Руководства, Инструкции, Бланки

Положение О Бланках Строгой Отчетности 2015 img-1

Положение О Бланках Строгой Отчетности 2015

Рейтинг: 4.5/5.0 (1726 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обязательные реквизиты БСО \ Консультант Плюс

Обязательные реквизиты БСО

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательные реквизиты БСО (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Обязательные реквизиты БСО

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359
(ред. от 15.04.2014)
"О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" 3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Обязательные реквизиты БСО

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС В п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359) нет указания на необходимость выделения в самостоятельно разработанном бланке строгой отчетности суммы предъявляемого к уплате НДС. В качестве одного из обязательных реквизитов названа стоимость услуги в денежном выражении.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по сделкам. Расчеты за товары (работы, услуги) наличными денежными средствами. Общая информация Кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ, обязательные реквизиты, указанные в п. 1 ст. 4.7 данного Закона.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Бланки строгой отчетности 2015: основные правила применения

Бланки строгой отчетности 2015: основные правила применения

Правила использования БСО в 2015 году не изменились и остались такими же, как в 2014 году. Основной нормативной базой по их применению остается Закон о ККТ №54-ФЗ от 22.05.03 и Постановление правительства №359 от 06.05.08 (в котором утверждено Положение о работе без ККТ). Республика Крым и город Севастополь будут применять нормы Закона о ККТ на своей территории с 01.01.2016.

Бланки строгой отчетности 2015 года выпуска, так же как и раньше, могут использоваться юридическими лицами или ИП при соблюдении нескольких условий:

- предоставляются услуги физическим лицам;

- расчет осуществляется наличными деньгами или картой;

- не используются кассовые аппараты.

Обратите внимание, что БСО при продаже товаров не применяются. А при оказании услуг населению БСО необходимы даже если предприятие на ЕНВД.

Документ, составленный на бланках строгой отчетности, выдается в подтверждение факта оплаты наличными или с помощью платежных карт. Таким образом, имеет одинаковые с кассовым чеком юридические права. Наличные расчеты всегда находятся в зоне особого контроля со стороны фискальных органов. Штрафные санкции и административные взыскания за нарушения расчетов с использованием БСО такие же, как и за ошибки предпринимателей в области применения ККТ.

Получить дополнительные разъяснения по вопросам обращения БСО в хозяйственной деятельности, можно с помощью онлайн сервиса BLANKSOMAT. Его ресурсы располагают обширной консультационной базой в области применения БСО.

С формой бланка, предприятия определяются самостоятельно с учетом требований п.3 вышеуказанного Положения. Бланки не нужно утверждать в органах государственной исполнительной власти. Исключения составляют некоторые ведомственные бланки: железнодорожные билеты, путевки, проездные билеты в городском транспорте и другие. Они разрабатываются и утверждаются профильными министерствами. Приказом Минтранса РФ № 166 от 24.06.14 для оформления расчетов за услуги платной парковки в 2014 году введена новая форма бланка.

Заверение печатью документов строгой отчетности в соответствии с п.3 «и» Положения обязательно для всех субъектов предпринимательской деятельности. Индивидуальным предпринимателям, планирующим свою работу без применения кассовой техники с использованием БСО, необходимо будет изготовить печать. Подробные разъяснения по этому вопросу дает письмо Минфина РФ № 03–01–15/2–69 от 02.03.09.

Похожие новости

БСО, БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ как применять, постановление 359

Как применять БСО, постановление 359 Можно ли самим разработать бланк строгой отчетности ?

При оказании платных услуг населению организация может вместо применения ККТ оформлять расчеты бланком строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Бланки строгой отчетности изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359

Примечание. Скачать документ по этой ссылке

О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» Правительство РФ постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

2. Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», могут применяться до 1 декабря 2008 г. если иное не предусмотрено абзацем третьим настоящего пункта.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» до вступления в силу настоящего постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного настоящим постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Зубков

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт
без применения контрольно-кассовой техники

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

2. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее документы).

3. Документ должен содержать следующие реквизиты. за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Положения:
  1. наименование документа, шестизначный номер и серия;
  2. наименование и организационно-правовая форма - для организации;
    фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
  3. место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  4. идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  5. вид услуги;
  6. стоимость услуги в денежном выражении;
  7. размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  8. дата осуществления расчета и составления документа;
  9. должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  10. иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

4. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

5. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

6. При необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами «ж» - «и» пункта 3 настоящего Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

7. Перечень сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по утверждению форм бланков документов.
Формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.

8. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения.

9. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка документа, оформляемую в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

10. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

11. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет ;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

12. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

13. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

14. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.

15. Бланки документов, поступившие в организацию (индивидуальному предпринимателю), принимаются работником, указанным в пункте 14 настоящего Положения, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков документов на учет указанным работником.

16. Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

17. Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

18. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации (индивидуального предпринимателя) и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) или индивидуального предпринимателя на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

19. Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

20. В случае применения документов наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
получает от клиента денежные средства;
называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;
подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
получает от клиента платежную карту;
заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;
подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;
в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

17 фев. 2015 22:20

ИП осуществляет услуги общепита (закуски, первые, горячие блюда и пр.) и продает разливное пиво - в бутылки и бокалы (площадь зала обслуживания посетителей до 50 м2). вопроса два:
1. какой нужно взять патент: на услуги общественного питания или на розничную торговлю
2. какие документы выдавать посетителям (за услуги общепита, при продаже пива)

11 июня 2015 5:25

Умер отец - инвалид ВОВ. Оформил документы на получение компенсации за ритуальные услуги. Указал свой лицевой счет. Однако в выплате компенсации отказали и потребовали в дополнение к представленным мною квитанций БСО еще и акты выполненных работ. Сказали: "Без актов казначейство не оплачивает" Это правомерно или нет?

Бланк строгой отчетности (БСО) в 2015 году

Бланк строгой отчетности (БСО) в 2015 году

Очень часто у предпринимателей, имеющих дело с наличностью, возникает вопросы, есть ли возможность не использовать ККТ при реализации товаров или услуг, можно ли на законном основании заменить кассовый чек каким-либо другим документом. В данной статье речь пойдет о применении бланков строгой отчетности.

Правила использования БСО в 2015 году не изменились и остались такими же, как в 2014 году. Согласно российскому законодательству при оказании услуг физическим лицам, организации и ИП имеют право не выбивать чек, а стало быть, могут не использовать кассовый аппарат. Но не все в курсе, что в этом случае вместо кассового чека предприниматель, принимая наличность, обязан выдать бланк строгой отчетности.

Бланк строгой отчетности (далее БСО) — документ, выдаваемый вместо чека ККМ при расчетах с населением за оказанные услуги.

БСО, в частности, являются:

  • железнодорожные и авиабилеты и иные проездные документы
  • туристические путевки
  • театральные билеты
  • и т. д.

БСО может применяться только при услугах населению. Согласно мнению Минфина РФ, к таковым услугам относятся виды услуг, перечисленные в ОКУН. Несмотря на то, что часть этих услуг с точки зрения Гражданского кодекса является работами, по ним все равно применяются бланки строгой отчетности.

Можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах по оказанию населению услуг, не поименованных в ОКУН (письмо Минфина России от 20 сентября 2013 г. № 03-01-15/39118). Но и ОКУН, и ОКВЭД с 1 января 2015 года отменены (п. 2–6 приказа Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст). Их заменил Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014. Он введен с 1 февраля 2014 года с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года.

В ОКВЭД2, как и в ОКВЭД, не рассматривается подробно, относится ли конкретный вид деятельности к услугам населению. Но, по мнению Минфина России, это и не нужно. Основное условие – учреждение принимает деньги не от юрлиц, а от населения, и оказывает услуги именно населению. К населению относятся граждане РФ вне зависимости от страны их проживания, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ (ст. 4 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ). Услуги населению предполагают их оказание, в том числе, гражданам со статусом ИП (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

Таким образом, у заказчика услуг не надо требовать паспорт и прочие документы, позволяющие провести его идентификацию. Достаточно, что он не предъявляет доверенность от юридического лица и не просит оформить первичные документы для своего авансового отчета. Кроме того, как и в случае с продажей товаров, необходимо руководствоваться существующими ГОСТами, поскольку именно они подробно разъясняют, что входит в ту или иную услугу.

БСО не используются при продаже товаров. Даже если согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организация или ИП имеют право не применять ККМ в случае реализации товаров, БСО не применяются.

А при оказании услуг населению БСО необходимы даже если предприятие на ЕНВД.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение), а также установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков. Данный порядок могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002—93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

До принятия Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее Положение), использовать БСО можно было только в видах деятельности, для которых утверждены соответствующие бланки. В основном это были бланки для бытовых услуг.

Новое Положение дает возможность организациям и ИП самим разрабатывать бланки и печатать их. При этом, по мнению Минфина РФ, печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Только на автоматизированных системах, которые мало у кого есть. Поэтому заказывать бланки надо в типографиях.

Возможность самим разрабатывать БСО есть не у всех. В случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО, то придется применять утвержденные бланки.

В частности к утверждаемым бланкам относятся:

железнодорожные, авиабилеты и др. документы по перевозке пассажиров

билеты на прочие пассажирские перевозки общественным транспортом (автобусные и пр.)

багажные квитанции, квитанции на провоз ручной клади

сохранная квитанция, выдаваемая ломбардами

театральные билеты и абонементы, кинобилеты

Обязательные реквизиты, которые должны быть указаны в БСО, перечислены в статье 3 Положения. Следует обратить внимание, что бланки, изготовленные типографским способом, также должны обязательно содержать реквизиты, указанные в статье 4 этого же Положения.

Бланки, применяемые до принятия нового Положения, применялись до 1 декабря 2008 года. Кроме бланков, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти (статьи 5 и 6 Положения). Поэтому применять старые формы БО в настоящее время нельзя. Но можно взять их за основу и доработать в соответствии с требованиями Положения. Изготовленные бланки не подлежат регистрации! Любые подобные требования со стороны налоговой инспекции являются незаконными!

При заполнении БСО должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии, либо бланк должен иметь отрывные части (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 Положения)

Учет БСО изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (ИП), а также скреплены печатью (штампом). Форма книги утверждается внутренними документами организации (ИП).

© 2010 Компания «Аутсорсинг»

Ноябрь, 2014 - Бланки строгой отчетности БСО в 2015 году

Ноябрь, 2014 - Бланки строгой отчетности БСО в 2015 году

Бланки строгой отчетности 2015 год

Бланки строгой отчетности в 2015 году могут использовать организации и предприниматели вместо чеков ККТ. Если вы применяете бланки строй отчетности в 2015 году, то вам не нужно иметь кассовый аппарат. Но не во всех случаях можно применять бланки строгой отчетности.

Организации и предприниматели, оказывая услуги населению, могут вместо кассовых выдавать чеков бланки строгой отчетности (БСО). Это правило относится ко всем налогоплательщикам, в том числе «упрощенцам», «вмененщикам» и тем, кто ведет свою деятельность на патенте (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

В каких случаях можно оформлять бланками строгой отчетности

Бланки строгой отчетности в 2015 году можно выдавать, только если вы оказываете услуги населению за наличный расчет. При продаже товаров, или выполнении работ физлицам, или при работе с юридическими лицами БСО применять нельзя.

Соответственно первый вопрос: что же такое «услуги населению»? Ответ содержится в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН). В нем все возможные услуги для населения разбиты на 13 групп. Каждая из этих групп содержит свои подгруппы, в которых уже перечислены конкретные виды услуг. Например, первая группа «Бытовые услуги» включает подгруппы: «Ремонт, окраска и пошив обуви», «Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий…», «Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры…». В подгруппе «Ремонт, окраска и пошив обуви» вы уже можете найти свой вид деятельности, к примеру «Ремонт обуви», и посмотреть конкретные услуги, которые в него входят.

Кроме того, специалисты финансового ведомства разрешили использовать бланки вместо ККТ и налогоплательщикам, которые оказывают услуги населению, прямо не поименованные в ОКУН, но по своему характеру относящиеся именно к таким услугам. Например, юридические и консультационные услуги, изготовление межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка и т. п. (письма Минфина России от 20.09.2013 № 03-01-15/39118 и ФНС России от 07.03.2014 № ЕД-4-2/4329@).

Отметим, что использовать БСО вы можете, только если принимаете оплату за услуги от граждан. А вот в случае, когда те же самые услуги приобретает у вас организация за наличный расчет, необходимо выбить кассовый чек. Правда, сделать это придется, только если у вас есть договор об оказании услуг с такой компанией. Иначе вы не обязаны догадываться, кто у вас покупает услуги — обычный человек или подотчетное лицо — представитель той или иной фирмы. Без договора с юрлицом вам можно спокойно выписывать БСО.

Что касается обслуживания предпринимателей, то согласно абзацу 4 пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 предприниматели в целях применения закона о ККТ относятся к категории «население». Следовательно, расчеты с предпринимателями можно оформлять с использованием БСО.

Кроме того, никто не обязывает вас проверять статус покупателя — зарегистрирован он в качестве предпринимателя или нет. Претензии со стороны проверяющих возможны, опять же, если у вас есть договор с предпринимателем, тогда инспекторы могут попытаться оштрафовать вас за неприменение ККТ. Суд же, скорее всего, встанет на вашу сторону. Ссылайтесь в подтверждение своей правоты на указанное постановление Пленума ВАС РФ. Но во избежание проблем и споров будет лучше, если вообще нигде не будет фигурировать, что покупатель — предприниматель. Тем более что, как мы уже сказали, проверять этот факт вы не обязаны.

Где взять форму бланка строгой отчетности

В большинстве случаев вам самостоятельно придется разработать и утвердить форму БСО (информационное письмо Минфина России от 22.08.2008 «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности»). В таком документе укажите все реквизиты, которые перечислены в пунктах 3 и 4Положения об осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение № 359). Перечень этих реквизитов мы привели в табл. 1.

Данные, которые обязательно должен содержать любой БСО

1. Наименование документа (например, квитанция на оплату услуг, проездной документ, путевка, абонемент)

2. Шестизначный номер и серия БСО

3. Наименование и организационно-правовая форма для организации или ФИО для предпринимателя

4. Юр. адрес организации, выдавшей БСО

5. ИНН фирмы (предпринимателя)

6. Вид и стоимость оказываемой услуги

8. Дата осуществления расчета и составления БСО

9. Должность и ФИО лица, принявшего деньги, и его подпись

10. Сокращенное наименование, адрес и ИНН типографии

11. Номер заказа, год его выполнения и тираж БСО

Однако по некоторым видам коммерческой деятельности вы можете сами ничего не разрабатывать. А воспользоваться уже готовыми бланками, утвержденными уполномоченными на это ведомствами (п. 5 Положения № 359). Перечень БСО, которые можно применять при расчетах с населением, мы привели в таблице.

Приказ Минкультуры России от 17.12.2008 № 257

Как самим сделать БСО на компьютере

Как правило, бланки строгой отчетности изготовляют именно типографским способом. Правда, возможен еще один законный способ изготовления БСО — с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения № 359).

В пункте 11 Положения № 359 сказано, что автоматизированная система должна соответствовать следующим требованиям:

— иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

— при заполнении бланка и выпуске готового документа система должна сохранять уникальный номер и серию БСО.

При этом чиновники поясняют, что речь в этом случае идет не о печатающем устройстве, поэтому простой компьютер и принтер для изготовления БСО использовать нельзя (письма Минфина России от 03.02.2009 № 030115/1-43 и от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353, п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@, письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 № 17-15/126038).

По своим параметрам автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике. То есть обеспечивать защиту, фиксацию и хранение сведений о бланке документа. При этом указанные системы не являются контрольно-кассовой техникой и их регистрация в налоговой инспекции не требуется. Вопросы согласования технической документации, изготовления и реализации автоматизированной системы следует решать с компетентными органами исполнительной власти (письмо Минфина России от 05.05.2014 № 03-01-15/20962). В общем, как видите, все достаточно запутано, и что такое автоматизированная система, толком по большому счету не ясно.

Поэтому самый удобный и верный способ — заказать БСО в типографии. Проследите, чтобы бланк обязательно содержал серию и номер документа (п. 9 Положения № 359). А также следующие сведения о типографии (п. 4 Положения № 359):

сокращенное наименование;
ИНН;
юр. адрес;
номер заказа, год его выполнения, тираж.

Кроме того, должна быть возможность снять с бланка копию. Либо же это должен быть документ с отрывным корешком (п. 8 Положения № 359).

Дата публикации: 20.11.2014 г.
Источник: http://www.26-2.ru/

Постановление Правительства РФ 359 от

Постановление Правительства РФ 359 от 06.05.08. (Основной документ по бланкам строгой отчетности)

«О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ»


В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

2. Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", могут применяться до 1 декабря 2008 г. если иное не предусмотрено абзацем третьим настоящего пункта.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" до вступления в силу настоящего постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного настоящим постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 14, ст. 1251);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 743 "О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5347);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 г. N 542 "О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 36, ст. 4382).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Зубков

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

2. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налого плательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

4. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

5. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

6. При необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами "ж" - "и" пункта 3 настоящего Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

7. Перечень сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по утверждению форм бланков документов.

Формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.

8. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения.

9. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка документа, оформляемую в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

10. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

11. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

12. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

13. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

14. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.

15. Бланки документов, поступившие в организацию (индивидуальному предпринимателю), принимаются работником, указанным в пункте 14 настоящего Положения, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков документов на учет указанным работником.

16. Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

17. Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

18. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации (индивидуального предпринимателя) и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) или индивидуального предпринимателя на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

19. Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются неком плектные или испорченные бланки документов.

20. В случае применения документов наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):

заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);

получает от клиента денежные средства;

называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;

подписывает документ (при наличии места для личной подписи);

называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):

получает от клиента платежную карту;

заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);

вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;

подписывает документ (при наличии места для личной подписи);

возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;

в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.