Руководства, Инструкции, Бланки

Анализ Занятия Педагога Дополнительного Образования Образец img-1

Анализ Занятия Педагога Дополнительного Образования Образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1729 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по теме: карта анализа занятия педагога дополнительного образования

Методическая разработка по теме:
карта анализа занятия педагога дополнительного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ посещения занятия - необходимое условие для улучшения качества дополнительного образования детей. Данная разработка методистам и педагогам дополнительного образования детей.

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм.

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования.

Анализ работы педагога дополнительного образования

Основная задача кружка – развитие художественных способностей детей в процессе обучения средствами различных видов изо, формирование эстетических потребностей вкуса, воспитание интереса к искус.

СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фамилия, имя. отчество педагога Керженцев Антон АлексеевичНаименование образовательного учреждения, район (город)ГБОУ ЦДЮТ.

Анализ деятельности педагога дополнительного образования за 2013 – 2014 учебный год

Согласно учебного плана на 2013 – 2014 уч.г. было скомплектовано 3 учебные группы (1-го, 2-го и 3-го года обучения) кружка художественного вязания «Искусница» с общим количеством уча.

Анализ работы педагога дополнительного образования

Методическая разработка анализа работы педагога дополнительного образования. В помощь для педагогов, как составлять отчеты.

Другие статьи

Анализ занятия

Требования к организации учебного занятия в УДО

Примерная структура занятия в УДО:

1. Организация начала занятия . постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Актуализация знаний (повторение) - проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3. Объяснение нового материала - ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца эталона знаний и умений.

4. Закрепление - Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, на перенос в сходную или измененную ситуацию.

5. Подведение итогов занятия . формулирование выводов.

Различают следующие типы и виды учебных занятий:

( изучение, усвоение нового учебного материала )

¨ занятие исследовательского типа

2.Обобщающие занятия

(занятия обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного) - Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

¨ занятие репродуктивного типа

¨ практическое занятие

¨ занятие - экскурсия

¨ семинар, конференция

¨ итоговое занятие

¨ обобщающая самостоятельная работа

Методы обучения – это деятельность ребенка, ведущая к усвоению знаний и умений; деятельность педагога, управляющего процессом усвоения материала.

Формы обучения – это виды занятий, организуемые с учетом количества детей

Средства обучения – все то, что «лежит» между педагогом и ребенком и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур.

Материал подготовлен Веснянкиной И.В. зав. отделом РЦВР МО РТ

Схема тематического планирования (план-конспект занятия).

· Название детского объединения;

· Дата, время и место проведения занятия;

· Возраст и год обучения группы (учащегося);

· Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога, его категория, пед. стаж;

можно указать основную специальную литературу, ТСО,

использованные муз. произведения

Ход занятия. В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа занятия в соответствии с предложенной структурой, формы работы педагогов и детей, использование средств и методов обучения, т.е. воспроизводится «живая картина занятия». Степень ее полноты может быть различной: от подробного воспроизведения всего происходящего на занятии до схематического, позволяющего представить в общих чертах деятельность ПДО и учащихся на занятии.

Актуализация (повторение изу-ченного материала)

Здесь указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать. Намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля учащихся, их взаимопроверки.

Изучение нового материала, форми-рование новых умений и навыков

Указываются новые понятия и действия, которые вводятся в данной теме. Указываются предполагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся. Конкретно намечается, что должны узнать и усвоить учащиеся, какие действия научиться выполнять и каким способом.

В процессе изучения нового материала необходимо организовать контроль за усвоением новых знаний, он может включать:

1. Постановку логических вопросов.

2. Организацию обратной связи.

3. Самостоятельную работу.

Закрепление изу-ченного материала

Указанные в предыдущем разделе плана действия, умения и навыки должны прочно закрепляться на занятии, главным образом в процессе самостоятельного применения. Определяется вид и тип самостоятельной работы учащихся.

Методика организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа должна быть организована в 4 этапа по принципу “от простого к сложному”:

2. полусамостоятельно (напр. синхронно с педагогом)

3. абсолютно самостоятельно

Материал подготовлен Веснянкиной И.В. зав. отделом РЦВР МО РТ

Примерная анализа занятий в УДО (Требования к занятию в УДО)

1. Организация занятия:

ü своевременность начала и окончания занятия;

ü мобилизация внимания учащихся, умение быстро включить их в работу и создать рабочую обстановку и положительный эмоциональный настрой;

ü умение вызвать у учащихся интерес к теме занятия;

ü чёткая организация деятельности учащихся на занятии;

ü рациональное использование учебного времени, предупреждение нерабочих пауз;

ü дидактическое оборудование занятие

ü соблюдение санитарно-гигиенического режима, предупреждение утомляемости и перегрузок учащихся;

ü соблюдение правил техники безопасности;

ü культура общения на занятии, контакт с группой, речь, жесты педагога, эстетика его внешнего вида

2. Наблюдение хода занятия и его анализ.

ü место данного занятия в системе других занятий;

ü постановка перед учащимися цели занятия в целом и каждого его этапа в

ü актуализация опорных знаний, виды актуализации

ü связь изучаемого материала с предыдущими темами, использование новейших достижений науки и культуры

ü использование межпредметных связей

ü доступность изучаемого материала, уровень его трудности;

ü методика изложения нового учебного материала, использование развивающих технологий обучения, активных форм работы;

ü методика и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, постановка проблемных ситуаций;

ü практическая направленность занятия, рациональное соотношение теории и практики;

ü организация поэлементного усвоения знаний, соблюдение принципа “от простого - к сложному”, завершённость всех учебных операций;

ü соотношение деятельности педагога и учащихся;

ü место и удельный вес самостоятельных, творческих, работ на занятии, методика их организации;

ü формы работы учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная);

ü плотность занятия, объём выполненных работ;

ü дифференцированный подход в обучении (в определении характера заданий, объёма и степени сложности работ);

ü структура занятия, её целесообразность и соответствие теме занятия, целям и задачам;

ü приёмы формирования, закрепления, обобщения и систематизации специальных знаний, умений и навыков;

ü степень овладения учащимися умениями и навыками, глубина и прочность знаний, полученных на занятии;

ü профориентационная направленность занятия;

ü затруднения, возникшие у учащихся, их причины, были ли они устранены;

ü организация контроля за деятельностью группы; правильность и объективность оценки знаний и умений учащихся;

3. Общие выводы по занятию.

Материал подготовлен Веснянкиной И.В. зав. отделом РЦВР МО РТ

Технологическая карта оценки эффективности учебного занятия.

Фамилия, имя, отчествопедагога ____________________________________________

Время проведения занятия__________________________________________________

Место проведения _________________________________________________________

Примерная схема анализа занятия педагога дополнительного образования

Планирование и анализ занятия в дополнительном образовании детей

Планирование и анализ занятия в дополнительном образовании детей

Совершенствование мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможен без правильного организованного планирования и анализа занятия. Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, к которому предъявляются определённые требования. Для того чтобы занятие стало обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно подготовить, спланировать, а затем проанализировать.

КАК СПЛАНИРОВАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОТОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Этап учебного занятия

1. Организационный этап

Данный этап предполагает:

1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);

1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)

2. Изучение нового материала

Данный этап предполагает:

2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия;

2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог;

2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

3. Закрепление нового материала

3.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся;

3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»;

3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

4. Задание на дом, включающее:

4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Примечание: Задание на дом в системе дополнительного образования детей носит специфический (не обязательный) характер, направлено на развитие навыков обучающихся работать самостоятельно при закреплении учебных умений или расширении знаний, полученных на занятии с педагогом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Педагог разделяет тему и цель урока

Педагог умеет сформулировать цели для себя и для учащихся.

Поставленные перед учащимися цели формулируются в понятной для ученика форме

Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности

Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия.

Педагог умеет проектировать цели для отдельных этапов занятия.

Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально

значимых качеств личности.

Итого баллов по данной компетентности:

Компетентность в области мотивирования обучающихся

Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме занятия.

Педагог использует знания об интересах и потребностях, возрастных особенностях учащихся при постановке учебных целей и задач, в отборе содержания занятия, в организации учебной деятельности, выборе методов и форм работы и т.д.

Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся

Педагог дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

Итого баллов по данной компетентности:

Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

( складывается из следующих компонентов; компетентность в предмете преподавания, методах преподавания, в субъективных условиях деятельности0

Педагог в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета (учебного материала).

Педагог умеет отобрать оптимальный объем учебного материала для достижения цели учебного занятия

При изложении в письменной работе основного материала по предмету педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.

Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.

Педагог представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Педагог демонстрирует владение современными методами и технологиями обучения.

Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме занятия, условиям и времени, отведенному на изучение темы.

Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с которыми он работает, специфику взаимоотношений между ними

Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала обучающимися с различной степенью учебной подготовки

Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися

Итого баллов по данной компетентности:

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений ( складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы (при их наличии), умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решение в педагогических ситуациях)

Конспект занятия составлен с учетом темпа усвоения учебного материала обучающимися

Конспект занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках образовательной программы

Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов

Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения

Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью

Педагог демонстрирует умения методически грамотно организовать самостоятельную активную деятельность учащихся на занятии и в ходе выполнения домашнего задания.

Итого баллов по данной компетентности

Компетентность в области организации учебной деятельности,

Педагог владеет методами организации индивидуальной и/или совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.

Педагог демонстрирует способность проектировать формы и методы

сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся

Педагог демонстрирует умения организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи (книги, компьютерные и медиа - пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)

Педагог способен точно определить ожидаемые результаты занятия.

Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы и учебные достижения учащихся.

Педагог показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их учебных достижений.

Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

Итого по данной компетентности

Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

КАК ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЁ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий преподаватель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий преподаватель - это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Преподаватель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь учебное занятие как основную ее форму.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Хорошее занятие имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобразием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в занятии должна быть видна и просто грамотность педагога:

• знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного занятия,

• умение планировать, проводить и анализировать занятие.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех обучающихся.

Реальная ценность занятия — его результат; степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. На занятии ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на занятии.

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

1)Организационную сторонузанятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;

2)Содержаниезанятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи;

3)Воспитывающую рользанятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4)Методическую сторонузанятия:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организована практическая работа;

г) способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

5)Особенности поведения педагога назанятии. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой;

б) возможностиобразовательного учреждения,наличиекабинетов,техническихсредств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

в) состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностейучеников (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

г) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны занятия;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Формы анализа и самоанализазанятия

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;

4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:

- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия(чаще всего системы занятий).

Комплексный анализзанятия

Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из педагогов в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение занятия. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на занятии новых достижений науки и т. д. давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.

Содержание комплексного анализа занятия может быть различным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:

Анализ решаемых педагогом задач:

как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы педагога,

насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели занятия,

в какой мере активизировалась познавательная деятельность обучающихся на разных этапах занятия,

что стимулирует ответственное отношение обучающихся к учебному труду,

насколько объективно оценивались знания, умения и навыки,

как осуществлялась связь теории с практикой,

насколько удачно сочетались содержание и методы обучения,

применялись ли традиционные и новые виды обучения, технические средства,

что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.

Анализ воспитательного влияния занятия:

что на занятии служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию обучающихся,

как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, группы,

каковы воспитывающие отношения между обучающимися, между педагогом и обучающимися,

насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.

Анализ педагогических возможностей и особенностей педагога:

какие личностные качества педагога проявлялись на разных этапах занятия

педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды педагога, его речь, манера держаться, авторитетность,

умение активизировать и мотивировать труд детей,

определять типичные ошибки в их работе и устранять их,

оценивать результаты своего труда и итоги работы обучающихся,

умение быстро корректировать ход занятия.

Анализ деятельности обучающихся назанятии:

учет педагогом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий,

работоспособность обучающихся на занятии, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов,

умение обучающихся применять теорию на практике и др.

В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда педагога и уровне воспитанности обучающих. Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение - важное условие органического включения анализа работы педагога в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Структурныйанализ занятия

(оценивается каждый этап занятия)

1. Дидактические задачи, настрой учащихся на учебную деятельность.

2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).

кратковременность организационного момента;

полная готовность обучающихся к занятию;

быстрое включение ребенка в учебную деятельность;

внимательность, дисциплинированность.
П. Повторение ранее изученного.
Дидактические задачи:

выявить качество знаний ранее изученного материала;

углубить знания по изученной теме.
Содержание этапа:

выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность,
обобщенность, конкретность, применимость;

ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;

особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:

целевая установка (цель);

какая часть обучающихся участвует в опросе;

Положительные критерии опроса:

уточнение опорных понятий;

ликвидация недостатков в ответах;

активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
III. Подготовка к восприятию нового материала.
Дидактические задачи:

стимулирование к получению новых знаний;

дать конкретное представление об изученной теме;

добиться осознания значимости изучаемого материала.
Содержание:

сообщение темы (доска);

выведение темы самими обучающимися;

показатель практической и научной ценности;

организация внимания, мобилизация их волевого настроя.

IV.Овладение новым материалом.

интерес детей (игра, беседа, самостоятельно).
Критерии успешности (новые знания):

правильность ответов по ходу изучения;

разнообразие деятельности детей;

V.Проверка понимания знаний и умений
Дидактические задачи:

- условия связи между фактами, как усвоили изученный материал, какие умения следует закрепить.

проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.

как заботится педагог;

форма закрепления (дополнительная информация, факты).
Критерии:

подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;

дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;

умение детьми устанавливать связи;

умение воспроизводить новые понятия;

умение выделять признаки.
VI. Практическая работа

Обратить внимание на приемы выполнения практической работы, дать рекомендации по уровню (слабым обучающимся).

ОТЗЫВ-РЕЦЕНЗИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место проведения)

(тема и дата проведения занятия)

Цели занятия, его план были открыты обучающимся , конкретные и побудительные для них.

Замысел занятия реализован.

Содержание занятия оптимально (научно, доступно).

Проблемный характер изложения учебного материала.

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов.

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения.

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

в предметной области

в области информационных технологий

в проектно-аналитической деятельности

в исследовательской деятельности

в плане продолжения образования и эффективного самообразования

Занятие способствовало развитию качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

креативность, установка на творчество

самостоятельность и ответственность

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

Комфортность образовательной среды : материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

Психологическая комфортность : благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.