в нем финансисты разъясняют порядок обложения надбавок за разъездной характер работы единым социальным налогом. Однако следует учитывать, что с 1 января 2010 г. уплата ЕСН фактически заменена уплатой страховых взносов на обязательные виды социального страхования.